ТВ и кино: вместе или отдельно? - Джаник Файзиев - Телехранитель - 2018-07-22
Е.Афанасьева
―
Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. В гостях сегодня Джаник Файзиев, режиссер, продюсер, здравствуйте, Джаник!
Д.Файзиев
―
Здравствуйте!
Е.Афанасьева
―
Давно мы с вами в этой студии не виделись…
Д.Файзиев
―
Это правда.
Е.Афанасьева
―
Очень рада всегда. Поговорим о кино и телевидении, их взаимопересечениях, и то, что расталкивает их по разным полюсам, тем более, насколько я понимаю, есть очередной повод, у Джаника, как у продюсера, вышел фильм, причем, как я понимаю, это триллер или это хоррор?
Д.Файзиев
―
Хоррор.
Е.Афанасьева
―
Как это теперь называется…
Д.Файзиев
―
Хоррор.
Е.Афанасьева
―
Хоррор, называется «Русалка…»
Д.Файзиев
―
«…Озеро мертвых».
Е.Афанасьева
―
«…Озеро мертвых». Что, почему вдруг потянуло в хоррор, Джаник?
Д.Файзиев
―
Я всегда в таких случаях отвечаю, почему нет? Это такое кино, мы в детстве его очень любили…
Е.Афанасьева
―
Страшные сказки…
Д.Файзиев
―
Страшные сказки, да, и страшные сказки в детстве рассказывали, и до сих пор, молодежь, я вон читаю в «Instagram» рецензии на фильм, и люди друг другу пишут, братцы, давайте, идемте смотреть, там так страшно, вообще дух захватывает, если хотите еще сильнее испугаться, идите на ночной сеанс, потом каждую лужу будете обходить от страха, то есть, как бы потребность такая пощекотать нервы, поразминать свои эмоции…
Е.Афанасьева
―
Раньше, некоторое время назад, эту потребность удовлетворяло только голливудское кино, я так понимаю, а сейчас…
Д.Файзиев
―
Да, отечественное кино…
Е.Афанасьева
―
И отечественное…
Д.Файзиев
―
Да, отечественного кино не было такого, ну, то есть, у нас нет такой ни традиции, хотя Гоголь был всегда…
Е.Афанасьева
―
«Вий»…
Д.Файзиев
―
Гоголь был всегда…
Е.Афанасьева
―
«Вий»…
Д.Файзиев
―
Нет, я про кино…
Е.Афанасьева: 60
―
ых годов «Вий» был, по-моему, или каких…
Д.Файзиев
―
Да, ну, или «Вий», который сделали не так давно…
Е.Афанасьева
―
Ну, да.
Д.Файзиев
―
Тоже был, и тоже с успехом прошел, поэтому в этом смысле потребность в жанре есть, но как таковой жанр был не сильно освоен, там были какие-то попытки там в разной степени успешности, а тут мы соединились в сотрудничестве с молодыми продюсерами, режиссерами, и сценаристами, Святослав Подгаевский и Иван Капитонов, они сделали 2 очень успешных, на мой взгляд, как раз в этом жанре, проекта, один из них назывался «Пиковая дама», второй «Невеста», оба фильма довольно хороши прошли в России по меркам хоррора, и имели неплохую, в общем-то, такой международный резонанс, поэтому мы как бы решили, что чего бы не пойти с опытными моряками по тем акваториям, по которым мы раньше не ходили. И я считаю наш опыт очень удачным, и как бы так, мне кажется, взаимодополняем друг друга, сделали очень удачную картину, которой я очень доволен, хотя бы потому что на сегодняшний день мы уже не только в жанре хоррор, но и в таком нормальном рейтинговом соревновании, если так можно сказать про соревнования по зарубежным продажам, мы довольно высоко и успешно продаем картину на международные рынки.
Е.Афанасьева
―
Ого!
Д.Файзиев
―
Да, практически, ну, я могу сказать, тьфу, тьфу, тьфу, конечно, не хочется сглазить…
Е.Афанасьева
―
Тьфу, тьфу, тьфу!
Д.Файзиев
―
Да, но почти рекордно мы ее продаем сейчас, не помню точное количество цифр, не буду врать, если будет интересно, потом уточню, прямо вот все большие страны…
Е.Афанасьева
―
То есть большие страны, у них традиция хоррора даже лучше, чем у нас, поэтому…
Д.Файзиев
―
Вы знаете, жанровое кино, жанровое кино все равно, понимаете, жанровое кино – это как бутерброд с колбасой, какой бы ты ни был гурман, как бы ты ни любил какую кухню, и чтобы тебе там не готовили, все равно вот однажды ты скажешь, дай-ка я слопаю вот кусок хлеба с куском чего-нибудь, неважно там, может не с колбасой, кто-то с сыром любит, неважно, я имею в виду такое простое, внятное, чистое, понятное…
Е.Афанасьева
―
Это понятно чего ждать, да, от фильма…
Д.Файзиев
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Есть жанр…
Д.Файзиев
―
Да, о том и речь, да…
Е.Афанасьева
―
Есть законы жанры, и понятно, что у хоррора они свои.
Д.Файзиев
―
И более того, у этого есть огромная фан-база, огромная по миру, ну, у нас в стране она не так развита, я думаю, что наша страна еще, в общем, много хоррора видит за окнами своего дома…
Е.Афанасьева
―
Да, именно об этом, что напугать нас сложно.
Д.Файзиев
―
Но потихонечку вырастает молодое поколение, которому, которое понимает, что, понимаете, хоррор, я вот там, если радиослушатели ваши не очень любят хоррор, то я рекомендую сходить, потому что его нельзя смотреть дома по телевизору, хоррор – это такая…
Е.Афанасьева
―
Это не страшно?
Д.Файзиев
―
Наоборот страшно…
Е.Афанасьева
―
Наоборот страшно?
Д.Файзиев
―
Да, страшно очень, и поэтому…
Е.Афанасьева
―
Если один дома и ночью…
Д.Файзиев
―
Один дома, с семьей дома, неважно, свет выключен, на кухню пойти страшно, страшно и неприятно от того, что страшно, потому что ты как бы затрачиваешь какие-то ресурсы, которые, тебе кажется, могут понадобиться тебе в реальной жизни, и это принципиально иное состояние, когда ты сидишь в зале с другими людьми…
Е.Афанасьева
―
И все одновременно бояться.
