Новый проект на телеканале ТВ-3 "Искусство кино" - Антон Долин - Телехранитель - 2018-05-13
Е.Афанасьева
―
Добрый вечер! В эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня, казалось бы, необычный гость для программы о телевидении, Антон Долин, который обычно выходит в программах о кино и сам их ведет. Здравствуйте, Антон!
А.Долин
―
Здрасте!
Е.Афанасьева
―
Ну, бывших эховцев не бывает, мне сказали, Антон сразу пошел в студию, даже не зашел в комнату для гостей, зачем?
А.Долин
―
Ну, потому что я здесь себя гостем не вполне ощущаю, отсюда родом.
Е.Афанасьева
―
И не надо. А говорить с Антоном мы будем о новой его программе, она стала выходить на канале "ТВ-3", кто еще не видел, по пятницам вечером, во сколько точно, напомните.
А.Долин
―
Ну, ближе к полуночи.
Е.Афанасьева
―
Ближе к полуночи, ну, ночное, как всегда, интеллектуальное зрелище. Называется она ровно также, как и журнал, который теперь Антон возглавляет, «Искусство кино». Здравствуйте еще раз, Антон!
А.Долин
―
Да, привет, привет!
Е.Афанасьева
―
Еще раз, зачем вам телевидение?
А.Долин
―
О, это вопрос…
Е.Афанасьева
―
Вопрос.
А.Долин
―
С огромным количеством подводных течений в возможном ответе. Мне телевидение вообще не нужно, лично мне, я его терпеть не могу, для меня телевидение – это воплощение всего того зла, что может принести современная массмедиа в мир, вот все плохое, что может принести, концентрируется в телевидении.
Е.Афанасьева
―
Вы имеете в виду эфирное телевидение?
А.Долин
―
Нет, я имею в виду любое телевидение, телевидение как таковое.
Е.Афанасьева
―
Спутниковое, кабельное, интернет телевидение.
А.Долин
―
Ненавижу, ненавижу. Для меня телевидение – это худшее, что можно только придумать, потому что телевидение – это самое трагическое совпадение, с одной стороны, колоссальных затрат, человеческих, затрат времени, затрат сил, энергии, денег, а с другой стороны, максимально поверхностного результата, которого можно добиться. Радио глубже и умнее, чем телевидение, печатная пресса, интернет, все это глубже, интереснее, чем телевидение. Телевидение – самое скучное из всего существующего, самое поверхностное и самое затратное…
Е.Афанасьева
―
Сказал Антон Долин в передаче о телевидении, прекрасно!
А.Долин
―
Ну, вы меня спросили, я честно отвечаю.
Е.Афанасьева
―
Это правильно. Поэтому вы участвуете как минимум в двух проектах, если я все ваши телевизионные проекты знаю?
А.Долин
―
Ну, во-первых, это не мои проекты…
Е.Афанасьева
―
Нет, я имею в виду, где вы участвуете.
А.Долин
―
Да, я участвую в этом всем, потому что ничего не сделать с тем, что кроме поверхностности и затратности у телевидения есть третье качество, массовость, телевидение очень массовое, и мне кажется, что сегодня кардинальное значение имеет то, какие рупоры мы используем для того чтобы обращаться к аудитории. Мы журналисты, мы работники культуры, работники, обслуживающие культуру, создающие культуру, мы понимаем, что, ну, вот сейчас драматическая история с Кириллом Серебренниковым и «Гоголь-центром» показывает, в частности, или история со сменой неизбежной худрука в МХТ, театр, тем, кто ходит в театр, кто рядом живет, живет в городе, где есть театры, для них это может быть центр вселенной, особенно для тех, кто там работает, для заядлых театралов, но мы не то что отъезжаем из Москвы в Рязань, я уж не говорю про Сыктывкар или Новосибирск, но мы просто отходим…
Е.Афанасьева
―
В этих городах тоже есть свои театры, конечно, это не «Гоголь-центр», но…
А.Долин
―
Конечно, но я хочу сказать именно об этом…
Е.Афанасьева
―
В Новосибирске, по крайней мере, большая театральная драма была…
А.Долин
―
Везде есть свои жизни, я не об этом, о том, что отходишь даже от Садового кольца на шаг и нет уже никакого «Гоголь-центра», никакого МХТ и ты не знаешь, где они находятся…
Е.Афанасьева
―
Да можно отъехать здесь в какой-нибудь даже не самый окраинный район Москвы и уже тоже не будет «Гоголь-центра»…
А.Долин
―
Об этом я и говорю, и говорю, за пределы Садового кольца, три шага и все, человеку из Бирюлево скажи: «А ты во МХАТ никогда не был?», «Ну, какой МХАТ, слушай, ну, на метро 40 минут ехать», поэтому проблема, зачем я об этом говорю , вроде бы театр – это и глубоко, и древнее, это восходит к древним грекам, это прекрасно, прекрасная экспериментальная площадка, и вот они ставят какой-нибудь спектакль, на который всегда аншлаги, и играют звезды, и думают: «Ну, теперь это не эксперимент, теперь это для народа», а народу то это, раз, два и обчелся. И так во всех областях культуры практически, кроме голливудских блокбастеров, они имеют. Но телевизор смотрят еще больше людей, чем люди, которые смотрят голливудские блокбастеры, поэтому я считаю, что наших, журналистов культурных, главная задача – это наводить мосты, это выстраивать какие-то связующие нити, цепи между произведением культуры, которое всегда для узкого потребителя, и потребителям, которых очень много, и лучшего канала, чем телевидения для наведения этих мостов, не придумать, и все минусы телевидения, которые с рождения телевидению свойственны, перед этим главным достоинством отступают.
Е.Афанасьева
―
Это Антон Долин, который теперь уже в двух ипостасях на телевидении: как ведущий новой программы «Искусство кино» на канале «ТВ-3» и по-прежнему рубрики «Идем в кино, Оксана» постоянной в «Вечернем Урганте», вот с такой, я бы сказала, страстной репликой по поводу того, телевидение ненавижу, но использовать обязан, так?
А.Долин
―
Обязан, никто ничего не обязан, но я понимаю, зачем…
Е.Афанасьева
―
Вынужден, буду.
А.Долин
―
Да, я понимаю зачем я это делаю…
Е.Афанасьева
―
Хорошо.
А.Долин
―
Но мой приход на «Вечерний Ургант» вообще это отдельная была длинная целая эпопея…
Е.Афанасьева
―
Так, давайте, давайте.
А.Долин
―
Ой, ну, это мы можем часы на это…
Е.Афанасьева
―
Ну, часы не надо, сократим до подписи к фотографии, как говорили в газете.
А.Долин
―
Подписи к фотографии в том, что вот я туда уже 6 лет хожу.
Е.Афанасьева
―
И сами не ожидали.
А.Долин
―
Когда я туда пришел впервые, это был кастинг, меня на него позвали, сам по своей воли я никогда бы не пошел…
Е.Афанасьева
―
Вас кастинговали.
А.Долин
―
Да.
