Купить мерч «Эха»:

Как нарядить телеканал: секреты телевизионного дизайна - Елена Шанович - Телехранитель - 2019-01-06

06.01.2019
Как нарядить телеканал: секреты телевизионного дизайна - Елена Шанович - Телехранитель - 2019-01-06 Скачать

Е.Афанасьева

Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и говорить мы сегодня будем о том, что мы все видим, но очень редко об этом разговариваем, о телевизионном дизайне, о том, как наши телеканалы одеты, как они выглядят, кто их так модно упаковывает. И в гостях сегодня Елена Шанович, одна из наших лучших дизайнеров российских, модных, любимых, Лена сейчас, как это правильно называется, арт-директор или главный дизайнер?

Е.Шанович

Арт-директор.

Е.Афанасьева

Арт-директор «СТС».

Е.Шанович

Абсолютно верно.

Е.Афанасьева

Здравствуйте, Леночка!

Е.Шанович

Добрый день!

Е.Афанасьева

Здравствуйте! Вот для того, чтобы объяснить нашим слушателям, ну, понятно что делают дизайнеры одежды, да, они одевают, понятно достаточно что делают дизайнеры интерьеров, вот была квартира там «Квартирный вопрос», до и после, и тоже самое там «Модный приговор», до и после, что делают дизайнеры телеканалов, арт-директор что делает?

Е.Шанович

Ну, в принципе тоже самое, что вы и сказали, до и после, соответственно каждый элемент, с которым сталкивается наш зритель, он проходит через арт-дирекшн, то есть практически ни одно изображение, которое контактирует с зрителем, не проходит без, ну, такого авторского надзора, если так можно сказать.

Е.Афанасьева

Ну, давайте попроще, что это, начинаем с главного, логотип канала…

Е.Шанович

Логотип, да.

Е.Афанасьева

Самое узнаваемое. Межпрограммные заставки, что еще…

Е.Шанович

Абсолютно верно, упаковка промо…

Е.Афанасьева

Упаковка промо это что, как вход, выход в рекламу, да, или что?

Е.Шанович

Нет, это как раз айди, то, что вы назвали…

Е.Афанасьева

Айди это, давайте будем переводить для слушателей телевизионные термины.

Е.Шанович

Это имиджевый ролик…

Е.Афанасьева

Имиджевые ролики канала.

Е.Шанович

Канала, который и должен транслировать зрителю суть, да, идеологию…

Е.Афанасьева

НРЗБ бренда, как говорят.

Е.Шанович

Абсолютно…

Е.Афанасьева

Как говорят в бизнесе…

Е.Шанович

Да, да, да, абсолютно верно.

Е.Афанасьева

Как канал себя хочет, чтобы его зритель видел, да?

Е.Шанович

Да, абсолютно верно.

Е.Афанасьева

Вот «СТС» сейчас что транслирует и как это меняется или не меняется, то, что транслирует «СТС» за годы своего существования?

Е.Шанович

На самом деле достаточно четко сформулирована линза бренда и безусловно, мы руководствуемся, когда делаем дизайн для всех элементов, это семейный канал, это развлекательный канал, это канал безопасного просмотра, но я хочу сказать, что уже в этом году появился 11-ый прекрасный пункт, это сексуальность, то есть…

Е.Афанасьева

Ооо…

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Ваши зрительницы выросли? «Папины дочки» выросли или откуда это?

Е.Шанович

Ну, на самом еле, канал же не может быть совсем стерильным, у него должны быть привлекательные, сексуальные лица, и конечно, как бы это всех привлекает, и почему каналу этим не пользоваться.

Е.Афанасьева

Раньше всегда «СТС» позиционировался как семейный, да?

Е.Шанович

Он так и позиционируется, ничего не изменилось.

Е.Афанасьева

Это сексуальность детей или сексуальность родителей?

Е.Шанович

Ну, это на самом деле просто такая позитивная сексуальность, это красивые люди, излучающие такую положительную сексуальную энергию, без пошлости, без…

Е.Афанасьева

В принципе это, наверное, и раньше было, была Тина Канделаки с открытой яркой такой харизмой сексуальной…

Е.Шанович

Безусловно, но это стало одним из пунктов нашей линзы бренда.

Е.Афанасьева

Линзы бренда.

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Вот видите сколько, уважаемые слушатели, модных новых может быть для вас слов, но дизайнеры ими пользуются.

Итак, значит вот дизайнер приходит, как большая хозяйка или хозяин, да, в бренд, и начинает наводить в этом доме порядок?

Е.Шанович

Ну, на самом деле мне очень, и я это уже говорила в нескольких последних интервью, которые у меня брали, я пришла 1 декабря 2017-го года…

Е.Афанасьева

Год вы работаете, чуть-чуть больше?

Е.Шанович

Да, чуть-чуть больше года, и до этого телеканал «СТС» сделал достаточно масштабный ребрендиг с помощью французской команды «Movement», которая сделала редизайн канала, в него вошли все элементы графических составляющих, анимационные приемы, то есть я можно сказать пришла на готовое, если так говорить просто, но самое главное, на мой взгляд, поддержать, не навредить, развить, и у меня нет амбиций разрушителя, да, стереть все до основания, строить что-то свое новое, я считаю, что бренд сейчас в очень хорошем образе, если так можно сказать…

Е.Афанасьева

Да, если задать вопросы слушателям, я думаю, зрителям канала…

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Слушателям нашей программы, я думаю, первое, что будут говорить про «СТС» это ярко желтое, да…

Е.Шанович

Абсолютно, и ни в коем случае мы не изменим этому, потому что…

Е.Афанасьева

Больше солнца это у вас, да?

