Купить мерч «Эха»:

Новый год по-китайски или по-европейски - Юлия Демиденко - Западный рубеж - 2021-01-07

07.01.2021
Новый год по-китайски или по-европейски - Юлия Демиденко - Западный рубеж - 2021-01-07 Скачать

В.Дымарский

Добрый праздничный вечер. Гоу вест - в прямом эфире первый выпуск программы «Западный рубеж», программы, в которой мы, я, ее ведущий и с удовольствием представляю вам соведущего - экономист, предприниматель Пётр Меберт, добрый вечер, Пётр.

П.Меберт

Добрый вечер.

В.Дымарский

И ваш покорный слуга, меня зовут Виталий Дымарский. Мы будем поднимать темы, касающиеся истории – куда нам от нее деться. История взаимоотношений и взаимосвязей России и Запада. Ну, где история, там, понятно, и день сегодняшний.

Если же говорить о сегодняшнем дне в прямом значении этого слова, то нам выпало, и может быть это счастливый знак, стартовать в самое Рождество, с которым, конечно же, поздравляем нашу аудиторию ещё раз.

И решили мы этот день отметить рассказом о том, как и откуда пришли в Россию все хорошо знакомые нам атрибуты новогодних праздников. А поможет нам в этом петербургский историк Юлия Демиденко, добрый вечер.

Ю.Давыденко

Добрый вечер, и всех с Новым годом и Рождеством

В.Дымарский

Кстати, помимо сегодняшней передаче, Юлия взялась вести еще рубрику нашей программы под названием «Иностранный агент», которая будет завершать каждую нашу программу. И сегодняшняя не исключение.

Ну, коллеги, пошли брать западные рубежи? Петр, ваш первый вопрос.

П.Меберт

Скажите, пожалуйста, почему у нас летоисчисление ведется от Рождества Христова, а само Рождество празднуется либо по католической традиции 25 декабря, а по православной - 7 января, сегодня. А первый день года это 1 января. Почепу такое несовпадение дат?

В.Дымарский

К этим двум датам я бы еще добавил 1 января, - неразбериха какая-то.

Ю. Демиденко

Отличный вопрос, только сразу оговорюсь, что речь идет не о православном, не о католическом летоисчислении, это вообще никак не связано с религиозными конфессиями. Это связано главным образом исключительно с двумя разными календарными системами.

Первая календарная система, о которой мы должны говорить, это Юлианский календарь, собственно, мы имеем дело до сих пор с этими двумя системами. Это Юлианский календарь, которым мы обязаны Юлию Цезарю всем известному - вот уж кто был реформатор, так реформатор на все времена. И он действительно вводит новый календарь в Римской империи. А мы все наследники этого греко-римского мира. И он его начинает с 1 января по простой причине - к тому моменту, когда Юлий Цезарь вводит новый календарь уже более ста лет именно в этот день выбираются римские консулы. Вероне, не выбираются, а вступают в должность.

Строго говоря, римский год начинается с такой административной, чисто формальной вещи, государственной. Но это очень много говорит о Римской империи, потому что это, конечно, город Рим, «Вечный город», и это главная городская управляющая сила, Консулат. И именно их вступление в должность означает начало нового года.

В.Дымарский

То есть, 1 января. Надо понимать, что 1 января возникло в своём качестве до Рождества Христова.

Ю. Демиденко

Да, задолго до Рождества Христова, еще даже никто не знает о таком человеке, который появится на свет, или Боге, бого-человеке. Тем не менее, уже появляется новый отсчет года.

Напомню, что до того римляне считали с марта. Кстати, как многие народы, как правило, это сентябрь и март, условные, потому что я уже оперирую понятиями Юлианского календаря. Но все это, так или иначе, связано с сельскохозяйственным календарем, с природными циклами, с тем, когда начинаются посевные работы или урожай. В общем, это понятно, это связано с человеческой жизнью.

Так вот Юлий Цезарь, что важно, вводит календарь чисто астрономический. Он основан на астрономических передовых теориях того времени, на работах александрийских астрономов. И это календарь, который основан на циклах вращения Земли вокруг Солнца. Как, меду прочим, и другой календарь, Григорианский, который будет принят спустя уже очень большое время, он будет принят только в 16 столетии, предложен он будет Папой Григорием 13, и тоже Папа Григорий 13 будет озираться на астрономическую науку своего времени, своего века.

А необходимость возникнет за счет того, что Юлианский календарь был не совсем точный, накопилась очень большая разница. Необходимость в новом календаре возникает из необходимости расчета пасхальных дней.

В 16 веке вводится уже Католической церковью новый календарь. Это календарь больше религиозный, он действительно оправдывается религиозными нуждами. Но так получается, что роль Католической церкви такова, что его принимает вся Европа. Но не совсем вся - их меньшинство, тем не менее, многие государства, многие Церкви, в том числе, продолжают жить по Юлианскому календарю. В том числе Россия.

В.Дымарский

Православная церковь?

