Телевидение о женщинах или для женщин? - Анна Монгайт, Полина Милушкова - Телехранитель - 2019-07-28
Е.Афанасьева
―
Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.И говорить мы сегодня будем, изначально тему мы заявляли по поводу программы «Женщина сверху» на канале «Дождь». И пришла Анна Монгайт, ведущая этого проекта, Полина Милушкова, корреспондент этой программы. Но нельзя не начать, конечно, с того, с той коррективы, которую жизнь в работу «Дождя» внесли. Вот Аня рассказывает, что вчера 8 часов в прямом эфире сидела, так?
А.Монгайт
―
Вообще очень острое впечатление. Мы же в принципе регулярно комментируем акции санкционированные, несанкционированные, какую-то политическую жизнь альтернативную. И вот вчера был все равно очень нестандартный день, потому что я не помню такого уже очень давно. Во-первых, абсолютно не спекулятивная тема, в ее политизированности и вот в тех причинах, почему люди вышли на улицу, абсолютно нет ничего, что вызывает сомнение. И она была нестандартна во всем.Во-первых, огромное количество задержанных, во-вторых, не было абсолютно понятно масштабы этого действа, потому что не было одной точки, где можно было всех снять, и не было этой запоминающейся картинки где-то сверху, с коптера или с балкона. Как обычно, мы какие-то ищем балконы близлежащие, откуда можно снять верхнюю точку и понять сколько людей пришло, массовое это событие, не массовое. И таким образом передать это ощущение, эту энергетику присутствия. Абсолютно было непонятно.
Из-за того, что глушили сигнал интернетный, невозможно было связываться с корреспондентами. У нас там работало довольно много людей, работали люди, которые обычно не работают в поле, например, абсолютно студийно-эфирные, Миша Фишман, Аня Немзер, тоже все вышли. И у каждого был свой переулок, они разделили эту зону на переулки, каждый рассказывал что в его переулке, какая там идет борьба. Например, в Столешникове вообще не было интернета, и Вася Полонский вообще не мог ничего о себе рассказать.
А например, там, где находился Володя Роменский и Миша Фишман, там наоборот было ощущение абсолютно готового сценария, там была настоящая борьба, там люди ложились на землю, отказывались уходить. Избили того самого депутата от Хамовников, женщину, в кровь, и она отказывалась от скорой, которую предлагали омоновцы, и в кадре прям у нас растекалась кровью, и мазала этой кровью действительно по шлемам, как называют, космонавтов, омоновцев, которые стояли напротив нее. И там была картинка невероятно трагическая, такая кинематографическая, оторваться было невозможно. Там было готовое впечатление.
В Леонтьевском переулке, где находилась Аня Немзер, там были прорывы, там был свой сюжет, они прорывали это оцепление. И люди, которые охраняли митинг, не могли понять как им поступать. То есть ясно, что, видимо, приходилось, трудно не только пришедшим на акцию, но и тем, кто ее охранял, трудно было принять решение, и трудно было принять решение о том, что нужно жестко задерживать. Видимо, была какая-то санкция в какой-то момент, а до этого боролось в них человеческое и профессиональное. Это все можно было наблюдать. И было ощущение вот этой, такой, знаете, как веб-камеры, многокамерной съемки. Ты видел разные реальности, в общем, это было невероятно интригующе, и у меня было ощущение, что я нахожусь внутри съемок драматического сериала о войне.
Е.Афанасьева
―
Вот так.
А.Монгайт
―
Там одновременно снимаются разные сцены. В общем, это было очень сильно вчера.
Е.Афанасьева
―
Еще раз, наверное, представлю гостью, если вдруг по голосу не сразу узнали. Это Анна Монгайт, ведущая телеканала «Дождь». А здесь также Полина Милушкова, корреспондент «Дождя».+7-985-970-45-45 – наш смс-номер. Вы можете нам писать.
Чат на канале «Эхо Культура» в «YouTube», тоже можете писать. Я буду зачитывать.
И к сожалению, должны мы вспомнить, сегодня ушел из жизни Владимир Кара-Мурза, человек, который для современного телевидения сделал очень много. Бесконечно рано ушел, 59 лет. Я вспоминаю и ту работу на самом старом «НТВ» его, одним из символов которого он был, и дальше. Это один из тех людей, которые вот эту честь профессии, как мне кажется, всегда олицетворял. Светлая память, очень-очень жалко.
Мы вынужденно начали разговор со вчерашних событий, с того, как «Дождь» их освещал. Но сейчас будем чередовать все-таки разговор о той теме, ради которой мы вас позвали. Программа «Женщина сверху».
Нам тут уже слушатель пишут: «Это только о женщинах, связанных с политикой?»
Видно, не смотрел.
А.Монгайт
―
А вы знаете, какая история. В какой-то момент стало понятно, что женщины, и вообще женский вопрос, и женские проблемы, и вообще жизнь женщины, неожиданно вышли за пределы, как говорят в интернете, ноготочков и бьюти, и вот этого главного вопроса, как найти мужа и как красиво одеться. То есть до определенного момента существовал, у женщин был глянец и были определенные женские медиа, которые говорили об их женском вопросе, связанном в первую очередь с внешностью, семьей и так далее.И потом произошел какой-то слом, наверное, он начался с акции «Me Too», после чего женский вопрос перестал находиться в резервации, и это стало волновать многих. То есть оказалось, что женщины это вообще интересно, что у них есть свои интересы не только политические, но и социальные. И они себя ощущают отдельно совершенно. И про них можно отдельно говорить. И стало понятно, что это требует отдельного обсуждения. И тут могут быть любые темы, и экономические, и трудоустройство, и политика, и вопросы возраста, и те же вопросы красоты, и самоощущение в браке, и вопросы насилия, и вопросы вообще самостоятельного существования. Женщина как бы отделилась, был человек и женщина, потом женщина отделилась и стал мужчина и женщина. Это очень важные нюансы.
