Купить мерч «Эха»:

Напортачивший портал

Мнения21 февраля 2023

Специально для “Эха”

“Есть магнитофон системы «Яуза», вот и всё, и этого достаточно” – когда-то написал Александр Галич. Он сам, накануне отъезда из СССР, выступал дома у Людмилы Михайловны Алексеевой. И негде было яблоку упасть. Окна открыты. И на следующий день, рассказывала сама Людмила Михайловна, она возвращалась с работы и из всех окон дома слышала своего вчерашнего Галича.

Опять же, цитата из Владимира Высоцкого – “меня зовут к себе большие люди, чтоб я им спел охоту на волков”. В публичном пространстве жанра вроде бы не существовало. Но на творческих вечерах залы были битком набиты. Попыток легитимизировать авторскую песню было немало, но усилий хватало ненадолго. Клуб «Под интегралом» в Новосибирске создан в 1963 году. И в 1968 году там прошел фестиваль клубов песни Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Правда, Московский и Ленинградский клубы отказались от участия незадолго до фестиваля. А там пел Галич.

Позже инициативу свернули, «Под интегралом» умножили на ноль. Власти мониторили жанр – кгбшники хаживали на слеты на природе (тогда и появилось выражение «обрубать хвосты»), изымали из публичного пространства Юлия Кима (песни к кинофильмам он вынужден был сочинять под псевдонимом Михайлов), сажали в психушку Петра Старчика. Опять же, Галича из страны выдворили. Авторы песен подписывали неугодные власти открытые письма, частенько хранили самиздат, некоторые из них непосредственно участвовали в диссидентском движении.

Нечто подобное происходило и с роком, и с джазом, и с художниками-нонконформистами, и с литературой. Политика отмены неугодных для советской власти была делом привычным. Но – рукописи не горят, есть магнитофон системы «Яуза». И – к моменту наступления перестроечных свобод неформальный архив уже существовал.

  В 1996 году возник интернет-портал www.bards.ru, на котором собрали информацию об авторах, исполнителях, организаторах концертов и активистах движения авторской песни. Именные странички, тексты песен, фото, рубрика «печатный двор» с публицистикой. Дискография.

 Портал собрал огромное количество контента, и – немалое количество поклонников. Это был источник информации, справочный материал.

 Жанр тем временем жил своей жизнью, на Грушинский фестиваль приезжали тысячи слушателей и выступающих, возникали и другие фестивали в России и за рубежом. Проект «Песни нашего века» пользовался чрезвычайной известностью, с частыми выступлениями в больших залах и на телевидении. Официальные чиновники не скрывали симпатии к гитарной поэзии.

Вспомню даже фантастическую историю о том, как в середине 90-х с некой хитрой автомобильной проблемой я дошла аж до тогдашнего начальника ГАИ России. Он решил вопрос одним махом. На мои благодарности вдруг попросил переписать для него альбом Юрия Кукина.

 Первый приговор Ходорковскому. Мне позвонил уже очень больной Виктор Берковский и предложил написать открытое письмо от авторов песен, с поздравлениями политзаключенному Ходорковскому. Я написала. Его подписали Берковский и Шаов, Митяев, Городницкий и Туриянский… И не подписали – например, Мирзаян и Трофим.           

А с 2014 года авторская песня, как и все российское общество, разделилась на «Крымнаш» и- «ненаш». Я подробно рассматривала эту историю в статье для «Новой Газеты». В 2023 году, как вы понимаете, ситуация обострилась.

Среди тех, кто однозначно поддержал аннексию Крыма – автор песен Сергей Матвеенко. В скобках отмечу, что ранее автор Матвеенко был не чужд либеральных идей. Когда-то журналист «Эха Москвы» Татьяна Пелипейко именно его пригласила петь песни протеста в эфире молодой радиостанции, в 1990 году. Это я навязалась вместе с ним…

 Зачем я упоминаю его имя – с 2020 года он сообщал, что является главным редактором портала bards.ru. То есть, теоретически отвечает за редакционную политику портала. Отвечает грозно – в социальных сетях публикует рекламу портала, и тут же – сообщение о том, что всех, не согласных с политикой Российской власти он, Матвеенко, считает врагами  России.

И в феврале 2023 на вверенном Матвеенко портале обнаружены изменения. Часть авторов -например, Макаревич (а что, не автор песен?), ряд авторов из Украины – исчезли совсем. В конце ноября был Макаревич,  а сейчас – нет. У другой части – в том числе, у меня –купировали тексты песен. Автор есть, а песен нет. Причем, установить, что таковой автор вместе с таковыми песнями присутствовал, очень просто. Есть неумолимый электронный архивариус,  с помощью которого элементарно выяснить примерное время удаления и внесения изменений.