Ю.Демиденко

Наша, но не любая православная церковь живёт по Юлианскому календарю. И точно так же не любая католическая или протестантская живет по Григорианскому.

В.Дымарский

А договориться невозможно?

Ю.Демиденко

Пока не получилось. Более того, скажу, что существует кантон в Швейцарии, Аппенцелль он называется, в котором до сих пор все население честно живет по Юлианскому календарю. Ну, они вообще ретрограды – они женщинам право дали избирательное только в 1991 году, и то, под нажимом Конституционного суда, а сами не хотели. По одной простой причине – потому что голосовать надо ружьем, а какое у женщины ружье? Так что вот этот кантон ретроградов и консерваторов продолжает по сей день жить по Юлианскому календарю.

Есть страны, которые перешли, как Россия, на Григорианский, но церковный календарь у них продолжает вести Юлианский отсчет. В частности, например, Сербская церковь. Нам почему это дорого, потому что у них тоже есть старый Новый год, у них даже есть такое выражение, вот как мы будем скоро праздновать старый новый год, точно так же будут делать сербы.

В.Дымарский

Ну, хорошо. То есть, ничего хорошего в том, что человечество не может договориться, христианская часть человечества, чтобы вместе всем отмечать Рождество. Слава богу, что Новый год отмечаем все вместе. А что Россия?

Ю.Демиденко

Петр Первый точно так же был убежден, что ничего хорошего нет в том, что одна часть…

В.Дымарский

Надо сказать, что до Петра Первого вообще непонятно было летоисчисление.

Ю.Демиденко

До Петра Первого вели летоисчисление от основания мира – конечно, никто не знает, когда это произошло, сотворение мира, но в 1699 году это был какой-то 7200, уж не помню, какой год.

П.Меберт

Наверное, 7208.

Ю.Демиденко

Наверное. В общем. Петр Первый тоже считал, что это крайне неудобно и что уже пора договориться о чем-то одном и понятном. И он издаёт указ в декабре 1699 г. о том, что Россия переходит на новое летоисчисление и о том, как надлежит отметить этот самый переход и вступление в новые сто лет. И приводит свою аргументацию, говорит, что пора по примеру других народов, не только западных, но и тех, которые нашей веры держатся – валахи, и прочие, - пора нам переходить на новый календарь. И объявляет, что теперь год будет считаться с 1 января, следующий год будет 1700, и приход этого – говорят, что Петр ввел елку – не ввел. И празднование Нового года не ввел, потому что этот первый петровский указ касается именно отмечания одной конкретной даты - установление нового летоисчисления и строго говоря, вступления в новый век.

В.Дымарский

Когда была сказана знаменитая фраза, что нечего пьянствовать, потому что для пьянства у нас есть другие дни. А на Новый год пьянствовать не стоит.

Ю.Демиденко

Курьезно это звучит из уст Петра Первого.

В.Дымарский

Абсолютно.

Ю.Демиденко

Но действительно, видимо, для того, чтобы придать серьезность моменту, там содержится такая фраза, довольно мельком оброненная в этом указе. Но нам важно, что действительно появляются еловые ветви, наряду с сосновыми и можжевеловыми, которыми надлежит украшать официальные, замечу, дома. И делать украшения наподобие тех, которые можно вдеть на Гостином дворе в старой Москве и в Государевой Аптеки.

Мы не знаем, как это выглядело. А также надлежит устраивать фейерверк и у кого есть такая возможность, у кого дома богатые и официальные, вот там устраивать пальбу по случаю наступления этого самого нового столетия.

В.Дымарский

Все-таки решение Петра с чем было связано, с его «окном в Европу», которое он долго пробивал?

Ю.Демиденко

Безусловно.

В.Дымарский

Эту идею он привез из Европы?

П.Меберт

И Немецкая слобода в Лефортово.

Ю.Демиденко

Это после поездок. Он уже совершает огромный большой тур по Европе, он уже много чего видел и поскольку действительно ориентирован совершенно сознательно на Европу – как иметь дело с другим календарем? Невероятно сложно, все время надо заниматься пересчетами и выяснением, какой даже не день, а тысячелетие на дворе.

В.Дымарский

Во взаимоотношениях, как бы сказал Путин, с нашими партнерами.

П.Меберт

Западными партнерами.

Ю.Демиденко

Западными, потому что восточные это отдельная статья.

В.Дымарский

И что? А кто нам елку принес? И почему елка, не береза, черемуха?

П.Меберт

В русской традиции елка используется в погребальном обряде.

Ю.Демиденко

Напомню, что Рождественская елка в Европе появляется благодаря другому великому человеку, это Мартин Лютер, тоже реформатор из реформаторов. Который, во-первых, хорошо любит пожить, поесть и попить. А еще он очень не любил культ личности во всех его проявлениях, в том числе, личности святых.

И он придумывает вот такое семейное, мирское празднование Рождества. Он придумывает семейный праздник. Он вообще к семейным ценностям неплохо относился, а также к хорошему столу, выпивке.

