Хлодвиг - основатель королевства франков - Все так - 2008-03-16
А. ВЕНЕДИКТОВ: 13:13. Добрый день. У микрофона Алексей Венедиктов. И мы сейчас довольно быстро разыграем 19 призов, 19 лотов. Первые 10 лотов – это два первых тома книги Ги Бретона «История любви в истории Франции», Это французский историк, который написал всю историю Франции до ХХ века через историю любовных отношений. И вот вышли в издательстве «Интерно» два тома, т. 1 – «Любовь, которая сотворила историю» и т. 2 – «от Анны Боже до Мари и Туше». Эти два первые тома из 10 получат первые 10 победителей, которые правильно ответят на вопрос. И еще 9 человек получат книгу Ивана Комбо «История Парижа», издательство «Весь мир» и М. Поло де Боль «Средневековая Франция». Это будет 9 человек, всего 19 победителей. Вопрос. Самый знаменитый галл в литературе и кино, галл, который сопротивлялся Риму, который пил волшебный напиток и становился сильный, и даже Цезарь не мог покорить его, галл, который стал знаменит благодаря комиксам и благодаря фильмам, где Цезаря играл, например, Ален Делон, а друга этого галла играл Депардье. Какое имя носит этот галл, чьё имя уже было в заглавии нескольких фильмах, книгах, комиксах. +7-985-9070-45-45.
Наталья Ивановна, здравствуйте!
Н. БАСОВСКАЯ: Добрый день.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Хлодвиг – один из немногих франкских королей, который умудрился попасть в школьные учебники истории и при советской власти и в нынешние.
Н. БАСОВСКАЯ: Все так. Но знают о нем очень мало.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но при этом, по просьбе наших слушателей, мы начинаем нашу передачу с рекомендаций, что прочитать о нашем герое.
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно. Это то пожелание, которое выполняешь с наслаждением. Есть публикации источников на русском языке. Прежде всего Григорий Турский «История Франков», это, практически, современник Хлодвига, было несколько изданий. Автор французский Огюстен Тьерри, историк, но он написал эту книгу, как писатель. «Рассказы из времен Меровингов». Почти источник. И литература Жан-Луи Ле Гофф – «Средневековая цивилизация Западной Европы», один из крупнейших историков Франции, Стефан Лебек – тоже поздний анналист, принадлежит к школе анналов, «Королевство Франков 6-9 веков», там не очень много персонально о Хлодвиге, но есть ещё одно. Публикация источника с хорошими комментариями. «Хроники длинноволосых королей» - так называется книга в серии «Азбука средневековья», Санкт-Петербург, 2006 год. Там масса ярких подробностей о нашем персонаже.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А теперь – к нашему мальчику.
Н. БАСОВСКАЯ: Кто он в истории? Вождь племенной, а затем правитель одного из германских племен времени великой трагедии – распада Западной Римской Империи. Он вождь Франков, одного из германских племен, но именно оно дало название стране Франция. Правил с условностью некоторой, очень долго для той эпохи, немыслимо долго – 30 лет. Основал первую династию предшественников французских королей – Меровингов. Меровинги вошли, и Хлодвиг, как представитель, с двумя забавными прозвищами – ленивые короли и длинноволосые короли. И то, и другое имело смысловое объяснение, которое прозвучит в нашей передаче.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Надо только вспомнить, что это у нас 5 век н.э., это век падения Западной Римской Империи, пала она официально за 13 лет до рождения нашего мальчика.
Н. БАСОВСКАЯ: Или за 10, дата рождения приблизительна. Но около 10 лет после того, как он родился, в 466 приблизительно, а в 456 произошло событие, когда условились считать границей, произошел переворот в Риме, свергли последнего римского Императора в Западной части этой великой Империи, который имел имя, по иронии судьбы, Ромула, он был Августёнок. Мальчик. И это событие договорились считать концом. Событий было много. И в 410 Рим был захвачен, страшное было время. Но это событие переворота договорились считать границей, потому, что он отправил символы императорской власти в Константинополь. И во времена Хлодвига теоретически существовала великая римская империя, но его восточная часть, будущая Византия с императором в Константинополе.
