Купить мерч «Эха»:

Как сохранить подлинный день победы - Геннадий Бордюгов - Цена Победы - 2015-05-02

02.05.2015
Как сохранить подлинный день победы - Геннадий Бордюгов - Цена Победы - 2015-05-02 Скачать

В.Дымарский

Добрый вечер, в эфире передача «Цена победы» и я, ее ведущий, Владимир Рыжков.

В.Рыжков

Виталий Дымарский.

В.Дымарский

Сегодня у нас в гостях историк Геннадий Бордюгов. Геннадий, рады приветствовать вас.

Г.Бордюгов

Взаимно.

В.Дымарский

Не первый раз, и, по-моему, мы 10 лет назад с вами говорили о том, как празднуется День Победы. Сегодня у нас та же тема: «Как сохранить подлинный день победы?». Во-первых, мы посмотрим на историю Дня Победы, и посмотрим, как он будет праздноваться в разных регионах нашей страны, у соседей.

Г.Бордюгов

Да.

В.Рыжков

У меня первый вопрос, я внимательно слежу, как подается победа, как она интерпретируется, и в ней все больше света, радости, праздника. А у нас программа называется «Цена победы», т.е. света все больше, а про цену говорят все меньше. Правильно понимаю, если брать в историческом контексте, то отношение к победе менялось? В войне народ, по разным оценкам, потерял 27-29 млн. человек. Страна была разорена, в каждой семье были погибшие. А сейчас остается только радость.

Г.Бордюгов

Очень сложный аспект мы берем. Конечно, в каждое десятилетие сценарий был разный. В зависимости от режима власти, от обстановки в стране, международного контекста. Что всегда были свет и радость, нельзя говорить. До 65 года вообще никакой радости не было. Праздник был локализован, многие моменты были загнаны в зону анти-памяти. Только в 65 году начали говорить….

В.Рыжков

А почему?

Г.Бордюгов

Здесь многое объясняется режимом власти. Если мы говорим о времени до 53 года…

В.Рыжков

При Сталине.

Г.Бордюгов

Да, мы можем говорить, что он праздновался со сталинским профилем. Сталин очень сложно относился к этому празднику. Ему не нравились времена эти.

В.Рыжков

Ему не нравилось, наверно, вспоминать 39-41.

Г.Бордюгов

Естественно. Ему и не нравилось настроение, с которым вернулись фронтовики – освободители Европы. Спустя год после победы он выступает с избирательной речью, и он говорит: победители у нас могут подвергаться критике, они могут быть и наказаны, пусть они не зазнаются. Т.е. он сразу начал принижать роль фронтовиков. Я уже не говорю о тех людях, которые пострадали во время катастрофы. Как вы помните, какое количество инвалидов калек было устранено с улиц, они были просто отправлены умирать, т.к. они портили фасад сталинских городов.

В.Рыжков

Геннадий, вы сейчас затронули аспект официальной интерпретации победы. А как воспринималось в общественном сознании, например, в 50-е, в 60-е? я помню из своего детства, было сильным именно ощущение трагедии войны, катастрофы, гибель огромного количества людей, а сейчас трагичность уходит, то ли потому, что другое поколение людей…

В.Дымарский

Безусловно, но эта память о войне как о трагедии растеклась, она не была сконцентрирована в одном месте, а с 65 года все это начали концентрировать в одну точку – 9 мая. С 65 года начали возводить мемориалы по всей стране.

Г.Бордюгов

Конечно, с 65 года появляется и новый сценарий, и проект памяти, и сакрализация самого пространства памяти, тут появляется целый комплекс: города-герои, мемориалы, меняется ритуал – зажжение вечного огня и т.д., минута молчание, парады Победы и т.д. И это вызывает колоссальный отклик.

В.Дымарский

Да, это запрос общества был.

Г.Бордюгов

Да, общество откликается. Смотрите, выходной день, объявлен был, появляются памятники в России, в Восточной Европе.

В.Рыжков

В Восточной Европе по их инициативе или по инициативе Москвы?

Г.Бордюгов

Это была взаимная инициатива и Восточной Германии, и Болгарии. Потом зажжение вечного огня, ведь Москва это только 3-й город, где вечный огонь появился, до этого был Марсово поле в Ленинграде и Малахов курган в Севастополе. И потом уже по всей стране. Но эти сакральные места тоже не простую историю пережили, ведь их потом и тушили…

В.Рыжков

А как в 55 году? Вот только что ушел Сталин, ранний Хрущев, как в тот момент общество, с одной стороны, интерпретировало войну и победу и, с другой, молодое хрущевское руководство?