Правда, есть сведения о том, что первую елочку установили еще до лютеровской реформы, тем не менее, Лютер был пропагандистом елки и пропагандистом празднования Рождества, именно в домашнем кругу, не просто церковной службой.

Он придумал еще важную штуку – Санта Клауса. Вернее, не Санта Клауса в современном виде, а предтечу Деда Мороза. Потому что в старой Католической церкви традиционно днем подарков было 6 декабря, как раз в день Святого Николая, того же самого, что и у нас, но у нас никогда не ценилось его качество дарителя. А в Католической церкви очень любили его за подарки. Известна легенда, как он одарил трех благочестивых девиц, которым пришла пора выходить замуж, но они были бедны, приданого у них не было, и он очень вовремя подпихивал каждый – кто говорит мешок, кто говорит про кошель с золотом, - наверное, мешок все-таки лучше. И вот он такой даритель. И 6 декабря это был день подарков, детских подарочков, замечу – взрослые ни о чем таком не мечтали.

Так вот Лютеру претили вот это возвеличивание отдельных личностей, даже если это Святой Николай. И он придумал, что, во-первых, подарки дарятся на Рождество, не привязываются ни к какому конкретному святому. А вместо святого Николая появляются сразу два новых персонажа, один называется Крист Кинд. И тут историки спорят, одни говорят, что это сам Христос-младенец, другие говорят, что это какой-то абстрактный младенец, которого Христос посылает.

Потом этот персонаж развивается, - могу сказать, что в некоторых немецких землях это вообще девушка. И даже под Рождество проходят выборы самой миловидной девушки.

П.Меберт

Это вроде нашей Снегурочки?

Ю.Демиденко

Нет, это такой ангел в женском обличье, которая раздаривает подарки. Ну а кто еще должен дарить подарки, конечно, ангел.

Второй персонаж явный наследник Святого Николая, Вайнахцман, Рождественский Дед. Его по-разному называют - Святочный Дед, в русской традиции потом он получит еще целый ряд наименований. Вот это тоже занятый персонаж, он уже с бородой, поскольку он зимний, он по-зимнему одет, и он тоже приходит к детям с подарками. Но делает это не 6 декабря, а на Рождество, и это очень важно.

В.Дымарский

К нам уже приходят СМС с вопросами. Пишет нам Иосиф из Нью-Йорка: «По еврейскому обычаю мальчик не считается полноценным, пока ему не сделали обрезание на 8-й день - 25 декабря плюс 7 дней = 1 января». Это правильно?

Ю.Демиденко

Это правильно, есть праздник Обрезания Христова, но он никак не празднуется.

В.Дымарский

Еще раз напоминаем, что 1 января как начало года придумано еще до Рождества Христова.

Ю.Демиденко

И придумал это Юлий Цезарь, как и много других вещей. Напоминаю, что наша традиция движения одностороннего, а в Англии левостороннего, - это тоже придумал Юлий Цезарь в Римской империи еще. А потом Европа об этом забыла и вернулась к этому только в 18 столетии.

И с 1 января получилась похожая история. Потому что традиция Римского Нового года сохранялась какое-то время на территории Священной Римской империи, а потом тоже в разных странах про нее забыли. И как раз стали отмечать Новый год по вполне языческим или сельскохозяйственным обычаям.

В.Дымарский

Короче, Иисус Христос удачно родился - под Новый год.

Ю.Демиденко

Очень удачно, не то слово. И еще раз повторю – елочку, Деда Мороза, и отмечание Рождества придумал Лютер. Но откуда взялась елка - интересный вопрос. Есть очень много разных версий, рассказывают о том, какое значение ель вообще имела в языческих культах германских народов, и рассказывают о том, что вообще рождественское, новогоднее дерево оно у разных народов в разных религиях присутствует. До сих пор, кстати, во многих европейских странах есть так называемое Рождественское Полено - огромное полено, которое поджигают в первый день Рождества.

Но самая похожая, по-моему, на правду история заключается в средневековых мистериях, которые обычно сопровождали Рождество и устраивались нередко прямо в церквях. И в этих мистериях воспроизводилась библейская история. И там, в частности, устанавливалось Райское дерево. Ну а какое дерево можно найти зимой в северной Европе или в германских землях?

П.Меберт

С которого Ева сорвала яблоко?

Ю.Демиденко

Не сорвала яблоко - елочка. Ее украшали яблочками, чтобы Еве во время мистерии было что срывать. Вот оно и пошло – украшенная яблочками, пряниками, орешками вот эта традиционная немецкая елка.

В.Дымарский

Ну, мы-то застали, когда уже дирижабли советские висели на елках, и так далее. А традиция Нового года, еще раз, начиная с Петра – как она была встречена народом? Это было сразу принято? Я понимаю, что это было введено в приказном порядке, но люди не пытались отметить по-старому, как у нас это обычно бывает?

Ю.Демиденко

В обязательном порядке отмечали. И тот же самый праздник урожая в сентябре, он праздновался в деревнях, все это продолжалось. Ну, не называли его Новым годом, а как-то иначе, но отмечался и это продолжалось очень долго.

