Купить мерч «Эха»:

Леонид Малев, Петр Скульски, Виктор Санин, Дмитрий Быков, Александр Моргулкин, Виктор Кадинов - Военный совет - 2009-05-02

02.05.2009
Леонид Малев, Петр Скульски, Виктор Санин, Дмитрий Быков, Александр Моргулкин, Виктор Кадинов - Военный совет - 2009-05-02 Скачать

С.БУНТМАН: Добрый день. Военный совет у нас в сборе, да еще в расширенном составе. Анатолий Ермолин. Анатолий, добрый день.

А.ЕРМОЛИН: Добрый.

С.БУНТМАН: Я напоминаю, что ветеран группы спецназначения «Вымпел». Всегда напоминаю. И Сергей Бунтман ведут эту программу. У нас очень много гостей. У нас сегодня от праздников до праздников, сегодня мы встречаемся с ансамблем песни и пляски российской армии имени Александрова, академическим ансамблем. Леонид Иванович Малев. Здравствуйте, добрый день, Леонид Ивановича.

Л.МАЛЕВ: Здравствуйте, приветствую вас.

С.БУНТМАН: Начальник академического ансамбля. И у нас сегодня много гостей. Это и участники ансамбля, так что у нас сегодня будут номера в прямом эфире. Так что можете записывать, а потом пиратски распространять – это не совет, это так я вам. Никто не слышал – я сказал. У нас в гостях будут 2 солиста ансамбля – Виктор Санин, заслуженный артист России. Добрый день.

В.САНИН: Добрый день.

С.БУНТМАН: И Дмитрий Быков, солист ансамбля, заслуженный артист России тоже. Здравствуйте, добрый день.

Д.БЫКОВ: Добрый день.

С.БУНТМАН: И Александр Могулкин, баянист, тоже заслуженный артист России, добрый день. Так что сегодня 3 песни споют. И мы сегодня еще встречаемся, Петр Скульски у нас в гостях – он представляет Польшу у нас, и руководитель Европейского агентства рекламы. Здравствуйте, Петр.

П.СКУЛЬСКИ: Добрый день.

С.БУНТМАН: И далеко не первые и, наверняка, не последние гастроли, большие гастроли, интенсивные гастроли ансамбля Александрова в разных странах, и в том числе и в Польше. Мы будем сегодня и об этом говорить. Все, вроде бы все я сказал. Ну, начинаем с того, что мы знаем очень давно ансамбль Александрова и знают все. И был всегда такой, может быть, я бы сказал, маркой и советской армии, потом российской армии. Все дивились, как поют и слаженности, и всему. Как сейчас живет ансамбль?

Л.МАЛЕВ: Ну, живет полнокровной жизнью. У нас сейчас проходят большие и разнообразные гастроли, мы постоянно находимся перед зрителями, часто выступаем в вооруженных силах в частях воинских, на кораблях, здесь в Москве, рядышком с Москвой и подальше. И в Дальневосточном округе, и в Сибирском округе, на Северном флоте. Ну и кроме этого у нас и проходят гастроли в зарубежных государствах. Ну а в целом, конечно, самый главный для нас зритель был и остается – это наш зритель, российский и наш российский солдат.

С.БУНТМАН: А организационно он как? Вот сейчас он как организационно, это что?

Л.МАЛЕВ: Организационно...

А.ЕРМОЛИН: Это воинское подразделение?

С.БУНТМАН: Воинское подразделение или что? Я не знаю. Это акционерное общество, как это полагается последние 20 лет?

Л.МАЛЕВ: Ну, вы сами объявили название – Академический ансамбль песни и пляски российской армии. Значит, это учреждение, которое имеет свою штатную структуру, которое состоит из хора, оркестра, балета, солистов, администрации, общая численность личного состава сегодня у нас 200 человек. И так происходит деление сугубо по армейским правилам и законам. Вот воинская часть, это учреждение.

А.ЕРМОЛИН: То есть это личный состав.

Л.МАЛЕВ: Личный состав, военнослужащий и гражданский персонал входят в состав ансамбля. И вот такой состав и представляет собой сегодня ансамбль Александрова. То есть самостоятельная юридическая организационная структура, имеющая свои юридические полномочия и способная выполнять все задачи самостоятельно и у нас в стране, и за рубежом – вот что собой представляет организационной ансамбль Александрова.

С.БУНТМАН: Финансово – это что, бюджет?

Л.МАЛЕВ: Бюджет, но мы имеем возможность еще и делать платные выступления, которые мы совершаем. Эти платные выступления проходят и у нас в стране, и за рубежом. Заработанные деньги расходуются на покупку новых музыкальных инструментов, танцевальных костюмов, на воспроизводство, ну и одновременно на оплату командировочных и других расходов, которые связаны когда мы выступаем у нас в стране.

А.ЕРМОЛИН: И инвестируются в деятельность. Сереж, вот знаешь, интересная тема, в том числе...

Л.МАЛЕВ: Сразу финансы интересная тема, да? (смеется)

А.ЕРМОЛИН: С точки зрения бизнеса и всего прочего. Но мне кажется, что у всех таких серьезных марок, брендов есть одна проблема – что на слуху название, а вот историю, дух далеко не всегда все знают. Вот можно напомнить нашим слушателям, откуда есть пошел?