Е.Афанасьева
―
В таких случаях, часто, когда я приглашаю, особенно если это рядом с гендерным праздником, 8 марта, и подбираешь тему как-то рядом, мне всегда говорят, ну, мы же не будем говорить про то, что женщина тоже человек, обижаются авторы, которых я приглашаю. Это не про то, что женщина тоже человек?
А.Монгайт
―
Это просто про женщин, и в нашей программе, мне кажется, максимум отделение от вопроса, от резервации, да. Мы говорим о том, что женщин волнует, но не пытаемся загнать их в резервацию.Вот, например, сейчас мы делаем, программа тематическая, вот сейчас у нас следующая программа, которая выйдет 7 августа, она посвящена теме изнасилования. Целая тематическая версия, будут разные истории в самых разных ракурсах с этим связанные, потому что в принципе про женщину и насилие сейчас только начали говорить. Это вообще топик, наверное, с 18-го года продолжается. И выясняется, что в принципе для этой темы нет даже языка, настолько она не проговорённая, настолько люди не умеют на эту тему дискутировать. В них столько всего скрыто, что в принципе ощущение, что ты начинаешь абсолютно с нуля.
Е.Афанасьева
―
Здесь уже много.Еще раз напомню, +7-985-970-45-45.
Чат на канале «Эхо Культура» в «YouTube».
«Анна в вышиванке?» – спрашивает Лилия Гусман.
Да, вы же видите на «YouTube».
А.Монгайт
―
Да, я в вышиванке до пола причем, у меня длинное платье в пол.
Е.Афанасьева
―
«Обожаю Анну Монгайт» - пишет Наталья из Томска. «Остроумная красавица!»А Наиль требует: «Ведущая, у вас нет совести? Дайте слово корреспонденту»
Сейчас дадим слово корреспонденту, Полине Милушковой.
Причем так любопытно. Я сразу вспомнила, что был случай, когда я была в гостях у Полины на учебном радио на «Эхо Москвы», было такое.
П.Милушкова
―
Да, так и было.
Е.Афанасьева
―
«Эхо Москвы», в Высшей Школе Экономики.
П.Милушкова
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Я заговариваюсь. Теперь Полина пришла сюда.Полина, вы на «Дожде» не так давно. Вот мы с Аней говорили, что уже «Дождю» 10 лет скоро, и у Анны судьба там длинная. А вы недавно. Как вам вот эта тема женская? Вы сами выбрали или вас назначали корреспондентом в эту программу?
П.Милушкова
―
Ну, я на «Дожде» месяц. Я работала на телеканале «Пятница» до этого. И потом долго думала чем мне заняться после темы, связанной с онкологией, потому что…
Е.Афанасьева
―
А Полина делала программу, когда исполняют желания больных детей, удивительно трогательную.
П.Милушкова
―
Да, «Попроси у неба» она называлась. И мне хотелось заняться чем-то еще, я даже думала сделать какой-то свой подкаст, связанный с женщинами и бизнесом, потому что меня эта тема всегда интересовала. Плюс, до этого я связывалась немножко со всякими проектами, связанными с феминизмом. Например, мы собирали деньги для разных фондов с помощью театральных всяких акций. И тут Александра Перепелова сказала…
Е.Афанасьева
―
Главный редактор.
П.Милушкова
―
Главный редактор телеканала «Дождь», да. Сказала, что корреспондент Дарья Жук, бессменный корреспондент «Женщина сверху», встретила свое счастье и уезжает из страны. И она сказала, раз ты пока не встретила свое счастье, может ты пока займешься.
Е.Афанасьева
―
Да что ж такое? Почему вы женщина, не встретившая счастье, должна только, а встретившие не могут…
П.Милушкова
―
Это шутка…
Е.Афанасьева
―
Я понимаю.
П.Милушкова
―
Меня пригласили на эту программу сразу же. И на самом деле у меня было какое-то внутреннее ощущение, что сейчас я передохну, потому что был такой сложный год, связанный с больницами, с детьми, с болезнями, с их родителями…
А.Монгайт
―
И тут сразу НРЗБ со своими изнасилованиями.
Е.Афанасьева
―
Да.
П.Милушкова
―
Да.
Е.Афанасьева
―
А оказалось, что у вас тоже не про маникюр и не про только поиски счастья.
П.Милушкова
―
Да, даже сейчас мы делаем, Аня сказала, тему про изнасилование, тема здесь настолько табуированная, что если ты копаешь чуть дальше, делаешь шаг, ну, чуть внутрь. У нас уже из каждого сюжета вырос эксклюзив, мне кажется, просто потому что…
Е.Афанасьева
―
Да, потому что это любят, тема ток-шоу, когда, помните, были, многосерийное прямо ток-шоу с изнасилованной, девочкой, которую якобы изнасиловали, потом оказалось, что…
П.Милушкова
―
Про Диану Шурыгину.
Е.Афанасьева
―
Да, да, которое просто стало бестселлером и в интернете, не только на большом канале. Только в таком виде об этом говорят. Об этом мы еще поговорим.Какие темы вам кажутся, во-первых, так, перебью сама себя, название чье, кто придумал? Почему «Женщина сверху», Анна?
А.Монгайт
―
Ну, мы искали резкое название броское, которое скажет о программе сразу, как о программе такой немножко фраппирующей, с одной стороны. С другой стороны, не будет каких-то двусмысленностей, будет ясно, что это мир не про розовое и не про…
Е.Афанасьева
―
А про то, что…
А.Монгайт
―
Не про нежное…
Е.Афанасьева
―
Пересядь с иглы мужского одобрения.
