Купить мерч «Эха»:

85 лет Ансамблю песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова - Леонид Малев, оркестр Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова - Военный совет - 2013-10-12

12.10.2013
85 лет Ансамблю песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова - Леонид Малев, оркестр Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова - Военный совет - 2013-10-12 Скачать

СЕРГЕЙ БУНТМАН: Мы начинаем это приложение к «Военному совету». И замечательно, я рад. Мы уже встречались с ансамблем Александрова. А как он теперь официально называется? Сразу спрашиваю у Леонида Ивановича Малева. Здравствуйте, Леонид Иванович!

ЛЕОНИД МАЛЕВ: Здравствуйте!

С. БУНТМАН: Добрый день! Я постепенно всех буду представлять наших друзей и тех, кто будет рассказывать, и тех, кто будет петь, играть, потому что так невозможно. У нас, понимаете, когда танкисты, нам трудно здесь проехать и выстрелить из танка, а вот когда ансамбль Александрова, тогда можно и показать…

Л. МАЛЕВ: Да. Нам песня строить и жить помогает.

С. БУНТМАН: Совершенно верно. Вот тогда… Когда мы с Вами встречались? Года 2-3 назад, да?

Л. МАЛЕВ: Да, 3 года тому назад в этой студии.

С. БУНТМАН: Да. Примерно. Ну, вот скажите, сколько точно существует ансамбль Александрова уже? Мне страшно произнести…

Л. МАЛЕВ: Вы задали вопрос, как он теперь называется.

С. БУНТМАН: Да, как называется.

Л. МАЛЕВ: Называется он сегодня академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова.

С. БУНТМАН: Там только российская изменилась, да? Вот Красная, советская, российская.

Л. МАЛЕВ: История так прослеживается. То он был ансамблем песни и пляски Красной армии. Потом в 46-м году был переименован…

С. БУНТМАН: Как и вся армия. Да.

Л. МАЛЕВ: Ну, не стало Красной армии, стала советская армия, и у армии советской остался ансамбль песни и пляски советской армии. Потом переименован был в российскую армию, ансамбль песни и пляски Российской армии. Что важно? Что есть традиция. Созданный в 1928-м году ансамбль исторически 85 лет точно двигается вот вместе со своей армией, и меняется название только, как и меняется само название армии. Так что сегодня вот у него название вот такое. Российской армии…

С. БУНТМАН: Я представлю Леонида Ивановича Малева, директора Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, заслуженный деятель культуры России. Недавно Вы стали заслуженным деятелем.

Л. МАЛЕВ: Ну, это немножечко не так. Значит, был заслуженным работником культуры…

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: А 4-го числа Указом Президента было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств».

С. БУНТМАН: Деятель искусств – это же гораздо важнее.

Л. МАЛЕВ: Ну, да. Ну, меняется…

С. БУНТМАН: Я сам работник культуры.

Л. МАЛЕВ: … от работника к…

С. БУНТМАН: К деятелю искусств. Конечно. Да. Деятель искусств. И заслуженный артист России, и старейшина ансамбля у нас сегодня в гостях главный администратор ансамбля Виктор Григорьевич Кадинов. Здравствуйте, Виктор Григорьевич!

ВИКТОР КАДИНОВ: Добрый день!

С. БУНТМАН: Здравствуйте! Вы с какого года в ансамбле?

В. КАДИНОВ: С 1954 года с 27 октября. Приказ номер 100.

С. БУНТМАН: Приказ номер 100, да?

В. КАДИНОВ: Да, был подписан Борисом Александровичем Александровым.

С. БУНТМАН: Замечательно. Вот, кстати, о руководителях ансамбля. Ансамбль насколько развивается, насколько сохраняет свои традиции? Потому, что я недавно делал историческую передачу о начале войны и выбирал, какой мне вариант «Священной войны» дать. Вот. И когда я услышал запись 42-го года, я просто чуть с ума не сошел. Я честно говорю, потому что это такой… при всем несовершенстве записи такой силы и, причем самое интересное, такой музыкальной тонкости исполнения, просто невероятной по чувствам.

Л. МАЛЕВ: Вы совершенно правильно подметили. Но если говорить о песне «Священная война», которая впервые прозвучала 26 июня 41-го года на Белорусском вокзале, она безусловно имеет свою историю, и об этой песне нужно сказать несколько слов. Она этого заслуживает. Мы готовимся к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и, конечно, эта песня как и раньше и сейчас в нашем репертуаре находится. Ну, приведу только несколько примеров по этой песне сегодня. Когда ансамбль приехал на Белорусский вокзал с концертом, и в репертуаре концерта была песня «Священная война», а приехали на Белорусский вокзал по причине того, что уходили эшелоны на Западный фронт, и командиров и красноармейцев провожали родственники, и на площади ансамбль начал свое концертное выступление с песни «Священная война». Когда песня завершила свое исполнение, ну, как бы такая тишина на площади возникла. Потом все, кто были на площади, потребовали ее исполнить еще раз.

С. БУНТМАН: Да, да.

Л. МАЛЕВ: Вот рассказывают, ее исполнили потом 3-й раз, потом 4-й, потом 5-й, потом уже и 6-й. Больше уже ничего не исполняли. И мы говорим, что история не знает случая, чтобы концерт состоял из одной песни. Но так оно было в 41-м году, и так история говорит.

С. БУНТМАН: Ну, потому, что это еще и не концерт, потому что в этом она – удивительная песня, в нее сложилось все абсолютно.

Л. МАЛЕВ: Я хочу пример еще тогда. В некоторых странах, ну, в частности это было в Польше и в Сербии, когда начинался концерт с песни «Священная война», вот поляки и сербы… и в Санкт-Петербурге это было у нас в стране, в Ленинграде в прошлом, люди вставали и слушали ее, стоя, как гимн. Мы просто были удивлены. А в Польше в некоторых концертных залах, когда мы не исполняли песню, потому что были турне там через год, поляки просто требовали, значит, выкриками, аплодисментами: «Давайте «Священную войну». Были случаи, не могли концерт закончить, пока не исполнили песню «Священная война». А в Варшаве газета «Позитивка» написала, говорит, во время войны песню «Священная война» передавали по полевым телефонам в окопы для красноармейцев, чтобы они могли послушать песню. Говорят, а теперь в Варшаве в зале науки и конгресса, когда идет концерт ансамбля Александрова, многие включают мобильные телефоны и слушают концерт по телефону, потому что не могли попасть на концерт. Так что история от полевых телефонов прослеживается к мобильным телефонам. Так. Это так. Так что видите? Вот Вам и традиция сразу.

