История конкурса Евровидения на грампластинках - Алексей Зотов - Винил - 2013-06-05
М.КУНИЦЫН: Доброй ночи всем, кто настроился на радиостанцию «Эхо Москвы». Действительно, в эфире программа «Винил», у микрофона – ее ведущий Михаил Куницын, за звукорежиссерским пультом – Николай Котов. Тема нашей сегодняшней программы – «История конкурса Евровидение на грампластинках». Совсем недавно прошел очередной телевизионный конкурс Евровидение. И как всегда вокруг него было много разговоров, в том числе на самом высоком уровне. Но мы сегодня отправимся в путешествие во времени, и поможет нам в этом журналист и коллекционер, специальный корреспондент Первого канала Алексей Зотов. Алексей, добрый вечер.
А.ЗОТОВ: Доброй ночи, дорогие радиослушатели, Миша, Николай. Очень рад, Миш. Спасибо, что ты меня пригласил, что мы задумали с тобой такую интересную программу, потому что мне всегда хотелось сказать и донести... Вот, я тебе рассказывал (ты, наверное, помнишь с каким интересом), что Евровидение – это не только песни, которые мы прослушали и, может быть, забыли, помнится там одна. А что Евровидение рождало такие бессмертные хиты, ну, вот, например, такие, какие мы сегодня с тобой послушаем.
М.КУНИЦЫН: Да, у нас сегодня много хитов и, на самом деле, не обязательно, что эти хиты занимали первые места, как ни странно. Так вот я несколько слов, Алексей, хочу сказать о тебе, потому что в данном случае ты будешь выступать как коллекционер, которому удалось собрать очень интересную коллекцию пластинок Евровидения, практически всё, начиная с самого начала конкурса, с 1956 года.
А.ЗОТОВ: Да-да.
М.КУНИЦЫН: Отмечу, что у Алексея коллекция огромная – у него есть записи и начала века, граммофонных пластинок и 30-е, 40-е годы, американский джаз. Но мы выбрали для его представления как коллекционера в этой программе записи с песнями из Евровидения. Ну что? Наверное, нам надо не томить разговорами, а сразу начинать с первой пластинки. Пожалуйста, объявляй эту пластинку.
А.ЗОТОВ: Ну, эта пластинка совсем не победитель и даже не 1956 года, когда победила Лиз Ассиа, которая приезжала, в частности, в Москву и до сих пор ездит на каждый конкурс. Но стала суперхитом в мире.
(звучит песня «Volare» в исполнении Gipsy Kings)
М.КУНИЦЫН: В эфире – программа «Винил», сегодня мы слушаем пластинки Евровидения вместе с коллекционером и журналистом Алексеем Зотовым.
А.ЗОТОВ: Миш, я вот хватаюсь за голову каждый раз, когда слушаю эту песню, которую можно слушать, по-моему, бесконечно, ставить заново-заново и, запилив пластинку, потом купить новую, как я это обычно делаю, где-то на барахолках или через интернет. Очень удобно – там большой выбор.
Я думаю, ну, как же так зрители могли присудить этой песне всего лишь 3-е место?
М.КУНИЦЫН: При том, что это очевидный хит.
А.ЗОТОВ: Это очевидный хит.
М.КУНИЦЫН: Очевидный хит, который выдержал с 1958 года сколько исполнений и популярен до сих пор. Интересная, кстати, пластинка на 45 оборотов с большой дыркой (только что она проиграла).
Так, ну что? Давай следующий хит?
А.ЗОТОВ: Да, я думаю, что нужно ставить следующую, ведь, на конкурсе Евровидение пауза между песнями всего 30 секунд. И я был, работал на московском конкурсе, который проходил в Олимпийском, и с тех пор я был на каждом конкурсе, ну, в качестве зрителя. И ты понимаешь, вот эта ситуация... Телезрители этого не видят, но за 30 секунд между песнями происходит что-то невероятное, то есть это нужно декорации одни убрать, другие поставить, там, пропылесосить, подмести, потому что там же...
