Убийство Столыпина - Максим Кузахметов - Все так + - 2021-12-25
М. Нуждин
―
Всем добрый день, я Марк Нуждин, это программа «Всё так+», как всегда по субботам. Напротив меня в этой студии — петербургский историк Максим Кузахметов. Здравствуйте.
М. Кузахметов
―
Здравствуйте.
М. Нуждин
―
О чём мы будем говорить сегодня? Напомню нашим слушателям, что в прошлый раз мы говорили о Распутине и о том, как этот феномен оказался вблизи царского двора, около самого престола и уже, наверное, сделал какие-то поползновения непосредственно на сам престол. Но пока всего лишь поползновения.
М. Кузахметов
―
Ну Распутин-то никуда не делся, просто расцветёт он чуть-чуть попозже, а сейчас у нас некие промежуточные итоги. Заканчиваются драматические нулевые начала ХХ века в Российской империи, Николай II, наш главный герой, после всех потрясений и катаклизмов пришёл в себя и думает: «Революция подавлена, мятежники разогнаны, повешены, сидят по каторгам, по тюрьмам или уехали в эмиграцию, как Ленин, например. Две Думы уже разогнали, а ту, которую собрали, незаконно изменив законодательство — мы рассказывали про «Третьиюньский переворот»… И тишина, ничего не сотрясает, никаких забастовок.Просто ещё раз напомню, что царь был вынужден пойти на эти уступки, когда забастовочное движение приобрело такой размах, что не то что ничего не работало, а никуда было не добраться, когда железнодорожники бастуют. А здесь как-то всё уладилось. Более того, наконец-то стал как-то решаться крестьянский вопрос. Причём Николаю II ничего не надо делать, это всё Столыпин болезненную тяжёлую реформу проводил, с разрушением общины.
И главное, Николай II вдруг узнал, что у него есть и опора определённая, черносотенцы. Ведь пока он не подписал этот злосчастный манифест, о том, что у нас теперь будет Дума, выборы (смалодушничал, не хватило ему чуть-чуть воли, Витте ему навязал всё это), вдруг выяснилось, что на улицу выходят не только люди с красными флагами, а и монархисты, которые могут и Баумана прибить, за то, что он с красным флагом. Они издают свои газеты. Правда, приходится им из бюджета за это доплачивать миллионы, но зато они пишут подобострастные письма, производят на Николая II приятное впечатление.
И вот заканчиваются эти нулевые годы, надо подводить какие-то итоги, и Николай II совершенно искренне думает: «Зачем мне эта Дума? Вот как сейчас всё хорошо!» И если что его и тревожит, так присутствие Столыпина, который ему мешает, он же не любит быть в чьей-то тени, не любит, когда на него давят. И надо погружаться во все эти подробности. Казалось бы, ещё и экономика стала расти. Как Николай II умудрился довести ситуацию до настоящей катастрофы в стране и своей семье?
Тут и начнём с человека, который тоже сыграл свою катастрофическую роль в этой катастрофе, простите за тавтологию. Владимир Ильич Ленин. Ведь он же тоже грустит сейчас вместе со всеми вынужденными эмигрантами. Ему пришлось уехать. «Пришлось» как-то странно звучит, ведь он давно в Швейцарии. А тут пришлось из Швейцарии уехать в Париж, он там перемещался по заграницам (завидовать только можем) и страдал, очень переживал.
Стал издавать газету, причём нам про это редко рассказывали, потому что название у неё было неудачное, «Социал-демократ». В этой газете он, по своему обыкновению, клеймил, в первую очередь, не царизм, это и так было понятно, а своих соратников-марксистов, еретиков, у которых неправильный, еретический марксизм. Так как он постоянно со всеми ссорился-мирился, то на этом этапе рядом с ним были люди, которые потом тоже были прокляты и преданы анафеме: Каменев, Зиновьев, Мартов (Розенфельд, Радомысльский, Цедербаум, понятное дело). Как-то они там ссорятся, мирятся, расходятся, снова сходятся.