Е.Шанович

Больше солнца, ярко желтый, позитивный - это все то, что на подсознании действует на нашего зрителя и точно отличает нас от всех других предложений среди телеканалов.

Е.Афанасьева

Елена Шанович – арт-директор телеканал «СТС», сегодня мы говорим о тайнах телевизионного дизайна, о том, что вы, уважаемые зрители, видите, но очень часто даже не ассоциируете, вы их воспринимаете, как естественное, как воздух, которым каналы дышат.

Итак, арт-директор значит занимается вот этой упаковкой красивой?

Е.Шанович

Ну, не только арт-директор, а команда…

Е.Афанасьева

Команда…

Е.Шанович

Да, команда.

Е.Афанасьева

А команда арт-директора обычно, вы не на первом канале, я имею в виду не на первом в смысле «Первом», то есть это в вашей практике уже не первый канал, то есть команда арт-дизайнера – это примерно одинаковое количество людей или разное?

Е.Шанович

На самом деле разные, как бы на разных каналах это решено по-разному, я сейчас как бы работаю с двадцатью дизайнерами разных направлений, когда я работала на телеканале «ТНТ» у меня было 50 человек в подчинении…

Е.Афанасьева

50?

Е.Шанович

Да, то есть все зависит, ну, как бы от объема задач, от как бы необходимости, и очень многие каналы работают на аутсорсе…

Е.Афанасьева

Аутсорс – это когда заказывают дизайнерская компания….

Е.Шанович

Да, и есть только, например, оперативная графика, которая работает уже с готовыми шаблонами и делает такую легкую поддержку, но большинство больших каналов, конечно, имею достаточно сильную внутреннюю структуру, которая бы решала практически все задачи, связанные с оформлением.

Е.Афанасьева

Как канал выглядит.

Занимается ли арт-директор тем, что видно в кадре, я имею в виду декорациями ваших программ, или это отдельные люди?

Е.Шанович

На самом деле мы работаем с продакшенами, они…

Е.Афанасьева

Которые производят программы?

Е.Шанович

Да, которые производят программы…

Е.Афанасьева

Слушатели и зрители не всегда знают, они всегда думают, как, знаете, Лена, очень часто люди думают, что все сидят в телевышке останкинской, вот там помещаемся мы, все телевидение, где-то там, так очень часто привыкают, что это «СТС», там «ТНТ», «Первый канал», и не знают, что большинство проектов каналы заказывают, каналы это как вещатель, поэтому производят производители, продакшены, это я расшифровала вашу фразу.

Е.Шанович

Да. Соответственно, безусловно, со мной согласовывают варианты дизайна студий…

Е.Афанасьева

Чтобы не выбивались из вашей концепции…

Е.Шанович

Ну, да, чтобы в том числе и не выбивались, соответственно я очень много делаю элементов для декораций, то, что потом выводится на диджитал-экраны, которые используются в оформлении. Как только я пришла на канал, естественно, мы стали больше производить упаковки программ, то есть это начальные титры или шапка, как она называется, перебивки, дополнительная графика, то есть чтобы все элементы соответствовали общему высокому стилю канала.

Е.Афанасьева

Какие еще, вот я назвала желтый яркий цвет, что у вас входит вот в эти главные составляющие визуального бренда «СТС»…

Е.Шанович

Кружочки, естественно.

Е.Афанасьева

Кружочки.

Е.Шанович

Да, то есть мы круг…

Е.Афанасьева

Это круг солнце или что, как вы его расшифровывали или каждый зритель по-своему?

Е.Шанович

Каждый зритель по-разному, но круг идеальная форма, и она прекрасно анимационно может трансформироваться, то есть это необязательно геометрический круг, это может быть анимация, которая совершается по этому радиусу, ну, то есть круг это вселенная, точка…

Е.Афанасьева

Точка, земля…

Е.Шанович

Все что хотите…

Е.Афанасьева

Все что хочешь.

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Елена Шанович – арт-директор канала «СТС».

Вы сами сказали, что вы до этого работали достаточно много лет на «ТНТ»…

Е.Шанович

15.

Е.Афанасьева

15, казалось бы, у того и другого канала молодая достаточно, по сравнению с аудиторией федеральных больших каналов, достаточно молодая аудитория, и измеряются они по похожей аудитории, да, наверное, там 14-44, ну, плюс-минус, чем отличается вот это, основной подход именно к дизайну, исходя из того, что каналы все-таки разные?

Е.Шанович

Не, ну, там как бы и это абсолютно разные по посылу каналы, безусловно, оба развлекательные и оба комедийные, но я бы сказала словами Александра Дулерайна, маркетинг-директора «ТНТ» долгие годы, моего учителя и руководителя…

Е.Афанасьева

И потом генпродюсера.

Е.Шанович

И потом генпродюсера, «ТНТ» это аморально и развлекательно.

Е.Афанасьева

Аморально?

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Вот как интересно, у меня в эфире он такого не говорил.

Е.Шанович

Ну, это внутренняя, наверное, история.

Е.Афанасьева

То есть имеется в виду, что «СТС» семейный…

Е.Шанович

Абсолютно.

Е.Афанасьева

А «ТНТ» не семейный?