А.Монгайт
―
Ну, то есть программа, в которой нет никаких табу. Мы для себя это определенно решили, что мы будем говорить столько о табуированных темах, сколько нам хочется. И если мы каким-то образом задеваем общество или даже каким-то образом его подкалываем, это только лучше, потому что только так можно быстрее отшелушить все лишнее. И название, мне кажется, очень удачное, хотя периодически нам пишут всякие хейтерские тексты, вот женщина сверху, все с вами понятно.И конечно, когда случился этот кейс с Залиной и этой рекламой с пересаживанием с иглы на лицо, это, конечно, была абсолютно наша история, подтверждающая, что сейчас это горячее время, когда людям хочется об этом говорить. Они не знают как это делать, они ищут язык, ищут темы и вокруг этого абсолютно горячая точка. Я, например, не совсем согласна вообще со всем феминистическим языком и феминистической такой жесткостью и некоторой агрессией, но они, бессомненно, нам помогают раскручивать и поднимать темы, которые раньше не поднимались.
И конечно, сейчас, например, почему мы взялись за тему с изнасилованиями? Это история, естественно, про сестер Хачатурян. Если вы помните начало этой истории, абсолютно нигде не проговаривалось, ну, как-то заминалась ситуация с тем, что их насиловал отец. И собственно, это было триггером произошедшего violence, произошедшего насилия. Если бы этого не было бы, возможно бы ничего не случилось. И без этого невозможно рассматривать эту историю. Но между тем, в раскручивании вообще всей репутации этого дела, с объяснением его и так далее, это тема считается самой сложной, она почти все время не проговаривается, не договаривается и так далее. Причем между тем это очень важно. И мы с этого начали.
Потому что когда это только случилось мы, например, первыми сняли материал об их матери. У них же есть мать, которая была выгнана им из дома. И все это время мы ее искали, нашли, и собственно, пытались с ней поговорить, а почему она им не помогала, почему она их не спасла, почему она их не увела из этого дома. И она оказалось той самой женщиной, которая находится не сверху, а вот как бы почти на дне. Это такое рабское сознание, она настолько задавлена, что ей даже в голову не приходило, что она может ему в этом смысле противостоять.
Вот не должно быть таких женщин, которые в принципе могут допустить такое вокруг себя и такую собственную задавленность. Вот как бы если говорить о какой-то гранд миссии. Вот это главная миссия, чтобы никто себя не мог ощущать в таком чудовищном, низменном, животном состоянии и мог бороться за собственную жизнь, за собственные права, ну, вот за какое-то в этом смысле равноправие.
Е.Афанасьева
―
Нам уже пишут: «Анна, вы вчера были на вершине профессии, спасибо за правду», без подписи, правда.Из Челябинской области написали: «Ой, какой секси голос у Полины, внимаю»
Полина, придется еще…
А.Монгайт
―
У Полины очень секси голос, я, когда, честно говоря, услышала, как она озвучивает сюжет, я думаю, вот, да.
Е.Афанасьева
―
Но при этом, смотрите, мы опять говорим о серьезных темах, а внимают секси голосу слушатели.
П.Милушкова
―
А вот можно еще скажу про феминизм, Аня просто начала про женщину сверху, феминизм. Я, когда начала говорить своим товарищам, каким-то друзьям, я говорю, вот я работаю на программе «Женщина сверху», и сразу говорят, это программа о феминизме. А меня немножко удивляет, что вообще любой женский вопрос сразу становится темой, связанной с феминизмом. Хотя мне, например, кажется, что женская команда «Локомотива» не связана с феминизмом примерно никак. Просто женский спорт – это нормально.Мне кажется, что еще одна из задач программы – вытеснить вообще все женские темы, и как бы из области феминизма просто в нашу нормальную жизнь, потому что женский футбол – также нормально, как и мужской футбол, говорить о насилии – также нормально, как говорить о насилии в мужском мире, например.
А.Монгайт
―
Полина делала очень классный сюжет про состояние женского футбола. Благо был Чемпионат мира по женскому футболу во Франции. И вот мы выясняли что происходит с женским футболом в России. Вот расскажи, Полин, вроде бы там все хорошо, но…
П.Милушкова
―
Да ничего не происходит, к сожалению. То есть, например, одна из самых известных футболисток в мире – это наша девушка, ее зовут Надя, она играла в клубе «Чертаново». Между прочим, клуб «Чертаново» - один из самых успешных женских клубов в футболе.
А.Монгайт
―
Вы, конечно, все знаете про это.
П.Милушкова
―
Естественно, разумеется. Она сейчас играет в команде «Севильи» и вообще она супер популярна. Она, например, является амбассадором «Chanel», но при этом в России ее не знает никто.
Е.Афанасьева
―
Да.
П.Милушкова
―
То есть в мире ее знают, в России ее не знает никто. А зарплату она получает, ну, в «Чертаново» получала, по-моему, 2 000 долларов, ну, то есть это зарплата…
Е.Афанасьева
―
Что для мирового спорта просто даже не гроши, да…
П.Милушкова
―
В целом даже для российского футбола, мужского даже…
Е.Афанасьева
―
Ну, мужского мы даже не обсуждаем.
П.Милушкова
―
Да.
А.Монгайт
―
А мы обсуждаем, почему, собственно, она должна получать иначе. Вот мы сравнивали зарплату единственной женщины-судьи из России, которая работает на мировом чемпионате по женскому футболу. Вот разница между ее гонораром за игру и гонораром стандартного, обычного мужчины-судьи в России, на российских играх, по-моему, в 6 или в 10 раз, ну, в общем, абсолютно несоизмерима. Почему это должно быть нишевой темой, почему это должно быть интересно только, не знаю, только женщинам или только феминисткам. Это в принципе проблема для всех, и женщин не меньше, чем мужчин.
Е.Афанасьева
―
Ну, разумеется, у нас уже в соцсетях, особенно на канале «Эхо Культура» в «YouTube», там такой свой чат, они уже друг с другом хорошо разговаривают.Человек с ником «Холицер»: «Вас ведь от чего так заботит изнасилование. Я долго за вами наблюдал и пришел к выводу, что основной затык – то, что вы переживаете, что не взяли плату за услугу».
Вот так товарищ Холицер выступил.