Е.Афанасьева
―
И много было претендентов?
А.Долин
―
Я не знаю, мне не положено знать, это было за полгода до запуска первого выпуска.
Е.Афанасьева
―
Ага.
А.Долин
―
Я пришел и сказал, что я ненавижу телевидение…
Е.Афанасьева
―
Все тоже самое, что вы нам сейчас сказали.
А.Долин
―
«Первый канал», да, никакой цензуры не было, потому что я терпеть не могу это все…
Е.Афанасьева
―
И Ваня Ургант глубоко не симпатичен.
А.Долин
―
Ваня Ургант мне не знаком абсолютно к этому моменту, что у многих людей есть цель, говорю, попасть в телевизор, это не моя цель, я не люблю смотреть на себя на экране, мне это дискомфортно…
Е.Афанасьева
―
Нас, кстати, на «Youtube» сейчас тоже смотрят.
А.Долин
―
Ну, что делать, я не буду смотреть значит никогда. Я не хочу этого видеть, я не хочу себя слышать, я ненавижу заранее подготовленные экспромты и шутки, я не буду шутить на аудиторию, и вы не дождетесь от меня, чтобы я одевался специально на вашу программу, вот я хожу в кедах, футболке и джинсах, я также буду приходить к вам в эфир, и только на этих условиях готов о чем-то таком подумать. И я им это выложил, честно говоря, даже не то, что задней, а вполне передней мыслью, что я это скажу, они скажут: «Ну, до свидания!», и мы быстро с этой мучительной процедурой справимся. Я такой человек, которого, к сожалению, легко взять на слабо, поэтому я, конечно, пошел на этот кастинг, может быть, я в другой ситуации и не пошел бы. Но они очень обрадовались, зааплодировали, сказали: «Вот такое нам и нужно!». Дальше каждый свой эфир за эти 6 лет я иду…
Е.Афанасьева
―
И говорите: «Ну, сегодня последний раз».
А.Долин
―
Да, внутренне готовый к тому, что больше не приду и вздохну с облегчением, но так вышло, что там очень хорошая команда, что я очень сдружился с Ваней Ургантом, не то, чтобы какие-то близкие друзья, но у нас действительно близкие взгляды очень на многие вещи, в том числе на кино. И получилось, что я, будучи абсолютно ни в какой степени НРЗБ ни телевидения, ни этой программы, ни «Первого канала», боже упаси, я там прижился и существую.
Е.Афанасьева
―
И так 2 ипостаси по сути, вот есть «Вечерний Ургант», где вы рассказываете по сути о премьерах недели…
А.Долин
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Анонсируя, неслучайно выходит в четверг, когда начинаются новые релизы в кинотеатрах, и это такая афиша, правильно я понимаю?
А.Долин
―
Да.
Е.Афанасьева
―
И вынуждены вы рассказывать не о том, что нравится вам, Антону Долину, как личности, или вам, Антону Долину, как, я не знаю, называете ли вы себя кинокритиком, киноаналитиком, ну, в общем, как профессионалу, а то, что должны смотреть зрители?
А.Долин
―
А в чем разница между одним и другим?
Е.Афанасьева
―
Ну, вы, я так подозреваю, что фильмы, на которое бы вы позвали своих друзей, здесь вы все равно говорите, если это большие события…
А.Долин
―
Говорю, значит я зову всех, если я на фильм не позвал бы своих друзей, то я и зрителей не буду звать.
Е.Афанасьева
―
То есть, вы говорите: «Фильм выходит, но я вас не зову»?
А.Долин
―
Я говорю: «Фильм выходит, но он довольно средний, но если вы очень любите Данилу Козловского и прям жить без него не можете…»
Е.Афанасьева
―
Подсознание сразу…
А.Долин
―
Почему подсознание, совершенно сознательно, это один из последних фильмов, логично вспомнить его. Понимаете, в чем дело, я критик, у меня чуть больше ответственность, чем у человека, у которого спрашивают друзья: «На что сходить вечером?», друзьям, можно подшутить над ними зло, а тут люди незнакомые, есть ответственность.
Е.Афанасьева
―
Ну, да, еще потом встретят около Останкино…
А.Долин
―
Ну, такого со мной не было, никогда в своей жизни я не лукавил и не врал, я всегда говорю, что думаю, и это было еще одно условие, я сказал: «Если вы зовете меня на ″Первый канал″, чтобы я там пропагандировал фильмы ″Первого канала″, этого не будет. Я буду хвалить…»
Е.Афанасьева
―
А поговорить с Ваней о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»?
А.Долин
―
Ну, этот фильм вышел до того, как…
Е.Афанасьева
―
Как вы пришли, на ваше счастье, на счастье Вани, я бы сказала.
А.Долин
―
Да не, ну, какое счастье, «Высоцкий. Спасибо, что живой» - фильм любопытный…
Е.Афанасьева
―
Хорошо, мы не будем уходить сейчас…
А.Долин
―
Ну, да.
Е.Афанасьева
―
К фильмам старым, а поговорим о…
А.Долин
―
Поэтому…
Е.Афанасьева
―
Нынешнем.
А.Долин
―
Я советую то, что я советую, если бы я этого не посоветовал, я не стал бы это делать.
Е.Афанасьева
―
Антон Долин, 6 лет уже ведет рубрику «Идем в кино, Оксана», и вот новая реинкарнация все-таки в телевидении, я о чем, не в обиду будет вам сказано, думаю, что вы это, может, знаете, может, не знаете, но телевидение живет на рейтингах поминутках, часто смотрят не просто сколько программа собрала, а сколько там каждые несколько минут программы, я знаю, что у рубрики «Пойдем в кино, Оксана» не самые высокие показатели, ну, в сравнении с какими-то другими рубрика, то есть даже вот аудитория, а вечером приходит, в общем-то, та аудитория, которая в кино ходит, это не бабушки-пенсионерки, да, которые днем смотрят, то есть все равно рубрика о кино не самая, называется, массовая и зрелищная…
А.Долин
―
Ну, конечно.
Е.Афанасьева
―
И вдруг вы, и там вы говорите о фильмах таких, я бы сказала, все-таки, которые сейчас на слуху, в кинотеатрах и все, и вот вы затеваете вместе с Валерием Федоровичем, Евгением Никишовым, Анной Гудковой, каналом «ТВ-3» совершенно программу другого типа, она только недавно вышла, и одноименна вместе с вашим журналом, на какую аудиторию эта программа рассчитана, «Искусство кино»?
А.Долин
―
Во-первых, вопрос надо обращать, конечно, не ко мне, как к не любителю телевидения и неспециалисту по телевидению, а к телеканалу, к «ТВ-3», к Федоровичу, зачем им это нужно, а не мне. Зачем это нужно мне, вопрос с очень простым ответом, совершенно элементарным…
Е.Афанасьева
―
Чтобы было больше подписчиков у журнала?
А.Долин
―
Ну, подписчиков, может, и не очень нужно так уж много подписчиков…
Е.Афанасьева
―
Счастливый главный редактор.