Г.Бордюгов

Общество только оттаивало после сталинских годов. Долго еще пластырь догматики сохранялся. И вот 55 год, как Хрущев себя ведет: он не произносит торжественную речь, он поручает первому заместителю министра обороны Коневу. Сталин выступает уже только в контексте других культурных героев.

В.Рыжков

Т.е. уже стали его задвигать?

Г.Бордюгов

Да. И ставка идет только на определенные выигрышные стороны войны. Например, для Хрущева, естественно, близка Сталинградская битва. И выбираются такие точки, где Сталина поменьше, и выдвигаются на 1-й план уже другие.

Но я думаю, самую сложную историю пережил этот праздник в юбилей в 95 году. Т.к. в 95 очень много было атак на этот праздник, чтобы вообще его отменить. Вспоминаются всякие вещи, связанные с коллаборационизмом, депортацией и т.д. И возникает вопрос, что мы защитили, социализм, советский строй? Это только сейчас мы поняли, что этот праздник над всем стоит – над эпохами, над строем и т.д. Удалось сохранить этот праздник, т.к. была чеченская кампания 94 года, в 95 корреспондируется героика. И второе, что у Ельцина в 96 году выборы, и ему было важно собрать и продемонстрировать миру и свою власть, и новую Россию. И смотрите, какой отклик: 56 делегаций зарубежный приехало.

В.Рыжков

Были первые лица, да?

Г.Бордюгов

Да. 56 государств, кроме, конечно, стран Балтии. Было еще любопытно, как рассаживать на приеме.

В.Дымарский

Союзники в первую очередь?

Г.Бордюгов

Нет. На параде на Минском шоссе – да, там была рассадка по-другому.

В.Рыжков

Напомним нашим слушателям. В начале 90-х построили часовню между историческим музеем, и как раз площадь была закрыта, потом научились объезжать по правому проезду, и был как раз парад на Минском шоссе у Поклонной горы.

Г.Бордюгов

Единственный раз.

В.Рыжков

Да.

В.Дымарский

Но этот праздник, как мы говорим, остается над всем и над эпохами, но со временем, хотим мы того или нет, он станет такой Куликовской битвой – историей. В скольких поколениях эта память сохранится как живая?

Г.Бордюгов

Да, какой будет дальше сценарий, когда не будет очевидцев, участников войны? Сейчас они есть, они – центральные герои.

В.Дымарский

Центральный герой не военная техника?

Г.Бордюгов

Может быть, кому-то так бы и хотелось, кто-то так и воспринимает, да, это слишком милитаризированный праздник, это не очень хорошая сторона, хотя есть и другие стороны, поэтому я этого не боюсь. Для нашего общества…

В.Дымарский

Я напомню «21 век».

Г.Бордюгов

Для нас важно именно выделение различных практик, связанных именно с подлинной памятью. Важно не то, что официальное, сверху спускается, а то, что идет снизу, правда, иногда подключается верх, и…

В.Дымарский

Как история с георгиевскими ленточками, сначала это началось снизу, а потом власть подключилось, и это стало таким политиризированным. Вы берете эту ленточку, вы выражаете свое отношение. Дальше вы уже сами будете ей распоряжаться, но вы берете, она прикасается своей тактильностью, ритмом цветов и прочее. И дальше вы решаете: в запасной карман положить к сердцу, или к сумочке привязать – это ваш личный выбор. Но в наши дни георгиевская ленточка подвергается и самой большой атаке…

В.Рыжков

Она из сферы памяти перешла в сферу актуальной политики. И вот из последних примеров: в Белоруссии на нее велик негласный запрет уже 2-1 год подряд. Это связано с тем, чтоони ассоциируют ленточку с потенциальной российской угрозой.

Г.Бордюгов

Да, и это связано с украинскими событиями. И георгиевская ленточка тоже стала определенной лакмусовой бумажкой, она вносит элемент определенного раскола: люди должны принимать решение. И здесь директива как в Белоруссии не всегда может сработать. Мы даже не знаем, что может прорасти в большую общественную акцию.

В.Рыжков

Бессмертный полк.

Г.Бордюгов

Да.

В.Рыжков

Еще одна идея, которая сейчас идет по стране.

Г.Бордюгов

И опять-таки главное, чтобы она не приобрела такой политизированный характер. И здесь отношение: ты решаешь вынести портрет своего прадеда на это шествие.