Е.Шанович

Ну, вы можете себе представить, вы же прекрасно знаете сетку телеканала «ТНТ», вы будете смотреть с ребенком или там с бабушкой…

Е.Афанасьева

Да, это понятно…

Е.Шанович

Ну, да.

Е.Афанасьева

Мы как раз, совсем недавно приходил Сергей Светлаков, Александр Незлобин…

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Которые ровно, как и вы перешли с «ТНТ» на «СТС», говорили о том, что можно судорожно не нажимать на кнопку стоп, когда смотришь…

Е.Шанович

Ну, в том числе.

Е.Афанасьева

И ребенок вбегает в комнату.

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Но что это меняет для дизайнера, понятно, позиционирование канала, суть программ, но вы как упаковщик большой такой красивый, должны упаковать «ТНТ» или «СТС», вот для вас, как дизайнера, в чем задача разная?

Е.Шанович

Ну, на самом деле задача абсолютно одинаковая, просто если ты знаешь как бы основные критерии своего канала, у тебя определенные наборы инструментов или там определенная палитра, для меня на самом деле, ну, вот как я вижу свою работу, это находить гармонию во всем, то есть стоит задача абсолютно разного порядка, от минимальной до самой сложной, и именно в этой задаче гармонизировать те послания, ту идею, ту идеологию, которую транслирует канал.

Е.Афанасьева

Ну, если мы сейчас начнем вспоминать вот «ТНТ», «ТНТ» это сразу «Почувствуй нашу любовь», да, наверное?

Е.Шанович

Да, конечно.

Е.Афанасьева

Это более темные тона, вот в палитре выбирается красный или какие…

Е.Шанович

На самом деле нет, это вы говорите о сегодняшнем дне…

Е.Афанасьева

Да.

Е.Шанович

«ТНТ».

Е.Афанасьева

А вы про свой?

Е.Шанович

Я как бы, ну, наверное, не вправе комментировать…

Е.Афанасьева

Понятно.

Е.Шанович

То, что делают коллеги, это их выбор и соответственно они решают свои задачи своим языком. Я могу сказать то, каким был «ТНТ» раньше, это белые фоны, это яркие цвета, это достаточно тонкая грань между, ну, как бы стиль НРЗБ, чтобы не свалиться в какой-то кич и какой-то такой дурной вкус, как бы сейчас…

Е.Афанасьева

Понятно.

Е.Шанович

Есть специалисты, которые это решают по-своему.

Е.Афанасьева

Да, не будем комментировать работу тех…

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Кто пришел после вас, будем говорить о том, что делаете вы.

Вы Елена Шанович, и все знают в телевизионном мире, может быть, не знают слушатели, что есть Сергей Шанович, ваш муж, и очень известный в этом мире, один из лидеров телевизионного дизайна, как в одной семье существуют 2 дизайнера, вы приходите, советуетесь или нет? И он к вам?

Е.Шанович

Ну, смотрите, уже годами выработана профессиональная этика, безусловно, когда работа уже выходит, и ее зритель видит, мне очень важно мнение профессионала, Сергея, и конечно, я хочу услышать что он по этому поводу думает и советуюсь, и он дает какие-то там, либо замечания, либо говорит, что все отлично, но в процессе работы, ну, как бы у меня есть внутреннее, ну, как бы такое табу, я никогда не показываю…

Е.Афанасьева

То есть не ходите и не спрашиваете: «Сережа, вот тут будет хорошо…»

Е.Шанович

Нет, нет.

Е.Афанасьева

Потому что вы отдельный художник или потому что вы сейчас больше работаете для разных каналов?

Е.Шанович

А мы все время были отдельные художники…

Е.Афанасьева

Отдельные.

Е.Шанович

И работали для разных каналов в разные периоды нашей жизни, и как бы это абсолютное, ну, как бы, ну, как, этика поведения, я не знаю, как сказать.

Е.Афанасьева

Лена Шанович – арт-директор канала «СТС», человек, который модно одевает целый канал, если в «Модном приговоре» или где там, «Снимите это немедленно!», переодевают одного зрителя, одну зрительницу, то здесь переодеваются и одеваются целые телеканалы.

Вот еще раз пытаюсь объяснить для наших слушателей что же делает арт-директор, пришла Лена Шанович на работу, судя по вашему прекрасному «Instagram», вы приходите рано, уходите страшно поздно, сели, и что вы начали делать, вы смотрите как канал выглядит, да, вот пришла хозяйка домой и посмотрела, что у меня вот тут все-таки не так.

Е.Шанович

Ну, на самом деле у меня всегда включен эфир, причем я переключаюсь от эфира, который видит зритель до специального эфира, который видит как в тестовом вещании, я выключаю звук…

Е.Афанасьева

Чтобы можно было работать.

Е.Шанович

Да, и безусловно, я смотрю в горизонтальном, в горизонтальной проекции весь эфир, ну, плюс встречи, просмотры, у меня очень много съемок, в которых я участвую…

Е.Афанасьева

Это съемки имиджевые ролики или что это?

Е.Шанович

И имиджевые ролики, и рекламные кампании…

Е.Афанасьева

Можете привести примеры какие-то, чтобы слушатели понимали что такое имиджевый ролик, вот что в последнее время вы делали, уже оно в эфире?

Е.Шанович

Ну, вот практически, я думаю, все зрители, которые включали телеканал «СТС» 17-го числа увидели…

Е.Афанасьева

Декабря?