М.КУНИЦЫН: И, соответственно, в таком же ритме тогда мы будем отправляться по разным годам. Итак, следующий год.
А.ЗОТОВ: Сейчас мы отправляемся в Италию в 1965 год – тогда выступала от Люксембурга певица Франс Галль, она исполняла песню, которую написал Серж Генсбур.
М.КУНИЦЫН: Да, это легендарная личность.
А.ЗОТОВ: Легендарная личность, сейчас его пластинки переиздаются во Франции и пользуются колоссальным спросом и интересом, и практически их даже невозможно найти новые.
М.КУНИЦЫН: Так. Значит, пластинка 1965 года, Франс Галль, «Поющая восковая кукла». Я сейчас ее поставлю.
А.ЗОТОВ: Это была ультрамодная вещь для того времени.
М.КУНИЦЫН: Ставлю на проигрыватель пластинку. Итак, встречайте, 1965 год, Франс Галль.
(звучит песня «Poupée de cire, poupée de son» в исполнении Франс Галль)
М.КУНИЦЫН: В эфире – программа «Винил», сегодня мы слушаем пластинки Евровидения. У нас много, между прочим, вопросов по SMS приходит. Напомню номер для наших слушателей +7 985 970-45-45. «Алексей, скажите, с какой пластинки началась ваша коллекция Евровидения? И связана ли с ней какая-нибудь история?» - Владимир Денисенко спрашивает, Москва.
А.ЗОТОВ: Ой, я думаю, сложно. Это, наверное... Я даже не могу сказать, что началась, как бы, коллекция с какой-то пластинки. Скорее всего, после того, как в Москве прошло Евровидение, произвело на меня какое-то неизгладимое впечатление, я начал рыться и искать среди коллекции уже существующей у меня искать эти песни.
М.КУНИЦЫН: И выделять в самостоятельную полку, как я понимаю. То есть таким образом...
А.ЗОТОВ: Сейчас у меня целая коробка пластинок именно Евровидения.
М.КУНИЦЫН: Да, все пластинки, которые были записаны на Евровидении, есть у Алексея. Ну что же, мы продолжаем дальше. И дальше у нас сейчас появится в подкладе... Да, вы слышите вот эту мелодию? Послушайте, давайте выведем, чуть дадим маленький фрагмент ее.
(звучит музыкальный фрагмент)
М.КУНИЦЫН: Конечно, все узнали эту замечательную мелодию в исполнении оркестра Поля Мориа, которая звучала и по радио, и по телевидению, и пользовалась в 70-е, в 80-е годы огромным успехом.
А.ЗОТОВ: У меня есть маленькая пластиночка именно с этой мелодией, именно в исполнении оркестра Поля Мориа, французского оркестра и на ней написано «№1 журнал Билборд». А это надо понимать, какой успех это имело за океаном, потому что европейская музыка, которая котировалась и занимала в чартах высокие места за океаном, это, значит, была суперпопулярная, просто мегапопулярная.
М.КУНИЦЫН: А имела, потому что, как я понимаю, эта песня в 1967 году была представлена на Евровидении.
А.ЗОТОВ: Песня на эту музыку, да. И вышла 18-летняя девчонка Вики Леандрос, спела песню волнующимся таким, дрожащим голоском (волновалась). Ну, может быть, прямо как сейчас я.
М.КУНИЦЫН: Ну, не надо совершенно волноваться, потому что мы запросто слушаем пластинки.
А.ЗОТОВ: И спела песню, которая моментально разлетелась.
М.КУНИЦЫН: Итак, Вики Леандрос, Люксембург, 1967 год, 4-е место.
(звучит песня «L'amour Est Bleu» в исполнении Вики Леандрос)
М.КУНИЦЫН: В эфире – программа «Винил», мы сегодня слушаем пластинки с записями песен, которые звучали на конкурсах Евровидение. Только что прозвучала песня, занявшая 4-е место в Вене, в Австрии в 1967 году.