В.Рыжков

Да.

Г.Бордюгов

Эта акция тоже очень интересная, смотрите, как она рождалась: Томск…

В.Рыжков

Сибиряки.

Г.Бордюгов

Да. Мой Барнаул был одним из 1-х городов, где прошла эта акция. Поэтому, когда мы говорим о памяти, тут важно находить такие практики, которые связаны именно с новым ощущением войны. И потом нужно понимать сознание молодых сегодня, их восприятие, их визуальную культуру. Поэтому здесь важна ставка не на опосредованное понимание войны, а на прямое, тактильное. Почему важны эти выставки боевой техники, чтобы ребята прикоснулись, полазили и прочее.

В.Рыжков

Еже важная вещь, которая происходит в Европе, вижу, что там каждый год снимается очень много художественных фильмов высочайшего уровня, где происходит рефлексия военных. Я видел недавно фильм о холокосте, снимается фильм о предвоенном периоде нацистском, показывается, как переламываются судьбы молодых людей и т.д. Мне кажется, у нас как ни странно этого не хватает в России.

В.Дымарский

Память о войне 1812 года хранится во многом благодаря Л.Н. Толстому.

В.Рыжков

И фильму Бондарчука.

В.Дымарский

Да, ну и «Бородино», наверное. По учебникам, по-моему, про ту войну никто ничего не знает. Но есть выдающиеся произведения искусства. И кино советское….

Г.Бордюгов

Но новое поколение эти фильмы уже не воспринимает.

В.Дымарский

И есть великая литература о войне.

Г.Бордюгов

Конечно, И Гроссман, и Астафьев…

В.Рыжков

И Шолохов.

В.Дымарский

Да. Но молодежь не воспримает.

Г.Бордюгов

Почему?

В.Дымарский

Нужен современный язык.

Г.Бордюгов

Да, другая подача, динамика, темп и ритм… Почему, например, фильм «Звезда» реанимировался благодаря режиссеру Лебедеву? Потому что совсем уже другие приемы. Есть такое понятие среди культурологов «аффективный менеджмент» , т.е. аффективный менеджмент прошлого, когда мы включаете страсть, душевное волнение, эмоцию, тогда это способно сработать, а опосредованно, через текст, через документы связь может не сработать.

В.Дымарский

Вызвать эмоцию у зрителя, у читателя это вообще высшее пилотажное искусство.

Г.Бордюгов

Вы подняли вопрос о сохранении живой памяти.

В.Дымарский

Да.

Г.Бордюгов

Ведь чем интересно 70-летие Победы, впервые отмечается в сложной международной обстановке.

В.Дымарский

Уже в России, не считая советского периода.

Г.Бордюгов

Да.

В.Рыжков

Мне кажется, в 65-75 контекст бы не попроще.

Г.Бордюгов

Он был понятный, ясный. В 75-м приезжали 11 зарубежный делегаций, в 85-м 52, при Ельцине 56, и вдруг сейчас резкое опять падение. Это можно по-разному интерпретировать, но это остановится предметом размышлений, обсуждений, а кто-то педалирует этот момент.

В.Дымарский

Мы прервемся на Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

В.Дымарский

Мы продолжаем программу. Мы остановилдись на обсуждении делешаций.

Г.Бордюгов

Мне кажется, праздник настолько значимый сам по себе, и этот конфликт приедут не приедут для меня болезненный вопрос, т.к. а почему раньше приезжали? Вы приезжаете конкретно к Ельцину, к Путину? Или в страну, которая пережила эту страшную трагедию-катастрофу и внесла важнейший вклад в победу.

В.Рыжков

Геннадий, как я понимаю, они не хотят сидеть перед мавзолеем, когда будет проезжать российская военная техника, которая сейчас применяется в боях на Украине. Т.к. их общественное мнение, и их пресса тут же обвинят в том, что тем самым они поддерживают военную НРЗБ.

Г.Бордюгов

Но есть и другой способ выражения благодарности и памяти. Та же канцлер Меркель…

В.Рыжков

Они ищут способы приехать накануне и т.д., т.е. не входить перед военными колоннами.

Г.Бордюгов

Конечно, формат участия каждый выбирает сам.

В.Рыжков

Даже Лукашенко сказал, что он приедет накануне с утра, встретиться с президентом и т.д.

