Премьера проекта 1968.Digital - Тимур Бекмамбетов, Михаил Зыгарь, Карен Шаинян - Телехранитель - 2018-04-29
Е.Афанасьева
―
Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.И сегодня мы будем говорить о проекте, который вроде бы не телевизионный, но это сериал для мобильных телефонов. Да это, в общем, сращение телевидения и того, что называется «digital», а слово «digital» есть в названии этого проекта. «1968. Digital» - проект стартовал одновременно в Америке, во Франции и в России на этой неделе. Авторы проекта – Михаил Зыгарь, Карен Шаинян и Тимур Бекмамбетов у нас в студии. Здравствуйте!
М.Зыгарь
―
Привет!
Т.Бекмамбетов
―
Привет!
К.Шаинян
―
Привет!
Е.Афанасьева
―
Очень рады всем. Об этом будем сегодня говорить, я уже подписалась, все всевозможные варианты на вашем сайте, мне приходит теперь…
М.Зыгарь
―
И на рассылку…
Е.Афанасьева
―
И на рассылку…
М.Зыгарь
―
В «Facebook» и «В контакте»?
Е.Афанасьева
―
И «В контакте», везде.
К.Шаинян
―
И на всех языках?
Е.Афанасьева
―
Вот, кстати, про языки вы мне расскажете, я видела серию, которую Миша нам показал накануне тайком на английском, потом и уже на русском. Что за проект расскажите тем, кто еще не видел, что за сериал для мобильных телефонов? Миша Зыгарь, как, вероятно первая идея от тебя шла или от кого?
М.Зыгарь
―
Сейчас уже даже…
Е.Афанасьева
―
Трудно вспомнить.
М.Зыгарь
―
Я не помню от кого шла первая идея, да…
Т.Бекмамбетов
―
От него, от него,
М.Зыгарь
―
Мы решили, с одной стороны, мы, поскольку до этого мы делали проект «1917», у нас была идея перепрыгнуть сразу через 50 лет и начать рассказывать про 68-ой, потому что это, конечно, самый важный год 20-го века, это год, когда произошло все то, что сделало наш мир сегодняшним. Все, что вокруг нас происходит родом из 68-го…
Е.Афанасьева
―
То есть вы считаете, что только 68-ой? То есть главный?
М.Зыгарь
―
Не только, но, в общем, главный, я считаю…
Е.Афанасьева
―
Во всем мире не…
М.Зыгарь
―
Во всем мире, абсолютно.
Е.Афанасьева
―
Да.
М.Зыгарь
―
Это касается и отношений в обществе, и отношений между мужчинами и женщинами, то есть там и сексуальная революция, и технологическая революция…
Е.Афанасьева
―
И даже как я увидела у вас на сайте, «Биг-Мак» появился.
М.Зыгарь
―
«Биг-Мак» появился, да.
Е.Афанасьева
―
Это шутка, конечно.
М.Зыгарь
―
Нет, это не шутка…
К.Шаинян
―
Это правда.
Е.Афанасьева
―
Не шутка.
М.Зыгарь
―
Не шутка.
Е.Афанасьева
―
Тоже перевернули…
М.Зыгарь
―
«Биг-Мак» начали продавать в 68-ом году.
Е.Афанасьева
―
Тоже перевернул мир.
М.Зыгарь
―
И программа «Время» на центральном телевидении…
Е.Афанасьева
―
Да, в общем-то, конечно.
М.Зыгарь
―
В Советском Союзе возникла тоже в 68-ом году. То есть как бы тут все корнями…
Е.Афанасьева
―
Все…
М.Зыгарь
―
Да, и революция в моде и в музыке, не говоря уже про то, с чем ассоциируется сейчас во многих странах, это какое-то радикальное изменение отношений к правам человека, то есть это протесты и в Штатах против войны во Вьетнаме, и по всей Европе против вторжения в Чехословакию, с одной стороны, и во Франции, то есть тут куча событий.
Е.Афанасьева
―
То есть кажется, что понятно, что такое студенческие революции там, но в Советском Союзе это так очевидно не было…
К.Шаинян
―
Диссиденты, конечно,
Е.Афанасьева
―
Диссиденты. Про которые просто никто не знал?
М.Зыгарь
―
Конечно, нет, ну, как…
Е.Афанасьева
―
Карен Шаинян, да, да, да.