В качестве официального ответчика выступила некая Диана Романова (ее покойный отец долгое время редакторствовал на bards.ru), заверившая аудиторию соцсети от лица портала, что произошедшее – техническая ошибка. Теоретически можно предположить, что украинские авторы Виктор Байрак, Игорь Жук или Ольга Артеменко потерялись, равно как и российский автор Андрей Макаревич. Ибо портал вроде бы проводил чистку неактивных аккаунтов. Сообщение о чистке появилось на портале, затем исчезло.

Другое дело, что, скажем, моя собственная страница, (я ее не вела, она возникла по инициативе портала), включая биографию, была изрядно отредактирована. А в самом конце отредактированной информации появились сведения о том, что радиостанция «Эхо Москвы» была закрыта как иностранный агент в 2020 году. Этого я снести не смогла и обратилась через социальные сети, а также по электронной почте к упомянутым Сергею Матвеенко и Диане Романовой. Суть обращения была следующая – либо вы восстанавливаете купированное по мотивам политической цензуры, приносите извинения за доказуемую ложь, и портал продолжает прежнюю жизнь. Либо – прошу удалить все, связанное со мной лично, включая расшифровки эфиров оболганного «Эха Москвы», а также мои тексты (я зарегистрированный член Российского Авторского Общества). Соцсеть, в которой происходила переписка, принадлежит компании, признанной в России экстремистской.

В ответ самоназначенная ответчиком Диана проинформировала меня в соцсетях о нижеследующем: на ряде страниц «порезвился» неизвестный администратор. Они попробуют выяснить, кто (дальнейшего развития сюжет расследования не получил). Она извиняется и все восстановит. Мне, правда, кажется, что извиняться необходимо там, где напакостили. То есть, на портале, ибо соцсеть, в которой происходила переписка, принадлежит компании, признанной в России экстремистской.  А на портале произошло следующее – меня лично переименовали в «ья».  Откорректированную биографию в итоге удалили. Творческий контент частично на месте. Статьи, часть из которых – расшифровки закрытого порталом в 2020 году «Эха Москвы» – на месте. Статьи обо мне – тоже в категории «ья».

Трагичнее была судьба главного редактора Матвеенко. Он утратил статус. Причем – его не просто уволили, с его собственной странички исчезло всякое упоминание о том, что он когда бы то ни было состоял в главных редакторах.

Украинские авторы, а также Макаревич по-прежнему удалены. Кроме того, портал лишил некоторых авторов их собственных произведений.

Некоторые прочие творцы , вероятно, по недосмотру администрации портала, сохранили доступ к своим страницам, и на этих страницах недвусмысленно  описали свое отношение к происходящему. Пока руководство сайта демаршей не заметило.

Иные же обнаружили, что их удаленные тексты восстановлены – с ошибками и не так, как они сами их публиковали.

С моей точки зрения, портал перестал быть источником информации и стал местом цензуры и мракобесия. Это рядовое явление среди творческих сообществ. На данном этапе портал по-прежнему эксплуатирует контент радиостанции, которую сам же «закрыл» на два года раньше времени. Мне кажется, это стоит прекратить, если не по согласию сторон, то иначе. Мое однозначно высказанное на этот счет мнение встретило волну критики поклонников, считающих жизненно важным сохранение портала с информацией любой степени достоверности. Причем сохранить его хотят именно в качестве источника информации. Хотя, боюсь, изгиб гитары желтой уже стал сугубой кривизной.

Мне кажется очень справедливым, что авторы уходят с этого портала. На электронную почту портала отправлен не один запрос. Ответов пока нет.

Когда материал уже был закончен, лично мне пришел ответ на мой запрос об удалении материалов – с сообщением, что все удалено (неправда), утверждением, что информация о радиостанции (ее закрытие в 2020) верна ( в доказательство приводится ссылка на материал 2022 года) – неправда, и угрозами, что моя «клевета» в адрес публичной личности Матвеенко, и непубличной – Дианы Романовой – будет иметь «чреватые последствия».

Чем сердце успокоится, уже известно. Они возьмутся за руки.  В сентябре 2023 года в Краснодарском крае пройдет фестиваль авторской песни «Большой Донбасс».  В Краснодарском крае. Но Донбасс. И при поддержке соответствующего фонда.