Купить мерч «Эха»:

Парад мракобесия при дворе Николая II - Максим Кузахметов - Все так + - 2022-01-08

08.01.2022
Парад мракобесия при дворе Николая II - Максим Кузахметов - Все так + - 2022-01-08 Скачать

М. Нуждин

Добрый день, это программа «Всё так+». Я Марк Нуждин и в нашей студии петербургский историк Максим Кузахметов. Максим, здравствуйте.

М. Кузахметов

Добрый день.

М. Нуждин

О чём мы будем говорить сегодня? Напомню краткое содержание предыдущих серий. В последней программе мы остановились на гибели Столыпина, на реакции разных людей, как отреагировал Николай, Витте. Понятно, что впечатления были достаточно разные, но именно здесь Витте с Николаем сошлись.

М. Кузахметов

В прошлой программе мы упоминали ещё и небывалый расцвет мракобесия в родном Отечестве и никуда от него далеко не ушли. Начинается второе десятилетие ХХ века, но всё в порядке с воинствующим невежеством, с ростом черносотенных настроений и главное, всё это нравится власти. Власть у нас Николай II, который в этих людях видит идейных соратников, надежду и опору, тратит на них сумасшедшие бюджетные средства. Но тут чуть более сложная предыстория, мы это тоже упоминали. Потому что всех колдунов на каком-то этапе приваживала и его жена, которая только с пятого раза родила сына и наследника. А раз родила и ходила по колдунам — значит, это действует (в их сознании).

Здесь мы должны упомянуть самых ярких персонажей, по нарастающей. Как в «Мёртвых душах», каждый последующий персонаж превосходит предыдущего по каким-то показателям и потом кульминация, так и здесь. Потому что уход в мракобесие, поиск волшебников, колдунов начинается с каких-то безобидных вещей. Это потом уже приходят персонажи, которые, как Распутин, на вершине своей власти, могут влиять. Даже не то что влиять, а говорить Николаю II: «Вот этого министра уволить, а этого назначить». А начинал тоже, как просто божий человек. Любовь ко всем этим странным людям… Чуть не сказал «больным». Блаженным, такое исторически нейтральное слово.

Яркий персонаж, давно у нас в Петербурге поселился, так называемая Матрона Босоножка. Почти 80 лет прожила и прославилась тем, что ходила босиком круглый год. Вообще с блаженными всё было в порядке в родном Отечестве, какие-то из них могли и Борису Годунову сказать: «Вели этих мальчиков зарезать, как ты Дмитрия-царевича зарезал» (как нам Пушкин придумал), а царь ничего не может поделать с такой фрондой. И вот Матрона нашла себе, конечно же, почитателей: раз женщина ходит босиком зимой, значит, есть в ней что-то особенное. Сама по себе она тихая, мирная.

К тому моменту, как она в Петербурге оказалась, ей было уже к 60, дважды была замужем, дважды вдова (непонятно, куда делись её дети). В Петербурге она была где-то с 1881 года, застала ещё Александра II, пережила Александра III, то есть, досталась Николаю II уже намоленной блаженной. Это же очень важно, что не просто икона, а намоленная, не просто блаженная, а с какой-то предысторией. И на каком-то этапе она пригодилась царскому семейству. Когда были серьёзные проблемы, очередная беременность и очередная девочка — драма, ужас что, больше не о чем думать и о чём переживать.

Любопытно, что пока она не стала признанной на высшем уровне, она очень нервировала полицию тем, что ходит босиком и смущает людей. «Есть церковь — вот пусть туда все ходят». Потом это и официальной церкви не нравилось, все эти блаженные. «Пусть сидит у паперти попрошайничает. А если он со своим словом, а если обирает паству уже на входе, а если ещё проповеди какие-то читает?» Но так как мы начинаем с безобидных, по нарастающей, дальше с мракобесами будет поярче, поинтересней, эта была самая безобидная. Из рассказов о ней — всё, что ни получит, она тут же другим раздавала.

Вообще, она была, скорее, как психотерапевт, к ней все приходят со своей бедой, а она каждого выслушает. По 500 человек в день могла принимать, такая коллективная психотерапия, и кому-то, наверное, помогало, как плацебо. У кого-то же обязательно сойдётся, если не прозрел, так хотя бы отпустило. Поговорил с божьим человеком — вроде как силы какие-то обрёл. Но ладно дремучие крестьяне, так и знать увлеклась. Что там знать! Если Николай II приваживал колдунов, потом уже на десятки шёл счёт этим людям. А потом ещё и божий человек Распутин.

В общем, Николая II она, конечно же, интересовала. Правда, идут споры, встречались они лично или нет, но явно он интересовался, она ему отправляла какие-то подарки, какие-то свои особенно намоленные иконы. Что любопытно во всей этой истории: очевидно блаженная, незлой человек вроде бы помогала бедным, ничего плохого не сделала. Если и были у неё минусы своеобразного свойства (почему Николай II мог быть не в восторге от встречи с ней) — то, что она 30 лет не мылась. Мало ли какое впечатление производит пожилая немытая женщина. Распутин-то вот не забывал в баню ходить (и мылся там заодно). А тут приходит такая, ещё и с грязными чёрными ногами. Она в белых нарядах обычно ходила, но всегда босиком. Может быть, это немножко смущало Николая II.