Г.Бордюгов

Ну и внутри разных стран это тоже создало напряженность. Например, в Южной Корее Парламент принимает решение рекомендовать президенту ехать в Москву на праздник. Т.е. подключаются другие структуры, чтобы своих руководителей…

В.Рыжков

Те же корейцы помнят вклад СССР в освобождение Кореи от японской оккупации, для них это не пустой звук. Они помнят все, помнят и 45-й.

Г.Бордюгов

2015 год – это только лишь один из сценариев, один из проектов памяти. Мы не знаем, что будет через 10 лет.

В.Дымарский

Вопрос, связанный с приездом или не приездом политических лидеров, говорят о политическом характере этого праздника. А если это так, политика, естественно, становится определяющим фактором в принятии такого решения.

Г.Бордюгов

Как раз это и относится к вопросу, который задают многие, сохранится праздник или нет? он может сохраниться в любом свое проявлении: как день скорби, день понимания утраты, день памяти, когда вы идете к останкам на могилы и вспоминаете. Эта практика, извините за научный термин, но это реальное действие.

В.Дымарский

День победы, но не день демонстрации сегодняшней мощи военной.

В.Рыжков

Мне кажется неслучайно, песня Тухманова «День Победы» звучала каждое 9 мая все мое детство, там гениальный текст, и эта фраза «Праздник со слезами на глазах» это определяющая характеристика этого праздника.

В.Дымарский

И давай вспомним, что эту песню не пускали – именно из-за этого.

В.Рыжков

Она не вписывалась в канон.

В.Дымарский

Именно в политический канон.

В.Рыжков

Но я про другое: почему народ принял именно эту песню, почему она стала общенародной? Она самая главная песня о победе именно потому, что она точно выражает этот баланс праздника и трагедии.

В.Дымарский

Но власть не хотела трагедию, власть хотела только праздник.

В.Рыжков

Уже тогда.

В.Дымарский

Поэтому песню и не пускали, и она случайно прорвалась в эфир.

В.Рыжков

И стала всенародным гимном памяти войны.

Г.Бордюгов

Поэтому я подчеркиваю важность своего отношения или отношения вашей семьи. Когда это происходит не через власть, и возникает связь и новое ощущение прошлого, когда вы прикасаетесь напрямую.

В.Рыжков

Сейчас потерянная совершенно традиция, когда в каждом доме, в каждой комнате, у моей бабушки, например, у Татьяны Ивановны, у нее висела большая черно-белая фотография семьи, на которой были собраны все поколения. Это была та самая память.

Г.Бордюгов

Это важный момент. У меня ест такая традиция, я всегда спрашиваю первокурсников, кто готов сходу рассказать, что делали в годы войны ваши прадедушки и прабабушки. В Москве 1/3 поднимает руки, но потом на экзамен они все должны знать, у меня требование. Но когда я задаю тот же вопрос в Ереване, например, 100% готовы тут же рассказать. Вот другое отношение. Поэтому здесь много вещей, которые от нас зависят, роль учителя и преподавателя играет колоссальную роль.

В.Дымарский

Армения понятно, а еще где как празднуется?

Г.Бордюгов

Везде официально это праздник, продуманный, есть план, ритуалы, во многих странах СНГ и Балтии, если это делает не власть, то общественный организации. Но это такая видимая часть праздника, а есть социальные сети. Это часто параллельные, разделенные русла. Соцсети дают гораздо больше информации об отношение к той же георгиевской ленточке. Многие отказываются от георгиевской ленточки, т.к. она теперь ассоциируется с событиями на Украине. Т.е. здесь есть определенный момент раскола, его нужно наблюдать, отслеживать. Но те же сети показывают колоссальный интерес к истории ВОВ. И вот ваш журналист Павел Баратов занимается важным делом: отслеживает военные компьютерные игры, есть очень серьезные игры, очень много сейчас узнают из игр. И через них, естественно, тоже можно протаскивать те или иные искажение или чистую правду.

В.Рыжков

Когда был СССР, то интерпретация военной памяти была более или менее унифицирована. Сейчас, когда разошлись на 15 разных государств, идентичность каждой страны отличается. На ваш взгляд, где в наибольшей степени как в России, Белоруссии на победе, и на войне строится идентичность?

Г.Бордюгов

Здесь как вы строите вопрос, если это часть ли национальной памяти, то да.

В.Рыжков

Да.

В Белоруссии – однозначно, в Армении – однозначно и в Азербайджане тоже, и в странах Балтии.

В.Рыжков

Здесь только все сложнее, они 2 или 3 раза были оккупированы.