С.БУНТМАН: Вот просто с чего началось, с какой точки? Напомните.

А.ЕРМОЛИН: Например, у нас есть в одном из сообщений, что Александров был последним регентом храма Христа-Спасителя. Как так случилось?

Л.МАЛЕВ: Ну, Александр Васильевич Александров – да, был, действительно, последним регентом храма Христа-Спасителя. В прошлом году мы отметили 125-летие со дня рождения Александра Васильевича Александрова. Ну, должен сказать еще такой момент. Многие немножко даже и не знают или путают – было 2 Александровых – Александр Васильевич Александров, собственно говоря который вошел в историю как человек, который написал гимн нашей страны, а гимн прозвучал 1 января 1944-го года за всю историю своего существования. Слова гимна менялись трижды, музыка оставалась.

С.БУНТМАН: А до этого был гимн партии большевиков, музыка-то была.

Л.МАЛЕВ: Так. Там по-разному ситуация складывалась, и было и это. Я сейчас говорю о Александре Васильевиче Александрове и о гимне. Теперь самое тоже известное сочинение, которое он написал и вошло в историю нашей страны и самое известное в мире – это «Священная война», которая прозвучала 26 июня 1941-го года. Умер Александр Васильевич Александров в 1946-м году, и после его смерти на должность руководителя ансамбля был назначен его сын Борис Александрович Александров. Тогда когда он умер, Сталину доложили, что умер Александр Васильевич Александров, кто будет дальше руководить ансамблем? Ну, Сталин примерно так сказал, что «есть у него сын – вот дадим сыну возможность, Борису, пусть руководит». Борис Александрович Александров руководил ансамблем 40 лет, Александр Васильевич 18 лет. А вот если говорить уже о Борисе Александровиче, то его известное сочинение – песня советской армии, «Свадьба в Малиновке» - все мы помним этот фильм, который смотрели, вся музыка в «Свадьбе в Малиновке» была написана Борисом Александровичем Александровым.

С.БУНТМАН: Но до фильма это была известнейшая оперетта, которая шла во всех театрах.

Л.МАЛЕВ: Да. Ну, была известная оперетта, но музыка, в данном случае, была Александрова. Так вот получается, вот 2 Александровых. Но вернемся к истории. В 1928-м году в доме тогда Красной армии, сегодня это культурный центр вооруженных сил на Суворовской площади образовалась небольшая группа. 8 певцов, 1 чтец и 2 музыканта – ну, получилась такая группа 11 человек. Вот с этого начинался такой небольшой состав. И потом постепенно этот состав начал участвовать во всех выступлениях и начал развиваться. Ну и уже перед войной количество людей в ансамбле увеличилась. Но самая первая поездка ансамбля была в 1938 году во Францию. Когда во Францию ансамбль пригласили. Конечно, интересно было в те годы Советский Союз, ансамбль.

С.БУНТМАН: Это в каком году?

Л.МАЛЕВ: В 1938-м году. Ансамбль был создан уже в 1928-м, через 10 лет уже вырос, уже стал большой коллектив. И выступления ансамбля, конечно, сразу покорили сердца французов и многих зарубежных слушателей. Выступления ансамбля тогда во Франции проходили чуть ли не по 3 месяца – такая была потребность. Ну и соответственно стал развиваться ансамбль уже в полном объеме, и с 11-ти человек вырос до 200 человек. Потом уже война когда закончилась, уже было 330 человек в ансамбле. А перед войной, когда начались военные действия, ансамбль был разделен на 4 большие группы. 3 группы артистов уехали на Западный фронт, уехали на Южный фронт и одна группа артистов осталась в Москве и обеспечивала своими выступлениями воинские части.

С.БУНТМАН: Да. Ну вот это ключевое событие. И между прочим, репертуар. Репертуар – вот такое ощущение создалось за все время, все мы, я думаю, слушаем давным-давно и знаем ансамбль Александрова – что основной пласт репертуара – это то, что было создано во время войны, такое ощущение. Самые знаменитые вещи – это вот то, что вокруг войны, это военные песни и те, что больше всего любят везде. Это правда? Или это так, впечатление просто?

Л.МАЛЕВ: Ну, впечатление, наверное. У нас своя библиотека есть музыкальная. В библиотеке у нас хранится около 3000 музыкальных сочинений. Конечно, то о чем вы говорите – сочинения, которые известны во всем мире – «Калинка», «Катюша», «Подмосковные вечера» – они существуют. Люди хоть и не часто повторяют, но просят снова и снова. Та же «Священная война». Можно приводить много примеров. В той же Польше, когда мы выступали, так были случаи, когда люди в зале просили исполнить песню «Священная война», а она у нас не была в программе – вот просто ее нет, а кричат из зала «Пожалуйста, исполните «Священную войну».

С.БУНТМАН: Ну, вы всегда можете ее исполнить?