А.ЗОТОВ: 4-е место и, кстати, мне всегда было интересно, что означает название этой песни «Love is blue». Вот, когда еще на пластинках Поля Мориа это было написано. Что грустно. Любовь – грусть, любовь синего цвета. И оказалось, что Вики сравнивает любовь с небом, когда небо серое, плохая погода. А когда все хорошо, то все ясно и она счастлива.
М.КУНИЦЫН: Прекрасно.
А.ЗОТОВ: И, кстати, смотри, дальше у нас 1967-й тот же год. Но песня, занявшая первое место в том же году.
М.КУНИЦЫН: Ага. Это следующая пластинка уже?
А.ЗОТОВ: Да-да.
М.КУНИЦЫН: Давай, готовь следующую пластинку.
А.ЗОТОВ: Вот, я тебе ее передаю, ставлю.
М.КУНИЦЫН: Подожди, я тут не успеваю, конечно, так быстро.
А.ЗОТОВ: И певица, хочу сказать, Сэнди Шоу, представлявшая на этом конкурсе Великобританию, сказала журналистам, что «вообще мне эта песня не нравится и напоминает какое-то глупое тиканье часов с кукушкой».
М.КУНИЦЫН: Но я сейчас перед тем, как поставить пластинку, хочу прочитать 2 вопроса от нашего слушателя Антона Зайнуллина. Во-первых, он спросил «Volare» звучала на Евровидении?» Да, это отвечу я. Позволь, Алексей, да? «Volare», действительно, звучала на Евровидении. И другой вопрос: «Почему сейчас очень мало запоминающихся песен на Евровидении?» Ну, время, наверное, такое.
А.ЗОТОВ: «Volare» звучала на Евровидении дважды, надо сказать. Потому что когда еще было телевидение несовершенным, а конкурс был создан вообще для популяризации Евровидения. И, вот, символично, что мы сидим здесь...
М.КУНИЦЫН: Для популяризации телевидения.
А.ЗОТОВ: Телевидения. Телевидения, да (я оговорился). Потому что первые конкурсы – ну, люди не имели телеприемников и слушали по радио, поэтому крайне символично, что сейчас, вот, точно так же, как нас радиослушатели слушают, так же тогда в оригинале слушатели Евровидения слушали по радио, где параллельно передавался конкурс.
М.КУНИЦЫН: Ну, а запоминающихся песен, Антон (я отвечу нашим слушателям)...
А.ЗОТОВ: Пропала связь, и песню «Volare», единственную из того года не увидели зрители и не услышали. То есть исчезла связь вот эта наземная (еще не было спутниковой) и песня прозвучала в эфире дважды. И тем не менее, она заняла всего лишь...
М.КУНИЦЫН: И вот именно благодаря второму исполнению, удалось...
А.ЗОТОВ: ...3-е место все равно.
М.КУНИЦЫН: 3-е место. Но песни, на самом деле, которые звучат на Евровидении, не обязательно занимавшие первые места, тем не менее, стали легендарными хитовыми. Итак, мы возвращаемся... Объяви, пожалуйста, пока я ставлю пластинку, кого мы будем слушать.
А.ЗОТОВ: Песня «Марионетка». И, вот, она была ритмичной, современной, она совершила революцию, потому что дальше все последующие песни были ее копированием, клонированием.
(звучит песня «Puppet On a String»)
М.КУНИЦЫН: Мы слушаем пластинки с песнями Евровидения из коллекции журналиста и коллекционера Алексея Зотова. Тут есть вопрос. Альбина, Тюмень: «А у вас есть любимая песня с Евровидения?»
А.ЗОТОВ: Любимая песня с Евровидения? Да, она прозвучит немножко позднее.
М.КУНИЦЫН: Отлично. Тогда просто на ней сконцентрируй, пожалуйста, внимание и скажи, что «Внимание, послушайте мою любимую песню».
