Ювелирные украшения - Дмитрий Гуржий - Zoom - 2010-01-27
ТАТЬЯНА РОДНЯНСКАЯ: Радиостанция «Эхо Москвы», программа Zoom. Меня зовут Таня Роднянская. И со мной сегодня двое коллег – Костя Крюков..
КОНСТАНТИН КРЮКОВ: Всем добрый вечер…
Т.РОДНЯНСКАЯ: Ира Баблоян.
ИРИНА БАБЛОЯН: Доброй ночи.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Привет. Сегодня мы говорим о ювелирных изделиях. Я представляю нашего гостя – это Дмитрий Гуржий, основатель марки «Гуржий».
ДМИТРИЙ ГУРЖИЙ: Добрый вечер.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Я вновь напоминаю всем нашим радиослушателям, что у нас идет веб-трансляция на сайте «Эхо Москвы» и на сайте «RuTube». И вы можете нас не только слушать, но и смотреть. Напоминаю телефон для ваших сообщений: +7985 9704545.
И.БАБЛОЯН: Хочу у вас спросить с самого начала, прямо вот – рублю с плеча Я когда хожу по улицам – по Старому Арбату , по Тверской – ко мне подходят люди и суют мне листовки со всякими ювелирными магазинами, там скидки и т.д. И у меня каждый раз в голове мысль: зачем вы мне это даете? Я девушка… Я в жизни не пойду сама себе покупать какое-нибудь ювелирное украшение. Кто потребитель сейчас? Если вот я, допустим, так думаю?
Д.ГУРЖИЙ: Те люди, которые ходят и суют на Старом Арбате это все - для того сегмента рынка, где они это все распространяют, это работает. Там много приезжих, там ходят люди, которые покупают ювелирные украшения – колечки простые, цепочки простые. То есть пару тысяч – несколько тысяч рублей. Я думаю, если бы это не работало, они бы ничего не запихивали…
И.БАБЛОЯН: Хорошо. Но допустим, женщины? Мужчины?
Д.ГУРЖИЙ: Конечно, они всем подряд это все предлагают, эти распространители. Но вопрос у вас был – кто вообще потребители сейчас. 90-95% в мире потребители ювелирных украшений – это женщины.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Все-таки женщины?
И.БАБЛОЯН: Мы с тобой не входим, Таня, в эти проценты…
Д.ГУРЖИЙ: Надо работать над этим.
И.БАБЛОЯН: Зачем?!!
Д.ГУРЖИЙ: Или мужчины, которые покупают этим женщинам прекрасным.
И.БАБЛОЯН: Это нам больше нравится.
Д.ГУРЖИЙ: Но в итоге, носят женщины в основном. В нашей стране совсем в основном это женщины. Потому что в Европе, если вы посмотрите, мужчины в большей мере любят себя украшать ювелирными украшениям, это считается принятым, более, чем у нас в стране. Хотя все меняется. За последние 10-20 лет это сильно изменилось. Раньше только члены Политбюро себя украшали золотом нагрудным. А теперь многие люди. Если вы посмотрите – и запонки, и кольца, и ручки, и брелоки… Серебро, золото… И часы. Когда мы смотрим телевизор, видим бизнесменов, политиков – есть, чем полюбоваться.
Т.РОДНЯНСКАЯ: А меня интересует вопрос: раньше у нас было только желтое золото. И если я не ошибаюсь, в 90-е к нам пришло, наконец-то, белое золото. И еще позже – платина. Почему у нас раньше было только желтое золото?
Д.ГУРЖИЙ: Потому что «богато».
Т.РОДНЯНСКАЯ: Был такой стереотип – если золото, то оно должно быть желтым?
Д.ГУРЖИЙ: Да. И зубы – желтые… Просто желтое – традиционно, мы к этому привыкли. Там, скифское золото… Мы привыкли, в музеи ходим, смотрим. Цвет золота – желтый, в нашем понимании. Наши тенденции потребительские в нашей стране – они отстают от общемировых. Поэтому в 90-е годы тема такая – более скромного общего облика. И было популярно более белое золото, платина – в конце 90-х годов – начале 2000-х. А сейчас вернулась тема желтого золота, например, снова. И розового золота, даже красного золота, о чем уже почти забыли.
И.БАБЛОЯН: Мне кажется, что это кому как подходит. Вот мне, допустим, белое золото совсем не идет. Я хожу в желтом.
Д.ГУРЖИЙ: Вам так кажется. Это зависит от изделия. Вам конечно пойдет желтое золото с вашим загаром, это так.
Т.РОДНЯНСКАЯ: А существуют какие-то тенденции в ювелирных изделиях. Например, сегодня модно желтое золото и т.д.
К.КРЮКОВ: Чем наши российские клиенты, как тебе кажется, отличаются от западных? Что они больше любят, что меньше? И каковы тенденции сегодня на Западе и здесь в России?
Т.РОДНЯНСКАЯ: Национальные особенности?
Д.ГУРЖИЙ: Тенденции есть. Я думаю, что главная отличительная особенность состоит в том, что наш потребитель менее самостоятелен в выборе. Наш потребитель больше ориентируется на бренды, на названия. И выбирает по рекламе, что называется. А если вы посмотрите образованного потребителя в Европе или Америке, то там очень любят то, что называется «артизонаты» - небольшие мастерские, которые делают штучные изделия, недорогие вовсе, но это авторские изделия. Применяются очень разные материалы – и очень дорогие, и очень дешевые, вообще нисколько не стоящие. Там есть такая тенденция. Если вы в Париже или в Лондоне пойдете по бутикам… Я был недавно в Нью-Йорке – там есть большие универмаги-люкс на Манхэттене… Вы увидите, что очень много ювелирных изделий – это не бренды вообще. Это не «Chanel», не «Cartier». То есть они есть, у них есть свои бутики. Но вот в универмаге ты приходишь и видишь очень дорогие вещи – это авторские вещи, нам ни о чем не говорят эти фамилии и имена. Но они очень специальные - и по дизайну, и по материалу. И этот тренд приходит к нам. У нас сейчас тоже есть эта тенденция – когда появляются авторские марки небольшие, авторские изделия, отличные от брендов общепринятых, и люди начинают их покупать.