С. БУНТМАН: Да, но репертуар-то ансамбля очень богатый, и он изменялся и добавлялся, и прибавлялось, и есть записи и 30-х годов замечательные совершенно, даже кино есть записи. Во время войны очень обновился. И в 50-х когда Вы, Виктор Григорьевич, пришли, в 50-х тоже обновлялся, уже другие песни появлялись тогда.

В. КАДИНОВ: Безусловно.

С. БУНТМАН: Но есть то, что проходит просто…

В. КАДИНОВ: Красной нитью через все…

С. БУНТМАН: Да, да. Вот помимо «Священной войны».

Л. МАЛЕВ: Вы правильно говорите о песнях вот Великой Отечественной войны. Вот песня «Смуглянка»…

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: Вот все знают песню «Смуглянка» хорошо. Вот иногда задаешь вопрос, о каком периоде эта песня написана. Многие говорят почему-то, это песня Великой Отечественной войны. Но это глубокая ошибка. Сама песня была написана по заказу Киевского военного совета в 40-м году, до войны. Киевский военный совет тогда заказал там музыкальные композиции. Была написана песня «Смуглянка». И она когда прозвучала, не очень она там понравилась, значит, руководству киевского военного округа, и она как бы вошла в архив. В 44-м году, когда началось победоносное шествие Красной армии, и наши войска двигались уже на запад к Берлину, тогда понадобились уже песни такого радостного характера, бравурного, значит, настроения. И она впервые прозвучала в зале Чайковского, где сегодня в 19 часов состоится у нас праздничный концерт.

С. БУНТМАН: Сегодня имеется в виду… Сегодня которое у нас? 12-е?

Л. МАЛЕВ: 12-е.

С. БУНТМАН: 12 октября. Да?

Л. МАЛЕВ: Да. И тогда она прозвучала, значит, в зале Чайковского. На следующий день по радио Советского Союза эту песню передали, и она в мгновение стала известна и знаменита. Сегодня эту песню могут исполнить два наших заслуженных артиста. Вот Дмитрий Быков и Виктор Санин. Вот они эту песню достойно и красиво могут исполнить, поэтому давайте, наверное, попросим их, чтобы они ее исполнили. Есть у нас такая возможность?

С. БУНТМАН: Да, конечно. Ради Бога. Сейчас… Тем более у нас еще и музыканты есть. А музыкантов мы давайте представим.

В. КАДИНОВ: Музыканты, значит. Вот здесь Константин Захаров и Константин Игнатьев.

С. БУНТМАН: Кто – кто?

В. КАДИНОВ: Дмитрий Захаров – баян, а Константин Игнатьев – балалайка.

С. БУНТМАН: Хорошо. Тогда слушаем.

Звучит песня «Смуглянка»

С. БУНТМАН: Спасибо. Вот это живое исполнение прямо у нас в студии «Эха Москвы». Вот. Да.

В. КАДИНОВ: Без фонограммы. Живое.

С. БУНТМАН: Ну, конечно, живое. С двумя инструментами. Никакой фонограммы ни голосов, ничего, никаких фокусов. Вы же этим не занимаетесь.

В. КАДИНОВ: Мы фонограммой не занимаемся.

С. БУНТМАН: Сразу посуровел очень.

В. КАДИНОВ: Ну, Вы знаете, что была такая…

С. БУНТМАН: Да. Это просто нельзя. Скажите, пожалуйста, Виктор Григорьевич, у Вас какие были самые трудные и самые замечательные выступления и гастроли, и что у Вас было в жизни ансамбля, когда Вы в нем участвовали?

В. КАДИНОВ: Вот Вы сейчас прослушали «Смуглянку» знаменитую. Да?

С. БУНТМАН: Да.

В. КАДИНОВ: В этом году мы отмечаем 85 лет, и безусловно краснознаменный ансамбль прошел через многие испытания вот этого времени. Почему я подчеркиваю это? Потому, что «Смуглянка» - это тоже 85 лет, «Священная война» - это тоже 85 лет. «Соловьи» - это тоже 85 лет. То есть эти песни, они неотрывно связаны с краснознаменным ансамблем, которые прозвучали во всем мире, во всей нашей стране. Интересные выступления? Безусловно. Интересные события? Безусловно. События… ансамбль всегда был, есть и всегда готов выступить в самых горячих точках. Дай Бог, чтобы никогда не было их.

С. БУНТМАН: Да.

В. КАДИНОВ: Но он выступает так. И выступал. И вот эти песни приносят радость тем слушателям, солдатам, которые находятся в этот момент на концерте. Это радостное событие. Это здорово, что может сделать коллектив одним своим выступлением? Это очень важно. Как сказал посол Советского Союза во Франции в 61-м году, он подошел к Борису Александровичу, так обнял его и говорит: «Борис Александрович, то, что Вы сегодня сделали, 100 послов за год не сделают».

С. БУНТМАН: Это 61-й год. Довольно сложные времена и…

В. КАДИНОВ: Безусловно.

С. БУНТМАН: Да, и во Франции тоже смена всего. Но с другой стороны и возвращение тогда де Голля, возвращение к традициям 2-й мировой войны и нашего союзничества и дружбы тогда. А скажите… Да, да. Пожалуйста.

В. КАДИНОВ: Мы были на концерте тоже в 61-м году, закончился концерт. Импресарио у нас решил отметить Новый год, и на Эйфелеву башню.

С. БУНТМАН: Так.

В. КАДИНОВ: Мы только поднялись туда…

С. БУНТМАН: Да.