Умерла она в 1911 году, почти в 80 лет. Какое соматическое здоровье! Не ходила же она по докторам, вряд ли кардиограмму себе делала. И собирается на похороны этой женщины 20 тысяч человек! Кто из наших современников, выдающихся учёных, артистов соберёт такую толпу? Последние годы она жила при часовне на берегу Невы и там собралась огромная толпа, проводить её в последний путь. Там есть восстановленная могила, советская-то власть всё снесла и разровняла. «Зачем нам, атеистам, такая память?» Это была самая безобидная из всех этих святых, которые в то время обрели небывалую силу. Всё это кажется невероятным.

Александр I когда-то увлекался мистицизмом, а потом остыл к этому, потому что как ни приедут волшебники — почему-то им надо деньги давать, а потом с этими деньгами почему-то безобразные истории. Ещё раз повторимся: Матрона Босоножка была во всех отношениях святая, а с канонизацией проблемы. Николай II, который никакого чуда вроде бы не совершал (преступления совершал, правда), давным-давно канонизирован и святой. И погиб-то не за веру. А тут совершенно прекрасная история, но надо доказать, что чудеса были. Можно подумать, что святые прозревали от мощей Николая II. И мощей-то не нашлось, потом уже нашлись, когда он был канонизирован. Какие иногда бывают неожиданные конъюнктурные решения у православной церкви.

Епископ Гермоген, в миру Георгий Долганёв, яркий персонаж, обрёл на каком-то этапе небывалую силу. Он не блаженный, а наоборот, госслужащий, стал потом влиятельным епископом. Он из семьи священников и ещё на раннем этапе (вот бывает такое у людей) погрузился в религию, и мог бы, как Матрона Босоножка помогать сиротам, убогим, разговаривать с ними. А он решил пойти дальше, глубже, оскопил себя, победил плоть, вот какой решительный, волевой человек. Монахом стал, но не угомонился, пошёл дальше по карьерной лестнице, как администратор в РПЦ.

И на каком-то этапе стал смотрителем, главным администратором в Тифлисской духовной семинарии. А мы её почему знаем? Потому что там учился молодой человек Иосиф Джугашвили. Правда, учился плохо, прогуливал занятия. И именно вот этот Гермоген, будучи чиновником от РПЦ, принимал личное решение этого семинариста отчислить. А может и зря, может, получил бы потом этот семинарист какой-нибудь приход, занимался бы своей паствой, слово божье нёс. А исключили из семинарии — и всё, стал революционером, экстремистом. Что ему ещё оставалось делать?

В 1903 году Гермоген был назначен епископом Саратовским и Царицынским. Как можно проявить себя, если ты такой одержимый? Строить церкви, основывать монастыри, выбивать бюджет из Синода или привлекать каких-то богатых жертвователей. Но ему всего этого было мало. Почему ещё его полюбила власть? Потому что он стал создателем филиала «Союза русского народа» у себя в Поволжье и лично его возглавил, очень уж увлёкся «прекрасными идеями борьбы с жидомасонством, с этой проклятой Думой, чтобы власть у нас была самодержавной, только император — опора трона».

Но и здесь у него начались противоречия, человек же был по-своему сумасшедший. Он ненавидел всех сектантов, и вдруг узнаёт, что в «Союз русского народа» берут старообрядцев. «А это ж еретики и допустить такого никак нельзя!» И решительный человек Гермоген предаёт анафеме своих бывших товарищей по «Союзу русского народа», если они не с ним, а остаются с этим Дубровиным, основателем и вдохновителем первого союза. Мы уже упоминали, что потом стало много враждующих между собой «более истинных» националистических союзов.

Гермоген создаёт «Православный всероссийский братский союз русского народа», сам формирует, сам подбирает себе участников. Именно такие люди идут дальше. «Так, мы Льва Толстого отлучили от церкви — и он умер, потому что его покарал наш, более правильный, господь. Не надо останавливаться на достигнутом, надо продолжить эту прекрасную историю. Кто там у нас ещё из смутьянов среди писателей? Леонид Андреев? Отлучить от церкви и предать анафеме!» Но там, правда, уже Синод не решается. Кстати, напомним, что в отлучении Льва Толстого самого слова «отлучение» нет. Это внутренний циркуляр, который публиковать лишний раз не хотели, трусоватые были люди. И какая потом волна началась! «Лучше бы потише было».

В Синоде же тоже чиновники сидят, не протопоп Аввакум, не митрополит Филипп, который государю возражает. Всё наоборот, сидят чиновники, свои циркуляры пишут, что им скажут из правительства, то и воплощают, кого упоминать, кого нет в панихиде. А потом от этого быстро отреклись, никто в Синоде не вступился за Николая II, когда его арестовали.