С другой стороны, никто не интересовался мнением этого коренного народа, о котором мы так любим говорить. Вообще это было совершенно неважно.

В.Дымарский

Глубинного народа.

Ю.Демиденко

И более того. Мы даже не знаем, как Новый год дальше отмечался – вплоть до конца 18 столетия никаких особенных нововведений мы не замечаем, кроме, пожалуй того, что Петр вводит вообще разные зимние развлечения, о которых до того Россия не знала – маскарады, фейерверки. То, что 1 января отмечается фейерверками, это действительно так. Программа их продумывается, и тут надо сказать, что Петр часто выступает режиссером и идеологом, четко все продумывает, и это имеет просветительскую функцию – знакомство с тем же самым летоисчислением, с римской мифологией, еще с какими-то вещами. И это все в обязательном порядке отражается в фейерверке.

И на 1 января устраивают фейерверки, иллюминацию, а это разные вещи, напомню. И, пожалуй, это единственное, как отмечается Новый год вплоть до екатерининского царствования.

П.Меберт

Многие из наших царственных особ, государственные деятели, дворянство, военные деятели были из Европы. Правильно я понимаю, что после Петра эти европейские традиции могли существовать, в первую очередь, в каких-то дворянских кругах, которые были выходцами из Европы. А то, что называется крестьяне, они как жили по старинке, по старинному обычаю, так и продолжали?

Ю.Демиденко

Конечно, именно так и было. Не просто в дворянских кругах, а непосредственно в императорской фамилии все эти новые правила и обычаи. Когда появляется елка? Я напомню, что после Елизаветы Петровны все русские императрицы немки, за исключением датчанки Марии Федоровны, супруги Александра Третьего. А праздник немецкий – мы уже говорили про Лютера. Праздник немецкий, протестантский.

Кстати, он тоже не сразу устоялся, были протесты против него, и священнослужителей. Он довольно медленно складывался - как там все должно быть, когда дарят подарки, что едят, когда танцуют.

П.Меберт

То есть, Оливье ели не сразу?

Ю.Демиденко

Нет, не сразу.

В.Дымарский

Как примирилось православие с протестантской традицией?

Ю.Демиденко

Повторюсь - русские императрицы – немки. И Александра Федоровна, супруга Николая Первого, она приезжает в Россию, в 1817 году был заключен этот брак - надо сказать, по горячей любви. Вот она была первая, кто установил настоящую елку с игрушками и подарками.

Правда, дальше начинаются разногласия, в каком году это произошло. Одни говорят, что сразу по приезде в 17-м году, другие говорят, что произошло это годом позже, другие, что еще через год, а некоторые говорят, что в 20-е годы. Нам это неважно, а важно, что у нас есть женщина, которая придумала такой праздник и внедрила его в Россию.

В.Дымарский

Сейчас мы переключимся на новости, а затем продолжим нашу программу.

НОВОСТИ

В.Дымарский

Еще раз добрый вечер, мы продолжаем нашу программу. Еще раз напомню, что это наш первый выпуск программы «Западный рубеж», Петр Меберт и я, Виталий Дымарский ее ведущие. И сегодня у нас в гостях петербургский историк Юлия Демиденко.

Сегодня праздничный вечер, а у нас будут и более серьёзные темы для тех, кто заинтересовался нашей программой, посвященной отношениям, взаимосвязям между Россией и Европой, между Россией и Западом, будут еще и более серьезные темы.

Но это тоже достаточно серьёзная – как празднуют люди, от этого многое зависит, зависит стиль жизни. Можно ли сказать в связи с этим, что с появлением этого нового Нового года, какого еще не было, с 1 января 1700 года, что в какой-то степени это повлияло – понятно, что петровские реформы были шире, чем введение Нового года, - что повлияло действительно на стиль жизни, образ жизни?

Ю.Демиденко

Мне кажется, что во многом символический жест. Дело не только в удобстве общения с западными партнерами, - кстати, очень важный момент, особенно при торговле, которая начинает очень интенсивно развиваться в это время.

Но это действительно символический жест такого поворота к Европе, поворота к западному миру. Хотя еще раз повторю, что это остаётся чисто календарной затеей, никто не празднует Новый год. Вплоть до рубежа 19-20 века нет такого праздника. 1 января – рабочий день, сам император подписывает кучу указов в это время.

Единственное, можно сказать, наследие Римской империи - новые назначения и награды обычно совершаются 1 января.

В.Дымарский

Мы знаем это как дату, когда вводятся новые законы.

Ю.Демиденко

Да, в том числе. Целый ряд императорских указов подписан 1 января, например, в разные годы. А праздником все-таки остается Рождество. Отмечать Новый год начинают на рубеже 19-20 века и отмечают в основном холостые компании, отмечают в публичных местах - в ресторанах, клубах.