В. КАДИНОВ: … только открыли шампанское, вдруг команда «Срочно все вниз!» Ну, вниз, значит, вниз. Мы военные люди в подчинении. Вот. И говорят: «Мы сейчас едем на благотворительный концерт». Недалеко здесь был благотворительный концерт, где все звезды, которые находятся в этот момент в Париже, будут на этом концерте. Мы приехали. Джонни Холлидей, Элизабет Тейлор там, ну, много, много было. И говорят: «На концерте присутствует де Голль». Мы спели 3 песни, станцевали одну пляску знаменитую, казачье-кавалерийскую. Антракт сразу. И Бориса Александровича вызвали в ложу. И де Голль, значит, ему… поздоровался с ним, еще говорит: «А ты помнишь, как мы были у тебя на концерте в краснознаменном зале с Ворошиловым?» Ну, вот это…

С. БУНТМАН: Да, да.

В. КАДИНОВ: … ответ на те вопросы, которые Вы задали.

С. БУНТМАН: Да, вот как раз я о том и говорю сейчас. Вот и знаменитое Ваше выступление вообще перед НАТО, перед самим НАТО. Сам НАТО сидел…

Л. МАЛЕВ: Если правильно говорить, самом НАТО. Вот. Конечно, это выступление НАТО было необычным выступлением для многих. Нам звонили после нашего выступления наши друзья из Китая, из Бразилии, из Аргентины, из Канады, говорят, как вообще там оказалась русская армия внутри НАТО, это в голове не помещается. А мы были с выступлением коротким 5-дневным. В Брюсселе выступали. И до начала всех выступлений, буквально за 2 дня, была пресс-конференция у посла Российской Федерации Лукова в нашем посольстве. Вадима Борисовича. Там возникла идея, правда, ее как бы немножко преподнес нам Дмитрий Хавин, тогда корреспондент канала «Россия», говорит: «Хотелось бы чего-нибудь такого особенного». Я говорю: «А что, Дима, особенного? Ну, вот, - я говорю, - мы же выступаем в Бельгийской армии у летчиков». «Да нет, ну, у летчиков бельгийской армии это хорошо. Российская армия. Бельгийская армия. Хорошо. Ну, еще что-нибудь хотелось такого». Я говорю: «А если мы в НАТО выступим?» «Во! Если б НАТО было, это бы, конечно, было бы там здорово». Мы подошли к послу Лукову Вадиму Борисовичу. Он говорит: «А давайте сейчас подумаем». Хотя его же советники тут и говорят: «Вадим Борисович, да мы тут хотели выставку НАТО, посвщенную Российской Федерации открыть».

С. БУНТМАН: Не дали, да?

Л. МАЛЕВ: «Мы ее согласовывали полгода. Невозможно было согласовать. Не дали. Куда там уже выступать?» А он говорит: «Нет, давайте попробуем». Поехали, быстренько там согласовали. А место где? Стали искать. А может быть. А может там. Даже в столовой думали выступить. Нет, давайте в конференц-зале. Конференц-зал там небольшой на большую численность, человек на 400-500, где-то так. И сцена совсем небольшая. Где-то метра 4 всего и со ступеньками. Ну, тут перегруппировались быстро.

С. БУНТМАН: А сколько Вы тогда привезли…

Л. МАЛЕВ: Артистов туда?

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: 120 человек.

С. БУНТМАН: 120 человек.

Л. МАЛЕВ: 120 человек приехали. Все прошли по пропускам. Всех оформили. Вот. Полный зал был. Все сотрудники ведущих отделов и управлений. Люди стояли в коридоре, которые не могли поместиться, в коридоре слушали. Двери были заполнены. Артисты хора выходили, оставляли место, площадку для балета. Оркестр сидел тут перед 1-м рядом. Сам председатель НАТО Ян де Хофскефер находился тогда в гостях у Буша на ранчо. А вместо него был Жан Фурне, его заместитель, который до начала концерта выступил, поприветствовал всех и сказал: «Тут никакой политики, одно желание принять российскую культуру, российское искусство». Вот. И начался концерт. Кстати, мы там и спели «Священную войну», вот в начале. А в конце спели «День победы». Ну, были и «Калинка» и «Очи черные». Была «Смуглянка». И концерт длился час 20. Аплодисменты порой переходили в овацию. Там не было никаких моментов двойственного характера.

С. БУНТМАН: Но откуда им…

Л. МАЛЕВ: Но Вы знаете как? Были случаи на наших концертах, их лучше уж рассказать, когда там в других странах раньше были попытки сорвать выступления, были попытки там…

В. КИДАНОВ: Да.

С. БУНТМАН: Были, да?

Л. МАЛЕВ: … информацию, что заминирована сцена. И пока там не обходили, не просматривали сцену, там и под сценой проверяли. Случаев очень много разного характера. Вот. А тут как бы всякое же могло быть. Да? Какие-нибудь высказывания, там недоверия. Зал же был многонациональный. Все сотрудники НАТО разных национальностей, разных стран, и поэтому… В любом случае было все очень дружелюбно. Очень было красиво. Я только приведу пример. Когда закончился концерт, и мы уже уехали, одна из сотрудниц НАТО написала по электронной почте нам письмо: «Прошу руководство ансамбля сообщить мне, где в ближайшее время в Европе будет выступать ансамбль Александрова. У меня появилось большое желание своему мужу ко дню рождения билет на концерт и на самолет, чтобы он посмотрел то, что видели мы в НАТО».

С. БУНТМАН: Ну, чудесно.

Л. МАЛЕВ: Так что…

С. БУНТМАН: Так что уже теперь Вы можете с группой НАТОвских фанатов, можете просто перемещаться по Европе.

В. КАДИНОВ: Ну, я бы…

С. БУНТМАН: Да, пожалуйста, Виктор Григорьевич.

В. КАДИНОВ: Я бы хотел добавить несколько слов. Было бы неверно, если не сказать историю возникновения НАТО, так как многие истории, которые проводятся сегодня в ансамбле Александрова, это было бы неправильно не сказать, что инициатором этого дела и именно вот это то, что произошло, это все директор ансамбля Леонид Иванович Малев. Я не могу этого не сказать, потому что я присутствовал при этом, я это все видел. Я все это слышал. И каждые переговоры, и как после выступления в НАТО в зале мы вышли на улицу, и возле этого знаменитого знака НАТОвского ансамбль встал и акапелла спел песню.