Д.Файзиев
―
И вам всем одновременно страшно, да, и вот в этот момент срабатывает, не побоюсь этого слова, такое почти катарсис чувство, когда тебя вдруг страшно напугали, ты взвизгнул, вскрикнул, вцепился в кресло или там в руку своего там партнера, с которым ты пришел в кино…
Е.Афанасьева
―
Или даже партнера чужого человека…
Д.Файзиев
―
Или вообще чужого человека, да, и в эту секунду от того, что у тебя выбросился в кровь адреналин, я не знаю, что там еще выбрасывается в этот момент в кровь, через, ровно через секунду, когда это проходит, ты оглядываешься по сторонам, и наступает ощущение удовольствия, потому что ты понимаешь, что это страх был ненастоящий, это была такая репетиция, и возникает удивительное чувство единения, удивительное желание какого-то такого тепла, и оно, правда, оно имеет некое такое очищающее свойство, и поэтому если…
Е.Афанасьева
―
Это вы…
Д.Файзиев
―
Кто-то не рисковал или кто-то там думал, а, я не люблю этот жанр, я очень рекомендую сходить и это чувство испытать.
Е.Афанасьева
―
Вы это говорите, как зритель или вы наблюдали за зрителями вашего фильма, или вы наблюдали за зрителями этого жанра…
Д.Файзиев
―
Я впервые ощутил это на себе, когда я был совсем юный и ходил смотреть страшные фильмы, и потом я много-много раз проверял это на зрительном зале, да, и поэтому это вот просто проверено, и чем больше народу в зале, тем это ощущение единения больше.
Е.Афанасьева
―
Я напоминаю, это Джаник Файзиев, режиссер, продюсер, говорить сегодня будем и о телевидении, но начали с кино, поводом стала премьера фильма, который Джаник делает, как продюсер, хоррор, он сейчас в кинотеатрах, «Русалка. Озеро мертвых». По зрителям это все-таки больше молодые зрители, ну, которые традиционно ходят у нас больше в кино, либо зрительская аудитория как-то более четко, более широко или более узко сегментирована?
Д.Файзиев
―
А вы знаете, у нас в кино случилось революция, для тех, кто не знает…
Е.Афанасьева
―
Не знаем, рассказывайте.
Д.Файзиев
―
Потому что долгое время вся социология и статистика считала, что зрители, которые ходят в кино, это молодые люди от 14 до там 22…
Е.Афанасьева
―
Поэтому якобы у нас глубокие фильмы исчезли…
Д.Файзиев
―
Да, поэтому у нас серьезное кино никто не смотрит, поэтому это у нас это вот типо это развлечение не для нас, это вообще смешно, когда ты на фокус-группах спрашиваешь, а как вы думаете, кто должен смотреть это кино, и люди, которые, ты только что видел через зеркало, как они смотрели это кино, открыв рот, вздыхали, вскрикивали там, падали в обморок и так далее, они говорят, нет, ну, это там для детей, или это там для моих родителей, да, это вот типо не для меня, в этом смысле как бы многие всегда считали, что киногоэры, как их называют, или там киноходящая аудитория…
Е.Афанасьева
―
Киногоэры…
Д.Файзиев
―
Да, в переводе на русский язык, да, киноходящая аудитория, что это какая-то молодежь, что это неизвестно кто, а тут вдруг жесткая статистика, взяли, посчитали, посмотрели, опросили, и выяснилось, что у нас кинотеатральная аудитория – это люди в возрасте от 14 до 35.
Е.Афанасьева
―
То есть те, кто начал ходить, когда действительно им было 14-18, они просто продолжают…
Д.Файзиев
―
Они выросли, да, но более того, что произошло, сейчас вот на всех больших фильмах, будь то, я не знаю, «Богатыри», «Коловрат», «Движение вверх», на всех больших фильмах я собственноручно или как, собственноглазно, как правильно сказать, наблюдал, что в кинотеатры приходит аудитория сильно старше, то есть большое количество людей в возрасте там за 60…
Е.Афанасьева
―
Богатыри…
Д.Файзиев
―
Богатыри понятно, бабушки привели, внучки, дедушки привели, там детей, не знаю, и так далее, а вот на все остальные фильмы люди ходят прямо сознательно, прям я много видел пар пожилых, которые приходят в кинотеатр, ходят, причем на вечерние сеансы, раньше они делали это на утренние сеансы, то есть, так или иначе, в больших особенно городах уже и взрослая аудитория проторила себе эту дорожку, правильно ударение поставил, да?
Е.Афанасьева
―
Да ладно, проторило, проторило…
Д.Файзиев
―
Да…
Е.Афанасьева
―
Кто проторил…
Д.Файзиев
―
Кто проторил, да. Дорожку в кинотеатр, и это стало, в общем, тоже таким вполне системным для них зрелищем, поэтому возраст киноаудитории сегодня разный, и нельзя сказать, что кино ходят и смотрят только молодые, а взрослые совсем нет…
Е.Афанасьева
―
Ну, по законам жанра, младше какого возраста лучше на хоррор не водить, ну, условно говоря, младших своих дочек еще никак, то есть, ну…
Д.Файзиев
―
Ну, не знаю, мне трудно сказать, я думаю, что, я вообще как считаю, что каждый ребенок это жестко индивидуальная вещь, и не взирая там на рекомендации Минкульта или там Минобразования…
Е.Афанасьева
―
Только родители…
Д.Файзиев
―
Каждый родитель…
Е.Афанасьева
―
Конечно…
Д.Файзиев
―
Сам понимает, куда надо вести ребенка, куда нет, зависит от степени впечатлительности ребенка, от его там развитости, от его там, не знаю, потребности и прочее. А я бы не стал говорить, что пятилетнему ребенку, пятилетнему бессмысленно, потому что пятилетний ребенок вряд ли чего поймет, потому что все равно там хоррор апеллирует к какому-то всегда, к каким-то архетипам, да, каким-то знаниям, а маленького ребенка там, у меня вот дочка была маленькая, она не разрешала мне «Бизнес ФМ» слушать в машине, потому что ее там…
Е.Афанасьева
―
Боялась «Бизнес ФМ»?