А.Долин
―
А вы знаете, у нас за год, что я, меньше года руковожу журналом, у нас тираж в 2 раза уже вырос. На самом деле интеллектуальные толстые журналы кино, отдельные выпуски которого занимают по 400 страниц лонгридов интеллектуальных, делать его тираж большее 3000 экземпляров, мне кажется, это просто вызывающее, непонятное поведение, когда книги, не знаю, букеровских лауреатов переводные выходят тиражом 2000 экземпляров, а мы выходим еще и 6 раз в году, и 6 раз в году заставлять людей платить за такое, я сам удивлен, что их столько, этих людей, но их очень много.
Е.Афанасьева
―
То есть на страну, в которой живет столько миллионов человек, сто, сколько там сейчас, 25 или сколько, не помню точно, по последним переписям, 3000 экземпляров – это предел?
А.Долин
―
Это не предел, предел, можно всегда его расширять, но зачем сравнивать НРЗБ людей, которые живут в стране, у нас в стране до сих пор много людей, которые просто безграмотные живут, вообще читать не умеют, но мы эту статистику, мне кажется, особенно учитывать не будем, хорошо, а если, ну, во-первых, каждый журнал читают больше чем один человек…
Е.Афанасьева
―
Да, понятно.
А.Долин
―
Во-вторых, он, как книга, становится на полку и может существовать в семье, там много поколений. В третьих…
Е.Афанасьева
―
Коснулась ли вас цифровизация? Есть ли у вас основная жизнь в диджитальных средах?
А.Долин
―
Нет, основной нет…
Е.Афанасьева
―
Все-таки вы тот…
А.Долин
―
Да, я хочу, чтобы был бумажный журнал и никуда не делся бы, вот. Мне нужно, чтобы как можно больше людей узнавало об «Искусстве кино».
Е.Афанасьева
―
О журнале.
А.Долин
―
Потому что очень много людей читать его не будет, у нас много читателей, будет еще больше, но совсем много мне ни к чему, потому что тогда придется писать и издавать исключительно попсу, а к этому я не стремлюсь, и никто из моей редакции не стремится, но «Искусство кино» на сегодняшний день это не только журнал…
Е.Афанасьева
―
Ага.
А.Долин
―
«Искусство кино» на сегодняшний день это, ну, не знаю, наша киношкола, которую мы сами затеяли, туда могут приходить учиться люди, никогда не листавшие журнал «Искусство кино», не державшие его в руках, наши кинопоказы…
Е.Афанасьева
―
То есть это скорее на тех ребят, которые пришли посмотреть «Гоголя» условно на «ТВ-3»…
А.Долин
―
Почему нет, и они тоже.
Е.Афанасьева
―
И пойдут к вам в киношколу.
А.Долин
―
Да, конечно. Для тех ребят, которые присылают нам свои сценарии на наш конкурс сценариев, который мы запустили, для тех ребят и девчат, которые, скажем, работают в кино или в сериалах, и не очень понимают зачем, может, у них нет кинообразования или есть, но они прогуливали все лекции, семинары, а еще они могут почитать наш журнал, это им многое даст. «Искусство кино» - это институция, и эта институция будет расширяться, мы готовим свою интернет-платформу, надеюсь, что мы с осени ее полноценно запустим.
Е.Афанасьева
―
В таком случае, конечно, телепрограмма вам…
А.Долин
―
Совершенно верно.
Е.Афанасьева
―
Как большой промо козырь.
А.Долин
―
В рамках нашей экспансии в самые разные стороны, мы на ощупь, вслепую это делаем, никакой интеллектуальный журнал кино этого не делал…
Е.Афанасьева
―
Хорошо…
А.Долин
―
Телевидение не могло не появиться в этом списке…
Е.Афанасьева
―
Как бы вы его не любили.
А.Долин
―
Да, и мы рады найти партнера именно Федоровича и «ТВ-3».
Е.Афанасьева
―
Да, я у «ТВ-3», когда они к нам придут, спрошу обязательно, зачем им это в таком виде, меня, честно признаться, первые выпуски немножко ошарашили, как человека с большим интересом то все смотрящего, но понимающего, что даже поздно вечером на телевидении, когда говорят о кино, это все же какая-нибудь «Кино в деталях» с Бондарчуком, который у вас был в гостях в первом выпуске…
А.Долин
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Или это еще другие проекты, которые, даже тот же «ТВ-3» делал, но это не элитарный разговор специалистов. Первый выпуск на меня произвел впечатление, что, извините, если не так задумывалось, что это просто можно включить диктофон, возможно, вы это так и делали, и расшифровку вашей беседы будущих вот, как вы это сформулировали, сейчас, может быть, не дословно скажу, но вот о влиянии вот этой всей новой среды на кино, и эту расшифровку поставить в одном из ближайших выпусков вашего журнала, то есть там никакого снисхождения к массовости, ибо «ТВ-3» смотря даже ночью куда больше, чем читают журнал «Искусство кино» в разы, какие-то запредельные разы, да, почему вот именно этот формат, вам «ТВ-3» предложило, приходи и говори все умные вещи, либо вы сказали: «Я буду только вот это»?
А.Долин
―
Смотрите, никаких ограничений мне не ставили и я никаких ограничений «ТВ-3» не ставил, у нас был разговор на равных, я, кстати, хочу сказать, что это очень неправильная формулировка, говорить, что это авторская программа или просто программа…
Е.Афанасьева
―
Я не говорила авторская…
А.Долин
―
Антона Долина…
Е.Афанасьева
―
Я сказала, что это программа «Искусство кино».
А.Долин
―
Это программа журнала и телеканала совместно, и все темы, которые есть в первых уже записанных 4-ых выпусках, это темы, которые поднимает журнал.
Е.Афанасьева
―
Еще не все вышли в эфир…
А.Долин
―
Да, да, да.
Е.Афанасьева
―
Назовите, может, не все видели первые выпуски, назовите.
А.Долин
―
Поэтому в чем-то вы правы касательно расшифровки…
Е.Афанасьева
―
Ага.
А.Долин
―
Хотя…
Е.Афанасьева
―
Будет?
А.Долин
―
Нет, ни в коем случае, отдельно независимые проекты совершенно…
Е.Афанасьева
―
Этой темы…
А.Долин
―
Но могло быть.
Е.Афанасьева
―
Могло.