Но здесь ещё яркий эпизод, я его хочу упомянуть, как актуальный в наше время. На территории его епархии оказалась с гастролями знаменитая Вера Комиссаржевская, выдающаяся актриса. Тоже со своей личной драмой, как у любого серьёзного актёра, когда тебя никто не понимает, а ты уже немолода, значит, хочется свой театр. Классическая история: «Чтобы свой, чтобы я там всё правильно делала». Она приехала на гастроли, заболела оспой и умерла. Гермоген запретил её отпевать, потому что по его меркам всё это неправильно — актёры, на сцене. Тоже какое безумие! Казалось бы, тебе уж какое дело?

Но я почему ещё про это упоминаю — не привита была Вера Комиссаржевская, хотя оспа давным-давно была известна, и прививки были. «Но это тоже дело богомерзкое, ты же берёшь кровь, да ещё из животного». Сначала, когда ещё был не вакцинация, а вариоляция, кровь просто втирали. Екатерина II это себе сделала. А в начале ХХ века в России ещё не было обязательной вакцинации от оспы. Сейчас-то нам всем прививку от оспы сделали, мы и не заболели. С мракобесием в XXI веке тоже всё в порядке, к несчастью.

Но мы-то про то, что панихиду запретил епископ Гермоген, потому что по его меркам она тоже была еретичка. Или тоже вот, совершенно необычное дело, как могла бы вперёд в прогресс шагнуть Россия! Представляете, в начале ХХ века были не просто прогрессивные люди, они всегда есть, а как минимум один из них был митрополит Московский. Он выступает с инициативой, чтобы женщина могла быть дьяконом, диакониссой, как они называли. Его поддерживает Елизавета Фёдоровна, вдова Великого князя Сергея Александровича, убитого террористами, сама по себе немка, неофит в православии. И вроде бы всё разумно, и желающие есть — казалось бы, что такого? Настоятельницы монастырей ведь есть.

Но категорически против Гермоген, резко, обличительно. «Такого же не было никогда, значит, не допустим». Матрона Босоножка просто разговаривает с паствой и люди обретают в этом своё счастье, не надо гневной анафеме предавать лишний раз. Но хочется же гром и молнии метать. Ну и чем он погубил свою карьеру? Мы рассказывали, там целая плеяда людей, которые хотели использовать Распутина в своих целях, начиная с черногорских княжон, потом этот Гермоген, он же и познакомил, ввёл в высший свет этого Распутина, модного проповедника, думал, что тот будет его марионеткой — и промахнулся.

Но как человек неугомонный и неуёмный, Гермоген стал воевать уже с Распутиным, стал его громко обличать, называть блудливым распутником. Действительно, ходит в баню с женщинами, с несколькими. А Распутин ещё сам любил рассказывать о своих особенных способностях и многим нравилось. У него же какая теория: пока не согрешишь — глупо каяться, неистинно получается. А если согрешил — то и каешься по-настоящему. Всё можно успеть, всё совместить.

В общем, Гермоген объявил войну Распутину, ну его карьера и пошла под откос. Хоть он и не слушался, и уезжать не хотел. Он же в Петербурге постоянно ошивался, Синод пытается его заставить уехать обратно в Поволжье, в свою епархию. Но ему хочется пожить здесь, в столице, здесь же поинтересней, интервью давать кому ни попадя, обличать членов Синода. Ну а когда уж он с Распутиным поссорился, то и Николай II вмешался: хоть и опора трона, черносотенец, но когда приходится выбирать — Распутин как-то ближе и дороже. И жена к Распутину совершенно по-другому относится, чем к этому агрессивному епископу Гермогену.

Печальный конец был у епископа, потому что наступил 1917 год. Как он обличал революционеров, вот пришли они к власти и всё припомнили. Он тогда был уже Тобольским епископом, его арестовали. Собралась делегация, принесли выкуп. Большевики попросили 50 тысяч, собрали 10: «Всё, что можем, только под залог выпустите». А большевики деньги взяли и членов делегации расстреляли. Ну а потом расстреляли и Гермогена, разумеется. Жуткие истории. Но чем можно утешить себя — что Гермоген-то канонизирован. Получается, что он смерть-то за веру принял. Вот опять: канонизация же требует каких-то подтверждённых чудес, а это был очень агрессивный мракобес и черносотенец. А не Матрона Босоножка, с канонизацией которой как раз-таки возникла масса проблем.

Но и это ещё не всё. Как мы и обещали, мракобесы идут по нарастающей. Мы про них практически ничего не знаем, в школе нам не рассказывали. А этого человека мы уже упоминали, это ещё более радикальный мракобес, хотя, кажется, сложно ещё что-то придумать. Это Илиодор, человек, который в миру был Сергеем Труфановым. Он достаточно молодым уже прославился, как агрессивный религиозный экстремист, который своими яркими проповедями собирал большое количество поклонников. Проповеди у них были достаточно однообразные: против жидомасонов, за батюшку царя. Напомню: они же госслужащие, такие своеобразные бюджетники.

