Харамы истинные и ложные
На фоне радости от возврата домой трех заложниц (моя жена сказала вчера: “Я наверное сошла с ума, что плачу”, на что я ответил ей: “Нет, все нормальные плачут. Это я давно сошел с ума и уже не плачу”), на фоне как бы перемирия, которое принесло гибель еще одного солдата ЦаХаЛ, на фоне бессмысленных споров – это поражение (спойлер: нет, не поражение конечно) или победа (спойлер: нет, разумеется не победа), на фоне тотальной радикализации оппонентов (в ленте одна моя знакомая гордо говорит что послала на йух человека, констатировавшего простой факт – что IDF уничтожал городскую инфраструктуру в Газе – накал такой, что больше нельзя замечать никаких действий “твоей” стороны кроме нюхания цветов и страдания) –
– на фоне всего этого и многого другого,
я хочу именно сейчас, чудовищно неуместно конечно, обратить внимание всех, кому это было бы интересно, на кажущуюся мне очень важной деталь текущей ситуации.
Более или менее понятна сложная картинка интересов и стратегий всех акторов так называемого “палестино-израильского конфликта” в самом Израиле (где действуют четыре мотивации: (1) стремление к безопасности и суверенности; (2) стремление к локальной экспансии; (3) стремление к власти и (4) ресентимент – в разных пропорциях смешанные у разных акторов), вне его (где есть иранская потребность во внешнем враге, меркантильные интересы просвещенных арабских стран, заработок денег на хаосе и войне, заработок денег обслуживанием тех кто бенефициирует на хаосе и войне в том числе в политике, медиа и на улицах, борьба мировых центров силы) и на территориях (где в ядреную смесь замешаны жажда власти, денег, насилия и ресентимент). С интересами этими вряд ли можно что-то поделать.
Но есть во всем этом богатстве интересов мощный интерес множества акторов, каждый из которых сам по себе ничего не значит, но вместе они составляют глас народа, оказывающий сильнейшее влияние на мировую политику (так как политики нуждаются в голосах, а это – голоса). Это – интерес “благонравных современных горожан” и состоит он в совершенно бескорыстном стремлении видеть мир соответствующим их сформированной школьным обучением и воспитанием весьма схематичной модели “правильного бытия”. Эта толпа разумеется направляется обслугой зарабатывающих на войне и хаосе, возглавляется “энтузиастами протеста” чей интерес состоит в ощущении своей силы, неизменно обращаемой против слабых (всё чаще – ради защиты якобы слабых от якобы сильных). Но без очевидного нарушения модели “правильного бытия” толпу было бы не поднять.
Как легко увидеть на примерах других стран, “нарушение модели” для обывателя не состоит в факте войны (воюют и воевать будут, никто не перекрывает кампусы чтобы не допустить суданских или российских студентов), в факте репрессий внутри государства, в факте того или иного политического строя, и даже в факте оккупации и аннексии территории – тоже не состоит; не состоит потому, что страны-родины этих обывателей воевали и воюют периодически сами, имеют богатую историю аннексий, периодически применяют репрессии и несмотря на общий зонтик “западных демократий” имеют государственные устройства настолько разные, что за действие, которым ты можешь гордиться в одной из них, в другой ты попадешь в тюрьму. Так что война с Газой, аннексия Голан, тюрьмы для террористов и палестинских активистов и прочее подобное не вызывали бы большей реакции у толпы, чем репрессии в Тибете например.
Но в мире обывателя есть глубокий “харам”, воспитанный в нем тотальной пропагандой западного мира (я не говорю что это “неправильный харам”, я только говорю что без массивной пропаганды он бы не существовал). Это – дискриминация по врожденному признаку, апартеид в смысле отделения части людей и поражения их в правах. ЮАР жила по законам апартеида до начала 90х, оставаясь последней страной, где официально разные люди имели разные права. В результате жесточайшего давления апартеид был разрушен. ЮАР не стала безопаснее, богаче или счастливее (рискну сказать что это применимо и к белой и к небелой части ее жителей) – но теперь ЮАР все любят.
В этом смысле Израиль – отличная цель для нападок (и антисемитизм тут в общем не совсем при чем): на территориях, которые по мнению общественности контролирует Израиль, жители не имеют равных с израильтянами прав. В мозгу обывателя, живущего в ненациональных государствах развитого мира (а там нет национальных государств, даже если кажется по-другому) действия Израиля непонятны. Захватил территорию? Либо отдай обратно, либо присоедини и дай жителям равный статус. Китай так сделал с Тибетом; СССР – с Кенигсбергом; Россия так делает с Крымом, Донбассом и так далее. Ответ “на территории Израиля арабы имеют те же права, что и евреи-израильтяне” почти честный (почти!) но иррелевантный, речь про территории. Для обывателя территории – это резервации, политика по отношению к арабам с территорий – апартеид.
Я не хочу здесь обсуждать вопросы “почему не присоединяют и не дают равные права” и “почему не отдают” – все ответы давно известны и можно считать их правильными или нет, но все слова сказаны. Тем не менее сложившаяся ситуация для обывателя из развитого мира – как свинина для хасида (как сказал мой друг недавно “если и есть – то точно не причмокивая”). И пока она будет такой – толпа будет поддерживать адские планы бенефициаров убийства, прикрытые плачем о апартеиде, террористов будут считать героями, а “от реки до моря” будет восприниматься как борьба за свои права.
Что из этого наблюдения следует? Увы, ничего. Я не знаю как правильно это изменить. Но философия науки гласит: знать истину полезно вне зависимости от того, можешь ли ты применить это знание к практике. По крайней мере сейчас, без возможности что-то изменить, мы должны научиться не сваливать все публичные проявления враждебности Израилю в развитом мире на “антисемитизм”, заранее объявляя изменения невозможными (как давно пора перестать чуть что вспоминать Холокост, тем самым убивая любую возможность обсудить текущую реальность), а видеть их реальные причины (хотя бы частичные) – возможно в будущем представится возможность для изменений.