И.БАБЛОЯН: А мне интересно, люди покупают какие-то готовые ювелирные изделия или делают на заказ?
Д.ГУРЖИЙ: Конечно, и готовые. Но есть достаточно большое количество людей, прежде всего, женщин, которые очень четко себе представляют , что они хотят… Это вопрос покупателя. Если покупатель четко знает, что он хочет, то есть возможность сделать вещи на заказ. В том числе в Москве есть ювелиры прекрасные, которые могут сделать вещи на заказ, это дороже. Но здесь ключевой вопрос в смелости покупателя. Если человек уверен в себе и достаточно смел одеть какие-то изделия, которые он сам придумал и ему их сделали – то это хорошо. Но таких единицы, поверьте.
К.КРЮКОВ: А какие перспективы вот в этой тенденции? Чего нам ждать от российского клиента в ближайшие годы? Что он будет больше ориентирован на дизайн?
Д.ГУРЖИЙ: Я думаю, что в основном клиенты будут ориентированы на бренды, на мировые, большие… Но в то же время, вот эта ниша небольших дизайнерских домов, мастерских, марок – она будет нарастать. И я думаю, что часть из этих ювелиров, которые сегодня нарождаются, станут, наверное, большими марками через какое-то время, лет через 5-10. Потому что и Hermes когда-то производит все для лошадей. И «Cartier» тоже в начале 70-х гг не была такой большой фирмой. А «Montblanc» в 80-е гг был на грани разорения и куплен маркой Dunhill и производил пластмассовые ручки… Сегодня ходит… боюсь наврать… среди лидеров часовой индустрии.
К.КРЮКОВ: Я помню твою историю про «Montblanc». Что было причиной такой безумной популярности этой марки? Если ты помнишь, о чем я говорю… Это безумно интересная история о том, как в России создаются тенденции, кто что подарил и кто что после этого купил?
Д.ГУРЖИЙ: Это было с «Монтеграппой». История правдивая, она запечатлена, ее можно было посмотреть по «Первому каналу». Есть фирма «Монтеграппа» итальянская, которая производит ювелирные дорогие очень красивые ручки. И одна из первых ручек, которую они сделали, называлась «Дракон» на тему китайского дракона. Красивая ручка ,тяжелая. В серебре с рубинами. Глаза у дракона рубиновые. Убедительная ручка… И 29 декабря… Я не помню, когда Борис Николаевич Ельцин объявил , что он уходит… И телеканалы показали, кому он передает власть. Он передавал власть Владимиру Владимировичу Путину. Я точно не скажу, но смысл был в том, что он сказал: Вот тебе чемоданчик ядерный. И вот тебе ручка. Будешь казнить и жаловать…
И на следующий день эта марка проснулась знаменитой. 1 января включили тумблер. Все захотели… Так создаются тенденции. И так в нашей стране эта марка стала очень популярной, востребованной. Конечно, очень хорошо работают авторы, дизайнеры. Очень много новых коллекций и очень это соответствует тому настроению… Но вот этот вот случай – он работает.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Если вернуться к тому, что кому-то важен бренд, а кому-то дизайн, я предлагаю послушать Анастасию Шумейко – бренд-менеджера ювелирной сети премиум-класса. Она расскажет нам, на что клиенты обращают внимание и что предпочитают мужчины, а что – женщины…
АНАСТАСИЯ ШУМЕЙКО
Самыми ценными клиентами магазинов являются, конечно же, мужчины. У мужчин, как правило, наиболее практический подход. Когда он выбирает украшение, он руководствуется в первую очередь характеристиками изделия. Нужно, чтобы было видно – что это за изделие, какие камни, желательно покрупнее и побольше. Чтобы было видно, что это золото… Как правило бренд для мужчин тоже имеет большое значение. Если он ни разу не слышал о марке, то он вряд ли отдаст ей предпочтение.
Женщины бывают совершенно разные. Некоторые падки на имена. И им нужно не просто кольцо с бриллиантом, им нужно кольцо с бриллиантом от «Cartier», или от «VAN CLEEF» - от ювелирных домов с мировым именем. Некоторые женщины – их, конечно, меньшинство – действительно разбираются. И не только в именах, а также в ювелирных камнях, в характеристиках цвета, чистоты, огранки – с точки зрения геммологии. Это, конечно, сейчас редкость.
На сегодняшний день больше клиентов, которые доверяются имени, какому-то ювелирному дому. Их можно понять – покупая именную вещь, они приобретают , как правило, пожизненную гарантию на изделие. Если что-то случиться, они всегда могут обратиться в ювелирный магазин для сервисного обслуживания. Если нужно отполировать камень, если он выпадет…
Второй момент – приобретенное украшение покупается как инвестиция. То есть кольцо «VAN CLEEF», приобретенное сегодня , лет через 30 станет винтажным «VAN CLEEF’ом», приобретет в стоимости какие-то проценты.