С. БУНТМАН: Отлично.

В. КАДИНОВ: Да.

С. БУНТМАН: Записал кто-то?

Л. МАЛЕВ: Записал. Но писал… «НТВ» записали и…

С. БУНТМАН: Ну, то есть и телевидение было. Да?

Л. МАЛЕВ: Да. И «Первый канал» записал и красиво показал. Там спели «Священную войну». Все, кто проходил мимо, конечно, там удивлялись: российская армия тут в центре НАТО. Конечно, после этого еще наши артисты общались с сотрудниками НАТО, когда уже был завершен концерт, в холе, обменивались значками, обменивались, значит, открытками, дарили сувениры друг другу. Мы подарили им диски наших песен, с удовольствием они при том… дисков мы взяли немного, но потом просто просили: «А еще? Еще можно?» Ну, в принципе мы считаем, мы показали миролюбивый характер наших вооруженных сил, показали высокий профессионализм, вызвали у них аплодисменты, которые переходили в овации, и вызвали у многих, конечно, смешение чувств и понимание…

С. БУНТМАН: Давайте сейчас покажем наш миролюбивый характер с Вами, и до перерыва мы можем что-нибудь спеть. Вернее не мы, а…

В. КАДИНОВ: Нет, мы вместе все будем.

Л. МАЛЕВ: Значит, поскольку мы находимся в Москве, в центре Москвы. Да? Столица нашей Родины Москва, город-герой, нас всегда радует. Потом именно в Москве родилось много песен о Москве. У нас даже есть такая литературно-музыкальная композиция «С песней к победе». Там история всех песен, написанных и исполненных в Москве. Поэтому предлагаю сейчас послушать песню «Моя Москва», которую исполнит Евгений Булышников.

С. БУНТМАН: Хорошо.

Звучит песня «Моя Москва»

В. КАДИНОВ: Молодец!

С. БУНТМАН: Спасибо. Сейчас прервемся на 3 минуты. И после «Новостей» мы продолжим.

С. БУНТМАН: Продолжаем. Мы сегодня встречаемся в нашем приложении к «Военному совету» с дважды краснознаменным академическим ансамблем песни и пляски Российской армии имени Александрова. И в гостях у нас и солисты, и музыканты ансамбля. И у нас сейчас директор ансамбля, заслуженный деятель искусств России Леонид Иванович Малев и заслуженный артист России, старейшина ансамбля, ныне главный администратор Виктор Григорьевич Кадинов. Вот до «Новостей» мы слышали песню «Моя Москва». Знаете, какая у меня была в детстве, когда я учился в школе, мы начинали тогда… Было как раз 20 лет Победы. Потом было 25 лет обороне Москвы и контрнаступления. И нас тогда научили, и мой папа очень любит до сих пор эту песню, песню защитников Москвы. Помните, «Мы не дрогнем в бою за столицу свою»?

Л. МАЛЕВ: Да.

С. БУНТМАН: Какая песня изумительная. Ее почему-то реже гораздо исполняют.

В. КАДИНОВ: Но мы ее поем.

С. БУНТМАН: Поете, да?

Л. МАЛЕВ: У нас много песен о Москве…

В. КАДИНОВ: Много в концертах поем.

С. БУНТМАН: Ну, просто она какая-то… С другой стороны она немножко такая вот здесь, но в ней какая-то сила такая чудесная есть совершенно. Я представляю, как она тогда слушалась в 41-м году. У меня дед погиб под Москвой, так что я всегда это очень… в ополчении. Я всегда это очень как-то так переживал. А скажите, пожалуйста, вот тогда, когда Вы заняли без боев конференц-зал НАТО, вот 120 человек… вообще насколько состав стал больше, меньше? Когда он стабилизировался? И у нас сейчас тут 2 музыканта, ну, естественно у Вас же оркестр серьезный, хор большой, балетная труппа, солисты. Вот пожалуйста.

Л. МАЛЕВ: Ансамбль когда был создан в 28-м году, тогда было 12 человек: 8 певцов, 2 музыканта, 1 чтец и 1 солист. Уже в 39-м году численность ансамбля выросла до 247 человек. После Великой Отечественной войны численность ансамбля доходила до 350 человек. Это примерно так было. Потом уже в советское время было некоторое сокращение. Потом уже было во время российский армии, значит, было некоторое сокращение, и численность ансамбля доходила до 189 человек в 2003 году. Потом численность начала увеличиваться, и сегодня численность ансамбля составляет 247 человек. Примерно такой состав, который позволяет решить многие задачи. Ну, конечно, у нас есть как бы пожелания, есть потребности увеличить еще численность хора, довести ее до 300 человек, которая бы позволяла выполнять наши профессиональные задачи. Ну, и потом мы сегодня имеем 2 состава. 1-й состав – 120 человек, который выступает на больших сценах. А в воинских частях не все же сцены есть, сценические площадки, особенно в полевых условиях, а мы ставим перед собой задачу главную – это выступление для воинов вооруженных сил Российской Федерации. Эта задача нами постоянно выполняется. И наши артисты и малым составом, и средним составом – это бригады до 50 человек – выезжают в войска.

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: Вот буквально недавно приехала большая группа наших артистов из поездки по Дальнему Востоку, где выступали перед теми, кто попал под наводнение…

С. БУНТМАН: Да, да.

Л. МАЛЕВ: … и перед теми, кто помогал людям, которые, значит, спасали их. Вот это был Комсомольск-на-Амуре. Это, значит, был Хабаровск, другие места, Улан-Удэ. По всем этим гарнизонам проехали наши артисты. Мы обычно и стараемся выступать подальше от Москвы в самых тех гарнизонах, куда мало, кто приезжает из артистов, и приносим своими выступлениями определенную радужную обстановку особенно это в праздники новогодние и день защитника Отечества, 9 мая, день принятия декларации о независимости России и другие праздники, и в будни в том числе. Поэтому самая главная задача этим составам, значит, посетить все наши воинские подразделения, включая моряков, ну, и все виды вооруженных сил, включая и те базы, где находятся наши военнослужащие. Буквально в ближайшее время, 18-го числа, большая группа артистов выбывает на 102-ю базу в Армению.