Е.Шанович

Да, 17 декабря, с понедельника, увидели новое оформление телеканала, это новогоднее оформление, которое мы снимали в конце ноября, это имиджевые как раз ролики, это полностью адаптирована упаковка, появился красный цвет, как символ Нового года, как символ праздника, это тоже кружочки, у них другая немного анимация, другая динамика, другой звук, другие слоганы, и вот все это можно наблюдать на телеканале «СТС».

А затем, когда пройдут все новогодние, рождественские праздники, мы сменим упаковку на зимнюю, и будет новая упаковка, более зимняя, более такая, ну, как деликатная…

Е.Афанасьева

Более сдержанная.

Е.Шанович

Более сдержанная, сейчас это праздник, это веселье, ну, мы все как дети, да, ждем этого прекрасного праздника, у нас внутреннее ощущение, что произойдет чудо, что сбудутся все мечты, это семейный, добрый праздник, который все хотят провести в кругу семьи, ну, я думаю, что у нас получилось передать с помощью компьютерной графики, с помощью тех роликов, которые мы сняли со звездами канала, вот эту атмосферу праздника, радости.

Е.Афанасьева

Потом уже просто нейтральная зима пойдет у нас дальше.

Е.Шанович

Ну, она не столько нейтральная, она тоже будет транслировать все те ценности, о которых мы говорили чуть раньше, там тоже будут наши звезды, там будет немного другой слоган.

Е.Афанасьева

Кто из звезд участвует, канала, в этих всех роликах?

Е.Шанович

Мы сняли 12 айди с основными нашими звездами, которые там смогли приехать и в один съемочный день как бы мы сняли достаточно большой пул…

Е.Афанасьева

Это звезды проектов…

Е.Шанович

Это сериалов…

Е.Афанасьева

Сериалов…

Е.Шанович

Это сериалов…

Е.Афанасьева

«Воронины», наверное, да?

Е.Шанович

И «Воронины», и Светлаков, и Незлобин, и Тарабукин, и Лавыгин, и прекрасные молодые звезды, из «Ивановы-Ивановы», и Александр Рогов, наш прекрасный модельер, который переодевает тоже…

Е.Афанасьева

Уже женщин.

Е.Шанович

Уже женщин и девочек, и юношей, ну, то есть…

Е.Афанасьева

А в зимней серии тоже участвуют звезды…

Е.Шанович

Конечно…

Е.Афанасьева

Просто которые…

Е.Шанович

Конечно.

Е.Афанасьева

Тоже звезды канала.

Е.Шанович

Ну, мне кажется, очень важно со зрителем коммуницировать через персону, да, через лицо, через человека.

Е.Афанасьева

Канал разговаривает через свои лица, я правильно понимаю…

Е.Шанович

Абсолютно.

Е.Афанасьева

Через ведущих?

Е.Шанович

Да, да.

Е.Афанасьева

То есть все что хотят сказать продюсеры, они говорят через ведущих программы, а то, что хочет сказать арт-директор, он через те же самые лица канала говорит…

Е.Шанович

Да …

Е.Афанасьева

Как вы называете айди.

Е.Шанович

Абсолютно, не только арт-директор, но и маркетинг, и руководство канала, которое развивает этот бренд, конечно, мы транслируем через наших звезд, коммуницируем…

Е.Афанасьева

В гостях сегодня в «Телехранителе» Елена Шанович, арт-директор канала «СТС», мы говорим о том, как каналы одевают, переодевают, упаковывают, и после выпуска новостей мы, и короткой рекламы, мы продолжим этот разговор.

НОВОСТИ

Е.Афанасьева

Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня арт-директор канала «СТС», Елена Шанович, и мы говорим о том, как каналы одевают, упаковывают, кто делает их нарядными, именно такими, как мы их привыкли видеть, очень часто мы, зрители, не обращаем на это внимания, но интуитивно мы знаем какой цвет у канала «СТС», какой цвет у «ТНТ», какой у «Первого», подсознательно считывается, что синий это «Первый, зеленый это «НТВ» и так далее, хватает ли каналам цветов, ведь все-таки цветовая палитра, ну, каждый охотник желает знать, и в общем-то, все, как каналы делят цвета, Елена?

Е.Шанович

Ну, на самом деле они поделили достаточно давно все цвета и тот, кто, ну, достаточно грамотно работает с цветовой палитрой, взяли себе лучшие, поэтому я считаю, что ...

Е.Афанасьева

А как вы можете определить, вот про желтый цвет «СТС» мы поговорили, если поговорить про ваших коллег, как их каналы, вот я уже назвала там синий «Первый», зеленый и так далее, как они попадают в ценности этих каналов, что, как цвет может транслировать какую-то ценность?

Е.Шанович

Ну, он и транслирует, вы же безусловно вот сейчас назвали основные цвета федеральных каналов, и я уже не знаю насколько у каждого канала разработана их линза бренда, как они как бы точно следуют и коммуницируют через цвет, но мне кажется «Первый» идеально соответствует своему синему…

Е.Афанасьева

Похвалим вашего коллегу…

Е.Шанович

Да, я с ним в очень хороших отношениях, его очень уважаю.