Также существует определенная категория клиентов, которая с каждым годом увеличивается – это люди, которые разбираются в камнях, разбираются в геммологии. Им интересно , как внешне выглядит изделие, интересны его характеристики… Они разбирают в сертификатах. Отличают сертификаты на бриллианты мировых лабораторий. То есть клиенты становятся все более и более разборчивыми. Им интересны изделия из камня, у которого есть документ, есть своя история.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Вот такой интересный рассказ от Анастасии. И как раз вследствие этого я предлагаю проголосовать нашим слушателям. Вопрос для голосования такой – когда вы покупаете ювелирное изделие, что для вас важнее: бренд или дизайн?
ГОЛОСОВАНИЕ
К.КРЮКОВ: Дима, видишь ли ты тенденцию? Все-таки, преумножается количество клиентов, которые покупают именно саму стоимость изделия – то есть камня, плюс золото, качество… А не наценку за бренд… вот это у нас в стране происходит, вот о чем мы слышали комментарий? Потому что мне кажется, что такое различие критериев выбора… Кто-то выбирает бренд, кто-то дизайн. А кто-то выбирает за то, что это стоимость. В нашей стране есть такая культура – выбирать как некую инвестиционную покупку?
Д.ГУРЖИЙ: Безусловно. Есть и будет. Это основано на том, что основные потребители женщины и я думаю, что для очень многих женщин обладание простым кольцом, но с хорошим бриллиантом есть некая гарантия стабильности. Маленькая, на какой-то срок, но гарантия стабильности на будущее.
Узбекские женщины, которые на себя надевают много-много… Монисты, на ногах, на руках… Это же не просто так. Потому что если муж выгнал, что на себе – с тем и ушла. Поэтому я думаю, что тенденция актуальна…
И.БАБЛОЯН: У нас с Таней полемика была перед передачей. Я говорила о том, что это очень хорошее вложение денег. А Таня говорила, что на этом очень много теряешь денег.
Д.ГУРЖИЙ: Теряются деньги на дизайне как раз . Потому что сегодня один дизайн хороший, завтра – другой. И когда вы покупаете дизайнерскую вещь, у нее дико популярный дизайн, через 5-10 лет никому не нужен ни дизайнер, ни дизайн…Уже смешной кажется, и т.д.
К.КРЮКОВ: То есть получается, что как раз те маленькие, которые сейчас входят в моду, они с инвестиционной точки зрения не очень хороши, потому что гарантировать их дальнейший успех, в отличие, например, от «Cartier», ты вряд ли сможешь?
Д.ГУРЖИЙ: Здесь очень много нюансов. Это зависит, безусловно, от качества дизайна. Потому что есть вещи, созданные с вечным дизайном…
К.КРЮКОВ: Классика….
Д.ГУРЖИЙ: …классика, да. Или дизайн , который уже принят многие десятилетия и понятно, чо он популярен будет еще многие-многие годы. И плюс маркетинговые вещи – лимитированность изделий, их вряд ли будет кто-то производить и потом они будут только дороже стоить. Это уже разряд художественных изделий, антикварных. Я уверен, что есть много дизайнеров современных, чьи изделия попадут в эту категорию. Их стоимость только вырастет.
И.БАБЛОЯН: Кстати, нам как раз пришел хороший вопрос: Расскажите про российских ювелиров. Почему не слышим и не знаем о них?
Д.ГУРЖИЙ: Этот вопрос надо адресовать к средствам массовой информации. Это большая проблема. Речь идет не только о ювелирах…
И.БАБЛОЯН: Плохой PR?
Д.ГУРЖИЙ: Плохой PR…
Т.РОДНЯНСКАЯ: Вы хотите сказать, что есть хорошие российские дизайнеры?
Д.ГУРЖИЙ: Не обязательно прямо хорошие, но они есть…
CМЕЮТСЯ
Д.ГУРЖИЙ: …минуточку, вы сказали: почему о них не знают?
Первый пункт – мне кажется, СМИ, журналисты - прежде всего гламурных и негламурных глянцевых журналов, газет, радио и ТВ… Нужно об этом говорить, нужно рассказывать о людях! Это должно быть популярной темой. А у нас ( и не только у нас, я думаю, во всем мире так устроено) что СМИ, безусловно, коммерческие организации – т.е. если большой бренд дает рекламу, о нем говорят. Небольшие дизайнеры не дают рекламы - у них денег нет . О них меньше говорят. Мне кажется, это очень важно. Долгосрочные должны быть стратегии, у СМИ в том числе… Нужно выращивать этих дизайнеров, нужно про них рассказывать. И кто-то из них отплатит… Если цинично говорить, «отплатит в будущем».
Нужно смотреть в будущее, нужно этих людей поддерживать. Они есть, просто они все маленькие, незаметные. Вот в модном – одежном – бизнесе – там уже происходят изменения некие. И мы видим, как подымают на пьедестал молодых ребят по очереди…
Т.РОДНЯНСКАЯ: Все-таки, как сейчас обстоит ситуация с российскими ювелирными дизайнерами?
Д.ГУРЖИЙ: Мы в начале пути.
И.БАБЛОЯН: В общем, все плохо?
Д.ГУРЖИЙ: Я вам скажу, что есть великие, гениальные люди. Например, Даши Намдаков – художник из Бурятии, кажется. Это гениальные вещи. Он российский ювелир, у него есть ювелирные изделия, их можно посмотреть. Но это самой высокой пробы вещи, которые могут только быть с точки зрения дизайна. Называю…
К.КРЮКОВ: Как молодому российскому дизайнеру в этой среде побороть конкуренцию с огромными гигантами, с огромными PR-бюджетами, с огромными рекламными бюджетами? На чем ему играть? На пиаре внутри страны? Или на дизайне? На что он должен сделать, как тебе кажется, акцент, чтобы все-таки перебороть и попасть как-то и в СМИ, и на продажную площадку? Что надо делать? Потому что конкурировать молодому человеку без бюджета с «Cartier» - это фантастика.