Г.Бордюгов

Да, и для них, конечно, презумпция виновности России в данном случае. А сейчас мы замечаем все больше расхождений. Но я думаю, потом это сущностное родство все равно возобновится. Но сейчас не стоит забывать, что идет сложный процесс преодоления имперского и советского прошлого. Темпы этого преодоления разные. Если мы берем Украину, самый острый регион постсоветского пространства, я понимаю, для них советская символика и страны постсоветского мира, они отказываются от этого. И родились ли эти решения в диалоге с обществом? Мы видим только момент раскола. Второе, выбран ли нужный момент?

В.Рыжков

А что такое в истории нужный момент?

Г.Бордюгов

Я имею в виду накануне 9 мая, все понимают, что это центральное событие весны. И еще третий момент: хорошо, вы устраняете, что на смену? Какая символика, какие герои, какой пантеон национальный?

В.Дымарский

В Белоруссии за 20-25 лет они создали уже другую историю, другую интерпретацию войны, у них уже другой пантеон, и когда ты заходишь в музей войны, там совсем другая экспозиция.

Г.Бордюгов

Я еще при этом мониторинге, в этих поездках увидел, что в Армении, например, 9 мая перетекает в 10 мая – отстаивание независимости, и происходит усиление этого праздника. Или, например, для Крыма. Для них это двойное усиление праздника уже через текущую историю. И потом там помнят о депортации. Это тоже нужно учитывать, когда современная история входит в ткань наших воспоминаний, в т.ч. национальной культуры воспоминаний.

В.Дымарский

А если брать Россию, существуют ли какие-то региональные различия?

Г.Бордюгов

Есть, прежде всего, они связаны с вовлеченностью того или иного региона в сам ход действий. Но мы взяли три региона: Рязанская, Воронежская – не только потому, что она была оккупирована, а еще потому, что сейчас она граничит с Луганской областью, нам интересна настоящая история – области и Татарстан, который был тылом. Сейчас трудно сказать, какая картина складывается, но пока, как мне кажется, мы даже смотрим динамику с января: очень медленное раскачивание – раз; второе: очень внимательное наблюдение за тем, что происходит в Москве. Т.е. ставка на свою специфику, на то, что дорого местным, очень слабая. Мы еще посмотрим на это. Потом от степени вовлеченности того или иного руководителя. Т.е. даже вещи, связанные с историей семьи, играют роль. В Татарстане мой коллега задал вопрос, протестовали бы вы, если праздник 9 мая отменили? 100% ответила: протестовали бы. Т.е. мы за сохранение этого праздника как государственного и т.д. сейчас пока рано подводить итоги, но к концу мониторинга у нас будет полная картина.

В.Дымарский

В июне?

Г.Бордюгов

Мы бы хотели представить результаты мониторинга 24 июня. И информационные агентства – предмет нашего анализа, и различные политические силы, и патриоты про-кремлевские, и анти-кремлевские.

В.Дымарский

Мы часто говорим память о войне, но большая часть территории была оккупирована, существует ли память об оккупации?

Г.Бордюгов

Почему мы Воронеж и выбрали.

В.Дымарский

Как память об оккупации.

Г.Бордюгов

Да. Во-первых, открываются архивы, но существует и живая память. Например, в Воронеже существует Центр устной истории, который уже на протяжении многих лет собирает свидетельства и устные воспоминания очевидцев этих событий. Кто-то способен говорить всю правду, кто-то не хотел бы вспоминать. И потом готовы ли женщины, которые были тогда молодыми, вспоминать поведение оккупантов. В Германии преодолен этот стыд, этот страх, там очень многое зафиксировано. У нас другая культура стыда. Люди не хотят касаться этих моментов, которые связаны с жизнью в оккупации. Здесь это тоже сторона трагическая, связанная с катастрофой. Война это, прежде всего, катастрофа, трагедия.

В.Дымарский

Мы часто сегодня слышим о попытках переписать историю и т.д. Что имеется в виду? Я, например, никаких попыток переписать историю войны не вижу.

Г.Бордюгов

Когда говорят о переписывании, всегда говорят о пересмотре итогов, результатов войны нашими союзниками. Сейчас вес сложнее: есть разные исторические школы, есть общественность, есть наука академическая. Там идут дискуссии. Но попытка деприватизации войны, т.е. объявление, что мы виновники войны это все есть. Но есть предмет научной дискуссии, а есть предмет политизации, когда пересмотр становится вызовом современной России. Но для меня в науке нет понятия переписывания, есть слово написание. Появляются новые вопросы, новые данные, новый язык.

В.Дымарский

Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024