И тут Ленин написал статью, которую я, например, в молодости изучал в университете, мы её разбирали, писали конспекты по ней, «Материализм и эмпириокритицизм». Какое название, да? Что-то такое серьёзное, важное, заумное. А уже тогда, в ту эпоху, нашлись люди (по-моему, Франк написал рецензию), потрясённые тем, как это нагромождение философских слов и безобразных ругательств по отношению к своим оппонентам кто-то может не то что читать, а даже издавать. «И на это нашёлся издатель! Ну надо же…», — совершенно искреннее недоумение. В ту эпоху можно было паясничать, а потом, в Советском Союзе, попробовал бы кто-нибудь так вот пошутить над этой серьёзной, важной, основообразующей философской статьёй.
Там ещё у Ленина, кстати, одно несчастье, у него ж кассу партийную отобрали. Он же долго по-своему всё рулил, делал, как хотел, а тут его соратники объединились и не чтобы его свергли, а навели относительный порядок в бюджетной сфере. И Ленину совсем, казалось бы, должно было быть грустно, но в его жизни случилось яркое событие. Самое интересное нам же про Ленина никогда не рассказывали, придумали какие-то мифы. А в его жизни появилась девушка, Инесса Арманд. Мы как будто бы знали её, но как-то своеобразно, как соратницу. И вот тоже, какая яркая судьба у женщины! Где сериалы? Там же ничего придумывать не надо, классический любовный треугольник, известные персонажи. Вот что надо было бы экранизировать.
Вообще она урождённая Элизабет Пешё д’Эрбанвилль. Ну как с такой не подружиться? Правда, это её девичья фамилия, потом она вышла замуж за Александра Арманда. И она из еврейской семьи (правда, из актёрской), ну а Арманды, понятно, семья текстильщиков, богатейшая. И что им неймлось? Деньги у них были, текстильные фабрики, родила она четверых детей — и увлеклась марксизмом. Но сначала, правда, ушла к его младшему брату, очень была энергичная женщина, и от младшего брата ещё одного ребёнка родила. Пятерых детей родила ещё до знакомства с Лениным.
И всё ей было мало, хотелось какой-то деятельности, домохозяйкой быть не хотела. Как Ида Рубинштейн в искусстве себя, наверное, не видела. А тут марксизм! Интересно. Начало ХХ века, жизнь кипит! И она свою квартиру в Москве превратила в штаб-квартиру. Поначалу ей было практически всё равно, эсеры или большевики, там и оружие могли хранить, и взрывчатку. Понятно, что нелегальную литературу тоже. И всё это интересно, что-то происходит.
Потом революция 1905 года, конечно же, и она попала на удочку полицейским, выдали и её. И вроде бы сравнительно молодая, но многодетная мать. Тогда же гуманизм был, не сталинские времена, но в ссылку ей всё-таки пришлось отправится, в Мезень, это ещё дальше на север от Архангельска. Ну вот там она уже реально загрустила, и не Москва, и революцию не сделаешь. И сбежала. Тоже, как вот ссыльные жили? Ленин, по-моему, единственный, кто не сбежал. Сбежал Троцкий, сбежал Сталин чёрте откуда, Инесса Арманд сбежала. Только вот Ленин был законопослушный, всё своё в Шушенском до конца отсидел.
М. Нуждин
―
Он книжки там писал, работал.