Е.Афанасьева

Арт-директор «Первого канала»…

Е.Шанович

Да, да, очень талантливый, и долгое время, я даже не знаю сколько, уже, наверное, лет 20 на телеканале плодотворно работает, официальный, элегантный и как бы все соответствует, мне кажется, тому позиционированию, которое…

Е.Афанасьева

А при этом, смотрите, есть, чуть-чуть еще поговорю про коллег, если это вам не очень корректно, вы остановите меня, вот есть «НТВ», знаменитый зеленый шарик «НТВ» придумал еще знаменитый дизайнер…

Е.Шанович

Семен Левин…

Е.Афанасьева

Ушедший Семен Левин…

Е.Шанович

Да, да.

Е.Афанасьева

Но с тех пор канал менялся, наполнение канала менялось много раз, то «НТВ», под которое придумал Семен Левин, его давно нет, были еще 2 там промежуточных по сути идеологически канала, а сейчас он совсем там третий, четвертый, и при этом остается этот зеленый, либо он все-таки модифицируется вместе с тем, как канал меняется?

Е.Шанович

Ну, мне сложно сказать, потому что я не знаю внутренней кухни сегодняшнего «НТВ» и «НТВ» дизайн, мне кажется, он стал более холодный, более механистичный, я не знаю, как это коррелируется с той маркетинговой стратегией, которая существует у канала, но я просто как зритель могу отметить действительно, что он изменился, безусловно, зеленый цвет, он остается маркирующим, круг, шар тоже работает…

Е.Афанасьева

Но это совсем другой шар, чем ваш круг…

Е.Шанович

Абсолютно…

Е.Афанасьева

Я имею в виду, да…

Е.Шанович

Абсолютно, конечно.

Е.Афанасьева

Вот есть круг, есть шар, был, шарик «НТВ» Левина есть сейчас, у вас есть круг, и для простого зрителя кажется, ну, там кружочки, там кружочки…

Е.Шанович

Нет…

Е.Афанасьева

Там шарики…

Е.Шанович

На «НТВ» он трехмерный объект, они его по-разному трансформируют, он присутствует в разных 3D сценах, таких гиперреалистичных, у нас более плоскостная графика, более как бы легкая, много светлого и, ну, как бы он работает совершенно по-другому….

Е.Афанасьева

А у «ТНТ» всегда они ходят, то есть и в вашу пору еще, и сейчас, округ этих трех букв бренда своего, да?

Е.Шанович

Ну, ходят…

Е.Афанасьева

Там нет, я имею в виду, нет вот этой геометрической фигуры…

Е.Шанович

Нет…

Е.Афанасьева

Или есть?

Е.Шанович

Ну, в сове время все было, я не знаю как сейчас, раньше это был квадрат…

Е.Афанасьева

Квадрат…

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Кубики…

Е.Шанович

Да, с круглёнными краями, да, со сложной орнаментацией, сейчас он более такой, давайте скажем молодежный, плоскостный.

Е.Афанасьева

Елена Шанович, арт-директор «СТС».

В холдинге «СТС Медиа» много каналов, учитывает ли стилистика тех каналов, которые входят в холдинг, стилистику флагманского канала «СТС» или это совсем разные?

Е.Шанович

Нет…

Е.Афанасьева

Нет, это разные.

Е.Шанович

Конечно, это разные каналы со своей целевой аудиторией, со своей стратегией, и конечно…

Е.Афанасьева

У каждого…

Е.Шанович

У каждого своя история…

Е.Афанасьева

Своя история, своя команда…

Е.Шанович

Абсолютно, абсолютно.

Е.Афанасьева

Если вернуться сейчас к тому как выглядит, вот когда зритель включает эфир, что он первое видит, идет какая-то программа, ну, мы уже поговорили с вами, что если продакшены производят, вы участвуете в этом, видит дальше ведущих, ведущие во что-то одеты, также арт-директор должен посмотреть те ли ценности бренда несет внешний вид и одежда ведущего, либо это к арт-директору отношения не имеет?

Е.Шанович

Ну, на самом деле. Ну, в моем конкретном случае я не занимаюсь образами ведущих, но я занимаюсь образами наших звезд, когда я их сама снимаю…

Е.Афанасьева

Вот для этих…

Е.Шанович

Безусловно, это моя ответственность.

Е.Афанасьева

То есть они не могут быть в одежде не того цвета?

Е.Шанович

Нет, не могут.

Е.Афанасьева

В каких цветах одеты ваши ведущие, когда вы их одеваете?

Е.Шанович

Все зависит от задачи, но я предпочитаю, чтобы было больше сложных и ярких цветов, меньше черного, темного…

Е.Афанасьева

Конечно, на таком солнечном канале, наверное, не будут смотреться…

Е.Шанович

Ну, и вообще как бы, если только это не какая-то идея, которая предусматривает использование как бы черных костюмов, то, конечно, лучше, чтобы они были яркие.

Е.Афанасьева

Яркие.

Но если вы вдруг видите, вот вы говорите, каждый день смотрите на работе эфир все время, если вы вдруг видите, что в какой-то программе ведущий одет так, что это контрастирует или портит немного визуальный образ канала, вы можете сказать производителю…

Е.Шанович

Нет, я все могу, но я просто не помню, чтобы я такое видела…

Е.Афанасьева

Все у вас хорошо…

Е.Шанович

У нас очень, ну, хорошо…

Е.Афанасьева

Хорошо…

Е.Шанович

У нас есть программы с Федором Бондарчуком, у нас есть программы с Александром Роговым, по-моему, ни тому, ни другому давать советы не стоит.

Е.Афанасьева

Понятно.

