Мистерия
Читаю лекцию у Сергея Кузнецова в «Марабу» под Бостоном: эволюция человечества в мировой фантастике. Рассказываю о том, что главным жанром русской литературы ХХ века стала мистерия – потому что история вышла за пределы рационально объяснимого. Перечисляю примеры и приметы жанра: метаисторическая концепция, трагизм, смешение эпох, участие в действии нечеловеческих сущностей – демоны, духи, боги… крушение традиционной гуманистической морали, кризис веры…
Спрашиваю: какой самый известный русский роман XX века, написанный в этом жанре? Ну, думаю, все скажут: «Мастер и Маргарита»! В крайнем случае «Чевенгур» или «Роза мира».
— Самый известный русский роман ХХ века — «Архипелаг ГУЛАГ», – спокойно говорит один мрачный ребенок из тех, что сидят на камчатке и всегда все понимают раньше остальных.
— Но это документальная книга, — говорю я, — non-fiction.
— А многие до сих пор не верят, – говорит он. — И даже разоблачают.
— Но где же там метаистория?!
— А когда в середине ХХ века опричнина – это не смешение эпох? И вообще описанное там – это гораздо фантастичнее, чем все эти, как вы выражаетесь, шрастры и жругры. Андреев — это фнэтэзи, а Солженицын — строгая sci-fi. На добротной научной основе.
И ведь он прав. И, сдаваясь, я спрашиваю:
— Но где же нечеловеческие сущности?
— Да полно, — говорит он спокойно. — С одной стороны — следователи и охрана. С другой — выжившие.
Купить книги Дмитрия Быкова на сайте «Эхо книги»
Купить книги Михаила Булгакова на сайте «Эхо Книги»
Купить книгу Даниила Андреева «Роза мира» на сайте «Эхо книги»