К.Шаинян
―
Да, начала выходить хроника текущих событий, например, и собственно, в качестве реакции на события в Чехословакии вышли…
Е.Афанасьева
―
На Красную площадь. Я к тому, что если в мире это было видно, то в Советском Союзе это было глубоко спрятано, но не менее значимо.
М.Зыгарь
―
Тоже было видно. Ну, то есть, по сути, это рождение диссидентского движения в Советском Союзе это 68-ой год.
Т.Бекмамбетов
―
И в кино произошла революция.
Е.Афанасьева
―
Да, Тимур Бекмамбетов, да, да, да.
Т.Бекмамбетов
―
Режиссеры европейские молодые…
Е.Афанасьева
―
Бунт.
Т.Бекмамбетов
―
Да, подняли бунт против старого кино.
Е.Афанасьева
―
Вы делали, я чуть-чуть сейчас отвлекусь, вы делали, значит, целый год проект, то есть делали вы его больше, но он год существовал активно, проект «1917», Карен, да, с Мишей. Потом у вас есть проект, который вы делали, «Виртуальный музей демократии», да, который сейчас тоже запустился…
Т.Бекмамбетов
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Перестроечный. Это все проекты…
М.Зыгарь
―
Есть еще проект «Карта истории», который…
Е.Афанасьева
―
Да.
М.Зыгарь
―
Запустился, продолжается, будет долго еще продолжаться.
Е.Афанасьева
―
Ваше направление, в котором вы сейчас активно развиваете диджитально-исторический, как вы его называете?
К.Шаинян
―
Сторителлинг.
Е.Афанасьева
―
Нет, сторителлинг это общее, нет, сторителлинг это общее слово. У вас есть какое-то определение вот этому направлению, которое вы сейчас как первопроходцы?
К.Шаинян
―
Мы в принципе говорим всегда, что мы стараемся экспериментировать с форматами сторителлинга.
Е.Афанасьева
―
Сторителлинга.
К.Шаинян
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Диджитально-вирутальными. Это все было чисто российско-советские…
М.Зыгарь
―
Диджитальный сторителлинга, так ласкает русское ухо.
К.Шаинян
―
Да.
Е.Афанасьева
―
В общем, я о чем, это первый проект, который уже международный, да, и меня потрясла история, я сейчас 2 слова скажу, и Михаил расскажет подробнее, Миша у нас в прошлую пятницу выступал с мастер-классом перед теми кто учится в «Школе Первого канала», и когда он рассказал про питчинг этого проекта, что это был в Америке 3 недели по 10 встреч в день, я человек, знающий, что такое питчинговаться, была просто в шоке, не говоря уже про молодых людей. Миша, расскажи кратко, почему в Америке вы стали искать, как действительно это происходило и как вы привлекли Тимура Бекмамбетова? А потом Тимур расскажет, почему он клюнул на вашу идею.
Т.Бекмамбетов
―
Я даже не помню, как, мы просто встретились, и все стало понятно…
М.Зыгарь
―
Да.
Т.Бекмамбетов
―
Что это, да…
Е.Афанасьева
―
Что это в одном русле. Миш?
М.Зыгарь
―
Нам, сначала нам очень понравилось то, с каким вниманием отнеслись, например, американские медиа к проекту 17-го года…
Е.Афанасьева
―
То есть им это тоже было интересно?
М.Зыгарь
―
Проект «1917» собрал всевозможные публикации в «New York Times», «Washington Post», несколько сюжетов на «CNN», то есть идея про то, что можно собрать вот эту максимальную базу…
Е.Афанасьева
―
И оживить ее современными…
М.Зыгарь
―
Дневников и писем, и перевести все на современный язык, это очень оказалось популярным там. И мы решили, что следующий проект нужно сделать не только про российскую историю, но историю с глобальным фокусом, и поехали искать.
Е.Афанасьева
―
Действительно 3 недели по 10…
К.Шаинян
―
Конечно, нет.
Е.Афанасьева
―
Не так? Миша преувеличил?
К.Шаинян
―
Ну, конечно, это было 2 месяца по 20 встреч в день, ну, что вы, Миша никогда не преувеличивает.
Е.Афанасьева
―
Это для того, чтобы люди молодые, у которых есть какая-то идея, думаю, что к Тимуру они часто приходят, и к вам, и думают, что они один раз зашли, им отказали, два раза зашли, им отказали, все мой гениальный проект никто не принял. То есть гениальный проект все равно надо уметь питчинговать и пробить.
