Купить мерч «Эха»:

Еврейский вопрос в России начала XX века - Максим Кузахметов - Все так + - 2021-08-14

14.08.2021
Еврейский вопрос в России начала XX века - Максим Кузахметов - Все так + - 2021-08-14 Скачать

М. Нуждин

Всем добрый день, здравствуйте. Это программа «Всё так+», я Марк Нуждин. Сегодня в нашей студии, как всегда, петербургский историк Максим Кузахметов. Максим, здравствуйте.

М. Кузахметов

Здравствуйте.

М. Нуждин

И мы продолжаем движение по династии Романовых, по периоду царствования последнего российского императора Николая II. У нас в полный рост встаёт национальный вопрос, причём, что интересно, вы уже не раз говорили о том, как он тем или иным образом проявлялся в царствование Александра III. Последнее, что я помню об этом — всякие инсинуации по поводу инородцев и иноверцев.

М. Кузахметов

Ну да, и вся эта печальная история никуда не делась при Николае II. Более того, даже обострилась. Всё это — печальные и позорные страницы отечественной истории, это совершенно настоящий, официальный государственный антисемитизм, задолго до прихода нацистов к власти в Германии. Не очень популярный в упоминаниях отечественных историков, но что же поделать, если так было? Ещё раз напомню нашим радиослушателям и тем, кто смотрит нас в YouTube, что мы ничего не придумываем. Мы рассказываем, как было, даже если это грустно. Ну а тут игнорировать вообще ничего не приходится, и вина Николая II совершенно откровенная, хоть ему всё это и досталось по наследству от предков.

Но давайте кратко напомним. Конечно же, национальный вопрос тревожил Романовых не только в отношении евреев — или иудеев, потому что как будто бы в первую очередь вероисповедание было актуальным. Так же не давал покоя вопрос автономии Финляндии, где началась принудительная русификация, а всё это закончилось убийством генерал-губернатора Бобрикова. Так же болезненно в Петербурге воспринимали ситуацию с Польшей после всех восстаний, и тоже доходило до такого специфического абсурда, когда не просто русификация, а вообще исчезло слово «Польша» из официальных документов — всё это называлось «Привислинский край». Такая вот идиотская система борьбы с национальными окраинами.

М. Нуждин

Но в титуле Царство Польское осталось всё-таки.

М. Кузахметов

Пришлось в титуле оставить, а в документах — «Привислинский край». Может, и в титуле поменяли бы. Ещё раз напомним, это речь идёт о самых передовых частях Российской империи, где был максимальный уровень грамотности, на который надо было бы равняться, казалось бы. Но нет, именно эти территории — Польша, в основном вокруг Варшавы, не современная. Современная Польша гораздо больше. В общем, Царство Польское и Финляндия, более-менее современная, кроме отобранных Советским Союзом территорий на Карельском перешейке.

Давайте рассказывать. Со времён ещё до Романовых, евреям было запрещено селиться на территории Московского государства. При Екатерине II, когда состоялся раздел Польши — первый, второй, а потом ещё и третий — как-то так получилось, что в Российском государстве оказались сотни, тысячи людей иудейского вероисповедания. Наверное, счастье, что в ту эпоху Екатерина II не додумалась до геноцида, но начались ограничения. Черта оседлости позже появилась как официальная граница, а до этого просто было запрещено покидать пределы: где жил, там и живи. А потом всё это начало ужесточаться при Александре I, очень жёстко действовал Николай I.

Специальные законы были введены, когда иудеям было запрещено селиться в городах, например, и в сельской местности. Вообще непонятно, где жить? Тогда и появились эти «местечки», «местечковые евреи» — так они и назывались, и в литературе в том числе. Это такое странное место, где на ограниченной территории появляется чудовищная скученность, заниматься сельским хозяйством как будто бы тоже нельзя, всякие ограничения на занятие торговлей были. Ну ладно, ограничили, запретили, создали для них такое настоящее гетто — в просвещённом XIX веке. Так ещё и национальные одежды Николаю I не давали покоя, запрещал носить.

Со всем этим было трудно бороться, соблюдать на местах. И всё это приводило к безобразному росту коррупции, когда любой чиновник вымогает у этих несчастных людей деньги без конца. Или ещё одно не очень понятное решение Николая I, чтобы в рекруты брать иудейских детей с 12 лет, а не с 18, как великорусских. Он считал, что надо их пораньше от родителей отбирать, чтобы пораньше переучить.

М. Нуждин

Вырвать из семьи.

М. Кузахметов

Да. Всё это тоже звучит чудовищно и дико. А казалось бы, просвещённые монархи с прекрасным образованием. Послабления впервые появились, конечно же, при Александре II. Ещё раз отдадим должное этому российскому императору, одному из лучших в династии Романовых. Причём не то, чтобы он был интернационалист, но здравый смысл какой-то побеждал. Он не отменил черту оседлости, но постепенно, по нарастающей появились послабления — может, он к этому бы и пришёл, если бы его не убили террористы.