П.Милушкова
―
А кого вас в данном случае?
Е.Афанасьева
―
Сложно сказать, кто, ну, в общем, вывод такой у товарища напросился.Но есть и, конечно, более трезвые отклики.
«Я не сексист…» - пишет Пауль Зильберт, Екатеринбург. «В некоторой степени тренер женской футбольной команды. Ответственно заявляю, что женский футбол – это осетрина второй свежести».
Пауль, а чего же вы тренируете то женскую команду? Идите мужскую тренируйте или вас туда не берут, в тренеры мужской команды?
А.Монгайт
―
Знаете, как бы я не антисемит, у меня есть один друг еврей, ну, в общем…
Е.Афанасьева
―
Да, да.Мы прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы» и продолжим разговор. Анна Монгайт, Полина Милушкова, говорим мы об их программе, Анна ведет программу, называется «Женщина сверху» на канале «Дождь».
НОВОСТИ
Е.Афанасьева
―
Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева.Анна Монгайт в гостях, ведущая канала «Дождь», Полина Милушкова – корреспондент программы «Женщина сверху», о которой мы сейчас и говорим.
И перед тем, как мы прервались на новости, затронули, оказалось, очень животрепещущую тему, потому что мужчины на женский футбол реагируют остро.
Владимир из Пермского края: «Каждый человек должен заниматься тем, для чего его создал бог». Крупными буквами: «Женский футбол это смешно!»
Да, то есть наступили на больное, значит футбол только мужчинам.
А «Базил М» или «Базилиам» в «YouTube», канал «Эхо Культура», чат, пишет: «У меня вообще-то своя теория. Меня долго мучил вопрос нафига моим окромя зачатия, и это посложнее, чем теорема Пуанкаре. Когда я его решил, ужаснулся»
Вот интересно, как вы его все-таки решили.
А.Монгайт
―
Вы знаете, интересная вообще история по замерам, кто наша аудитория. Мы все время пытаемся выяснять с помощью наших каких-то внутренних диджитальных возможностей. И во-первых, наша аудитория – это мужчины.
Е.Афанасьева
―
Ну, оказывается, судя по сегодняшнему количеству…
А.Монгайт
―
Нас самих это, честно говоря, удивляет. Они и комментируют в основном, и смотрят они. И обычная ситуация…
П.Милушкова
―
То есть делают пожертвования телеканалу «Дождь» для нашей программы.
А.Монгайт
―
Да, немедленно прям в эту минуту.Причем, ко мне очень часто подходят женщины и говорят, что вот, Анна, давайте мы с вами сфотографируемся, вы ведете любимую программу моего мужа. Это немножко смущает, хочется, чтобы и женщины смотрели.
Е.Афанасьева
―
Для них то это что? Именно женщина тоже человек или это попытка разобраться в том, какие мы разные.Вот тот же Холицер, который писал, что мы якобы деньги не взяли, поэтому переживаем, когда вопрос об изнасиловании шел. Он тут пишет, что, сейчас не найду его сообщение, что мы настолько разные, даже порнуху для женщин делают не такую, как для нас, написал он.
Ну, в общем, да, действительно, мы разные.
А.Монгайт
―
НРЗБ.
Е.Афанасьева
―
Да.Почему, что мужчинам то, они хотят понять. Мы всегда говорим, что мы все разные. Или почему именно мужчины. Полин, ваша версия?
П.Милушкова
―
Моя версия очень простая. Мне не кажется, что мужчины хотят контролировать, овладевать и поэтому они так остро реагируют на любой шаг женщины в публичное поле со своими какими-то вопросами профессиональными, личными и так далее. Мне просто кажется, что мужчина, он просто, вообще человек, человек по природе своей любопытен, и если никогда о женщинах не говорили, а тут бац, и возникает целая программа, где каждый раз говорят о проблемах женщин. Не знаю, например, в профессиональном спорте, в поле там насилия и изнасилования и так далее, в политике, у нас была предыдущая программа посвящена этому. Он просто очень удивляется и такой думает, а интересно, у них там вообще какие-то проблемы есть. И поэтому они самые активные наши зрители.Потому что очевидно, что в целом женщины знают что такое проблемы насилия и мне кажется, почти каждая женщина в России так или иначе в той или иной форме сталкивалась с этим. Женщина понимает, что такое, почти любая опять же, что такое притеснение на работе, если она работает. А мужчине кажется, что все нормально. И когда ему говорят, что не все нормально, он очень удивляется. И понятно, что первая реакция – это агрессия. Это тоже, мне кажется, абсолютно нормально, и это первая правильная, возможно, реакция на нашу программу, мы с ней работаем.
Е.Афанасьева
―
Поэтому выключить телевизор не могут…
П.Милушкова
―
Ну, конечно.
Е.Афанасьева
―
Или
А.Монгайт
―
Вообще это история с разломом сознания, вот почему такая реакция. Это первая реакция, когда ты не привык, вообще не привык говорить об этом.Вот сейчас Полина делает интересный проект, который она сама придумала. Она собирает, Полин, расскажи, собирает хейтерские месседжы, которые получают женщины, которые занимаются женской тематикой. Вот всех известных феминисток мы уже опросили на этот счет.
П.Милушкова
―
Да. Вот, собственно, Залина Маршенкулова, которую мы уже упоминали, которая делала рекламу про пересядь с иглы мужского одобрения ему на лицо, и ряд других феминисток, и на самом деле не феминисток. Вот мы с ними встречаемся, и они сами зачитывают эти комментарии о себе. Потому что, мне кажется, когда люди пишут такие хейтерские комментарии, они не понимают, что за экраном стоит живой человек. Это не человек, который занимается тем, что ведет свой «Instagram», у него тоже есть семья, интересы, планы на вечер и так далее. И например, меня шокировало, что большинству феминисток отправляют видео с изнасилованиями с подписью «С тобой будет хуже».
