Роль военных оркестров в культурном воспитании военнослужащих Вооруженных Сил России - Игорь Шевернев - Военный совет - 2014-08-16
А. ЕРМОЛИН: Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет», сегодня мы говорим о музыке, о военной музыке, и наш гость сегодня Игорь Вячеславович Шевернев, главный инспектор военно-оркестровой службы Вооруженных Сил России, подполковник. Здравствуйте, Игорь Вячеславович.
И. ШЕВЕРНЕВ: Добрый день.
А. ЕРМОЛИН: Игорь Вячеславович, что у вас за должность такая интересная? Инспектор. Что инспектируете?
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну не секрет, что в вооруженных силах порядка 200 военных оркестров, и для того, чтобы контролировать их деятельность, прежде всего служебно-творческую, профессиональную, для этого существует орган управления военно-оркестровой службы, в котором я имею честь служить. Прежде всего, конечно наша деятельность направлена как я сказал на служебную творческую деятельность, чтобы помочь военному дирижеру определиться с репертуаром, проконтролировать его так сказать внутреннюю работу, как у него осуществляются строевые приемы, как у него обстоит дело с возмещением военного оркестра, ну и так далее. То есть, большой ряд вопросов, которые мы контролируем. Контролируем это в ходе проверок, осуществляем. Периодичность – один округ мы проверяем раз в 2 года. То есть, у нас 4 округа, два округа в год, вот такая периодичность. Так же выявляем лучшие оркестры проведения смотра конкурсов военных оркестров. Они проводятся раз в 5 лет, вот уже ну, будем говорить в современное время. В советское время они проводились раз в 10 лет. Вот впервые после 90-го года мы провели смотр конкурса в 2008 году, и в этом году будет проведен подобный смотр конкурс, очень интересное событие, мероприятие, но поговорим позже об этом.
А. ЕРМОЛИН: Ну как скажете. Можем сейчас, может и позже. Я предлагаю сейчас напомнить нашим слушателям, представители вашей службы не первый раз у нас в эфире. Вообще, как устроена оркестровая служба. Вы уже сказали, что около 200… Или больше.
И. ШЕВЕРНЕВ: Порядка 200, да.
А. ЕРМОЛИН: Порядка 200 оркестров, вот на каком уровне подразделений есть оркестры, и как это всё устроено? То есть, какую они роль играют, какое место в структуре воинских подразделений занимают?
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, оркестры у нас содержат в соответствии с нормами содержания. Существуют 4, будем так говорить, разновидности. Это зависит от численности состава. Это оркестр полков бригад соединений, в численности 18 человек, оркестр военно-учебных заведений – 26 человек, оркестры штабов, флотов – 44 человека, и оркестры штабов военных округов. Это самые крупные, по 63 человека. То есть, вот это вот такая существует так сказать градация, да? Именно по численному составу. Комплектуется военный оркестр различными категориями, это военнослужащие по призыву, и по контракту, музыкантскими воспитанниками, и артистами оркестра. Конечно, военный оркестр признан содействовать культурному, эстетическому воспитанию военнослужащих, гражданского персонала. Военный оркестр выступает в дальних каких-то гарнизонах, если брать вот наш центральный военный оркестр постоянно. (Неразборчиво) штабов с такой же миссией выступают, за рубежом, ну и конечно любой оркестр – это его деятельность тесно связана с войсками, то есть с работой внутри воинской части. Это от подъема до отбоя.
А. ЕРМОЛИН: Вы говорите, что это от роли полка, да? Но ведь не во всех полках же есть оркестр.
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, практически во всех полках, по-моему, от 1000 человек, штатная численность там есть оркестр. Ну, на 90% везде укомплектован.
А. ЕРМОЛИН: Мне сейчас подумалось (неразборчиво), если есть оркестр, значит есть и полк как минимум, да? Ну, вот с утра до вечера такая же воинская служба. Как устроен собственно день военного музыканта? Руководитель – это дирижер, да? Я так понимаю.
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, конечно. Это профессиональный человек, который имеет высшее музыкальное образование, либо он закончил военно-дирижерский факультет в свое время, либо московскую военную консерваторию, либо сейчас, как это единственное наше учебное заведение, готовящее дирижеров, именуется военный институт военных дирижеров, военного университета. То есть, все люди прошли эту школу, и имеют высшее образование. И как я сказал, оркестр с подъема и до отбоя присутствует на всех мероприятиях, это прежде всего обеспечение воинских ритуалов. Мы знаем это и строевой смотр полка, и проведение общеполковой вечерней поверки, и развод караулов, и участие в парадах, и возложение венков, и отдание различных почестей, поэтому… Ну, основная функция – это осуществление воинских ритуалов, ну и конечно нельзя (неразборчиво) концертную деятельность. Потому, что для души, когда заканчивается боевая учеба, естественно каждому человеку необходимо немножко… Ну, чтобы его душа отдохнула, расцвела, и он был готов к новым свершениям. Я однажды в проверке спросил солдата, я говорю: ну, вот у вас есть военный оркестр в полку, что он для тебя значит? Как ты его слышишь, видишь, какие он у тебя вызывает эмоции, когда ты его слышишь. Он думал, думал, и сказал: бодрит. То есть, вот это вот как нельзя лучше характеризует то, для чего нужен военный оркестр.
