Купить мерч «Эха»:

Что значит музыка в сериалах? - Анна Друбич - Телехранитель - 2018-08-19

19.08.2018
Что значит музыка в сериалах? - Анна Друбич - Телехранитель - 2018-08-19 Скачать

19 августа 2018 года.

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Анна Друбич, композитор.

Эфир ведет Елена Афанасьева.

Е.Афанасьева

Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

В гостях чудесная Анна Друбич, здравствуйте, Анечка!

А.Друбич

Здравствуйте!

Е.Афанасьева

Давно хотела вас увидеть в этой студии…

А.Друбич

Спасибо.

Е.Афанасьева

Аня замечательный композитор, который очень плодотворно, такое слово не очень хорошее, но много работает в сериалах и в кино, и о этой мы сегодня будем с ней разговаривать, замечательный профессионал, ну, и дочка Танечки Друбич, актрисы прекрасной и человека, и Сергея Александровича Соловьева, замечательного режиссера.

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Ее поэтому, в общем, трудно не узнать, на мамочку похожа.

А.Друбич

Спасибо, Лен, что позвали.

Е.Афанасьева

Да. Анечка, вы музыкант, музыкант профессиональный, вы закончили консерваторию в Мюнхене, да?

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Правильно говорю, и что же это, гены, детская жизнь в семье киношников, почему вы все-таки пришли от классической музыки и оказались в сериалах и в кино?

А.Друбич

Ну, не знаю, такое стечение какое-то, с одной стороны, обстоятельств, с другой стороны, я никогда не хотела становиться ни актрисой, ни режиссером как-то, при том, что я выросла на съемочной площадке, действительно там с ранних, ранних лет все время находилась, но какое-то у меня было такое внутреннее отторжение.

Е.Афанасьева

Насмотрелась.

А.Друбич

Насмотрелась. И серьезно занималась фортепиано, исполнительством, участвовала в конкурсах каких-то там, в общем, все время к чему-то готовилась, что тоже очень какая-то тяжелая, в общем, может сложиться, а может очень, даже очень-очень может не сложится жизнь, и как-то вот этот меня, вот этот путь, что я играла на фортепиано очень долго. А потом был на самом деле даже смешной случай, где я участвовала в конкурсе в Италии, и там был отбор на этот конкурс пианистов, и участвовало огромное количество людей, и в какой-то день я решила пойти послушать, значит, всех своих конкурентов, и там каждый день, значит, играли просто один за одним участники, и по алфавиту были все фамилии, вдруг я прихожу и беру список, и понимаю, что весь день играют люди по фамилии Ким, ну, только у них разные там имена.

Е.Афанасьева

Они все из Кореи?

А.Друбич

Ну, не знаю, Корея…

Е.Афанасьева

Или может быть НРЗБ.

А.Друбич

Не знаю, просто меня так потрясло это, и все играли очень хорошо и прекрасно, и как-то меня это по голове ударило, что я думаю, ну, вот я точно потеряюсь во всех этих Кимах и так далее. И как-то я начала параллельно, я занималась сочинительством, в общем, в принципе всю жизнь с детства, в какой-то момент даже Исаак Шварц со мной занимался там, когда меня было лет 17.

Е.Афанасьева

Великий композитор.

А.Друбич

Да, великий композитор. И меня отправляли летом на дачу под Питер, и мы просто проводили время, значит, слушали какие-то симфонии, изучали партитуры и так далее, и в общем, это все время как-то было. И, ну, да, я уже рассказывала, что в какой-то момент, как раз когда я думала как бы не потеряться в Кимах, папа снимал «Анну Каренину», и ему нужна была музыка для сцены вальса…

Е.Афанасьева

На балу?

А.Друбич

На балу, да, в общем, ему нужен был вальс. И он как бы ко мне говорит, слушай, ну, ты же играешь Шопенов, там Шостаковича, давай, мне нужен такой драматический, он как бы должен начинаться легко, а потом, в общем, должен закручиваться и становится драматичнее, и как бы роковым таким вальсом, и я вот просто села, написала, потом еще какой-то другой вариант вальса, третий вариант вальса, еще и дальше какие-то сцены, и вот так он уже это все поставил в картину…

Е.Афанасьева

И сначала он, насколько я читала, по-моему, его интервью, он просто попросил вас, чтобы разложить сцену, да?

А.Друбич

Да, да, да, он на самом деле планировал потом…

Е.Афанасьева

Изначально не говорил, Аня, пиши музыку для фильма, да?

А.Друбич

Потом на монтаже он хотел, конечно, работать с профессиональным композитором, у него там был, он до этого работал НРЗБ, и как бы, и вдруг получилось так, что и вроде музыка есть, под нее уже снимали, они двигаются как бы в кадре в такт музыке моей, и в общем, так вот случайно совершенно получилось. А дальше, конечно, меня это уже очень все затянуло и как-то я нашла в себе какой-то вот этот новый путь.

Е.Афанасьева

Это Анна Друбич, композитор замечательный, который работает в сериалах и в кино современных. Я с какой-то стороны рада, что я чуть-чуть причастна к тому, что вы это продолжили, потому что когда мои друзья искали композитора для докудрамы «Молога», и я вспомнила, что дочка Тани, с которой я замечательно общаюсь, этим занимается, и вы потрясли тогда продюсеров этой докудрамы, на которую были выделены совершенно копеечные средства, что вы записали, по-моему, у вас в консерватории с симфоничным оркестром музыку…

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Что, конечно, никакой бюджет докудрамы не подразумевал.

А.Друбич

Да, я тогда как раз начала учиться в Германии, именно параллельно с фортепиано я поступила на факультет киномузыки, и у нас, значит, все время какие-то были такие учебные записи с оркестром, а тут у меня вроде как настоящая халтура, типо кино и все, и я, значит, в этот какой-то отведенные там полчаса записи записала какое-то невероятное количество музыки для «Мологи», а это, в общем, да, вот после папиных картин это была такая моя первая самостоятельная работа, вот как-то благодаря вам, спасибо!

