Что произошло с церковью?
Я человек не воцерковленный. Я вообще не принадлежу ни к одной религиозной корпорации, потому что не понимаю, какое отношение такие объединения имеют к моим религиозным чувствам.
Надеюсь, что моя лекция об истории Русской православной церкви в ХХ веке не обидит никого из моих православных друзей, родственников, выпускников. Я не имею в виду печально известный закон об оскорблении чувств верующих, который, во-первых, разделил всех жителей России на верующих, чьи чувства оскорблять нельзя, и неверующих, чьи чувства, очевидно, оскорблять можно, а во-вторых, ввел в обиход вообще такое с юридической точки зрения неясное понятие, как «оскорбление чувств». Мне просто не хотелось бы огорчать тех многочисленных искренне верующих и посещающих церковь людей, которых я знаю.
«Эхо» объявило
срочный сбор
Поддержите команду
Впрочем, думаю, что многие из них и так сильно огорчаются, когда видят, что происходит в церкви — как церковь все больше скатывается в средневековый фундаментализм, а одновременно одобряет войну, какие люди вершат церковную политику, и как церковь практически становится частью государственной машины.
РПЦ — очень важный институт для всей истории России, и без осознания его истории невозможно понять историю страны. Мне казалось важным начать разговор об истории церкви с ХХ века — трагического столетия, когда с церковью происходили невероятные перемены.
И, конечно, хочется понять, что надо было сделать с церковью для того, чтобы ее иерархи начали поддерживать кровавую агрессию, а про так высоко ценимое христианством милосердие забыли.
Что сегодня происходит с РПЦ? Невероятный расцвет? Какое количество церквей открылось в России за последние десятилетия, какое множество людей приходит в церковь по праздникам…
Или же церковь в России переживает кризис, упадок, оказывается отравлена своим многолетним сотрудничеством с государством и со спецслужбами? От высказывания патриарха регулярно становится плохо, мутные истории о том, что происходит в патриархии, мало чем отличаются от подобных историй о других коррумпированных и развращенных государственных органах.
«Богородица, Путина прогони!», — спели Pussy Riot в храме Христа Спасителя и отправились за решетку. И в этой истории, наверное, символично всё.
Храм, который был разрушен при Сталине…
В песне Галича бывший зэк вспоминает, как его вместе с другими пригнали взрывать статую Сталина…
«Помню: глуп я был и мал,
Слышал от родителя,
Как родитель мой ломал
Храм Христа Спасителя.
Бассан-бассан-бассана,
Чёрт гуляет с опером —
Храм и мне бы ни хрена:
Опиум как опиум.
А это ж Гений Всех Времён,
Лучший друг навеки!
Все стоим, ревьмя ревём —
И ВОХРовцы, и зеки».
Храм, который был восстановлен «при Лужкове» за счет народных пожертвований, которые трудно посчитать и расходование которых еще труднее проконтролировать. Храм, ставший символом вовсе не религиозного возрождения России, а богатой Москвы, начальников всех рангов, вдруг вспомнивших, что их «в детстве бабушка крестила» — роскошным образом официального православия, спекулирующего на народной религиозности.
Другой поэт, в другую эпоху — Дмитрий Быков в 2011 году — писал о тех, кто стоял в бесконечной очереди к поясу Богородицы:
«Тут был и офисный планктон —
Никак столица! —
И плебс, не знающий о том,
Кому молиться.
Потомки всех российских драм
И всех идиллий —
Тех, что взрывали этот храм
И возводили.
— Вы русский дух! Вы соль земли
И подвиг веры! —
Кричат присяжные врали
И лицемеры.
И только загнанный изгой,
Сродни поэту,
В них видит тех, кому другой
Надежды нету».
История РПЦ за последнее столетие очень страшная, как, впрочем, и вообще история России. Как и во всей нашей истории, здесь мрак так тесно сплетен со светом, что не знаешь, как их разделить. Но все-таки мне хочется думать о тех прекрасных и мужественных священниках, которые не поддаются ни кровавому террору, ни соблазнам дьявольского государства, и о верующих, идущих за ними. Мне очень хочется думать, что они в будущем составят обновленную церковь, и сутью ее, как и должно быть, станут любовь, милосердие и свет.