Д.ГУРЖИЙ: Мне кажется, что молодому дизайнеру не стоит прямо сразу конкурировать с «Cartier». Может быть надо равняться на «Cartier», читать их историю – как у них это получилось… Чтобы выиграть в этой борьбе – надо отличаться.
К.КРЮКОВ: Чем?
Д.ГУРЖИЙ: Дизайном. Нужно иметь идею. Это то, чем я , в том числе, пытаюсь заниматься. Должна быть идеология в продукте какая-то заложена. Должна быть заложена интересная история продукта. Если за продуктом есть история, если есть эстетика особенная, если есть дизайн, то людям интересно об этом говорить, людям интересно об этом писать, людям интересно это покупать. И конечно, должно быть высокое качество. Потому что если у тебя прекрасный дизайн, замечательная история – но ты делаешь плохое качество, то ничего не получится.
К.КРЮКОВ: Ну в данном случае цена тоже немаловажна?
Д.ГУРЖИЙ: Конечно. Я скажу, что за хорошую идею люди готовы платить.
К.КРЮКОВ: Да.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Я хочу объявить результаты голосования: всего лишь 20% хотят платить за бренд и 80% предпочитают дизайн.
Д.ГУРЖИЙ: Отличная новость.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Скажите, а вы где производите свои ювелирные изделия – у нас или за рубежом?
Д.ГУРЖИЙ: Мы производим и в России, и за рубежом. Мы начали производить в Италии – север Италии, есть городок Валенса. Городок золотых мастеров, там почти все золото мира и делается…
И.БАБЛОЯН: Почему?
Д.ГУРЖИЙ: Потому что есть традиция многовековая. Ювелирный бизнес – это цеховое производство многовековое. И сложилось так, что это в Валенсе происходит. И там революций не делали, поэтому никого не разгоняли и потом вновь не создавали все это. И все сохранилось, семьи сохранились… Маленькие предприятия семейные. От отца – к сыну, к племяннику и т.д.
Т.РОДНЯНСКАЯ: А в большей степени предпочитаете работать с итальянскими ювелирами или с нашими?
Д.ГУРЖИЙ: Поскольку наша марка – российская марка, и это наша основная цель… Мы хотим сделать лидирующую для России ювелирную марку. И мы хотим в итоге производить в России. Мы уже производим в России. И это принципиально важно, поскольку вся наша идея основывается на эстетике нашей страны в широком смысле – страны Евразии, я так это называю. Поэтому для нас очень важно производить здесь. И мы стараемся находить людей, которые могут делать качество изделий такое же, как итальянцы. И такие люди есть. Это сложно, это долго, как правило. Это бывает даже дороже – но не сильно дороже. И когда нам надо что-то быстро сделать, мы делаем с итальянцами, когда у нас есть время – мы делаем с российскими нашими партнерам и это очень приятно, потому что есть молодые люди – дизайнеры, технологи – которые умеют работать руками и головой.
Т.РОДНЯНСКАЯ: А скажите, пожалуйста, есть у вас конкуренты среди российских ювелиров?
Д.ГУРЖИЙ: Есть, безусловно. Все конкуренты в мире…
Т.РОДНЯНСКАЯ: А именно среди российских?
Д.ГУРЖИЙ: конечно есть. Практически все, кто делает ювелирные изделия. Покупатель выбирает. И в этом есть конкуренция. Мы стараемся делать такие дизайны и работать в таком сегменте, чтобы очень сильно отличаться. И мы смотрим по рынку, кто что делает. И если видим, что у нас мысль пошла в сторону, а там уже все что-то делают, мы пойдем лучше в другую. Потому что чисто исходя из бизнес-соображений…
И.БАБЛОЯН: А можно придумать что-то новое еще?
Д.ГУРЖИЙ: Это очень важный вопрос. На самом деле, все придумано уже давно. Все равно, рано или поздно, что-то новое придумается…
К.КРЮКОВ: Но ноты – их семь штук, а придумано много…
Д.ГУРЖИЙ: Да. Все равно придумывают…
И.БАБЛОЯН: Технологии новые может быть?
Д.ГУРЖИЙ: Ну технологии когда будут новые… Появляются новые материалы, карбон, например, в ювелирных изделиях много используют сейчас… полудрагоценные камни, металлы – сталь… ДО кризиса было очень популярно - сталь с камнями полудрагоценными или даже с бриллиантами. Кризис это все убрал.
К.КРЮКОВ: Ты упомянул кризис. Как он поменял бизнес в России, в том числе твой? Что он сделал? Концептуально что он поменял?
Д.ГУРЖИЙ: Концептуально кризис все очень сократил для всех.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Как всегда, отсек лишних?
Д.ГУРЖИЙ: Да. И главное, что сделал кризис – он убрал пену среди потребителей, среди производителей, среди дизайнеров.
И.БАБЛОЯН: А может быть как раз наоборот? Вот есть такие молодые, у которых еще нет возможностей хорошо пропиарить себя , но они безумно талантливые? И вот они пропадут?
Д.ГУРЖИЙ: Те, которые безумно талантливые – они не пропадут. Поверьте. И кризис для них – это возможность. Потому что что происходит? Люди тратят гораздо больше времени на то, чтобы обдумать и принять решение о покупке. Это более обдуманные решения. И когда я говорил про пену, «пена» - это необдуманные решения, эмоциональные покупки. Сейчас покупки очень обдуманные. И как раз люди, которые вкладывают какую-то идею в свои изделия или произведения, они выигрывают. Люди обдумывают, приходят, возвращаются и покупают. Если есть за этим изделием идея. И это работает хорошо очень.