Е.Афанасьева

Ну, я очень рада, что удалось немножечко помочь, сейчас вы работаете много. Я хотела спросить, вернуться к Кимам и к тому списку, который вы смотрели, вот все играли, не поэтому ли вы, вы росли как Аня Соловьева, да?

А.Друбич

Ну, я росла как Аня Соловьева, ну, как-то…

Е.Афанасьева

Да.

А.Друбич

Меня все детство звали Друбич, потому что просто Друбич, ну, как-то так и…

Е.Афанасьева

И фамилия более редкая и запоминающаяся.

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Чем Соловьев, да.

А.Друбич

Даже не Аня, а Друбич сейчас придет, Друбич…

Е.Афанасьева

Когда возникла эта необходимость, говорят, имя – это судьба, вы меняли документы или вы просто как псевдоним это творческий?

А.Друбич

Ну, на самом деле я поменяла фамилию, как-то все так уже действительно сложилось, что я, вроде все меня называют Друбич, и вроде как это реже фамилия, понятное дело, я не знаю, что изменилась судьба, на самом деле «Анна Каренина» написала, еще будучи Соловьевой и так далее, вот, ну, как-то вот так вот срослось. А потом я еще начала жить в Германии, потом в Америку, и там, конечно, Соловьеву они очень коверкали…

Е.Афанасьева

Да?

А.Друбич

То есть как-то у них сложно…

Е.Афанасьева

У нас кажется, что это далеко не самая сложная фамилия.

А.Друбич

Ну, да, ну, как-то Друбич звучит хорватски как-то так и все легко, а Друбич…

Е.Афанасьева

Понятно. Анна Друбич, расскажите, дальше вы учились в Германии параллельно на факультете музыки, насколько я знаю, потом вы учились где-то в Голливуде, собственно, тому, как пишут музыку для кино?

А.Друбич

Да, я…

Е.Афанасьева

Что это за заведение, как там учат и вообще это очень интересно.

А.Друбич

Да, я отучилась 4 года на факультете кинокомпозиции в городе Мюнхене в Академии музыки там, параллельно закончив аспирантуру по фортепиано, и потом в какой-то момент я поняла, что, в общем-то, все дороги ведут, ну, не то, что все дороги ведут, нет, это неправильно, но на самом деле нет, я попала, прошла на летнюю программу на фестиваль в город Аспен, где у них очень такая известная программа для кинокомпозиторов, там отобрали всего 5 человек вот со, ну, я не знаю, в тот год, и я приехала из Германии такая, в общем, с мороза, не понимала, что к чему, и там были как бы педагоги, композиторы из Лос-Анджелеса, которые начали меня спрашивать, ну, а вот что ты, а как ты там, я в Германии, вообще из России, они говорят, да что ты, мол, сидишь в Германии, давай приезжай в город LA, вот тебе там будет интересно…

Е.Афанасьева

Ближе к индустрии.

А.Друбич

Ближе к индустрии, и я чего-то так подумала, подумала, и поступила вот на программу в университет USC.

Е.Афанасьева

В Южной Калифорнии, знаменитый.

А.Друбич

В Южной Калифорнии, да, там у них очень престижная известная программа для кинокомпозиторов, один год, и я вот попала в нее, там набирают каждый год 20 человек, я была единственная девушка, все остальные были молодые люди.

Е.Афанасьева

То есть в композиторах мужчины доминируют?

А.Друбич

Да, что мне очень нравилось. И там как бы действительно, там в принципе не учат непосредственно уже написанию музыки, потому что отбирают людей, которые как бы, видимо, уже как-то умеют и имеют какой-то опыт композиции, вот, но там больше тебя как-то окунают в индустрию, показывают, как это все происходит, записывают с оркестрами, знакомятся там с главными людьми в индустрии, агентами, теми, семи, в общем. И конечно, мне это снесло как-то голову, я так подумала, вот так вот в жизни всегда будет теперь…

Е.Афанасьева

Так круто, да?

А.Друбич

Да, так круто. Вернулась я в Москву и как-то подумала, попробую я все-таки туда поехать поработать теперь, и конечно, я уже зашла не с парадного входа, а с черного…

Е.Афанасьева

Не так уже было все радостно?

А.Друбич

Не так уже было, ну, не то что не так, ну, просто как бы я вдруг оказалась сама по себе без всех этих университетов вот, но университет все равно дал мне какие-то знакомства, и я, на самом деле когда я училась в университете, у нас там один из воркшопов таких, мастер-классов, проводил известный композитор, Марко Белтрами, который в Голливуде много работает и он номинирован на «Оскар» несколько раз и все, и он меня тогда из этих 20 человек приметил, я как-то там особенно выделилась во время его воркшопа, там что-то ему очень понравилось, что я написала, и все. И в какой-то момент мы с ним случайно встречаемся на записи музыки, и он говорит, о, а ты чего вообще тут делаешь, я говорю, ну, я вот как-то тут приехала, мол, попробовать, он говорит, ну, ты вообще работаешь, я говорю, ну, так как-то так работаю, он говорит, давай я тебя позову в кино с собой писать, сериал. И мы с ним написали такой сериал датский, из Дании, «1864», это такое большое кино про войну Дании и Германии 1864-го года.

Е.Афанасьева

То есть для датских сериалов пишут голливудские композиторы?

А.Друбич

Ну, да, там такая история, что какой-то очень известный режиссер, Уле Борнедаль, который в свое время работал в Голливуде и вообще он туда очень НРЗБ, он работал с Марко, а он такой типо, ну, как, я не знаю, местный Михалков, ну, вот, и значит, он позвал Марка писать и все…

Е.Афанасьева

Понятно.