А.Долин
―
Да, 4 темы. Это тема высоких технологий, цифрового мира, в первом выпуске, это то, о чем наш предыдущий номер, 1-ый слеш 2-ой, у нас сейчас сдвоенные номера, «Искусство кино. Говори», мы там документалистику соединяли с вопросами виртуальной реальности, новой реальности, цифровой реальности. И это тема феминизма в нашем свежем номере, 3-ем слеш 4-ом, об этом специальная подборка. Это тема кино по мотивам реальных событий, эта тема, которая и в прошлом номере, и в этом присутствует. И наконец это тема соединения, противостояния кино и литературы, которая тоже вечная. И сейчас, когда мы видим фильм «Довлатов» или фильм «Гоголь», самые разные фильмы, связанные с литературой, с литературными персонажами, даже с писателями, это снова актуальная, интересная тема. И собственно говоря, это стало поводом, да, меня позвали, я говорю, слушай, ну, если это «Искусство кино», если мы говорим про искусство кино, просто прикрываться брендом «Искусство кино» и тем, что главный редактор также является ведущим передачи, и дальше гнать какую-то попсотню. Какой в этом смысл, зачем это делать? Люди, тогда это нужно иначе называть, тогда это будет какая-то коммерческая программа развлекательная о кино, и можно ее делать, но вот персонально я, сказал я, это правда так и есть, совершенно в этом не заинтересован, мне это не нужно, я уже рассказываю про попсовые фильмы в эфире «Первого канала», зачем мне еще что-то? Вот, если же мы делаем совместно с журналом серьезный разговор о кино, то должен быть разговор действительно взрослых людей на тему, которая им интересна, и единственное условие, которое мы друг другу поставили, то, что это не будет специализированный разговор. И я настаиваю на том, что каким бы он ни был серьезным, каким бы он ни был без вскидок, это разговор для любого человека, которому это интересно, а не для специалиста.
Е.Афанасьева
―
Именно поэтому там шло такое количество титров с расшифровками терминов, которые употребляете вы…
А.Долин
―
Ну, это придумали редакторы, может они правы, им виднее…
Е.Афанасьева
―
Ну, конечно, вы же не будете останавливаться и переводить…
А.Долин
―
Ну, и ладно все нормально. А я, например, в фильме «Тренер», когда его смотрел…
Е.Афанасьева
―
Все-таки, да, он как-то вас задел.
А.Долин
―
А я все время лазил в «Википедию», потому что ни одного футбольного термина не знаю, вообще не понимал, о чем они говорят.
Е.Афанасьева
―
Ага.
А.Долин
―
Просто не понимал.
Е.Афанасьева
―
Ну, теперь знаете.
А.Долин
―
Ну, да, многие люди смотрят и им все понятно.
Е.Афанасьева
―
А люди теперь посмотрят вот эти вот титры на вашей программе и тоже будут знать сленг телевизионный…
А.Долин
―
Конечно.
Е.Афанасьева
―
Ой, это я уже попутно, киношников.
А.Долин
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Антон Долин у нас сегодня в гостях в программе «Телехранитель» говорит о том, как он не любит телевидение, но при этом работает уже теперь в двух телепрограммах. У нас буквально несколько секунд до перерыва на новости. Эту программу делаете, большая команда людей, чувствуется по продакшену, то есть это не вы сели в кадр и ответили на вопросы или рассказали о премьере, сколько человек делали примерно?
А.Долин
―
Я боюсь соврать, потому что это не моя команда, а команда «ТВ-3», вот. Со стороны журнала есть там только я и наши авторы, которые, ну, просто помогают…
Е.Афанасьева
―
Приходят как персоналии.
А.Долин
―
Ну, конечно, они участвуют, как консультанты и так далее, но не присутствуют в кадре, но вообще да, это такой довольно приличный продакшн, достаточно впечатляющий.
Е.Афанасьева
―
Вам самому понравились первые выпуски?
А.Долин
―
Ну, у меня есть немного претензий, так скажем, но не патриотично будет сейчас об этом говорить.
Е.Афанасьева
―
Мы сейчас прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы», продолжим разговор с Антоном Долиным, который теперь ведущий двух телепроектов.НОВОСТИ
Е.Афанасьева
―
Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, говорим сегодня о премьере проекта канала «ТВ-3», который называется «Искусство кино», ровно так, как называется один из самых известных и старейших журналов и кино, который уже почти год возглавляет Антон Долин, и собственно, Антон Долин и ведете этот проект на «ТВ-3», выходит он по пятницам глубоко вечером. Но я бы хотела сразу сказать, задать вопрос, я понимаю, что вы сейчас скажете, что это решение канала, тот тайм-слот, в котором он выходит, но каждый раз, когда речь заходит о телевидении для умных, о том небольшом спектре, который появляется на больших каналах, не где-то в сети, не в специальных «Youtube» каналах, всегда возникает вопрос, а когда эта аудитория у экранов? У меня ощущение, что в пятницу вечером аудитория, которая готова воспринимать этот разговор, как минимум в кино ходит, а не у телевизора сидит, я уж не говорю про другие удовольствия жизни, которые сулит вечер перед выходными.
А.Долин
―
Значит, я скажу вам, что я думаю. Мне кажется, что у телевизоров сидят только люди глубоко старшего поколения, которые, если верить статистике, в кино не ходят вовсе…
Е.Афанасьева
―
Да, глубоко.
А.Долин
―
Тем более в пятницу вечером. Если ходят, то по утрам в субботу и воскресенье, когда билеты подешевле, и некоторые из них…
Е.Афанасьева
―
В рабочий день.
А.Долин
―
Наиболее энергичные выбираются, а может и в рабочий, да.
Е.Афанасьева
―
Там еще дешевле билеты днем.
А.Долин
―
Вот, и с другой стороны, те люди, которые современные, молодые, мои ровесники, люди моложе меня, которые смотрят подобного рода программы, не будут они сидеть у телевизора, у них телевизоров никаких нет.
Е.Афанасьева
―
То есть вы сразу знаете, что они посмотрят вас в сети?
А.Долин
―
Конечно, я не вижу здесь никакой разницы, для меня сеть только более симпатичное место, чем телевизор.
Е.Афанасьева
―
Это, конечно, просто я думаю, что как раз здесь абсолютно не хватает ваших соавторов проекта, канала «ТВ-3», потому что деньги то основные каналы зарабатывают на телевизионной рекламе, а не в интернете.
А.Долин
―
Смотрите, я убежден, скажу за Валеру Федоровича…
Е.Афанасьева
―
Хорошо.
А.Долин
―
Может быть, неправильно говорить за него, что он этот проект придумал не для того, чтобы зарабатывать на нем деньги, мне кажется…
Е.Афанасьева
―
Понятно.
А.Долин
―
Не все делается на телевидении, даже на телевидении…
Е.Афанасьева
―
Тогда вопрос, а зачем вообще нужен, вот смотрите, возвращаю вас к вашему началу, вы рассказали о том, насколько вы не любите телевидение в первой части вашей программы…
А.Долин
―
Глубоко вас впечатлил этим.
Е.Афанасьева
―
Нет, вы просто первый гость, который пришли, сразу сказали, терпеть не могу, но работать буду, но работать буду именно из-за массовости, но массовость то она не в сети, не на «Rutube», где выкладывает «ТВ-3» свои проекты, а в эфирном телевидении, где ответ на это противоречие?
А.Долин
―
Смотрите, когда-то я брал интервью у Джеймса Кэмерона, он сказал очень простую и очень правильную вещь, мы говорили про «Аватар», он говорит, вы же понимаете, все понимают, что Кэмерон очень умный человек, что он…
Е.Афанасьева
―
НРЗБ.