А. ЕРМОЛИН: Четко сформулировано. Но вот надо сказать, что редкий случай, когда начинается эфир с СМС-ок, которые там бодрят в хорошем смысле этого слова с комплиментов: Лучших российских военных оркестров не встречал», - пишет нам Сергей из Кронштадта. Вот а у вас есть какая-то своя внутренняя карьерная ветка, или там маршрут… То есть, можно так условно говоря там от полкового оркестра дорасти до… Или там нет такой как бы прямой взаимосвязи, можно сразу же после училища попасть и в один оркестр, и в другой, и в третий. Вот как у вас отбираются кадры, как распределяются, по какому принципу?
И. ШЕВЕРНЕВ: Понятно. Ну конечно по окончании учебных заведений существует рейтинг, как и в любом высшем учебном заведении. То есть окончивший офицер с дипломом, с отличием, он имеет право выбора. Очень редко конечно бывает такие места, что в большие крупные оркестры он распределяется. Но вот если взять за последние годы, лейтенанты назначались и на оркестры 44 человека, и 63, но вторым дирижером. Потому, что в таких у нас крупных оркестрах по 2 дирижера: начальник оркестра и заместитель. И вот он как заместитель работы вот проверяли, буквально полгода-год проходит, он достаточно уверенно работает, приносит какой-то вот задор молодой, да? Знания свежие, свежую струю здоровую с оркестр, и это мы видели, реально приносит свои результаты. А вообще, конечно если дирижер в начале своей службы был назначен на должность полкового звена, конечно постепенно он растет, может в какой-то город достаточно крупный, может быть где у него родители, где есть жилье, то естественно он туда может быть и стремиться. Есть и такие, и если он показывает результаты... А показывает результаты опять-таки где? Проверки, конкурсы, тогда он… Ну, будем говорить растет во всех отношениях.
А. ЕРМОЛИН: А вот какая амбиция главная у военного дирижера? Делать военную карьеру, расти в должности, в звании, или творческая?
И. ШЕВЕРНЕВ: Я думаю, это конечно творчество. Потому, что все-таки творчество – это основа деятельности военного дирижера, это… Вообще военный коллективы наши, они же являются служебно-творческими коллективами, и естественно я думаю, это творчество.
А. ЕРМОЛИН: А вот есть ли какая-нибудь практика… Ну я не знаю, там внутренняя какая-то, там интимная… Сравнивания вот себя – военного музыканта, с музыкантом вообще. Ну все-таки достаточно такая… По крайней мере кажется, что это узкая ниша, да? То есть, нет простора. Вряд ли у вас есть возможность в таких вот престижных музыкальных конкурсах участвовать… Я не говорю сейчас про военные там, об этом отдельно действительно поговорим. Есть какие-то ограничения, которые накладывает на военного музыканта, вообще специфика службы?
И. ШЕВЕРНЕВ: Конечно, безусловно, есть специфика. Мы вообще как я уже сказал, комплектуемся такими категориями, и конечно же у него… Когда он приходит в оркестр музыкант, устраиваться на работу, конечно наличие профессионализма. То есть, это обычные люди, окончившие среднее или высшее специальное музыкальное учреждение. Ну конечно еще испытательный срок определенный дожжен пройти, чтобы адаптироваться именно к военной службе. Потому что не только творчество, не только концертная деятельность как я сказал оркестра, да? Это еще и обеспечение воинских ритуалов: общественных, спортивных, культурно-массовых различных мероприятий. Поэтому приходится… Тех же парадов, например, да? То есть, это служба в строю. Это уже не пошевелиться это уже четкое выполнение строевых приемов, повороты… Ну, в общем пошла воинская служба. Поэтому требуется адаптация, и не каждый её выдерживает, далеко не каждый. Если тебе нужно встать в 5 утра, в 6 выехать, в 8 быть уже в Алабино на парадной тренировке. А освобождается в полтретьего, в три. То есть, если считать – это все время надо играть, стоять… Просто даже физически тяжело, и не каждый это выдержит.
А. ЕРМОЛИН: Я прошел 4 парада на Красной площади, я хорошо представляю физическую нагрузку просто вот участника парадного расчета.
И. ШЕВЕРНЕВ: (Неразборчиво) музыканта от начала до конца, пока все подразделения и военная техника, и авиация не пройдут.
А. ЕРМОЛИН: Кстати вот очень необычный вопрос… Сейчас вот думаю с подписи начать, или все-таки… Нет, в конце скажу подпись, пусть будет интрига: «Здравствуйте, прошу вас откройте тайну: почему на парадах победы при прохождении родов войск не оглашается имя композитора, чьи марши или фрагменты звучат на Красной площади. Так вот, уже 4 майских дня победы вначале прохода войск звучат марши Виктора Сергеевича Рунова. И его музыку очень любят военные музыканты, отчего тишина? Спасибо вам, Москва, Людмила. Внучка В.С. Рунова».