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: И тут же приезжает 25-го числа 2-я группа улетает на Новую Землю, там тоже находятся наши военнослужащие.

С. БУНТМАН: Да как-то это противоположные концы.

Л. МАЛЕВ: Да.

С. БУНТМАН: Получается, да.

Л. МАЛЕВ: У нас… мы преодолеваем расстояние и на самолетах, и на поезде, на автомобилях, любыми транспортными средствами. И самая важная вот эта задача – выступление для наших военнослужащих Российской армии является главной. Примерно из общего количества выступлений 50-55 процентов – это выступления для российских вооруженных сил. Примерно 30 процентов – 32 процента – для гражданского населения нашей страны, и примерно 18-22 процента – это для граждан зарубежных государств. При этом приоритеты мы отдаем выступлениям в России, а не за рубежом, если за рубеж выезжаем, то выезжаем в процентном отношении не так много…

С. БУНТМАН: Ну, да.

Л. МАЛЕВ: Главная задача здесь…

С. БУНТМАН: В основном в России. Сейчас очень много появляется все больше разных форм выступления, и ансамбль Александрова тоже в этом принимает… Вот нам рассказывали о поющем корабле. А что? По-моему, это здорово.

Л. МАЛЕВ: Конечно, здорово.

В. КАДИНОВ: Опять идея была придумана начальником ансамбля.

Л. МАЛЕВ: Нет, нет…

В. КАДИНОВ: Нет, это было потом…

Л. МАЛЕВ: Это была идея начальника управления культуры…

С. БУНТМАН: Ну, да.

Л. МАЛЕВ: … Горбункова, а он у Вас здесь был.

С. БУНТМАН: Да. Горбунков рассказывал нам.

Л. МАЛЕВ: Это как раз его была идея на корабле. Мы когда подплыли к парку культуры и остановились. Да?

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: Во-первых, я, например, не помню, по-разному звучат на кораблях выступления. Да? Тут полным составом подобрали себе корабль, на котором сел оркестр, встал хор, подплыли к парку культуры. Люди, которые там прогуливались, потом когда зазвучала музыка, значит, все как можно ближе подошли, кто находился в парке культуры там, все приходили. Красивая, конечно, получилась история.

С. БУНТМАН: Ну, это здорово.

Л. МАЛЕВ: День города Москвы, стоит корабль белоснежный, на корабле стоят военные, ансамбль Александрова, поют песни Москве. И люди воспринимали это там очень радостно, бравурно, с выкриками и с большим удовольствием. Ну, получилось как бы красиво.

С. БУНТМАН: Нет, здорово. Здорово получилось. А вот скажите, оркестров много везде, во всех странах, а аналогичный ансамбль где-нибудь существует?

Л. МАЛЕВ: Да, существуют. Значит, аналогичный ансамбль существует… по нашему образцу собственно и был создан ансамбль песни и пляски китайской народной армии в Китае. Значит, такой же ансамбль песни и пляски есть в Корее, в Северной Корее. И такой же ансамбль песни и пляски создавался в Монголии. Во всех остальных странах мира мы знаем, что есть оркестры.

С. БУНТМАН: Оркестры, да.

Л. МАЛЕВ: А ансамбли в таком составе как у нас штат – хор, оркестр, балет, солисты, администрация, вот в таком контексте больше я, например, не припомню…

С. БУНТМАН: Там есть временные такие составы. Они поют, когда с оркестром, исполняют и исторические песни, и марши военные исполняют, которые со словами. Там у них непостоянный состав.

Л. МАЛЕВ: Мы несколько раз принимали участие, значит, в Квебеке, в Канаде в фестивале музыкальных оркестров. Это было 2 года назад. Там 12 государств присутствовали. В прошлом году там были коллективы из Франции, Великобритании, Бразилии, Польши, Южной Кореи, Италии, Аргентины. Все были оркестры, и не было солистов. Наши солисты и наш оркестр, и наш балет выступали там… Колизей-Пепси. Значит, огромная спортивная арена, где проходили выступления. И всем как бы было предоставлено там выступление по 5-6 минут, не более. Нам было предоставлено 12 минут, то есть в 2 раза больше, чем остальным. И потом когда начинался фестиваль и особенно завершался по улицам Квебека, там примерно где-то около километра занимают люди, жители города, места вдоль дороги, и был марш-парад. Казалось бы у нас, мы как бы оркестр же. Да?

С. БУНТМАН: Ну, да.

Л. МАЛЕВ: Оркестр, балет, хор. Как бы по улицам никогда не проходили этим маршем. Да? Для многих это было неожиданностью, как это все будет происходить. Но и для нас самих это было… Ну, и артисты там в хоре ворчали там это самое: «Как мы пойдем по улицам? Мы на сцене выступает, куда нам идти по улицам?» Но военное же подразделение Александра Александрова. Ну, все, построились. Колонны, значит, по 4, впереди балет, впереди флаг Российской Федерации. Балет одел красивые такие… девушки – царские костюмы, ребята – морскую форму. Хор построился. Артисты оркестра с балалайками без духовых инструментов, хотя духовые есть. Ну, как бы потренировались и пошли по Квебеку, значит, по улице. Ажиотаж, конечно, у всех был. Привыкли к оркестрам, а тут идет ансамбль, поет, балет танцует.

С. БУНТМАН: Пели на ходу?

Л. МАЛЕВ: Да.

В. КАДИНОВ: Да.

Л. МАЛЕВ: И получилось, когда проходили, значит, аплодисменты, которые там взрывали настроение всем, кто там еще не понимал, далеко был, было очень, конечно интересно. Прошли. Всем понравилось. И зрителям…

С. БУНТМАН: А ведь с балетом тоже можно. Помните, когда Бондарчук снимал «Войну и мир», когда там идет колонна русской армии, тогда идут впереди с ложками и вот так вприсядку, и вот так…

В. КАДИНОВ: И как раз краснознаменный ансамбль озвучивал этот фильм.