А.Долин
―
Он крайне умен, зачем умный человек делают такие, ну, простые, простодушные сказки, каковыми по большому счету, если свести все это к какой-то НРЗБ простейшей архетипической модели, являются и «Титаник», и «Терминатор», почему, все очень просто, я не задавал ему этот вопрос, он был очевиден, он просто проговорился между делом, чем шире твоя аудитория, тем менее глубоко ты копаешь, понимаете, да?
Е.Афанасьева
―
Разумеется.
А.Долин
―
Чем меньше, тем можешь глубже. У меня есть маленький журнал с тиражом 3000 экземпляров, где я могу сколь угодно глубоко позволить себе исследовать те темы, которые я и исследую, я и все наши авторы, телевидение позволяет расширить этот охват…
Е.Афанасьева
―
Вы, по-моему, не совсем поняли, о чем я сейчас сказала, вы говорите о том, что вы идете на телевидение именно для расширения аудитории…
А.Долин
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Но при этом вы сейчас говорите, что да и несмотря моя аудитория, даже те молодые ребята, которые, вы говорите, может придут на вашу школу, там сценарии, да не смотрят они в самом ящике, они смотрят в «Rutube» и так далее.
А.Долин
―
Смотрите, о чем здесь идет речь, о том, что эта программа не заработает, если там будут не очень большие рейтинги, тех денег, на которые рассчитывает руководство канала, в чем проблема того, что они смотря это не в эфире, а на «Rutube» или где-то еще.
Е.Афанасьева
―
Еще раз, вопрос скорее к Федоровичу и Никишову…
А.Долин
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Вопрос в том, что уровень продакшена, который есть у современного телевидения окупается только на современном телевидении, интернет в России, может быть, где-то и есть, и то говорят, что даже гиганты типо «Netflix» убыточны, но это уже их тайна коммерческая, вот, но у нас это не окупает, а уровень продакшена вашей программы это…
А.Долин
―
Все понятно…
Е.Афанасьева
―
Не мы с вами сидим и нас на «Youtube» показывают…
А.Долин
―
У нас же не отдельный телеканал или «Rutube» канал под названием «Искусство кино», до этого мы пока что не дожили, есть «ТВ-3»…
Е.Афанасьева
―
То есть…
А.Долин
―
Они делают очень много всего…
Е.Афанасьева
―
То есть за счет успеха «Гоголя» содержится…
А.Долин
―
Конечно.
Е.Афанасьева
―
«Искусство кино», прекрасно.
А.Долин
―
Успех «Гоголя» содержит «Искусство кино», а «Искусство кино», разговаривая о «Гоголе» всерьез позволяет многим людям, которые презирают проекты вроде «Гоголя», увидеть в этом тоже кино, поговорить об этом, и возможно следующую серию «Гоголя» или, говоря глобально, следующего «Гоголя» сделать еще и умнее, и глубже, оставив его массовость на месте, это цельная такая культурная какая-то ниша, в которой одно помогает другому, и об окупаемости конкретной программы речи не идет, если хочешь создать что-то коммерческое или окупаемое, ты точно не будешь делать ночное часовое ток-шоу о тонкостях кинематографа.
Е.Афанасьева
―
«Гоголь» лучше «Тренера» получается…
А.Долин
―
На мой взгляд, безусловно, лучше, в нем не таких претензий.
Е.Афанасьева
―
Понятно.
А.Долин
―
«Гоголь» - это развлекательное, забавное, трэш-кино, местами сделанное очень лихо.
Е.Афанасьева
―
Антон Долин у нас в гостях. Вернемся к телевидению, на телевидении все-таки существуют немного передач, мало, последнее время, насколько я понимаю, о кино, очень сильно отмотать, вы в детстве «Кинопанораму» смотрели, нет?
А.Долин
―
Да я в детстве даже кино не смотрел, тем более «Кинопанораму»…
Е.Афанасьева
―
То есть это вообще не ваше?
А.Долин
―
Мое детство – это книги, кино пришло намного позже.
Е.Афанасьева
―
Что-либо о кино, не само кино, на телевидении когда-нибудь смотрели?
А.Долин
―
Ну, у меня просто есть мои товарищи, Сережа Шолохов, Петя Шепотинник, их программы, конечно, смотрел, но скажу совершенно честно, больше из каких-то дружеских корпоративных соображений, чем из намерений узнать, увидеть что-то новое для себя, потому что, повторяю, телевидение априори более поверхностно, чем там «Искусство кино» или «Сеанс», не говорю о журнале, который я возглавляю, журнал, который я читал, как студент, как потом молодой критик. Если я хочу что-то узнать о кино, лучше я, конечно, прочитаю «Искусство кино», чем посмотрю любую телепередачу самую прекрасную на земле.
Е.Афанасьева
―
То есть то, с чего по сути начинается работа над любой телепрограммой, с анализа конкурентного рынка, вы не приступали…
А.Долин
―
Сейчас его нет.
Е.Афанасьева
―
Его нет?
А.Долин
―
Сейчас нет никакого конкурентного рынка, если говорить о прошлом, он был, но это было другое телевидение для другой аудитории в другой стране.
Е.Афанасьева
―
Хорошо, то есть вы сейчас не смотрите по сути ни Бондарчука, ни…
А.Долин
―
Иногда смотрю, даже иногда участвую в программе «Кино в деталях», и многие люди, которые работают на нашей программе, они раньше работали на программе Бондарчука, вот. Когда она была немножко другой. Нет, это вполне симпатичная программа, и то, что делают Берман и Жандарев, хотя это не кинопрограмма в чистом виде, но все-таки интервью, которые часто затрагивают такие темы, я тоже время от времени смотрю, они мои коллеги, замечательные люди, Катя Мцитуридзе время от времени, то есть я заглядываю в это все, но искренне считаю, что никаких аналогов…
Е.Афанасьева
―
«Закрытый показ» когда-то, потом «Открытый показ».
А.Долин
―
Ну, эти показы, они всегда меня в ужас приводили.
Е.Афанасьева
―
Почему?
А.Долин
―
Ну, как почему? Под видом некоего разбора фильма производится либо море лести, либо огромное море дерьма, которое выливается прямо на голову тут сидящим авторам, причем дерьмо это или лесть зависит напрямую от ведущего, отношения которого он не скрывает к фильму, который он показывает…
Е.Афанасьева
―
Это про Гордона.
А.Долин
―
Конечно.
Е.Афанасьева
―
А «Открытый показ» на «ТНТ» времен Мишина?
А.Долин
―
Ну, это, мне нравилось, что они показывают хорошие фильмы…
Е.Афанасьева
―
И там, и там? Или только в…
А.Долин
―
Это и там, и там, и у Гордона показывали хорошие фильмы.