Он уже в 23 года стал монахом и очень быстро — черносотенцем. И это не просто черносотенец, не просто против жидов и жидомасонов. «Погромы — конечно, всё правильно. Как мы ещё будем бороться? Мы не должны сидеть сложа руки, надо срочно организовывать погромы. Если по-хорошему не уезжают, будем таким способом с ними бороться. Приветствую, всем всё прощу, все грехи отпущу. Вставай, православный русский народ! Бей жидов, спасай Россию!» Вот такой человек. Экстремист, вообще-то. Всё это действовало, в основном, на такое же дремучее население, которое никаких книг лишний раз не прочтёт.

И вот однажды он рассказывает, что был ему сон, видение: справа стояли истинные, простые народные люди, а слева — с красными флагами. И богатые среди них были, и священники. А потом небеса разверзлись, истинная вера — за тех, кто стоял справа, все они были в «Союзе русского народа». «Вот такой сон я видел, братья». Донёс до простых людей, понятно. Это же старинная история: «И было ему во сне видение». Всё перекликается с Библией (для тех, кто ищет простых решений).

Синод начинает нервничать. Ну ладно он обличает жидов, но потом он и до Распутина тоже добрался, потому что поссорился с ним, потому что тоже хотел использовать его в своих целях. Тем, кто нас смотрят в YouTube, мы потом покажем прекрасную фотографию: Распутин, Гермоген, Илиодор, три друга. Все потом перессорились, друг друга предали анафеме. У него же тоже всё пошло прахом, когда он поссорился с Распутиным. Тоже яркий образ человека, который нравился власти, которого уважал Николай II, они лично встречались.

Например: умер Лев Толстой, великий писатель. Казалось бы, все знают: о покойниках, как бы вы не предавали его анафеме, не проклинали набожного, глубоко верующего человека — ну умер и умер. Нет! Он только распоясался после смерти Льва Толстого, этот Илиодор. Вдруг он узнаёт в новостях, что Московская Городская Дума собирается выкупить личный особняк Льва Толстого в Хамовниках, чтобы сделать там музей или какую-то мемориальную дачу.

Какие прекрасные были позывы, да? Когда власть обсуждает серьёзные, важные вопросы культуры, наследия. Пока не перепродали, не построили какой-нибудь человейник, парковку или торговый центр — выкупить и сделать там музей. Об этом узнаёт Илиодор. Реакция: он отправляет телеграмму с матом, нецензурной лексикой в адрес Московской Городской Думы, что этого ни в коем случае нельзя допустить. «А если у чего-то и хотите сделать с домом, где жил этот преступник — сделайте там лучше бордель!»

М. Нуждин

Давайте здесь сделаем маленькую паузу. Напомню, это программа «Всё так+». Максим Кузахметов, Марк Нуждин, вернёмся после московских новостей.

НОВОСТИ

М. Нуждин

Ещё раз всем добрый день. Это программа «Всё так+». Я Марк Нуждин, напротив меня — петербургский историк Максим Кузахметов. Мы продолжаем. Остановились на реакции Илиодора относительно планов сделать музей Льва Толстого в Москве.

М. Кузахметов

Но это ладно, это далеко, там он повлиять не может. Но у него же есть свой приход, там он правитель и повелитель. И он вешает у себя при входе в церковь портрет Льва Толстого, чтобы каждый мог прийти и плюнуть в него. Приходят люди и плюют. Когда тебе с кафедры такое говорят, как не прислушаться? Простые, понятные гневные речи. Всё по нарастающей происходит: он создаёт новый монастырь, более правильный, потому что он же поссорился с Синодом. Кстати, тоже: какой-то совершенно беспомощный Синод. Не знает, что с ним делать, как с ним справиться. Он проклинает из своего прихода, монастырь новый основывает, никого не слушается — что с ним делать? Как-то пытаются его увещевать, а он распоясался, у него ещё и сторонники.

Кстати, недавно у нас тоже аналогичная история была, когда провозглашает себя кто-то мессией, обрастает сторонниками и монастырь превращает… У нас же старинная история — что ни монастырь, то крепость какая-то. А у него уже сотни сторонников, он для них светоч, говорит: «Так, готовимся, скоро будет конец света». Многим людям это нравится, простая, понятная история. «Роем подземные ходы, катакомбы, будем там скрываться, держать оборону». Уже официальным властям страшно, что там они делают, что дальше будет происходить.