А.Друбич

Я даже поехала в Данию записывать с оркестром, неделю, в общем, записывалась с датским, с оркестром датского радио.

Е.Афанасьева

То есть насколько тяжело человеку без связей и приехавши просто найти там работу в Голливуде, вот композиторам? Понятно, что актером хочет каждый официант стать, это известно…

А.Друбич

Ну, да, но на самом деле композиторов там тоже очень много…

Е.Афанасьева

Да?

А.Друбич

Да. Насколько это тяжело, это действительно тяжело, ну, как вот сейчас мне кажется, как уже прошло, я уже там 5 лет живу, все равно есть какие-то шансы, то есть если ты этом направлении двигаешься, и ты, в общем, прикладываешь усилия, чтобы действительно и познакомиться с людьми где-то, и где-то подработать, и здесь предложить какую-то помощь, там, то шанс на самом деле есть, и там действительно какое-то странное место вот этих, потому что я, например, этим летом у меня произошло одно такое серьезное событие, я попала в программу, которую устраивает институт Sundance, у них есть Sundance институт, и как бы они каждый год проводят такие тоже как бы мастер-классы, можно сказать, есть мастер-классы по режиссуре, по сценарному там написанию, как сказать, по продюсерству, и есть очень престижная эта киномузыкальная программа, в этом году было 900 заявок.

Е.Афанасьева

900?

А.Друбич

Да, а взяли они 8 человек.

Е.Афанасьева

И вы туда попали?

А.Друбич

И я туда попала, и я вот поехала в эту, это известное место, называется Skywalker ranch, это как бы поместье Джордж Лукаса…

Е.Афанасьева

Вот так?

А.Друбич

Да, находится это рядом с Сан-Франциско, и там это как бы, пройдя туда, тебя, значит, привозят, размещают, ты живешь в каких-то невероятных условиях, но самое интересное, вот эта студия «Skywalker Sound», одна из лучших в мире студий по вообще по постпродакшену звука, записи музыки и так далее. И вот это 2 недели я там работала, как бы меня там свели с американским режиссером такого независимого кино, он как раз заканчивает свою картину, ему нужен композитор, меня как бы с ним свели, то есть всех восьми этих выбранных людей, их как бы в пару…

Е.Афанасьева

С режиссером?

А.Друбич

С режиссером ставят, и ты под, как сказать, под присмотром, в общем, у тебя советчики всякие великие композиторы, типо Томаса Ньюмана и Гарри Грегсон-Уильямс, которые с тобой все время общаются и как бы тебе, ну, не то чтобы помогают, но они что-то советуют, им показываешь свои работы от этой картины НРЗБ как процессу и они тебе советуют, ну, в общем, такой как бы образовательный, но, конечно, это совершенно какое-то невероятное вообще мероприятие, и вот я туда как-то так попала.

Е.Афанасьева

Да, круто. А смотрите, что уровень музыки в Голливуде так высок, вы учились в консерватории, аспирантуре консерватории, в программе по киномузыке в Мюнхене, потом в университете LA, и все это огромное образование, то есть у нас, наверное, сотой доли пока в России такого образования нет, и все равно этого пока не хватает, что вы еще учитесь, вот еще идете…

А.Друбич

Нет, ну, это как бы на самом деле это не обучение, это как бы такой вот, ты попадаешь в закрытый клуб, не то что они тебя учат, они с тобой вообще знакомятся…

Е.Афанасьева

Они смотрят, да?

А.Друбич

Теперь Томас Ньюман знает в принципе…

Е.Афанасьева

Кто такая Анна Друбич.

А.Друбич

Да, кто такая Анна Друбич, кто-то там даже из таких вот преподавателей мне предложили опять-таки вот попробовать вместе работать как бы над какими-то картинами вместе, то есть ты входишь в такую закрытую, ну, как сказать…

Е.Афанасьева

Тусовку?

А.Друбич

Тусовку, то есть, например, параллельно нашему этому мастер-классу заканчивал свой фильм режиссер Терренс Малик, с которым мы все время…

Е.Афанасьева

Всего-навсего.

А.Друбич

Да, вместе ужинали все время…

Е.Афанасьева

Неплохо.

А.Друбич

Он такой прекрасный…

Е.Афанасьева

Да, если в следующий раз Аня будет писать для Терренса Малика, мы не увидимся.

А.Друбич

То есть какая-то совершенно, да, такая уже каста…

Е.Афанасьева

А как выстроена работа в Голливуде над музыкой? Похожа как-то на российскую схему работу с композитором в кино и в сериалах? Вот как, вам дают задание или вы уже смотрите готовые материалы, на него пишите, вот структурно как?

А.Друбич

Мне кажется, что на самом деле в принципе подход один и тот же, то есть это зависит от проекта, иногда ты попадаешь на проект на стадии сценария, где тебе еще режиссер с тобой связывается, и вот, например, как Леша Смирнов…

Е.Афанасьева

Да.

А.Друбич

Наш общий знакомый.

Е.Афанасьева

Сериал «Садовое кольцо».

А.Друбич

«Садовое кольцо». Со мной как бы связался еще на стадии сценария, вот сейчас он вроде как будет запускаться полным метром тоже как бы я…

Е.Афанасьева

Вы уже работаете…

А.Друбич

Ну, мы еще не работаем, ну, то есть я как бы, такой процесс, конечно, самый благоприятный, то есть к моменту первого, первой версии монтажа ты уже можешь написать огромное количество музыки, и они под это смонтируют, и как бы, в общем, уже полработы, можно сказать, сделано. А есть другие варианты, когда тебя, конечно, уже берут на стадии, когда вообще уже все горит, продюсеры орут…

Е.Афанасьева

Спасай, спасай.