Например, те, кто получил высшее образование, могли покидать черту оседлости. Мы же знаем, как евреям важно получать высшее образование — примерно, может быть, с той поры. Потом были введены послабления и разрешение покидать черту оседлости тем, кто владел важными специальностями: стоматологам, врачам, ювелирам. Опять-таки, мы знаем, сколько среди евреев врачей. Как ещё стимулировать высшее образование, да ещё и высшее медицинское? И купцы первой гильдии тоже получили послабления. То есть, важно было быть богатым.

И тут всё так удачно складывается — простите мне иронию, это не национализм, но вот у нас есть знаменитый советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию», там есть герой по фамилии Шпак. А он одновременно и стоматолог (а значит, с высшим образованием), ещё и явно зажиточный: куртка замшевая — три, магнитофон импортный — три штуки.

Конечно, надо упомянуть, что ещё могло спасти от черты оседлости и сразу изменить образ жизни: крещение. Это, казалось бы, мирный способ — креститесь, пожалуйста, и можно менять образ жизни. Но по сути это всё опять звучит чудовищно. Сколько мы писали, негодовали, рассказывали об ужасах славян, которых когда-то там принуждали от веры отцов отречься, принимать ислам, как всё это бесчеловечно. А тут в Российской империи, пожалуйста — крестись, и живи уже, как человек.

И даже это Николай II превзошёл, потому что именно при нём начали вводиться ограничения… Это, правда, позже произошло, но я оставлю это не просто как упрёк, а как преступление. Потому что именно при Николае II появились запреты на производство в офицеры даже тех евреев, которые крещены, и даже их детей и внуков. Вот какой реальный антисемитизм, задолго до прихода Гитлера и нацистов к власти, когда уже не просто по признаку веры притесняли людей — в конце концов, это всё было в Европе, правда, в Средние века. А тут уже совершенно откровенно по национальному признаку. Конечно, всё это — позор, а потом — закономерный конец Николая II и его детей. О чём он думал?

Мы забыли упомянуть, что после Александра III в наследство Николаю II достались позорные квоты. Потому что высшее образование — так они ж заполоняют университеты и институты. А значит, мы вводим ограничения, и в самой черте оседлости не больше 10% евреев могло быть в высших учебных заведениях. А в Москве и Петербурге — вообще не больше 3%, в других городах — не больше 5%. Опять-таки, всё это — повод для дачи взяток, всё это ужасно.

Но и это ещё не всё, потому что начались еврейские погромы — в XIX веке, тоже ещё до Николая II. Первый был при Александре I. Где они происходят? Именно там, где евреи живут. По-моему, если я не ошибаюсь, первый был в Одессе, а потом всё это шло по нарастающей. И вот на царствование Николая II пришёлся максимум этих еврейских погромов. Тут разные есть версии: конечно же, кто-то считает, что власть вообще всё это и инициировала, но я не думаю, что Николай II до такой степени ненавидел евреев, чтобы ещё и специально организовывать еврейские погромы. Но то, что попустительствовал — это безусловно.

Первая массовая волна еврейских погромов произошла в 1881 году, после убийства Александра II. И тут-то власть, конечно, всё это с удовольствием… Выпустить пар, как тогда называлось — они это так между собой в высших сферах и обсуждали: «Так это же хорошо, пусть лучше евреев бьют, чем думают о Конституции». Это же так удобно всегда. И всё это опять напоминает антисемитизм уже гитлеровский — как всё это удобно, свалить все свои проблемы, все несчастья на людей просто по национальному признаку.

И власть не выступала с разоблачениями. Тем более, террористами, которые убили Александра II, вообще-то руководила Софья Перовская — дворянка из высшей знати, дочь бывшего губернатора. Но нет, этим дремучим, русским в основном людям было нормально: «Всё евреи организовали, нашего царя убили, надо идти и жидам мстить». Опять-таки, где? Не в Петербурге же. А вот именно там, в черте оседлости, этим беспомощным, несчастным людям, которые и так живут в нищете.

Тут, правда, был ещё такой замкнутый круг: они ограничены в своих местах проживания, покинуть их не могут; а рождаемость невероятная, потому что в середине царствования Николая II, к 1900 году, после переписи число евреев и иудеев превышало 5 миллионов человек. А по переписи, которая была при Александре I или до него, за 100 лет до этого, их меньше миллиона. Это фантастический рост рождаемости. То есть, они превысили по своей численности обошли финнов, литвинов (литовцев). И на что могли рассчитывать эти люди? Только становились ещё беднее и ещё более нищими. И что делала власть? Ничего. Только ужесточала все эти законы и ограничения.

Здесь нам оставил свои любопытные воспоминания Витте, где он себя-то всячески выгораживал. Я ещё раз напомню, что я за Витте вступаюсь не только потому, что он выдающийся государственный деятель, а он же знал, на что шёл, когда женился на разведённой еврейке Матильде Лисаневич. Её не звали, не разрешали приходить с ним на государственные приёмы. Он премьер-министр, и всё равно это упрямый Николай II — нет, и всё. «Эту еврейку, пусть даже крещёную, я в Зимнем дворце видеть не хочу». Позор какой, как всё это было унизительно! И Витте, тем не менее, зная всё это, от неё не отрёкся. Полюбил такую женщину — и всё.