Е.Афанасьева
―
Так я о том же, в общем…
А.Долин
―
Показ фильма, да, а…
Е.Афанасьева
―
Никакая аудитория без вот этого вот обсуждения не съела бы то, что называется российским артхаусом, который там по сути…
А.Долин
―
Я думаю, вы плохо думаете об аудитории…
Е.Афанасьева
―
Нет, я прекрасно знаю цифры рейтингов. Те фильмы, которые там показываются и подобные им, сколько они собирали без вот этой оболочки до и после, и сколько они собирают…
А.Долин
―
Когда фильм «Елена» еще не очень кому-то известного, до всякого «Левиафана» режиссера Звягинцева поставили…
Е.Афанасьева
―
Ну, во-первых, Звягинцев был уже известен и…
А.Долин
―
Как вы думаете, сколько людей посмотрело, какие были рейтинги, фильм «Изгнание», который показывали у того же Гордона?
Е.Афанасьева
―
Я помню, что уже после…
А.Долин
―
«Изгнание» тоже никому толком не было нужно…
Е.Афанасьева
―
После всех призов все-таки…
А.Долин
―
Какие были призы у «Елены»?
Е.Афанасьева
―
Подождите, у «Елены», у «Изгнания» были призы…
А.Долин
―
У «Изгнания» был приз за лучшую мужскую роль в Каннах, это никого не волнует, после этого «Изгнание» было в прокате российском, никого тут не заинтересовало, у него были очень средние, нет, я хочу сказать…
Е.Афанасьева
―
НРЗБ.
А.Долин
―
У «Елены» были шикарные рейтинги, она получила…
Е.Афанасьева
―
Вот это единственный фильм, по-моему…
А.Долин
―
Потому что надо такие фильмы снимать.
Е.Афанасьева
―
Так единственный, даже все, что снимал потом упомянутый вами Звягинцев, я говорю в целом все-таки…
А.Долин
―
Нет, ну, то, что снимал потом Звягинцев, не показывали на телевидении…
Е.Афанасьева
―
Все что делается, это без вот этой оболочки, я сейчас не об этом, мы обсудили ваших конкурентов, которых нет, тем более этих проектов сейчас тоже нет, к тому, что вы делаете, вы снимаете вот, собственно, только разговор, все, что делается репортажно. То есть еще раз, мы говорим сейчас, уважаемые слушатели, если вы подключились чуть позже, с Антоном Долиным, не про кино, а про его новую телепрограмму, которую он делает с каналом «ТВ-3», соответственно канал «ТВ-3», журнал «Искусство кино», программа так и называется. Вы отвечаете с журналом и вы лично, Антон, только за часть вот этой дискуссии, либо все, что идет вокруг, а если наши слушатели еще не видели, там достаточно много чисто телевизионных вещей, репортажей, монтажных каких-то ходов и прочее, не буду их, вот упомянутые титры, которые объясняют широкой публике сленг киношный?
А.Долин
―
Я, как автор, отвечаю за разговор в студии, как ведущий этого разговора, и этот разговор придумываю и веду я, никто мне ничего не подсказывает, не пишет, и отвечаю, как один из редакторов не главный за все остальное, то есть я участвую в брейнсторме, предлагаю какие-то идеи, принимаю чьи-то идеи, мы обсуждаем авторов, которые это делают, многие из них – это критики, пишущие статьи для «Искусства кино», кстати говоря, и так создается вся эта оболочка. Я не могу и не должен, и не буду играть тут первую скрипку в обсуждении того, как это будет сделано, потому что я не телевизионный человек, это сугубо телевизионные вещи, и я не могу и не хочу делать вид, что я в этом больше понимаю, чем та телекоманда, которая это все производит.
Е.Афанасьева
―
Тема, вот вы назвали темой первых 4-ых записанных уже выпусков, темы как отличаются от журнала, у которого достаточно большой шаг, да, от момента, когда вы тему придумали до момента, когда человек возьмет и прочтет? Сколько проходит месяцев?
А.Долин
―
Ну, во-первых, шага может не быть никакого, журнал выходит раз в два месяца, и мы можем, я могу знать уже тему, я знаю тему июньского номера, допустим, и я на самом деле представляю себе тему августовского номера…
Е.Афанасьева
―
Ну, то есть, в общем, вы ее, но все равно я наоборот именно об этом, что тему, которую вы делаете сейчас для августовского номера, пройдет все-таки 5 месяцев, пока человек ее возьмет, и тема, которая может выйти в эфир через неделю, через две, смотря, когда вы пул снимаете, это разные темы?
А.Долин
―
Нет, это одна и та же тема, по-разному совершенно раскрытая. Каждый раз, когда мы выбираем для журнала какую-то тему, мы ищем разных авторов, иногда мы тоже проводим какие-то круглые столы, которые помогают нам интеллектуально ее осмыслить так и эдак. Когда мы записываем разговор о программе, во-первых, нам, ну, чего греха таить, нужны медийные лица, нужны лица, которые хотя бы…
Е.Афанасьева
―
То есть в журнале можно только умных, а в ящике надо обязательно, чтобы умный и медийный?
А.Долин
―
Конечно.
Е.Афанасьева
―
Ага.
А.Долин
―
Конечно. Вот, во-вторых, в журнале у нас очень сложная редактура, если у нас идет разговор, и допустим, он не клеится или человек сказал какую-то глупость, еще что-то, у человека есть возможность себя переписать, у редактора есть возможность его поправить…
Е.Афанасьева
―
Ну, у вас же здесь монтажная программа, наверное, тоже можно вырезать…
А.Долин
―
Да нет, разговор это есть живой разговор, нет, у нас идет настоящий разговор, просто немножко длиннее чем то, что вы видите в эфире, но чтобы Бондарчук сказал: «Вы знаете, я считаю, что все-таки ″Youtube″ обречен», так, секундочку, останавливаем, Федор, он не обречен, у него большое будущее, ой извините, «Я считаю, что у ″Youtube″ большое будущее», вот такого не может быть.
Е.Афанасьева
―
Понятно.
А.Долин
―
Люди говорят то, что они думают, они мыслят, как они мыслят, они об этом говорят…
Е.Афанасьева
―
В журнале же они тоже говорят то, что они думают.
А.Долин
―
Безусловно, но в журнале, поскольку это длинный наш монтаж и редактирование, это длинный ход, это длится месяц, иногда полтора, это огромная, сложная работа со смыслом высказывания…
Е.Афанасьева
―
Именно об этом я и говорю, что если какая-то горячая есть тема, которая стала актуальна немедленно, наверное, вам будет…
А.Долин
―
Нет, горячие…
Е.Афанасьева
―
Не будет горячих…
А.Долин
―
Что такое горячие темы вообще? Горячие темы, вот феминизм, это горячая тема? Ну, сейчас она горячая, но она горит с начала 20-го века на самом деле и не затухает.
Е.Афанасьева
―
То есть горячая тема, это не ваша история, даже в телевидении…
А.Долин
―
И да, и нет, это горячая тема, все зависит от того, как ее развить, говорить о том, что интересует всех именно на этой неделе или писать о том, что интересует именно на этой неделе, я не буду…
Е.Афанасьева
―
То есть и в кино тоже?