И. ШЕВЕРНЕВ: Интересно. Ну хочу сказать, что Рунова марш, да? Вот этот строевой марш мы уже не исполняем… В Москве во всяком случае, да? Года 3 или 4… Может быть Санкт-Петербурге… Гарнизоны Санкт-Петербурга исполняют, возможно. Но дело в том, что в момент прохождения войск, рассказывается о тех подразделениях, которые идут. О командирах, достижениях так сказать подразделений. А в это е время говорить о том, что звучит – нет. Есть в конце, когда мы отходим к ГУМу, в этот момент рассказывается о Чернецком, о том, кто дирижирует парадом, об Агапкине Василии Ивановиче. Это да, есть. А о Рунове, вот я объяснил, в Москве во всяком случае у нас такая ситуация.
А. ЕРМОЛИН: Кстати над этим ведь можно подумать, и не только потому, что вот нам сейчас написала внучка Рунова, да? А в принципе ведь за каждым маршем стоит очень серьезная история. И мне кажется, это такой очень серьезный просветительский был бы шаг, если бы вот как раз вот в период комментирования парада, что-то рассказывали и про историю. Или у вас для этого есть отдельные программы и мероприятия?
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, это лучше отдельно. Потому, что я еще раз говорю, во время парада всё так настолько сложено, да? Весь алгоритм действий, поэтому там просто не достаточно время, обо всем просто не рассказать. Мы исполняем порядка 30 произведений, если вы представляете. Если о каждом мы начнем говорить, то просто не будет времени.
А. ЕРМОЛИН: Да. А вот действительно, есть ли вот любимые марши, любимые мелодии, которые однозначно считаются самыми-самыми такими…
И. ШЕВЕРНЕВ: Вы имеете в виду для…
А. ЕРМОЛИН: Для военных музыкантов.
И. ШЕВЕРНЕВ: Для военных музыкантов? Ну конечно это легендарный марш «Прощание Славянки», который написан полковником Агапкиным Василием Ивановичем, военным дирижером, который дирижировал 7 ноября тоже 41 года. Конечно те же произведения, которые звучат на параде наверное, да? Которые идут под определенный род войск, вид войск. Допустим «Белорусский вокзал» Окуджавы, да? Играем для десантников, тут уже трудно представить какой-нибудь другой марш. Или для авиации «(Неразборчиво) всё выше», ну и так далее.
А. ЕРМОЛИН: Значит по видам, и родам.
И. ШЕВЕРНЕВ: По видам. Каждый музыкант служит в определенном виде войск, и у них вот именно вот эти марши являются своего рода определяющими, главными в их творчестве и деятельности.
А. ЕРМОЛИН: А вот какой-то музыкальной просветительской деятельностью вы занимаетесь? Вот можно… Или может быть кто-то при вашей помощи и поддержке занимается? Вот собственно чем например хороша Москва – то, что вот… Ну, есть возможность и в музыкальных школах, и рядом с музыкальными школами, или дворцах культуры, и просто даже вспоминаю лихие 90-е когда у меня там дети понимались старшие. И здорово было, когда дети приходят, с ними встречаются музыканты, рассказывают. Я понимаю, что можно купить абонемент в зал Чайковского, нет мысли сделать такую специализированную программу, вот именно рассказывать о том, что такое военная музыка?
И. ШЕВЕРНЕВ: Нет, такие есть проекты, в частности проект «Армия и дети». Это существует оркестр штаба бывшего московского округа, и центральный военный оркестр наш такие мероприятия проводит акции, когда дети приходят и слушают музыку, специально концерт, составляются программы, чтобы им было интересно. И в то же время происходит пропаганда нашего дела. Так же московское военно-музыкальное училище в Московском доме музыки уже выступают в большом зале консерватории. Так же пропагандируют, поэтому военные дирижеры так же проводят концерты, вот о чем вы сказали в музыкальных школах, в училищах. Поэтому…
А. ЕРМОЛИН: То есть, (неразборчиво) есть?
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, недостатка информации в том, что в том или ином городе существует военный оркестр для того, чтобы могли туда пойти в дальнейшем служить, да? Просветить в этом плане молодежь – я считаю нет на сегодняшний день такой проблемы.
А. ЕРМОЛИН: А вот опять же не секрет, что в армии, когда каждое училище готовит там специалиста военного по какой-то специальности, по какому-то направлению, существует определенная профессиограмма. То есть, очень четко понятно, какими знаниями, умениями, навыками должен владеть человек (неразборчиво), как сейчас модно говорить. Вот какой скажем такой заказ – образ желаемого результата на военного музыканта существует, да? Вот что он как профессионал должен знать, уметь… Какой может быть репертуар у него должен быть обязательным к окончанию высшего военно-музыкального учебного заведения?
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, здесь существуют требования, предъявляемые к каждой категории музыкантов. Существует одиночная подготовка в оркестре. То есть, она проводится ежедневно, по одному часу. Сюда включается работа самостоятельная над этюдами, упражнениями, гаммами, музыкальными пьесами для того, чтобы музыкант сам мог порепетировать, и в конце каждого полугодия отчитаться в форме контрольного урока. Присутствует весь личный состав оркестра, и музыкант отчитывается. То, что он за полгода сделал. Это определяет объем требований военный дирижер, и таким образом происходит совершенствование его профессиональной деятельности. То есть, каждый год дирижер требования повышает естественно, и таким образом поддерживает и совершенствует своего профессиональной подготовкой каждого музыканта.