М. Кузахметов
―
И охотился на несчастных зайцев. Потолстел и поправился там ещё. Напомним радиослушателям, что этим ссыльным ещё и платили (не бешеные, конечно, но деньги). Но вовсе они там не в изоляции находились, могли охотиться, встречи проводили. В общем, Арманд вступила всё-таки в РСДРП, больше ей эти люди приглянулись, и оказалась в эмиграции. Выдавили такую женщину! На всякий случай скажем: стройная, красивая, интересная. И вот она где-то в эмиграции в районе 1909 года и познакомилась с Владимиром Ильичом Ульяновым-Лениным и у них тоже началась новая насыщенная интересная жизнь.Тут защитники Ленина каждый раз очень сердятся и говорят, что у них были чисто товарищеские отношения, потому что нет какого-то откровения в письме, как у Николая II с Кшесинской, где всё насквозь понятно. А если и были какие-то сохранившееся переписки, то там всё по делу. Но чего мы себя обманываем? Он ещё сравнительно интересный мужчина 39 лет, ей 35. Опять-таки, Париж по-своему, наверное, повлиял. Казалось бы, Крупская должна была рассердиться, но соратники рассказывали, что и Крупская с пониманием отнеслась. «Ну что ж поделать? Своих детей нет, а у Арманд пятеро, можно и с ними поиграть». Вроде бы всем хорошо, дело полезное.
Так бы, может быть, увлеклись бы они друг другом, избавили всех нас от своего безумия со строительством первого в мире государства пролетариев (ни одного пролетария мы пока не нашли во всей этой компании). Но нет, им всё неймлось. Своеобразное ленинское коварство: он же трусоватый был и в Россию лишний раз не рисковал приезжать, а Арманд отправил в 1912 году. Где её снова арестовали. Но опять-таки, неслыханный гуманизм! Неважно, что у тебя запрещённая литература или ты ведёшь подрывную деятельность, сказалась больной — тебя в санаторий могут отпустить. Никакого серьёзного надзора, снова можно сбежать.
В итоге она снова уехала за границу и в очередной раз вернулась в Россию уже в 1917 году в знаменитом пломбированном вагоне (ещё будем рассказывать, там большая была компания, почти 100 человек). Недолго прожила, хотя тут-то у неё началась уже реальная жизнь, она же тоже была одним из высокопоставленных партийных большевистских чиновников. Но она умерла в 1920 году от холеры, по-моему. Успела тоже выпустить несколько работ, например, проповедовала, что надо освободить женщин от всей этой традиционной семьи. Намучилась, наверное, с одним мужем Армандом, с другим мужем Армандом. Может, они с какими-то претензиями были: «Куда ты пошла? Сиди дома. Какой там ещё Ленин?» А она хотела жить в своё удовольствие и успела немножко пожить, но сравнительно рано умерла.
Но мы вообще-то про Ленина. У него в 1909 году немножечко наладилось, было ему на что отвлечься, кроме запутанных научных… Какая там, правда, у него наука в этом его ленинизме? Безумие, конечно. И вот, может быть, печальный штрих, завершающий нулевые годы ХХ века, тоже очень важный из-за последствий. Мы этого человека упоминали, это «наше всё», только не в поэзии, а в прозе — Лев Толстой. Он умирает в 1910 году. Мы рассказывали, как его отлучали от церкви, как его притесняли, запрещали издавать (он-то, кстати, никуда не уехал).
Правда, он уже немолод, ему 82 года. Ушёл из дома, в семье никто его не понимает, все его обижают. Он уже явно нездоров, хотя и до этого смертельно болел, мы рассказывали, как власть на это реагировала. Там же сразу паника начиналась в Зимнем дворце: «Сейчас вот Лев Толстой умрёт, соберутся десятки тысяч людей на похороны, кому всё это надо? Как бы нам его так похоронить, чтоб была тишь да благодать?» Всерьёз всё это обсуждали в Министерстве внутренних дел, например. А он тогда выздоровел и они, наверное, вздохнули с облегчением.
Современники оставили в воспоминаниях его характерные слова, одни из последних. Он уже серьёзно болеет, вот-вот может умереть, его спрашивают: «Может, что-то напоследок хотите, Лев Николаевич? Что мы можем для вас сделать?» А он говорит: «Хочу, чтобы никто мне не надоедал». Вот искренне же человек говорит, он из дома из-за этого ушёл, а они всё его достают и всем им что-то от него надо.