Елена Шанович – одна из самых известных дизайнеров телевизионных в нашей стране, давайте немножко поговорим о том, где на дизайнеров учат? Вот слушает сейчас какой-нибудь человек и думает, круто, я тоже хочу быть телевизионным дизайнером, но если школ там, я знаю огромное количество школ интерьерного дизайна, еще чего-то, то есть ли где учат телевизионных дизайнеров?

Е.Шанович

Ну, специального заведения до сих пор не существует, есть высшие и средние учебные заведения, которые готовят и графических дизайнеров, есть мастер-классы, которые готовят анимационных дизайнеров, то есть, ну, как таковой одной какой-то там академии или одного учебного заведения не существует, но есть очень много разных форм, ну, скорее всего я бы их так назвала, повышение квалификации, то есть если человек обладает начальным художественным образованием, либо просто у него есть там невероятный порыв этим заниматься, он может вполне путем прохождения разных мастер-классов, курсов…

Е.Афанасьева

Ну, к вам лучше идти откуда, из графического дизайна или из анимационного, или…

Е.Шанович

На самом деле всегда по-разному, то есть пути Господни неисповедимы, и люди приходят на телевидение по-разному, графические дизайнеры работают над печатной продукцией, над принтом, анимационные дизайнеры или бродкаст-дизайнеры, как мы их называем, работают над всеми элементами, требующими знания анимации, постпродакшена.

Е.Афанасьева

Все, что движется, да, в кадре…

Е.Шанович

Все, что движется, обработка видео. Веб-дизайнеры как бы приходят из совершенно других каких-то смежных даже областей, я, кстати, очень редко встречала в веб-дизайне именно, ну, профессионально образованных дизайнеров, но путем большого количества работ и желания…

Е.Афанасьева

Веб это только те, кто работают с интернет-ресурсами?

Е.Шанович

Да, да.

Е.Афанасьева

Да.

Е.Шанович

Абсолютно верно.

Е.Афанасьева

Канала и холдинга.

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Вот видите, я с этим сталкиваюсь уже не первый раз, так как много занимаюсь именно тем, как люди приходят на ТВ, обучением, и получается, что телевидение и медиа, телевидение во всех видах, не только в том, что его воспринимают как ящик в углу, а телевидение, оно сейчас и в мобильных устройствах, везде, так стремительно развивается, что не успевает образование за ним, не успевают вот эти классические системы, то есть практически во многих профессиях нет какого-то учебного заведения, которое…

Е.Шанович

К сожалению, к сожалению, просто еще же есть очень много смежных областей, которые достаточно сильно так как бы способствовали оттоку талантливых кадров с телевидения, ну, по крайней мере…

Е.Афанасьева

Например, куда ушли дизайнеры?

Е.Шанович

Ну, геймдизайн…

Е.Афанасьева

Все ушли в игры?

Е.Шанович

Извините, киноиндустрия, и конечно…

Е.Афанасьева

А в киноиндустрии они в основном занимаются спецэффектами…

Е.Шанович

Спецэффекты, создание персонажей, ну, то есть там достаточно большой как бы спектр применений, и очень многие талантливые дизайнеры, если раньше работать на телевидении было очень престижно и все стремились, сейчас, конечно…

Е.Афанасьева

Просто раньше ничего круче не было, а сейчас есть и там крутое…

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

В гейминге…

Е.Шанович

Да, и веб тоже, конечно.

Е.Афанасьева

А в мире как обстоят дела с телевизионным дизайном, там тоже такой же отток в другие отрасли или может быть на каналах больших, мировых и других все получше?

Е.Шанович

Ну, я могу только предположить, я не знаю внутреннюю кухню, я могу только видеть по результатам труда, да, и каким-то образом, ну, как бы примерно понять как происходит, но хотя точно также, как и у нас, там последние 5 лет все повторяют, что телевидение умирает и умирает, оно чего-то как бы не особо умирает…

Е.Афанасьева

И после этого все сразу цитируют «Москва слезам не верит», что умрет кино, умрет театр…

Е.Шанович

Да, да, да, но ничего не умирает…

Е.Афанасьева

Ничего не умирает.

Е.Шанович

Как бы на Западе, и в Америке, и в Европе очень сильные телевизионные бренды, естественно, их поддерживают, они прекрасно коммуницируют во всех средах, и как бы в эфире, и в не эфире, то есть видно, что там работают специалисты, прекрасная типографика, прекрасно снятые ролики, очень много талантливого и интересного креатива.

Е.Афанасьева

Что сейчас в мире, что называется, что сейчас модно, какие тренды, меняются ли какие-то тренды в дизайне…

Е.Шанович

Безусловно, мне кажется, что меняются…

Е.Афанасьева

Что…

Е.Шанович

Мне кажется, что дизайн стал чище, он больше, телевизионный дизайн стал чище, мне кажется, он больше тяготеет именно, как бы так лучше сказать, к искусству и работают формы, которые рождаются на стыке современного искусства и телевизионного дизайна, как таковой моды, вот как было раньше, когда все трехмерное, крутилось и вертелось, и блики отражались, такого сейчас нет, в принципе как вы приводили примеры моды, как фэшн, как индустрии, похожая ситуация, модно практически все, как ты с этим работаешь, что ты выбираешь для себя, чтобы правильно коммуницировать со зрителем, то есть сейчас, мне кажется, такая очень благодатная почва для того, чтобы расцветали какие-то оригинальные и совсем необычные идеи, которые раньше в телевизионном дизайне никогда не использовались.

