Купить мерч «Эха»:

Какие тут к черту технологии?

Андрей Лошак
Андрей Лошакдокументалист, журналист
Мнения10 декабря 2022

Год назад мы сделали фильм про Тинькофф-банк. Конечно, это был коммерческий проект, но относился я к нему как к по-настоящему важной работе. То, что сделал Олег с командой, не могло не вызывать восхищения. Частный стартап, выросший в один из лучших онлайн-банков мира, – прозрачная и воодушевляющая история успеха, каких в российском бизнесе пугающе мало. Тот самый случай, когда о бизнесе можно писать поучительные книги и продавать с лицом основателя на обложке – что собственно Тиньков и делал, чуть ли не единственный из всего русского списка Форбс.

Мы рассказали в фильме о крутых топах и простых сотрудниках компании, о том, насколько частный бизнес эффективнее государственного, о том, как трудно хантить выпускников престижных технических вузов, потому что на них охотятся IT-гиганты из Кремниевой долины, но тинькоффцам это удавалось, потому что перспективы и скорость роста были несопоставимы (ключевое слово теперь «были»), о том, как важна личная свобода для построения успешного бизнеса – у нас внутри фильма были своеобразные правила бизнеса, и последнее правило так и звучало: «Дать людям свободу» – согласитесь, смело даже по довоенным временам.

Тиньков рассказывал, как много ему дала Америка, как важно учиться у американцев делать бизнес, иначе не будет развития. Отдельно мне нравился дуэт Тинькова и CEO компании Оливера Хьюза. Зашкаливающая энергия, звериная интуиция и авантюризм русского до мозга костей Тинькова идеально сочетался с прагматизмом, четкими принципами и умением играть вдолгую британца Хьюза. Идeальный match! Когда мы пришли с Тиньковым на лондонскую биржу, цена акции, как по заказу, достигла рекордных 100$. «Вот везунчик» – подумал я. И стоя на легендарной лестнице Тиньков провозгласил: «А будет стоить пятьсот!».

Тогда, посмотрев на бизнес изнутри, поговорив с командой, трудно было не разделять оптимизма Тинькова. Тем не менее я очень хорошо помню, как вместе с радостью ощутил что-то вроде жалости к Олегу и всем героям фильма, которых успел уже полюбить. Я не верил в их счастливое будущее, это чувство мешало мне снимать бодрый корпоративный фильм, я гнал его как непродуктивное состояние, к тому же Тинькову долгое время удавалось лавировать между струйками и сохранять компанию по-настоящему независимой от государства, но я все равно четко понимал, что каким бы офигительным ни был его бизнес, сколько бы олимпиадников из физтеха и мехмата у него не работало, какие бы блестящие математические модели они не строили, с этой властью перспектив у бизнеса нет и не будет. И мне искренне было непонятно, как такие умные люди как Тиньков и Хьюз этого не видят. Видимо, в отличие от меня, они по-настоящему верили в Россию.

Фильм действительно получился позитивным и воодушевляющим – 6 млн. просмотров и десятки тысяч восторженных комментариев, вот выбранные наугад из последних, написанных до войны:

«Когда-то читала в книге Котлера истории про Найк, Адидас, про их желание улучшить жизнь потребителей и уже потом заработать. А теперь большая гордость смотреть про наших ребят, что мы можем не только ракетами хвастаться, А по-настоящему менять этот мир»

«Супермотивационный и жизнеутверждающий фильм, что не всё потеряно в нашей стране»

«Вы делаете этот мир круче и удобнее. Много открыл для себя других обратных сторон Тинькофф банка. Вы – крутые. Вперед, в технологичное светлое будущее».

Меньше чем через три месяца после выхода нашего фильма Путин начал безумную войну, похоронив надежды на светлое будущее России. Тинькова, выступившего против войны, начала шантажировать апэшечка, и он вынужден был за 3% от довоенной стоимости продать свою долю Потанину. Часть топов ушла из банка и покинула страну. Хьюза, который остался, Тиньков обвинил в предательстве и чуть ли не в попытке рейдерского захвата.