И.БАБЛОЯН: А у нас было два вопроса… Где выучиться на ювелира?
Д.ГУРЖИЙ: Я могу дать общие ориентиры. Есть техникум, он находится в районе метро Бабушкинская. Есть еще один техникум в селе Красное на Волге, напротив Плеса. Это правда, это так, это очень большой центр российской ювелирной промышленности на протяжении десятилетий, даже века. Там можно поучиться. Можно пойти подмастерьем к мастеру подучиться.
И.БАБЛОЯН: А нам написал слушатель, ему 43 года. Не поздно?
Д.ГУРЖИЙ: Не поздно. Потому что ювелирное производство – ты вкладываешь душу в изделие. Если тебе есть, что вложить…
И.БАБЛОЯН: Фантазия….
Д.ГУРЖИЙ: Фантазия, если у тебя есть эмоции, есть знания…
К.КРЮКОВ: А что требуется ювелиру?
Д.ГУРЖИЙ: Ювелир – это очень широкое понятие. Здесь нужно определиться, что мы имеем в виду. Потому что есть дизайнер, есть технолог, есть 3D-дизайнер, потому что современные технологии такие, что все это делается на компьютере, если серийное производство. Есть огранщики, есть заклепщики, есть плавильщики, формовщики… Есть продавцы, дистрибьюторы, кладовщики и т.д. и т.д. И все это ювелиры.
И.БАБЛОЯН: Я наивно думала, что человек придумал образ в голове, смастерил все это и принес.
Д.ГУРЖИЙ: Такие люди есть. Их единицы. Например, известный всему миру Ананов из Петербурга. Он сам придумал, сам сделал руками… Раньше делал.
Т.РОДНЯНСКАЯ: А вы придумываете сами дизайн для своих изделий?
Д.ГУРЖИЙ: До сих пор да. Но все изделия, которые мы делаем, мы стараемся, чтобы они базировались на эстетике уже знакомой нашему потребителю. Например, у нас есть коллекция «Безусловные знаки» - она основана на значках и знаках периода нашей советской истории. Есть коллекция «Легенды подземелья» - мы взяли за основу некие декоративные элементы из московского метро. У нас есть коллекция «Камни Евразии», она основана на моем любимом детском мультфильме «Хозяйка Медной горы». У меня всегда перед глазами стоит сцена, когда у Данилы-Мастера ничего не выходит, а она стоит …
Т.РОДНЯНСКАЯ: …колдует..
Д.ГУРЖИЙ: …и так кругом камни-камни-камни. Мы сделали такую коллекцию. Все равно так или иначе коллекции основаны на эмоциях, на культурно-историческом наследии…
К.КРЮКОВ: …России
Т.РОДНЯНСКАЯ: И на патриотическом наследии.
Д.ГУРЖИЙ: В том числе.
К.КРЮКОВ: А как ты решил этим заняться? С чего это началось все? Где ты вдруг увидел необходимость это делать?
Д.ГУРЖИЙ: К сожалению или к счастью, меня жизнь к этому подвела. Потому что я всегда завидую людям, которые заранее все знают и идут своим путем. Меня жизнь к этому подвела. Я много лет занимался дистрибуцией современных брендов и всегда старался сделать так дистрибуцию какого-либо иностранного бренда, чтоб этот бренд делал коллекцию для российского потребителя. Я отвечаю за Российскую Федерацию. Я прихожу с идеями, прошу их – сделайте для наших людей. Что вы делаете какие-то костюмы, в которые наши дядечки даже не могут влезть? Или что вы делаете ручечки, которые такие маленькие, что они просто вылетают из наших толстеньких ручек… И давайте сделаем для наших людей – чтобы было увесисто, чтобы костюмчик сидел и чтобы все было хорошо. Типа того..
Т.РОДНЯНСКАЯ: С нашими национальными особенностями.
Д.ГУРЖИЙ: Да, например. И долго я боролся с этими марками, заставляя их что-то делать для русского рынка. И это очень мучительная неравная борьба, потому что им это неинтересно, они ориентированы на мировой рынок в целом, у них есть свои идеи, они молодцы. И что –то их заставлять бесполезно. И в итоге я пришел к пониманию того, что если я хочу что-то делать , реализовывать свои идеи – надо делать это самому.
И.БАБЛОЯН: У нас спрашивают, будет ли у вас линейка, направленная на широкого потребителя?
Д.ГУРЖИЙ: У нас есть уже линейка… Важно не насколько широкий потребитель… У нас есть линейка из серебра. Называется она «Легенды техники». Мой любимый музей с детства – это Музей Советской армии. Там за музеем есть площадка, и там самолеты, машины, танки… И мы сделали в серебре все эти вещи – запонки, брелоки, брелоки для телефонов. Дальше мы будем развивать эту тему – будем делать кожгалантерею. И это более массовая продукция. Это продукция от 8000 рублей. Это дорого, но относительно изделий из золота – это массовый продукт.
Т.РОДНЯНСКАЯ: А как вы считаете, существует культура ношения ювелирных изделий у нашего российского потребителя?
К.КРЮКОВ: И есть ли какие-то плохие манеры в данном случае?