Е.Афанасьева
―
Кто отправляет?
А.Монгайт
―
Те самые хейтеры. Они получают огромное количество…
П.Милушкова
―
То есть они пишут, мы сломаем тебе ноги, мы убьем твоего ребенка и так далее. А еще они присылают видео в direct в «Instagram», где они совершают изнасилование.
А.Монгайт
―
Это не они совершают, это какие-то где-то…
П.Милушкова
―
Ну, да.
Е.Афанасьева
―
Да, я хотела сказать…
А.Монгайт
―
Конечно же, не они. Просто это попытка унизить, задавить, загнать в привычные рамки.
Е.Афанасьева
―
Конечно, есть какая-то, по сути, женскому вопросу чуть больше, наверное, полтора века, по-хорошему, если грубо прикинуть, когда начали первые феминистки хоть что-то отстаивать…
А.Монгайт
―
Суфражистки.
Е.Афанасьева
―
Ну, да, суфражистки еще, да. Но при этом, казалось бы, нам столько внушали, особенно в советское время, про равенство женщин, про все на свете, но оказывается такое количество тем еще остается табуированных. Причем женщины их табуируют иногда больше, чем мужчины, потому что воспитали то в парадигме, ну, вот так и должно же быть, да. Например, мужчина должен сделать предложение, женщина, которая сама выбрала мужчину, неправильная женщина. Если она ему еще сказала, пойдем вместе в ЗАГС.
П.Милушкова
―
Я бы сказала, она плохая. Что же неправильно, просто плохая женщина.
Е.Афанасьева
―
Да, ну, совсем, даже и не женщина.Это ментальность, которая в стране, практически весь 20 век ощущавшая страшную нехватку мужчин из-за войн, репрессий и всего прочего, где в первую очередь, конечно, мужчины страдали. И получается, что у нас все общество, не только женщины, воспитанные женщинами, которых воспитывали женщины, которые страдали от нехватки мужчин. По-моему, только, в других странах я даже такого особо не вижу, чтобы вот так были озабочены женщины тем, что надо выйти замуж, обязательно выйти замуж. А если ты не выйдешь замуж, ты уже не человек.
А.Монгайт
―
Ну, тут мы не думаем о восточной части страны.
Е.Афанасьева
―
Не, мы не берем восточных…
А.Монгайт
―
Просто был момент. Мы делали несколько таких острых, проблемных материалов о ситуации с женщинами и их возможностями и правами на Кавказе, несколько раз ездили с этой целью в Чечню. Например, мы делали материал о, если вы помните, в какой-то момент Кадыров принял решение о принудительном восстановлении семей, которые развелись, и они принудительно восстановили 700 семей. И мы ездили в Чечню, выясняли, что же с этими семьями, которых принудительно сводили заново. И, ну, наверное, это один из самых драматических сюжетов, которые я в жизни видела, потому что их действительно заставляют жить вместе, они рассказывают, как эта жизнь выглядит. Ну, ясно, что это семьи, где в основном несколько жен, где царит унижение, где женщина не может уйти, потому что главным спекулятивным моментом здесь является ребенок.Например, в Чечне, если, при разводе ребенка всегда оставляют с отцом. И какое бы там насилие в семье не существовало, как бы их там не били, это единственная возможность общения с ребенком, потому что при разводе все, ты как бы лишаешься этого права, и тут никакой суд региональный не встанет на твою сторону. И собственно, это было главной причиной, почему эти семьи удавалось все-таки свести заново. Но какие страдания и что с этими происходило. Нам удалось это снять и прям вот это, мне кажется, показатель, что бывает в обществе, где право женщины и вообще ее, как личность, абсолютно не учитывают. Довольно трудно.
Мы делали материал про то, как крадут невест, и как насильно женят, тоже делали такую историю. Рассказывали нам семьи, которые, потом у них все сложилось, и ужасные истории про то, как это происходило насильно, и про самоубийства и так далее.
Был у нас один сногсшибательный тоже материал в этом смысле, про женское обрезание нам удалось сделать сюжет. Если помните, был скандал, обнаружилась в Москве клиника, которая этим занималась. Ну, естественно, это ориентировано на мусульман. И дальше удалось без лиц раскрутить эту тему, поговорить с женщинами, которые это пережили, выяснить как выглядит ситуация на Кавказе. Она настолько, это такое средневековье, это так далеко от женщин сверху, скажем так.
Вот мы сейчас обсуждаем какие-то нюансы, связанные с нами, с нашей жизнью. Может кого-то мужчины не уважают, не учитывают наши права на одинаковую, например, оплату на работе или где-то труднее трудоустроиться, учитывая, что ты можешь уйти в декрет, такой традиционный набор проблем, проблем на европейской части России. А есть вот в этой же стране в параллельной реальности в то же самое время…
Е.Афанасьева
―
Да, не Иран, не Ирак, да.
А.Монгайт
―
Вообще не Иран и не Ирак. В Иране вообще говорят, все не так уж плохо. А вот у нас прям здесь, несколько есть, целый регион, где ситуация абсолютно патовая, и она не меняется, потому что. Там тоже есть и феминистки, и правозащитницы, и то, как им трудно работать, и то, как им трудно про это говорить, потому что говорить им не с кем об этом, общество отказывается это дискутировать. Поэтому в принципе существование такой программы, как наша, просто я считаю, жизненно необходимо, потому что это какая-то возможность донести хоть что-то, хоть какую-то информацию до той части страны.
П.Милушкова
―
Ну, даже не донести может быть информацию, вообще заявить, что такая тема есть…
А.Монгайт
―
Ну…
П.Милушкова
―
Что вообще об этом можно говорить.
А.Монгайт
―
Абсолютно. И каким-то образом возбудить людей этим интересоваться и таким образом сдвинуть точку с мертвой.
Е.Афанасьева
―
Да.Я напоминаю, Анна Монгайт, Полина Милушкова, корреспондент программы, которую ведет Анна Монгайт, «Женщина сверху».