Витте тоже, конечно, осуждали и считали, что он по-своему антисемит. Но он в воспоминаниях уверял, что, конечно же, нет, «я был за здравый смысл». Ещё в царствование Александра III, который был совершенно откровенный антисемит, не скрывал, что евреев недолюбливает… Он так и говорил: «Так им же в принципе по Библии, по истории свойственно скитаться, бедствовать — ну пусть в таких условиях дальше и живут, раз креститься, видите ли, не хотят».

И Витте рассказывает в своих воспоминаниях, что на каком-то этапе — опять все эти проблемы, «я-то выступаю за то, чтобы мы избавились от этой черты оседлости, это неразумно, для экономики было бы полезно — сколько потенциальных рабочих рук, например!» Ещё раз напомню: они могут заниматься только каким-то мелким ремеслом, быть портными, мастерами, и всё это в нищете бесконечной. Так вот, Витте, как он сам пишет, спрашивает Александра III: «Вы готовы тогда, Ваше Величество, раз вы так не любите евреев, взять их всех и утопить в Чёрном море? Потому что если вы не готовы, тогда надо здравым смыслом руководствоваться». Не готов был, к счастью, Александр III.

М. Нуждин

А вопрос-то провокационный.

М. Кузахметов

Да уж. Чудовищный геноцид был ещё впереди, уже при Гитлере, в нацистской Германии. Но Витте так себя выгораживал, он-то, конечно, в воспоминаниях очень прогрессивный, очень хороший человек. Но я ещё раз вступлюсь за него, потому что у нас есть совершенно конкретный факт из его личной биографии.

И вот приходит к власти Николай II. Казалось бы, конец XIX века, всё уже давным-давно известно, есть прогрессивная общественность, всем понятно, что это позор. И приносят ему в 1895 году, это практически начало царствования, готовый законопроект, уже даже одобренный Госсоветом. У нас парламента никакого нет, но есть Госсовет. Законопроект по всякому смягчению всех этих ограничений, которые введены для евреев. И что делает Николай II, что он пишет на этом документе? Ему надо просто подпись поставить, а он пишет резолюцию: «Сделаю, когда захочу». Не стал подписывать, ещё и вот с таким издевательским комментарием. Потому что он монарх, помазанник божий, потому что он сам принимает решения, и никто ему не указ.

А ещё раз напомним: в реальности-то это был человек совершенно беспомощный, одним обещал одно, другим — другое, в том числе совершенно взаимоисключающее. И даже в кругу семьи: одно — маменьке, другое — жене, а потом как-то всё это мучительно разруливал. В общем, не Александр III. И до какого печального логического конца он всё это довёл. Именно при нём коррупция расцвела уже массово, когда евреи, и так живущие бедно, как могли, вынуждены были откупаться на местах от чиновников, от каких-то жутких поборов, спасаясь от новых притеснений. Ещё и все эти погромы жуткие.

Николай II, кстати, ни разу не выступил ни с каким официальным осуждением. Ему это ничего бы не стоило, это же на Западе бы приветствовали — а всем нашим правителям, со времён Петра I, почему-то было очень важно, чтобы на Западе к нам прислушивались, чтобы нас уважали, ценили. А у Николая II вообще там сплошная родня. Какой бы он ни был православный, а вообще — немец, и жена у него немка, и мать у него немецкая датчанка.

Опять-таки, сошлёмся на воспоминания Витте: он напоминает Николаю II, что то, что они не решают эту проблему с чертой оседлости — они же сами, своими руками содействуют тому, чтобы там росло число радикалов. Которым всё это не просто пассивно не нравится, которые уже не только в синагогу ходят молиться за своё благополучие, а рано или поздно могут взяться за оружие. Говоря про «еврейский заговор», парадоксальный факт для всех антисемитов: как раз все эти радикалы были атеистами. Ну какой Лев Троцкий — религиозный еврей? Кто ему в синагоге указ? Просто смешно об этом даже говорить.

Именно в царствование Николая II полтора миллиона евреев покинули пределы Российской империи. Даже, наверное, больше, потому что только полтора миллиона перебрались в Соединённые Штаты. И стимулировали их в первую очередь вот эти погромы — с кровавыми расправами, с убийствами детей, женщин. А как всегда получается, кто в эмиграцию-то уезжает? Не бомжи, а в основном трудолюбивые люди, которые хотят благополучия для своих семей, детей. Но ничего, никто не переживал.

Какая-то часть особо одержимых фанатиков… Тогда было уже всеевропейское движение сионизма, кто-то ехал и в Палестину, но подавляющее большинство — в Соединённые Штаты. И там их принимали. Что-то в Соединённых Штатах никто не боялся. Ну, боялись, наверное, ходили, бурчали: «Да что это такое происходит?» Но ничего, принимали. И вот США — богатая держава, а у нас нищенские пенсии. Есть ли какая-то с этим связь? Я считаю, что, конечно же, есть, и спасибо Николаю II за всё, что он сделал.

И ещё одно знаковое событие пришлось на царствование Николая II: в нашем отечестве были опубликованы печально известные «Протоколы сионских мудрецов». Это фальшивка о том, как евреи собрались ещё тысячу лет назад и придумали, что им надо овладеть всем миром, а для этого они должны тайно приходить везде к власти, управлять деньгами. Не буду всё это перечислять. Кстати, я не знаю, включены ли эти списки… У нас же сейчас запрет на запрете, везде экстремизм. А вот «Протоколы сионских мудрецов»? Хотя с другой стороны, если не прочитать, как узнать, что там написано?