А. ЕРМОЛИН: То есть, это произведение, и качество исполнения, да?
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, конечно. Объем… То есть, заранее оговаривается, и ежедневно (неразборчиво). Потому, что действительно что такое военный музыкант? Это прежде всего, его губной аппарат, да? Это мышцы, связано с мышцами. А мы знаем мышцы – это требует тренировки ежедневной. То есть если ты не позанимался день, два, три, уже всё, уже ты откатываешься назад. Как бы заново начинается, они не слушаются. Поэтому вот такая существует у нас одиночная подготовка. Помимо этого, еще существует общая оркестровая подготовка. То есть это тоже ежедневно, но уже в составе всего военного оркестра, это занимает 2-3 часа ежедневно. Потому, что мероприятия проходят, если тоже месяц не позаниматься, или даже неделю, да? Уже выйдет подразделение, уже будут проблемы.
А. ЕРМОЛИН: Ну, очень похоже на обычную военную подготовку.
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, да, да. А мы кстати и занимаемся, у нас существует программа боевой подготовки военных оркестров, туда входят все дисциплины, и физическая, строевая, огневая, тактическая. Ну, конечно в меньшем объеме, чем у боевых подразделений, это естественно, так и должно быть. Потому, что каждый занимается по предназначению, поэтому просто это же воинское подразделение – военный оркестр. Поэтому естественно, должны эти науки знать, хотя бы какие-то азы. А физическая подготовка – она вообще просто необходима музыкантам. То, о чем мы говорили выше, участие в парадах, всех церемониалах, требует специальной хорошей физической формы.
А. ЕРМОЛИН: Вот музыканта вас выдает только лира на погонах, так вы выглядите таким крепким подполковником вооруженных сил. Спортивным, накаченным.
И. ШЕВЕРНЕВ: Спасибо.
А. ЕРМОЛИН: Вот вы музыкант по…
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, я тоже заканчивал военно-дирижерский факультет московской государственной консерватории. Затем был распределен, назначен на должность дирижера в академию РВСН Петра Великого, тогда она еще называлась академией Дзержинского, там 12 лет проработал, тоже участвовал в смотрах, конкурсах, и выезжал за рубеж и на фестивали, после этого был назначен начальником военно-оркестровой службы московского военного округа, после реорганизации назначен, и вот сейчас где я работаю, в органы управления военно-оркестровой службы. Конечно всегда хочется и творчества, потому, что здесь административная больше работа. Хотелось бы больше заняться творчеством, но иногда бывают такие минуты.
А. ЕРМОЛИН: Я хочу напомнить нашим слушателям, что в гостях у нас Игорь Вячеславович Шевернев, главный инспектор военно-оркестровой службы вооруженных сил РФ, подполковник, и сейчас мы прервемся на небольшой информационный выпуск.
НОВОСТИ.
А. ЕРМОЛИН: Продолжаем заседание «Военного совета», напомню ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш гость сегодня Игорь Шевернев, главный инспектор Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил России, подполковник. Продолжаем наш разговор, вот здесь интересный комментарий от Влада: «По утрам в соседней воинской части будит горнист, а гимн в записи». Наверное, это уровень ниже чем полк, да? Вот чтобы вашу личную тему закончить, вот Георгий спрашивает: «Обязательно ли военный дирижер должен играть на духовом инструменте? И кто сейчас главный военный дирижер»?
И. ШЕВЕРНЕВ: Понятный вопрос. Главный военный дирижер сейчас является начальник военно-оркестровой службы вооруженных сил РФ, генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов.
А. ЕРМОЛИН: Валерий Михайлович часто бывает в нашей студии.
И. ШЕВЕРНЕВ: Да.
А. ЕРМОЛИН: У него с губным аппаратом все в порядке. Мы слышим регулярно, как он воспроизводит целый набор замечательных мелодий. А кстати, вот такой вопрос: а существует ли определенный репертуар, который должен уметь играть военный музыкант. Вот разбуди его среди ночи, он тебе сыграет любое произведение из этого репертуара.
И. ШЕВЕРНЕВ: Безусловно каждый военный оркестр должен иметь в репертуаре, и всегда они должны… Эти произведения тщательно изучены в любое время как вы сказали дня и ночи, и любую погоду. Это безусловно те произведения, которые нужны для обеспечения воинских ритуалов. То есть, они исполняются наизусть. Это прежде всего государственный гимн РФ, это «развод караулов», «Красная заря», один-два встречных марша, два-три строевых марша. Вот тот арсенал минимум, который должен иметь у себя в репертуаре военный оркестр, ну конечно и одну-две концертные программы. Потому, что тебе сказали - завтра надо ехать в соседнюю часть, и там обеспечивать мероприятия, поэтому…
А. ЕРМОЛИН: А как вот ваши коллеги над репертуаром работают? Вот тогда, когда речь идет о концертной программе?