Скончался Лев Николаевич Толстой, во власти паника. «Что будет? Что сейчас начнётся? Мы же его от церкви отлучили. Сколько мы его притесняли, сколько с ним боролись! И вот сейчас опять начнут ходить все эти студенты и интеллигенты». И действительно, студенты стали митинговать, повод: «Свели в могилу великого человека, а он ведь был гуманист! Он, например, о чём мечтал? Чтобы была отменена смертная казнь. А у нас что, столыпинские эти галстуки!»
На всякий случай вернусь к этой истории, а то меня упрекали, когда я Столыпина якобы оправдывал за все эти военно-полевые суды. Я говорил о том, что могу понять человека, на которого совершили покушение и в нём пострадали его дети. Но конечно, всё это было глубокой ошибкой. Любой военно-полевой суд. Там же как? Человека признали виновным, всё очевидно, быстро решается. А если он себя оговорил, например?
У нас же про это есть классический роман «Преступление и наказание», когда на Раскольникове всё сходится, следователь его уже вывел, Раскольников готов разрыдаться и признать себя, вдруг выбегает человек и говорит: «Я убивец, казните меня». Могли поверить на слово: «Вот, признался». Но это один из аргументов, почему военно-полевые суды были ошибкой. Просто это не идёт ни в какое сравнение с тем, что Сталин потом устроил.
Так вот, любопытна реакция власти. Студенты выходят на мирные демонстрации, не жгут покрышки, никому не угрожают. Просто выходят с плакатиками «Отмените смертную казнь». Ну какая может быть реакция власти? В очередной раз запретить студентам собираться вместе и запретить выборы профессоров. Месть такая. Всё это уже было и было понятно, что всё это не действует, революция потом произошла. Мы рассказывали, как Святополк-Мирский и даже Трепов говорили: «Ладно, пусть лучше у нас на глазах собираются, нам спокойнее будет. Мы пришлём своего человека, когда они в подполье будут бомбы мастерить». Но власти… Какая-то необучаемая история, всё это мы и сейчас видим, к сожалению.
Но ладно начали притеснять студентов, а какая реакция у преподавателей? Уходит в отставку ректор МГУ, а с ним в знак солидарности, уходят больше 130 преподавателей, в том числе, десятки профессоров. И ладно бы мы их не знали, а мы их знаем: Тимирязев, Вернадский. Опять-таки, я провожу аналогии с современностью. Мы знаем про ни за что арестованных студентов, про сфабрикованные дела. Можем мы представить нечто подобное от вузовских ректоров? Какая печальная история.
По-моему, я не говорил, а самое передовое у нас высшее учебное заведение, как ни странно, консерватория. Потому что там не было этой печально знаменитой квоты на приём евреев. Но даже оттуда умудрялись уходить преподаватели в знак солидарности со студентами, например, Николай Римский-Корсаков. И вернулся он только тогда, когда власти были вынуждены пойти ему навстречу.
Но в общем-то, власть-то не может угомониться. Это я всё возвращаюсь к безумию, когда власти кажется, что чем жёстче, тем лучше. «Мы ж порядок навели, мы же повесили смутьянов! А ещё какие-то остались». И здесь нет пределов безумию и аналогия очень любопытная. Заводится уголовное дело против Мережковского, который, в первую очередь, публицист, больше философ, даже не писатель, со своими интересными размышлениями. А на него заводят уголовное дело за давешние романы. Как у нас сейчас могут придумать уголовное дело задним числом (придумали какую-то статью об экстремизме) за какую-нибудь песню, написанную 10 лет назад. Здесь примерно то же самое.
Он когда-то написал роман «Павел I», а тогда в УК была статья «дерзкое неуважение к власти». Неуважение ещё как-то можно стерпеть, а вот дерзкое ну никак нельзя. Мало ли, что там написал! Что Павел I не от апоплексического удара умер, а его свои же гвардейцы задушили. А это всё. Да и неважно что, примерно, как сейчас: экстремизм можно трактовать, как угодно. Что-нибудь не то сказал про полицейских, которые страшно пытают людей, всё — неуважение к представителям власти. А ведь Мережковский сам по себе не экстремист, безобиднейший человек, литератор. У них другая яркая история, Мережковский—Философов—Гиппиус, свой интересный треугольник интеллектуалов, повод для сериала.