А.ЗОТОВ: Да, я хочу, на самом деле, сказать, что, может быть, почему конкурс не был так популярен? Потому что, конечно же, он не транслировался в Советском Союзе до 1994 года.
М.КУНИЦЫН: Да, тогда была первая трансляция. А мне довелось работать одним из режиссеров в 1997 году на том самом конкурсе, где выступала Алла Борисовна Пугачева.
А.ЗОТОВ: Ну, вот, следующую песню (вот как раз я ее сейчас ставлю – тут главное не промахнуться с дорожкой).
М.КУНИЦЫН: Я извиняюсь, у меня сообщение только что поступило от нашего постоянно слушателя, от Кощея: «Так будет Абба сегодня или нет?» Слушайте, Кощей, внимательно всю программу. Как видите, у нас все хиты. Слушайте дальше.
А.ЗОТОВ: Если вы помните, когда она выступала. А, вот, пока мы в 1968 году. И, вот, песню эту... Ну, конкурс не знали, но эту песню у нас в стране знал если не каждый второй, то каждый третий.
М.КУНИЦЫН: Ну, скажи еще что-нибудь, пока я ее ставлю.
А.ЗОТОВ: Это был Клифф Ричард. Он так нервничал, как, кстати, когда голосовали. Это была первая центральная трансляция конкурса.
(звучит песня «Congratulations» в исполнении Клиффа Ричарда)
М.КУНИЦЫН: У нас сегодня в гостях коллекционер и журналист Алексей Зотов. Мы слушаем пластинки из его коллекции. На этих пластинках записи песен Евровидения. Да, Алексей мне подсказывает, что надо уже снять пластинку, приготовиться к следующей.
А.ЗОТОВ: И поставить следующую. Как ты помнишь, у нас 30 секунд – нам нужно убрать одни декорации...
М.КУНИЦЫН: Ну, за 30 секунд мы все равно, конечно, не управимся. Но будем стараться в динамичном темпе поставить все, что сегодня ты принес. Итак, представь, пожалуйста, следующую пластинку.
А.ЗОТОВ: Ну вот мы перемещаемся уже, так вот, перепрыгиваем в 70-е, в 1973 год. Евровидение уже цветное...
М.КУНИЦЫН: 40 лет назад. О боже.
А.ЗОТОВ: ...яркое, красочное. И надо сказать, что следующая песня – она победила, может быть, вот именно благодаря... Вот, Евровидение, понимаешь? Потому что люди видели. Там певица вышла из Люксембурга, Анна-Мария Давид, вышла в таком ярком алом платье. Ее взяли крупным планом, она смотрела своими выразительными глазами, такими, знаешь, прямо в камеру, ну, если сейчас пересматривать видеозаписи, обращаясь непосредственно к зрителю, понимаешь? И это я смотрел, выглядит настолько пронзительно, что, ну, не отдать ей свой голос невозможно. Тем более, что...
М.КУНИЦЫН: Ну, понятно. Это как раз то, о чем мы только что с Николаем Котовым все вместе обсуждали, что визуальный ряд стал перевешивать певческие какие-то достоинства этой песни, которые представлены на Евровидении. Собственно говоря, наверное, поэтому и сейчас нет таких ярких песен и ярких мелодий, что отдается предпочтение больше внешности исполнителя или яркости этого номера.
Итак, это была очень яркая, блистательная певица Анна-Мария Давид, правильно?
А.ЗОТОВ: Ну, было яркое блистательное выступление.
М.КУНИЦЫН: Выступление. А песня? Давайте сейчас тогда ее предложим, наверное.
А.ЗОТОВ: И надо сказать, что выступление проходило под аккомпанемент живого оркестра, настоящего такого, полноценного. Был дирижер каждый раз отдельный.
М.КУНИЦЫН: Там, по-моему, всегда оркестр живой на Евровидении. Там же записей не...
А.ЗОТОВ: Ну, тогда был. А сейчас под минус.
М.КУНИЦЫН: Под минус?!