М. Нуждин

Сейчас у нас будет перерыв — уточним, включены или не включены. Потому что, вроде как, ничего экстремистского нет, но…

М. Кузахметов

А что тут экстремистского? Просто то, что всё это — мировой жидомасонский заговор. Что тут такого, казалось бы?

М. Нуждин

Тем более, разоблачённая фальшивка.

М. Кузахметов

Абсолютная. С чего всё началось, откуда общественность об этом узнала? Был такой журналист Меньшиков. Он сам по себе был, может, не агрессивный, но националист, русский патриот, монархист. И вот он в одной из публикаций в «Новом времени» рассказывает: «Мне прислала одна пожилая старушка, 66 лет, якобы какие-то секретные документы». И дальше всё с иронией, он всё это высмеивает: «На полном серьёзе всё это, конечно же, читать невозможно».

А это совершенно реальная женщина, Юстина Глинка, дочь российского посланника в Бразилии. Много была за границей, и вот она рассказывает: «Я была в Ницце, а это же теперь столица жидомасонов». Тоже как смешно, как хорошо: человек мог съездить в Ниццу, а потом делать такие выводы. И сейчас-то, даже если бы не было ограничений и карантинов, сколько наших соотечественников могли бы себе позволить съездить в Ниццу? А она могла.

Ну и Меньшиков всё это приводит с примерами: вот так они собираются, вот так всё планируют, они уже тайно захватили власть во Франции и Англии, а теперь добрались до нашего православного отечества. Надо бить в набат, а то не сегодня-завтра, сколько среди них уже банкиров, тайных обществ — тут-то они и погубят наше родное отечество. «Полный бред,» — пишет обо всём этом Меньшиков. Но это Меньшиков так написал. А был в Кишинёве совершенно другой издатель, который всё это опубликовал целиком и поддерживал: «Вот, это документы, будем искать спасения, надо что-то делать. Почему власть безмолвствует?» И как после этого не произойти новым погромам? Ужасным, в Кишинёве, с убийством людей. Получалось, что это совершенно откровенное, неосуждённое подстрекательство в прессе. Цензура-то ничего для этого не делала.

И повод, как всегда, прекрасный, это известная история — кровавый навет. Ну конечно же, евреи в своих обрядах должны использовать кровь христианских младенцев. Старинная средневековая история, только она в России в XX веке воспроизводится на полном серьёзе. Нашли мёртвого мальчика — всё понятно, это евреи его убили, им кровь просто нужна была для своих обрядов.

Очень быстро полиция установила настоящего убийцу: двоюродный брат оказался, всё понятно. Но загадочным образом цензура не спешит давать разрешение на публикацию результатов полицейского расследования. А то, что совершенно откровенно в газетах публикуется, пусть даже со знаком вопроса, «не евреи ли убили?» — всё это подогревает. Особенно если дремучие люди, особенно если государственные органы попустительствуют всему этому. Как не начать погромы? Как не пойти? И не просто с плакатиками какими-нибудь, «чемодан-вокзал-Нью-Йорк» — а убивать, выкидывать из окон. Всё это подробно описано в советской литературе — разрешалось такое публиковать, потому что всё это было не просто укором, а клеймом на царскую власть. Было очень удобно, что при царской власти были ужасные погромы, а то, что потом при Сталине сотнями тысяч убивали людей…

М. Нуждин

Давайте маленькую паузу сделаем. Вернёмся к рассказу о погромах буквально через минуту, у нас московские новости. Это программа «Всё так+», далеко не уходите.

НОВОСТИ

М. Нуждин

Ещё раз всем добрый день. Здравствуйте те, кто подключился к программе «Всё так+» только сейчас. Напомню, что в этой студии петербургский историк Максим Кузахметов, я Марк Нуждин. Говорим о национальном вопрос в Российской империи, преимущественно о еврейском вопросе, потому что он тут со страшной силой вспыхнул на рубеже веков, и поддерживался в горящем состоянии…

М. Кузахметов

Пылающем! Совершенно официальный государственный антисемитизм.

М. Нуждин

Пока была пауза, мы уточнили, что брошюра «Протоколы сионских мудрецов» признана экстремистским материалом, о чём мы вас всех предупреждаем. Но мы эту брошюру не читали, поэтому насколько она совпадает с теми «Протоколами сионских мудрецов», которые были опубликованы в начале ХХ века, мы не знаем.

М. Кузахметов

Вроде экстремистская литература, да ещё и фальшивка, а с другой стороны, пока не прочтёшь — как узнаешь, что там написано? Чтоб потом осуждать. Запутанная история.

М. Нуждин

Это точно.

М. Кузахметов

Если возвращаться в ужасы начала ХХ века: Кишинёв, еврейский погром, убито почти 50 человек, ещё сотни ранены, покалечены. Это стало очередным мощным стимулом для отъезда евреев из Российской империи. А дальше происходит ужаснейшее событие. Как это всё связано с властью? Казалось бы — причём тут Николай II? Как нам каждый раз говорят: «Причём тут Сталин? Причём тут Путин?»

М. Нуждин

«Люди сами всё делают».

