История с «Дождем» и проблема политической коммуникации
Всё же и я не смог не добавить своих «двух копеек».
Классическая попытка усидеть на двух стульях, которая не привела ни к чему хорошему — и вряд ли могло быть иначе. Серьёзный повод задуматься для всех покинувших Россию в последние месяцы СМИ и общественно-политических деятелей. Этим людям и организациям следует определиться, к какой аудитории они обращаются и каких целей стараются добиться.
Российское общество (включая колеблющуюся и даже немалую антивоенную его часть) никогда не примет риторику об «армии насильников, мародёров и убийц», все без исключения солдаты которой должны быть жестоко убиты, о необходимости полного военного разгрома и «деколонизации» России, о том, что все без исключения русские и граждане РФ виноваты в случившемся — и теперь должны ползать на коленях, каяться и платить много-много лет.
Поэтому тем, кто хочет влиять на статистически значимую часть населения России и претендует на какую-то роль в будущем, стоит говорить на понятном обществу языке о понятных и важных для него проблемах, избегая радикальных лозунгов и штампов. Риторика может (и должна!) быть миролюбивой — но не антироссийской и антирусской. Американские противники американских вторжений во Вьетнам и позже в Ирак не радовались смертям американских солдат и не мечтали публично о тотальном разгроме собственной страны.
Если же цель максимально комфортно устроиться в новой стране, обезопасить себя от проблем с наиболее радикальной частью общества и апеллирующими к ней политическими элитами — в этом случае перед глазами есть по-своему успешные примеры Аркадия Бабченко или Айдера Муждабаева. Такая цель тоже имеет право на существование, просто нужно четко понимать, что совместить одно с другим в нынешних условиях невозможно.
И главное: никакое покаяние за место рождения, чередующееся с проклятиями в адрес России и российской армии, не будет гарантировать, что украинцы, прибалты или условные поляки в какой-то момент не скажут, что ты гражданин России, а значит, всё равно виноват.
И это будет закономерно: если не уважаешь себя сам, как можно рассчитывать на уважение других?