А.ЗОТОВ: Сегодня – да.
М.КУНИЦЫН: Да ладно?
А.ЗОТОВ: Сегодня – да.
М.КУНИЦЫН: Слушай, ну я точно тогда не пойду на Евровидение.
(звучит песня «Tu te reconnaîtras» в исполнении Анны-Марии Давид)
М.КУНИЦЫН: В эфире – программа «Винил», у нас сегодня в гостях Алексей Зотов, коллекционер и журналист. Мы слушаем пластинки Евровидения. Напоминаю номер для SMS-сообщений +7 985 970-45-45. И вот от нашего слушателя (он подписался Алекс) есть такой вопрос: «Не понимаю, почему когда в каждом дворе звучали Modern Talking, Bad Boys Blue и так далее, на Евровидении этого не было вообще в помине. Какой-то очень странный этот конкурс. Такое впечатление, что это конкурс самодеятельности». Ну, я думаю, что, все-таки, это не так, потому что все песни, которые звучат у нас сейчас в программе, это песни, во-первых, хитовые, которые остались в памяти и с 1958 года исполняются и звучат по сей день. И, собственно, то, что здесь великие есть произведения и потрясающие группы всех времен и народов, мы это докажем сейчас. Давай, Алексей, рассказывай следующую историю к следующей пластинке.
А.ЗОТОВ: Ну, я хочу рассказать про такую пикантную историю, если можно. Ну, уже за полночь. Что в 1974 году известна во всех официальных источниках, в официальной летописи Евровидения такая пикантная подробность. Была ведущая такая Кэтти Бойл на британском телевидении, и вот она вела конкурс без нижнего белья, потому что буквально за пару минут до прямого эфира она вышла на сцену и оказалось, что ее розовое платье в свете телевизионных софитов... Какие-то новые телевизионные камеры тогда были – они просвечивали вот так платье насквозь, и оказалось, ну, в общем, что...
М.КУНИЦЫН: Что белье не сочетается с платьем, выходит дело.
А.ЗОТОВ: Да-да-да.
М.КУНИЦЫН: Понятно.
А.ЗОТОВ: И она была вынуждена срочно убежать и выйти в прямой эфир без...
М.КУНИЦЫН: Только в одном платье.
А.ЗОТОВ: Только в одном платье.
М.КУНИЦЫН: Сняв то, что просвечивало.
А.ЗОТОВ: Да. И зрители гадали и недоумевали, почему же она весь конкурс ведет... Вот, таблички, на которых у нее написаны подводки к песням, она держит их вот так вот целомудренно, опустив руки вниз.
М.КУНИЦЫН: Скромно прикрывает, да.
А.ЗОТОВ: Это все произошло в 1974 году, как я уже сказал. Тогда никто, на самом деле, не думал, кто победит, потому что группа, которая победила в этом году, за год до этого приезжала с другой песней, но заняла всего лишь 3-е место. Песня называлась «Ring Ring».
М.КУНИЦЫН: Так?
А.ЗОТОВ: А песню, которая победила в 1974-м, никто...
М.КУНИЦЫН: Ну что же? Надо эту группу объявлять специально?
А.ЗОТОВ: Я думаю, что нет. Мы просто будем слушать эту песню. Главное – точно попасть.
(звучит песня «Waterloo» в исполнении группы Абба)
М.КУНИЦЫН: И, естественно, это была легендарная группа Абба. Браво, Абба!
А.ЗОТОВ: С песней «Waterloo». И я хочу сказать, что когда зал услышал эту песню и увидел, в каких фантастических образах, костюмах вышли Бенни, Бьорн, Агнета и Анни-Фрид...
М.КУНИЦЫН: Красивые. Беленькая и черненькая. Я маленький был тогда, но смотрел.
А.ЗОТОВ: ...уже не осталось никаких сомнений, кто же победит.
М.КУНИЦЫН: Не знал, кто же из них мне больше нравится.