М. Кузахметов

Само всё происходит, а он, видите ли, не до всего успевает добраться, империя-то большая. Конечно, власть насквозь виновата. Потому что происходит следующее: приезжает известный нам с детства писатель Короленко, пишет репортаж (тогда он был известен в первую очередь, как журналист) на месте, обо всём происходящем ужасе. Нет же телевидения, нет радио, все новости люди узнают из газет. И этот репортаж запрещён цензурой. Зато публикуются материалы о том, что евреи сами виноваты. Сами всё спровоцировали и ещё непонятно, кто на кого нападал. Это всё официально публикуется и происходит невероятное.

У нас в Петербурге, самый, наверное, знаменитый проповедник того времени Иоанн Кронштадтский поначалу выступил с осуждением. Он так и говорил: «Что за тупоумие такое русское, как можно идти убивать людей другого вероисповедания?» А потом он объясняет: «Я ж просто не всё знал. А теперь я прочитал в газетах, что оказывается, евреи сами виноваты. Так поэтому чего удивляться произошедшему?». И это светоч наш. Вот она, сила печатного слова. Особенно если цензура правильно всем этим занимается. Ну ладно, это здесь, в родном отечестве всё можно контролировать, но ведь есть и другие страны, и другая пресса. Конечно, там взрыв негодования, возмущения и отчаяния: как такое может быть в ХХ веке, что приходят люди убивать других людей по национальному, религиозному признаку, а власть совершенно беспомощна! Не сами ли власть всё это организовала?

М. Нуждин

А всё ведь ещё накладывается на «дело Дрейфуса», о котором мы говорили и которое тоже получило международный резонанс.

М. Кузахметов

Да, и вроде бы все уже изобличены, попросили прощения и чувствуют себя виноватыми, рушатся политические карьеры. Но это ж всё в Париже, а мы же не хотим, как там. У нас ещё впереди своё, отечественное позорное дело, очень похожее на «дело Дрейфуса», будем рассказывать.

А кто всё это издаёт и публикует? В первую очередь, Павел Крушеван, издатель, у которого одна газета непосредственно в Бессарабии, другая в Петербурге (которую, наверное, Иоанн Кронштадтский и читал. Там всё и публикуется. И в этой же газете «Знамя» (кстати, название-то какое большевистское) он опубликовал «Протоколы сионских мудрецов», придал их огласке, и, наверное, многие люди… Ну когда в газете-то опубликовано, без каких-то комментариев — не как у Меньшикова высмеяно, что всё это фальшивка, а «вот давайте читайте, какие документы попали к нам в руки», это же просто получается не провокация, а инструкция к действию для всех юдофобов. Ещё раз напомню: задолго до прихода Гитлера, Гитлер совсем молодой, ещё пытается делать карьеру художника. Может быть, если бы его взяли в Вене учиться на художника, ещё неизвестно, как бы его судьба обернулась. А так — обидели молодого человека…

В общем, чем удивляться? Состоялось покушение на этого Крушевана. Ну как покушение — подбежал к нему студент на Невском проспекте и пытался ножом убить. Но только ранил несильно. Кушеван негодует, у него всё сходится: «Я разоблачил евреев, так они меня убить хотят!» Ещё и требует смертную казнь для этого человека, террориста-одиночки. Так этот Крушеван потом ещё и в Думу избирался, он же популярен среди определённой категории людей, никто его особенно и не осуждает, никакого расследования не проводится. Это же опора самодержавия получается.

А дальше тоже происходят по-своему логические события. Мы ещё раз напомним: погромы, убийства, смерть людей. Не может это продолжаться бесконечно, всё-таки не Средние века, когда в Германии во времена Крестовых походом тысячами убивали, сжигали евреев. Если бы не приход нацистов к власти, который вернул Европу в это кошмарное Средневековье… Отдельный вопрос. Конечно, начинают формироваться отряды самообороны. Потому что много местечек и городов, происходит радикализация евреев, особенно молодёжи. «Ну что, мы так и будем овцами беспомощными на заклание или всё-таки будем как-то готовиться? К нам приходят, нас убивают, а у нас нет даже бейсбольной биты какой-нибудь на всякий случай. Кому же это повредит?» А тогда. Кстати, напомню: продажа орудия особо-то не ограничивалась. Почему бы не купить револьверы.

М. Нуждин

Безо всяких справок, просто приходишь в магазин и покупаешь, если у тебя есть деньги.

М. Кузахметов

И формируются отряды самообороны. Тут можно упомянуть Владимира Жаботинского — очень известный персонаж, человек, который впоследствии эмигрировал на Ближний Восток, в Палестину, и стоял у истоков создания, по сути, израильской армии. Там хватало религиозных людей, которые приезжали, строили кибуцы, и как-то очень, легкомысленно что ли относились к своей безопасности. «Мы же ничего плохого не делаем, это земля наших предков, мы же её официально купили». А Жаботинский считал: «Мало ли что, обострятся у нас отношения с арабами, поэтому на всякий случай хорошо бы тренироваться, проходить минимальное военное обучение. Какой-нибудь отряд самообороны нам не повредит». Впоследствии это сыграло огромную роль.