Д.Файзиев
―
А там все время вот эта музыка, там, там, там, там, там идет под новости, и она была такая эмоциональная, что она говорила, папа, я все время боюсь, что там что-то плохое случится, я говорю, не волнуйся, они рассказывают про то, что уже случилось, ничего нового не случится, да, но я выключал, безусловно, да, то есть вот там моя дочь, которой сейчас уже 22, вот ее бы я, естественно, не рискнул вести ни в 7 лет, ни в 10 лет на хоррор, поэтому тут каждый человек решает для себя сам, но мне кажется, что начиная с 10 лет это кино вполне…
Е.Афанасьева
―
Вполне, то есть если кто-то знает своего ребенка, то…
Д.Файзиев
―
Понимает, что этому ребенку не нанесет вред, или он там может, есть же дети, которые интересуются мифологией, русалочками там, и всякими…
Е.Афанасьева
―
То есть если ребенок любит страшные сказки, он вот это, хотя когда начинаешь детям читать уже не свои детские НРЗБ, а когда детям начинаешь сказки, то вдруг понимаешь, что они гораздо страшнее, чем казались, хоть «Братья Гримм», хоть кроме «Карлсона» у Астрид Линдгрен есть тоже очень страшные сказки, так что…
Д.Файзиев
―
На эту тему есть замечательный труд у Кэролла, у Льюиса Кэролла, когда, его же очень сильно обвиняли за «Алису в Зазеркалье», в том, что там королева, отрубить голову, там же невероятно с точки зрения как бы такой, взрослого человека, там невероятная жестокость, и он пытался как бы со всеми там педагогам, тогдашним людям, которые выдавали себя за психологов, пытался им объяснять, да, он пытался им объяснять, что когда ребенок говорит: «Я тебя убью», это не подразумевается физическое убийство с нанесением телесных повреждений, там, и так далее, или когда ребенок говорит: «Королева сказала отрубить ему голову», он не воспринимает это, поскольку не имеет этого жизненного опыта, он не воспринимает это, как какое-то гигантское большое наказание, очень много на эту тему НРЗБ, и к сожалению, и сегодня очень многие психологи и педагоги тоже эти понятия сильно путают, им тоже кажется, что мы не можем травмировать ребенка, говорить с ним о том, что русалочки, он будет бояться озер, он будет бояться воды, будет бояться океанов, мне все время хочется сказать, братцы, ну, вы пойдите в пионерский лагерь, сядьте у костра, ну, только не сами, а микрофон туда положите, послушайте, какие истории они на ночь друг другу рассказывают, но вырастают при этом нормальными людьми…
Е.Афанасьева
―
Да, потом современная индустрия игр, когда родители даже не всегда знают, что в этих играх происходит, и насколько жесткий там мир, это тоже большой вопрос.
Д.Файзиев
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Хотела спросить по поводу все-таки жанра, соотношение, вы вначале сами сказали, что это не совсем традиция российская в кино, но в соотношении с другими жанрами, которые выходят в прокат, как фильм собирает зрителей, насколько зрителями российскими, они готовы смотреть, все-таки им ближе там сказки, драмеди, детектив или что-то…
Д.Файзиев
―
Если говорить про российскую аудиторию, то, конечно, сегодняшней российской аудитории ближе смотреть фильмы, так скажем, легкого содержания, даже не вопрос жанра здесь, а содержания, где нет больших угроз, где нет больших стрессов, что-то обязательно должно быть смешное, что-то светлое, там, и так далее, так бы я назвал это, особенность момента, НРЗБ затянулась, мы пережили много стрессов социальных…
Е.Афанасьева
―
Ну, то есть это такой уход от реальности…
Д.Файзиев
―
По большому счету да, людям хочется получить какой-то такой, ну, что-то такое теплое, мягкое и, в общем, как я уже сказал, все равно кино – это эмоция, это взаимосвязь с любым объектом искусства, она, прежде всего, эмоциональная, и те затраты эмоциональные, которые человек получает в кино, они очень сродни тому, что он переживает в жизни, такой немножко НРЗБ элемент в этом есть, но, тем не менее, все равно это либо разминка твоих жизненных эмоций, либо ты получаешь то, чего тебе не достает в жизни эмоционально, либо ты просто, какой-то третий вариант, наверное, есть, сейчас не хочу про это думать. Так вот хоррор это как раз затраты энергии, которой, как на первый взгляд может показаться, мы не нужны еще в жизни, потому что мне очень много от чего еще надо пугаться в жизни, чего бояться надо в жизни, поэтому взрослый человек думает, я себя поберегу, но это принципиально не так, потому что изначально, если ты приходишь в кинотеатр, эмоции, которые ты там тратишь, они разминочного характера, они наоборот высвобождают ту накопленную энергию страха, которая в тебе есть, они как вот, как прокалывают пузырь, вот они прокалывают вот этот пузырь с неправильными накоплениями, которые наоборот тебе помогают…
Е.Афанасьева
―
То есть чтобы ваши страхи не уходили в подсознание…
Д.Файзиев
―
И конечно, конечно…
Е.Афанасьева
―
И не принимали те формы…
Д.Файзиев
―
Чтобы ты не вздрагивал от того, что у тебя вдруг там затрещал кран на кухне ночью или там от хлопка двери, сквозняком закрытой, как раз ты, только таким способом можно это разрядить, когда ты пугался и вздрагивал от несуществующих страхов, у тебя просто их физически внутри тебя становится меньше.
Е.Афанасьева
―
А можно ли перевести все-таки хоррор на русский язык, все-таки у нас так много сейчас заимствованных слов…
Д.Файзиев
―
Страшилка.
Е.Афанасьева
―
То есть страшилка, но эта страшилка, это что-то такое несерьезное…
Д.Файзиев
―
Ну, говорят ужастик еще, говорят ужастик, страшилка…
Е.Афанасьева
―
Ужастик тоже с этим, хоррор это все-таки более…
Д.Файзиев
―
Послушайте, так это название, которое придумали поклонники жанра, именно в этом и передается смысл…
Е.Афанасьева
―
Хоррора?
Д.Файзиев
―
Нет, я имею в виду…
Е.Афанасьева
―
Или ужастик…
Д.Файзиев
―
Страшилка и ужастик, да, перевод на русский язык, именно его такая искусственная природа, она как раз и делает его таким привлекательным для поклонников.
