Купить мерч «Эха»:

Как определяют победителей главной кинонаграды

Мнения11 марта 2023

Завтра состоится церемония вручения самых влиятельных наград профессиональной киноиндустрии – премии AMPAS, американской Академии кинематографических искусств и наук, «Оскар».

Вот уже восемь лет, как я стал членом этой Академии. И поскольку меня всегда атакуют вопросами о технологии определения победителей главной кинонаграды, я решил подробно написать об этом.

КТО ВЫБИРАЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Академия кинематографических искусств и наук. Основана она была ещё в 1927 году по инициативе легендарного главы MGM Луиса Б. Майера. Тогда в её состав вошло всего 36 человек, сейчас же в Академии больше 10 тысяч кинематографистов. Это актёры, режиссёры, продюсеры, операторы и другие профессионалы. Все они состоят в 17 профессиональных гильдиях. Я, например, член гильдии продюсеров.

Попасть в самую элитную организацию киноиндустрии очень сложно. Просто подать заявку на получение членства в ней невозможно, необходимо получить приглашение.

Получить его можно только двумя способами.
Первый – стать номинантом на «Оскар». Таким именно образом членство в 2015 году получил Андрей Звягинцев после успеха «Левиафана». Или Барри Дженкинс, режиссёр «Лунного света», после победы своего фильма в 2017 году.
Второй способ — получить поддержку от двух действующих членов Киноакадемии, членов твоей профессиональной гильдии. Так в 2015 году стал членом Академии я – после номинации «Левиафана», а в 90-х и фильма «Восток – Запад» меня рекомендовали Hawk Koch (продюсер «Парка Горького» и «Первобытного страха», бывший президент Академии) и Mark Gordon (продюсер фильмов «Спасая рядового Райана», «Патриот», «Исходный код»).

После того, как эти две рекомендации были получены, заявку на членство (я, кстати, об этом не знал) рассмотрело руководство гильдии продюсеров. Они проверили соответствие критериям, указанным в уставе Академии. Например, было важно, что я произвел (именно произвел – отвечал за развитие замысла, работу над сценарием, формирование творческого состава, сьемочный процесс, монтаж, пострпродакшн, маркетинг) за последние пять лет, как минимум, три фильма, вышедших в широкий прокат.

После одобрения руководства гильдии, заявка по иерархии ушла к специальному комитету «Оскара». Они оценивали уже то, насколько приглашение меня будет соответствовать целям Академии – увеличению числа женщин, молодых профессионалов, не белых людей и иностранных кинематографистов. Академия последние годы пытается преодолеть доминирование в своем составе пожилых белых мужчин.

Кстати, с 2016 года членство в Академии перестало быть пожизненным. Чтобы не потерять его, нужно соответствовать одному из критериев:
• работать в течение последних десяти лет;
• быть номинированным на «Оскар»;
• иметь рабочий стаж от 30 лет — чем длиннее карьера, тем стабильнее позиция.

КАК ПОДАТЬ СВОЙ ФИЛЬМ

Процесс подачи своего фильма на «Оскар» — дело совсем несложное. Для этого продюсер или дистрибутор заполняют специальную форму. Правда, фильм должен соответствовать необходимым критериям:
• хронометраж не менее 40 минут (исключение составляют номинанты в короткометражных категориях);
• фильм должен выйти в прокат с 1 января до 31 декабря в год, предшествующий вручению премии;
• картина должна идти в прокате на территории Лос-Анджелеса не менее недели;
• иностранные фильмы должны выйти на экраны в своей стране не позднее 30 сентября предыдущего года;
• все фильмы должны соответствовать длинному списку технических требований по качеству картинки и звука.
При этом создатели фильма сами определяют, в каких категориях они хотели бы быть рассмотрены, и кого из участников творческого процесса номинировать. Поэтому списки поданных фильмов в каждой категории количественно отличаются. В главной категории «лучший фильм года» рассматривается около 300 фильмов.

В категории «лучший международный фильм» решения о выдвижении фильма принимаются национальными комитетами в каждой стране. Академия не хочет брать на себя ответственность за просмотр и селекцию из нескольких тысяч иностранных фильмов немногих достойных.

Эта система выдвижения, на мой взгляд, несовершенна – она зависит от состояния дел в конкретных странах. Авторитарные или тоталитарные страны выдвигают политически «верные» фильмы, слабые киноиндустрии – решением Министерств культуры или прочих чиновников, развитые кинематографии (Франция, Швеция, Испания, Итали и др) – на основе продуманных критериев и голосованием лучших профессионалов, среди которых номинанты и обладатели Оскара. Всего в списке поданных фильмов оказывается около 90.

ГОЛОСОВАНИЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ

Голосование состоит из двух этапов. Во время первого каждая гильдия рассматривает фильмы в своей профессиональной номинации.
К примеру, актеры выбирают победителей в 4 номинациях за актерское мастерство, а режиссеры голосуют за лучшую постановку, операторы выбирают фильмы с лучшей операторской работой, художники по костюмам — с лучшими костюмами и так далее. Каждый академик выбирает всего пять фильмов из предложенного списка.

Особняком стоит номинация «Лучший фильм», номинантов в неё на первом этапе выбирают все члены Академии, и здесь нужно отметить уже не пять, а десять фаворитов.