Е.Афанасьева

Дизайнеры очень активно друг с другом общаются и смотрят, я знаю, что «Promax» знаменитая…

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

Как это правильнее назвать, конкурсы, соревнования…

Е.Шанович

Конкурс…

Е.Афанасьева

Конкурсы, они проходят причем…

Е.Шанович

Ну, это практически, да…

Е.Афанасьева

В разных частях света, есть «Promax»…

Е.Шанович

Это как «Оскар».

Е.Афанасьева

Это как «Оскар». Вот на этих «Promax» последнего времени что самое, я знаю, что наши многие каналы получают…

Е.Шанович

Конечно, конечно.

Е.Афанасьева

Во многих номинациях, и всегда этим гордятся сильно. Что последние «Promax» показали, какие самые необычные запомнились вам компании, дизайны?

Е.Шанович

Ну, на самом деле, если раньше «Promax» делали больше прикладных сессий, это же не только награждение, это же не только премия, это обычно 1 или 2 дня рабочих, учебных, ну, как…

Е.Афанасьева

То есть это мастер-классы для дизайнера, да?

Е.Шанович

Конечно, это на самом деле вот благодаря тому, что с 2002-го года постоянно как бы присутствовала как делегат на всех «Promax», это, ну, по сути дела дало мне как второе образование, которое как раз и учило телевидению.

Е.Афанасьева

То восполняло, что нет здесь…

Е.Шанович

Конечно.

Е.Афанасьева

Профессионального, да.

Е.Шанович

Безусловно. Это большая благодарность моим руководителям, которые меня отправляли, я как бы получала эти знания в такой сжатый и в такой, ну, как бы такой суспензией, не знаю, невероятной.

Е.Афанасьева

Сразу всем, кто хочет дизайнера, учите английский, все на английском, я правильно говорю?

Е.Шанович

Абсолютно верно.

Е.Афанасьева

Без языка сейчас нигде нельзя, но в дизайне особенно.

Е.Шанович

Конечно. И из последних на «Promax», на самом деле прикладных сессий становится все меньше, и больше сессий про, ну, по инспирейшн, где черпать вдохновение, как раз очень много сессий таких философских…

Е.Афанасьева

А где же его черпать? Чему учат на этих сессиях, где же черпать вдохновение?

Е.Шанович

Ну, в основном приглашают действительно, ну, таких выдающих деятелей искусства, необязательно телевизионных дизайнеров, это могут быть и актеры, и политики, и сценаристы, и музыканты, и художники, и каждый по-своему рассказывает где он находит вдохновение.

Е.Афанасьева

Тогда расскажите свои тайны, Лена, Елена Шанович здесь у нас, где вы черпаете свое вдохновение?

Е.Шанович

Вы знаете, чудесным образом в каждой секунде этой жизни, так получилось, что как-то мир мне открывается и я его вижу, мне кажется, чуть-чуть глубже и чуть-чуть красивее, чем может быть видят его другие люди, для меня каждая секунда жизни, каждый момент, который я наблюдаю, рождает во мне, ну, достаточно большой эмоциональный…

Е.Афанасьева

Слушает, да, вот слушает нас сейчас какой-нибудь зритель или зрительница, смотрит в окно, там серая грязь, зима русская, которая не самая снежная и красивая, как у вас в айди после Нового года, ну, сумрачно, и думает, боже, где она видит красоту?

Е.Шанович

Везде, и в этой грязи тоже.

Е.Афанасьева

Как найти в грязи красоту…

Е.Шанович

Ну…

Е.Афанасьева

Совет арт-директора.

Е.Шанович

Я к вам когда бежала на встречу, действительно, выпрыгнув из такси, и как бы мои ноги погрузились…

Е.Афанасьева

В эту самую жижу…

Е.Шанович

Ну, она такая интересная, она сложная…

Е.Афанасьева

Структура…

Е.Шанович

Она фактурная, там есть и белое, и серое, и переходы.

Е.Афанасьева

Ух ты, как интересно, слушайте, это прекрасный сегодня урок от арт-дизайнера, как увидеть даже в нашей грязи красоту, фактурность, главное уметь видеть.

Я давно уже наблюдаю за вашим «Instagram», я подписчица, это «Instagram» арт-директора, это очевидно, потому что у вас всегда форма, у вас всегда содержание, у вас хештеги такие, да, связанные именно с этим.

Е.Шанович

Спасибо!

Е.Афанасьева

Вы эту красоту, то есть это не котики и…

Е.Шанович

Нет, котики тоже симпатичные существа…

Е.Афанасьева

Вот нынешнее увлечение, ну, то есть это не увлечение, это отдельное уже существование мира в социальных сетях, там есть свои законы, там должен быть каждый сам себе арт-дизайнер?

Е.Шанович

Ну, на самом деле как бы я особенно не задумывалась…

Е.Афанасьева

У вас это интуитивно?

Е.Шанович

Мне кажется, да, просто я очень долго не была ни в каких соцсетях, я очень, достаточно поздно зарегистрировалась и на «Facebook», и в «Instagram», и то по просьбе моих коллег, которые мне сказали: «Было интересно посмотреть на мир твоими глазами», я достаточно, ну, как бы не публичный человек, и в общем, никогда не старалась быть им, и как бы я не скажу, что нынешняя публичность меня как-то тяготит, но как бы особой радости и желания, ну, как бы быть на виду у меня нет, мой «Instagram» это скорее дневник, в котором я фиксирую важные именно для меня в какой-то определенный момент вещи, то, что я вижу и то, что я хочу сохранить в своей памяти, да, тот момент, который я увидела или который вызвал во мне какие-то эмоции, мне приятно, что многие люди разделяют…

Е.Афанасьева

У вас много подписчиков.