А.Друбич

Спасайте, спасайте, все плохо, денег нет, и тут как раз говорят, пожалуйста, напишите музыку. И тоже самое там, там как бы бывают очень жёсткие истории, когда людей известных композиторов, действительно очень известных композиторов, они уже записали с оркестром музыку, уже вот все, вот уже все, и их увольняют, и нанимают нового какого-то композитора, и он должен какой-нибудь большой, огромный там блокбастер написать типо за 2 недели там, я не знаю, НРЗБ…

Е.Афанасьева

А работа над блокбастером и над независимым кино с небольшим бюджетом отличается чем-то, кроме суммы гонорара, или нет?

А.Друбич

Ну, как, ну, конечно, ну, то есть как, наверное, как здесь в блокбастере подразумевается, что музыка все время играет, и борется с НРЗБ, и неважно, что там все взрываются и стреляют, музыка, да, фигачит. В независимом кино как-то более он такой индивидуальный подход по музыке, то есть какие-то у тебя есть. Я вообще считаю, что музыки должно быть мало в картине…

Е.Афанасьева

Вот, сказал композитор.

А.Друбич

Да, значит картина сама по себе хорошо…

Е.Афанасьева

А платят композиторам за, условно говоря, за фильм или за эпизод сериала, или по количеству написанного?

А.Друбич

Ну, в основном там пишет, там есть гонорар не по количеству минут, то есть то, чем я иногда промышляю, гострайтинг так называемый, я пишу музыку за каких-то известных голливудских композиторов…

Е.Афанасьева

То есть у них это принято?

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Как у нас литературные негры…

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

А у них такой…

А.Друбич

Ну, как бы это не то что какая-то, открытие Америки, понятно, что если ты один человек, который должен написать в год 5 блокбастеров, то это невозможно, поэтому он нанимает маленькую как бы команду каких-то помощников, которые с ним это, то там платят поминутно, то есть тебе одобрили…

Е.Афанасьева

А это официально или это как бы скрыто, нет ваших имени нигде, ни в упоминаниях, ни в титрах?

А.Друбич

Нет, это в принципе в большинстве случаев, ну официально в том смысле, что ты, это называется «additional music», то, что вот когда в конце…

Е.Афанасьева

Понятно, когда идут субтитры, которые…

А.Друбич

Да, там очень мелко-мелко написано, что еще были такие композиторы…

Е.Афанасьева

Понятно.

А.Друбич

А основный титр как бы в начале, музыка…

Е.Афанасьева

Это Аня Друбич, прекрасный композитор…

А.Друбич

Извините.

Е.Афанасьева

Мы продолжим программу «Телехранитель» после выпуска новостей, не уходите от нас.

НОВОСТИ

Е.Афанасьева

Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях прекрасная Анна Друбич, композитор кино, сериалов, и мы говорили первую часть программы больше про ее опыт работы в Голливуде, как она туда попала, остановились на животрепещущей теме, как она пишет вместе с голливудскими, помогая голливудским композиторам, а можно назвать эти фильмы, для которых вы работали?

А.Друбич

Ну, я работала вот сериал такой был «Turn» на «AМС», фильм «Логан», была картина «1864». Даже была, в общем, довольно забавная история, потому что Марко Белтрами, он написал музыку к фильму «Матильда»…

Е.Афанасьева

Нашему?

А.Друбич

Нашему, в общем, можно сказать шумному, громкому фильму «Матильда»…

Е.Афанасьева

Да.

А.Друбич

Вот мы на нем тоже…

Е.Афанасьева

Тоже работали?

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Значит к фильму «Матильда»…

А.Друбич

Ну, он там, да, конечно, основной композитор.

Е.Афанасьева

Понятно. Ну, больше пока у вас работы на российских сериалах?

А.Друбич

На самом деле я двигаюсь, не то, что я двигаюсь, там я много делаю анимаций в Америке, и в общем, у меня сейчас начались какие-то первые работы...

Е.Афанасьева

Анимации, именно кино анимационные, да?

А.Друбич

Ну, да…

Е.Афанасьева

Вы пишите музыку. НРЗБ.

А.Друбич

Есть студия НРЗБ, вот сейчас мы начинаем вроде какой-то проект вместе. Ну, и в общем, у меня должны начаться 2 такие independent, независимые 2 картины американские. Здесь так получилось, что вот видимо, благодаря такому крутому старту, что был у «Анны Карениной», и все, и потом, в общем, сарафанное радио, не знаю, в общем…

Е.Афанасьева

НРЗБ.

А.Друбич

Ну, да, ну, как-то я не знаю, я на самом деле не думаю, что это все так из-за фамилии…

Е.Афанасьева

Нет, конечно, не из-за фамилии. В общем, поставить кого-то в кадр можно, а вот музыку написать по блату, я думаю, что вообще невозможно…

А.Друбич

Ну, вот я как-то, у меня много уже началось…

Е.Афанасьева

То есть вы работаете, сейчас я знаю, что идут съемки с Валерием Тодоровским, да, вы работали как с продюсером или как с режиссером…

А.Друбич

Вот с Валерием Петровичем получилось интересно, потому что мы в принципе друг друга знали до того, как начали работать так, ну, понятно, в общем, шапочно, но были знакомы, а потом опять-таки после «Садового кольца», нет, во время «Садового кольца»

Е.Афанасьева

Который он продюсировал, сериал «Садовое кольцо»?