И.БАБЛОЯН: Моветон…
К.КРЮКОВ: Манера надеть что-то, что будет совсем не кстати…
Д.ГУРЖИЙ: Я думаю, что то, что касается Москвы – у нас очень образованная публика. Особенно если мы зайдем в гламурное место, в ресторан, театр… Люди хорошо одеваются и все это красиво и замечательно. У нас, конечно, есть проблемы с чувством меры. Когда есть у людей возможность, они цепляют зачастую все подряд, и оно бьется одно с другим. Белое, желтое, красное – вперемешку. Но я думаю, это все-таки не тренд основной. Люди стараются выглядеть правильно, чтобы все было логично, красиво, элегантно.
Т.РОДНЯНСКАЯ: А Петр Аксенов, художник, считает, что у нас нет культуры ношения, у российского потребителя. Давайте послушаем его мнение.
ПЕТР АКСЕНОВ
Как таковая культура ношения после революции перестала существовать, потому что раньше определенные слои общества носили, в советское время показывать роскошь и украшения было не принято, это было антигуманно. Вся советская эстетика была против драгоценных камней. Люди любовались на них в музеях и в Алмазном фонде Кремля. Сейчас, когда доступ стал большой, то люди не имеют культуры того, что иногда куда-то можно одеть бижутерию, но на пляже в Сен-Тропе одеть бриллианты «Граф» или в колье выйти позавтракать в отеле «Пари» в Париже – это дурной тон. И вообще, женщина должна понимать, что носить бриллианты большие и серьезные можно только на такие торжества, как свадьба или серьезная церемония, или в определенном возрасте. Потому что у нас очень часто молодые девушки без разбора надевают на себя как на елку все, что есть. Это очень смешно. Плюс культура часов с бриллиантами пошла активная. Носят, грубо говоря, котлы на руке, что очень безвкусно, на мой взгляд, вызывает раздражение других людей, надо знать меру. Наши девушки, которые могут себе позволить украшения, пользуются этим чрезмерно. То есть они надевают и кольца, и перстни, и бриллианты. Все у них сверкает, блестит. И при этом еще могут быть в спортивном костюме. Но по идее в западной культуре ношение ювелирных украшений возможно только после семи вечера на определенные мероприятия. На работу, если ты не являешься директором или управляющим какой-то крупной компании, выйти в каких-то украшениях просто неприлично. И у нас эти тенденции пока не заработали.
И.БАБЛОЯН: Пока Петя говорил, у меня возник такой вопрос: а ювелирные украшения на мужчинах – это моветон?
Д.ГУРЖИЙ: Я считаю, что это очень хорошо. Но все должно быть уместно, безусловно. Ювелирные украшения, если они уместны, это очень хорошо, и на мужчине, и на женщине. Есть детские ювелирные украшения, в этом нет ничего странного . Просто это должно быть уместно. Если ребенок вышел на площадку кататься с горки, увешанный Арон Башой, то это странно…
К.КРЮКОВ: … с золотой соской.
Д.ГУРЖИЙ: То же самое, если с мужчинами – если все это увешено, это будет странно. Но мне кажется, что последнее время, может я все в розовом свете вижу… Особенно после кризиса мне показалось, что люди стараются взвешенно подходить к своему внешнему виду. Для мужчин это запонки, это кольцо, перстень…
И.БАБЛОЯН: Серьга в ухе.
Д.ГУРЖИЙ: Серьга в ухе, во лбу, в носу, в губе и т.д. Это для определенного круга людей, это нормально. Это определенная эстетика. Здесь ключевая позиция – это уместно должно быть. И если человек это понимает… Круг моего общения – в основном люди уместные.
И.БАБЛОЯН: Взять американских реперов, которые увешаны… Это их культура.
Д.ГУРЖИЙ: Это их культура.
К.КРЮКОВ: А что бы ты поменял из того, что есть на сегодняшний день у нас на этом рынке? Какую гаечку ты бы повернул, чтобы все стало лучше? Что бы ты хотел, чтобы стало по-другому?
Д.ГУРЖИЙ: Я думаю, одна из главных проблем – это ограниченная система дистрибуции…
К.КРЮКОВ: Если ты как-то можешь это расшифровать, потому что …
Д.ГУРЖИЙ: У нас недостаточно магазинов, торговых площадей и именно универмагов. Фактически в нашей стране существует один профессиональный универмаг – ЦУМ. Все. Один на 140 млн. населения.
К.КРЮКОВ: «Голден Кросс» на Курской. Но это другой сегмент…
Д.ГУРЖИЙ: Я говорю об универмаге, что по-английски называется «departmen store».
Т.РОДНЯНСКАЯ: Вы хотите сказать, что некуда пойти покупателю?
Д.ГУРЖИЙ: Нужны места, где был бы большой выбор. Потому что у нас есть либо ювелирные магазины, о чем мы говорили в начале, где за три копеечки колечки – и туда уже никто не ходит… Либо это уже бренды в Столешниковом переулке, куда даже страшно войти, даже двери подойти…
Т.РОДНЯНСКАЯ: А между ними пропасть.
Д.ГУРЖИЙ: Между ними есть один универмаг ЦУМ – весь первый этаж, прекрасный выбор, все замечательно. Но это на всю страну одно такое место. Все остальное – вы приходите, либо это такая галерея бутиков… А открытых площадей, где был бы большой выбор , хорошее и качественное обслуживание – их просто не существует. Поэтому проблема торговых сетей – одна. Дальше – мы об этом говорили – проблема пиара не в смысле личного пиара чьего-то, а в смысле информации о том, что есть российские дизайнеры, есть российские марки. Было бы здорово, если бы о них рассказывали. Это очень помогло бы на рынке, безусловно…
Т.РОДНЯНСКАЯ: Вот мы этим сейчас и занимаемся.