Е.Шанович

Да, у меня много подписчиков, они как-то сами…

Е.Афанасьева

Сколько сейчас?

Е.Шанович

10,5.

Е.Афанасьева

Для непубличного человека это много.

Е.Шанович

Ну, я не знаю, видимо, люди там видят что-то для себя и все равно то, что там сфотографировано мною или перепощено, какая-то для меня интересная картинка или образ, те слова, они, конечно, больше значение имеют для меня, и может быть, для многих непонятно вообще о чем я там говорю…

Е.Афанасьева

10,5 смотрят, значит имеет.

Е.Шанович

Ну, не знаю.

Е.Афанасьева

Я вот о чем еще хотела поговорить, вы то сама и ваша семья, вы все живете в этом мире дизайна, а если смотреть поколенчески, вот мы много наблюдаем про поколенческие особенности аудитории, восприятия, этим сейчас занимается и ритейл, естественно, телевидение, то очень видно отличие людей нашего с вами поколения, которое относится к иксам, которые росли при тех телевизорах, в которых все рябило и плохая картинка была, при полном отсутствии красоты большой вокруг, ну, то есть не было красивого дизайна там ни на улицах, нигде, и молодого поколения, которых называют игреками, которым очень важно, как все упаковано…

Е.Шанович

Безусловно…

Е.Афанасьева

То есть для них важно, чтобы это было красиво оформлено, мы можем прислать вордовский файл с несколькими строчками, им надо, чтобы это была красивая презентация, то есть этот мир движется в красоту или как вы это воспринимаете?

Е.Шанович

Ну, я думаю, что мир все равно движется к гармонии, ну, как бы гармонизировать пространство, вот я уже говорила, что вот в том числе и моя работа, и безусловно, молодое поколение, как бы живя в эпоху. Когда очень много профессионалов в разных областях гармонизируют это пространство, они, конечно, поддаются этой общей тенденции, им действительно очень важно как это выглядит, единственное, только наполнено ли это смыслом…

Е.Афанасьева

Вот, интересный вопрос.

Е.Шанович

И идеей какой-то, а как бы так, конечно…

Е.Афанасьева

К сожалению, иногда сейчас форма превалирует над содержанием.

Е.Шанович

Могу согласиться с вами, но я всегда стараюсь делать непросто дизайн, а всегда дизайн осмысленный, для меня очень важна идеология, идея, что вложено в концепт, когда я приступаю к каким-то съемкам, к рекламной кампании, безусловно, это идея сначала.

Е.Афанасьева

А как для мамы, у вас дети подростки, мальчики…

Е.Шанович

Да.

Е.Афанасьева

У них концепты вот восприятия мира визуальные уже отличаются от вашего или нет?

Е.Шанович

Мне трудно сказать, я, наверное, последовала примеру своих родителей, которые достаточно деликатно со мной обращались, и не оказывали давление, может быть, ну, как бы во многом я выросла такой благодаря этому, да…

Е.Афанасьева

То есть вы мама такая деликатная?

Е.Шанович

Я деликатная, да, я стараюсь, ну, как бы, ну, во-первых, я сразу, они у меня достаточно поздние дети…

Е.Афанасьева

Ой, ну, ладно, молодая, красивая женщина…

Е.Шанович

Ну, нет…

Е.Афанасьева

А взрослые парни, и она говорит: «Поздние дети».

Е.Шанович

Ну, как бы долгожданные, поздние, любимые, и я сразу, когда они появились на свет, относилась к ним, как к определенному дару и с, ну, что они как…

Е.Афанасьева

Бережно.

Е.Шанович

Бережно, да.

Е.Афанасьева

У нас, к сожалению, стремительно подходит эфир к концу, я сегодня наслаждалась беседой с Еленой Шанович…

Е.Шанович

Спасибо большое!

Е.Афанасьева

Арт-директором канала «СТС», надеюсь вы тоже. Ну, все-таки для финала вот этот ваш замечательный взгляд с красотой на мир, 3 совета от Елены Шанович, как пережить эту длинную, оставшеюся еще у нас зиму, видеть в ней красоту, 3 совета?

Е.Шанович

Ну, сейчас постараюсь…

Е.Афанасьева

Давайте.

Е.Шанович

Я, конечно, не готовилась…

Е.Афанасьева

Ничего.

Е.Шанович

3 совета. Я думаю, что нужно найти прежде всего мир с собой, мир внутри себя, и тогда весь мир, который окружает вас, станет совершенно другим, ну, это, наверное, первый совет. Второе, больше читать, тем более если вам не хочется выходить на улицу, можно посвятить чтению, просмотру прекрасных фильмов, в том числе на телеканале…

Е.Афанасьева

«СТС».

Е.Шанович

«СТС»…

Е.Афанасьева

Да.

Е.Шанович

Конечно.

Е.Афанасьева

И третий?

Е.Шанович

И третий, любить, любить то, что ты делаешь.

Е.Афанасьева

Спасибо! На этой замечательной ноте мы сегодня прощаемся, Елена Афанасьева, до следующего воскресенья, до свидания!

Е.Шанович

Спасибо большое!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025