Погромы продолжаются, и вот в Гомеле уже не просто погром, а побоище с сопротивлением. Когда погромщики приходят громить еврейский квартал, а им не просто оказывают активное сопротивление, а кого-то из погромщиков ещё и убивают. Вообще это совершенно очевидная самооборона, но тут-то конечно, взрыв у патриотической общественности: «Что? Еврей кого-то убил? Ну нет, это так просто оставлять нельзя!» И начинается суд, по-своему позорный. Вообще, власть как-то реагирует, даже уволили губернатора Бессарабии (с досадой, конечно). Скорее, не потому что такое произошло, а потому что оказалось предано огласке. «Ладно бы по-тихому поубивали бы евреев, так видите ли, негодуют. Присылают нам письма из Вашингтона, из Парижа, из Лондона».

Николаю II всё это не нравится. «Это же вмешательство в наши внутренние дела. Это же всё русофобы проклятые, вам-то какое дело? Это наше внутреннее дело. Хотим — своих евреев убиваем, не хотим — не убиваем. Вам-то что? У себя там, за неграми своими следите». Практически именно так и отвечали: «Не ваше дело». Николай II очень сердился. В Гомеле начинается суд, там 36 евреев привлечено за то, что идите ли, посмели сопротивляться погромщикам, оружием запаслись. «Так мы далеко зайдём! А вдруг они там создают отряды уже просто для самообороны, а для свержения существующего строя? А что это за экстремистская у них ячейка?» Как всё это напоминает нынешние времена! Но сейчас всё абсолютно полностью сфальсифицировано.

Здесь я немного отвлекусь. Казалось бы, события напрямую между собой никак не связаны, но для поборников истинного, духовного, глубокого православия, которое на многих западноевропейских языках называется orthodox, ортодоксальное. Что только догмами живут и не допускают никакого иного трактования. Так вот, в Петербурге в ту же эпоху возникла мода на декаданс. Примерно тогда и появились декаденты, но среди них было много образованных людей, поэтов — это ж Серебряный век. В Петербурге проводились религиозно-философские собрания, казалось бы, безобидные. «А давайте порассуждаем, чем православие лучше католицизма. Почему-то у католиков можно сидеть в церкви, а у нас нельзя. Хорошо ли это?» Это же ересь, сомнение. Но тут-то — ХХ век, казалось бы, что такого?

Причём кто собирается на эти собрания? Мережковский, Гиппиус, Александр Блок, Владимир Брюсов. Они журнал начинают издавать «Новый путь». Причём они больше хотели Дягилеву досадить с его «Миром искусства», потому что там им не давали публиковаться. Это всё прекрасно, люди говорят, люди думающие, образованные. Ещё раз напомню: среди них собирается наша классика Серебряного века. Но это же получается оскорбление чувств верующих, потому что как можно сомневаться? Вообще такой вопрос задавать, сам по себе крамольный? «А действительно ли наша вера истинная, или есть другие истинные веры?» Это же преступление.

Кстати, кто всё это озвучил? Тот же самый Меньшиков, который высмеивал «Протокол сионских мудрецов». Вот он и вступился: «Да кто такие эти Мережковский и Гиппиус, чтобы сомневаться?» Потом, правда, начался взрыв публикаций. «А кто такой Меньшиков, чтобы кому-то указывать? Тоже мне, ещё один пророк!» Начинается шум в прессе, и цензура уже не понимает, что же можно, что нельзя. Вроде бы на самодержавие никто не замахивается, а говорят какие-то странные вещи. Непонятно, какое решение принимать.

Конечно же, Николай II с удовольствием вмешивается лично. У него же есть Константин Победоносцев. А у того — специальное министерство по делам религии, Синод. В очередной раз напомню: патриарха нет. Кстати, в будущем это всё аукнется Николю II, потому что когда его свергли, в последнюю очередь за него вступалась православная церковь. Просто убрали его имя из упоминания в церковных службах и тут же занялись восстановлением патриаршества. Вот до чего Романовы довели в том числе и свою опору в лице попов, православной церкви своей исконной. А на том этапе, ещё раз упомянем, у нас есть Иоанн Кронштадтский, светоч, самый популярный проповедник. И он выступает с гневной отповедью, пишет, что «это ваш «Новый путь» — это путь сатаны!»

М. Нуждин

Вот так вот прямо?

М. Кузахметов

Да! Клеймом таким. Потому что «преступные и крамольные вещи». Следует запрет со стороны Синода и Победоносцева самого этого религиозно-философского общества. Любопытно развитие всех этих событий, потому что люди не совсем понимают, тот же Мережковский. «А что мы такого сделали? Мы никакие не революционеры, ни к чему не призываем. Мы просто собираемся, нам интересно про это поговорить. Это вообще старинная история, религиозные диспуты. Сколько раз собирались Вселенские соборы, чтобы определить какие-то догматы. И мы на этом пути». И он решает: «Пойду я схожу-ка к Победоносцеву, пусть он мне объяснит, в чём мы не правы».

