Как спектакль в одночасье стал подозрительным?
Два года назад две зрительницы С. Щенникова и В. Туник, написали своё мнение о спектакле «Финист ясный сокол» не поняв его содержания: «Вербовщики и террористы в спектакле показаны как заботливые ухажёры, а брак с боевиками по интернету преподносится как законный гражданский акт), и опубликовали его на одном из сайтов.
Вот👇скан начала этого текста.
Ну написали и написали, мало ли…
А сегодня к родителям и бабушке режиссёора этого спектакля Жени Беркович пришли с обыском, а на саму Беркович, как сообщила ее мама, завели уголовное дело об оправдании терроризма.
Между этими событиями прошло время, за которое спектакль по пьесе, написанной в 2019 году, получил множество премий, включая «Золотую маску», премию «Сноба», «Реального театра», о нём написано много рецензий, его обсуждали зрители, критики, оставляя в соц сетях положительные отзывы.
Пьеса написана в 2019 году, и при постановке Беркович предложила включить в текст документальные истории реальных женщин, как пишет драматург Светлана Петрийчук, которую, по словам её мужа, сейчас допрашивают в Москве: «Кто-то записывал собственные истории, кто-то брал интервью. В основе каждой лежит какой-то документальный материал. Мы все это послушали вместе, и что-то я сократила, а что-то осталось неизменным. Мне эта идея очень понравилась, потому что она дала что-то новое, чего в тексте не было изначально».
В общем, спектакль стал событием.
Россией тогда управляли те же люди, что и сегодня. И институции, награждавшие и поддерживающие спектакль, были легальными, уважаемыми и официальными.
Что же прозошло? Как спектакль, о котором критики, например, писали : «Сама тема в узком её аспекте – истории девушек, в том числе этнически русских, принимающих ислам и отправляющихся на Ближний Восток к виртуальным «женихам» оказываясь в самом пекле террористических войн – всё-таки довольно специфическая, при всей её злободневности; и мне-то «Финист» был интереснее возможными универсальными обобщениями – а именно, поисками ответа на вопрос, как же это человек, вроде и современный, и не совсем уж безмозглый, позволяет невесть кому собой манипулировать, разводить себя на «фуфу», покупается на явную, грубую, дешёвую ложь… И тут в положении наивной Марьюшки легко представить и себя, и кого угодно, вне зависимости от воззрений, возраста, пола и общественного статуса», – в одночасье стал официально подозрительным?
Это ведь не подпольный театр, они не скрывались, честно и открыто показывали одобряемый большинством зрителей и театральных деятелей спектакль.
Почему два года назад всё было нормально, а теперь вдруг стало наказуемо?