Купить мерч «Эха»:

Главный день России

Мнения4 февраля 2024

Сегодня – главный день русской памяти, а потому и главный день России. Это не дата каких-то славных свершений мирных или бранных. День этот – день скорби и, во многом, день позора. Но именно то, что вспоминается сегодня, определяет жизнь и России, и окружающих ее стран, бывших частей СССР, уже более ста лет. – День Новомучеников и исповедников российских и соединенный с ним день памяти всех, от гонений большевиков пострадавших.

Новомучеников и исповедников канонизировано поименно около двух тысяч, но пострадавших от гонений – десятки миллионов, в некотором смысле почти всё население той исторической России, которую захватили в годы Гражданской войны большевики, а что недозахватили тогда, продолжали захватывать позже, убивая, грабя, насилуя, пытая, разлучая семьи, глумясь над верой в Красоту, Правду и Совершенство Божие, издеваясь и, одновременно, пряча от глаз и ушей народа, все религии, все философии, всю культуру, которая помогала человеку утвердить свое неотмирное достоинство и свою божественную честь. И потому это – день скорби.

Но грабили, убивали, насиловали, пытали, лгали и замалчивали правду люди той же России, что и жертвы. Брат убивал брата, отец дурачил и лишал знаний сына, сын плевал в лицо отцу, сжигал дом предков, глумился над их верой и осмеивал их упование. А часто убийцы и жертвы менялись местами. И такое было повсеместно. Потому это – день нашего позора.

Сейчас этот день, особенно на территории РФ, в церквах вспоминают часто скороговоркой, желая замалчиванием правды угодить чекистским властителям, вне церковных стен не помнят вообще.

Более того, то страшное, что владело нашей страной 70 лет, в России ныне вернулось – и неправедная захватническая война, и пытки, застенки за слова правды, и страх, и донос, и цензура, и самоцензура. Вновь – скорбь, и вновь – позор.

Сегодня в Церкви, вспоминая день Новомучеников и исповедников, читалось Евангелие от Луки, глава 21: 8-19. И сегодня его слова отзывались совсем особо в сердце:

Иисус сказал: “берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их”. – разве не к нам обращены эти слова? Разве мало сейчас тех, кто прикрываясь именем Христовым и ризами Церкви призывают нас к делам сатанинским? И многие верят им.

“Восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления” – разве не надо нам менять в этой фразе Христа будущее время на настоящее?

“Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в собрания и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам” – уже возложили узы, уже повели на судилища неправедные за слова правды, а то и просто ради устрашения других, как во времена большевицкого террора. И разве не поражаемся мы словами страдальцев, сказанными в этих судилищах с той глубиной и мудростью, которой мы не слышали от них в былой, вольной и свободной жизни. Это ли не пророчество?

“Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое” – Разве не свершилось уже это, предсказанное, разве не разделяются семьи, не доносят друзья, не стали те, кто говорят правду и вспоминают Его завет – “Мир Мой даю вам” – ненавидимы многими, слава Богу, не всеми?

“Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное”. Многие бежали, и я среди них. И каким будет отмщение за всё содеянное от первых преступлений большевизма до сего дня? Вынесем ли мы грядущее? Выстоим ли?

“Но ради избранных сократятся те дни”. Избранные – это не мы. Избранные – это истинные новомученики и исповедники, память которых мы, живые, чтим сегодня. Ради них, быть может, смягчит Господь свое наказание над народами, соучаствовавшими и соучаствующими в деяниях сатаны.

В этом и смысл сегодняшнего дня, величайшего дня нашего народа. Смысл его в припоминании прошлого и нынешнего, отвращении от дел тьмы, и в мольбе о прощении к Спасителю, и о помощи к тем, кто непоколебимой верой своей в Правду, Красоту и Совершенство отстоял их в себе, порой ценой мучительной гибели, и потому поможет отстоять ее нам, если только мы решимся на это.

Лучше чем я, глубже и умнее сказал сегодня о том же настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Дзинтари (Юрмала, Латвия), отец Андрей Голиков. Его короткая проповедь:

Оригинал