Е.Афанасьева
―
Но в принципе есть 2 типа все равно, один это якобы хоррор в реальной жизни, ну, начинается все как в реальности, а потом начинается все страшнее и страшнее, либо это традиция именно страшных сказок, вы, как я понимаю, начали вот ту, которая ближе к страшным сказкам, или нет?
Д.Файзиев
―
Ну…всегда для того, чтобы завести аудиторию, и она тебе поверила, и она как бы, назовем это таким, интродукцией в истории, всегда правильно и хорошо, и хорошие фильмы этим и отличаются, что они всегда начинаются с того, что все как обычно, но давай представим себе, что в стакане воды, который стоит рядом с тобой, кроется какая-то немыслимая сила, и ты выпиваешь эту воду…
Е.Афанасьева
―
Поэтому Джаник воду не пьет.
Д.Файзиев
―
НРЗБ, не волнуйтесь, сегодня воду мне принесли ваши помощники, и ты отхлебнул, и с тобой начинаются некие изменения, метаморфозы, вот собственно тогда аудитории и зрителю, каждому конкретно зрителю легче ассоциировать себя с тем, что происходит на экране, и с героем, поэтому любое нормальное кино, любая сказка начинается с жили-были, поживали, и это и есть, собственно, их мир, в котором случаются неожиданные перемены, поэтому никто же не пытается ни в одном, неважно, про что вы снимаете кино, «Звездные войны» или «Жила-была одна старуха…», никто не пытается сказать, что это правда, только правда и ничего кроме правды, все на земле так, и никак по-другому, потому что художественное произведение, оно и на то художественное произведение, оно предполагает некий вымысел, как бы не претендовали на объективность отражения действительности, мы все равно субъективны в отражении любой действительности, потому что мы как минимум ее ограничиваем рамками кадра, подбираем правильные звуки, выбираем правильные реплики, мизансцены и прочее.
Е.Афанасьева
―
Если в одной фразе сказать, я как понимаю, у вас сейчас второй уикенд проката, вот чтобы человек встал с дивана и пошел в кино, как бы вы заинтриговали нашего слушателя и вашего потенциального зрителя?
Д.Файзиев
―
Вы знаете, я фантастически плохой продавец, у меня есть эта пожизненная, не знаю, особенность, карма, я сам человек очень увлекающийся, и я очень легко увлекаюсь тем, чем я интересуюсь, но я очень сам не потребляю рекламу, я не вот, я не из тех людей, которые посмотрели рекламу, побежали, купили, или там, а я пошел, купил то, что мне бессознательно накапали по телевизору или там из каких-то там интернет-ресурсов, я, прежде чем что-то купить, я проверяю это, или говорю, а, все беру, чисто на эмоциональном порыве, поэтому я не знаю, что сказать людям, чтобы они поднялись с дивана и пошли, во-первых, с дивана всегда надо подниматься, это первое, что надо сказать, не надо сидеть на диване, потому что это ужасно и приводит ко всяким сердечным заболеваниям, во-вторых, если вы там в принципе человек хоть чем-то интересующийся, сходите и посмотрите, потому что мы сделали прекрасную работу, очень честную и очень настоящую.
Е.Афанасьева
―
Это Джаник Файзиев, режиссер, продюсер, сегодня в гостях в программе «Телехранитель», в первой части мы говорили о его продюсерской, крайней работе «Русалка. Озеро мертвых», которая сейчас идет в кинотеатрах, вы можете посмотреть, во второй части будем говорить и о телевидении, и о кино, оставайтесь с нами, у нас короткий перерыв на выпуск новостей на радио «Эхо Москвы».НОВОСТИ
Е.Афанасьева
―
Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в гостях сегодня Джаник Файзиев, режиссер, продюсер. В первой части мы говорили о фильме «Русалка. Озеро мертвых», это его продюсерский проект, он сейчас в кинотеатрах, вы можете посмотреть, это хоррор, о хорроре мы тоже долго говорили.Немножко вернусь к теме телевидения, которая все-таки в нашей программе в само название заложено, давно ничего не делали для телевидения или как продюсер, сейчас сериалы делаете и на этом, и как продюсер только?
Д.Файзиев
―
Я, смешно прозвучал вопрос, давно ли вы что-нибудь делали для телевидения…
Е.Афанасьева
―
Нет, как продюсер, я знаю, что у вас очень много сериалов, чисто продюсерских, а как режиссер давно ничего не делали?
Д.Файзиев
―
Да вы знаете, я не вижу разницы, я не вижу границы, она уже так стерлась, режиссерская и продюсерская работа, тут чтобы было понятно, я принадлежу к той категории продюсеров, которые каждый этап производства, в общем, максимально стараюсь прощупать, и сегодня я работаю, я возглавляю киностудию «КИТ», которая делает очень много работы, у меня сегодня есть там помощники, соратники, которым я делегирую большое количество полномочий, они делают там многие вещи сами, поэтому я не каждый проект веду буквально строчка за строчкой, кадр за кадром, но по большому счету такая у нас сложилась уже такая традиция, мы стараемся от написания сценария до появления фильма в эфире телеканала мы стараемся каждую практически склейку, каждую практически там складку, и каждый там кадр практически стараемся максимально обсудить, поэтому у меня есть такое определение, часто спрашивают у меня, артист чем отличается от режиссера, чем режиссер отличается от продюсера, я все время объясняю, что это вопрос разности, умения разные задачи в себе аккумулировать, вот актер является хозяином, менеджером, директором своей роли, режиссер является начальником, руководителем большого количества ролей, и в том числе там визуальных решений, а продюсер отвечает за каждую роль, за каждую страничку, за сценариста, за режиссера, за финальный монтаж, за выпуск картины, за финальный рейтинг, и отчитывается за деньги перед каналом, или там перед своими владельцами, поэтому тут просто вопрос многозадачности и функциональности.