А.ЗОТОВ: И если помнишь, когда к 50-летию конкурса устраивался такой фестиваль, где были 10 лучших песен, то победила Абба и она признана лучшей песней за 50 лет всего конкурса Евровидение.
Но когда, говорят, они выходили на награждение, то охранник не узнал Бенни и Бьорна, то есть они еще не были настолько популярны, а только раскрутились, как говорится, потом, охранник не узнал, поэтому награждение, которое шло в прямом эфире, немножко задержалось. Ну вот такой произошел интересный казус.
М.КУНИЦЫН: Так. Давай дальше.
А.ЗОТОВ: Дальше. Вот, мы говорили, что была такая советская пластинка с этой песней с альбомом этой группы. А группа называется «Teach-In».
А.ЗОТОВ: «Teach-In». Пластинка была издана (тоже редкий случай), была издана в Советском Союзе. Но мы поставим с тобой пластинку, которая досталась мне, ну, с таким трудом...
М.КУНИЦЫН: Кстати, извиняюсь, Алексей, что прерываю. «Ring Ring» не прошли внутренний шведский отбор в 1973 году – это нас поправляет наш слушатель. – И там они заняли 3-е место. Абба не участвовала в финальном конкурсе в том году. Роман». Да, Роман, спасибо большое. Мы, действительно, хотели это отвести... Кто смотрел Сетевизор, Алексей за кадром это произнес, да. Но мы сейчас продолжаем. И у нас 1975 год, первое место, правильно?
А.ЗОТОВ: Первое место, группа «Teach-In» с песней «Ding-a-dong». Песня переводится на русский язык, такой странный у нее припев: «Пойте дин-дон каждый час, срывая цветы, даже если любовь ушла». И вот с солисткой Гетти Касперс я как раз встречался в Москве. Потрясающая женщина. И можно гордиться, что они для моего репортажа спели эту песню живьем, специально, эксклюзивно. И вот теперь для слушателей.
(звучит песня «Ding-a-dong» в исполнении группы «Teach-In»)
М.КУНИЦЫН: Мы знаем, что эту песню достаточно недавно перепели наши исполнители и она звучала на русском языке.
А.ЗОТОВ: Алена Апина, да.
М.КУНИЦЫН: «Эти лунные ночи. Кто придумал их? Только для любви». И, ведь, было, действительно, ощущение, что она наша. А на самом деле, вот они, вот они истинные первоисточники.
Так, ну что? Давай дальше?
А.ЗОТОВ: Дальше мы сделаем вот такую вещь. Мы перевернем пластинку, потому что это сборник лучших песен Евровидения 1975 года. Пластинка новая, досталась мне буквально 2 недели назад.
М.КУНИЦЫН: Подожди, но она 1975 года.
А.ЗОТОВ: Она 1975 года.
М.КУНИЦЫН: То есть она отпечатана в 1975 году и не играна.
А.ЗОТОВ: Хранилась на складе магазина. Многие знают, что она не была никому интересна. Просто весь сторонний тираж раскупили. А песня будет... Вот, Миш, я сижу, знаешь, хочу задать тебе каверзный такой, коварный вопрос. Вот, как ты думаешь, когда выступала Алла Пугачева, 15-е место – это была победа или поражение?
М.КУНИЦЫН: Ну, слушай, ты мне задаешь такой, действительно, сложный вопрос. У нас времени сейчас не хватит. Это было... Это была победа, это было почетное 15-е место.
А.ЗОТОВ: Вот. И я хочу как раз привести в пример одну из моих любимых песен. Может быть, она не стала таким хитом, но она очень популярна в Германии до сих пор и певица Джой Флеминг, великолепная певица поет ее до сих пор. Так вот она заняла 17-е место, почетное 17-е место в 1975 году. Жюри посчитало, что эта песня призывает к объединению Германии. Песня называется «Песня может быть мостом». Призывает построить мост и снести Берлинскую стену. Вот, поэтому такие низкие оценки. Но песня, по-моему, прекрасная.
