Купить мерч «Эха»:

Меня ругает Соловьев

Максим Кац
Максим Кацобщественный деятель
Мнения19 апреля 2024

Сегодня мы опять с вами поговорим про Владимира Соловьёва и его публичные выступления, вам придётся сегодня довольно много его послушать, так что заранее извиняюсь. Сначала отреагирую на его реплику в мой адрес, речь о вчерашнем эфире на «Соловьёв.live». «Соловьёв.live», напомню, это не личный видеоблог Владимира Соловьёва, а общероссийский федеральный телеканал, относящийся к государственному медиахолдингу ВГТРК, давайте глянем, что ж обо мне там вчера говорили.

«Обожаю такие вещи. Максим Кац: «РПЦ и «Спас». Почему они не имеют никакого отношения к православию». Максим, твою мать, Кац рассуждает о РПЦ и православии. Максим, вот я еврей, в отличие от тебя, потому что ты вообще неизвестно кто, ты совершивший обряд перешивания мелкий картёжный жулик и ничтожество с бабским голосом. Ты беженец от всех армий, какое ты имеешь отношение к Русской православной церкви и телеканалу «Спас», что ты об этом вообще знаешь?»

В России существует общественно важная проблема, и об этой проблеме я говорил в своём позапрошлом ролике. На федеральном православном телеканале «Спас», которому доверяют многие прихожане РПЦ, язык ненависти и призывы к насилию утверждаются как новая норма. А в пятом выпуске программы «Война и Библия» богоугодным делом вовсе назвали геноцид. Люди, вещающие на всю нашу страну, занимаются возбуждением ненависти и подстрекательством к преступлениям против человечности. То есть, и по международному праву, и по законам Российской федерации совершают уголовные преступления, наносят огромный урон российскому обществу, сознательно разрушая человеческие нормы и правила цивилизованной дискуссии. И вот мы решили об этом поговорить на нашем канале – и как же реагирует Владимир Соловьёв в эфире федерального телевидения? Он поступает, как тот самый телеканал «Спас», он же ничего не сказал по существу в этом своём отрывке? Он не выявил в нашем ролики ни лжи, ни вырывания цитат из контекста, ни каких-то злонамеренных манипуляций. 

Вместо этого он выдвинул тезис: люди с той или иной фамилией и национальностью лишены права обсуждать определённые темы. Ну вот не равны граждане России, согласно ВСУ, каждый должен оглядываться на своё происхождение. Каждый Кац, Магомедов, Жамсаранов и Иванов должны знать своё место и обсуждать только то, что им положено. Меньше, чем за минуту эфирного времени ведущий навалил столько, что разбирать можно минут 10. Был бы это монолог, а диалог, я бы спросил, что такое обряд перешивания, Соловьёв, видимо, знает, о чём говорит. А ещё уточнил бы, верно ли, по мнению Соловьёва, что важны не сами факты, а то, каким голосом они озвучены. Ещё непонятно. 

Почему он решил оспорить мой ролик тем фактом, что я не служил в армии? Такой аргумент можно вернуть и самому Соловьёву, ведь он и сам в армии не служил. Зато легко понять, зачем он называет оппонента мелким картёжным жуликом. Если бы Соловьёв сказал как есть, Максим Кац – первый чемпион России по спортивному покеру, звучало бы слишком солидно. А тут и мелкий, и жулик. По логике Соловьёва, как обладателя чёрного пояса по карате, можно назвать, например, ничтожным любителем избивать людей. Да вот только это не имеет никакого отношения к сути. Обсуждение спортивных или иных достижений людей, высоты голоса и национальности просто переключают внимание с по-настоящему важных фактов на чью-то личность. А мы в очередной раз поговорим не о персоне Владимира Рудольфовича Соловьёва, а о том, что он несёт во всероссийский эфир.

Соловьёв посвятил передачу от 17 апреля, в основном, антропометрическим характеристикам деятелей российской оппозиции. Кто-то, мол, лицом не вышел, у кого-то фигура плохая и всё такое. 

«Да, возраст, никто не властен, но хотя бы ухаживать за собой можно. Ну на это же смотреть невозможно, вот эта ***, которая уже просто трещит по швам, ну сколько можно в одну калитку жрать? Сборище уродов».

Ещё один пунктик у Соловьёва, какой у человека рост. 