И дальше известная история (это он уже в воспоминаниях рассказывает), когда Победоносцев пытается объяснить, почему нельзя. «Потому что Россия — это ледяная пустыня, по которой ходит дремучий мужик с топором. И если мы начнём отогревать, станет потеплее, он отогреется, расправит плечи, и всем нам конец придёт». Дальше Мережковский пишет: «Я его спрашиваю: во-первых, зачем нам ледяная пустыня? Потом, не вы ли и создали эту ледяную пустыню со своим Александром III и Николаем II? Позор!» Всё это на что толкает людей? К радикальным методам. Лично загонять в подполье, содействовать. Отправляешь студента в солдаты — они в следующий раз уже не на открытую акцию с плакатиками выходят, а где-то в тайном обществе собираются. А потом удивляются каким-то последствиям. Мы уже рассказывали: эпоха террора в разгаре.

Переходим к печальной странице. У нас же новый министр внутренних дел, Вячеслав Плеве. Как бы не негодовал, наверное, Победоносцев — потому что понятно по фамилии, что он из остзейских немцев. Но абсолютно ассимилированный уже давным-давно, он и родился-то, по-моему, в Калужской губернии. Истинно православный. А почему он вдруг стал министром внутренних дел? Потому что террористы убили его предшественника Сипягина, как мы рассказывали. Выводы-то какие делают? Значит, надо порядок наводить, надо жёстче с этими революционерами и террористами. Не реформы, конечно же. Не дай бог, какое-то Законодательное собрание, парламент, где все эти люди могли бы дискуссии устраивать. Ничего подобного, это полностью исключается. Это уже когда Николай II довёл дело до того, что на улицах баррикады начались и смертоубийство, тогда через силу согласился на Государственную Думу. Только для того, чтобы при первой возможности её разогнать.

М. Нуждин

Чтобы подуспокоилось.

М. Кузахметов

Святой наш Николай II. Плеве — решительный человек, у него были определённые достижения в борьбе с революционерами. А чем он нравился Николаю II? Он вообще человек очень образованный, Салтыкова-Щедрина читал (правда, никаких выводов, почему-то не сделал). В своё время он много сделал для того, чтобы разогнать «Народную волю», и как организованная сила эти люди практически исчезли. Кто-то в ссылках, кто-то отошёл от активной деятельности. Ленин потом над ними насмехался: «Тоже мне, наивные какие, хотели крестьянскую революцию устроить. Да вам же Маркс всё рассказал. Пролетарии — вот наша сила».

В апреле 1902 года Плеве становится министром. Чем заняться? Наверное, он тут же пытался навести порядок в губерниях, где погромы происходят? Ничего подобного. Он начинает бороться с земствами, потому что земства худо-бедно — местное самоуправление. «А ещё вся эта чёртова интеллигенция собирается легально, получается. Они же должны решать какие-то скучные сельскохозяйственные вопросы, а у них там крамола и ересь, и реформ они, видите ли, хотят. Так надо им всё запретить. И вообще хорошо бы эти земства разогнать». Витте-то в своих воспоминаниях пишет, что он был, конечно же, на стороне земств, а его враги уверяют, что он только и говорил: «Да надо разогнать эти земства, а то они нам только мешают, мутят воду. Да ещё кто в земствах-то? Сплошь интеллигенция».

Получается, крестьян Плеве разгоняет, с земствами борется. Но по-своему он понимает, что этого недостаточно, потому что так просто с этими радикалами не справишься, нужно ещё что-то. И вот ему приписывается это прекрасное изобретение, которое пагубно отразилось на всей монархии, а потом и на Российской империи. Модная история: «А нам нужна маленькая победоносная война. У нас же она как будто бы уже была, Пекин-то наш был. И как это всем понравилось, и контрибуцию получаем. Но как-то недостаточно всё это озвучили и, наверное, раз в 5 лет полезно. Так не разобраться ли нам теперь с какими-нибудь япошками? Далеко, с гарантией всех их победим». Это всё опять приписывает Витте. Что именно Плеве это придумал, Николаю II повторял, а тот, конечно, загорелся. Ну и забегая вперёд, скажем, что это привело к позорному разгрому, поражению и уничтожению флота. А хотели просто маленькую победоносную войну. И Николай II из этого же никаких выводов не сделал. До какой степени дремучий человек.

И вот этот Плеве, решительный человек, как он закончил свой путь летом 1904 года? Мы не оправдываем терроризм, но мы рассказываем, как было. Боевая организация эсеров не просто так истребляла губернаторов и министров. Они собирались и выносили своё решение, фактически это был суд в партии эсеров, который выносил приговор. Это всё непросто, организованный терроризм. Одно дело пошёл одиночка — вдруг не попал, например. Пошёл Каракозов и в Александра II не попал. Схватили Каракозова — и нет больше террориста. А тут не так. Они пытаются организовать, сначала на март 1904 года.

Тут тоже надо пояснить: если Гершуни арестован, кто всем этим занимается? А занимается этим Евно Азеф, человек, который одновременно вроде бы и на службе того же самого Министерства внутренних дел. А потом он думал: «Как же я заслужу доверие своих товарищей, чтобы их всех потом разоблачить? Я же должен что-нибудь тоже организовать, какое-нибудь настоящее убийство». А тут ещё и Плеве этот. А раз были ещё и погромы еврейские, то как Евно Азефу, человеку, который деньги получается в Министерстве внутренних дел за свою работу, это убийство не организовать?