После первого этапа голосования все бюллетени отправляются в PricewaterhouseCoopers, которое занимается подсчётом голосов для Академии уже более 80 лет.

Во время первого этапа задача PWC – составить итоговый список номинантов для каждой из категорий.
Для этого применяется принцип преференциального голосования. Аналогичная схема часто используется в политике, например, на выборах в австралийском парламенте.

Чтобы фильм был рассмотрен на попадание в список номинантов, ему необходимо быть отмеченным хотя бы в 5% бюллетеней. Не важно на каком месте — главное, чтобы галочка стояла.
Разберу преференциальный принцип на примере номинации «Лучший фильм». Формула такая: количество всех голосующих (скажем, 11 тысяч человек) делится на количество возможных номинантов, к которому добавляется одна лишняя позиция (10+1). В итоге, после округления получается 1000 голосов – это количество баллов, необходимое для того, чтобы попасть в итоговый список номинантов.

Ещё один важный момент преференциального голосования — «принцип одного процента». Согласно ему, если номинант не набирает поддержки хотя бы 1% голосующих, он сразу же вылетает из гонки за победу.

Следующим этапом из числа лидеров выбираются фильмы, которые набрали на 10% голосов больше необходимого. «Лишние» баллы в таких случаях переходят фильмам, которые в бланках стояли на вторых местах.
Таким образом, если академик проголосовал за фильм, который и так явный фаворит Академии, то его голос будет учитываться и в номинации другого, менее популярного фильма.
После того, как объявляются списки номинантов, члены Академии приступают ко второму этапу голосования.

ГОЛОСОВАНИЕ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ, РЕШАЮЩАЯ

Решающий этап голосования длится неделю. Во время него члены Академии могут оставить свой голос во всех категориях. И это, наверное, одна из главных проблем «Оскара».
Получается, что во время «второй волны» большая часть голосов будет не от «узких» профессионалов, а от людей, знакомых с процессом не на собственном опыте. Я, например, голосую за актеров, с которыми работаю, но сам этим опытом не обладаю. Ещё одна скрытая угроза этого этапа – голосование из солидарности или по дружбе.
Также невозможно контролировать, посмотрят члены Академии все представленные фильмы или будут голосовать, просто прочитав рецензии и посмотрев трейлер.

Теоретически, академики могут не голосовать в той категории, в которой не уверены полностью: не видели всех фильмов или не знают, по каким критериям оценивать.

Я, к примеру, не голосовал в этом году за короткие анимационные фильмы, потому что не все видел. Но неизвестно, поступает ли так много академиков.

Процесс голосования на втором этапе выглядит просто: членам комиссии необходимо поставить в бюллетенях галочки во всех категориях. Исключение, как можно догадаться — «Лучший фильм». Здесь опять необходимо расставить все фильмы по местам от первого до десятого.

Когда все голоса собраны, вновь наступает время PWC.

В этот раз их задача чуть легче: во всех категориях побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов. Кроме, конечно же, номинации «Лучший фильм». Здесь PWC опять приходится прибегать к системе преференциального голосования. Их задача на втором этапе — добиться такого результата, чтобы у фильма-победителя оказалось больше половины всех голосов (в нашем случае 5501 голос).

Как это сделать? Сначала специалисты PWС расставляют фильмы по местам в зависимости от количества полученных первых мест. Затем начинается процесс исключения. Первым с счетов списывается фильм с наименьшим числом голосов. Для удобства, предположим, что его поддержал всего один член Академии. Специалисты PWC берут бюллетень этого голосовавшего, находят в нём фильм, который стоит на втором месте и перекладывают этот голос в его стопку.

Так будет продолжаться до тех пор, пока один из фильмов не наберёт 5501 голос. Таким образом выиграть в итоге может любой фильм, а не только первоначальный фаворит.

После обработки бюллетеней только 2 представителя PricewaterhouseCoopers знают результаты голосования. Они хранят тайну до тех пор, пока знаменитые конверты не будут вскрыты на сцене во время вручения премии «Оскар».

Есть версия, что портфель с конвертами во время перевозки на церемонию приковывается к руке сотрудника PwC наручниками. А еще конверты с именами победителей делаются в 2 экземплярах, и оба представителя фирмы-аудитора доставляют их по разным маршрутам в сопровождении охраны.

Чтобы информация о победителях не просочилась в прессу перед церемонией, статуэтки не подписываются.

До 2010 года победителям приходилось возвращать своих «Оскаров» в Академию и несколько недель ждать, пока их имена выгравируют на постаментах. Зато теперь нанести гравировку на таблички можно сразу же после церемонии — во время вечеринки, которую устраивают в честь победителей. Я сам наблюдал за очередью победителей, хотевших сразу нанести свои имена на заветный приз.

ГДЕ ПРОХОДИТ ЦЕРЕМОНИЯ

C 2001 года вручение «Оскаров» постоянно проходит в одном и том же месте — театре «Долби» в Лос-Анджелесе. Он был спроектирован специально для проведения этой церемонии. В фойе «Долби» установлены колонны в стиле арт-деко — на многих из них уже закреплены имена победителей «Оскара» в номинации «Лучший фильм», а часть пока стоит без табличек. Утверждают, что места на колоннах хватит минимум до 2071 года.

Оригинал