М.Зыгарь
―
Скажи, это было очень…
К.Шаинян
―
Это было трудно…
М.Зыгарь
―
Изнурительно, да.
К.Шаинян
―
Это казалось десятью встречами в день, уже даже за 3-4 ты уже выматывался, потому что ты человек для них, ну, совсем какой-то чукотский юноша, который приехал неизвестно откуда со странными идеями, и хочет монетизировать.
Е.Афанасьева
―
И хочет ваших денег.
К.Шаинян
―
Да, и зачем ты должен давать, мало ли куда он с ними потом уедет. И они все говорили: «Да, это гениально, замечательно, очень круто, здорово, вам нужен какой-нибудь миллионер, вот вам телефон»
М.Зыгарь
―
Которому понравится ваш проект…
К.Шаинян
―
И мы звонили
Е.Афанасьева
―
Миллионерам?
К.Шаинян
―
Встречались.
Е.Афанасьева
―
Тоже самое говорил?
К.Шаинян
―
Боже, как это прекрасно, вам нужен какой-нибудь…
Е.Афанасьева
―
Следующий миллиардер?
К.Шаинян
―
Да, другой человек, сейчас я подумаю, вот телефон.
Е.Афанасьева
―
Но потом вы дошли до Тимура?
К.Шаинян
―
Да, это было очень символично…
М.Зыгарь
―
И в конце в Лос-Анджелесе, да.
Е.Афанасьева
―
Кто дал контакт Тимура и сказал: «Вот этот миллионер вам нужен»?
М.Зыгарь
―
Мы знали Тимура.
К.Шаинян
―
Мы, слава богу, были знакомы
Е.Афанасьева
―
Тимур.
К.Шаинян
―
Это было очень символично…
Е.Афанасьева
―
Да.
К.Шаинян
―
Когда в последний практически день перед отлетом мы поехали к Тимуру и долго его искали, и поднимались все выше и выше по этому холму, и на самом пике где-то за последними воротами мы увидели Тимура, который сидел в своем волшебном доме диснеевском.
Т.Бекмамбетов
―
Я…
Е.Афанасьева
―
Диснеевском? То есть сказки продолжают идти из диснеевского дома, понятно.
Т.Бекмамбетов
―
У меня был свой путь к этому проекту.
Е.Афанасьева
―
Да, Тимур, расскажите, вы как?
Т.Бекмамбетов
―
Мы уже лет, наверное, 6 занимаемся языком, который называется «screen life».
Е.Афанасьева
―
Да. Вы даже, насколько я понимаю, это ваш термин?
Т.Бекмамбетов
―
Ну, да, термин, да, наш.
Е.Афанасьева
―
Скромно сказал Тимур.
Т.Бекмамбетов
―
Да, да. И это история про то, что люди, мы сегодня все живем в наших экранах, сегодня все наши события основные в жизни, страсти все разворачиваются на экранах, и мы начали изучать этот вопрос, чтобы рассказать про современного человека, нужно заглянуть…
Е.Афанасьева
―
Появилось «Удалить из друзей», фильм.
Т.Бекмамбетов
―
Да. И вот я ищу уже много лет, вот все эти годы я ищу партнеров, людей, которые могут взять наш опыт, наши знания, да, и, там не знаю, идеи, и применять. И когда мы встретились, стало понятно, что лучше формы, я посмотрел то, что Миша с Кареном делают, и понял, что точнее формы для этой идеи просто не существует.
Е.Афанасьева
―
Но все-таки ваш проекты были кино, кино, его можно было смотреть на большом экране, можно не на большом, а это вы заранее определили, что это сериал для мобильных телефонов, так, нет?
К.Шаинян
―
Не заранее.
Е.Афанасьева
―
Нет, не заранее?
Т.Бекмамбетов
―
Незаранее.
Е.Афанасьева
―
А как это было, Тимур?
К.Шаинян
―
Это мы придумали уже…
Е.Афанасьева
―
Да, Карен.
М.Зыгарь
―
Это самое вышло, мне кажется. Мы обсуждали и потом…
Е.Афанасьева
―
То есть если кто-то не видел, и вы откроете на компьютере, у вас все равно будет вертикальное видео?
Т.Бекмамбетов
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Формат, который удобнее всего смотреть с гаджета.
Т.Бекмамбетов
―
Ну, это просто реальность такова, что мир стал более стройным…и мобильным.