В.Дымарский

Нас дополняет Инна из Пермского края. «При перенесении Нового года на 1 января Петр Первый приказал взять за правило и прогрессивные европейские традиции «Перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых. Людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами, или над хороминой своей поставить. А также учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

Ю.Демиденко

Поскольку случались такие вещи все-таки у людей богатых и знатных, то нельзя сказать, что пальба царила повсеместно. И повторю, что речь идет о 1700 годе. Дальше многие считают, что традиция прервалась на несколько лет после смерти Петра. С тем, чтобы возникнуть потом опять.

П.Меберт

В этой связи вопрос. Вы замечательно интересно рассказываете, расскажите, как во времена Александры Федоровны проходили празднества. Какие были традиции, привычки, что люди делали, чтобы погрузиться в эту атмосферу чуть-чуть. И как это потом перешло ко всем – этот процесс очень интересен.

Ю.Демиденко

Чудесный вопрос. Подтворю, что она устраивает елку. Елку устраивают для детей, это детский праздник. Вообще говоря, елка это подарок ребенку – сколько детей, столько и елок. Более того, каждый приглашений, каждый родственник может подарить ребенку свою елку.

И есть совершенно чудесные картинки этого времени, 20-30-х годов 19 века, когда зал дворцовый представляет собой целый еловый лес самый настоящий. Потому что этих елок множество, под каждой елкой разложены подарки. Собственно, и сама елка подарок. Мы уже упомянули, что на елке висят яблоки, пряники, конфеты, сахарные украшения, настоящие золоченые сусальным золотом орешки.

И все эти сласти это то, что доставляет ребенку радость, елка отдается ребенку на разграбление. Есть много мемуаров, когда дети с нетерпением ждут: открываются двери, они с первой минуты восхищаются этой елочкой. Важный момент - зажигание свеч на елке, когда все вспыхивает, потом их гасят. И дальше елка отдается на разграбление детям - оттуда срываются все эти вкусности, поедаются прямо туту же. Но, кроме того, на елке висят игрушки. Обычно не самые дорогие, хотя мы знаем, что первые елки, когда еще не было в заводе настоящих игрушек, их украшали тем, что было в доме, главное, чтобы блестело и сияло, в том числе, можно было повесить настоящие драгоценности.

В.Дымарский

Пару бриллиантовых колечек?

Ю.Демиденко

Именно так – серьги, браслеты, все это развешивалось на елке, и в огнях от свечей это все сияло Так вот про детские подарки. Не случайно придворную елку наряжать это было делом придворных кондитеров. Точно так же, как и в Петербурге, первые елки продаются в кондитерских магазинах. Кондитерские магазины держат швейцарца.

Вообще в 19 веке у швейцарцев было несколько профессий, в том числе, кондитеры.

П.Меберт

Швейцарский шоколад до сих пор знаменит.

Ю.Демиденко

До шоколада еще чуть-чуть рановато, он в качестве твердых плиток появляется чуть попозже. Швейцарцы лакомят всю Европ, - слава швейцарцам, - так пишет современник в 1830 годы. Потому что швейцарские кондитеры и в Италии, и во Франции – везде работают и продают готовые елки, уже наряженные всеми этими вкусностями. Причем, часто тематические – это не сегодня придумано. Одна елка посвящена музыке, другая животному миру, третья елка еще кому-то.

И кондитеры же придают и все игрушки – куклы, солдатиков, книжки. В общем, сказка Гофмана «Щелкунчик».

П.Меберт

Я прочитал, что во времена детства таких великих русских писателей, поэтов, как Пушкин и Лермонтов, елок еще не было даже в дворянских семьях. Были старинные российские традиции. Как эта елка перешла все-таки в массы хотя бы дворянской среды, какую роль сыграли сказки Гофмана, Андерсена? Европейская литература сыграла роль в распространении этой европейской традиции?

Ю.Демиденко

Огромную роль на самом деле. «Повелитель блох» еще у Гофмана тоже зимняя сказка.

П.Меберт

«Девочка со спичками».

Ю.Демиденко

И они очень быстро переводились на русский язык. Это очень важно. Между прочим, многие славянофилы переводят западные сказки, не просто переводят, перекладывают на русскую тематику в том числе. И, по-моему, в 39-м году появился уже первый перевод «Щелкун орехов», а этих переводов было множество.

напомню, что Одоевский перекладывает на русский язык сказку братьев Гримм «Госпожа метелица», то, что мы знаем под названием «Морозко». И конечно, эти сказки очень способствуют этому культу Рождественской елки. Да, она сначала только при дворе, сначала только для царских детей. Но постепенно она и для придворных становится, постепенно распространяется в городе.

Напомню, что Петербург город немецкий по сути своей – целые огромные районы города это немцы. И конечно, там елка в обязательном порядке присутствует.

И уже к середине столетия, конечно, когда ин Пушкина, ни Лермонтова уже нет, но к середине столетия она становится довольно привычным явлением. Но только в столице. Конечно, в провинцию она приходит гораздо позже, в быт она приходит гораздо позже. И уже совсем в конце столетия она приходит даже в быт простых людей.

Но если сначала елочка дарится детям, ставится буквально на один день и потом ее сразу выбрасывают, то постепенно, во-первых, люди победнее не могут сразу 20 елок своему ребенку дарить, если там 20 родственников присутствуют. Елка остается одна.

