Кухня, дети, церковь, платья
Сенатор Совета Федерации от Челябинской области Маргарита Павлова в интервью Царьграду призвала девушек перестать получать образование, чтобы не потерять свою детородную функцию.
«Нужно перестать девушек ориентировать на получение высшего образование, нужно перестать плодить количество молодых людей, которые получают высшее образование, которое потом, по сути, ни к чему не приводит. Они либо начинают работать по совершенно иным специальностям, либо еще что-то. Поиск себя затягивается на долгие годы, в результате упускается детородная функция. Женщины перестали быть женщинами, они взяли на себя мужские роли и забыли про свое предназначение рожать, сохранять домашний очаг. И мужчины перестали видеть в них женщин. Когда девушка вырастает, ее на что ориентируют родители? На то, что она должна сначала выучиться, сделать карьеру, приобрести квартиру, а потом уже выходить замуж и детей рожать. В результате мы имеем поколение 40-летних несчастных женщин, которые не реализовались ни как матери, ни как женщины — они не знают, что такое домашний очаг».
Интернет бурлит уже два дня, это обсуждают все и везде, вышла огромная порция мемов и пародий в тик-токе, а сама сенатор Павлова заявила, что подверглась жестокой травле. Видимо, на нее напали несчастные женщины, которые упустили детородную функцию и смогли отползти от домашнего очага.
Маргарита Павлова, призывающая женщин рожать, а не учиться и работать, получила высшее образование и всю жизнь работала, кстати, не по специальности, ровно как в ее интервью о несчастных женщинах. В 2000 году она закончила Челябинскую государственную академию культуры по специальности «социолог-психолог социально-культурной сферы», потом оно десять работала корреспондентом и ведущей на местном телевидении. В сентябре этого года стала сенатором Совета Федерации. Совершенно непонятно, как по ее гендерной теории, она вышла замуж и родила троих детей. Ведь либо работа и образование, либо очаг и роддом. Можно роддом с очагом, если рожаешь в отопительный период.
С одной стороны, можно, конечно, посмеяться, порассуждать о лицемерии отдельно взятого сенатора, но ведь то, что она говорит, не только страшно, но и симптоматично. Многих девочек в России до сих пор так воспитывают – самое главное выйти замуж и родить детей. Если ты не замужем и у тебя нет детей, с тобой явно что-то не так, ты неполноценная женщина на обочине жизни и ещё нужно выяснить, женщина ли ты вообще. Нам учат этому с детства не только сенаторы, родители и общество, но и массовая культура в обнимку с фольклором.
Актриса Кира Найтли, например, проинспектировала все детские книжки и убрала из домашней библиотеки все сказки с нездоровыми гендерными установками для ее дочерей Эди и Делайлы. И первой в этом списке была «Золушка», практически библия для многих девочек, которая учит нас, что все твои проблемы однажды решит мужчина из обеспеченной семьи, главное быть в красивом платье и с подходящим размером ноги.
На самом деле, когда политики призывают женщин вернуться к «своей первоначальной женской роли», они говорят не о семье и домашнем очаге. Они принуждают женщин к созависимым отношениям с одним-единственным партнером – с государством. Женщина должна родить государству побольше новых работников и солдат. Работа, по версии государства, отвлекает женщину от рождения детей. Но одновременно с этим эта установка хромает экономически, российская семья не выкарабкается, если работать в ней будет только один человек. Поэтому государство, а не сенатор, требует от женщины одновременно и непрерывно рожать и хорошо работать на благо страны. Вообще у российской женщины на протяжении всей истории все должно быть на благо страны. После Второй мировой, когда мужчины либо не вернулись, либо вернусь покалеченными, женщины пошли на заводы тяжелой промышленности. Тогда же появились кулинарии, например, потому что женщина банально не успевала готовить и детские сады при заводах и фабриках. О каких мужских и женских ролях мы вообще можем говорить даже с точки зрения истории СССР и вынужденной эмансипации.
Я показала интервью Павловой своей немецкой подруге Штеффи, она подумала сначала, что это пародия и отрывок из какой-то комедии. Здесь, в Германии, где главой государства 16 лет была женщина, говорить, что мужчина главный, а роль женщины на кухне, по меньшей мере странно. Но все это было и до фрау Меркель.