Е.Афанасьева
―
Тимур, а для вас, как для режиссера и продюсера это пока все-таки экспериментальная часть, вот это «screen life»?
Т.Бекмамбетов
―
Нет…
Е.Афанасьева
―
Или это уже мейнстрим, направление главное для вас?
Т.Бекмамбетов
―
Для меня это мейнстрим, я, если я провожу треть своего времени, как вы, как, впрочем, многие из наших слушателей проводят перед своими экранами, соответственно треть всего контента, треть всех историй, фильмов, клипов, новостей, новостных выпусков должны быть именно в этом формате.
Е.Афанасьева
―
Треть это, наверное…
Т.Бекмамбетов
―
Потому что люди стали двигаться.
Е.Афанасьева
―
Мы с вами, поколение Х, вы даже пограничник…
М.Зыгарь
―
Я пограничник.
Е.Афанасьева
―
Что называется, это люди, которые прекрасно впитывают ценности поколения предыдущего и следующего, то мы треть, а думаю, что те, кто сейчас игреки и зеты, они уже не треть, они уже больше.
Т.Бекмамбетов
―
Конечно.
Е.Афанасьева
―
Гораздо, да.
Т.Бекмамбетов
―
И главное, что, главное, не сколько времени мы проводим, а что все самые главные события нашей жизни сегодня случаются на экране.
Е.Афанасьева
―
Абсолютно.
Т.Бекмамбетов
―
То есть люди влюбляются, ссорятся.
Е.Афанасьева
―
Расстаются, карьеру делают.
Т.Бекмамбетов
―
Теряют деньги, врут друг другу, врут остальным.
Е.Афанасьева
―
То есть может быть произнесено вслух ни слова, а такие бури и трагедии творить, что…
Т.Бекмамбетов
―
Да, в виде кликов, в виде эмоджи. И чтобы рассказать про нас, про сегодняшних людей, совершенно недостаточно сегодня камеры, показывать человека, сидящего с телефоном в руках, ничего не выражающего.
М.Зыгарь
―
Можно я…
Е.Афанасьева
―
Тимур Бекмамбетов.
М.Зыгарь
―
Я сейчас вспомнил историю, как раз у нас на следующей неделе выйдет четвертая серия, потому что теперь каждые серии будут выходить по разу в неделю…
Е.Афанасьева
―
Еще раз, мы говорим о проекте «1968. Digital», на данный момент вышло 3 серии.
М.Зыгарь
―
Да, мы стартовали с трех.
Е.Афанасьева
―
Вы можете смотреть «В контакте», в «Facebook» отдельный проект, который будет вам…
М.Зыгарь
―
На сайте «Амедиатека».
Е.Афанасьева
―
«Амедиатека».
М.Зыгарь
―
И на сайте «1968.digital».
Е.Афанасьева
―
Точка digital. Вы можете подписаться, вам будут уведомления приходить…
М.Зыгарь
―
И как раз…
Е.Афанасьева
―
Извини, Миша, я просто…
М.Зыгарь
―
Да, спасибо. Так вот как раз на следующей неделе будет четвертая серия про, собственно, начало парижский событий, и главным героем будет Франсуа Трюффо, французский режиссер, как раз в начале 68-го года он снимает фильм, который его, в том числе тоже прославит, фильм «Украденные поцелуи», так вот там как раз о том, что говорил Тимур, там ключевая сцена этого фильма, когда главный герой стесняется сделать предложение своей девушке, и поскольку он стесняется это говорить, и поэтому они сидят на кухне вдвоем, кроме них нет никого в доме, они завтракают, он ей пишет записочки на бумажке, передает, а она ему отвечает.
Е.Афанасьева
―
Миша…
М.Зыгарь
―
А в 68-ом году это выглядит довольно диковато, но…
Е.Афанасьева
―
Миша, вспомните «Анну Каренину»
М.Зыгарь
―
Но сегодня это выглядело бы нормально.
Е.Афанасьева
―
Признание Левина, Левина, как его правильно говорить, буквы, предвестник просто наших смсок. Толстой…
М.Зыгарь
―
Все всегда хотели чатиться, просто у них не было возможности.
Е.Афанасьева
―
Просто у них не было возможности.Мы говорим о проекте «1968. Digital». Он стартовал на этой неделе в Америке, Франции в России одновременно. Кто же в итоге стал вашими партнерами, кто эти люди, которые раскошелились, дали денег и поверили?