С. БУНТМАН: Да.

В. КАДИНОВ: Он пел тогда там.

С. БУНТМАН: И краснознаменный ансамбль еще озвучивал, когда, помните эта чудесная сцена, когда пленный француз начинает петь про Генриха IV, и тогда подхватывает, и вот этот план бондарчуковский сверху, огромный этот план…

Л. МАЛЕВ: Да, да.

С. БУНТМАН: … когда все к костру собираются.

В. КАДИНОВ: Вы задали очень хороший вопрос Леониду Ивановичу по поводу ансамблей, которые были созданы по образцу краснознаменного ансамбля.

С. БУНТМАН: Да.

В. КАДИНОВ: Ну, сейчас в странах демократии были в ансамблях, но ансамбль в Китае, который такой небольшой, 500 человек всего.

С. БУНТМАН: По китайским меркам.

В. КАДИНОВ: Да, по китайским такой небольшой.

С. БУНТМАН: Это камерный.

В. КАДИНОВ: Ну, он был создан…

Л. МАЛЕВ: В самой Корее Северной 350.

В. КАДИНОВ: В 52-м году Мао Цзедун приехал на юбилей Сталина, 70-летие, по-моему. Не помню.

С. БУНТМАН: Нет, там была…

В. КАДИНОВ: В 52-й год, короче говоря, это было.

С. БУНТМАН: Но это не юбилей. Это последний был день рождения просто. Да.

В. КАДИНОВ: Да, день рождения. И выступал ансамбль Александрова на приеме в Кремле. И Мао Цзедун увидел наши выступления, и он, значит, обращаясь к Сталину, говорит ему: «Я хочу такой ансамбль».

С. БУНТМАН: Ну, вот все и…

В. КАДИНОВ: А впервые мы приехали в Китай, вот Леонид Иванович Вам говорил, в 49-м году. Была небольшая…

С. БУНТМАН: Это сразу после…

В. КАДИНОВ: Событий.

С. БУНТМАН: … после победы революции тогдашней.

В. КАДИНОВ: Да, да.

С. БУНТМАН: То есть осенью уже после победы как раз сразу приехали. Ну, и как Вас там… народная армия смотрела и китайцы?

В. КАДИНОВ: Нас Китай всегда хорошо принимал. И я не думаю, что столько стран, сколько мы посетили, чтобы 1-й секретарь ЦК компартии Китая вышел в зал, сидел вместе, рядом с нашим руководством и пел вместе с нами песни.

Л. МАЛЕВ: Это касается… сейчас стоит у руководства Китая Си Цзиньпин, вот он недавно…

С. БУНТМАН: Да, да.

Л. МАЛЕВ: В этом году был избран на пост руководящий в стране, вот и 1-й визит после избрания – он приехал в Россию. А до этого был Ху Цзиньтао. И когда мы были в Китае, значит, выступали в зале всеобщего собрания в Пекине, так он лично присутствовали и все руководство, значит, компартии Китая присутствовало на нашем концерте. Мы сидели рядом вот полтора часа, пока шел концерт. И он все время говорил: так вот все. И вообще все было душевно.

С. БУНТМАН: Откуда знают-то? Мы как-то давно…

В. КАДИНОВ: А вот откуда знают, попросите Леонида Ивановича, чтобы он Вам рассказал последнюю историю пребывания...

С. БУНТМАН: А давайте. Да.

В. КАДИНОВ: … Китайской делегации здесь в Москве, как это было.

С. БУНТМАН: Да, и сразу потом споем. Да.

Л. МАЛЕВ: Ну, в этом году мы уже начали говорить про 1-й визит Си Цзиньпина в Москву, значит, на встречу с Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным вот он прибывал вместе с супругой Пен Лиюань. Вот ей было предложено посмотреть в Москве ряд, значит, культурных учреждений, значит, и Большой театр и консерватория, и кремлевский алмазный фонд, и оружейную палату. И в списке числился, значит, и ансамбль Александрова, как бы замыкал список мест посещений. Ну, как мне сказали в посольстве, значит, был выбран ансамбль Александрова. И было посещение 1-й леди Китая ансамбля Александрова. Находилась она в ансамбле 1 час 20 минут. Вот. Мы ее ознакомили с нашей материальной базой, где занимается балет, показали наш музей. В музее у нас есть специальная выставка по всем нашим поездкам по миру, и есть стенд и те места, посвященные Китайской народной республике. Вот. А потом было предложено посмотреть концертную программу в 20 минут. Вот в репертуаре была и песня на китайском языке «Красная армия не боится трудного похода». И наш Вадим Ананьев пел на китайском языке, и песня была посвященной именно ее китайской армии. А потом я спросил под влиянием, не желает ли она спеть с ансамблем Александрова. Она говорит: «Да, очень. С удовольствием». Вот и…

С. БУНТМАН: Что спела?

Л. МАЛЕВ: «Ой, цветет калина красная».

С. БУНТМАН: «Ой, цветет калина…», да?

Л. МАЛЕВ: Да, один куплет, значит, она спела. Значит, 3 куплета, из них 1 куплет она спела на русском языке и 2 куплета на китайском, вызвала бурю аплодисментов тех, кто находился в зале, лица, которые сопровождают, и наши сотрудники ансамбля. Очень все получилось достойно, красиво, профессионально. Вот.

С. БУНТМАН: Здорово!

Л. МАЛЕВ: Потом, значит, обменялись сувенирами. Потом, значит, обменялись подарками. Провели фотографирование на сцене. Ну, а потом пили чай. Она говорит: «Было бы хорошо, если Вы приехали в Китай». Потом получилось очень красиво. Вот.

С. БУНТМАН: Ну, замечательно. Снова в Китай ехать…

Л. МАЛЕВ: Поедем.

С. БУНТМАН: Обязательно. Давайте споем. Что мы сейчас споем, как Вы думаете?

Л. МАЛЕВ: Что мы споем?

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: Я думаю, что мы сейчас дадим возможность…

С. БУНТМАН: На русском?