Но откуда всё берётся? Потому что у нас есть епископ РПЦ Гермоген, который говорит: «Мало мы Льва Толстого от церкви отлучили. И Мережковского туда надо, и всяких других горе-писателей!» А это, например, Леонид Андреев, выдающийся писатель. «А что он такое пишет, сомневается про Иуду Искариота? Всё в Библии написано. Что это он себе вольности какие-то позволяет?» Конечно, такой человек тоже власти нравится (это я уже говорю про этих епископов воинствующих). И у таких, как Мережковский, сомнения: уезжать — не уезжать, возвращаться — не возвращаться. Вечный вопрос.
Прошло больше ста лет, и мы опять эту полемику видим, сесть здесь ни за что или из эмиграции вещать, ждать своего звёздного часа. А если ты в эмиграции, имеешь ли ты право клеймить нынешний режим, если не принял за него мученическое уголовное дело? А мы ещё раз напомним: в ту эпоху, при царе, не пытали. Они так и пишут: «Отказался давать показания, дерзил». Могут создать сложные условия, конечно. Посадить в сырую камеру. Тогда же ещё не было таких правозащитников, но в газетах либеральных гадости могли написать. Мы ещё вернёмся к теме про мракобесие, которое не знает границ.
Вот Илиадор — он же не просто священник, а совершенно откровенный черносотенец. Агрессивный, активный, один из основателей «Союза русского народа». Он против жидов — ладно, это понятно. Он против масонов. Хотя с масонами всё в порядке было в том числе и даже среди ближайших родственников Николая II, я об этом много раз упоминал с иронией. Это мода просто такая, приходят, уходят, какие-то тайные сборища и ритуалы проводят. Конечно, не было там никакого «мирового правительства».
И этот Илиадор ещё и популярный проповедник, у него паства. Потому что у него простые понятные решения: «Всё зло от жидов и масонов, а главный их представитель — Столыпин». Вот как далеко замахнулся. Тут уже опять противоречие у власти. Ещё раз напомним: вся Русская православная церковь — это такое министерство, Синод. Они все получают зарплаты; определено, на какой монастырь сколько выделяется. Конечно, и пожертвования есть, но всё это контролируется чиновниками. А тут человек за государственный счёт клеймит государственную власть, получается. Как с ним быть? А с другой стороны, свой, верный, надёжный. И ещё ему до поры до времени помогало, что у него был друг Распутин, они вместе боролись на правильное государство.
Правда, ошибки у них у всех были одни и те же. Ведь Илиадор хотел использовать Распутина в своих целях. Думает: «Сейчас возьму этого неграмотного, раз он так приглянулся государыне-императрице и государю-царю». Ничего не получилось. Зачем Распутину какой-то опекун? Потом Распутин так же пытался назначить своих людей, чтобы они были его марионетками, но до конца это всё не работало.
В общем, что бы Илиадор там ни вытворял, но как Николай II такого человека обидит? Черносотенца, который в проповедях говорит: «Надо беспощадно выжечь калёным железом всё это жидомасонство». Правда, церковь пыталась на него своеобразно влиять, например, запретить публиковаться. А он не слушается, интервью потом даёт газетам, где говорит всё, что о них думает. Его пытаются отправить в какой-нибудь дальний приход, а он не слушается и не уезжает. Что с ним делать? Его ж надо как будто бы в кандалы заковать. Но нет, не получается. Забавная история. Дальше надо уже переходить к Столыпину.
М. Нуждин
―
Да, давайте, после небольшой паузы.НОВОСТИ
М. Нуждин
―
Ещё раз всем добрый день. Я Марк Нуждин, это программа «Всё так+», в нашей студии — петербургский историк Максим Кузахметов. Максим начал дальнейший рассказ про министра внутренних дел, пока ещё всесильного Петра Столыпина.