А.Друбич

Да, «Садовое кольцо», работа была года 3, наверное, вот поэтому в какой-то момент мы с Лешей работали, работали, а Валерий Петрович заканчивал картину «Большой», и там у него была написана часть музыки прекрасным композитором Павлом Кармановым, а вторая там ему как бы была нужна такая часть, ну, в общем, немножко другого направления, он чего-то кого-то, не знаю, не мог он найти, даже не знаю, были ли другие композиторы, и он в каком-то, Леша ему говорит, попробуй Аню Друбич, ты вот, то есть вы, извините, и Валерий Петрович в какой-то момент мне звонит, я была очень, неожиданный для меня это был звонок, говорит, вот Аня, вот такая вот история, я заканчиваю картину, мне нужно. И вот как бы я написала, то есть вот эту часть музыки, которая нужна была для фильма, и как-то вот у нас произошла какая-то человеческая химия, как мне кажется, и потом вдруг мне предложили фильм «Оптимист», где он тоже был…

Е.Афанасьева

Сериал, да.

А.Друбич

Сериал то есть. Вот «Садовое кольцо». Сейчас я заканчиваю сериал «Ворона», это для канала, по-моему, для «НТВ», то есть как-то…

Е.Афанасьева

А вот сейчас снимает он фильм «Одесса»?

А.Друбич

«Одесса», я не знаю, я просто вот уже как-то подружились, что я пришла на, в гости с дочкой, с сестрой, чтобы они посмотрели, потому что там какая-то невероятная декорация и…

Е.Афанасьева

Да, я видела, у них это что-то фантастическое, там реально «Одесса» на «Мосфильме» выстроена…

А.Друбич

Да, «Одесса», и квартиры, и прекрасный, значит, звездный состав играет, Розанова, Ярмольник, Раппопорт, Цыганов, ну, в общем, все очень круто.

Е.Афанасьева

А сейчас у вас еще идет премьера «Красные браслеты», сериал, где вы тоже работали…

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Это адаптация, то есть в оригинале ее адаптировал Спилберг в Голливуде…

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Там своя везде музыка, как происходит работа, когда сериал не оригинальный, где-то есть первоисточник и музыка, вы также как и адаптируют тексты, берете что-то за основу или там музыка совсем своя?

А.Друбич

Нет, нет, музыка там своя, как бы я когда, опять-таки это сейчас все уходит, а в принципе я работала в 2015-ом…

Е.Афанасьева

Да, в 14-ом, 15-ом…

А.Друбич: В 14

ом году, «Тайна города Эн» вообще было очень давно, я сейчас смотрю телевизор…

Е.Афанасьева

И подряд премьеры…

А.Друбич

Да, подряд премьеры, но даже я так смотрю как-то совершенно уже как со стороны даже вспоминаю. Нет, ну, в этом, в «Красных браслетах», в этом сериале, то есть я посмотрела, конечно, референс, как мне сказали, вот есть испанская версия, я посмотрела, и просто я поняла, и направление было общее, что, конечно, такая должна быть более легкая как бы, не уходить в трагизм и в какую-то тяжесть, в какое-то такое, драматизм, должна была быть легкая, почти детская музыка все время, и как в такого рода сериалах как бы молодежного характера, там есть, конечно, какой-то саундтрек песен, скачала еще…

Е.Афанасьева

Да, они были у нас на прошлой неделе с Наташей Мещаниновой.

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Вы как раз писали музыку для сериала и не смогли прийти в тот эфир, а они как раз рассказывали.

А.Друбич

Да, что у них было, значит, песни всяких «Сансар», там какие-то группы были, но очень много было написано мною музыки, в которую все то вместе так, в общем, сошлось, что даже так не особо слышно, где меняется…

Е.Афанасьева

Где их песня, а где ваша музыка.

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

А песни не пробовали писать для кино и все?

А.Друбич

Я пробовала писать, на самом деле работаю над альбомом своим, но для кино, нет, я писала для фильма «Одноклассники», ну, я как-то, когда у меня песни, они немножко такие становятся очень странные, такие придурошные, ну, какие-то экспериментальные, можно сказать, поэтому, поэтому они не прям попсовые, попсовые, и я как бы пока не двигаюсь в этом направлении, потому что вот так…

Е.Афанасьева

А стихи сами пишите для…

А.Друбич

По-разному, иногда сама, иногда, ну, я вообще не рифмоплет совершенно, иногда могу что-то придумать, иногда беру что-то из классики…

Е.Афанасьева

Еще раз напомню, в гостях у нас Анна Друбич, прекрасный композитор, говорим мы о том, что такое с современных кино и сериалах музыка. На каком уровне музыка в современном российском кино и сериалах в среднем? Это сильно отстает от голливудского уровня, либо мы более-менее неплохо выглядим?

А.Друбич

Ну, я бы сказала так, что, конечно, очень много в России талантливых композиторов и все хотят получить на самом деле, как мне кажется, какое-то образование на эту тему, потому что в принципе до сих пор не особо есть как бы вот такое учебное заведение…

Е.Афанасьева

То есть у нас нет такого, как…

А.Друбич

Ну, вот была…

Е.Афанасьева

В университете LA, такого нет…

А.Друбич

Нет, такой программы, мне кажется, нет, по-моему, сейчас Юрий Потеенко начал в, Московская школа кино…

Е.Афанасьева

Московская школа кино.

А.Друбич

Да, в Московской школе кино, я, честно говоря, не знаю, но это новая программа, и я надеюсь, что, конечно, это будет все очень хорошо, но такого опыта, потому что вот я помню, что несколько лет назад, ну, так, наверное, лет 5, я проводила какую-то типо лекцию в «Гараже», меня пригласили, вот расскажи про киномузыку, и я подумала, во-первых, что никто не придет, а во-вторых, что я вот сейчас какие-то общие такие исторические справки, что этот был композитор, тот был композитор, и вдруг пришел целый зал, вся аудитория набилась народа, которые все были профессионалы, и как бы вот…

Е.Афанасьева

То есть много этих…

А.Друбич

Вся моя лекция там про каких-то классиков Голливуда, она свелась к тому, что люди задавали профессиональные вопросы, которые их интересовали, очень такие вот…

Е.Афанасьева

Животрепещущие.