А если вернуться к культуре ношения… Раньше считалось моветон сочетать дорогущие украшения и бижутерию. И давно еще принцесса Диана как-то сочетала свое безумно дорогое кольцо – золотое, с бриллиантами – с дешевой бижутерией, это были клипсы , по-моему даже пластмассовые. И тогда пестрели все журналы ее фотографиями, все говорили: «Ужас-ужас, моветон!» Сейчас можно сочетать, на ваш взгляд, дешевые и дорогие изделия?
Д.ГУРЖИЙ: Сейчас в целом можно все, что тебе идет. И если пройти по лондонским улицам… Там любо-дорого постоять и посмотреть просто на толпу, которая идет. Люди самовыражаются самым прекрасным образом и именно таким необычным. Там именно комбинация простых , дорогих , сложных вещей. Здесь должна быть свобода духа такая и внутренняя готовность рисковать и что-то сказать окружающим.
Если вы понимаете, что вы делаете, как вы выглядите – все уместно абсолютно.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Ломаем стереотипы?
Д.ГУРЖИЙ: Ломаем
И.БАБЛОЯН: А у меня есть такой потребительский вопрос. Как найти своего ювелира? Вот например у меня есть вещи, которые я хочу переделать, но я очень боюсь это сделать, потому что могут, например, заменить камень или еще что-то…
Д.ГУРЖИЙ: Здесь только опыт и опыт. Надо выстраивать отношения, надо ходить в магазин. Если у вас есть магазин, куда вы все время ходите, например, антикварные магазины, как правило, работают с ювелирами, или небольшой ювелирный магазин, где работают именно мастера… имеет смысл сходить на ВДНХ. Там два или больше раз в год проходит ювелирная выставка. И в Сокольниках проходит ювелирная выставка. Там все российские ювелиры – и большие, и маленькие – выставляются. Ну, многие, почти все. Может быть туда надо ходить, говорить с людьми. Это только опытом… Вопрос доверия.
К.КРЮКОВ: Персонально.
Д.ГУРЖИЙ: Да. Вы можете заработать его только годами общения. И если есть возможность и желание собирать ювелирные изделия, как-то находиться, то за пару лет вы обрастете контактами доверительными. Но для этого нужно ходить. Вот, на ВДНХ…
И.БАБЛОЯН: Запоминайте, слушатели наши. Дабы не быть обманутыми…
Д.ГУРЖИЙ: Вот это село Красное, про которое мы говорили. Там 5-6 заводов и больших, и маленьких только из одного этого села представлены. Есть из Дагестана люди, прекрасные изделия показывают.
К.КРЮКОВ: Ажурные такие, очень красивые. Дима, скажи, а ты продаешься за границей где-нибудь?
Д.ГУРЖИЙ: Да. Мы продаемся…
К.КРЮКОВ: Какова реакция? Что людям нравится?
Д.ГУРЖИЙ: Знаете, очень интересно… Я в прошлом году поручил одному бизнесмену знакомому французскому – я ему говорю: давай ты попробуешь провести исследование, можно ли продавать наши изделия во Франции. Он два-три месяца занимался, обошел все магазины и мне позвонил расстроенный и говорит: «Дмитрий, у вас своя история, у нас своя история. У вас свои герои, у нас свои герои. Сиди в Москве…»
Т.РОДНЯНСКАЯ: «…и не суйся».
Д.ГУРЖИЙ: Но тем не менее, есть такая в Москве очень важная сеть ювелирная и надежная, называется «Подиум». Они открыли два бутика во Франции, бутик в Куршевеле и бутик в Париже. Они сделали закупку наших изделий для этих бутиков, и насколько я знаю, продаются эти изделия. И достаточно неплохо. И насколько я понимаю, все-таки это либо русские покупатели в Париже, Куршевеле.. Либо как-то связанные с Россией, делают эти покупки. Но это нормально. Должно с чего-то начинаться. Потому что если брать в пример Париж, там очень много хороших магазинов высокого уровня, которые принадлежат арабам. Это дорогие , очень серьезные магазины. Потому что эти магазины были созданы в 70-80-е гг, когда много приехало арабских семей в Париж и т.д. И под этих клиентов были созданы магазины. Происходит то же самое . Русские заполонили Париж – вот создаются магазины под них. Потом это французы начнут покупать, никуда не денутся.
К.КРЮКОВ: Ты собираешься это как-то развивать именно на заграницу? Чтобы там покупали нас?
Д.ГУРЖИЙ: Обязательно. В этом одна из миссий наших.
К.КРЮКОВ: Ну а что, не менять же героев наших?
Т.РОДНЯНСКАЯ: Насколько я знаю, тот же ювелир Ананов делает ювелирные украшения для королевских семей. Он продается за границей…
Д.ГУРЖИЙ: Ананов делает изделия в классической, царской стилистике, в стилистике Фаберже. Мы делаем украшения в стилистике советской в основном. Но на наших изделиях не видно героев. Там видна стилистика, видно некое искусство. И я вижу и соей задачей показать и у нас в стране, и за рубежом, что то, что происходило в нашей стране с точки зрения эстетики – это прекрасно. С точки зрения политических вопросов и вопросов бесчеловечности – мы не касаемся здесь этой темы. С точки зрения эстетики – это высший балл можно поставить, от сталинских высоток до значка ГТО. Это абсолютно расхожие вещи. И я думаю, что мы сможем убедить и за границей людей, что это красивые вещи и за ними нет политики. Я пытаюсь объяснять, что мы про эстетику, про культуру, про красоту, а не про политику. Если хотите про политику – это в другом месте тогда…
Т.РОДНЯНСКАЯ: А еще немаловажный вопрос – почему в России, которая так богата драгоценными камнями и драгоценными металлами, гораздо дороже стоят ювелирные изделия, чем в той же Америке?