Но опять-таки подкосила его судьбу не просто даже ссора с Распутиным — может, его куда-то отправили бы, в ещё более дальний приход. А когда он поссорился с Распутиным, он выкинул такой фортель, который, конечно, ему уже не смогла простить в том числе и царская семья. Мы уже упоминали, что Распутин же тоже был по-своему тщеславен, и когда у него начался взлёт с доверием царской семьи, и не просто его приваживают, а ему Александра Фёдоровна письма пишет, и он ходит, хвалится этими письмами, показывает — Илиодору в том числе: «Смотри-ка, какие мне государыня-императрица письма пишет! Что “только с тобой я чувствую себя счастливой, об одном только мечтаю — на твоём плече забыться сном, только тепло твоих рук. Вечно твоя”». И Илиодор эти письма предаёт огласке и публикует. В принципе, после этого и пошла вся тема, что Распутин с нею сожительствовал, в блуд вошёл.

Врагам монархии хорошо, врагам Распутина хорошо. Илиодор долго ещё может оставаться в силе? Конечно же, нет. Тут уже он потерял доверие всех, на кого мог бы рассчитывать. При этом всё равно был очень решительный человек. Раньше бы сослали принудительно в монастырь — так примерно и получилось, правда, без кандалов. Ещё в 1912 году у него всё пошло прахом. Но невероятно что: не просто в монастырь его монахом, чтобы он там епитимью какую-нибудь годами исполнял, переписывал без конца Библию. Но он и там что-то такое устроил и в таком страхе всех держал, что его пришлось низвергать из сана, ещё и из монахов расстригли. Это как если бы из тюрьмы прогнали за плохое поведение примерно.

Добился всё-таки Илиодор своего, ещё и умудрился бежать за границу в 1914 году, когда тучи над ним сгустились. А в 1917 вернулся, когда революция, снова почувствовал силу. Ведь он обличал Синод? Обличал. Гришку Распутина обличал? Обличал. Письма публиковал государыни-императрицы. Он большевикам предлагал свои услуги, но большевики были, мягко сказать, равнодушны к делам русской православной церкви. И опять повезло, по-своему фартовый человек: он умудрился в 1922 году из советской России эмигрировать за границу. Сначала в Германию, но и там, наверное, почувствовал неладное. Переехал в США, прожил там до 1950-х годов, и семья там была, и дети, и ходил лекции читал. Может быть, не жировал лишний раз.

Я считаю, это был по-своему сумасшедший человек, но фартовый, всех пережил, получается. Но тот период, о котором мы рассказываем — совершенно невероятный, агрессивный мракобес. Только за одно то, что человек вешает в церкви портрет Льва Толстого и предлагает своей пастве в него плеваться, уже должны были бы заинтересоваться психиатры. А здесь ничего, всё сходит с рук. Если бы он не поссорился так с Распутиным, ещё неизвестно, как бы его карьера более благополучно сложилась.

М. Нуждин

Мы всё так и находимся в 1911 году. С хит-парадом мракобесов мы закончили, движемся дальше.

М. Кузахметов

Здесь события, которые мы не можем не упомянуть, сыгравшие дальше свою опять-таки зловещую роль. Вернёмся коротко на несколько лет назад. Маленькая победоносная война, ослеплённый Николай II, который мечтал когда-нибудь прибавить… У него там длиннющая титулатура, но мало ему всяких княжеских, царских титулов, хочется ещё чего-то. И вот, видите ли, не срослось с царём Японии или императором Китая. Брали же когда-то Пекин, входили наши победоносные войска — забыли, правда, что всё это было в союзе с другими крупными державами. И вот должно было наступить отрезвление после катастрофы в Русско-японской войне. Во-первых, нельзя воевать без союзников; во-вторых, нельзя недооценивать своего противника. Но Николай II был совершенно необучаемый человек.

И здесь очень редко упоминаемое, напоминающее чем-то Пекинский поход: Россия смело и решительно вмешалась в глубоко внутренние дела Персии. Это мне тоже всегда нравится: если у нас революция, и кто-то пытается вмешаться — это интервенты, враги, это наше внутреннее дело, мало ли, как там красные с белыми сводят счёты, убивают друг друга. Но если в Персии что-то происходит — а там революция началась… Страшно сказать: в Персии (это современный Иран) настоящая буржуазная революция. Люди хотят конституцию, хотят парламент. А у нас, соответственно, монархия, у нас там государственные интересы. И вовсе никакая, конечно же, не интервенция начинается, а помогаем наводить порядок законному правителю. Вот если после свержения Николая II — Временное правительство, и кто-то пытается помочь ему из-за границы — это интервенты. А если мы, то наводим порядок.

Здесь удивительная история, потому что параллели очень похожи. 1905 год, в Персии начинается революция. А там же монархия, шах, бедность, проблемы, зависимость от иностранного капитала. Всё то же самое можно было бы и про Россию говорить. У кого деньги-то брать, в конце концов? Приходится брать за границей, а тогда приходится идти на какие-то уступки. В частности, в нашем случае пришлось заключить союз с Францией против Германии, например, и как потом всё это болезненно аукнулось. А всё из-за того, что российская казна была небогатая.