Хлодвиг жил именно в эту безумную эпоху и был он вождем франков. Сначала о его происхождении. Отец – вождь франков Хильдерик, из рода Меровеев.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Дедушка был Меровей?
Н. БАСОВСКАЯ: Да. И о дедушке сохранилась легенда, что он результат соединения морского чудовища с земной женщиной. Мифология есть мифология. Как и в Древней Греции какие-то фантастические существа могли производить на свет земных людей. И вот дед Меровей, как будто бы имел такое происхождение. Конечно, это предание.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Антон из Нижнего Новгорода пишет, что в германско-скандинавских источниках говорится, что племенные королевские династии происходят от Одина.
Н. БАСОВСКАЯ: Могли от Одина, это их почти верховное божество, всегда есть мифологический шлейф, он появляется тогда, когда бывшая чисто племенная власть готова перерасти во власть монархическую. И какой-то из вождей хочет показать, что он не такой, как все остальные и потому он имеет право занимать какое-то особое положение. А что касается реальных сведений о франках, то они появляются со 2 века до н.э. Они периодически совершают набеги на северную часть Римской Империи. Вокруг Рейна. Известно, что во времена Меровея они принимали участие в знаменитой битве на Каталаунских полях, битва против гуннов, когда римляне в союзе с германцами стали на защиту своей территории против страшных неистребимых, непобедимых гуннов. И близ города Тура одержали победу. Там франки участвовали и, видимо, это был Меровей. Тот, кто их там возглавлял. Но в общем, это был поздний родоплеменной строй. Сейчас современная этнография интересуется верованиями франков, то, о чем пишет один из наших слушателей. Изучаются их капища, археология, этнография, у них были еще капища, т.е. такое священное место, где было много изображений их различных богов и символов. На каких-то капищах еще во 2 веке н.э. находили и находят человеческие черепа, что возможно говорит даже о человеческих жертвах.
Сами же франки хотели видеть себя не такими. И сложили сами о себе предание, которое выводило их происхождение прямо из Троянской войны. Они называли своим первым царем не кого-нибудь, а Прима. Они в царстве Приама были, потом они бежали, после падения Трои, Иней повел свою команду в Рим и это будущий древний Рим, другая часть пошла в Македонию, там тоже образовались племена, одна в Азию, это будущие турки, от вождя Тору Новота, а третьи, во главе с Франком, пошли к берегам Рейна. И вот так они выводили своё происхождение. На самом же деле, конечно, в 5 веке, а не во времена Троянской войны, это 13 век до н.э. В 5 веке н.э. они еще фактически варвары. Они скачат на неоседланных лошадях, они блестяще владеют своим коронным оружием, это заостренное дерево, не очень большое, но и не очень маленькое.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это не топор?
Н. БАСОВСКАЯ: Это будущее копье. Секира тоже у них есть и они ее очень любят и применяют. Военный строй их выглядит так – клиньями они идут в бой и за последним рядом обоз с детьми и женщинами. Почему у германцев отступление было невозможным? Им некуда было отступать. Поэтому они должны были или все погибнуть, или победить. За их спинами женщины и дети. Они не строили военный лагерь, крепость, как римляне. Носили одежду из шкур, все то, что потрясало римлян. О них писал Цезарь, все эти вещи их изумляли, что это дикарство. Поэтому эпоха, когда жил, родился и стал править Хлодвиг, была в глазах римлян истинным концом света. Это и был конец света, конец великой Всемирной Империи.
Итак, вождь франков Хильдерик из рода Меровея. Возможно того, кто участвовал в битве против гуннов на Каталонских полях.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это не один из вождей, он выдающийся.