Е.Афанасьева
―
Например, если сейчас вспомнить, что уже без малого, наверное, 20 лет назад вы делали как режиссер один из первых таких, как называется, качественных сериалов, «Остановка по требованию», да, и как продюсер, сопродюсер, тогда еще работая в дирекции, она называлась дирекция…
Д.Файзиев
―
Кино…
Е.Афанасьева
―
Кино, которая потом отделилась…
Д.Файзиев
―
Дирекция кино…
Е.Афанасьева
―
Да, кинопроизводства и кинопоказа на «Первом канале», тоже тогда НРЗБ, один из первых, первая экранизация Акунина, и «Гибель империи», публика, аудитория, которая смотрела те проекты ваши и продюсерские, и режиссерские, и телевизионная аудитория сейчас, в чем она похожа и в чем она разная?
Д.Файзиев
―
Вы знаете, здесь есть 2 ответа, ответ первый, ничего не изменилось со времен нашего товарища Гомера, аудитория и слушатели, они всегда аудитория и слушатели, и им всегда или они хотят эту историю дослушать до конца, и поэтому там много вечеров слушают, как будет петь этот слепой поэт или неважно, талантливый певец, или артист, либо они эту историю не смотрят, и не слушают. А с другой стороны, есть другой ответ, который сильно связан с тем, что сегодня у нас появилось много каналов, сегодня появилось много радиостанций, сегодня появился интернет, и сегодня у аудитории, особенно у какой-то ее части, которая так чуть больше интегрирована во все эти цифровые технологии, у них чуть больше появился выбор, это буду смотреть, это не буду смотреть, с этой точки зрения…
Е.Афанасьева
―
Ну, да, если раньше можно было только включить один, второй, там третий канал, там пятый и посмотреть то, что показывают, сейчас доступ ко всему мировому производству сериальному тебе открыт, и кинопроизводство, хоть легально, хоть, к сожалению, нелегально.
Д.Файзиев
―
Да, и потом сегодня, к сожалению, система телеизмерения осталась прежняя, еще там пятилетней, десятилетней давности, все, естественно, понимают и стараются как-то смотреть, что происходит в интернете, но в принципе по большому счету мы понимаем, что там люди, которые смотрят телевизор, как телевизор, это либо аудитория постарше, у которых нет привычки шариться по вечерам в интернете, либо те, у кого нет доступа в интернет, таких людей становится все меньше и меньше, а взрослых людей, какое-то количество все-таки уходит в интернет, и все-таки пытаются жить в интернете, и в этом смысле там многие сериалы, которые мы делаем, имеют колоссальные скачивания в интернете, чем…
Е.Афанасьева
―
Например, какие?
Д.Файзиев
―
Ну, например, «Бадабер» имел какое-то невероятное количество скачиваний, я прочитал в «Коммерсанте», что наш…
Е.Афанасьева
―
«Бадабер» - это реальная история, если кто-то не видел, то есть это экранизация, реальная история…
Д.Файзиев
―
Да, сериал называется «Крепость Бадабер», извините, я так в в рабочем названии…
Е.Афанасьева
―
Да, да, да.
Д.Файзиев
―
«Бадабер» и «Бадабер», да, «Крепость Бадабер», это была четырехсерийная работа для «Первого канала», которая с очень высоким рейтингом прошла показ, телевизионный показ прошел с невероятно высоким рейтингом, и у него было колоссальное количество скачиваний, и более того, я там даже часто там у меня кто-то спрашивает, ну, чего у вас там из последнего вышло, я говорю, ну, вот «Бадабер» вышел, да ладно, ой, круто, видел, да, то есть, понимая, что меня люди разные окружают, я иногда проверяю каким образом, правильно ли мы построили промо-компанию, спрашиваю просто от каких-нибудь там электриков, сантехников там до садовников типо, ну, чего, ну, как, прошло, не прошло, вот. У нас был, я читал в «Коммерсанте», у нас какой-то, совершенно астрономическая цифра была по скачиванию проекта под названием «Охота на дьявола», который был на «НТВ», он формально вышел с не очень высокими рейтингами, в момент как бы премьеры, по разным причинам там не всегда зависящим ни от нас, ни от телеканала, а вот в интернете у него получилось совершенно фантастическая судьба, там какие-то миллионные, многомиллионные какие-то скачивания…
Е.Афанасьева
―
Ну, интернет не возвращает продюсерам деньги в том объеме, чтобы можно было равнозначно…
Д.Файзиев
―
Ну, есть же еще, как говорит мой товарищ, честолюбие наш любимый грех…
Е.Афанасьева
―
Честолюбие это прекрасно, если бы оно еще подкреплялось деньгами, и можно было это инвестировать в новые проекты все интернет-смотрение, когда-нибудь, я надеюсь, мы к этому придем.
Д.Файзиев
―
Я тоже надеюсь на это, и поэтому, собственно, поэтому мы пытаемся мерить интернет и пытаемся следить за тем, как судьба идет, потому что рано или поздно нам придется научиться и на этой поляне тоже работать.
Е.Афанасьева
―
Мы в первой части говорили именно про жанровую чистоту, про чистоту жанра, когда люди идут в кино, в телевидение тоже люди хотят чистоту жанра, то есть вот они должны понимать, буду ли я смотреть комедию, буду ли я смотреть детектив, или в сериальном производстве это не так?
Д.Файзиев
―
Здесь очень сложные дефиниции, сложные очень определения того, что является чистым жанром, а что нет, в принципе существует теоретическое заявление о том, что чистых жанров не осталось, и чистый жанр сегодняшнему насмотренному зрителю, в общем, смотреть скучно, что такое просто детектив, давайте детектив с мелодрамой соединим, или давайте детектив соединим с мистикой, да, или начинаются всякие такие комбинации, фэнтези, шментази, и прочее. И в этом смысле, конечно, да, зрителю вкуснее, как любому человеку, когда он насыщается уже, и у него есть уже выбор, то он хочет чего-то с перчинкой или там без перчинки, и вот это с этим скомбинировать, и прочее, безусловно, но я думаю, вернее, я понимаю, что в любом случае чистый жанр это все равно останется за чистым жанром, «Убийство в Восточном экспрессе».
Е.Афанасьева
―
Классика.
Д.Файзиев
―
Ну, вот кто мог подумать, что, кому пришла в голову идея экранизировать…
Е.Афанасьева
―
Сейчас.
Д.Файзиев
―
Уже тысячу раз смотренная, читанная, до дыр затертая, уже чего мы только, ну, какой…
Е.Афанасьева
―
Уже все знают, кто убийца.
