Антикварная мебель
В годы моей христианской молодости рассказывали то ли быль, то ли анекдот. Генерала КГБ Куроедова, возглавлявшего Совет по делам религий, спросили, как ему, атеисту, удается управлять такими духовными и образованными людьми, как епископы Русской Церкви. Генерал с улыбкой ответил – Церковью управляем мы, чекисты, а епископы -только мебель и когда нужно, мы ее переставляем и заменяем. – Так что, и патриарх Алексий (Симанский), Рюрикович и потомок царя Ивана Третьего мебель? – Да, и он такая же мебель, только антикварная” – осклабясь сказал генерал-“обер-прокурор”.
Да и как Рюрикович и глава поместной православной церкви мог произнести такие слова, какие Патриарх Алексий (Симанский) 5 марта 1953 года отправил как личное соболезнование по случаю смерти Сталина в Совет Министров СССР: “Его смерть – тяжелое горе для нашего Отечества и для всех людей, которые его населяют. Вся Русская Православная Церковь, которая никогда не забудет его доброжелательного отношения к церковным нуждам, глубоко скорбит в связи с его кончиной. Светлая память о нем будет жить в наших сердцах вечно. Наша Церковь провозглашает ему вечную память с особым чувством неизменной любви”. Такие слова в марте 1953 года могла произнести только “мебель” МГБ, если бы она обрела дар речи, а не сын камергера и епископ Церкви.
Когда умер Брежнев, патриарх Пимен распорядился служить панихиды по этому вождю безбожников во всех церквях Московской Патриархии. И служили, почти всюду – смотрящие от КГБ были на каждом приходе.
Ужасна судьба Русской Церкви в ХХ веке, но и поучительна. После искушения Победоносцевым, а потом Распутинщиной короткий период свободы при Временном правительстве, Поместный Московский собор 1917-18 годов. Потом попытка большевиков разложить Церковь обновленчеством и раздавить репрессиями. Получилось, но не до конца. Благодаря верующим мирянам и отважным подпольным священникам Церковь жила, и страшная война 1941-45 годов дала христианской вере новое дыхание. И тогда Сталин и НКВД с сатанинской изобретательностью придумали не уничтожать Церковь внешне, а подменить ее на отдел КГБ, сохраняя церковную оболочку и даже священнодействия, но полностью под своей властью и контролем. Подкуп, шантаж и провокация – эти главные оружия ЧК-НКВД, сработали почти на сто процентов. Священноначалие стало “мебелью” и увы, остается ею до сего дня.
Но народ обмануть удалось лишь отчасти. Даже те, кто не приняли теорию “мебели из кабинетов КГБ”, были убеждены, что патриарх и епископы фактически лишены свободы и пальцем не могут пошевелить без согласия “советской власти”. Это понимали почти все. И люди всё равно шли к этим порабощенным епископам и неверующим священникам скорее чувствуя, чем канонически зная, что не продажные клирики, а Сам Христос подает им таинства и руководит их жизнью. И я это знал и без малейшего сомнения причащался из рук агента КГБ в священнических одеждах и со священнической хиротонией. Правда, таинство исповеди я не совершал при его свидетельстве. Искал более надежных пастырей. Так мы жили в 1970-е – 1980-е годы. Так жили русские христиане и раньше, при позднем Сталине, Хрущеве, раннем Брежневе. Без иллюзий. И, уверен, обретали истинное богообщение и спасение.
А вот неверные пастыри и архипастыри, если не раскаивались (такие были) не могли без ужаса читать слова Евангелия: “кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море” [Мк 9:42]. И ужасались, и спивались, или полностью окаменивали сердцем, стараясь погубить как можно больше людей вокруг.
Обо всем этом в моей новой беседе по современной истории России.