И. ШЕВЕРНЕВ: Прежде всего, начинается естественно с выбора репертуара, с подбора. В том, чтобы это было интересно людям, чтобы это их развивало. Обычно это в форме концерта лекции, для того, чтобы повышать именно культурный уровень, тем более солдаты в воинских частях, и дальше после отбора начинается изучение… Ну, сначала надо проиграть репертуар всем подразделениям, да? Объяснить дирижеру какие-то особенности, а затем разбить оркестр на две части, то есть по голосам: первые и вторые голоса. Работает или сам дирижер, или концертмейстер, назначенный группы. И дальше сводится уже в единый процесс, когда весь состав репетирует уже свой творческий замысел, воплощает дирижер. Так же, здесь уже и солисты подключаются какие-то, кто участвует в концерте, вот такой план. То есть, обычный план, как у любого не только военного и гражданского коллектива.
А. ЕРМОЛИН: А существует гастрольная программа, и вот с какого уровня… Известно, что за границей появляются наши военные музыканты. Вот насколько часто такая возможность открывается, и с какого уровня? Вот как отбираются эти люди?
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну как правило, это крупные подразделения, это 63 и 44. То есть, это оркестр штабов, флотов. Безусловно они должны быть готовы, они естественно докладывают главному военному дирижеру о готовности. Если есть необходимость, мы проверяем по указанию Валерия Михайловича эти оркестры, и тогда даем рекомендации: достойны, не достойны. Вот таким образом.
А. ЕРМОЛИН: А вы как-то с другими творческими службами кооперируете, взаимодействуете? Вот тут вопрос у нас есть, что вот про военный хор. Ну, спрашивают отдельное ли это подразделение, и есть какое-то взаимодействие?
И. ШЕВЕРНЕВ: У нас существует ансамбли песни и пляски, там при них существует и хор, танцевальная группа и оркестр. А как таковых отдельных хоров штатных не существует у нас в вооруженных силах.
А. ЕРМОЛИН: А вот те оркестры, они какие-то особые, да? То есть, они не строевые оркестры.
И. ШЕВЕРНЕВ: Нет, не строевые, это именно для аккомпанемента солистом, хору, пляскам, танцам, вот для этого. А есть хоры я знаю солдатские в некоторых частях, ну это по… Наверное инициативе командования, а может быть и дирижера. В художественной самодеятельности тоже бывают хоры, где дирижер тоже играет не последнюю роль, организует эту деятельность. Существуют какие-то… Ну кончено и у дирижера предписано оказывать методическую помощь художественной самодеятельности в части, здесь наверное вопрос касался я так понимаю, именно этого, то есть хоров. Совместно конечно если хор создан например из членов семей военнослужащих, да? Родственников, и потом совместно, если этот хор достиг каких-то творческих результатов профессиональных, можно соединить с оркестром, и в концерте кончено это будет (неразборчиво) хор.
А. ЕРМОЛИН: Этот вопрос имеет вторую часть. Ну, кстати тоже наверное есть право задать такой вопрос: вот сейчас встречаются участие в клипах на концертах у поп-звезд. Вот насколько это прилично, этично, соединять человека в погонах с исполнением скажем каких-то вот таких произведений. Как вот эту вот грань тонкую поймать?
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну почему бы и нет, собственно говоря, да? Популярные эстрадные джазовые мелодии, да? В хорошей обработке, аранжировке для оркестра, они здорово звучат. У нас же медь, духовые. Как раз в Биг Бенде эти инструменты используются, что у нас в оркестре медные духовые тромбоны, трубы, саксофоны, те инструменты, которые нужны для Биг Бэнда. У нас замечательные есть Биг Бэнды в вооруженных силах, и скоро я думаю, состоится решение по этому поводу. В ноябре состоится фестиваль военных Биг Бэндов.
А. ЕРМОЛИН: А давайте поговорим как раз вот про то, какие у вас есть фестивали, какие есть конкурсы. Сейчас вот в Москве мы видим уже с месяц как появились плакаты рекламные про Спасскую башню. Вот расскажите немножко про эту сферу.