«Кстати, прекратите уже использовать женщин, которые закупаются в размере для новорожденных» 

Казалось бы, не судить людей по внешности учат ещё малышей в детсадах и первоклашек в школе. Мультфильмы, от советского «Чебурашки» до пиксаровского «Шрека» тоже об этом. Одна из героинь в истории нашей страны, лётчица Лидия Литвяк, была совсем небольшого роста. Один из лучших советских маршалов, который блестяще командовал войсками и сберёг много солдатских жизней, Фёдор Толбухин, страдал от лишнего веса. И тут я совсем не зря привожу в пример именно советских героев. Запомните их, скоро вы увидите, при чём здесь Великая Отечественная война. 

«И главное, посмотрите, ну насколько же красивы наши ребята на фронте, насколько красивы наши конструкторы, и насколько, ну я просто смотрю на людей – ну реально красивые люди. Притом они светятся, ну они воины света. И смотришь на этих, ну совершенно блевотворные персонажи, совершенно блевотворные. Прямо удивляешься, откуда они все повылезли».

Владимир Соловьёв прибегает к тому же приёму, который в 42 году использовали авторы знаменитой брошюры «Унтерменш», название переводится как «недочеловек». Вот один из разворотов издания, которое напечатали в Германии большим тиражом и на лучшей бумаге. Слева изображены типичные с точки зрения нацистов недочеловеки, советские евреи и коммунисты. То ли дело портреты справа, сравните, пишут поборники расовой теории, какие лица у борцов за благородство и добро. Вот другой фрагмент из Соловьёва.

«Люди-уроды. Вот если посмотреть, реально, вот какая-то галерея бесконечных уродов. Какой-то пластмассовый пидарас с зализанными волосками, какой-то нервический ***, руки ***, это реально люди-уроды, ***, которых разнесло так, что хочется сказать, ты клетку-то поменяй, у тебя уже харя не влезает, или в чём там обычно *** живут».

Галерея уродов – это не соловьёвская придумка, это всё тот же журнал «Унтерменш» в сего галереей и возгласами «вы только посмотрите на эти лица». 

«Нет, конечно, это хорошо, когда такие враги у нашей страны, потому что их просто достаточно показать, их лица, и дальше ничего не надо говорить».

Ещё одна страница из «Унтерменша», аннотация к фотографиям немногословна, вместо аргументации составители просто предлагают посмотреть на этих новых гуннов, на эти искажённые лица. То, как Соловьёв сравнивает людей с правильными и неправильными черепами, вообще очерчивает другую неприятную параллель.

«Штрайхер, главный проповедник по делам расизма, мракобесия и юдофобства, тоже, очевидно, полагает, что у него идеальная форма черепа». 

Программы Соловьёва всегда отличались толикой национал-социализма, но в этот раз он что-то совсем разбушевался, превратив свой эфир в один большой плакат Соодерсо. В чём причина? Рискнём предположить, что дело в плохом настроении. Накануне эфира Владимир Соловьёв прочитал про самого себя статью в Википедии, и она ему не понравилась.

«Почему я считаю Википедию помойкой, которую пишут подонки? Ты даже ни одного из них не знаешь, ты не можешь подойти, взять его за нос, так мордой об стол херакнуть и спросить, зачем вы это делаете. Да потому, что вы скоты, ничего не знающие и не понимающие. Просто тупые скоты».

Соловьёва возмутила якобы недостоверная информация о его спортивной карьере, том самом чёрном поясе по карате. Но он не отредактировал статью, приложив подтверждающие ссылки, хотя свободная энциклопедия даёт такую возможность, и никак не опроверг изложенную информацию. Наша редакция внимательно посмотрела эфир. Там просто три ушата воды, оскорблений и матершины, которая у нас вроде как по закону запрещена. Много нецензурных воплей и ничего по существу вопроса, который сам же ведущий и поднял, и в это принципиальная проблема Соловьёва и его коллег, называющих себя журналистами. Вот они заявляют на всю страну: такой-то человек солгал, опубликовал ложь и клевету, но не приводят никаких опровержений или контраргументов, они вообще не ведут дискуссию. Чуть более культурный Аркадий Мамонтов. Про которого мы говорили вчера, накладывает на кадры с оппозиционерами зловещую музыку, менее культурный Соловьёв просто кроет оппонентов матом.