Н. БАСОВСКАЯ: Первая династия так и называется – Меровинги. Мать Базина Тюрингская была женой вождя. Бежала от мужа к Хильдерику, к отцу нашего персонажа. После всяких предзнаменований, описанных в хрониках, родила Хлодвига. Удивительное дело, страшное время, крушение просвещенности, крушение цивилизации, но книжники есть. И они пишут эти самые пишущие люди, грамотеи, во все времена они как-то уцелели, знаменитые хроники у Севильского, он римлянин, 6 век. Но некая «Хроника Фредегара», середины 7 века, никак исследователи не поймут, кто он. О божественном не пишет, а грамотны были только монахи. Истории франков Турского. Это 6 век, он епископ. Павел Диакон, 8 век. Все они рассказывают о Хлодвиге. 14 лет этот персонаж стал править частью солических франков.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Папа умер.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. Это те, кто жили на побережье северных морей, а рипуарские – кто жил на реке Рипус. С 481 года стал править после своего отца. Он вождь, пока еще не единых, не объединенных франков. Они скоро поднимут его над собой, это означает, что они признали его. Они признают его власть над собой. Но 5 лет ему пришлось за это драться, завоевывать римскую Галлию, которая не подчинилась власти Одаакра. Смутное время. В Риме переворот, распад Империи. И они не подчинились власти Одаакра после переворота и управлял этой римской Галлией некий римлянин Сиагрий [Афраний Сиагрий (лат. Afranius Syagrius) (430—487)], последний римский правитель. Земли его окружены со всех сторон франками, это северо-восток будущей Франции, окружены готами, бургундами.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это такой островок римского права.
Н. БАСОВСКАЯ: Держится! Сколько может.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Римский Патриций, там римские права.
Н. БАСОВСКАЯ: Они стараются удержать римскую жизнь. И на них повел Хлодвиг свое войско. И первый кого он победил стал Сиагрий. Его союзником был его родственник король Раднахар, они вместе разбили Сиагрия, он бежал к готскому королю Алариху II, просил убежища, его Хлодвиг потребовал выдать и хроника пишет, что Аларих из страха, а готам свойственна трусость, выдал послам связанного Сиатрия, которого Хлодвиг приказал держать под стражей, а затем повелел заколоть мечом. Наш персонаж был прост и жесток.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И при этом ему всего 18 лет.
НОВОСТИ
А. ВЕНЕДИКТОВ: Масса народу назвало имя галла – Астерикс. Это правильно. Последний фильм, который вышел «Астерикс и Олимпийские игры». Наши победители, кто выиграл два первых тома, их оказалось 12. Михаил из Перми (647), Слава (772), Юрий (248), Владимир (136), Андрей из Волгограда (381), Елена (559), Сергей (630), Владимир (926), Коля (884), Олег (990), Таня (846) и Сергей (615).
Книгу «История Парижа» и «Средневековая Франция» выиграли: Виктор (227), Валерий (259), Александр (329), Сергей (511), Костя (964), Алексей (312), Катя (068), Ольга (328) и Ирина (271). Это Астерикс.
Мы говорим о короле Хлодвиге. Именно на это время его первых завоеваний падают его сношения с церковью христианской. Уже с самого начала.
Н. БАСОВСКАЯ: Надо только отталкиваться от того, на что отвечали радиослушатели, сказать, что Галлия этого времени – это смешение этносов и культур. Галло-римляни – это сросшийся этнос и приходят германцы. А этнос, сросшийся в Галлии, это римляне и у них, конечно, христианская вера, христианская религия, которая была принята уже, как официальная в позднем Риме.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу Сергею из Челябинска, который написал нам по Интернету: «Расскажите, как Хлодвиг принимал католическую веру и о том, как это повлияло на государство франков». Это было позже, было в 496 году и неправильно говорить «католическая вера», потому, что великий раскол на католическую и православную веру произошел через полтысячи лет.
Н. БАСОВСКАЯ: Правильно сказать, что он принял ортодоксальную версию христианскую. Итак, каков его путь был в этом направлении? Он был не мгновенным. Началось с того, что в процессе завоевания Галлии, не сказать, что вся Галлия была завоевана, это было и переселение, где-то римляне переселялись, но города им приходилось захватывать. Он брал город за городом и захватив города, они захватывали и церкви. И церкви они грабили, потому, что они были язычниками. Этот бог им чужой и непонятный. Знаменитый эпизод, связанный с жизнью Хлодвига, описанных во всех источниках, особенно красочно рассказан Григорием Турским, епископом. В городе Суасоне, захватив его, франки устроили разграбление. И разграбили храм. Там было взять все, но среди реликвий была некая чаша, драгоценная чаша, дорогая местному епископу, особенным образом и как предмет культа, и как произведение искусства.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Она была инкрустирована, потому, что привлекала внимание.