М. Кузахметов
―
Да, председателя Совета министров. Ситуация складывает нелепая. Это он вообще-то спас Николая II от свержения, может быть. Это он на себя взял всё бремя, чтобы его ненавидели. Справа — за то, что пошёл на поводу у Конституции, которую придумал Витте и не разогнал всю эту Думу до конца, а собрал третью (пусть и лояльную). Он занимается и этой крестьянской реформой, из-за которой его проклинал, в том числе, и Лев Толстой: «Это неправильно, община — наше всё». Прекрасный чудо-администратор, всё на себе сконцентрировал, смутьянов вешает. И кого больше всех это раздражает? Николая II.Поэтому, когда такие мракобесы, как Илиадор проклинают и Столыпина, в том числе, конечно, Николай II в противоречиях, потому что человек трусоватый, нерешительный, кулаком по столу, как его отец, не стукнет. Ему надо какую-то длинную сложную интригу проводить. Вообще интриган он был вполне успешный, мог дождаться звёздного часа и на какую-нибудь такую должность Витте назначить, что от того просто больше ничего не зависело и как-то самому по себе приходится уходить в отставку. Тоже полная неблагодарность.
Здесь Николаю II неприятно что? Он как будто бы в тени Столыпина. А кто-то же, может, ещё и хвалит. Говорит: «Ну да, не совсем согласен, но конечно же, он молодец, потому что делом занимается». Я почему вступаюсь за администраторов такого типа — сколько бы мы ни проклинали его за крестьянскую реформу, в принципе, это единственное, что ему удалось осуществить. Много других реформ было им задумано. Как вон отмену крепостного права десятилетиями обсуждали, собирались, ходили, говорили, писали прожекты, которые потом Лев Толстой с иронией припоминал Сперанскому. Но не дали осуществить. А здесь, как бы то ни было, но осуществили, экономика стала расти, миллионы людей обрели участки в Сибири.
Не могу не упомянуть, что он угрожал Николаю II отставкой и это царю страшно не понравилось. Он не сказал: «А, ну хорошо. В отставку так в отставку, до свидания». Ничего подобного. Он ещё, видите ли, должен был попросить Столыпина остаться, что ему самому страшно не нравилось. Но, наверное, он и не готов был, и замены нет, и страшно.
В общем, уходит в отставку председатель Думы Александр Гучков. Представляете, Путин, не попросив разрешения у думцев, принял бы какое-нибудь принудительное решение, а Володин в отставку бы ушёл? Рассердившись, что «зачем так надо было делать, я же и так бы проголосовал?» Примерно так всё и происходило. Гучков говорит: «Мы же и так почти всё согласовали и обо всём договорились. Вот зачем надо было такую некрасивую схему? Мне это всё не нравится, я никак этого не могу пережить и ухожу в отставку с поста председателя Государственной Думы». И ушёл.
Получилось, что от Столыпина все отвернулись и он вот так своеобразно не буквально себе приговор-то подписал, но тучи над ним сгустились. Я думаю, Николай II его всё равно бы извёл, замену бы какую-нибудь подобрал и как-нибудь так бы всё устроил, что Столыпину пришлось бы уйти в отставку. Но до этого в отставку ушли из Госсовета верные монархисты, тоже совершенно не согласные с тем, как Столыпин проводил свои реформы. Например, Пётр Дурново, бывший глава МВД. Опять-таки аналогия напрашивается. Несогласные из бывших у нас сейчас все сидят в Сенате, все эти пенсионеры доживают свой век на такой вот синекуре, возрастных-то ограничений никаких нет.
Так вот, над Столыпиным сгустились тучи. Забегая вперёд: мы знаем, его убили. Сколько бы он ни боролся с террористами, а себя уберечь не смог. А здесь же такое яркое событие — 50 лет, как отменили крепостное право (это уже 1911 год). Важное событие, дедушка Александр II, благодарные крестьяне, благодарные молебны, череда праздников.
М. Нуждин
―
Какой юбилей, опасный параллелями.