Д.ГУРЖИЙ: Ну, я не сказал бы, что прямо гораздо…
Т.РОДНЯНСКАЯ: Но значительно дороже.
Д.ГУРЖИЙ: Здесь есть такое.. .Если мы говорим о брендах, то есть понятие таможенной пошлины, которая у нас достаточно высока. То есть у нас почти 50 процентов на границе надо заплатить от заводской цены. То есть если что-то стоит на заводе 1000 евро, то проходя все процедуры таможенные, оно уже на выходе стоит 1500. И так далее. Поэтому это уже понятная причина: у нас есть пошлина и НДС импортный, которые достаточно высоки. В Японии тоже они высоки и там тоже очень дорогие эти ювелирные изделия. Поэтому я считаю, что надо производить в России, на самом деле…
Т.РОДНЯНСКАЯ: И в России же покупать.
Д.ГУРЖИЙ: И экспортировать. Потому что мы коллекцию, которую делаем здесь, например «Легенды техники» серебряную, будем ее экспортировать.
К.КРЮКОВ: В общем, мы как страна – производитель сырья в первую очередь, имели бы большое будущее в данном плане…
Д.ГУРЖИЙ: Здесь нужны бренды, здесь нужна система дистрибуции. Нам очень далеко еще идти до того, чтобы стать экспортером.
К.КРЮКОВ: Государственная поддержка и брендов в том числе…
Д.ГУРЖИЙ: Главное, чтобы не мешало.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Господдержка нам нужна в этом вопросе.
И.БАБЛОЯН: Такая интересная тема… Мы перед передачей когда придумывали голосование, у нас был такой вариант, довольно забавный для нас, но кому-то он покажется совсем несмешным. Звучал он приблизительно так: будете ли вы носить какое-либо украшение или колье, если на нем лежит проклятье?
А вот эта вся вещь с суевериями – она вообще имеет место, по-вашему?
Д.ГУРЖИЙ: Безусловно. Суеверий сколько угодно. Мне кажется, меньше знаешь – и хорошо. Потому что здесь подход должен быть: тебе идет этот камень или нет. Тебе идет этот металл или нет. И это видно сразу. Если самому не видно, то спросите товарища, любимого человека, кого-то еще. Того, кому вы доверяете. Спросите, и будет ясно, что этот камень вам идет, а этот нет. И я думаю, что это как-то связано в том числе и с суевериями. Я думаю, что конечно, камни – это… ну живые или не живые существа… Но что-то живое там есть, они чувствуют, конечно, энергетику какую-то человеческую, теплоту или ее отсутствие. Поэтому я думаю, что нужно находить те камни, которые тебе больше идут.
И.БАБЛОЯН: А как найти?
Д.ГУРЖИЙ: Пробовать.
К.КРЮКОВ: Пробовать, смотреть. А вот касательно антиквариата… Ты покупаешь вещь, ты не знаешь, кому она, может быть, принадлежала. И ведь не одному человеку. И что с ней происходило. Ты сам покупаешь антикварные вещи?
Д.ГУРЖИЙ: Я покупаю антикварные вещи. Но те вещи, которые нательные – я предпочитаю не покупать.
К.КРЮКОВ: То есть опять же, ты обращаешь внимание…
Д.ГУРЖИЙ: Ну я искренне верю, это не суеверие, что вещь, которая где-то стояли или на ком-то была, или она видела много всего, что происходило, она безусловно несет в себе энергетику, которая, скажем так, не твоя… Если у меня есть сомнения в прошлом этого изделия, в энергетике, я бы не стал ее носить. Есть прекрасные совершенно вещи в антикварных магазинах, смотришь какой-нибудь медальончик, прекрасная пара какая-то, очень все красиво.
И.БАБЛОЯН: Но это слишком личное, чтобы носить.
Д.ГУРЖИЙ: Я бы купил это как музейное изделие и где-то поставить на полочку. Но носить на себе…
И.БАБЛОЯН: Ну допустим, какое-нибудь кольцо?
Д.ГУРЖИЙ: Все равно.
И.БАБЛОЯН: Чужая энергетика?
Д.ГУРЖИЙ: Да. Это для полочки.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Буквально уже минуты остались до конца эфира. Последний вопрос: как вы считаете, какие перспективы у ювелирного бизнеса в России?
Д.ГУРЖИЙ: Роскошные перспективы, я считаю. Потому что появляются новые дизайнеры, люди наши хотят выглядеть красиво, люди начинают разбираться. Несмотря на то, что сказал Петя Аксенов, тем не менее, обладают стилем и вкусом. Они все более и более образованные. Перспективы, я считаю, блестящие. Чем более недоразвит рынок, тем больше возможностей.
Т.РОДНЯНСКАЯ: И мы будем учиться носить ювелирные изделия?
Д.ГУРЖИЙ: Мы однозначно будем все учиться носить и носить.
И.БАБЛОЯН: И бриллианты можно носить не только вечером!
Д.ГУРЖИЙ: Надо пробовать. Пробуйте, пробуйте.
Т.РОДНЯНСКАЯ: Будем пробовать и будем покупать как можно больше ювелирных изделий. Спасибо. Это была программа Zoom, у нас в гостях был Дмитрий Гуржий, была я – Татьяна Роднянская, Константин Крюков и Ира Баблоян
К.КРЮКОВ: Спасибо большое, и Дима, тебе большое спасибо.
И.БАБЛОЯН: До свидания. Спасибо большое.