Л.МАЛЕВ: Можем, да. Ну, профессионалы – не только «Священную войну», любую песню можно исполнить, и которая у нас есть в репертуаре или которая раньше исполнялась. И вот как? Складывается впечатление: вот опять просят исполнить. Та же самая ситуация была в Болгарии – вот просят, аплодируют, выкрикивают «Пожалуйста, исполните» или записки посылают. Мы исполняем. А репертуар ансамбля постоянно пополняется и песнями, и танцевальными сочинениями. Вот совершенно новые танцевальные сейчас поставили танцы, которых давно не было. Репертуар должен постоянно меняться. И новые музыкальные сочинения появляются. Поэтому без этого и двигаться невозможно.

А.ЕРМОЛИН: То есть все-таки, а кризис жанра не чувствуется в военной песне? Потому что, вот...

С.БУНТМАН: Не только ведь в военной песне.

А.ЕРМОЛИН: Ну, не только военная. Но вот как бы таких бриллиантов как «День победы», вот какие можно за последние 10 лет назвать?

Л.МАЛЕВ: Ну вот совсем недавно песня была шикарная написана, на наш взгляд, «Служить России» Ильи Резника и Эдуарда Ханка. Вот у нас совсем недавно, несколько лет была написана, она вот сейчас вошла плотно в репертуар, радужная, праздничная такая песня, красивая. Она делает достойно. Того же Ильи Резника была написана песня «Красная площадь» - тоже новая. Ким Брейтбург подготовил песню для молодежи. Она наподобие песни «Граница», которую поет Расторгуев «Комбат» - «Раз-два, левой». Совершенно новое красивое музыкальное сочинение. Вот сейчас с нами поют это сочинение дети – мы в ансамбле создали как бы новый коллектив при ансамбле, хор мальчиков. Мальчики вместе с ансамблем поют «Раз-два, левой». Вот вам новые произведения, которые сделали. С точки зрения танцевальных номеров, были в прошлом году по приглашению президента Молдавии в Кишиневе, как раз к Дню защитников отечества. Понравился нам танец «Жок» молдавский. Ну, решили, хороший такой, динамичный, гармоничный танец, давайте у себя сделаем. Сделали молдавский танец «Жок». Сейчас вот готовимся поехать в Украину. Пригласили специалистов с Украины, из Киева приехал балетмейстер, поставили Гопак – пополнили репертуар. Восстановили еще танцы «Встреча на Эльбе» - там танец наши танцуют и американцы.

С.БУНТМАН: А, это ведь был целый номер. Это такой, театрализованный.

Л.МАЛЕВ: Вот сейчас в Украину едем, танец был «Письмо турецкому султану пишут». Значит, поставили танец, этот восстановили. Так что постоянно меняется формат. И новое, и старое тоже возникает.

С.БУНТМАН: Петр Скульски у нас. Петр, вот понятно, что когда-то были такие понятные всем гастроли по странам Восточной Европы, по социалистическим странам. И вот кажется, что, вот, сейчас ансамбль Александрова приедет в Польшу, а там, как у нас очень часто говорят, все враждебно встретят, так в Польше все это не любят. А что на самом деле?

П.СКУЛЬСКИ: На самом деле, это все наоборот. Вот до сегодняшнего дня хор Александрова провел больше сотни своих выступлений в 30 городах Польши уже. Нам еще остались почти 2 города, в которых еще не были. Но, конечно, осенью мы в эти города тоже привезем.

С.БУНТМАН: Ближайшей осенью?

П.СКУЛЬСКИ: Да-да-да. Будет 15 выступлений. Причем не надо уже говорить, что это хор Александрова – все знают, вся Польша. Их показывали по телевидению, на радио. Ну, просто любого человека найти на улице и спросить, кто это хор Александрова? Ответ будет очень простой: это, конечно, знаменитый хор Красной армии. Это все знают.

С.БУНТМАН: То есть все знают, и люди ходят?

П.СКУЛЬСКИ: Абсолютно. Не только ходят.

Л.МАЛЕВ: За 2 месяца до начала гастролей билетов в кассах нет.

П.СКУЛЬСКИ: С большим удовольствием. Причем я всем повторяю, как он действует на людей. На моих глазах была такая смешная история. Выходит муж с женой под ручку, и она говорит «Ну, видишь, как хорошо», а он говорит «Ну, знаешь, после такого выступления даже русских полюбишь». (все смеются)

А.ЕРМОЛИН: Хорошо, понятно.

П.СКУЛЬСКИ: Так что, видите, это ваши самые лучшие солдаты России. Это просто лучших никакая армия их не заступит.

С.БУНТМАН: Ну что ж, замечательно. Давайте сейчас мы, все-таки, у нас и солисты есть в гостях, и музыканты. Давайте мы сегодня послушаем. Мы сегодня 3 послушаем песни. Первая из них, с чего мы начнем?

Л.МАЛЕВ: Сергей, я вкратце хотел сейчас предложить, чтобы ребята спели песню «Смуглянка». Вот тоже многие не знают, о каком периоде написана «Смуглянка» и путаются. Думают, «Смуглянка» написана о периоде Великой отечественной войны.

С.БУНТМАН: Да, все убеждены.

А.ЕРМОЛИН: «В бой идут одни старики».