М. Кузахметов
―
Да уж. Власть вообще, и нынешняя, любит вдруг ни с того ни с сего отметить юбилей какого-нибудь Солженицына или Сахарова. Их же уже нет, а можно как будто бы приобщиться к этим диссидентам. Какое лицемерие бывает! Думаю, Николай II никогда бы не отменил крепостное право, потому что в своём мире он считал так: какое государство ты получил, такое и должен оставить наследнику. А наследник уже есть. А тут его вынуждают что-то делать, и он страшно страдает от этого, просто не знает схемы, как так сделать, чтобы не было Думы и всё было, как до 1905 года. Слава богу, что не знает и не додумался.Как мы уже рассказывали, III Дума считается послушной, лояльной, потому что там было большинство у Столыпина, проправительственное большинство, а ведь и там были смутьяны, которые вставали и говорили: «Всё ваше правительство — сплошные преступники». Кто в нынешней Думе вот так встанет и скажет? Коммунисты что-то тихонечко храбрятся, а потом ходят с портретами Сталина в очередную годовщину дня его рождения.
Тут что любопытно: годовщина торжества — в Киеве. Причём тут Киев, казалось бы? Столица у нас Петербург, старинная столица — Москва. А мы уже рассказывали: в Киеве в это время, в июле 1911 года арестовали человека по фамилии Бейлис, жуткое дело, совершеннейшее безумие, что евреям надо убивать маленьких христианских мальчиков, чтобы их кровь, кровь невинных, использовать в своих ритуалах. Ещё Александр I запрещал эти процессы, как бессмысленные, дурацкие и не основанные ни на чём. А при Николае II этот процесс идёт и надо какую-то идейную поддержку организовать, приехать туда, по Киеву ходить.
А в Киеве полно черносотенцев, в ту эпоху это оплот реакционеров. «Бейлиса поймали, ещё и Николай II приедет, надо на радостях погром срочно организовать». И полиция просит подождать, пока закончатся торжества: «Потом можно, а сейчас пока не надо, лишний раз такие хлопоты». Мы показывали страницы газет, такое-то цензура пропускает как ни в чём не бывало: «Бейте жидов!» Так вот, возвращаемся к Столыпину. У нас же есть премьер-министр, великий человек, не просто теоретик, а человек, который взял на себя бремя спасти эту монархию, пусть даже принеся в жертву абсолютную монархию. Но чтобы она всё-таки продолжала существовать, и Николай II мог сыну передать по наследству корону и трон. Столыпин приезжает в Киев, а там его никто не ждёт. Заказан ресторан или кораблик по Днепру, а для Столыпина место не предусмотрено, экипаж ему не предоставлен. Сейчас смешно представить: приезжает на какие-нибудь торжества Мишустин из Москвы в Петербург, а здесь его никто не ждёт, ничего для него не заказано и надо к кому-то в лимузин напрашиваться: «Подвезите меня тоже, пожалуйста».
Наверное, всё это чувствовал Столыпин, потому что (тоже забегая вперёд, его же убили) открывают его завещание, а у него в первых строках написано: «Прошу похоронить меня там, где меня убьют». Какая вот личная драма у человека, не боялся ведь, не прятался, в бункере не отсиживался. В общем, все его игнорируют. Он пытается что-то из последних сил делать. «Союз русского народа» его тоже проклинает. Люди, которые берут деньги из казны, из бюджета, а Столыпина клеймят! Но как он с этим борется? Тоже странным способом. Он создаёт свой, более правильный, союз. В том числе, у него есть отделение в Киеве, которое называется просто и понятно — «Клуб русских националистов». Вот там его с почётом встречают.
И вот злосчастный день, 14 сентября, Киев, опера, «Сказка о царе Салтане» (тогда пришла мода на всё русское). Забавно, но когда-то цензура вмешивалась в содержание этих легендарных пушкинских строк, потому что Александра Фёдоровна никак не могла родить мальчика, 4 девочки, потом начинаешь ходить по всяким колдунам, потом ложная беременность, какие-то слухи и надо срочно ликвидировать строчки: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку». Но теперь-то всё в порядке, эти слова из оперы убирать не надо, можно петь со сцены, потому что родила всё-таки она сына. Всё в порядке с мракобесием было у этих людей, каждый год что-то интересненькое придумывали.