М.КУНИЦЫН: 17-е место, 1975 год.
(звучит песня «Ein Lied kann eine Brücke sein» в исполнении Джой Флеминг)
М.КУНИЦЫН: В эфире – программа «Винил», мы слушаем пластинки Евровидения, у нас в гостях Алексей Зотов, корреспондент и коллекционер. Так, Лёш, ну что? Давай следующую пластинку.
А.ЗОТОВ: Следующую-следующую пластинку, да.
М.КУНИЦЫН: У нас 30 секунд между каждой песней.
А.ЗОТОВ: Значит, это советская пластинка. И вот я говорил сейчас, когда нас видели, но не слышали, что советские пластинки даже иногда были лучшего качества, потому что печатались с таких же мастер-пленок как и западные. Но у нас ответственно относились, были ОТК.
М.КУНИЦЫН: Нет, у нас там вообще целая система с этими пластинками, с качеством. Этому мы будем посвящать отдельную передачу. Сейчас не будем на это тратить драгоценное время.
А.ЗОТОВ: На пластинке написано, что эта песня называется «Сбереги свои поцелуи для меня», песня посвящена такому, трехлетнему малышу, трехлетнему дитя.
М.КУНИЦЫН: Это какой год?
А.ЗОТОВ: Эта песня покорила сердца зрителей в 1976 году, заняла первое место тоже совершенно безоговорочно. Ну, там были такие вот... Евровидение, опять же, да? Такие были веселые танцы и движения ногами, которые до сих пор очень забавно смотреть.
М.КУНИЦЫН: Итак, слушаем 1976 год, первое место, Нидерланды.
(звучит песня «Save Your Kisses for Me» в исполнении Brotherhood of Man)
М.КУНИЦЫН: В эфире – программа «Винил», мы путешествуем по конкурсу Евровидение и слушаем сегодня самые яркие и самые интересные пластинки из коллекции Алексея Зотова.
А.ЗОТОВ: Как мало времени остается. Жаль.
М.КУНИЦЫН: Да, времени остается мало. Но продолжаем в том же ритме радовать наших слушателей замечательными песнями. Итак, Алексей, у нас тут есть вопрос. На самом деле, он так удачно пришел от нашего слушателя Ашота.
А.ЗОТОВ: Очень вовремя.
М.КУНИЦЫН: Да, очень вовремя. «Алексей, какую последнюю пластинку вы приобрели?»
А.ЗОТОВ: Вот как раз я держу ее в руках, пластинка на 45 оборотов, да в таком конверте скромном без фотографии. Привез я ее из Парижа. А все очень просто. Из Парижа, но израильский исполнитель и группа, победившая в Париже в 1978 году. Ну, просто либо можно было ее купить в Израиле, либо в Париже, где проходил конкурс. Вот так часто происходило, что пластинки печатались после конкурса либо в той стране, где он проходил, либо в стране, которая выдвигала своего участника.
М.КУНИЦЫН: Да, и пытливый ум коллекционера, в данном случае твой распутывает вот эти интересные следы, где какая пластинка могла сохраниться.
А.ЗОТОВ: И ты знаешь, очень интересно находить пластинки с одной и той же песней. Но, вот, например, до конкурса просто пластинка, да? Либо там представитель, либо вообще только название и фотография исполнителя. А тут же листаешь и находишь ту же самую пластинку в таком же конверте, но с такой золотой какой-нибудь наклеечкой там «Победитель гран-при Евровидения такого-то года». И сразу же продажи повышались, успех. 45 оборотов выставляй.
М.КУНИЦЫН: Так, я 45 оборотов уже поставил. Ага, всё. Ну что? Я готов.
А.ЗОТОВ: Так вот подожди. Песня называется «A-ba’ni-bi». Что такое A-ba’ni-bi? Это такой детский язык придумали авторы и исполнители, где перед каждым словом добавляли букву «b». И, вот, «A-ba’ni-bi», если убрать букву «b», означает «Я тебя люблю». Такая, очень веселая диско-песня.