А.Друбич

Животрепещущие, но прям вот не для чайников, и я поняла, что, конечно, очень большая потребность в этой теме, и в каких-то семинарах, в общем, мне кажется, что это должно сейчас начать развиваться обширно. А в сериалах, ну, как везде есть, конечно, очень хорошая музыка, есть иногда, я не смотрю телевизор, но когда там что-то фоном, то я, иногда что-то ужасное есть, но, к сожалению, мне кажется, как ни странно, все равно очень большой, конечно, разрыв действительно в бюджете на музыку, как ни странно, потому что я знаю, что там люди как бы композиторы, в принципе там им дают бюджет на запись каждой серии, то есть это, конечно, совершенно другие…

Е.Афанасьева

Ну, у нас бюджеты сериалов сильно отстают, конечно.

А.Друбич

Все бюджеты, и просто это как-то даже не закладывается в смету, что, мне кажется, что, когда я общаюсь, начинаю общаться с кем-то, с продюсерами, они говорят, нет, нет, что вы, какие инструменты записывать, вы с ума сошли, такого у нас нет и быть не может.

Е.Афанасьева

А как предполагается, что должна записываться музыка, на компьютере?

А.Друбич

Ну, нет, все из компьютера, и такое звучание как бы, оно, в общем, ну, если ты имитируешь симфонический оркестр в компьютере, ну, как бы да, в своей программе, то это, в общем, звучит, ну, да, можно чуть лучше, чуть хуже, но в принципе это, конечно, звучит фейково и так недорого, и неинтересно, и все, в общем…

Е.Афанасьева

Да.

А.Друбич

Поэтому мне кажется, что когда продюсеры начнут уже это просто изначально…

Е.Афанасьева

Закладывать в бюджет.

А.Друбич

Закладывать в бюджет, что, в общем, нужно что-то записать и да…

Е.Афанасьева

А где по-вашему должны учиться все-таки, ну, вы из киношной семьи, вы вот эту суть кино впитывали с детства и на съемочных площадках, и везде, я помню в «Красная роза эмблема печали» вы еще совсем маленьким ребенком там снимались, а те, кто не живет в кино с рождения, они должны учиться музыки для кино все-таки в консерваториях на каком-нибудь спецкурсе или при киношколах должен быть курс музыки, вот что здесь первично?

А.Друбич

Ну, это интересный вопрос, потому что очень много и в Голливуде очень успешных композиторов, которые как бы без классического музыкального образования, которые, в общем, играли в группах, и там они играю на гитаре, потом они как бы пошли заниматься электроникой, и, в общем, они, так сказать, довольно хорошо себя уверенно чувствуют с компьютерами, все, и это как бы один путь. Мне кажется, вот мне, например, очень повезло, потому что я, учась в Германии, как бы на факультете киномузыки, она была там, в общем, ненастоящий факультет киномузыки, это был больше композиция, как бы классическая композиция с каким-то уклоном, что у нас было несколько каких-то заданий, классы по вот написанию музыки к изображению, и я изучала прям все партитуры, там НРЗБ, ну, в общем, как бы всю современную музыку и все, и поэтому мне кажется, что это, конечно, мне очень дает, в общем, фору, потому что я довольно, ну, как-то, в общем, уверенно себя чувствую в просто в композиции, но в киномузыке такой симбиоз, то есть ты не можешь просто писать, ну, сейчас, раньше это было, конечно, возможно, сейчас ты не можешь просто взять написать на бумаге карандашом музыку и сказать, вот это все, получите, распишитесь.

Е.Афанасьева

А сейчас вы должны сдать готовые записанные…

А.Друбич

Сейчас вы должны демо, чем лучше это звучит, тем лучше, в общем, это целая техническая работа, в принципе я уже почти не пишу, ну, как бы ноты не записываю, то есть у меня все находится в компьютере, все вместе с изображением, синхронно, я должна быть, вместе начали, вместе закончили, и это как бы уже такая must, обязательная как бы история. Ну, я не знаю, мне кажется, что это какая-то должно быть, наверное, в принципе, наверное, это должно быть при музыкальном учебном заведении, или же это должны быть курсы при киношколе, но как бы с…

Е.Афанасьева

То есть человек должен все равно изучать теорию кино, в смысле он должен разбираться в драматургии…

А.Друбич

Конечно.

Е.Афанасьева

В каких-то базовых киновещах, чтобы понимать, что он пишет.

А.Друбич

Конечно, нет, конечно, это должно быть специфика, потому что я знаю очень много прекрасных композиторов, которые совершенно не могут писать для изображений, и у них там вообще никак не срастается.

Е.Афанасьева

Музыка кино и музыка сериалов различается? Ну, если там не брать бюджет обычного кино, если оно не independent…

А.Друбич

Ну, да.

Е.Афанасьева

А вообще с точки зрения написания?

А.Друбич

Ну, мне не кажется, что оно, что она сильно отличается, просто есть как бы понятно, что если у тебя там 12 серий, то у тебя одна и та же композиция в принципе может повторяться в каких-то сериях и как бы ложится, потому что эта тема, ну, как система лейтмотивов, ну, здесь, значит, главная героиня, это ее тема, вот она в первой, третье, четвертой серии, и это в принципе нормально. Конечно, когда ты пишешь просто там полуторачасовое кино, понятно, что все время как бы одну и ту же тему, надоест, и это не будет работать, не будет никакой драматургии, поэтому как бы, скажем так, в кино ты должен все написать, а в сериале есть момент, что ты написал какое-то энное количество музыки, которое может быть как-то там расставлено.