Д.Файзиев
―
Кто убийца…
Е.Афанасьева
―
Да.
Д.Файзиев
―
И почему убили, да. Фильм был рекордсменом по сборам…
Е.Афанасьева
―
Хотя мы, наверное, льстим аудитории, когда мы говорим, что все знают, кто убийца, потому что, ну, даже при кинорелизе «Анны Карениной», вот эти рассказы про то, как взвизгивают девушки на соседнем ряду и кричат: «Я так и знала, что все плохо кончится», это было, в общем, даже, когда фильм с Кирой Найтли, это, собственно, за моей спиной девушка, и это, к сожалению, есть.
Д.Файзиев
―
Нет, ну, мы же говорим про закон больших чисел…
Е.Афанасьева
―
Да.
Д.Файзиев
―
Все равно понятно, что там многие дети, закончив 10 классов, так и не удосужились открыть даже хрестоматию, да, и пропустили все уроки, и вот как раз чем кончилась «Анна Каренина» и не знают…
Е.Афанасьева
―
Точно не знают.
Д.Файзиев
―
И тут тоже, конечно, безусловно, можно допустить, но мы говорим про закон больших чисел, ну, просто технически, даже человек, как говорил мой отец, когда я ехал во ВГИК, он говорил, знаешь, ну, если ты балбес совсем и типо не сможешь учиться, хотя бы ходи афиши читай, даже читая афиши вот в Москве, ты все равно сможешь получить достаточное представление об образовании, да, уже просто на слуху это словосочетание «Убийство в Восточном экспрессе», поэтому, ну, какое блестящее получилось кино…
Е.Афанасьева
―
Да.
Д.Файзиев
―
А ведь это чистый, чистый, пречистый жанр, ничего там нет, и этот Пуаро со своими усиками, и с тем, как вот он, не нравилось ему, что завтрак, яйца были одного размера, да, на завтрак, ну, вот это же невозможно оторваться по красоте, по актерскому исполнению, как это все блестяще было сделано.
Е.Афанасьева
―
А в производстве вашей компании какие сейчас жанры активно развиваются?
Д.Файзиев
―
Ну, дело в том, что сегодня телевизионные каналы пытаются сегментироваться, если можно так сказать, и поэтому они пытаются, пытается каждый нащупать какую-то свою дорожку, а мы в этом смысле, конечно, не вольны…
Е.Афанасьева
―
Как-то очень интересно, что вы делаете, условно говоря, какую дорожку для «Первого», какую для «НТВ»…
Д.Файзиев
―
«Первый канал» в этом смысле самый разнообразный, наверное, по жанрам, он с удовольствием берет и то, и другое, и третье, но там условно назовем это некой такой государственной масштабной федеральной поступью, да, вот им важно, чтобы проекты были какие-то звучные, такие серьезные, большие там, глобальные и так далее. «Россия» в этом смысле…
Е.Афанасьева
―
Канал «Россия 1»…
Д.Файзиев
―
Телеканал, да, «РТР», или «Россия 1», он называется, да, «Россия 1», они в этом смысле совершенно гениально эксплуатируют вот точно пойманную ими такую мелодраматическую интонацию, и они в ней виртуозны, прям я снимаю шляпу, как им удается на этом, как знаете, говорят, пилоты вертолетов, пилоты вертолетов говорят, что движение вот этого джойстика, оно происходит в диаметре пятирублевой монеты, ну, то есть вот вправо, влево…
Е.Афанасьева
―
То есть они своим джойстиком управляют…
Д.Файзиев
―
Да.
Е.Афанасьева
―
В этих рамках виртуозно.
Д.Файзиев
―
Да, на вот этом пространстве мелодраматического…
Е.Афанасьева
―
Женщина в беде.
Д.Файзиев
―
Да, люблю, не люблю, буду, не буду, и так далее, они совершенно виртуозно управляются и делают это как-то совершенно фантастически. Телеканал «НТВ» все больше и больше предпочитает жесткие детективные мужские истории, а вот сейчас образовался канал «ТВ-3», в который пришли молодые ребята, они вот делают такое более жесткое брутальное мистическое, там, и так далее. Ну, и мы как бы стараемся…
Е.Афанасьева
―
Что у вас ждать у кинокомпании «КИТ» для названных каналов? Что вы делаете, о чем можно уже говорить? О каких-то, может, ближайших премьерах или законченных работах…
Д.Файзиев
―
Вы знаете, мы, самое у нас как бы палитражанрово разнообразное, я могу сказать, что мы сделали очень яркий проект совместно с турецкой стороной под названием «Султан моего сердца», вот я надеюсь, премьера его будет ближайшей осенью, невероятно красивые мужчины, красивые девушки…
Е.Афанасьева
―
Вызов «Великолепному веку»?
Д.Файзиев
―
Нет, не сказал, что это вызов, но это как бы, да, в фарватере «Великолепного века»…
Е.Афанасьева
―
Это для какого канала?
Д.Файзиев
―
Это для «Первого канал» мы делали, да, это большой, огромный, яркий такой, звучный, сочный проект.
Е.Афанасьева
―
То есть те, кто любят такой «Великолепный век», это вот ваша аудитория?
Д.Файзиев
―
Да, мы просто его уже анонсировали, поэтому я так смело об этом говорю, а так в принципе я думаю, что это не…
Е.Афанасьева
―
Все остальное в работе.
Д.Файзиев
―
Да, не моя епархия рассказывать, это задача каналов, рекламировать…
Е.Афанасьева
―
Я напоминаю, Джаник Файзиев сегодня в гостях в «Телехранителе», говорим и о кино, и о телевидении. Вы упомянули ВГИК, как вас папа отправлял на учебу, вы сейчас во ВГИК мастер, преподаете?
Д.Файзиев
―
Нет, я уже…
Е.Афанасьева
―
Уже все…
Д.Файзиев
―
Преподал.
Е.Афанасьева
―
Преподал?
Д.Файзиев
―
Да.
Е.Афанасьева
―
То есть, какой вот, это была ваша первая и пока крайняя мастерская?
Д.Файзиев
―
Да, да.
Е.Афанасьева
―
Расскажите именно про это ощущение, значит, год назад закончили ваши студенты…
Д.Файзиев
―
Да, в прошлом году.
