Даже в уголовном праве есть термин «предел необходимой самообороны»
Как только начинается война, мы все превращаемся в «болельщиков» и переживаем за одну сторону, готовые простить ей многое (иногда вообще всё) и желаем зла другой стороне, не прощая ей почти ничего (чаще всего – вообще ничего).
На чьей стороне мои симпатии в новой войне сейчас? На стороне Израиля. И понятно почему. Там живут мои друзья, мои коллеги по «Эху», люди, которых я лично знаю – и им грозит опасность. Как я могу за них не переживать и не «болеть»? А из палестинцев я не знаю никого и ни к кому по-человечески не привязан.
К тому же с израильской стороны мы услышали и увидели уже множество пронзительных историй, когда невозможно не сочувствовать людям! А со стороны палестинцев мы таких историй или не знаем, или не замечаем их – и это тоже влияет на наши симпатии.
Я видел (как и вы), с чего всё началось 7 октября. И никакими словами про «исконную землю» невозможно оправдать, когда вырезают (буквально!) целые поселки или стреляют в молодых людей на фестивале, как в тире. Причем, даже не важно, евреи они или нет – погибли представители уже двадцати стран.
Именно сейчас нет вопроса «кто первый начал». И Израиль имеет право на самооборону. Но важно помнить, что даже в уголовном праве есть термин «предел необходимой самообороны». И здесь нам нужно перестать быть просто «болельщиками». Понимая необходимость уничтожения террористов, я не понимаю восторга от вида разрушенных дотла кварталов со словами «да они все там террористы». Два миллиона людей живет в Газе – и они все очень разные. Мы же говорим, что русские не одинаковые, что нет коллективной вины и коллективной ответственности – что преступления совершают всегда конкретные люди и конкретные люди должны за них отвечать. А паспорт или автомобильный номер – это не проклятие и не приговор. Но тогда надо быть последовательными и в пацифизме. Право на жизнь есть у всех, а не только у тех, кто нам симпатичен.
А Израилю я, безусловно, желаю успеха в борьбе с террористами, которым действительно никакого оправдания у нормального человека быть не может.