А.Долин
―
Нигде.
Е.Афанасьева
―
То есть в кино, извините, в телепрограмме, конечно.
А.Долин
―
Тоже.
Е.Афанасьева
―
Антон Долин, говорим о его новом проекте «Искусство кино», который теперь не только журнал, но и программа на «ТВ-3». Неслучайно вы начали с темы, которая вот глобальные вызовы, которые стоят перед кино, новой вот этой реальности, которую диджитальной или как там вы ее…
А.Долин
―
Цифровая.
Е.Афанасьева
―
Цифровая и все прочее. На презентации проекта, которую проводили, по-моему, единственный основной вопрос, который вам задали, это ваше отношение к «Youtube» блоггерам, критикам, в частности «BadComedian» и все, ответ был такой, вот явно вам этот вопрос задают не первый раз и он вам навяз в зубах, и вообще это глубоко все неприятно, но все-таки…
А.Долин
―
Почему неприятно, просто это не мой мир и все, совершенно я против него ничего не имею. Ну, еще раз, смотрите…
Е.Афанасьева
―
9 миллионов или сколько там подписчиков, я не смотрела точные цифры, но миллионы подписчиков у «BadComedian», 3000 подписчиков «Искусство кино», это правильное соотношение?
А.Долин
―
Нормально. Еще раз, чем поверхностнее, тем популярнее, все большая популярность говорит об еще большей поверхностности. Я слышал, читал, я не могу смотреть эти передачи «BadComedian», они слишком длинные, но я читал…
Е.Афанасьева
―
Но журнал ваш тоже не тонкий.
А.Долин
―
Да, да.
Е.Афанасьева
―
И программа ваша по хронометражу длиннее «BadComedian».
А.Долин
―
Ну, да, наверное. Ну, я и не зритель этой программы, я ее, один из ее авторов, правильно, то есть у меня другая позиция.
Е.Афанасьева
―
Не читатель, да, понятно.
А.Долин
―
Вот. Понимаете, в чем дело, я читал какое-то интервью, его спросили, ну, вот вы размазали фильм Бондарчука «Притяжение», а почему, и этот автор «BadComedian», он вообще молодой парень, он отвечает, вы знаете, потому что я посмотрел фильм, чему они учат подрастающее поколение, там у них школьница курит и сексом занимается, я считаю, это недопустимо, я смотрю, молодой парень, у которого 9 миллионов подписчиков, а он какая-то маленькая Елена Мизулина. Ну, я так не могу, я не могу так мыслить, я не могу так говорить.
Е.Афанасьева
―
НРЗБ.
А.Долин
―
И не буду.
Е.Афанасьева
―
Не будете, даже никто не сомневается. При этом вы сказали, что вы запускаете, в общем, расширяете…
А.Долин
―
Да, да.
Е.Афанасьева
―
Но для того, чтобы работать в сети, наверное, надо какие-то другие методы искать, нежели так…
А.Долин
―
А они будут совершенно другими.
Е.Афанасьева
―
Какими?
А.Долин
―
Наша медиа-платформа будет другим СМИ, чем наш журнал, это не будет онлайн-версия журнала.
Е.Афанасьева
―
Расскажите, когда, во-первых, это запустится и чем будет отличаться.
А.Долин
―
Ну, я хочу быть оптимистом и считать, что это запуститься осенью, в начале лета мы будем уже иметь коробку, сайт, дальше мы будем тестировать авторов, искать.
Е.Афанасьева
―
Ну, что там делать, непросто электронными версиями ваших статей, а чем-то другим?
А.Долин
―
Во-первых, там будут другие статьи, другие авторы.
Е.Афанасьева
―
А, даже вообще все другие.
А.Долин
―
Все будет другое. Журнал там можно будет электронную версию купить, подписаться и прочитать то, что в журнале, то есть это будет еще и магазинчик для продажи журнала нашего.
Е.Афанасьева
―
А на основном сайте, на платформе…
А.Долин
―
Это будет, ну, я не знаю, это будет, наш журнал – это журнал, выходящий раз в два месяца, а это будет такая онлайн-газета про кино, про все, что происходит. Сегодня случился скандал, завтра у нас интервью с этим человеком…
Е.Афанасьева
―
Ага. А чем это тогда отличается от того, что вы говорите, что горячих тем я не буду брать даже в телепрограмму?
А.Долин
―
Ну, в телепрограмму не буду, потому что она записывается, а через месяц выходит, в журнал не буду, потому что мы его пишем, а через два месяца он выходит, а когда ежедневно идет работа онлайн, конечно, буду. Нет ничего ужаснее и глупее, чем протухшие новости.
Е.Афанасьева
―
Ну, значит надо будет опускать планку уровня требований, уровня анализа, вот так сформулирую.
А.Долин
―
Да, это так, но можно опускать некоторые другие вещи, не так жертвуя уровнем анализа, например, опускать планку объёма…
Е.Афанасьева
―
Ну, понятно, что можно не делать большой…
А.Долин
―
Текст может быть хорошим, но маленьким, он пишется быстрее. Автор может быть классным, но мы возьмем тех классных авторов, которые умеют быстро работать, а тех классных авторов, которые по месяцу пишут статьи, оставим для журнала, мы не будем их выгонять, прогонять, ругать, они прекрасны, мы ими очень дорожим. Мы выберем самых быстрых авторов, самых молодых…
Е.Афанасьева
―
Вы уже их нашли…
А.Долин
―
Да…
Е.Афанасьева
―
Либо можно широко анонсировать…
А.Долин
―
Да, мы продолжаем вести конкурс.
Е.Афанасьева
―
Широко анонсировать для всех, ко любит кино.
А.Долин
―
Еще не пора, у нас будет шеф-редактор, который…
Е.Афанасьева
―
Еще не время…
А.Долин
―
Будет непосредственно этим заниматься, я буду какое-то высшее шефство этим осуществлять, я все равно занимаюсь журналом прежде всего, это мой главный приоритет, пусть даже этот сайт будут читать миллионы, а журнал 3000, журнал для меня важнее, персонально для меня. Вот, но я уже приводил эту метафору много где, приведу еще раз, для меня история с «Искусством кино» сегодня, это великая русская народная сказка «Каша из топора». «Искусство кино» - это топор, он несъедобный, с железным вкусом, но никакой каши без него сварить невозможно, никому неинтересно его варить…
Е.Афанасьева
―
Крупу уже принес «ТВ-3».
А.Долин
―
Совершенно верно, а бульон нальет, значит…
Е.Афанасьева
―
Платформа ваша.