Мужчины у нас активизировались.
+7-985-970-45-45.
Денис пишет: «У нас в стране женщины среднего и старшего возраста основные избиратели. И они голосуют за таких как Мизулина, Плетнева и прочее. Так что нечего…»
Что-то у меня потерялось сообщение. Так.
П.Милушкова
―
Нечего жаловаться, наверное, такой смысл.
Е.Афанасьева
―
Ну, вероятно.«А то, что все комментарии от мужчин говорят о том, что женщин вообще мало слушают, серьезная радиостанция».
Ну, вы не правы, Денис. У нас бывают передачи, когда в основном женские комментарии или хотя бы пополам, так что вы, как раз аудитория «Эхо Москвы», зря так.
Ну, про футбол продолжается. Можете уже сами про женский футбол друг с другом, пожалуйста, наступили на больное, Полина.
П.Милушкова
―
Да. Я вспомнила фамилию Нади Карповой, как я могла ее забыть, которая играет сейчас в «Севильи», является одной из самых успешных футболисток в мире, которая играла в клубе «Чертаново».
Е.Афанасьева
―
Я смотрела, например, выпуск «Редакции» Алексея Пивоварова, который тоже был теме феминизма посвящен. Это мужской все равно взгляд Алексея. Есть ли какие-то принципиальные отличия в том, как вы смотрите в вашей программе на тему, и вот если те же самые темы затронул Алексей?
П.Милушкова
―
Вот можно я скажу…
Е.Афанасьева
―
Полина, да.
П.Милушкова
―
Даже не только про Алексея Пивоварова, а еще Сергей Минаев делал круглый стол для «Esquire» с очень интересной подборкой. Там была Таня Никонова, это такой достаточно очевидный игрок на этом поле, но при этом…
А.Монгайт
―
Ну, ты расскажи, что Таня Никонова, она занимается секс-просвещением.
П.Милушкова
―
Да, Таня Никонова занимается секс-просвещением, это такая большая, известная феминистка, которая, в общем, довольно много работает на том поле.Там, например, был такой человек, как Вася Аккерман, который пишет стихи, и каким образом вообще затесался, и он представлял, значит, патриархат всем своим костюмом.
И это было очень интересно, потому что Сергей Минаев, и кстати, Алексей Пивоваров использует такую формулировку как феминизм для нормальных мужчин. То есть что есть какой-то наш феминизм, он какой-то странный. А есть феминизм для нормальных мужчин, где женщин готовы защищать от изнасилований и давать им равную оплату труда, но не больше. Вот как-то дальше давайте мы не будем. И Алексей Пивоваров, все-таки это журналистский материал, где он общается как журналист, со спикерами-феминистками. А у Сергея Минаева это очень видно, потому что он так все время немножко говорит, Татьяна, ну, что вы, ну, Татьяна. Это очень увлекательно посмотреть, потому что подход совершенно разный. И хотя, казалось бы, главный редактор журнала «Esquire», куда еще более прогрессивнее, но нет.
Е.Афанасьева
―
Смотрите, вот о чем…
А.Монгайт
―
Куда уж прогрессивнее, чем Сергей Минаев, действительно.
Е.Афанасьева
―
Хотела вот о чем спросить, особенно, когда вся на Западе эта волна началась «Me Too» и вот все прочее. Очень многие люди здесь, в стране, говорят о том, что то, что активно упрекают в харассменте на работе, где вот «Me Too», еще что-то, привело к тому, что там невозможно за женщиной немножко поухаживать, пальто подать, дверь открыть, ну, элементарные знаки внимания, которые всегда, долгое время считалось, что мужчина может оказывать женщине, не посягая на ее честь и достоинство, а просто как такие комплименты условные. И говорят, вот до чего вы со своим феминизмом довели, да. Я хотела спросить, действительно это одно другому противоречит, вам как кажется?
П.Милушкова
―
Ну, мне кажется, что нет.
Е.Афанасьева
―
Полина.
П.Милушкова
―
Опять же это главный миф о феминизме. Например, не знаю как Аня, я обожаю, когда за меня платят в ресторанах, дарят мне дорогие подарки, открывают двери и все такое. Феминизм это…
А.Монгайт
―
Ты сама за себя можешь заплатить в ресторане гипотетически?
П.Милушкова
―
Ну, да.
А.Монгайт
―
Если ресторан позволяет.
П.Милушкова
―
Ну, там «Макдональдс», «Шоколадница».
А.Монгайт
―
Согласись, парни в «Макдоналдс»…
П.Милушкова
―
Понимаете, в чем дело, феминизм – это не про то, что женщина должна все делать сама, а феминизм – это про то, что женщина должна все делать как нравится. Если женщине нравится, что за нее платят в ресторане, пусть за нее платят в ресторане. Если женщине нравится платить самой за себя в ресторане, пусть она делает так. Феминизм это вообще не про то, как нужно делать в той или иной ситуации, про то, как женщина хочет делать в той или иной ситуации.И поэтому то, что где-то в какой-то неведомой Европе женщине нельзя открыт дверь, ну, мне кажется, это не совсем правда, мне кажется, это миф, которым, собственно, пытаются уколоть феминисток в нашей стране.
А.Монгайт
―
Следующая главная проблема связана с отношением к этой теме. Всегда пытаются ее сделать гротескной, обрисовать женщину, которая хочет быть самостоятельной. А что такое НРЗБ, это в принципе право быть самостоятельной и быть с точно теми же правами и возможностями, что и мужчина. И вот эта феминистка это какая-то гротескная, неухоженная обязательно почему-то лесбиянка, которая вот олицетворяет феминисток. Хочешь быть такой, доченька, с небритыми подмышками, не накрашенной и несексуальной, будешь феминистской. Не хочешь быть такой, будь тогда женщиной как принято. Ну, это же все абсолютно анекдотические образы. Оттуда же эти неоткрытые двери, и неоплаченные счета, и невозможность хлопнуть по попе на работе, это все про это.