Е.Афанасьева
―
Что вы для себя открыли и в этих молодых ребятах, какие они, чем отличаются от вас, вы от них?
Д.Файзиев
―
Да, я думаю, что ничем они не отличаются от нас, и мы от них, я имею в виду только ту часть, в которой молодой человек пришел в институт, о котором мечтал, и боялся даже самому себе признаться, что он когда-нибудь это себе позволит сделать, и как все молодые люди, которые хотят получить конкретно эту профессию, они, естественно, там…
Е.Афанасьева
―
У вас была мастерская режиссуры?
Д.Файзиев
―
Да, мастерская режиссуры, кино и телевидения. Они, конечно, сумасшедшие в хорошем смысле этого слова, или там, не знаю, уже как дальше, может, будет уже в нехорошем смысле, одержимые, также не спали по ночам, также с утра до вечера работали, также приходили с синяками вокруг глаз, и я понимал, что они всю ночь чего-то делали и писали, читали, монтировали, и также делали там за какие-то копейки, уговаривая друзей, в этом смысле мы, безусловно, похожи. В более сложном смысле мы не можем быть похожи, с точки зрения как бы такой, ну, времени, конечно, мы не можем быть похожи, мы выросли в разные времена, у нас разные ценности, мы по-другому смотрим на мир, ну, там условно говоря, я был потрясен, когда я понял, что я помню очень хорошо себя студентом, очень хорошо помню, и мне достаточно было сказать, а кто хочет пойти со мной снимать кино, и за мной бежала толпа, и последний вопрос, я даже не помню, когда он возникал последний раз в мои студенческие годы, когда меня кто-то спрашивал, когда кто-то спрашивал, а сколько ты нам за это заплатишь.
Е.Афанасьева
―
Ну, тогда кино вообще была вещь для избранных, а сейчас развитие техники, и то, что чуть ли не на мобильный телефон можно, и каждый, «YouTube» блогер себя считает уже мастером в кино, наверное, это повлияло или другое?
Д.Файзиев
―
Не знаю, не думаю…
Е.Афанасьева
―
Нет?
Д.Файзиев
―
Не знаю, не могу сказать, меня это, конечно, страшно огорчило, удивило, и я даже, я с трудом мог поверить, я говорю, как, почему же он не идет к вам, ну, вот ему нужны деньги, он должен зарабатывать, я говорю, послушайте, ну, он же студент, ему же надо тоже учиться, ну, как он может просить деньги у своего коллеги…
Е.Афанасьева
―
Это имеется в виду, ваши студенты снимали и искали своих соратников, а те спрашивали, сколько заплатят, да?
Д.Файзиев
―
Мне хотели интуиции, наверное, я же не знал, что это так будет, я пытался, я на первом курсе я пытался собирать всех в соседние мастерские, художников, операторов, и я там даже устраивал, я говорил, зовите всех, пусть все приходят на наши лекции желающие…
Е.Афанасьева
―
Чтобы им легче было работать…
Д.Файзиев
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Создавать команды.
Д.Файзиев
―
Да, и таким образом мне удалось вокруг своих ребят сгруппировать какое-то количество студентов, по крайней мере, они знали друг друга в лицо, они начинали там как-то плотнее общаться, мне кажется, что мне даже удалось их объединить с таким, ну, как минимум, со своим потоком почти со всем, и со сценаристами, и так далее. Я им говорил, ходите в другие школы, водите людей из других институтов, из смежных институтов.
Е.Афанасьева
―
Что при традиционном образовании у нас не очень принято делать.
Д.Файзиев
―
Ну, по большому счету они не успевают, потому что они все заняты очень.
Е.Афанасьева
―
Ну, я просто знаю, потому что у меня дочка училась на год младше, и насколько завидовали мастерской вашей, что Файзиев их везде продвигает, их работы всем показывает, просто реально завидовали.
Д.Файзиев
―
Ну, наверное, я просто, я же не делал, вы меня спросили, как там мне жилось, а я вам скажу, я ничего такого, я не знаю, как преподавать, я вообще не понимаю, как преподавать, на эту тему нет никаких жестких установок.
Е.Афанасьева
―
Тем более в режиссуре, это же не высшая математика, это совсем другой, другой подход.
Д.Файзиев
―
Да, и поэтому я просто для себя решил, что я буду делать так, я с ними делаю кино на пределе своих возможностей, я работал настоящим продюсером…
Е.Афанасьева
―
Студенческих работ.
Д.Файзиев
―
Да, усложнена эта, нет, давайте так, назовем это, настоящий продюсер, у которого в команде одни непрофессионалы.
Е.Афанасьева
―
К пятому курсу стало меньше непрофессионалов?
Д.Файзиев
―
Нет, к третьему, наверное.
Е.Афанасьева
―
К третьему уже.
Д.Файзиев
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Сколько дошло конца? Вот сколько вы набрали в мастерскую и сколько выдержало?
Д.Файзиев
―
Набрали мы человек 15, и по разным причинам закончило институт, по-моему, 10.
Е.Афанасьева
―
Кто-то из них сейчас есть в вашей команде, в вашей компании, либо пути разошлись?
Д.Файзиев
―
Вы знаете, мы отработали, как только мы закончили институт, я забрал их к себе на «Вратаря»…
Е.Афанасьева
―
Это фильм?
Д.Файзиев
―
На фильм «Вратарь Галактики», да, не всех, там кто-то ушел снимать кино, у кого-то был диплом, он должен был заканчивать, там, в итоге 6, по-моему, человек из всех моих студентов, они со мной отработали, ну, почти год, да, они отработали, причем…
Е.Афанасьева
―
Уже как продюсер вы были довольны профессионализмом тех, кого учили, как педагог?
Д.Файзиев
―
Без ложной скромности я могу сказать, что если вдруг завтра случится, сегодня случится необходимость срочно там набрать людей, и запуститься, и снимать кино, я совершенно спокойно могу гарантировать, что каждый из моих ребят, ну, практически каждый, если там, в силу каких-то психологических обстоятельств, личных там, все позволит, то каждый из них в состоянии справиться с работой, ну, практически любого уровня сложности.