С.БУНТМАН: Да, все из-за этого.

Л.МАЛЕВ: Думают, что написано. Значит, в 1940-м году по заказу военного совета Киевского военного округа было написано 11 сочинений музыкальных. В состав тех 11-ти сочинений вошла песня «Смуглянка», которую в 1940-м году исполнили в Киеве, и она не получила никакого развития. Ну, как бы, вот, не показалось никакого интереса. Когда наступил 1944-й год и уже в народе потребовалась музыка победоносного характера, радостная такая уже, как бы связанная с победой, в зале Чайковского был концерт ансамбля Александрова, и предложили исполнить во время концерта эту песню «Смуглянка». Ансамбль Александрова песню спел, в это время работало радио Советского Союза и песня прозвучала на всю территорию страны. И с того момента, когда она прозвучала – она сразу была так красиво, достойно исполнена под руководством Александрова, что получила свое новое дыхание, новое развитие. А рассказывается в песне о Гражданской войне, о том периоде первой войны, а затем второй. А потом уже Быков в кинофильме «В бой идут одни старики» дал этой песне уже такое, «Смуглянка». Ну, и по названию там тоже интересно получается. Она вначале имела одно название, Быков в свое время ехал в поезде с двумя офицерами, которые ехали в Молдавию. Один из них был очень смуглявый, эта песня как бы там прозвучала в этом разговоре, а потом она получила название «Смуглянка» тоже оттуда. Так что тут некоторые моменты такие, интересные.

С.БУНТМАН: Ну, главное, что она есть.

Л.МАЛЕВ: А сейчас это есть, песню эту любят.

С.БУНТМАН: Давайте исполним. Прошу.

А.ЕРМОЛИН: Подпевать будем?

С.БУНТМАН: Нет уж. Давайте не портить ребятам все. (смеется)

(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ)

С.БУНТМАН: Все, спасибо. Отлично! Вот здесь говорят, у вас прямо здесь какое-то Евровидение. Нашли с чем сравнивать. (все смеются) У нас все по правде, у нас все в прямом эфире, у нас живые инструменты, живые голоса и никакой фонограммы под столом.

А.ЕРМОЛИН: Сереж, ты знаешь как? Вот настоящие произведения умеют наделять собой и значение слов. Буквально вчера слышал разговор двух девушек, они обсуждают значение слова «Маэстро». И одна другой говорит: нет, слишком военное слово, что-то с авиацией связано. (смеется)

С.БУНТМАН: Маэстро связано с авиацией? Хорошо. (смеется) Друзья мои, мы сейчас прервемся – у нас наша программа в прямом эфире. Напоминаем, что телевариант на телеканале «Звезда» выходит на следующий день по воскресеньям в 11 часов, а мы с вами через 5 минут вернемся на наш музыкальный «Военный совет» сегодня.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН: Сегодня у нас тоже музыкальный «Военный совет», у нас уже один был – у нас он был с оркестрами, теперь у нас Академический ансамбль песни и пляски российской армии имени Александрова.

А.ЕРМОЛИН: Праздники.

С.БУНТМАН: Что? Праздники, да. Леонид Иванович, а потом начнутся суровые будни. Так что вы не думайте, те, кто спрашивает про суровые будни – суровые будни настанут. Так вот Леонид Иванович Малев, начальник ансамбля у нас в гостях. У нас еще довольно много людей – у нас музыканты, у нас 2 солиста Виктор Санин и Дмитрий Быков, и баянист Александр Могулкин. У нас в гостях и Петр Скульски, он представляет Польшу, и он как раз один из организаторов гастролей ансамбля Александрова в Польшу, ведущие – Анатолий Ермолин и Сергей Бунтман. Возвращаемся. Кто он, поляк? Импресарио? Да, импресарио. Елена у нас спрашивает «Кто тот поляк в студии?» Импресарио, да, все правильно.

А.ЕРМОЛИН: Это уже вопросы задают?

С.БУНТМАН: Нет, ну, все время задают. Говорят «А почему клен кудрявый? Котовский-то был лысый». Да, это кто Котовский, Евгений из Пензы, а то клен – вы различайте вещи разные. Вот смотрите. Ну, вот здесь: раньше все было лучше. Понятно, Андрей. «Раньше хор поражал в том числе и количественной мощью, а теперь хор маловат, мощи нет». Ну, Андрей, раньше все было лучше.

Л.МАЛЕВ: Не, ну, маловат-маловат. Сейчас вопрос стоит об увеличении, усилении хора.

А.ЕРМОЛИН: Сокращение, реформа.

Л.МАЛЕВ: Ну, реформа – да. Конечно, реформа, сокращение. Но есть такие вещи, которые совершенно нельзя сокращать ни в коей мере. Я даже как-то приводил пример в разговоре с некоторыми людьми, которые влияют на эти процессы. Вот если взять 100 человек молодых призывников, которые в армию идут, да? Ну, все знают, кто в армии служил, что существуют учебные подразделения, где готовят специалистов для армии разного ранга. Вот эти 100 человек отправить и, к примеру, мы готовим механика-водителя, да? Проходит, допустим, полгода, через полгода мы получаем 90 механиков-водителей, 10 не получается – ну, по разным причинам – по зрению, по здоровью и так далее. Если мы будем готовить радистов, к примеру, через полгода получим там 95 или такую же цифру, там 10 мы не получим. Ну, и любую другую, к примеру, специальность.