Е.Афанасьева
―
Я вспомнила, когда я работала в «Новой газете», исполнительный редактор, Акрам Муртазаев, у которого замечательные есть эти короткие афоризмы. У него была одна из моих любимых, «Не оскорбляйте женщину не попыткой», мне она очень нравилась.Мужчины продолжают.
«Стикерло» пишет: «Если женщина не человек, то значит она богиня. Ко всем своим пассия я применяю методику подарить тортик и поговорить, выслушать, работает безотказно».
А вот Леонид наоборот разошелся, он пишет: «По-моему, проблема женского неравноправия для нашей страны и яйца выеденного не стоит. Это связано и с политикой советской власти, которая предоставила невиданные права женщинам, и с трагедией колоссальной гибели мужского населения в годы Великой Отечественной войны. А результатом этих событий стало утверждение на административных должностях в нашей стране значительного количества женщин, и это главная трагедия нашей страны. Если провести простой анализ, то картина станет вполне ясной. В живописи мы можем…»
Так, так, извините. В живописи что мы можем, вот, вот.
«Перечислить тысячи великих мужчин и даст бог, только нескольких женщин. В науке аналогичная ситуация. И никакая эмансипация этого не изменит. Поэтому дело не в эмансипации, а в психологии и интеллекте»
Типо мы женщины не того интеллекта…
А.Монгайт
―
Типо все бабы дуры, да.
Е.Афанасьева
―
Да, да, да.
П.Милушкова
―
Такой длинный комментарий, можно было написать просто одну фразу.
Е.Афанасьева
―
Да, все вы бабы дуры.
А.Монгайт
―
Но вас можно купить тортиком, к счастью, это сглаживает.
Е.Афанасьева
―
Но просто, наверное, женщины во времена художников, когда учили мужчин рисовать, женщинам, не давали девочкам в руки краски…
П.Милушкова
―
Конечно, был закрыт доступ к образованию очень долго.
Е.Афанасьева
―
Не давали учебники и зачем тебе вообще учиться. И поэтому, конечно, вы еще можете насчитать намного меньше. А вот на счет руководящих должностей, то как раз-таки, по-моему, и в советское время, и сейчас, ну, мы можем вспомнить огромное количество начальников, одну Фурцеву с трудом вспоминаем из советского руководства.
А.Монгайт
―
А если говорить все-таки о каких-то серьезных карьерах, то извините, много ли наш собеседник может вспомнить мужчин, которые уходят в декрет, после того, как рождаются дети в семьях…
Е.Афанасьева
―
Нет, хотя это равноправие, и сейчас…
А.Монгайт
―
Абсолютно. В Скандинавии мужчины уходят в декрет, точно также, как женщины, у них те же декретные правила. Вот, например, в компании «Volvo» все абсолютно.
Е.Афанасьева
―
Марк Цукерберг брал декретный отпуск вместе со своей женой…
А.Монгайт
―
А вот, казалось бы, какой умный мужик.И поэтому когда мужчины будут также часто уходить в декрет и воспитывать детей, и столько же уделять своим детям времени, и столько же времени НРЗБ беременной жены, то тогда, наверное, можно будет говорить о каких-то более-менее равных достижениях. Уже не говоря о том, когда женщины начали получать высшее образование, давайте вспомним, это даже не самое начало 20-го века, поэтому.
Е.Афан Асьева
―
Ну, разумеется, вспомнили, что равные права, без подписи, правда, всегда подразумевают равные обязанности, в том числе и служба в армии и так далее.
А.Монгайт
―
Да, и более 400 профессий в России запрещены для женщин. Женщина, например, не может быть капитаном корабля.
Е.Афанасьева
―
У нас, например, а почему?
А.Монгайт
―
Ну, почему, не знаю.
Е.Афанасьева
―
Летчиком уже может, пилотом авиации, а…
А.Монгайт
―
Тоже с трудом.Я помню, когда я училась на журфаке, например, женщина не могла, женщина, юная девушка, любая, мы учились, кстати, на одном курсе с Димой Гудковым. Женщина не могла учиться на международном отделении, Дима учился на международном, а я на обычном телевизионном. Потому что даже если ты хотел, ты не мог.
Е.Афанасьева
―
Ну, мне кажется, еще важно, мне даже обидно, что мужчины больше смотрят, как вам кажется, вашу программу, чем женщины, мне кажется, у нас женщин еще в голове, ну, как воспитали, вот так надо, и мы не всегда задумываемся. Я помню, давно уже, правда, лет, наверное, 20 назад, я поехала в гости к своей подруге, которая вышла замуж в Германии, ее муж немец, и она что-то рассказала, говорит, ну, там у него есть время, он погладит мне кофточку. Я была в тот момент, в 90-ом году, настолько потрясена, муж тебе, не ты ему рубашки, не он себе, что вызывало в России, в Советском Союзе, он себе сам рубашку, у него плохая жена. Так он еще и ей, какая уж совсем плохая жена. В общем, заложено, это должно, наверное, пройти какое-то количество, то есть нас все равно, еще раз говорю, воспитывали те, кого воспитывали те, кто надрывался сам, поэтому.+7-985-970-45-45.
Если вы еще хотите, вы еще можете успеть, последние 5 минут эфира у нас есть.
«Женского счастья девушкам! Очень красивые и умные голоса» - Владимир из Перми.
Спасибо большое, Владимир!
А.Монгайт
―
Вот настоящий наш зритель, образцовый.
П.Милушкова
―
И тут мы, конечно, должны спросить, что такое женское счастье.
Е.Афанасьева
―
Да.Расскажите немножко, вы уже сказали, что будет выпуск про изнасилования, возможно, не все ваши, вот тут Наиль писал, что посмотрел, сразу не зашло, надо пересмотреть, Наиль, пересмотрите.
Что посоветуете Наилю? Какие выпуски особенно, какие темы?
