Купить мерч «Эха»:

Мир не прост…

Мнения21 февраля 2023

Во время немецкой оккупации драматург Жан Ануй находился в Париже. Здесь он написал пьесу «Антигона», взяв сюжет Софокла. Юная Антигона, дочь царя Эдипа. После того, как Эдип покинул Фивы, править здесь должны были два его сына — Этеокл и Полиник. Они договорились, что будут сменять друг друга на престоле.

Однако Этеокл отказался уступать трон брату. Тогда Полиник привел под стены родного города вражеское войско. Фиванцы разбили врагов, а братья сразились на поединке и оба погибли. Царем в Фивах стал их дядя Креон, который торжественно похоронил Этеокла, защищавшего родной город, а тело предателя Полиника приказал оставить на растерзание зверям.

Антигона, зная, что Креон грозит ослушникам смертью, идет к телу Полиника и покрывает его слоем земли. Ни уговоры, ни угрозы не действуют, и Креон приговаривает свою племянницу и невесту своего сына, к смерти.

Антигону замуровывают в пещере, где она кончает с собой. Гемон, ее жених, тоже убивает себя. Совершает самоубийство и мать Гемона, жена Креона.

Таков сюжет «Антигоны» и у Софокла, и у Ануя. Дальше различия. Премьера состоялась 4 февраля 1944 года в театре «Ателье» в постановке Андре Барсака. После окончания спектакля в театре царила мертвая тишина и, казалось, это был провал. Но через несколько минут театр взорвался от аплодисментов и восторженных криков.

Бунт Антигоны против своего дяди воспринимался как восхваление бойцов Сопротивления, не подчинявшихся нацистам. Немцам поступил донос о том, что в театре «Ателье» идет подозрительная пьеса. От Барсака потребовали остановить спектакли, но тут союзники высадились в Нормандии, и всем стало не до театра. После освобождения Парижа постановку возобновили…

И тут разные люди накинулись на Ануя и стали обвинять его в том, что он воспевает коллаборационизм. В древней пьесе Креон ( или Креонт, как он назван в русском переводе Софокла) — жестокий тиран. Антигона Софокла выступает против тирании в защиту древних законов, повелевающих не осквернять тела.

Креон у Ануя — старый, усталый человек, который прекрасно понимает стремления Антигоны. Он уговаривает Антигону отступить, пытается ее смягчить, описывая ее возможную будущую жизнь с Гемоном, хочет ее защитить, и у него — своя логика.

Полиник — предатель и подонок, когда-то посмевший поднять руку даже на родного отца. Стоит ли ради такого мерзавца жертвовать своей молодой жизнью?

В усталом цинике Креоне многие увидели изображение маршала Петена, возглавлявшего коллаборационистский режим Виши. Петена приговорили к смертной казни, которая позже была заменена на пожизненное заключение. На суде он оправдывался аргументами, похожими на креоновские. Он говорил, что сочувствовал борьбе против немцев, но понимал, что партизанские выступления бессмысленны и приказывал преследовать тех, кто совершал теракты, потому что не хотел, чтобы немцы расстреливали заложников…

Ануй, как и многие другие, был подавлен тем, как в послевоенной Франции проходил процесс «очищения» — наказания коллаборационистов, когда обривали головы несчастным женщинам, все преступление которых состояло в том, что они спали с немцами, когда вдруг вылезли «партизаны последнего дня» — те, кто во время оккупации сидели тихо, а теперь призывали к максимально жестоким наказаниям.

Ануй собирал подписи в защиту Робера Бразильяка, писателя, который был казнен по обвинению в коллаборационизме.

На этом фоне кто-то называл «Антигону» «эсэсовской пьесой», а кто-то считал, что Ануй воспевал борцов Сопротивления. Много позже, когда «Антигона» уже всеми воспринималась, как великая классика, Ануй в одном интервью сказал, что не знает, на чьей он стороне — Антигоны или Креона…

P.S. Это я не к тому, что «не все так однозначно». Сейчас все однозначно. Я просто все время думаю о том, как мы будем страшно грызться, когда война закончится…

Оригинал