М.КУНИЦЫН: Хорошо. Всё, слушаем эту пластиночку.
(звучит песня A-ba’ni-bi в исполнении Изхар Коэн & Alphabeta)
М.КУНИЦЫН: В эфире – программа «Винил». Мы только что прослушали замечательную песню, которая победила в Париже.
А.ЗОТОВ: И, кстати говоря, Миш, вспомнилось, что тогда конкуренцию этой группе, этой песне составляла уже тогда мегапопулярная группа Baccara, дуэт просто фантастический. Они издали свои главные хиты на тот момент, понимаешь? А песня была у них... Вот, не проницательными оказались. Песня называлась «Parlez-Vous Français», «Давайте поговорим по-французски», что ли. И в Париже эта песня не имела успеха. Вот, они так вот... Ну, может быть, не понравился акцент.
М.КУНИЦЫН: Досадно. Но зато конкурс отправился в Израиль. И следующий, который уже был в 1979 году, в 1979 году в Израиле...
А.ЗОТОВ: Самая известная песня до сегодняшнего дня с того конкурса заняла тогда 4-е место, представляешь? Вот эта песня заняла 4-е место в Израиле.
М.КУНИЦЫН: Подскажи, пожалуйста. У нас вторая сторона, первая песня. Так, я должен попасть, секундочку. Ой, извините, это я поставил на 33 борота.
А.ЗОТОВ: А пока ты переключаешь на 33 оборота, я, знаешь, что хочу сказать? Что из-за этой песни в свое время чуть не случился международный скандал. Газеты же писали с возмущением и негодованием, что как это вот на немецком языке в Израиле?
М.КУНИЦЫН: Да, в Израиле на немецком языке не исполняются произведения после Холокоста.
А.ЗОТОВ: Но ничего поделать уже было нельзя, и победителя носили на руках.
(звучит песня «Dschinghis Khan» в исполнении группы Dschinghis Khan)
М.КУНИЦЫН: Замечательная песня «Dschinghis Khan», я очень ее любил, в детстве под нее выплясывал.
А.ЗОТОВ: Каждый новый год, ты представляешь? Вот, ощущение новогодней ночи сейчас у меня лично.
М.КУНИЦЫН: Да, у меня тоже. Ну что? Мы подходим фактически к последней нашей пластинке.
А.ЗОТОВ: Последняя пластинка. Ну, вот, 1985 год. Хотя, в принципе, пластинки издавались и более поздние. Например, Тото Кутуньо тот же, да и сейчас вот мне недавно пришла даже пластинка с Веркой-Сердючкой.
М.КУНИЦЫН: И с Бурановскими бабушками.
А.ЗОТОВ: И Бурановские бабушки у меня есть на пластинке.
М.КУНИЦЫН: Но мы решили, все-таки, ограничиться лучшими произведениями, которые выдержали уже испытание во времени. И мне кажется, что в сегодняшней программе прозвучали самые-самые яркие песни. Ну, представь последнюю пластинку нашей программы.
А.ЗОТОВ: Это норвежский дуэт Bobbysocks. И знаешь, где я услышал эту песню? В такой, необычной ситуации в 2010 году, когда конкурс проходил в Норвегии после победы Рыбака. У входа в зал вдруг такой вот, когда зрители собирались перед финалом, такой детский хор встал, достали бумажки, шарфики и начали петь песни победителей своей страны (Норвегии) прошлых лет. В частности, «Fairytale» и вот эту песню, «Свинг», как здесь написано. Было невероятно фантастическое зрелище дешево и сердито.
М.КУНИЦЫН: Первое место, Швеция, 1985 год. Программа «Винил» подошла к концу. Алексей, спасибо большое.
А.ЗОТОВ: Спасибо большое.
М.КУНИЦЫН: Желаем всем всего доброго. До свидания.
(звучит песня «La det swinge» в исполнении группы Bobbysocks)