Так вот, в Персии повод для революции просто удивительный. Ведь любая такая деспотичная власть о народе заботится, а народ страдает, особенно когда цены повышаются. И вдруг цены выросли, видите ли, на сахар. Ну как нормальная, правильная власть реагирует? Она собирает этих торговцев, и палками их бьют по палкам. Для Персии — правильное решение, чтобы цены не задирали, не наживались на бедном простом народе. Это уже кульминация была, а до этого персидская власть ещё много чего успела натворить. Потом, это всё-таки старинная держава, у которой история уходит вглубь веков. Ислам ещё внёс свои коррективы. Ещё очень необычно: почти все мусульманские державы суннитские, а тут шииты, это вообще не арабы ни в коем случае, обособленно живут.

Есть образованные люди, которые понимают, что есть социальная революция, никуда не денемся, пора ограничивать власть, нужна конституция, нужен парламент, который у них там должен называться Меджлис. Всё начинается сравнительно безобидно: демонстрация, мирный протест. Но если власть ограничена и начинает силой разгонять эти демонстрации, то потом нечего удивляться, что начинается вооружённое восстание и гражданская война. Там, правда, старенький шах умер, надолго затянулось, российские войска входили-выходили. Я не хочу сейчас глубоко погружаться в эту историю, но вмешивались очень охотно. Тем более, когда у тебя явное военное превосходство.

А когда-то весь южный берег Каспийского моря был наш, при Петре I. Кстати, тоже очень любопытный империализм: из-за чего покинули? Потому что солдаты болеют, прибыли ноль, одни убытки. Гарнизоны содержать, еду им туда возить приходится — зачем тогда весь этот империализм? Это проклятые англичане умудряются привозить свои товары, продавать их там, рынки насыщать своими товарами. А мы англичанам в этом плане, конечно, сразу проигрываем. Но неважно.

В общем, там новый шах, более молодой, в 1908 году. Но тоже не очень умный. А у него советник из России был (человек, кстати, пережил потом ещё и Вторую мировую войну), который по инструкции говорит: «Конечно, правильно, самодержавие, не надо идти на уступки, а то потом распоясаются — вообще захотят без шаха, без монарха быть. Хватит нам своей истории, не повторяйте наших ошибок». Но предыдущий шах смалодушничал, типа Николая II, и успел подписать указ о том, что да, будут выборы, будет у нас парламент-Меджлис, будут ограничения, что какие-то законы нельзя принимать без согласования с парламентом, например.

Новый шах знает, что империалистическая Россия его поддержит, вводит военное положение, разгоняет этот проклятый Меджлис, вешает редакторов неправильных газет. Даже Ленин, в первую очередь, закрыл газету, но не сразу стал вешать редакторов, а тут человек действует очень решительно. Ну и просчитался, потому что началось такое движение против этого шаха у персидского народа, гражданская война, и он реально её проигрывает. Он на каком-то этапе скрывается в российском посольстве. Кто ещё сможет помочь? Опять-таки, какая аналогия, только не с Персией, а с Сирией: кому ещё мы можем помочь, какому ещё деспоту, пусть даже и не шаху?

И конечно же, получается в глазах российской власти, что к нам обращается законный наследственный государь за помощью, потому что у него там смутьяны-революционеры. Причём у них лучше всего шли дела на севере Ирана, потому что там близко Азербайджан, как его тогда называли — закавказские татары. А там нефтепромыслы, там уже пролетарии, налажена работа революционных ячеек. Там действительно всё в порядке было с революционным движением. И на севере Ирана всё получше у революционеров получается, к ним инструкторы приезжают с красными значками и флагами. Но есть же надёжный союзник — Россия, и всё, дальше начинается настоящая интервенция.

Единственное мудрое решение было у царского правительства, согласованное с англичанами, потому что договорились: южная территория Ирана — это английская зона ответственности, со стороны Персидского залива, нефтяные интересы у английских империалистов; с севера — зона русского интереса.

Там ещё любопытно, что это революционное правительство… А как всегда обычно? Ты вроде бы сверг какого-то деспота, а казна разорена. Чуда-то не происходит на следующий день. Как в 1991 году: избавились от монополии коммунистов на власть, только в бюджете ни копейки нет денег, нищета. Получается, что при коммунистах худо-бедно жили, а вот ушли коммунисты — и цены выросли в несколько раз. Сложно, не все люди проводят причинно-следственные связи. Здесь аналогичная история. Любопытно, что к ним же приехали консультанты из США, как наладить экономику. А какие могут быть советы? Сокращать государственные расходы, госслужащих, поднимать налоги, чтобы сбалансировать бюджет. А получается, приехали злодеи, которые тоже страну губят.

Возвращаемся к интервенции, потому что в 1909 году входили российские войска, а в 1911 уже по-серьёзному вошли и очень быстро добились успеха, действовали жёстко. Тем, кто смотрит нас в YouTube, покажем. Сразу, не церемонясь, на чужой территории революционеров вешать, резать, убивать. Тем более, нам тут никто не указ. В этом плане за границей всегда поудобнее: мы порядок приехали наводить. И несколько не самых больших отрядов с артиллерией, с пулемётами очень быстро… Особенно когда страна в гражданской войне находится, там можно быстро добиться успеха.