Елка становится тем центром, вокруг которого собирается семья, и стоит довольно долго. Потому что после Рождества следуют Святки и череда зимних праздников. И многие держат эту елку - ну, в советские годы мы знаем, что чуть ли не до 1 мая.

В.Дымарский

Давайте уточним одну вещь, нам уже написали несколько человек, что 18 век наступил не 1 января 1700 года, а 1701 года. Это правильно математически. Но признаем, что все-таки год с нулями это символический переход. Вспомним хотя бы, как мы встречали 2000 год.

Ю.Демиденко

Магия круглых цифр.

П.Меберт

Миллениум.

Ю.Демиденко

И мы цитируем Петра Первого.

В.Дымарский

Формально, конечно, век начинается с 1 года, но действительно это магия цифр. Как мы встречали 2000 год – это был такой символический переход из одного тысячелетия в другое, хотя формально это случилось еще через год.

Ю.Демиденко

Напомню, что мы цитируем Петра Первого, и он пишет совершенно отчетливо о новом столетии.

В.Дымарский

Ошибся старик.

Ю.Демиденко

Ну, бывает.

В.Дымарский

Кстати, на этой разнице в датах по Рождеству совершенно замечательная история, как наши люди экономят благодаря этому на елках. Знаете? Поскольку я работал некоторое время на Западе, во Франции, то я очень хорошо видел, как 26 декабря, после Рождества, елки уценяют, потому что местному населению они не нужны. И тут возникают россияне, которые начинают по дешевке покупать елки к 1 января.

Ю.Демиденко

Скупать елки.

В.Дымарский

Свеженькие елки, которые не раскуплены местам населением к местному Рождеству.

Ю.Демиденко

Хочу сказать, что елка это феноменальный пример интернационализации праздника. Потому что в течение 19 века этот праздник елки захватил буквально все страны, по крайней мере, той самой греко-римской цивилизации, Европу и Америку.

В.Дымарский

У меня вопрос провокационный – откуда это взялась мода на Китайский Новый год, с какого вдруг? Ну, у европейцев это менее распространено, чем у нас, но тоже существует. А уж мы-то вообще больше внимания уделяем всяким китайским традициям, китайским атрибутам Нового года, чем своим собственным – что надевать, какого цвета. Это проявление евразийскости?

Ю.Демиденко

Конечно, при сегодняшней роли Китая в мировой экономике и в туризме, кстати.

В.Дымарский

И в мировой пандемии.

Ю.Демиденко

И в мировой пандемии – это очень понятно и объяснимо. Но хочу напомнить, что китайцы в России давно появились, а «желтую опасность» фиксировали уже в 1910 годы, во время Первой Мировой войны, когда китайская рабочая сила со страшной силой вербовалась в Российскую империю.

Начали обращать внимание на китайский новый год, гороскоп, китайскую вообще историю новогоднюю, связанную с китайским календарем, где-то в 70-80-е годы. И к нам это пришло тоже через Европу.

Что этому способствовало? Не берусь сказать, что это решающую роль сыграло, тем не менее. Новая волна китайской эмиграции в другие страны – сначала это война во Вьетнаме, а там жило очень много китайцев, они уезжают, понятное дело, от войны подальше. В 1985 году в Китае разрешен выезд за рубеж, это тоже сыграло очень большую роль, это очень резко и быстро усилило диаспоры китайские в других странах.

В.Дымарский

И возникновение Чайна-таунов в Европе.

Ю.Демиденко

Да. Потому что в Штатах это более старое явление, а вот в Европе оно более новое. Напомню, что в Париже это прямо в центре города, не где-то на окраине.

В.Дымарский: 14

й округ.

Ю.Демиденко

Да. И второй момент, очень важный – появление бюджетных пакетных туров. Потому что это массовый дешевый туризм, который открыл людям экзотические страны.

В.Дымарский

Другую цивилизацию.

Ю.Демиденко

Экзотические страны - это восточный Новый год. И это сразу стало привлекать большое внимание и соответственно, заимствоваться.

Вообще как новогодние традиции захватывают мир – это опыт уникальный, его стоит изучать и людям, занимающимся более серьезными вещами.

П.Меберт

К 1917 году, видимо, Россия подошла с уже достаточно установившейся традицией, достаточно широко распространённой. А как в советское и постсоветское время развивались традиции новогоднего праздника. Рождества?

Ю.Демиденко

Должна сказать, что во время Первой Мировой войны было очень много призывов перестать праздновать елку, потому что немецкий праздник, нечего – из соображений патриотизма.

В.Дымарский

Именно из соображений патриотизма? Именно по этой причине Петербург стал Петроградом?

Ю.Демиденко

Да-да.

В.Дымарский

Только Екатеринбург не смогли в Екатериноград переименовать, но пытались.