И. ШЕВЕРНЕВ: Да. Ну, вот в самое ближайшее время состоится ряд мероприятий – это прежде всего смотр конкурсов военных оркестров вооруженных сил – это второй тур финальный так будем говорить, где определятся лучшие коллективы вооруженных сил. Так же пройдет международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня» уже в седьмой раз в Москве, и учебно-методический сбор в этот же период всех военных дирижеров вооруженных сил, порядка 200 человек примет участие. То есть, такое вот триединое мероприятие, очень будет сложно организационное я думаю нам, но очень полезное и нужное дело. Что касается первого мероприятия смотра конкурса – первый тур был проведен в 13-м году в октябре месяце, приняло участие порядка 50-ти оркестров. Сначала по округам был конкурс, потом эти 50 оркестров посмотрела комиссия центральная, отобрали самых лучших 11 коллективов, которые будут сейчас участвовать в Москве. Пройдут мероприятия у нас в театре российской армии 4 и 6 сентября. 3 сентября на Красной площади – это служебно-строевой репертуар и дефиле, очень интересное будет мероприятие. 5 числа в большом зале консерватории выступят лауреаты смотря конкурса, в 18 часов начало. И лучший оркестр 4 и 6 сентября вступит в фестивале «Спасская башня». То есть, наряду с иностранными участниками выступят наши коллективы. То есть, это достаточно насыщенно я говорю, и интересно. Потому, что я думаю все дирижеры, которые приедут на этот сбор, они должны уехать заряженные творческой энергией для того, чтобы в войсках уже воплотить то, что они здесь увидят. И я думаю, это даст свои плоды. А вообще такие вот конкурсы проводятся в целях совершенствования профессиональной подготовки, обмена опытом. То есть, очень такое знаете, положительное мероприятие. Но если останавливаться на… Какие оркестры вышли, вот вопросы, да? Какие оркестры вышли, это же интересно людям. Я могу просто назвать житии 11 коллективов: это 3 оркестра штаба южного военного округа, Центрального военного округа, и Западного военного округа. Это вот как раз по 63 человека коллектива. Далее группа 44 человека – это оркестр Балтийского флота…
А. ЕРМОЛИН: Извините, вышли – это вы имеете в виду в «Спасской башне» участвовать, или в конкурсе?
И. ШЕВЕРНЕВ: Не, это в конкурсе, да. Значит оркестр Балтийского флота, оркестр Ленинградской военно-морской базы, военный оркестр командования противовоздушной, противоракетной обороны. 26 человек – оркестр (неразборчиво) морская академия, оркестр военного университета, и два оркестра частей восточного и южного военного округа, 18 человек. Поэтому вход на те мероприятия, о которых я сказал свободный, то есть все желающие могут придти, послушать, посмотреть и приобщиться к нашему делу.
А. ЕРМОЛИН: А есть эта где-то информация в интернете? Её можно чтобы было посмотреть. Потому, что с голоса сейчас я уверен многие услышали, но не запомнили. Вот или повторите еще раз, где это может (неразборчиво) проходить.
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, лучше я повторюсь. Это будет проходить 2 и 4 сентября в театре российской армии.
А. ЕРМОЛИН: И свободный вход, да?
И. ШЕВЕРНЕВ: Свободный вход, да. Открытое мероприятие. 3 числа на Красной площади. Как раз на тех трибунах можно сесть, на которых проводится фестиваль, куда зрители приглашены, то есть очень удобно. И посмотреть уже служебно-строевой концертный репертуар, и программу «Дефиле». Заключительный концерт в большом зале консерватории 5 сентября.
А. ЕРМОЛИН: Там по билетам.
И. ШЕВЕРНЕВ: Нет, тоже вход свободный. Вот основные мероприятия. Так же в «Спасской башни» открытие 30 августа, закрытие 7 сентября. То есть, в этот период будет «Спасская башня». Иностранные участники планируются в количестве 10 стран. Если много их…
А. ЕРМОЛИН: (Неразборчиво).
И. ШЕВЕРНЕВ: 10 стран, да.
А. ЕРМОЛИН: В персональном количестве будет участвовать сколько человек? Ведь это же тоже оркестр будет приезжать? Коллективы?
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, военные коррективы – это из Болгарии, Греции, Турции, непосредственно пот военные коллективы. А Швейцария, Китай… Из Китая например даосские монахи примут участие. У нас Шалинские принимали в свое время, сейчас даосские, будет интересно посмотреть. Мексика – это фольклорный такой танцевальный коллектив. Италия – это флагоносцы, которые у нас тоже были. (Неразборчиво) они называются. С флагами, то есть традиционно исторически так сложилось, этими флагами они делают интересное движение, и очень красочное такое мероприятие. Ирландия, оттуда волынщики приедут, и из Армении барабанщики. То есть, и конечно основу составят наши военные оркестры, их порядка будет тоже десяти, это три наших центральных крупных оркестра. Центральный военный оркестр, оркестр ВМФ, оркестр образцово-почетного караула, оркестр штаба Черноморского флота и Севастополя приедет отдельным решением. Московского гарнизона наш оркестр, и ансамбль… А, Московского военно-музыкального училища. Все знают, что это любимцы публики, все их ждут, и ансамбль Александрова примет участие.
А. ЕРМОЛИН: А будет какое-то одно такое, самое главное мероприятие в эти 7 дней? Или эта программа будет…
И. ШЕВЕРНЕВ: Программа одна и та же, идентичная. Единственное, что 4 сентября приедет Мирей Матье, это постоянный почетный гость фестиваля, и она 4, 5, 6, 7 числа будет выступать. До этого…
А. ЕРМОЛИН: Как так получилось, что Мирей Матье вот так вот активно из года в год в этом участвует?
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, это приглашает дирекция фестиваля, это уже вопрос к ним.
А. ЕРМОЛИН: То есть, такой бренд уже получается.
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, бренд, конечно. Но зрители всегда её тепло встречают, не смотря на то, что ежегодно, но это очень интересное мероприятие, её вживую увидеть, легенду. 6 сентября шествие будет, марш-парад по улицам города, оркестров. Ну, еще пока место не определено, вообще традиционно по Тверской, ну возможно какие-то изменения будут. 7 выступление в парках. Практически все парки Москвы будут охвачены вот этими коллективами, о которых я сказал.