Я не представляю, что будет с политиком, если он посоветует немецким женщинам рожать детей, а не получать образование. Вопрос как раз в том, что мысли Павловой, которые проскальзывают и у Матвиенко, и у депутата Слуцкого, и у министра Мурашко, так вот вопрос в том, что этот дискурс допустим и возможен в России. Хотя должен быть исключен как устаревший. Это все равно, что всерьез обсуждать преимущество голубиной почты перед интернетом или чем деревянная телега лучше скоростного поезда. Желательно все это делать сидя в поезде с айфоном в руках.
В Германии такой темы как мужские и женские роли не существует в принципе, хотя гендерное неравенство существует до сих пор, например, в оплате труда и женское сообщество борется с этим. Но гендерных ролей ни в семье, ни в медиа нет, как нет навязывания выйти замуж и родить детей.
«Я не помню, чтобы у меня в детстве родители говорили, что вот это женские роли, а вот это мужские. Мои папа и мама оба получили образование и оба работали. Папа готовил и убирал дома, как и мама. Не было такого, чтобы был разговор, что мама должна сидеть с детьми, а папа ходить на работу. И у мамы в детстве было так же в семье, она родилась в деревне, на ферме и ее мама, моя бабушка отправила в город получать образование, чтобы был выбор, чем заниматься в жизни. Моей маме тоже никто не говорил, что надо выйти замуж. Я, честно, не совсем понимаю этого противопоставления, почему надо выбирать семья или карьера? Я работающая женщина, замужем и у меня двое детей. Как и моя мама и моя бабушка. Это не взаимоисключающие вещи», – говорит Штеффи.
Гендерные стереотипы, как известно, вредят всем. Мужчины тоже от них страдают, ведь им надо быть обязательно сильными, не плакать, не показывать чувства, не давать слабину, проще говоря, нельзя быть живым человеком, а тоже быть функцией для государства.
В Германии после рождения ребенка декретный отпуск может взять не только мама, но и папа, это здесь довольно распространенная история. На улицах ты видишь много пап с колясками, это бросается в глаза, когда переезжаешь из России в Германию. Во многих семьях работает жена, а муж, например, получает образование или ученую степень, это никак не ущемляет мужчину в его мужественности. Штеффи работает в школе, а муж учится в университете, получает новое образование. Другой вопрос, что в Германии на зарплату учителя можно жить семье из четырех человек, а в России – нет.
«Я вспоминаю, да, когда я была в Томске по обмену и спрашивала местных студенток, кем они хотят быть, они тоже говорили, что хотят выйти замуж и стать мамами. В Германии у женщин нет такой цели в жизни, женщины хотят работать не только ради денег, но потому что это интересно, заниматься любимым делом. У меня две дочери и помимо школы они ходят на разные кружки, рисование, хор, плавание, шахматы, мне иногда кажется, что это очень много, но им обеим очень нравится. И я рада, что они развиваются в разных сферах, значит у них будет больше выбора потом и этот выбор будет легче. Про замужество и детей мы не говорим вообще, они сами ещё дети, их это пока не интересует», – продолжает Штеффи.
Мы обсуждали повестку роли женщины в России, и Штеффи вспомнила формулу «Kinder, Küche, Kirche, Kleider» (Дети, кухня, церковь, платья). Так кайзер Вильгельм II определял место женщины в обществе. Есть легенда, что в 1899 году кайзер встретился с двумя американскими суфражистками. Выслушав их, он сказал: «Я согласен с моей женой. И знаете, что она говорит? Она говорит, что женщины не имеют права вмешиваться ни во что, кроме четырех К. Четыре К — это дети, кухня, церковь и платье».
Потом эту формулу себе присвоил, угадайте кто. Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году он принял Закон о поощрении брака, по которому каждая пара новобрачных получала займ в размере 1000 марок (примерно в 9 раз больше среднемесячной зарплаты). После рождения каждого ребенка с займа списывались 250 марок. В сентябре 1934 года, выступая перед Женской национал-социалистической организацией, фюрер заявил: «Мир немецкой женщины – это ее муж, ее семья, ее дети и ее дом». Тогда же был учрежден почетный крест немецкой матери для женщин, родивших четырех и более детей. Церковь нацисты убрали из формулы, потому что проводили антирелигиозную кампанию.
Российская пропаганда постоянно бравирует победой России над нацизмом 80 лет назад и борется с воображаемым нацизмом сейчас в соседней стране. При этом использует не только методички, но и риторику НСДАП, иногда слово в слово. Началось все с великого величия великой России, знаками Z и V и дошло до места женщины на кухне и в роддоме. Если бы российские пропагандисты иногда заглядывали в учебник истории, а не остервенело переписывали его, знали бы, чем это все закончилось.