С.БУНТМАН: Все равно 100 не будет.

Л.МАЛЕВ: Ну понятно, да? 100 не получается.

С.БУНТМАН: Да.

Л.МАЛЕВ: Если мы возьмем, допустим, этих же 100 человек и скажем «Надо подготовить музыкантов» - или на баяне будет играть, или на скрипке.

С.БУНТМАН: Ну, не с нуля же?

Л.МАЛЕВ: Нет. Точно так, как мы готовим те 100 человек, допустим, на водителей, ну, понимаете, да? Значит, что мы получим через полгода? 10 будут играть или 10.

С.БУНТМАН: Максимум!

Л.МАЛЕВ: Да. А 90 не будут. Вот этот пример о чем говорит? Что люди, музыканты – это люди особо одаренные, специфически одаренные и наделены особым даром – вот от этого ты никуда не денешься. Вот сама такая арифметическая пропорция говорит сама себе, что люди, которые или пишут картины, или музыканты – они особые люди, одаренные. Поэтому сокращать, трудно потом восстановить это дело. Поэтому правильный вопрос – хор сокращать нельзя. Александров в свое время говорил «Основа ансамбля – это хор». Поэтому хор поражает своим профессиональным мастерством многие страны мира, вот своим исполнением и, действительно, мы делаем все, чтобы хор сохранить.

С.БУНТМАН: Нет, ну та же «Священная война». Если бы она прозвучала менее мощно, если бы она прозвучала.... Нет, ну если бы даже... Вот, понимаете, здесь было бы совершенно другое ощущение от всего.

Л.МАЛЕВ: Сергей, вы совершенно правы. Вот если говорить об истории «Священной войны». Когда впервые ансамбль поехал выступать с этой песней на Белорусский вокзал в 1941-м году, был продуман концерт для тех, кто убывает на фронт – для командиров, для красноармейцев, для тех, кто их провожал. Приехали на Белорусский вокзал, подготовились к выступлению, ансамбль, начали с песни «Священная война». Исполнили – тишина была на площади Белорусского вокзала. Потом взрыв аплодисментов, потом стали просить еще раз ее исполнить, эту песню. Ее исполнили второй раз, потом третий раз, потом четвертый. потом пятый. Уже те, кто спел, уже неизвестно, сколько раз там – они вспоминали, но больше ничего не исполняли. Это в принципе, как мы знаем, что история не знает такого случая, что концерт состоял из одной песни – больше ничего не нужно было петь, и люди уехали, командиры, красноармейцы уехали на фронт.

С.БУНТМАН: А это именно то, что было нужно в тот момент.

Л.МАЛЕВ: Так, в тот момент, и больше ничего не надо было говорить. Сегодня же в современное время мы выступали несколько лет тому назад в Болгарии – я был просто поражен. Когда мы начали песню исполнять, концерт со «Священной войны», зрительный зал в Софии встал и стоя слушали песню. Как гимн своей страны. Стоя. И повторить невозможно. А когда были в Варшаве, приводит газета «Позитив» - есть у них такая газета, мы прочитали – значит, пели песню «Священная война». Не знаю, где они нашли этот пример. «Во время войны, - они пишут, - эту песню по полевым телефонам передавали в окопы для красноармейцев – в блиндаже крутили и там включали и слушали, да? Ставили трубку телефонную и слушали по проводам». А раньше они пишут: «То теперь в Варшаве кто не смог попасть на концерт, включали мобильные телефоны и слушали концерт по мобильному телефону». (все смеются)

С.БУНТМАН: Хорошо.

Л.МАЛЕВ: Вот так «Священная война», как бы, прошлась. И сегодня она, конечно, действительно, правильно вы заметили, у людей мурашки идут, у многих слезы наворачиваются. И так она написана, что так она и воспринимается.

С.БУНТМАН: Вот Елена говорит: «Не верю, что может быть такая популярность в Польше, где слова «Красная» и «Советская армия» вызывают только отрицательные ассоциации». (все смеются) «Не верю», - пишет Елена.

Л.МАЛЕВ: Ну вот пусть тогда вот скажет. А мы давайте ее пригласим, пусть поедет в Польшу. С 20 октября по 5 ноября будут гастроли в Польше. Можете потом почитать в интернете график выступлений, можете поехать и убедиться.

С.БУНТМАН: Елена, все на месте выглядит немножко не так, как издалека. Вот, вообще-то, на самом деле.