Но всё было непросто. Потому что надо отследить маршрут. Вроде отследили. Несколько человек, бомбистов, должны бросить бомбы. Потом ещё прийти и добить этого Плеве, если он вдруг живым останется. А он маршрут поменял, надо всё по новой организовывать. А потом происходит несчастье, на каком-то этапе закономерное для любой террористической организации. Террорист Алексей Покотилов, который возился со своей бомбой в гостинице, что-то неосторожно сделал и она взорвалась. Полиция заинтересовалась, стала выяснять, какие у него были связи, с кем он встречался. Надо скрываться. А там террористы прожжённые, с конспирацией у них было всё в порядке, и арест Гершуни ничего не изменил. На всякий случай тоже напомним, как это всё печально, когда власть борется за свободу слова, а не с реальными проблемами.

В общем, пришлось переносить, потом ещё переносить, и на июль было запланировано. 4 бомбиста, с подстраховкой, с пистолетами в очередной раз сторожат карету Плеве, в которой он должен был ездить на доклады. Николай II у нас же почему-то живёт всё время за городом, как и его папенька, который жил в Гатчине, в основном. А Николай II любит в Александровском дворце, в основном. И у того, и у другого объяснение — потому что им были утомительны собственные родственники, те лишний раз не приедут. А министрам-то надо ездить на доклады. Что тогда, что сейчас не избалованы мы количеством дорожных магистралей. Ну и бросили бомбу, первая же попала в карету и —мгновенная смерть Вячеслава Плеве, министра внутренних дел.

И тут тоже важно напомнить: как боролась власть с евреями, которые я своей местечковой глуши «рассадник будущего терроризма»! Но потом, когда смотришь на фамилии и происхождение — и у меньшевиков, и у большевиков, и у эсеров — да, действительно, евреев побольше. Но почему-то загадочным образом бомбу-то бросил в министра Плеве Егор Сазонов. Конечно, никакой не иудей, более того, он родился в семье староверов. Талантливый молодой человек, учился на медика, наверное, мог бы стать врачом. Только у нас студентов-то — даже если ты и с плакатиком никуда не пошёл, а просто в чём-то усомнился — в солдаты отдают. Он тоже негодовал и не понимал, как так может происходить, что почти 200 человек в Киевском университете отдают в солдаты? Доколе мы всё это будем терпеть, как такое может происходить?

Ещё ничего не сделал, в кружок какой-нибудь пришёл марксистский, листовку расклеил — всё, преступление, тюрьма, ссылка. А он так и рассказывал: «Я как раз в тюрьме и ссылке-то и познакомился с настоящими террористами, которые меня всему и научили. Пока мы не переубиваем всех этих прихвостней власти, лучше не станет». Ещё раз повторюсь: это не выход, терроризм никакого спасения не приносит. Становится только хуже. Но если у этих студентов нет возможности даже вместе собираться, кружки запрещены; а потом их чуть что, отчисляют и отдают в солдаты, и учиться на медика не дают — чего удивляться? Потом он вступил в Боевую организацию эсеров. А там, кстати, с ним был и Каляев рядом. Тоже непонятно, почему-то Каляев герой, большевики его полюбили, а Сазонова не полюбили. Дальше будем рассказывать про эту избирательность большевистскую.

М. Нуждин

Максим, у нас очень мало времени остаётся.

М. Кузахметов

Давайте завершать. Его не казнили, отправили на каторгу, где он принял яд. Потому что один из новых начальников тюрьмы, которому очень не нравились политические, а пороть их было нельзя, решил: «А чё это такое? Чем это они лучше? Давайте их тоже пороть». И Сазонов не вынес унижений на каторге, принял яд, умер в 1910 году. А чтобы завершить историю, мы же начали с государственного антисемитизма, я напомню, потому что дальше всё это по нарастающей происходит. После революции 1905 года квоты для иудеев по приёму в высшие учебные заведения вроде бы стали неактуальны.

Но Николай II не успокоился и в 1908 году потребовал их восстановить. Кроме единственного учебного заведения, консерватории — вот там-то не было ограничений для евреев. А дальше он запретил принимать евреев в некоторые институты, например, в институт инженеров путей сообщения. Почему? Непонятно. Но и на этом не успокоился. В 1912 году он запретил (не лично, а был принят государственный закон) производить в офицеры уже не просто иудеев по вероисповеданию, а людей еврейского происхождения, даже если они крещены. Вот он настоящий, бессмысленный и беспощадный государственный антисемитизм.

А потом ещё и депортации евреев начались из мест, где шли бои во время Первой мировой войны, потому что они были неблагонадёжны. Совершенно непонятно, что они там на идише говорят, наверняка хотят, чтобы немцы пришли. Какое безумие тоже сейчас, в XX веке считать, что конечно же, все эти местечковые евреи только и будут, что немцам содействовать. Хотя в российской императорской армии служили уже на каком-то этапе сотни тысяч евреев-солдат. Вот такой был у нас правитель Николай II, и дальше стало только хуже.

М. Нуждин

Максим Кузахметов, петербургский историк был сегодня в нашей студии. Я Марк Нуждин, на этом программа «Всё так+» сегодня завершается. Ищите нас на YouTube, там мы будем ещё показывать картинки, поэтому имеет смысл нас не только слушать. Но и смотреть. Всего хорошего, до свидания.

М. Кузахметов

До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024