Н. БАСОВСКАЯ: Эту чашу Хлодвиг, этот дикарь, в сущности, от шкур они до конца не отказались, плащи у них часто из меха животных. К тому же. У Меровингов в этой семье традиция и предание – никогда не стричь волосы. Они косматые, лохматые. Считается, что если они остригут волосы, они потеряют свою силу. И вот этот лохматый, полудикий, почему-то решает прислушаться к просьбе епископа. У него было чутье.
А. ВЕНЕДИКТОВ: А он еще язычник.
Н. БАСОВСКАЯ: Абсолютный и долго будет возражать против принятия христианства. Но не наживать врага он уже решил тогда и дал обещание, что он получит эту чашу и вернет ее в церковь Суасона. При разделе, а раздел у франков совершался по жребию, было сказано, что наш вождь хочет эту чашу.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Дополнительно к своей доле.
Н. БАСОВСКАЯ: И нашелся поборник демократии, который не почувствовал, что времена меняются и сказал: «Почему это такое? Пусть получит как все! Только по жребию». Выступил. И чашу уже отложили, чтобы отдать вождю. Этот воин схватил свою секиру и ударил по чаше. Расколол ли он ее или только повредил, мы не знаем. Но удар секирой по чаше состоялся. Хлодвиг, по разным версиям, получил эту чашу. Он вернул епископу чашу в поврежденном виде.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но никак не наказал воина.
Н. БАСОВСКАЯ: Он ничего не сказал. Военная демократия жива. И как пишут источники, затаил обиду в сердце. И все поняли силу этой обиды ровно через год, когда Хлодвиг устроил традиционный племенной смотр своего войска. Все должны с оружием построиться на большом поле. Построил, пошел вдоль рядов. Он узнал этого воина, схватил его секиру и сказал, что она в беспорядке, не начищена. Бросил наземь. И когда воин нагнулся за секирой, Хлодвиг своей секирой то ли рассек ему голову, то ли отсек, но что-то сделал с головой, что этот воин больше не жил. Говоря при этом: «Так ты поступил с Суасонской чашей». После этого замерли все, как пишут авторы хроник и никогда больше старались ему не перечить. И были правы, потому, что очень скоро выяснилось, насколько свиреп его нрав. Но этот человек, ведя войны с соседними племенами почему-то приходит к принятию христианства.
Как это произошло? Об этом совершенно правильно наши слушатели пишут. 496 год. Он давно уже как бы признан. Он уже занимает сильные позиции. Он женат. Его жена, которую звали Хродехильда из дома Бургундов. Итак, Хродехильда была христианкой. В эти времена это уже случалось, что христианство проникало из римской империи давно. Она уговаривала мужа принять христианство, а он отказывался и говорил, что ее бог никак не явил свои силы, а наши боги, Один, они давно доказали, как они хранят франков, почему он должен. Здесь стояло обстоятельство очень домашнее и чувствительное. Его жена, конечно же, окрестила их первенца. И он не возражал. Этот варвар занял позицию наблюдателя. Она понесла ребенка крестить, первенца, мальчика, наследника. Не было юридического права наследования, но все они видели в сыновьях наследников. И мальчик умер прямо в крестильных одеждах. Казалось бы, теперь ему надо отказаться даже от мысли креститься самому. Жена проявила супер-христианское смирение, сказав: «Благодарю своего Господа за то, что он призвал это маленькое существо в свое счастливое царство». Она родила второго ребенка – Хлодомера. Снова крестила. Он начал болеть. Тогда Хлодвиг сказал: «Ты видишь, что творит твой бог!» Он выжил. И тогда он решил испытать этого христианского бога. Он заявил: «Я иду в поход против Алеманов. Они воинственны, опасны, германское племя. Поход тяжелый. Если твой бог дарует мне победу, я в него уверую». Дело в том, что получилось удивительно. Алеманы просто побежали почти сразу при виде франкского войска и их вождь погиб в бою. В те времена это значило, что войско сдается. Хлодвиг свой обет решил выполнить и заявил епископу, что готов принять христианство. Его крестили и после крещения епископ прочел проповедь с разъяснением о страстях Христовых. Хлодвиг заявил: «Если бы я там был вместе с франками, мы бы освободили его от несправедливости». Епископ сказал: «Что ж, ты уже настоящий христианин». Всё это времена, конечно, диковатые и ко времени, когда сложится полностью облик, обрядовость христианской церкви, это все выглядит варварским. Вместе с ним крестилось его войска.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Это напоминает крещение Руси, князя Владимира с дружиной.