А.Монгайт
―
А вы знаете что, у нас после изнасилования, будем готовить Наиля сразу к будущему, у нас будет тема про лайкозависимость. Вообще нестрашная, не про насилие, а про интегрированность женщины в медиа и в диджитальность, и зависимость от аудитории…
Е.Афанасьева
―
А женщины больше зависят от лайков, чем мужчины?
А.Монгайт
―
Думаю, что да.
Е.Афанасьева
―
Да?
А.Монгайт
―
Ну, конечно.
Е.Афанасьева
―
Мне кажется, вот не знаю насколько это тема, не тема, мне кажется, сейчас такие есть, зависимость не просто от лайка, а где-нибудь в «Instagram» от вот этой абсолютно гламурной реальности, которую каждая героиня «Instagram», там каждый сам себе героиня, сам себе продюсер, считают, что обязательно только так и никак иначе.
А.Монгайт
―
Тут же все, это тема НРЗБ, вы, наверное, знаете, что «Instagram» именно на территории России отменяет показатели количества лайков под вашими картинками, под вашими изображениями
П.Милушкова
―
И не только на территории России.
Е.Афанасьева
―
Не поняла.
П.Милушкова
―
Не всюду, ну, в том числе.
Е.Афанасьева
―
Расскажите.
П.Милушкова
―
Вот, Елена, зайду на ваше селфи про Школу Первого канала, и я не увижу количество лайков, количество лайков будете знать только вы.
Е.Афанасьева
―
А, очень хорошо.
П.Милушкова
―
Да, «Instagram» решил, что нужно делать упор на контент тем самым, чтобы женщины и мужчины, кто угодно…
Е.Афанасьева
―
Очень много. Даже я смотрела замечательные клипы, пародии, как девочки снимают для «Instagram», прям замечательный один был ролик смешной очень. Когда прибегают к большой машине новой с бантом, на нее накидываются быстро посниматься, как будто любимый подарил, хватают цветы где-нибудь в цветочном магазине. Потому что вот эта гламурная жизнь, ее надо обязательно изобразить.
А.Монгайт
―
У нас был потрясающий, на мой взгляд, сюжет, один из моих любимых. Моя коллега и коллега Полины, Даша Жук, тоже у нее интересная очень судьба, отдельная история. Она познакомилась с немецким банкиром на Чемпионате мира по футболу и вышла за него замуж, сейчас выходит, и улетела в Шанхай с ним. Вот, пожалуйста, такое традиционное женское счастье.Мы сделали с ней сюжет, эксперимент, для «Instagram» и картинки арендовали идеальное женское счастье, арендовали ей мужа, ребенка, квартиру, интерьер, цветы, машину, и одежду. Ну, людей арендовали в модельных, актерских агентствах. Все остальное тоже можно арендовать, фотостудии, цветочные агентства, которые дарят вам гигантские букеты, которые вы арендуете для съемки. Машину шикарную, лимузин, предоставило нам такси и так далее. И сфотографировали этот мир, и выложили в «Instagram». Невероятный успех, все поверили, огромное количество лайков, вот оно.
П.Милушкова
―
Даша сказала, все писали восхищенные однокурсницы, одноклассницы, которые не были восхищены ее профессиональной карьерой.
А.Монгайт
―
Ездить в Чечню, делать проблемные сюжеты.
Е.Афанасьева
―
Да, я вспомнила, я какое-то время назад, года 3 помогала ребятам после детского дома, и девочка шла в общежитие в Кемерово, я говорю, а покажи мне общежитие, что вы, испугалась она, у меня нет фотографий общежития. Но при этом она тратила такие, ну, большие для себя, огромные деньги на фотосессию, которую потом надо было выкладывать в «Instagram». Ну, конечно, это такая какая-то зависимость, которая, вот об этом, наверное, надо говорить и обязательно.У нас эфир подошел к концу, мужчин мы раздразнили, смотрю, они тут будут продолжать обсуждать.
П.Милушкова
―
Тогда мы анонсируем, что во вторник…
Е.Афанасьева
―
Давайте, давайте.
П.Милушкова
―
У нас будет с 12 до 6 прямой эфир, который будут делать «Женщина сверху», Анна Монгайт, Полина Милушкова, Ольга Гладышева…
Е.Афанасьева
―
Теперь можно смотреть «Дождь».
А.Монгайт
―
Да, очень важная история, все ближайшие дни точно можно смотреть абсолютно бесплатно. Мы убрали пэйволл с прямого эфира, можно смотреть, на что мы рассчитываем, что люди нам будут помогать донейшеном, потому что как бы вот смотрите без подписки. И во вторник это будет наш день, целых 6 часов подряд мы будем показывать лучшее, что мы сделали, и мы берем некоторые количество хитовых интервью для этого дня. И впервые, наверное, телеканал «Дождь» решили дизайнировать студию под классический женский девичник и звать всех своих собеседниц туда. Ну, когда вы последний раз давали интервью за маникюром, вот возможность, немножко мы иронизируем над этим таким женским интерьером, женскими представлениями о прекрасном.
Е.Афанасьева
―
Ну, что ж, еще раз во вторник с?
П.Милушкова
―
С 12 до 6 вечера.
Е.Афанасьева
―
С 12 до 6 вечера. Ну, начнут, наверное, смотреть те женщины, которые не работают, и те мужчины, которые не работают.
П.Милушкова
―
Ну, как же обеденный перерыв?
Е.Афанасьева
―
Обеденный перерыв.
П.Милушкова
―
Айфон же теперь у нас у всех есть.
А.Монгайт
―
Все на работе все время все смотрят на втором экране, вы же знаете.
Е.Афанасьева
―
На втором экране.Анна Монгайт, Полина Милушкова, они делают проект, который называется «Женщина сверху», смотрите.
Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья, всего доброго, до свидания!
А.Монгайт
―
Спасибо!
П.Милушкова
―
До свидания!