Акции после войны упали в 10 раз. Банк за год был вынужден принять ряд непопулярных решений, после чего бурная народная любовь сменилась не менее бурной ненавистью. Чем теперь удерживать выпускников лучших технических вузов – непонятно. Из них и до войны уезжало больше половины – теперь, думаю, валят поголовно, пока не мобилизовали и границы не закрыли. О международной экспансии, о которой много говорилось в фильме, пришлось забыть и, видимо, надолго.

Бомбы и ракеты, полетевшие в Украину, попали и в частный российский бизнес. От него теперь остались дымящиеся развалины, на которых копошатся люди, спасая то, что уцелело. Одна ополоумевшая тварь своим решением перечеркнула будущее собственного народа, откинув его в архаику войны, насилия, страданий, лишений, злобы и отчаяния. Какие тут к черту технологии? Моя подруга съездила недавно в Россию, чтобы оформить шенген. Первое, что бросается в глаза, сказала она, – это всеобщая депрессия. Люди растеряны, дезориентированы, испуганы. Их лишили главного драйвера в жизни любого человека – надежды на то, что будет лучше. Напоминает классическое описание ада, не так ли?

Но все это конечно пустяки по сравнению с тем, что рашистские ублюдки сделали с Украиной. Я ввел в гугл-новостях «Мариуполь» и посмотрел, чем этот город жил год назад. Новости оттуда как на подбор предпразднично счастливые – как и полагается нормальному мирному городу в канун Нового года. Потом туда пришла орда «освободителей» с Востока и освободила жителей города от их жилищ, а многих и от жизни. Совершенно душераздирающее чтение (если знать, как город выглядит сейчас):

«В первый рейс отправился поезд «Мариуполь-Рахов». Это самый длинный железнодорожный маршрут Украины, соединяющий Восток и Запад. Большинство пассажиров – лыжники, сноубордисты и ценители зимнего отдыха. Радуются, что наконец-то добираются в Карпаты без пересадок, сэкономив время» (железнодорожное полотно было уничтожено в первые дни войны)

«Новые развязки и современное освещение: Трасса Борисполь-Мариуполь превратилась в европейский автобан» (по этой трассе потом был организован гуманитарный коридор, который регулярно обстреливался россиянами)

«В Мариуполь из Одессы возвращается главная 14-метровая елка города – в скором времени она вновь засияет на Театральной площади» (на ней находится Драмтеатр, который 16 марта разбомбила российская авиация, убив от 300 до 600 мирных жителей)

«В мариупольском бассейне “Нептун” завершился капитальный ремонт, который длился больше двух лет» (также разбомблен российской армией 16 марта, под обломками погибла беременная женщина)

«В начале декабря стартовал ежегодный всеукраинский конкурс Ukraine Tourism Awards 2021. Мариуполь решил побороться за победу сразу в шести номинациях. Так, яркая и харизматичная телеведущая «Мариупольского телевидения» Алевтина Швецова номинирована на звание «Лучшего туристического медиаблогера-блогера» (Щвецова провела три недели под бомбежками, соседей по этажу убило на ее глазах, она собственноручно вытаскивала их тела из-под завалов. Сначала телеведущая пешком вывела из Мариуполя на территорию, контролируемую ВСУ, двух своих детей, потом вернулась и вывезла родителей, по мотивам ее злоключений создан комикс «Дорога из ада и назад»)

«Также Мариуполь представлен в номинации «Город моего сердца». Форпост Украины на востоке страны, промышленный центр и курорт на побережье Азовского моря набрал 566 голосов. Первое место пока занимает Буча, что в 33 км от Киева, набравший 1026 голосов».

Всего год назад. А кажется, что в какой-то другой жизни.

Оригинал