Н. БАСОВСКАЯ: Он принял ортодоксальную версию. Весь поход против готов описан в христианской оболочке и проходит под христианскими лозунгами. Есть версии, что олень показал, где реку перейти, ирисы. Поход удачный, очень важный, Хлодвиг захватил Бордо. Тулузу, сокровища Олариха, давно хранившиеся у вестготов. Это победа, победа большая, более значительная, чем в прежние времена. И что получается? Он христианского бога своевременно испытал, как бы убедился в его силе и на самом деле бог продолжает его поддерживать. После победы над готами Хлодвиг устраивает торжества в городе Туре. И эти торжества он оформляет абсолютно христиански и христианско-римски. Он получил грамоту императора Византийского Анастасия. Но он римский и христианский. И он в этой грамоте объявил его консулом. Все смешалось в эту эпоху, называемую эпохой Великого Переселения народов. Хлодвиг облачился в пурпурную тунику, проехал по городу, разбрасывая деньги толпе. Но столицей сделал город Париж.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Еще одно наследие Хлодвига. Не только лилии, но и столицу Франции тоже он сделал.
Н. БАСОВСКАЯ: Именно он избрал, она не всегда еще будет столицей, долгое время это будет резиденция графов, но станет, в конце концов. Видимо, Хлодвиг избрал, у него чутье, рациональность какая-то, при всей его косматости и неотесанности. Это место, укрепленное и относительно безопасное, окруженное болотами, речками, остров Сите, островное. Это время, когда постоянно надо думать об обороне. И он этому научился, потому, видимо, избрал Париж. Но когда пытаешься представить его в пурпурной тунике, с диадемой на голове, разбрасывающий на манер древнеримские золотые и серебряные монеты, что-то тут от Византии, последнего прибежища Древнего Рима. При этом его дикарство сохраняется. С одной стороны какие-то признаки, он тянется к цивилизации, включая одежду и вооружение. Это же семиотика, это знаковая система. С другой стороны, при нем именно, около 500 года происходит первая запись обычного права, т.е. тех законов, которые до этого были обычиями устными, традицией, записывается знаменитая салическая правда. Это те, кто жил по побережью Салика. Закон стал постепенно распространяться, у каждого были свои правды, Алеманская правда, Бургундская правда. Но салические записали именно салическую.
Но с другой стороны этим же дикарем и варваром он оставался всегда, пусть в христианском облике, пусть в римском, просто скажем несколько слов, если можно так выразиться с некоторой иронией, о моральном облике Хлодвига.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Во-первых, это единственный случай верного мужа. Хроники пестрят всякими вторыми, седьмыми женами, наложницами, украденными женщинами. Он верный муж этой Клотильды или как там ее звали. Это плюс. Или минус?
Н. БАСОВСКАЯ: Это его отличает.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Может, он был подкаблучник просто…
Н. БАСОВСКАЯ: Этому абсолютно доверять нельзя. Сколько бы он не назывался мужем одной женщины, все Меровинги смотрели совершенно спокойно на многоженство. Епископы не могли их уговорить, чтог жену нужно иметь одну. И после Хлодвига тоже. И Карл Великий тоже смотрел на это совершенно спокойно.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Но вот его отличает. А Вы о моральных качествах!