Но что ужасно в нашем случае: это же всё Николая II по-своему ослепляло. Это где-то и далеко, и безобидно, и успех, и Северный Иран наш, и новое иранское правительство все наши ультиматумы выполняет. Как в своё время было с вхождением в Пекин. Просто в голову Николаю II не приходит, что всё это было с союзниками. И уже как-то можно задумываться о том, что если не срослось с царём японским — царь персидский тогда, можно уже и такой титул, давайте подумаем, как нам ещё чего от Персии к себе присоединить.

А там ещё такой удивительный успех: тут же рядом Османская империя, которая вообще-то столетиями враждовала с Персией за контроль над регионом. Россия же на каком-то этапе вообще всё Закавказье выиграла у этих двух держав. Так русские части умудрились турок, которые через перевал стали что-то там себе тоже у Персии, воспользовавшись временным ослаблением… Выдавили обратно за перевалы османскую армию, потому что это территория наших государственных интересов. И как всё это красиво выглядело в военных отчётах! И безобидно, и потери минимальные, и настоящий империализм. И ослепление. Всё-таки, когда пришлось воевать с немцами, это было не то же самое, что в Иран, ослабленный гражданской войной, вводить войска.

А потом точно так же, когда была разорённая гражданской войной Россия, немцы могли брать города с помощью одной роты, не выходя из вагона, как это нам говорят. Но все эти ужасы ещё впереди, после Брестского мира 1918 года, которые Николай II застал, уже будучи в ссылке. А здесь… Вот у нас было поражение в Русско-японской войне — надо было сделать какие-то выводы, что нельзя ввязываться в войну без союзников, где-то очень далеко, зачем, нужны какие-то цели. А Персия ослепила.

Ну были какие-то, наверное, очевидные вещи — что надо что-то делать с той армией. Были совсем понятные — нельзя воевать в белых кителях, надо защитного цвета. Правильное решение, небыстро к нему пришли, только в XX веке. Эта знаменитая зелёная гимнастёрка, наверное, многие жизни потом спасла — лучше, конечно, чем белый блестящий китель. Хотя в армии многие отчаянно сопротивлялись, потому что некрасиво. Какой будет героизм у солдат? Так они потом залягут, в атаку не пойдут. Слава богу, в российской армии провели — а во французской нет, и французы в Первую мировую войну вступали в красных штанах (потому что красиво) и синих шинелях (потому что ещё более красиво). И сколько там потом смертей.

Так вот, первые решения, вроде бы, были такие разумные после поражения в Русско-японской войне. Срок службы сократили с 5 до 3 лет в пехоте, с 7 до 5 лет во флоте. Улучшили быт солдат. Вот я был солдатом когда-то — как важно, чтобы быт солдата был улучшен! Потому что с первого дня мы должны были выучить: «Солдат должен стойко переносить все тягости военной службы». И всё. А под это что угодно можно списать. В правительстве Николая II стали заниматься более ответственно — может, не гениально, конечно, но очевидными вещами: офицерское образование, чтобы юнкерские училища стали полноценными офицерскими училищами, чтобы офицеры изучали глубже военное дело, а не только по происхождению.

У нас весь флот погиб бездарно и бессмысленно во время Русско-японской войны — опять программа большая, нам же некуда девать миллиарды, у нас же всё хорошо, все богатые. Примерно как сейчас. Поэтому военный бюджет надо увеличивать. Это ужасно: сейчас, в наше время, на 2022 год военный бюджет увеличен, а на медицину и образование сокращён. Ведь денег в бюджете нет, на армию только надо бы побольше, а то на нас же все напасть хотят, кольцо врагов вокруг.

Ну ладно, вроде бы, обновили уставы, создали пулемётные команды, авиация появилась — это тоже всё примерно 1911 год. А я когда-то рассказывал, что когда один из великих князей сказал: «Надо авиацию создавать», его на смех поднимали. Всё это чушь и блажь какая-то. Тогда ещё самолёты такие были — хрупкие этажерки какие-то летают, смешно. Какое там за ними будущее? Нет, чудо-богатыри выйдут, раскрыв грудь, навстречу вражеским пулям, тут враги сами и разбегутся. Жестоко поплатились за это в Русско-японской войне, ещё раз напомню: потерпели жесточайшее поражение во всех сухопутных сражениях, обладая к концу войны подавляющим численным превосходством.

Забегая вперёд, пулемётные команды создали, а когда война началась, у немцев было в разы больше пулемётов, например. Всё как-то… Готовились-готовились, создавали склады на случай будущей войны — наконец-то, как это важно! Ещё Пётр I сколько этим занимался. Началась война — ничего не хватает сразу. Истратили так боеприпасы в первом месяце, что потом снарядный голод. А как занимались, вроде бы, как усердно готовились… Знали, что война неизбежна — неправда. Вот ничто не должно было Россию заставить вступать в Первую мировую войну, кроме вот этих бессмысленных амбиций, кроме того, что нам надо выполнять союзнические обязательства. Но дальше будем подробно рассказывать.

