Мне в этой лирике виделось нечто потустороннее
Мемуарное.
Когда я перешел в четвертый класс, нам назначили молодую классную руководительницу, сразу после пединститута, и одной из ее первых реформ стала замена нашей предыдущей классной песни, «Три танкиста», на новую, «Товарищ». Эта руководительница каким-то образом умудрилась набраться шестидесятнической комсомольской романтики 20-х годов, которая к середине 70-х уже стала нишевой.
Песня была посвящена периоду Гражданской войны и открывалась словами «Я песней, как ветром, наполню страну» (очевидно, автор стихов не был знаком с выражением «испустить ветры») с контентом, который я так и не смог забыть, хотя старался. Например: «Луна словно репа, а звезды – фасоль. Спасибо, мамаша, за хлеб и за соль! Еще тебе, мамка, скажу поновей: Хорошее дело взрастить сыновей, Которые тучей сидят за столом, Которые могут идти напролом».
Мне в этой лирике виделось нечто потустороннее, нечеловеческое. Рептилоидов тогда еще не придумали, но откуда-то оттуда.
И вот на старости лет я решился погуглить, руководствуясь фрейдистским императивом о том, что нужно разбираться с кошмарами детства. Выяснилось, что автор слов, Александр Прокофьев, в 1922-1930 гг. был оперуполномоченным ВЧК-ОГПУ и все последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности. В 1945-1948 и 1955-1965 гг. был ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза писателей, в этом качестве сыграл видную роль в кампаниях против Пастернака и Бродского. Герой труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий. Несмотря на длительную карьеру в литературе, стихотворение «Товарищ» (1929), положенное на музыку, осталось его наиболее известным произведением.