А. ЕРМОЛИН: Это выходной наверное, да?
И. ШЕВЕРНЕВ: Это да, воскресенье, это же день города будет, закрытие. То есть, будет в парках выступление военных оркестров. Ну, и в финале каждого дня у нас все участники выходят традиционно на Красную площадь под занавес проведения, и исполняют… Ну, в этом году будут исполняться я не хочу говорить какие мелодии, просто скажу, что попурри на очень так сказать известные темы, и будет солировать в финале со всем тысячным оркестром большим, Андрей Давидян. Это финалист телешоу «Голос». Все его знают. Кто может быть по фамилии не определяют, увидят-вспомнят. И традиционно под канонаду, уже когда звучит салют, прозвучит салют, прозвучит торжественная увертюра «112-й год» Петра Ильича Чайковского, и «Прощание Славянки» Агапкина.
А. ЕРМОЛИН: А кто режиссурой занимается вот таких вот… Ну, той же «Спасской башни» понятно, я сейчас не спрашиваю про то, какой будет режиссерский замысел в этом году, а в принципе это вот чей коллектив? Сугубо военный, или вы привлекаете в том числе и профессиональных и продюсеров и режиссеров, которые понимают, что такое шоу бизнес.
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, есть определенные команды конечно, дирекция «Спасской башни», и есть конечно такой человек – это главный режиссер фестиваля, Юрия Нахоле, он занимается расстановкой коллективов, очередность. Ну, конечно военно-оркестровая служба не остается в стороне, потому что наш оркестр в общем-то занимает тоже достаточно большое место. Половина участников – это наши и все задумки, которые там есть. Именно финальные задумки, которые там есть именно финальные задумки. В финале звучат – это наши изобретения, поэтому мы помогаем, конечно.
А. ЕРМОЛИН: А вот вы смотрите на своих коллег из-за рубежа. Вот что такое… Что для вас наиболее интересное, может быть творчески полезное? Есть какие-то вот такие вот… Как сейчас говорят фишки, которые вот вы у себя хотели бы применить?
И. ШЕВЕРНЕВ: Конечно, идет такой творческий всегда взаимообмен, этим-то и интересны эти мероприятия. Прежде всего конечно это репертуар, инструментовки, интересные аранжировки, когда ты слышишь – звучит естественно как-то мелодия, без такого напряга, лишнего надрыва. Конечно хочется подойти и спросить, а можно у вас эту инструментовочку взять, чтобы сыграть себе. Или движения какие-то оригинальные, да? Ведь что такое «Спасская башня»? Это показ дефиле, это движение прежде всего. И каждый дирижер как творческая личность, он ищет, копает. Он прежде чем выйти на эту сцену, да? Красную площадь, он готовится долго, год. То есть, это идет отбор того же репертуара, продумка вот этих движений. В том, чтобы это взаимоувязывалось с музыкой. Чтобы не просто отдельно движения, отдельно музыка. Поэтому здесь очень много… Огромный просто пласт, находок, и дирижерам будет действительно есть на что посмотреть, и взять для себя.
А. ЕРМОЛИН: Вот ключевое слово – это дефиле, да?
И. ШЕВЕРНЕВ: Да.
А. ЕРМОЛИН: То есть, совмещение как раз… Вот Любовь уточняющий вопрос задает: ««Спасская Башня» - это где»? То есть, это все на Красной площади, да? Всё, что связано со «Спасской башней».
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, конечно. Это все действия на Красной площади происходят.
А. ЕРМОЛИН: А вес остальные мероприятия… То есть получается, что вот делая такой скажем набор мероприятий… Как сейчас можно говорить – кластерный подход, да? То есть вы вокруг «Спасской башни» еще целую систему мероприятий создаете, да? И вот на день города будет, и в парках будет…
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, да, да, конечно.
А. ЕРМОЛИН: Шествие по улицам, то есть это вот…
И. ШЕВЕРНЕВ: Да. Так же там будет специально для детей программа. По-моему идет в процессе мероприятий днем. Там выступают детские оркестры, люди приходят, для них какие-то там мероприятия специальные для детей, анимация та же, это все днем проходит.
А. ЕРМОЛИН: Вот знаете, очень интересное предложение пришло от (неразборчиво). Оно наверное конечно не только по вашей части, но идея мне нравится: «Может быть, открыть военный университет искусств, а не только музыки»?
И. ШЕВЕРНЕВ: Военный… Искусств?
А. ЕРМОЛИН: Ну наверное имеется в виду, да. У нас же есть институты культуры, да? Вот такой вот военный… Как вам сама идея?
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну идея хорошая, но у нас есть военный оркестр, мы готовим военных дирижеров. То есть, для нас главным является конечно подготовка военного дирижера. Вот а институт культуры – это более такое широкое понятие, да? Но с другой стороны для образования можно было и подумать об этом в вооруженных силах.