Было и хорошее. Нас же упрекают: «Что вы всё время про плохое говорите? Ещё и бодрым голосом». А здесь вдруг какой шаг вперёд! В российской императорской армии озадачились тем, что у нас масса солдат приходит неграмотными. Давайте, раз они у нас тут 3 года, так мы хотя бы научим их читать и писать. Какая польза появилась от этой российской императорской армии уже на который год её существования!

И всё бы ничего, и хвалили бы мы, наверное, Николая II за все эти прогрессивные военные реформы, за всю его мудрость, что вот, он всё понимал, что война неизбежна, и надо противостоять этому супостату немецкому — это я с иронией говорю, потому что ничего нам не надо было, и не все понимали это наше противостояние с Германией. Это наш исторический союзник, у нас родня там. Правда, и английский король — наш родственник, но кайзер — тоже наш кузен, а его родня по женской линии — это государыня-императрица. И вообще, что нам с ними делить, с этими немцами? Когда надо было поделить Польшу, тихо-мирно поделили. Сейчас-то зачем с ними враждовать за какие-то интересы Франции, потому что у них там, видите ли, Эльзас и Лотарингию отобрали. Ну и что? Сами и занимайтесь, раз вы не можете вернуться к наследию великого Наполеона.

Это, кстати, тоже всё про неизбежность войны: когда была Русско-прусская война 1870-1871 годов, и немцы взяли Париж, мир не рухнул. Это было их сложное франко-прусское дело. Никто не был заинтересован в усилении Пруссии, и вот она усилилась. Какая там должна была быть мудрость, чтобы наперёд видеть, что вот тогда… И даже не буду говорить, какие державы всё равно были нейтральными, и никто на них не напал. Швейцария, например.

Мы возвращаемся к мудрости Николая II, который чувствовал, что впереди неизбежная мировая война, готовился. Не подготовился, правда, но именно в это же время, в этот злосчастный 1910 год — запрет занимать офицерские должности выкрестам. Мы рассказывали: черта осёдлости, у нас миллионы людей абсолютно бесправны вообще во всём и даже не могут без разрешения властей покидать свою территорию. И один из таких уникальных шансов — не надо получать высшего образования, не надо становиться купцом первой гильдии, не надо платить взяток — крестись. И тогда у тебя начнётся новая жизнь. Православных бы так принуждали к перемене веры — в какой обморок бы падали представители Союза русского народа, как клеймили бы всех таких преступников! А здесь российской власти нормально.

И этим выкрестам нельзя становиться офицерами. Ну ладно, хорошо, может, он неискренне перешёл в православие, где-то тайно, как марраны в Испании… Почему придумали инквизицию? Потому что, видите ли, они для вида принимали христианство, а на самом деле собирались у себя где-то в тайных синагогах и оставались в своём иудаизме, поэтому будем их вычислять и на костры отправлять.

Ну хорошо, в первом поколении. Но Николай II пошёл дальше, и в 1912 году был введён запрет на присвоение офицерских чинов не только выкрестам в первом поколении, а их детям и внукам. То есть, даже если у тебя дедушка крестился, а ты уже вот всё, ничего другого не знаешь, уже весь причащённый, в намоленных иконах разбираешься, зовут тебя совершенно по-православному — тебе нельзя, потому что у тебя где-то в документах дедушка числится выходцем из какого-то местечка. И всё это безумие происходит в 1912 году. Даже современники не очень понимали, зачем тогда вообще им как-то ассимилироваться, приходить в православие, если в третьем поколении они остаются бесправные?

Мы не знаем, сколько толковых офицеров потерял Николай II к началу Первой мировой войны, в конце концов, не консерватория и не стоматология, простите иронию, но шли в том числе и в офицеры. А тут нельзя. Вот и цена всей этой царской мудрости.

М. Нуждин

В принципе нам уже пора заканчивать, но давайте ещё сделаем небольшой анонс на следующую программу.

М. Кузахметов

К сожалению, опять-таки, возвращаясь к упрёкам, что мы видим только плохое — с плохим не закончено. Я вынужден анонсировать, что следующий эфир мы начнём с печального события, но про которое мы уже все знали с советских времён, со школьных учебников. Это так называемый Ленский расстрел, когда власть вновь пошла на насилие и убивала своих сограждан, которые вышли на мирное шествие.

М. Нуждин

Казалось бы, революция закончилась уже, но Ленин по этому поводу разразился очередной серией статей.

М. Кузахметов

И власть необучаемая, и был повод у большевиков, конечно же — настоящий повод, а не выдуманный — проклинать этот царизм.

М. Нуждин

Всем большое спасибо. Максим Кузахметов, петербургский историк. Я Марк Нуждин. На этом мы прощаемся, всего хорошего, и до следующей программы.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024