И здесь опять-таки: важное дело, это же эпоха террора, сколько убили, в том числе, и Романовых, и министров. И вдруг в полицию поступает сигнал, что готовится покушение. Есть осведомитель, человек на содержании у полиции, который говорит: «Я вот слышал от своих сомнительных товарищей-террористов, что должен быть террористический акт». А это некий Дмитрий Багров. Опять-таки, на радость антисемитам. Так вроде ничего не заподозришь, но — из еврейской семьи. Правда, они все крещённые, конечно же. Выкресты. Многие из богатых семей, как на подбор.
Когда-то он увлёкся анархизмом, мода такая была. Искал себе какое-то применение. Юрист, кстати, учился в университете. И сам о себе говорил: «Я вообще-то неврастеник». Успел выдать полиции нескольких эсеров, но его не заподозрили. Но мотивы его непонятны, сколько бы ни было расследований и сколько бы ни существовало версий. Самая популярная версия, что всё это Николай II подстроил, во что я лично никогда бы не поверил, этот человек не способен был организовать ничего. Он, конечно, мог попустительствовать, но организовать? Сверхзадача.
В общем, такое вот несчастье. Человек-одиночка, которые сумел внушить полицейским в Киеве, что может помочь. «Вы дайте мне спецпропуск, я приду в оперу, увижу подозрительных людей, опознаю, покажу вам, и мы предотвратим покушение». Пришёл в оперу с пистолетом, рамок нет, никто не обыскивает, свой человек, на содержании. Подошёл к Столыпину — и убил его. Смертельно ранил, потому что Столыпин прожил ещё 5 дней. Великого администратора, реформатора не стало. Как я уже сказал, в завещании он написал: «Похороните там, где меня убьют».
Казалось бы, первый, кто должен больше всех быть признателен, это Николай II. А Николай II, как вот пришёл к власти — и катастрофа на Ходынке, сотни погибших — очень не любит что-то менять в силу обстоятельств. Надо отменять бал тогда ещё — нет, он поехал на бал. А здесь у него запланирован кораблик по Днепру, поездка в Чернигов — нет, он отменять не хочет. «Ну и что, что ранили Столыпина и он лежит помирает? У меня есть запланированный протокол, я в нём живу. А это незапланированное событие». И уезжает, как ни в чём не бывало! Потом он, конечно, приходил на похороны, но не скрывая говорил своим родственникам: «Вздохнул с облегчением, потому что он на меня давил».
Действительно, давил. Как ещё можно было с Николаем II решать? С ним же невозможно было обсуждать, чтобы он какие-то свои предложения выдвигал. Чтоб Николай II сказал: «Я предлагаю не так, а вот так реформу проводить; не так, а вот так государственным крестьянам выделять ссуды, процент такой им по займу давать». Ничего подобного. Всё это было ему в тягость, он любил жить изолировано, чтобы поменьше контактов. Вот у него жена — главный советник, до неё была маменька и Распутин потом. И всё, и хватает. А тут приходит этот чёртов Столыпин, и говорит: «А теперь так, а теперь не так». И Александра Фёдоровна тоже говорит: «Вот и хорошо, слава богу».
Следующим премьер-министром у них стал Коковцов, которому тоже инструкции даёт Александра Фёдоровна: «Вы знаете что, вы вот теперь новый премьер-министр, не надо нам тут особенных почитаний Столыпину. А главное, не надо моего мужа, государя-императора, вот так вот в тень куда-то задвигать. Знайте своё место». Кто ещё так может сказать? Кто главный имиджмейкер у Николая II?
М. Нуждин
―
На этом заканчиваем сегодняшнюю программу, большое спасибо. Напомню, петербургский историк Максим Кузахметов был в нашем эфире. Я Марк Нуждин, до свидания.