А. ЕРМОЛИН: Вот мы традиционно поднимаем в том числе и вопросы нашей бренной жизни, связанные с зарплатами, с социальной защитой. Вот Михаил интересуется: «Добрый день, в связи с низкой зарплатой военных музыкантов…». Не факт, что это так, вы сейчас как раз там расскажете. «Самих музыкантов становится все меньше. Иногородним музыкантам нежно выделять жилье в Москве. Не будет ли такого, что через 10 лет не останется военных оркестров»? Ну вот прав, или заблуждается Михаил с точки зрения денежного обеспечения, с точки зрения квартирного обеспечения. Не являетесь ли вы исключением из общего подхода в вооруженных силах?
И. ШЕВЕРНЕВ: Вы знаете, я не знаю, откуда такая информация у человека. У нас другая информация, и мы сами убедились в этом, когда объезжали наши оркестры. Сейчас практически все оркестры укомплектованы. То есть редко, когда встретишь, где не комплект. Например, из 18 человек отсутствует там половина, да? 9. Ну, 15, 16, 17 человек – это практически везде, практически под завязку. Боковые, да? Составы (неразборчиво). Сейчас очень много заявлений именно из запаса музыкантов. Потому, что (неразборчиво) денежное довольствие, и наоборот сейчас такое можно сказать дирижеры, даже где-то уже отбор делают, выбирают. То есть, очень много просятся обратно. Поэтому я не знаю, откуда такая информация.
А. ЕРМОЛИН: Жизнь наладилась, да?
И. ШЕВЕРНЕВ: Да.
А. ЕРМОЛИН: А вот у Анны такой прагматический подход. Ну, она наверное имеет в виду, что кроме военных, аттестованных музыкантов есть еще приглашенные, в том числе наверное и гражданские люди. «Вот а какую зарплату получают в оркестре музыканты? Приравнивается ли к военным, или у них особое положение? И можно ли после окончания гражданской консерватории, поступить на службу в оркестр»? Вот такой вопрос Анна задает.
И. ШЕВЕРНЕВ: Конечно можно. Если вы закончили консерваторию… Ну, я так понимаю, Анна сама, да? Про себя говорит.
А. ЕРМОЛИН: Ну не знаю, может быть про детей.
И. ШЕВЕРНЕВ: Нет, мы принимаем… То есть, если человек уже отслужил в армии, да? Ему 27 лет исполнилось, мы… То есть, он отслужил в армии, закончил высшее образование получил, мы его кончено оформляем, рассматриваем. Обычным порядком через военкомат идет призыв в пункт отбора, и направление потом в оркестр. То есть, никаких проблем нет я уже сказал с высшим образованием, со средним, мы принимаем. Если конечно он не отслужил еще до 27, ему нет 27 лет, тогда конечно встанет вопрос о военной службе по призыву в начале, а потом уже в заключение контракта.
А. ЕРМОЛИН: А вы девушек берете? Или это сугубо мужская профессия военный музыкант?
И. ШЕВЕРНЕВ: Ну, в основном у нас… Так сказать даже женского пола, они у нас на должности артистов оркестра назначаются. А так конечно берем, у нас и на параде, и вообще в оркестре на всех мероприятиях они присутствуют, и даже наоборот вносят какой-то элемент такой знаете, сразу мужчины собираются, лишнего уже нельзя сказать, уже думают. То есть, они такой элемент культуры вносят дополнительный, и мы берем, они у нас служат.
А. ЕРМОЛИН: (Неразборчиво) интересный комментарий: «Сегодня в Екатеринбурге день города. В гости приехал оркестр, выступающий верхом на лошадях». (Неразборчиво) даже картина есть, там после революционного периода. И вот вопрос задают: «А вам слабо конница (неразборчиво)»? Не у вас таких…
И. ШЕВЕРНЕВ: Да вот пока нет, да. Это была традиция еще в царской армии, да? На лошадях, оркестр, даже есть гравюры, картины с литаврами, с музыкальными инструментами располагаются люди, играют. Это очень здорово и интересно. Такие задумки есть, и я думаю, они в ближайшие годы свершатся. Потому, что это интересно достаточно. Даже в той же… Допустим на Спасской башне если такой коллектив выйдет, будет очень интересно.
А. ЕРМОЛИН: Да.
И. ШЕВЕРНЕВ: Необычно. Я думаю, это будет скоро.
А. ЕРМОЛИН: Вот Людмила спрашивает: «Направляет ли на срочную службу военный оркестр духовников из музыкальных училищ»? Это про срочников вопрос.
И. ШЕВЕРНЕВ: Да, почему бы и нет? У нас такие даже были в центральном военном оркестре. Здесь не видим никаких припонов.
А. ЕРМОЛИН: Я хочу Игоря Вячеславовича поблагодарить за такой интересный рассказ. Хочу сказать, что вопросов полный экран, СМСок. Это удивительно, а может быть не удивительно, что тема военной музыки вызывает такой значительный интерес. Спасибо большое Игорь Вячеславович, приходите к нам еще.
И. ШЕВЕРНЕВ: Спасибо.
А. ЕРМОЛИН: Радуйте нас своими выступлениями, будем ждать вас.
И. ШЕВЕРНЕВ: Спасибо.