А.Долин
―
Платформа. И мы, показы мы устраиваем огромные, мы показываем Тарковского «Жертвоприношение», самый большой зал в Москве, а может быть и в России, почти полторы тысячи зрителей, переполнен людьми молодыми, приезжают к нам смотреть Тарковского. Я не думаю, что они читали все «Искусство кино» или «Дневники Тарковского», но они под брендом «Искусство кино» пришли это смотреть, и это тоже наши люди, понимаете, поэтому 2 таких показа и вот весь тираж нашего журнала, а мы больше, чем 2 таки показа организовали. Поэтому мы в разные стороны будем расширяться для того, чтобы можно было не портить журнал и не делать его поверхностнее и популярнее, чтобы журнал остался такой, какой он есть, потому что топор пытаться разварить и все-таки проглотить – невозможно, не нужно этого делать, топор должен рубить, он должен быть металлическим, но из него можно сварить прекрасную кашу, как учит нас русский фольклор. И мы при помощи в том числе сайта, и программы, и много другого, будем эту кашу варить и дальше.
Е.Афанасьева
―
Есть ли уже следующие темы для следующего пула программ?
А.Долин
―
Смотрите, по плану мы сначала должны посмотреть, как пройду эти 4 программы и. видимо, уйдем на летний отпуск…
Е.Афанасьева
―
А, вот так.
А.Долин
―
Скорее всего.
Е.Афанасьева
―
Нас всех бросите.
А.Долин
―
Да, ну, почему бросим? Дадим вам подумать 3 месяца, нужны мы вам или нет. И летом будем сами задаваться этим вопросом, я так думаю, вот. У нас будет встреча с Федоровичем, обсуждение дальнейшей судьбы программы…
Е.Афанасьева
―
Федорович – гендиректор канала «ТВ-3».
А.Долин
―
Да, может быть, он скажет: «Слушай, ну, не получилось, хороним это все», ну, не получилось, не получилось, если не пытаться, то никогда не преуспеешь, я пожму плечами, получится, я буду очень рад. И если это получится и сложится, то следующие программы выйдут уже осенью, если они выйдут осенью, то сейчас нелепо будет в апреле рассказывать вам, про что они будут рассказывать, это просто какая-то глупость и профанация.
Е.Афанасьева
―
Очевидно. Что вы все-таки хотите попробовать сделать, если, может уже сделали в первых выпусках, которые мы еще не увидели, то, что нельзя сделать ни в журнале, ни в интернет-платформе, ни в «Вечернем Урганте», а вот, собственно, только в том формате, в котором вы стартовали на «ТВ-3»?
А.Долин
―
Это очень хороший вопрос, у меня нет еще на него моментального ответа, мы экспериментируем и движемся, в общем, в потемках, это не значит, что нам нечего сказать, мы просто еще не придумали окончательного соотношения, мы его ищем, того содержания и формы, того, что мы хотим сказать и то, насколько форма, которую мы используем, для этого подходит, но несколько основных каких-то точек есть, и я их себе представляю очень четко. Первая, мы не хотим себя цензурировать, мы хотим говорить открыто обо всем, ну, для того, чтобы это не выглядело совсем уж безгранично и неправдоподобно, не особо залезая в политику, не особо это не значит, что мы совсем туда не залезаем, говоря о кино, мы говорим о реальности, и не затрагивать политическую реальность мы не можем, но это никогда не будет политическая программа, но…
Е.Афанасьева
―
В эфирном телевидении то, конечно.
А.Долин
―
Это будет программа о кино, об искусстве и об обществе всегда, а где общество, там и политика, это первое. Второе, это никогда не будет разговор со скидкой для тупых, мы делаем, мы говорим на какую-то очень важную тему, сейчас мы разжуем и растолкуем идиотам…
Е.Афанасьева
―
А в «Вечернем Урганте» есть такая скидка?
А.Долин
―
Ну, конечно, нет. Там в «Вечернем Урганте» я все говорю, что думаю, но просто у меня всегда есть 5 минут, и вот этот короткий хронометраж меня спасает, и если я начинаю уходить в какое-то заумное, меня Иван перебивает, начинает над этим издеваться. Мне как-то кто-то, у меня очень много разных людей меня ненавидящих, среди моих подписчиков, особенно в «Facebook», и кто-то из них желая, видимо, меня очень больно уколоть, года через 3 или 4 после запуска «Вечернего Урганта», а я с первого выпуска там присутствовал, мне написали, а вы знаете, Антон, не хотел вас огорчать, но все-таки огорчу, мне рассказали, что замысел этой программы был такой, поскольку она юмористическая, найти туда высоколобого критика-интеллектуала, чтобы он советовал какие-то фильмы, которые все равно никто не смотрит…
Е.Афанасьева
―
И издеваться.
А.Долин
―
А над ним бы прикалывались. И вот в этой роли вас туда и взяли. А меня это не то, что не расстроило, а очень обрадовало, я теперь понял, почему я регулярно могу рассказывать не только, как вы говорите, про фильмы, которые, допустим, мне не нравятся или только про попсу, тут про Джармуша расскажу, тут про Вуди Аллена расскажу, а тут вовсе про какой-то французский интеллектуальный фильм или про корейский артхаусный, фильм про зомби, почему я про то рассказываю, мне дают, да потому что у меня есть определенная свобода, которая ограничена тем, что надо мной могут ржать, для меня это не проблема, пусть ржут, поэтому я говорю реально что думаю, как думаю и как хочу. А дальше, собственно говоря, есть ведущий, есть зал, который может засмеяться, захлопать, как угодно там…
Е.Афанасьева
―
Да, вы можете уточнить, что зал живой, это не все знают.
А.Долин
―
Зал живой.
Е.Афанасьева
―
Что реакция настоящая, не записанная.
А.Долин
―
Вообще это настоящая программа и это не очень красиво будет по отношению к остальным, сказать, по-моему, это единственная на больших федеральных каналах живая по-настоящему программа, «Вечерний Ургант», иначе я бы туда столько лет тоже не ходил, и там великолепная команда, очень хорошие ребята, которые живут этим «Вечерним Ургантом». И сам ведущий, поразительно, что он все эти годы не бронзовеет, а участвует очень творчески в формировании каждой программы, никогда нет такого, ну, я поехал на свой светский раут, а вы тут за меня все напишите, нарисуйте и сделайте, никогда нет такого.
Е.Афанасьева
―
Антон Долин, у нас заканчивается эфир, посвященный новой телепрограмме «Искусство кино». Кто гости в ближайших выпусках?
А.Долин
―
У нас самые разные люди, у нас есть актриса, например, Маша Шалаева, Алиса Хазанова, Яна Троянова в программе, посвященной феминизму. У нас есть режиссеры, снимавшие фильмы по реальным событиям, и Александр Котт, кстати, только что вот его фильм «Спитак» показывали на Московском фестивале, и Антон Мегердичев, сделавший «Движение вверх», в программе про реальность. И с другой стороны, когда программа про литературу, там у нас и Цекало, продюсер «Гоголя», и Герман НРЗБ, сделавший фильм «Довлатов».
Е.Афанасьева
―
Антон Долин, смотрите передачу «Искусство кино» на «ТВ-3» по пятницам и могу порекламировать, чтобы покупали и ваш журнал.
А.Долин
―
Обязательно, журнал – самое важное.
Е.Афанасьева
―
Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья, до свидания!
А.Долин
―
Пока!
Е.Афанасьева
―
Спасибо.