Ни слова о войне
Итоги Канна неожиданны. И многих, включая меня, разочаровали.
Оба моих фаворита получили по два приза («Эмилия Перес» – Приз жюри и приз за женскую роль, а «Семя священного инжира» – Специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ), но не выиграли фестиваль. Что жаль. Победа фильма Жака Одиара означала бы триумф художественно смелого кино, а победа иранца Расулофа – кинематографа важного и своевременного.
Но решение всегда зависит от председателя жюри. Это его имя остается в истории под названием фильма победителя.
Стивен Спилберг, например, как примерный синефил, выбрал «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша,
Квентин Тарантино – острый «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура,
Алехандро Гонсалес Иньярриту – прорывных «Паразитов» Бон Джун-хо.
Имя Греты Гервиг, начинавшей карьеру в независимом кино, но завоевавшей мировую славу фильмом «Барби», навсегда останется рядом с выбранным ею фильмом-победителем.
Это «Анора» Шона Бейкера», самый зрительский фильм из конкурса Канн. Комедийная мелодрама про русских эмигрантов в Америке.
Анора – это имя девочки из узбекской семьи. Красивая и ладная, она работает в стрип-баре, ежедневно ублажая эротическими танцами клиентов. Пока там не появляется молодой и симпатичный сын богатого русского. Инфантильный и капризный, он приглашает девушку в свой богатый дом на Брайтон – бич.
Шон Бейкер – режиссёр хороший. И последовательный. Всю жизнь он снимает маленькие независимые фильмы об американской бедноте и маргиналах, об униженных, оскорбленных и отвергнутых обществом людях. «Старлетка», «Мандарин», «Красная ракета» и «Проект Флорида» вызывали заслуженное уважение профессионалов и симпатию зрителей.
Он не изменил себе и в этот раз. Все так же политкорректно. Действие его начинается в борделе, простите, стрип-баре, в котором работают очень хорошие и трудолюбивые люди.
Бейкер, кстати, стоя на сцене посвятил им свой фильм – «всем секс-работницам и секс-работникам прошлого, настоящего и будущего».
Богатые люди в его фильмы бездуховны и злы, а бедные … ну вы сами все понимаете.
Русские актеры хороши. Юра Борисов справляется практически без слов, превращаясь из гопника в рыцаря. Марк Эдельштейн – удачная инкарнация Тимати Шаламе и знает об этом.
Но главный актив фильма – исполнительница роли Аноры Майки Мэдисон. Живая, искрящаяся, умеющая быть серьезной и веселой, она «делает фильм».
Меня многое смущает в этом фильме. И его непритязательное, даже наивное послание миру. И нехитрая стилистика, приемлемая в Санденсе, но не в Каннах.
И, конечно, русские. Третий год полномасштабной войны, вчера только авиабомбами разбомбили торговый центр в Харькове, а тут … хорошие и не очень русские. Да – действие происходит в Америке, да – они могут быть из других постсоветских стран… но ощущение неловкости не покидает.
Ни слова о войне. Ни слова.
Но Грете Гервиг и ее жюри важно, что это сделано «с любовью к простым людям», сделано иронично и смешно. И значит можно быть довольной собой. Дело сделано.