Л. МАЛЕВ: Нет. Зачем на русском? Мы уже на русском пели.

С. БУНТМАН: Пели уже, да?

Л. МАЛЕВ: Да. Давайте попробуем, раз уж мы сейчас заговорили…

С. БУНТМАН: Неужели китайский?

Л. МАЛЕВ: Нет. Зачем китайский?

С. БУНТМАН: Нет. Что?

Л. МАЛЕВ: Сейчас мы дадим возможность спеть Борису Дьякову. Значит, мы вообще об этом еще не говорили, но сейчас будет говорить, что мы планируем в следующем году принять участие в Евровидении…

С. БУНТМАН: Так.

Л. МАЛЕВ: … представить нашего артиста. У нас есть артисты, которые могут принять участие, и я думаю, занять…

С. БУНТМАН: Не сомневаюсь.

Л. МАЛЕВ: … 1-е место.

С. БУНТМАН: Не сомневаюсь.

Л. МАЛЕВ: На другое мы не согласны. Потому, что почиталей в Европе у нас достаточно много. Вот. У нас там идут концерты при полных, заполненных залах. Вот. При том люди приходят семьями, много молодежи. Это огромная армия любителей ансамбля Александрова, поэтому уже потенциально уже есть наши сторонники, наши почитатели. Вот и сейчас Борис Дьяков исполнит песню «Вернись…»

БОРИС ДЬЯКОВ: В Сорренто.

С. БУНТМАН: В Сорренто. Да.

Л. МАЛЕВ: Я думаю, сейчас мы послушаем.

С. БУНТМАН: Давайте.

Л. МАЛЕВ: И насладимся.

Б. ДЬЯКОВ: У нас даже есть традиция, мы всегда когда приезжаем в страну, мы обязательно исполняем одно произведение этой страны.

С. БУНТМАН: Да, да.

Л. МАЛЕВ: В каждой, я помню, в какой бы мы не находились стране, всегда 2-3 сочинения музыкальных на языке той страны, в которой мы присутствуем. Вот в Польше – на польском, во Франции – на французском, в Италии – на итальянском.

С. БУНТМАН: Сам Бог велел. Хорошо слушаем.

Л. МАЛЕВ: Потом расскажем. Да. Ну, слушаем Бориса Дьякова.

Б. ДЬЯКОВ: Необычная мизансцена будет. Сидя спою.

Звучит песня «Вернись в Сорренто»

С. БУНТМАН: Вот. Но в конце все равно надо было…

Б. ДЬЯКОВ: Высокая нота…

С. БУНТМАН: Надо было встать да опереться. Замечательно. А скажите, в Ватикане у вас был концерт еще?

Л. МАЛЕВ: Был, да.

С. БУНТМАН: Как-то Вы сразу так: был.

Л. МАЛЕВ: Ну, у нас вообще много интересных событий за последние годы были. Они все по-разному интересны и все особенные. Вот Вы затронули Ватикан сейчас. До этого был НАТО. До этого у нас в перечне всех мероприятий были выступления в Карнеги-холл, в Альберт-холле в Лондоне, во Франции, в лучших залах столиц мира – это в Праге. В этом году мы были в Санремо. 20 лет в Санремо никто не выступал из российский артистов.

С. БУНТМАН: Вы решили снова открыть?

Л. МАЛЕВ: Мы не открыли. Мы выступали в этом году. И в перечне всех этих таких интересных выступлений за рубежом говорит о том, что ансамбль за рубежом принимают, любят, оценивают его очень по достоинству. А в Ватикане наше выступление было по случаю 26-й годовщины вступления Папы Римского на престол. Было специальное принятое постановление правительства Ватикана о том, что именно на 26-й годовщине Папы Римского Иоанна-Павла II…

С. БУНТМАН: Иоанна-Павла? Это тогда было как раз… Да, да.

Л. МАЛЕВ: Его годовщина. Будет выступать ансамбль Александрова. Вот. Конечно, необычное было это решение, что тут в этом зале выступает армейский коллектив, российская армия. Я уже как бы рассказывал. Мы начали концерт с того, что вынесли до начала концерта, у нас тоже есть такая традиция в каждой стране до начала концерта, мы выносим флаг той страны, где пребываем, и флаг Российской Федерации. И он находится в стаканах весь концерт, и флаг нашей страны, и флаг той, которая нас принимает. А в Ватикане вынесли флаг Российской Федерации и флаг вооруженных сил. И его пронесли по сцене там метров примерно 50. Вот. Потом поставили в специальные стаканы на фоне ведущей, которая вела весь концерт. Но когда флаги вносили, то весь зал, примерно там 7 тысяч мест, встал и аплодировал, стоя. Потом написали многие газеты, говорят: «Такое не придумаешь и в кошмарном сне, чтобы флагу Российской Федерации, вооруженных сил аплодировали, стоя все, кто находился в зале. Ну, это же так бы и…

С. БУНТМАН: Ну, что это? Это уважение.

Л. МАЛЕВ: Это уважение.

С. БУНТМАН: Уважение нормальное…

Л. МАЛЕВ: Все правильно. Нормальное уважение. Правильное уважение, но сам факт, что… Это была тема концертного выступления, значит, которая очень тепло была принята всем залом. В зале присутствовало, как мне сказали, еще 28 кардиналов, которые прибыли на это мероприятие. Вот. И Папа Римский, когда закончился концерт, то он находился в кресле, которое было так на колесиках небольших, оно как бы передвигалось…

С. БУНТМАН: Ну, он плохо тогда себя чувствовал…

Л. МАЛЕВ: Да он ходил, но его так подвинули ближе, значит, к сцене, и он сказал на итальянском и на русском языке: «Я благодарю руководство России, благодарю руководство ансамбля Александрова, что мы имели возможность в этом зале увидеть российское искусство, российскую культуру. Я, значит, благословляю Вас и прошу казанскую икону Божьей матери, которую передали буквально за месяц до этого, значит, из Ватикана в Москву, пусть она оберегает Россию, и пусть Россия будет такой хорошей, и пусть она, значит, процветает».

С. БУНТМАН: Это 2004.