Ю.Демиденко

По этой же причине было очень много призывов не праздновать елку, отказаться от этой немецкой традиции. Тем не менее, елка сохранялась. Происходит октябрь 17-го года, а дальше идет Рождество. И в Петрограде, например, наблюдалась удивительная картина: у большевиков страшно не хватало денег, а они были очень нужны, потому что в Петрограде чудовищный голод. И они вводят налоги на все, на что только можно и обкладывают продажу елок, которыми в это время уже занимались мужики из ближайших пригородов – рубили елки и привозили в столицу.

Они обкладывают их налогами, по причине чего елки сразу же, моментально исчезают, – это такой экономический пример. И, например, художник Бенуа исходил полгорода в поисках елки, а в Петрограде стреляют, бандитизм, голод, всяческий ужа, а он ищет елку домой. И, в конце концов, бедняжка, вынужден купить ее в самом обычном цветочном магазине в горшочке.

В.Дымарский

Но потом запрет на празднование Нового года, на елки как форму праздника как дерево?

Ю.Демиденко

Они сохранились.

П.Меберт

Рождества как праздника?

В.Дымарский

Ну, как все религиозные праздники. Нельзя было сказать, что это был такой страшный-страшный запрет – люди продолжали праздновать. Серьезные гонения начались после 27-го года. В особенности, когда была объявлена «пятилетка безбожия» - конечно, тут уж вовсю.

Я знаю, к чему вы меня подталкиваете – к возрождению после этих страшных гонений на елку, вдруг в 35-м году она возрождается.

В.Дымарский

С этой знаменитой статьи Постышева.

Ю.Демиденко

Со статьи Постышева, до сих пор представляющую собой некоторую загадку. Она появляется 26 декабря, когда Новый год уже на носу, - хотя Рождество уже прошло, и это был существенный момент.

В.Дымарский

Как – прошло?

Ю.Демиденко

Да, но старый календарь считается недействительным. Напомню, что в 18-м году Россия переходит на Григорианский календарь. Причем переходит довольно умно, с 1 февраля, чтобы опять же не смешивать никаких праздников, никого не мучать этой путаницей. И считается, что вообще уже никто не обращает внимания на тот религиозный календарь.

Еще раз повторю - появляется странная статья. Понятно, что она санкционирована сверху, но никто не подготовлен к этому Новому году, катастрофически не хватает, а его уже надо праздновать через 3-5 дней. Не хватает игрушек, елок. И все московские и ленинградские газеты пишут о том, что страшный дефицит, предлагают рецепты, как самим сделать елочку из картоночки и как самим сделать игрушки из всякого подручного сырья.

В общем, не очень понятно, кто точно санкционировал эту статью.

П.Меберт

Я читал историю о том, что якобы Постышев ехал в машине вместе со Сталиным и лично предложил ему восстановить елку как детский праздник, Сталин его поддержал, сказа: возьмите инициативу и выступите в прессе. Наверное, что-то такое?

В.Дымарский

Понятно, что не без разрешения сверху, а кто там сверху был, тоже понятно.

Ю.Демиденко

Да, мы не знаем, в какой форме и когда точно это было сделано, но в какой-то форме было. Думаю, что разные поездки это скорее легенды, но, так или иначе, появляется эта самая елка. И кстати, очень быстро – мы уже говорили о том, что образ Деда Мороза рождается во многом из литературы. Здесь точно так же - литература и, между прочим, анимация.

Один из первых мультфильмов, где действует Дед Мороз, появляется уже в 37-м году, там действительно \это такой старичок в шубке.

П.Меберт

И оттуда же Снегурочка появляется?

Ю.Демиденко

Снегурочка появилась раньше. Вообще первая это была поэма Данилевского, и она появляется где-то в 42 году, а потом появляется пьеса Островского «Снегурочка», всем известная. Но опять же, она не визуализирована. Она визуализирована окончательно в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова, в Мамонтовской опере, здесь, в Москве. Декорации и костюмы для нее делает Виктор Васнецов, и он их делает в старо-русском боярском стиле – это богатая шуба у Деда Мороза, богатая шубка у красавицы Снегурочки.

Они потом, кстати, очень долго, все 30-е годы, пытаются установить родственные связи - сначала Снегурочки не было, потом она появляется, и не очень понятно, кто она. Потом оказывается, что она внучка. В общем, там долго-долго все утрясается.

В.Дымарский

Думаю, что наши слушатели нас не простят, если мы не осветим еще один вопрос - а что пить на новый год, откуда взялось шампанское?

Ю.Демиденко

Очень хороший вопрос опять же. Могу точно сказать, что впервые шампанское на новый год начинают пить при дворе при Екатерине Второй. Само шампанское появляется раньше – не верьте тем, кто говорит, что первым это слово употребил Карамзин – нет, уже раньше это слово было известно. Правда, его называют «шемпанское вино» - еще в царствование Петра.

Это вино молодое, оно совсем недавно появляется в Европе и поэтому очень модное. Оно немножко не совсем то шампанское, которое мы пьем сейчас..

В.Дымарский

Не "брют".

Ю.Демиденко

Не "брют", оно действительно слаще. Вообще вкус 18 века, это вкус сладких вин преимущественно. И оно мутное, еще имеет осадок.