П.СКУЛЬСКИ: Наверное, все так думают, кто просто не очень хорошо знают Польшу. Потому что поляк и россияне – они настолько очень близкие по менталитету и в чувствах, которые дает хор Александрова во время исполнении их песни, что это надо быть в зале просто и почувствовать, как зал принимает. А зал принимает, ну, я думаю, что лучше не может. Я помню, когда в первый раз они приехали, они были чуть испуганы, что поляки их армию выбросили, что сейчас они приезжают после 25-ти лет. Последним, кто приглашал хор Александрова был Войцех Ярузельский, наш первый президент после многих лет. И они выходят на сцену с таким недоверием, что поляки могут их нормально принять. И когда, я помню, когда вышел Василий Штефуца и он спел свою песню. Так зал встал и 15 минут аплодировал, пока руки не заболели. Это представляете себе такое? Приезжают 120 человек, все стоят на сцене и ждут, что будет. А тут – самое что лучшее.

А.ЕРМОЛИН: Мне кажется, что поляки так, диалектически подходят к нашей стране. Я часто слышал: друзья из Польши говорят, что мы вас, русских, любим, но ваше государство так вот... По-особенному к нему относимся.

П.СКУЛЬСКИ: Ну, политика – это, понимаете... Есть очень важный момент, что граждане Польши никогда плохо не относились к гражданам России. И это, как бы, столетия отражалось – что если даже кому что там не нравилось, это, конечно, политика, это другие движения. Но как бы нет, чтобы народ был против кого-то. Я думаю, что в России тоже тяжело было бы найти россиян, которые бы сказали откровенно «Вот мы поляков не любим». Ну, за что не любите, да?

А.ЕРМОЛИН: Я в детстве был убежден, что дивизия Костюшко, вот фильм «4 танкиста и собака» - я был уверен, что это наш такой герой. И был весьма удивлен, когда узнал, что он возглавлял восстание поляков против России. И очень успешно, кстати.

П.СКУЛЬСКИ: Ну, «4 танкиста и собака» - у нас тоже каждый год пускают этот фильм, много поколений воспитано на этом фильме.

С.БУНТМАН: И он есть, и столько дисков я видел в каждом магазине. И видел я этот танк где-то на заправке по дороге в Гданьск, стоит танк Т-34, на котором написано (НЕРАЗБОРЧИВО), и мальчики лазают туда.

П.СКУЛЬСКИ: Этих танков очень много в Польше, они как памятники стоят. И причем я хочу похвалить многих мэров городов, в том числе мэра Слупска.

Л.МАЛЕВ: Мы были в Слупске. Вы знаете, честно, мы приехали в Слупск, на севере Польши этот город находится недалеко от Гданьска. Рядышком как раз, между прочим, планируют разместить системы ПРО. Так вот мэр нас встречал, потом пригласил. Первое, куда мы поехали – поехали на кладбище. Я был просто поражен.

С.БУНТМАН: В каком состоянии?

Л.МАЛЕВ: На кладбище общем, на этом кладбище есть уголок, где могилы наших советских солдат. Мы возложили венок, вместе с нами возложили венок и поляки, руководство этого города. Они так, пророссийски очень стройно настроены, и настроены, этот же город и все городское управление тоже настроено против размещения этих систем ПРО.

С.БУНТМАН: Да, это самое главное.

Л.МАЛЕВ: Мы были убеждены в этом. Но могилы – я вам скажу – вот мы даже можем взять пример, как мы иногда в наших, допустим, районных центрах или где-то на переездах.

С.БУНТМАН: Да, лучше не говорить, что бывает.

Л.МАЛЕВ: Не, подождите, ну а чего не говорит, Сергей? Будем так говорить. Я вам скажу больше. Мы когда увидели эти могилы, как это все устроено красиво и какая там честь удостоена тем, кто там пал и освобождал, тут можно сказать в пример только. Такая же ситуация, между прочим, и в Словакии. Вот в Словакии мы были, ну я не мог найти слов выражения: в вечернее время, часов в 10 памятники в центральных городах – я говорю уже о Словакии – находятся в центре всех городков Словакии, освещены, ухожены, в цветах. Там все покрашено, в идеальном состоянии. При том так это сделано с любовью и с душой. Но это память о тех, кто принес им свободу в мае 1945-го года.

С.БУНТМАН: Ну это же правильно, это нормально.

Л.МАЛЕВ: Да, правильно. Ну вот та же Польша, Лена спрашивает «Я этому не верю». А верить – как верить? Ну, может быть, не была или, может быть, соприкоснулось с чем-то... Ну, бывает.

С.БУНТМАН: Знаете, это не вопрос веры, это решается вопрос веры в других местах. Это вопрос знаний и их проверки. Давайте мы послушаем еще ребят. Что у нас споете еще?

Л.МАЛЕВ: Ну, а сейчас событие какого порядка? Мы накануне празднования 64-й годовщины победы в Великой отечественной войны, в следующем году – 65-я годовщина. Вот в этот период, ровно 64 года тому назад Красная армия шла уже, освобождала западные области, территорию Белоруссии, Украины, да?

С.БУНТМАН: В это время уже пришла. А, в смысле 1944-й год?

Л.МАЛЕВ: В 1944-м году.

С.БУНТМАН: А, ровно 65, правильно, да. Да, уже все.

Л.МАЛЕВ: 2-го июля был освобожден Минск, мы скоро будем отмечать эту дату. То есть войска шли к этому периоду. Ну и, соответственно, песни были такого периода. Поэтому сейчас предлагаем песню «Казаки в Берлине». То есть едем уже к Берлину.