Л. МАЛЕВ: 2004 год. Совершенно верно. Это было в октябре месяце.

С. БУНТМАН: Да, да. Вот а скажите, пожалуйста, вот я хочу, чтоб мы успели еще вот, и открыт же памятник Александрову.

Л. МАЛЕВ: Да, Вы затрагиваете все хорошие такие темы.

С. БУНТМАН: Да. Вот в этом году весной?

Л. МАЛЕВ: 13 апреля исполнялось 130 лет и 2013 год, там даже такие цифры получаются. 13 апреля – день рождения. 130 лет. Ноль убираем – 13. И 13-й год. Так получилось. Да, открыли этот памятник Александру Васильевичу Александрову. 5 лет, значит, мы шли к этому открытию памятника. Памятник был построен за личные средства, значит, 2-х жителей города Москвы – это Иващук Николай Григорьевич и Чижик Андрей Станиславович. Они из собственных личных средств построили, создали, оплатили все работы из гранита, из мрамора и скульптору, и архитектору. То есть полностью за счет как бы пожертвования 2-х частных лиц. Это говорит о том, что есть в стране, в столице люди, которые как бы понимают, что памятник человеку, который написал гимн нашей страны. А 1 января, опять интересная дата получается, исполняется 70 лет 1-му звучанию гимна нашей страны, потому что он впервые прозвучал 1 января 44-го года.

С. БУНТМАН: Как гимн Советского Союза.

Л. МАЛЕВ: Как гимн Советского…

С. БУНТМАН: Уже не как гимн партии большевиков. А уже как гимн Советского Союза.

Л. МАЛЕВ: Да. Он прозвучал, как правильно Вы говорите, как гимн Советского союза. За этот период до сегодняшнего дня слова гимна менялись трижды. Музыка оставалась неизменной. И тут получается, что мы отмечаем 130 лет и памятник открыли, теперь 85 лет ансамблю Александрова, теперь 1 января 70 лет с исполнения гимна. Ну, такие красивые даты история ансамбля Александрова и памятник, кажется, получился удачным. Ну, и по смыслу и по значению важно – человек, который написал гимн нашей страны, написал «Священная война», многие другие…

С. БУНТМАН: Нет, ну, и вообще и создал такой уникальный, в общем-то, я бы сказал, конечно, ансамбль как ансамбль Александрова.

Л. МАЛЕВ: То, что памятник открыли, конечно, мы все этому очень…

С. БУНТМАН: Сразу скажите, где памятник, чтобы…

Л. МАЛЕВ: Он находится на Земледельческом переулке напротив здания ансамбля Александрова, который располагается по адресу Земледельческий переулок, дом 20. Но я бы хотел сказать, как трудно все-таки памятник открыть, очень сложно.

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: Если меня слышат все, кто собирается еще открывать памятники в Москве – это так тяжело, это так мучительно больно. Эти все согласования по кабинетам. Это десятки кабинетов, десятки людей, десятки согласований. Я просто жалею тех ,кто будет еще памятники открывать…

С. БУНТМАН: Но лучше согласование, это я Вам как член комиссии скажу. Вот. Лучше согласование, потому что тогда будет стоять…

Л. МАЛЕВ: Я за согласование.

С. БУНТМАН: Да.

Л. МАЛЕВ: Только за. Но сколько эта процедура длительна, мучительна…

В. КАДИНОВ: Растягивается.

Л. МАЛЕВ: … больная.

С. БУНТМАН: Понимаю, да.

Л. МАЛЕВ: Именно больная. Одно согласование переходит в другое. Другое переходит в третье. Потом от третьего возвращается к первому. А потом начинается все сначала. Ну, вот этот иногда совершенно бессмысленные переходы, длительность сроков…

В. КАДИНОВ: Ну, 5 лет подписывали бумажку.

Л. МАЛЕВ: Ну, ладно.

С. БУНТМАН: Мягко скажем, не без того, но, слава Богу, сделано. Вот добились. Памятник увидели.

Л. МАЛЕВ: Очень хорошо. Очень.

С. БУНТМАН: А кто скульптор?

Л. МАЛЕВ: А скульптор Таратынов. Александр Таратынов – в прошлом скульптор студии военных художников Грекова.

С. БУНТМАН: А тоже Вы с грековскими художниками и скульпторами… Ужасная совершенно вещь. Нам сейчас… Я не люблю говорить, что, к сожалению, наше время завершается. Время завершается, потому что очень много и как Вы… но Вы не стали байкерами, но с ними и взаимодействовали.

Л. МАЛЕВ: Исполняли… Они проявили желание возложить цветы по случаю 85-летия ансамбля к памятнику Александра Васильевича Александрова.

С. БУНТМАН: Да. Прекрасно.

Л. МАЛЕВ: Значит, и мы ожидали приезда 200 байкеров, оказалось, их приехало около тысячи.

С. БУНТМАН: Мама родная!

Л. МАЛЕВ: Вот. Было, значит, красивое исполнение гимна совместное. И мы считаем, что совместное исполнение гимна с байкерами, оно продвигает все-таки к правильному, значит, движению, чтобы больше людей в нашей стране знали слова гимна, чтобы он звучал в разных регионах при проведении различных мероприятий. Это хороший пример для молодежи в нашей стране.

С. БУНТМАН: Хорошо. Спасибо Вам большое, дорогие друзья. И Вам всяческих успехов…

Л. МАЛЕВ: Сергей, а можно…

С. БУНТМАН: … и музыкальных, и жизненных. Форма у Вас новая, да?

Л. МАЛЕВ: А можно? Мы хотим Вам подарить на память о нашей встрече диск с нашими песнями. В последующем подарим DVD. Вот. Сейчас дарим для ушей.

В. КАДИНОВ: А потом и для зрения.

С. БУНТМАН: Мы же радио прежде всего.

В. КАДИНОВ: И для зрения.

С. БУНТМАН: И в программе у меня будут звучать. Спасибо Вам большое. Это было такое у нас приложение к «Военному совету».

Л. МАЛЕВ: И Вам спасибо.

В. КАДИНОВ: Спасибо.