Е.Афанасьева

Расставлено. Вы сказали, тема героини, все, а вы пишите, когда уже вот понятно, кто играет, можете писать там тему на конкретную актрису или актера, или это совсем далеко, или только на персонажа или вообще…

А.Друбич

Нет, на персонажа, конечно, на актрису просто, ну, она же тоже играет…

Е.Афанасьева

Да, но если вы знаете, что играет, например, как в «Садовом кольце», играет Маша Миронова, например, а если бы играла не Маша Миронова, то это была бы другая…

А.Друбич

Ну, я как бы не знаю лично Машу, как бы я не знаю…

Е.Афанасьева

То есть вы пишете на персонажа?

А.Друбич

Я пишу на персонажа, ну, на самом деле с «Садовым кольцом» было смешно, потому что с Лешей мы, он такой…

Е.Афанасьева

Алексе Смирнов, режиссер.

А.Друбич

Да, с Алексеем Смирновым, мы такие молодые дерзкие, он сказал, а мы сейчас будем делать очень жесткую музыку, электронику, значит, чтобы зубы сводило, значит, ужас, ужас, всех закошмарить. Я очень этим увлеклась и написала прямо, прям вот…

Е.Афанасьева

Ужас, ужас.

А.Друбич

Ужас, ужас, вот послушал все Валерий Петрович и говорит, вы что с ума сошли что ли, у меня ощущение, что какое-то было нашествие инопланетян, что они захватить землю, это же, в общем, чеховский персонаж, несчастный глубоко, каждый по-своему несчастный человек, которые очень хотят, значит, и любви, и какого-то понимания, это все невозможно, вы должны написать вальс легкий, ироничный такой, ну, и в общем, он нас…

Е.Афанасьева

Техно музыка осталась на следующий…

А.Друбич

Нет, ну, что-то там осталось, какие-то моменты, ну, мы так прямо первые 3 серии прямо очень жестко все сделали, ну, мы с Лешей решили, что в следующей картине…

Е.Афанасьева

В следующий раз оторвемся. Анна Друбич, прекрасный композитор, которая пишет для многих новых современных российских сериалов и кино музыку. Вот вы говорили о том, что сейчас все в компьютерах, еще что-то, разница восприятия, вот если современное поколение, те, которых называю игреками, да, рожденные, условно, после 85-го года, у них совершенно иная насмотренность…

А.Друбич

Как там они называются?

Е.Афанасьева

Игреки.

А.Друбич

А, игреки.

Е.Афанасьева

Да, те, кто, то есть мы с вашей мамой ближе к иксам, а вот вы уже ближе, вы пограничник, наверное, называется, но вопрос не в этом, вопрос в том, что вот это молодое поколение, которое пришло в жизнь, они гораздо более насмотренные, чем мы, выросшие при советских телевизорах, которые показывали чудовищно плохо, потом начинались эти видеомагнитофоны, которые, знаете, пиратские копии великого кино…

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Тоже смотрели в плохом изображении, поэтому когда мы сейчас, сын двадцатилетний мне говорит, мам, почему ты смотришь в таком плохом качестве скаченное там что-то или разрешение, я думала, прекрасно видно, у этого поколения иная визуальная культура, с точки зрения музыки у молодых и у более старших людей, ну, вот потребителей музыки, слушателей, различается восприятие или это не зависит от поколенчества, поколенческих особенностей, от чего-то другого?

А.Друбич

Я думаю, что да, отличается восприятие, опять же люди настолько отвыкли слышать там живой оркестр, именно потому что никто эт не записывает, и то, что как бы действительно я сталкиваюсь с режиссерами, которые вообще не слышат никакой разницы между записанным живьем большим симфоническим оркестром и какой-то электронной версии этого, этого же произведения, вообще очень интересно все изучать, эти новые технологии, потому что, конечно, сейчас в принципе каждый второй, у кого есть «Garage Band», то есть в принципе просто Apple компьютер, да, я много встречаю людей, говорят, у меня сын прекрасный композитор, и они просто соединяют…

Е.Афанасьева

Готовые кусочки.

А.Друбич

Готовые как бы кусочки…

Е.Афанасьева

Конструктор.

А.Друбич

Да, конструктор музыкальный, и вроде у них получается довольно, ну, прилично звучащий какой-то трек, вот, и совершенно вообще исчезает понимание, что такое авторство, что такое вот, ну, как бы кто сказал вот эти куски…

Е.Афанасьева

Кусочки.

А.Друбич

Кусочки, и да, я уверена, что это как-то движется в каком-то непонятном пока направлении…

Е.Афанасьева

То есть эта доступность любого человека к якобы творчеству композиторскому…

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Оно не всегда в плюс идет, я так понимаю?

А.Друбич

Как развитие человека, просто как рисование или что-то, наверное, это все очень хорошо, но, конечно, когда это все такое становится массовой как бы уже культурой, что все люди пишут…

Е.Афанасьева

Фастфуд такой музыкальный, да?

А.Друбич

Да, что это как-то, ну, мне кажется, это, наверное, не очень хорошо, я не знаю, дети, наверное, они совсем уже ничего не отличают…

Е.Афанасьева

Да. Вы очень много, вы сказали там, занимались, и я знаю, что вы сначала в конкурсах участвовали, по сколько часов в день вы музыкой занимались?

А.Друбич

Много…

Е.Афанасьева

Потому что я помню Танечка, мама ваша прекрасная, говорила, как она смотрит, говорит, как она много работает, и это же много часов, да…

А.Друбич

Да, ну, это такой спорт в принципе…

Е.Афанасьева

Дочке, ну, знаю, маленькая еще маленькая, а старшая ваша девочка, она тоже занимается музыкой?

А.Друбич

Она занимается, да.

Е.Афанасьева

И тоже по много часов?