С.БУНТМАН: Давайте, хорошо. Слушаем вас.

(ЗВУЧИТ ПЕССНЯ)

С.БУНТМАН: А вот скажите. Вот я бы хотел сейчас как раз. Вот вы можете придвинуться поближе... Вот товарищ Ермолин интересуется: «Распорядок дня».

А.ЕРМОЛИН: А у меня другой вопрос сейчас появился. Вот я хочу спросить, вы по Берлину – понятно, проехали. Но похоже, что вы и по Брюсселю ехали – я вижу у вас награда с символикой натовской. Можно уточнить?

А.МОГУЛКИН: Это Косово.

А.ЕРМОЛИН: Это Косово?

А.МОГУЛКИН: Да. Это вручили нам натовцы, когда мы были в Косово, выступали у наших ребят. Потом они попросили, чтобы мы спели хотя бы несколько песен для натовцев. Им так понравилось, что буквально к концу нашего выступления они вынесли вот эти медали, подарили нам, вручили. Хотя в Брюсселе тоже мы были. Леонид Иванович, наверное, может рассказать об этом более подробно.

Л.МАЛЕВ: А вы знали, что мы выступали в штаб-квартире НАТО?

С.БУНТМАН: Вы так говорили.

А.ЕРМОЛИН: Да, мы же с этого начали разговор. Ехали-ехали, потом вернулись.

Л.МАЛЕВ: В штаб-квартире НАТО, да. Это было у нас в прошлом году, да? В позапрошлом. Значит, было 10-летие подписания договора Россия-НАТО. Ну, в рамках 10-летия этого договора ансамбль выступать должен был в Брюсселе, в Антверпене и мы еще выступали в одной из воинских частей брюссельской армии, то бишь в военно-техническом училище. Мы когда приехали туда, у нас была пресс-конференция в посольстве. Ну, время пресс-конференции, вот так сидим, как вы разговариваем, пришли журналисты и потом после конференции стали общаться уже так, неформально. Был там представитель НТВ Хавин Дмитрий. Ну, мы с ним беседовали, царство ему небесное. Я ему говорю «Вот вы нас в прошлый раз снимали, мы были здесь на 60-летие победы. Вот сейчас будете снимать ансамбль?» Он говорит «Да, будем. Ну вот надо бы подумать, как бы что-то еще такое, какую-то интригу тут бы заснять бы». Я говорю «Какую интригу?» - «А давайте сейчас в штаб-квартире НАТО выступим, вот будет вам интрига», потом так говорит «Было бы неплохо». Подходим к послу, Луков Вадим Борисович. Я говорю «Вадим Борисович, вот предложение возникло, - ну, как обычно стоят так неформально, - выступить в штаб-квартире НАТО» – «Да нет, мы тут выставку собрались сделать в штаб-квартире НАТО, более года согласовывали – ничего не получалось. Вообще, идея мне нравится. Давайте». Тут же подошли к нашему представителю, там еще Тоцкий был, переговорили «А, давайте». И буквально в считанные дни, в 3 дня вопрос решился. Я был удивлен отсутствием всяких бюрократических препонов. Приехали туда в штаб-квартиру НАТО, посмотрели, где можно выступить – вроде места подходящего нет. Конференц-зал – сцена маленькая, там 4 метра, при том что ступеньками. Ну как разместиться? «А что там с правой стороны?» - «А там сидят журналисты» - «А мы можем сейчас туда оркестр посадить?» - «Можем» - «А как сделаем?» - «Ну вот хор выйдет, балет станцует, потом опять войдут». Перегруппировались, пересмотрели, службе безопасности объяснили, какие у нас будут инструменты, что будет. Все, натовцы принимают решение, говорят «Все, давайте». Приехали в назначенное время – полный зал. Во время обеденного перерыва, уже, конечно, он и завершился, не было свободного места – в коридоре люди стояли. До этого на улице выступили. И начали со «Священной войны». Яап де Хопп Схеффер, генеральный секретарь НАТО в это время находился на ранчо у Буша, а Жан Фурне, зам. генерального секретаря НАТО и его все помощники, были все руководители всех отделов, все первые лица были. Значит, могу только одно сказать: после нашего выступления было обращение одной из сотрудниц в интернете, которая обратилась в наше представительство российское: «Я бы хотела узнать, где в ближайшее время будет выступать ансамбль Александрова в европейской стране. У меня есть большое желание купить своему мужу билет на самолет, и на концерт и сделать ему подарок ко дню рождения».

С.БУНТМАН: Отлично!

А.ЕРМОЛИН: А я подумал, политического убежища попросить захотела. (все смеются)

Л.МАЛЕВ: Но Жан Фурне когда выступил после концерта, он вручил нам памятные знаки. тепло так с рукопожатиями переговорили, пообщались, скрепили все. Он выступил и говорит «Здесь не было никакой политики, здесь было просто понимание – лучше понять русскую душу, русскую культуру – и мы остались очень довольны после выступления ансамбля Александрова, людей в форме». Там никто в принципе в этом конференц-зале не выступал.