«Чудовища, вот чудовища, гондоны. Но реальное сборище уродов, педофилов, пидарасов и уж точно предателей».

Это не полемика и не работа журналиста, конечно, это пропаганда самого низкого пошиба. Даже не какая-то там умная пропаганда, а обыкновенный фашизм. Видеоверсия брошюры «Унтерменш» с яркими картинками. Ну или газеты Юлиуса Штрейхера «Дер Штюрмер», печатавшаяся на языке, доступном штурмовикам, едва осилившим грамоту. 

Один из важнейших уроков 20 века в том, что государственная пропаганда в огромной степени определяет судьбу страны. Пропагандисты не существуют отдельно от общества в своём замкнутом мире газет, радиоэфиров и телепередач, они влияют на повседневную жизнь каждого человека, независимо от того, слушает ли он их или не слушает. Ведь государственным СМИ задают стандарты и нормы. Мы с вами регулярно сталкиваемся с ситуацией, когда граждане России, никакие даже не активисты и не оппозиционеры, обращаются к государству и обществу с какими-то важными вопросами. А в итоге рассматривается даже не сам вопрос, всё сводится к тому, что обратившийся какой-то не такой, глупый, некрасивый или неправильный человек. 

То ли подкупленный пособник врага, то ли, как там говорят, полезный идиот. Это относится и к жёнам и матерям мобилизованных, и даже к любителям компьютерных игр, которым не понравилась игра «Смута», профинансированная государством. Люди пишут: «У «Смуты» такие-то и такие-то недостатки и проблемы». А им отвечают из Общественной палаты, того самого органа, который должен быть, по идее, на стороне граждан. «Вы, пишут, обиженные релоканты и иноагенты, и раз вас корёжит – значит, игра удалась». Вообще этот аргумент «раз вас корёжит, значит, что-то удалось», часто в последнее время слышно такое. 

Совсем одиозный пример подаёт Российский государственный гуманитарный университет. При РГГУ возникла высшая политическая школа имени Ивана Ильина. Вокруг названия развернулась нормальная общественная дискуссия. С одной стороны, у Ильина есть неоспоримые заслуги в изучении классической немецкой философии. С другой стороны, любимый философ Путина был последовательным фашистом. Какое-то время он работал на нацистскую  пропаганду, и даже во время Второй мировой войны от своих убеждений не отрёкся, лишь признал, что Гитлер кое-где перегнул палку.


Студенты РГГУ сделали совершенно нормальную вещь: запустили петицию с требованием переименовать центр. Ректор же одного из главных гуманитарных вузов страны, человек, который по определению должен обладать гуманитарной базой, понимать, что такое цивилизованная полемика – вот что он сделал? Поучаствовал в дискуссии, высказал позицию, предложил какие-то аргументы или контраргументы? Нет, он набросился на своих студентов, назвал их украинской агентурой. Вот такие сейчас нормы.

Надо сказать, что даже в брежневские годы, которые, мягко сказать, не отличались большой свободой  с нормами приличия, было на удивление лучше. Конечно, тогда, как и сейчас, были запретные темы. Нельзя было критиковать советский строй как таковой, но подвергать критике конкретные недостатки и злоупотребления, не прослыв при этом врагом народа, можно было вполне. На этом вырос целый культурный пласт – советская сатира. В кинотеатрах перед киносеансами крутили киножурнал «Фитиль», на сцене блистали Михаил Жванецкий и Аркадий Райкин. Над советской действительностью едко подшучивал режиссёр Эльдар Рязанов, а фильм «Остановился поезд» и вовсе выглядит как антикоррупционное расследование. 

Полвека назад, как и сейчас, была государственная пропаганда, но можно ли представить себе брызжущего слюной и матерящегося советского телеведущего? Нет, никакой фантазии не хватит. Мне самому довелось познакомиться с Игорем Кирилловым, мы с ним вместе защищали московский троллейбус, пусть и безуспешно – но на той почве и познакомились. Он был действительно очень культурный и интеллигентный человек, с доброй улыбкой и мягким сердцем. Под голоса советских дикторов и ведущих приятно засыпать. Какую бы ахинею они ни произносили, это было как-то без ненависти, без оскорблений, без визгливых интонаций и призывов к насилию. В их словах была какая-никакая аргументация, пропаганда пыталась казаться умной. 