А.Друбич

Нет, не по много часов, она как-то в принципе у нее нет, потому что мне это очень нравилось, то есть я с 6 лет могла сама сидеть по 5 часов заниматься и это как-то меня очень увлекало, ее нет, она очень экстравертная натура, актриса, в общем…

Е.Афанасьева

То есть она пойдет как раз…

А.Друбич

Да, она как бы…

Е.Афанасьева

В кино стезю.

А.Друбич

Ну, да, она много чем занимается, теннисом, музыкой, там математикой, в общем, я как-то стараюсь ее развивать…

Е.Афанасьева

А дети НРЗБ, то есть они на нескольких языках у вас сразу говорят…

А.Друбич

Ну, на двух.

Е.Афанасьева

На двух, русский и английский…

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Да. То есть легко?

А.Друбич

Легко, ну, русский, да, у них прекрасный, они пишут, читают, то есть, ну, вот старшая дочка, понятно, что мелкая еще ничего…

Е.Афанасьева

А маленькая, вы с ней по-русски говорите?

А.Друбич

Ну, конечно.

Е.Афанасьева

Нет, ну, бывают разные. У нас вот Тоня Самсонова, корреспондент «Эха» в Лондоне, она со своими детьми там по-английски говорит…

А.Друбич

Ну, я не знаю, я очень боюсь как бы с потерей языка, правда, правда, не грозит совершенно, потому что на самом деле мне даже кажется до сих пор она по-русски как бы и думает, и говорит лучше.

Е.Афанасьева

Ну, это не мешает ей со сверстниками там…

А.Друбич

Нет, там она, там как бы лучшая чего-то ученица в классе, все хорошо, но она при этом смотрит только советское кино…

Е.Афанасьева

Да что вы?

А.Друбич

«Иван Васильевич меняет профессию», вот это «Бриллиантовая…», и ржет, я даже не понимаю, как она понимает все эти шутки.

Е.Афанасьева

Кажется…

А.Друбич

Вот это кока-колу пил, там пробовал, и она хохочет, я не могу понять…

Е.Афанасьева

Это удивительно, по-моему.

А.Друбич

Да, ей 9 лет.

Е.Афанасьева

Сейчас многие даже ваши ровесники уже эти фильмы не понимают.

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Аня Друбич, прекрасный композитор сегодня у нас в гостях, мы говорим о музыке в кино и сериалах. Вы сказали, что сейчас музыку к сериалу «Ворона» пишете, какие еще проекты можно уже ждать, может вы их сдали, но они еще не вышли в эфир?

А.Друбич

Ну, сейчас я вот как-то, на самом деле только «Ворону» заканчиваю, что-то я еще делала…

Е.Афанасьева

Это с Лизой Боярской, да, по-моему?

А.Друбич

С Лизой Боярской, там очень хороший сценарий, дебютная работа как бы режиссерская, ну, и сценаристы они же режиссеры, Женя Сосницкий и Оля Ангелова, вот, и потрясающий такой триллер про серийного маньяка, прямо очень страшно, ну, здорово…

Е.Афанасьева

Ух.

А.Друбич

Ну, всегда, когда мне что-нибудь такое предлагают писать, а потом я не могу оторваться, я прямо смотрю, мне присылают первые 3 серии, чтобы просто как бы, ну…

Е.Афанасьева

Понять, о чем.

А.Друбич

Понять, о чем, а где мне еще до конца досмотреть…

Е.Афанасьева

Да, да, кто убийца.

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Понятно, ну, будем ждать, это уже на следующий сезон, да?

А.Друбич

Ну, по-моему, осенью должно выйти…

Е.Афанасьева

Понятно. А у вас, как у зрителя и потребителя музыки кино и сериалов, то есть музыки в кино и сериалах, вот такие потрясения, открытия за последнее время были, что вы услышали где-то музыку и поняли, что это вот вау?

А.Друбич

Ну, как бы нет, на самом деле немного, ну, бывают такие интересные саундтреки и как бы я очень люблю Джонни Гринвуд, вот этот который из «Radiohead», который делает картины с Андерсоном, который, как это была, сейчас фильм вышел, НРЗБ, ну, это про этого, про человека, который делает костюмы…

Е.Афанасьева

В общем, не подскажу.

А.Друбич

Не подскажу.

Е.Афанасьева

Не видела.

А.Друбич

Да. Вот я слежу за его творчеством. Потом, конечно, в прошлом году умер, на мой взгляд, гениальны композитор Йохан Йоханнссон, который писал к многим картинам, там «Arrival», «Прибытие» и все, вот такой серьезное было слово в киномузыке.

Е.Афанасьева

А вы упоминали Исаака Шварца…

А.Друбич

Да.

Е.Афанасьева

Легендарного, великого, то есть может даже если кто из молодых не знает сейчас фамилию, мелодии точно узнает, а на российской поляне есть хоть кто-то, кто может приблизиться к Шварцу?

А.Друбич

К Шварцу, ну, не знаю, сейчас мне кажется, что сложно так говорить, потому что сейчас кино боится тем больших, развернутых, сейчас все больше как-то это сводится…

Е.Афанасьева

К иллюстрации…

А.Друбич

Нет, ну, даже не иллюстрация, а такой как бы саунд дизайн музыка, то есть ты какие-то создаешь…

Е.Афанасьева

Ну, что, к сожалению, очень быстро пролетело наше время…

А.Друбич

А, да.

Е.Афанасьева

Я еще хотела задать множество вопросов, приходите к нам еще.

А.Друбич

Обязательно.

Е.Афанасьева

Анна Друбич, прекрасный композитор кино и сериалов, я очень рада, что вы к нам пришли…

А.Друбич

Спасибо большое, что позвали!

Е.Афанасьева

Елена Афанасьева, всего доброго, до свидания!

А.Друбич

До свидания!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025