П.Меберт

Не научились еще?

Ю.Демиденко

Не научились. Научится та самая вдова Клико это делать, и это уже будет 19 век, это классическое шампанское. Но пью шампанское на Новый год при Екатерине. Они выпивают бокал и расходятся все по домам - 1 января обычный день, ничем не отличающийся от других.

В.Дымарский

А водку когда начали пить?

Ю.Демиденко

Водку в России вообще не прекращали пить, - что значит «начали»?

В.Дымарский

Хорошо, с шампанским разобрались. А яства на столе тоже пришедшие вместе с новым годом и елкой с Запада, или это все-таки всегда местная кухня?

Ю.Демиденко

Это просто праздничный стол и это местная кухня. Не случайно мы знаем, что традиции национальные разные.

В.Дымарский: В Сша

индейка, в Чехии карп.

Ю.Демиденко

Выпечка всякая специальная новогодняя существует. Это абсолютно национальные традиции. Но это всегда богатый и пышный стол, и праздничный обед 1 числа тоже устанавливается в 18 веке.

В.Дымарский

А рождественский?

Ю.Демиденко

Рождественский само собой, это даже не обсуждается. Напомню, что это конец Рождественского поста, поэтому это мясные блюда в огромных количествах. И конечно, это блюда, которые готовят заранее, в которые вкладывают все искусство.

Они действительно очень сильно отличаются от сраны к стране, но опять же, тут важен нам опыт Петербурга, потому что в Петербурге куча разных европейских – английская колония, французская колония, швейцарская, немецкая - это куча разных национальных кулинарных традиций.

В.Дымарский

И они все перешли в конечном итоге на наш стол.

Ю.Демиденко

Да, они все переходят в праздничный рождественский и новогодний стол.

П.Меберт

Вкусно вы это рассказываете.

В.Дымарский

Думаю, что многие наши слушатели сейчас сидят за столом.

П.Меберт

С Оливье.

Ю.Демиденко

Поросятами, карпами и идейками.

В.Дымарский

Так что приятного аппетита всём, кто сейчас за столом.

П.Меберт

И к концу передачи у нас создалось настоящее рождественское настроение.

Ю.Демиденко

Тогда мы понемногу заканчиваем. У нас еще предстоит рубрика Юлии Демиденко под названием «Иностранный агент», эта рубрика будет в нашей каждой программе. И наступило сейчас ее время.

ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ

Ю.Демиденко

Федерика Луиза Шарлотта Вильгельмина родилась 13 июля 1798 года в Потсдаме, у короля Пруссии Фридриха Вильгельма Третьего и королевы Луизы.

Принцесса прусская Фредерика приходилась родной сестрой королю Пруссии Фридриху Вильгельму Четвертому и германскому императору Вильгельму первому. В возрасте 16 лет познакомилась с 18-летним братом российского императора, Великим князем Николаем Павловичем. Пылкая любовь молодых людей соответствовала государственным интересам в России, укреплению союза с Пруссией.

В июне 1817 года принцесса прибыла в Россию. Где приняла православие под именем Александры Федоровны. В свой день рождения, 13 июля 1817 года в церкви зимнего дворца венчалась с Великим князем Николаем, и получила титул Великой княгини.

Жила с мужем в полном единодушии, искренне полюбив военные парады и лагеря. За мечтательность, изящество и любовь к балам, Николай называл жену «птичкой». Двор охотно подхватил это прозвище. Другим было «Лалла Рук», как звали героиню поэму Томаса Мура. Третьим – «Белая роза», по любимому цветку прелестной Александрин, ставшим ее гербом.

Под руководством поэта Василия Жуковского, Великая княгиня выучила русский язык, но до коцна жизни предпочитала говорить по-немецки и регулярно ездила на родину. Обожала поэзию Шиллера и Гете и с большой теплотой относилась к русским поэтам – Василию жуковскому, Александру Пушкину и Михаилу Лермонтову.

С немецкой пунктуальностью занималась благотворительностью, продолжая все начинания своей свекрови, вдовы императора Павла, Марии Федоровны.

В декабре 1825 года, перенервничав во время восстания на Сенатской площади. Получила нервное расстройство, усугубившее ее обычную меланхолию. Узнав о решении жен Декабристов ехать вслед за мужьями в Сибирь, коротко заметила: «на их месте я поступила бы так же».

22 августа 1826 года, вместе с супругом, была коронована на царство в Успенском соборе Московского Кремля, став русской императрицы. Корона очень тяготила Александру Федоровну, предпочитавшую домашнюю жизнь и развлечения.

Родила семерых детей, в том числе, будущего императора Александра Второго. Из-за слабого здоровья и скверного климата Петербурга много времени проводила на заграничных курортах. Пережила мужа на 5 лет, скончавшись в октябре 1860 года в Царском селе.

Похоронена в Петропавловском соборе в Петербурге. В честь императрицы Александры Федоровны назван Александринский театр в Петербурге и парк Александрия в Петергофе.