Н. БАСОВСКАЯ: Давайте посмотрим на другие качества. Свирепость к родственникам и врагам. В хронике написано: «Он мудро утверждал, что никто из его родни не должен остаться в живых, за исключением того семени, которое ныне правит». То есть, истребить родственников только потому, что они могут помешать дальнейшему правлению его сыновей, это для него дело очень простое. Хлодвиг осуществлял это на практике, воюя против родственника убил всех, кого-то даже лично, потому, что это родственники. Подкупил его людей, которые помогли ему истребить родню, запястьями и перевязями из золото. После того, как переворот произошел, обнаружилось, что это не золотые вещи, они позолочены, а внутри медь. И эти получатели взятки возмутились. А он отвечает, что и так много для предателей. Не надо было предавать своего господина. До Григория Тульского в Кельне правил Зегиберт. Хлодвиг указал его сыну, Хлодерику, на старость и слабость Зегиберта. Обещал обеспечить сыну власть после смерти отца. Хлодерик убил отца. Намек понят. После этого наемники Хлодвига убили Хлодерика и Хлодвиг захватил королевство.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Приехал и сказал: «Ну никого же не осталось». И оплакал родственников.
Н. БАСОВСКАЯ: Нехорошо убивать отца. Для своего времени, своей полудикой эпохи, он обладал чем-то вроде политического чутья, ощущением того, что много веков спустя назовут умением лепить свой образ, туника, диадема и расшвыривание денег. Отнюдь, не все вожди так себя ведут.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Есть замечательная история, когда он почувствовал приближение смерти, он стал горько плакать, что не осталось родственников, которых он всех истребил, как бы он хотел найти родное лицо. И дальше хронисты добавляют только для того, чтобы узнать, не остался ли кто живой, чтобы истребить его.
Н. БАСОВСКАЯ: То, что потом назовут цинизмом и коварством, было его повседневной практикой. Умер он в Париже, избранном им в качестве центра государственного образования и похоронен был в соборе, который был построен по его же приказу. Предварительно разделив королевство между четырьмя сыновьями.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Он был первым французским королем, короновавшимся в Реймсе. И с тех пор французские короли короновались только в Реймсе.
Н. БАСОВСКАЯ: Но само название Франции появляется лишь в 10 веке.
А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы обещали сказать, почему ленивые короли.
Н. БАСОВСКАЯ: Конец правления Меровингов был для них очень печальным. Дело в том, что его преемники, потомки, эти 4 сына, которые бесконечно объединялись и снова теряли землю, они растеряли свой земельный фонд, лично принадлежащий правителям. Вот эта привычка все делить, как свое поместье, они относились ко всем владениям, как к своему поместью. После смерти Хлодвига его сыновья Теодорих, Хлодомир, Хильдеберт и Хлотарь в соответствии с франкской традицией разделили между собой королевство. В то время большая часть земель Галлии была покорена, за исключением Прованса, Септимании и королевства бургундов.
Франкское королевство было поделено на три более или менее равные части. Четвертая же часть между Рейном и Луарой досталась Теодориху, старшему сыну Хлодвига, который был рожден от брака короля с язычницей. Это была самая большая часть, так как в неё входило около трети территорий Галлии.
Старший сын Хлодвига Теодорих получил северо-восточные земли: две римских провинции Германии (Верхняя и Нижняя Германия), Первую Бельгию и юго-восточную часть Второй Бельгии, а также земли по среднему течению Рейна. Хлодомир получил территорию бассейна Луары, Хильдеберт — земли, впоследствии получившие название Нормандии. И, наконец, самый младший сын Хлодвига Хлотарь наследовал северные земли салических франков: от прирейнской низменности до Суассона (в том числе город Турне).
Они все дерутся бесконечно между собой. Все разделили. И личного фонда земельного у них не осталось, потому, что они отдавали эту землю насовсем. Их стали называть ленивыми, что в неточном нашем переводе надо понимать «безвластными». Они потеряли власть. Они потеряли реальную возможность управлять, вместо них власть захватили те, кто назывались соправители дворца – майордомы, будущие Каролинги, в середине 8 века, в 751 году Каролинги сменят этих ранних Меровингов на престоле будущей Франции.
А. ВЕНЕДИКТОВ: И все-таки, от Хлодвига нам достался Париж как столица, Реймс – как столица коронации, королевские лилии и мифы о создании франкского королевства. Наталья Ивановна Басовская. До свидания.
Н. БАСОВСКАЯ: До свидания.