Е.Афанасьева
―
Ну, это, в общем, высочайшая оценка…
Д.Файзиев
―
Правда, без…
Е.Афанасьева
―
Тех 5 лет, что вы провели…
Д.Файзиев
―
В итоге, когда мы начали так работать и практиковать, я для себя понял, что если я там читаю какую-то лекцию, то эта лекция – не некое абстрактное представление там о том, что такое хорошо, что такое плохо, я просто говорю, вот сегодня у меня была встреча, я же не переставал работать, сегодня у меня была встреча, ко мне пришел режиссер, и я понял, что он не знает, не умеет делать вот это, давайте будем делать вот это.
Е.Афанасьева
―
То есть конкретно, то, что теперь модным словом кейсы называется, да…
Д.Файзиев
―
Ну, практически.
Е.Афанасьева
―
Понятно. Как вообще у молодых, выходящих сейчас из этой индустрии, складывается, вам кажется, судьба, они находят свое применение, либо они все чаще уходят в какие-то смежные отрасли, вот молодые ребята, вы видите молодых режиссеров, молодых продюсеров сейчас вокруг себя, вот если даже не брать вот те 10 человек, которые выпустились из вашей личной мастерской…
Д.Файзиев
―
Ровно перед встречей с вами встречался с молодым продюсером, молодым режиссером.
Е.Афанасьева
―
Прекрасно.
Д.Файзиев
―
Да, которые мечтают сделать свое первое кино, и свое первое большое кино, и первый большой сериал. Да, регулярно я с ними встречаюсь, и…
Е.Афанасьева
―
И насколько у них, мы так без имен, насколько у них есть вся база для того, чтобы продюсер Джаник Файзиев им доверил это делать?
Д.Файзиев
―
Поскольку я часто встречаюсь с людьми, человек, которому очень хочется, достать мой телефон вообще не проблема, потому что его в индустрии знают, наверное, все, я со всеми практически работал. Поэтому я часто получаю звонки, письма, просьбы посмотрите меня, почитайте мне или там вот я в коридор выхожу, меня узнают, мне суют сценарий, а можно я вам позвоню, ну, что-нибудь такое, да, там я всегда по-разному реагирую, потому что очень зависит от того, как человек зашел, но я всегда отношусь к этому позитивно, потому что я понимаю, что…
Е.Афанасьева
―
А как надо зайти, чтобы Файзиев все-таки прочитал…
Д.Файзиев
―
Да никак, просто надо прийти и дать в руки мне сценарий, и все.
Е.Афанасьева
―
Идеальный продюсер.
Д.Файзиев
―
Нет, но я не один такой, Сережа Сельянов такой же, вот я знаю это точно, мне кажется любой, Леня Верещагин, да все такие люди, потому что мы все мечтаем найти наконец человека, который напишет сценарий нашей мечты, да, то, что мы сами там не можем…
Е.Афанасьева
―
Больше мечтаем о сценарии, меньше о режиссере.
Д.Файзиев
―
Это следующий этап, потому что сначала сценарий, а потом уже режиссер, когда режиссер приходит со сценарием, это вообще, знаете…
Е.Афанасьева
―
Счастье.
Д.Файзиев
―
Да, счастье безмерное, да, вот. Но я должен при этом сказать вам, что мы, киноиндустрия это единственная профессия, которая в советское время была официально безработицей…
Е.Афанасьева
―
Да.
Д.Файзиев
―
Поэтому мы…
Е.Афанасьева
―
И то есть, то, что сейчас ее стало только больше…
Д.Файзиев
―
Или больше, или меньше, мы не знаем…
Е.Афанасьева
―
Но единственное, они могут теперь найти боковые способы зарабатывать, реклама, ролики, да хоть свадьбы снимай, условно говоря.
Д.Файзиев
―
Зарабатывать есть на чем, в советское время было не на чем, ну, правда, в советское время с голоду умереть было нельзя, потому что друзья, соседи помогли бы, да, но и сегодня, мне кажется тоже, с голоду умереть может только совершеннейший идиот, потому что способов заработать деньги бесконечное количество.
Е.Афанасьева
―
А они лучше подготовлены, исходя из того, что у них есть вот эти все возможности, хоть бери телефон и иди, снимай, лишь бы были идеи, или все-таки они такие же, как приходили вы, когда для того, чтобы фильм снимать первый, нужно было, ну, невозможно было снять, не имея вот за собой ВГИК, учебные работы я имею в виду?
Д.Файзиев
―
По-разному, но большинство, к сожалению, я очень часто молодым говорю, что зачем вам деньги, зачем вам я, ну, нам надо же доказать вам, как вам доказать, что мы умеем, я все время протягиваю телефон и говорю, вон идите в ту комнату…
Е.Афанасьева
―
И снимите.
Д.Файзиев
―
И снимите, мне же не надо, чтобы вы меня поразили мощностью компьютерной графики…
Е.Афанасьева
―
Дорого-богато мы вам сделаем.
Д.Файзиев
―
Да, просто возьмите и сделайте.
Е.Афанасьева
―
Понятно. Мы, быстро подходит к концу наш эфир, всегда с Джаником так интересно разговаривать, Венедиктову сказала, что будет Джаник, он, зови его, говорит, много раз, так что мы сразу зовем вас много раз…
Д.Файзиев
―
Договорились.
Е.Афанасьева
―
И с премьерами, и отдельно просто так, Джаник Файзиев, у него фильм, как у продюсера, сейчас в прокате, можете посмотреть, «Русалка. Озеро мертвых», хоррор, пойдите, побойтесь коллективно…
Д.Файзиев
―
Да, получите удовольствие.
Е.Афанасьева
―
Да, и в ближайшее время и сериал, и все. А как режиссер, когда, когда, что за работа такая?
Д.Файзиев
―
А вот мы заканчиваем, ну, как, трудно сейчас сказать, заканчиваем, потому что у нас фантастической сложности в буквально смысле этого слова кино, под названием «Вратарь Галактики», сейчас…
Е.Афанасьева
―
Это про?
Д.Файзиев
―
Это про, кино про недалекое будущее, битва с инопланетянами…
Е.Афанасьева
―
То есть все…
Д.Файзиев
―
Наши пацаны спасают мир наконец-таки, да!
Е.Афанасьева
―
О, ну, все! Джаник Файзиев, будем ждать «Вратаря Галактики», Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья, всего доброго!
Д.Файзиев
―
Спасибо, друзья, и до встречи!