С.БУНТМАН: Отлично. Слушайте, можно мы разрешим один вопрос? Мне уже надоел Михаил из Санкт-Петербурга, он совершенно меня здесь заспамил просто, сообщение одно и то же повторяет уже раз 30: «В Польше запрещен показ сериалов «4 танкиста и собака» и «Ставка больше чем жизнь». Кто-нибудь помнит Микульского? Все помнят, да?

П.СКУЛЬСКИ: Да, конечно.

С.БУНТМАН: Что? Запрещен?

П.СКУЛЬСКИ: Абсолютно неправда. Абсолютная неправда. Каждый год у нас или «4 танкиста и собака», или «Ставка больше чем жизнь». Это, как бы, запретили фильм (НЕРАЗБОРЧИВО). Это можно?

С.БУНТМАН: Нет, нельзя. Обсуждалось, масса всего обсуждалось. Ну и что, что обсуждается?

П.СКУЛЬСКИ: Нет, это в каждой стране есть свои журналисты, которые ищут темы.

Л.МАЛЕВ: Не, ну есть такие, конечно.

П.СКУЛЬСКИ: Бывает, что есть гнусные журналисты, которые что-то стараются сделать, чтобы на себя внимание обратить. И нет у них хорошей темы. Но, конечно, тему найти. Но это обсуждение, которое до ничего не доходит как со сталинским зданием в центре Варшавы. Обсуждали-обсуждали, сейчас оно зарегистрировано как памятник, и уже никто его не снесет никогда.

С.БУНТМАН: Но тем не менее, мне оно не нравится. (смеется)

П.СКУЛЬСКИ: Ну, нравится – не нравится, оно уже вписалось в архитектуру Варшавы, и мы смотрим на это...

А.ЕРМОЛИН: Да такое же здание, как в Москве 7 высоток – оно же единое. Они вам тоже не нравятся?

С.БУНТМАН: Не все, не все. (все смеются)

А.ЕРМОЛИН: Я все за кулисы хочу заглянуть. Как устроена жизнь военного артиста, вот именно как военного? Есть какая-то специфика?

В.САНИН: Ну, конечно, есть специфика.

А.ЕРМОЛИН: А устав внутренней службы, дневальные?

В.САНИН: Вообще, недавно вышел фильм, который называется «Поющее оружие» - это про нас.

Л.МАЛЕВ: Мы вам подарили этот фильм, кстати. Я вам подарил?

С.БУНТМАН: Да.

Л.МАЛЕВ: Да. Так, Сергей, дарю и вам. У вас этого нету.

С.БУНТМАН: Спасибо.

Л.МАЛЕВ: А у вас нет концерта юбилейного.

С.БУНТМАН: Вы вашу эту самую, торговлю и натуральный обмен – вы подождите, дайте сказать человеку. Пожалуйста, давайте.

В.САНИН: Ну, собственно, наша служба и состоит в том, что мы своим искусством помогаем людям служить.

С.БУНТМАН: Ну вы репетируете?

В.САНИН: Да. Нюансы свои, конечно, есть, потому что не всегда это комфортабельные концертные залы, там лучшие залы мира. Это бывают горячие точки, борты, скажем, грузовиков. И переодеться нет места, и, там, допустим, распеться. Балету это тоже достаточно тяжело, тем не менее, как-то мы выходим с честью из этого положения, никто не жалуется.

Л.МАЛЕВ: Да нет, их другое интересует – я вам скажу. Какой распорядок дня? У нас есть военнослужащие срочной службы, их 22 человека. Вот здесь сидят прапорщики, да? Их 19 человек. Есть гражданский персонал. Что касается по распорядку дня. Утром в 6 часов подъем, в 7 часов завтрак, вернее, зарядка, потом завтрак, потом утренний смотр.

А.ЕРМОЛИН: Это у срочников.

Л.МАЛЕВ: У срочников, ну, как положено. Они же дома живут. Приходят. В 9 часов идет приборка, в 11 часов начало репетиции. Каждый день начало репетиции, до 2-3 часов репетиция идет. Все военнослужащие участвуют в репетициях – в хоре, в оркестре, в балете. В 2 часа или 3 заканчивается репетиция. Остальные идут, или на концерт едут, выезжают, или идут по другим местам. Военнослужащие занимаются срочной службой, выполняя служебные обязанности. Вот распорядок дня.

С.БУНТМАН: 2 минуты у нас. Хоть 2 куплета сделайте. «Катюшу», давайте.

А.ЕРМОЛИН: Любимая песня моей дочери.

С.БУНТМАН: Да, все. Портить не буду.

Л.МАЛЕВ: А там в интернете вопросы можно почитать?

С.БУНТМАН: Потом можно будет, конечно.

(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ)

С.БУНТМАН: Отлично! Спасибо вам большое! Спасибо. Это был «Военный совет», ансамбль Александрова. Мы сегодня и слышали и разговорах, и в деле. Спасибо большое, и с праздниками наступающими.

Л.МАЛЕВ: Вас тоже с праздником. Всех наших слушателей с праздником, с Днем Победы. Пусть такая победа всем нам радость и счастье приносит.

С.БУНТМАН: Хорошо. Спасибо!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024