В СССР не использовали аргумент «посмотрите на уродливые лица врагов и сделайте выводы сами». Более того, именно в Советском союзе в 71 году выпустили замечательный документальный фильм «Я и другие», в том фильме разоблачали манипуляцию, к которой постоянно прибегает Владимир Соловьёв. В кино показывали научный эксперимент. Разным студентам показывали один и тот же фотопортрет. Одним говорили, что на фото великий учёный, а другим сообщали, что это закоренелый уголовник. В результате и те, и другие говорят: «Да, у этого человека всё на лице написано. Лицо очень доброе, умное (если это великий учёный) или наоборот, злое и неприятное (если это уголовник). Фильм отличный, посмотрите, кстати, если не видели. 

«Подлое, хитрое, лукавое даже. Понимаете, этот человек как-то хмуро смотрит на окружающий мир. По-моему, ему свойственно какое-то недовольство, презрение к людям.

Очень деятельный и в то же время мягкий, добродушный, в общем-то, на него можно положиться, в общем-то очевидно, что это хороший человек».

За 6 лет до этого вышел фильм «Обыкновенный фашизм, где автор иронизировал над тем,  что у Пушкина, Чеховы и Эйнштейна неправильная форма головы, а у всяких нацистских мордоворотов типа правильная. Советский союз был тоталитарной диктатурой, тут нет спора, но страна, победившая нацизм, пусть даже и тоталитарная диктатура, брезговала пользоваться методами нацистской агитации и их разоблачала. Глава КПСС не мог, как нынешний глава «Единой России», сравнивать оппонентов с насекомыми ,потому что это нацистская риторика. Мы вот у себя дома, например, часто ставим нашей двухлетней дочери советские детские песни из мультфильмов. Я им доверяю, сам их очень люблю, потому что они учат добру и справедливости, дружбе и состраданию, и вообще нацелены на воспитание нормального человека, потому что советский строй, каким бы несправедливым он ни был, видел себя в будущем. Срок его существования не определялся сроком жизни Хрущёва, Андропова или Брежнева. Предполагалось, что вожди будут сменять друг друга, а СССР – идти в будущее и развиваться. Для этого нужны были строители коммунизма – граждане с хорошим образованием и устойчивыми моральными принципами. 

Сейчас же ситуация иная, Путину и всей его информационной обслуге плевать на Россию, они не видят будущего за пределами жизни действующего президента, поэтому никакие долгосрочные последствия их не волнуют. Для них хорошо всё то, что даёт удержать власть сейчас и сегодня. Эти люди кидают в печь крышу и стены нашего общего дома. Как страна будет справляться с нехваткой рабочих рук, со взлётом преступности, с тем, что сотни тысяч мужчин искалечены морально и физически? Как страна будет заново выстраивать нормы цивилизованных человеческих отношений? Пожилые чекисты и их пропаганда уйдут, а решать все эти вопросы придётся нам. Мы с вами уже сейчас делаем, что можем. Война идёт, Соловьёв вещает, но десятки миллионов граждан нашей страны расчеловечиванию не поддаются. Да, на какие-то публичные действия отваживаются далеко не все, но сейчас даже внутреннее несогласие важно, это первый шаг в верном направлении. 

Перед тем, как сегодня закончить, хочу порадовать пропагандистов. Упомянутый Аркадий Мамонтов вчера посетовал, что я зарабатываю на продаже розовых единорогов. Я вчера решил провести онлайн-аукцион по этому поводу и продать ещё одного, вот этого. Нам поступил просто вал заявок, вал больших ставок. В итоге у нас есть победитель, который пожертвовал каналу 4000 евро. Он получит розового единорога, мою книгу с подписью, вот эту, а ещё такую вот брошь «Россия будет свободной». Эта брошь осталась у нас с кампании Анастасии Брюхановой, это последняя избирательная кампания, которую мы проводили в России в 2021 году. Осталось их совсем немного, и вот такую брошь мы подарим победителю этого аукциона. Всем остальным, кто сделал большие ставки, мы тоже предложим сделать пожертвования и отправим им розовых единорогов и книги. Если все пришлют то, что собирались, канал получит 16 тысяч евро, на эти деньги, мы, кажется, сможем снять две серии «Второй мировой», может, даже и больше. Большое спасибо, кто поучаствовал, а пропагандистам большой привет от нас, наших зрителей и нашей редакции. Вот так вот мы продаём розовых единорогов. До завтра!