К.Шаинян
―
Да, это великая история.
Е.Афанасьева
―
Карен Шаинян, да.
К.Шаинян
―
Это великая история, потому что в России это «Альфа-банк», единственный на данный момент частный банк, как ни странно…
Е.Афанасьева
―
Все остальных не осталось?
К.Шаинян
―
Да.
М.Зыгарь
―
Крупных.
К.Шаинян
―
Так или иначе, у остальных есть государственная какая-то доля.
Е.Афанасьева
―
Они не рискнули давать на «68-ой год»?
К.Шаинян
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Понятно.
К.Шаинян
―
«Альфа-банк»…
Е.Афанасьева
―
Рискнул.
К.Шаинян
―
Очень любит экспериментировать именно с…
Е.Афанасьева
―
Надо аккуратнее говорить, а то потом….
К.Шаинян
―
Нет, тут как раз нет ничего рискованного. Вы знаете, мы посчитали, что из 40 серий только около трети касаются общественно-политических событий, остальное, это, в общем-то, события, которые происходили в культуре…
М.Зыгарь
―
Да, и то эти общественно-политические….
К.Шаинян
―
В искусстве.
М.Зыгарь
―
Феминистское движение в США.
К.Шаинян
―
В литературе, да. И вообще…
Е.Афанасьева
―
А сексуальная революция был значительнее, чем…
К.Шаинян
―
Есть какой-то шлейф, что это все…
М.Зыгарь
―
Она важнее.
К.Шаинян
―
Про протесты, революции и так далее, но это не так.
Е.Афанасьева
―
Это российский партнер, а вот те туры в Америке кого дали вам все-таки?
К.Шаинян
―
Главным образом там у нас появился партнер по дистрибуции, великий, прекрасный «BuzzFeed News», один из самых крупных цифровых медиа в Штатах, ну, и в мире вообще. И они уже со своей стороны перепродали нас «Apple News», это такое приложение, которое аккумулирует все новости, которые будут тебе интересны. В России его, к сожалению, нет, а в Америке это гигантская платформа и там, в общем, десятки миллионов людей ежедневно. Мы появились и там, и там, на двух…
Е.Афанасьева
―
Платформах.
К.Шаинян
―
Да.
М.Зыгарь
―
То есть по сути все англоязычные обладатели айфонов…
Е.Афанасьева
―
Айфонов, вас видят?
М.Зыгарь
―
Посмотрели уже.
Е.Афанасьева
―
А во Франции это газета «Liberation»?
К.Шаинян
―
«Liberation», да.
Е.Афанасьева
―
Три пика, значит, понятно, что Америка, Франция, а будет ли какое-то расширение или пока…
К.Шаинян
―
Да, и мы надеемся, что появится немецкая версия, например, мы говорим сейчас про это.
Е.Афанасьева
―
Тогда вы будете делать отдельно какую-то немецкую линию или пока просто переведут?
К.Шаинян
―
Адаптация.
К.Шаинян
―
Там есть немецкие сюжеты.
Е.Афанасьева
―
А, есть.
М.Зыгарь
―
У нас все сюжеты и все серии одинаковые во всех языковых версиях мы показываем контентно одно и тоже, просто мы адаптируем полностью, люди переписываются на своем языке и говорят на своем…
Е.Афанасьева
―
На своем, понятно. А…
М.Зыгарь
―
Языке, это большем, чем просто «Voice Over».
Е.Афанасьева
―
Извините, перебиваю.
М.Зыгарь
―
Прости, да.
Е.Афанасьева
―
Ничего страшного. А Азия никак не присутствует в событиях 68-го года, Тимур? Тимур, как азиатская кровь…
Т.Бекмамбетов
―
Вы на меня посмотрели.
Е.Афанасьева
―
НРЗБ. В Азии вообще это было…
М.Зыгарь
―
Там очень много, там культурная революция в Китае, там точно такие же студенческие протесты, как…
Е.Афанасьева
―
То есть может расширяться это все в Азию, ваш проект?
М.Зыгарь
―
Ну, я просто думаю, что китайский файрвол нам не так просто…
К.Шаинян
―
Подождите, у нас будет серия про Китай, она будет очень смешная, потому что там будут все интерфейсы китайских чатов, китайских сайтов.
Е.Афанасьева
―
А, те, где они сейчас живут?
К.Шаинян
―
Да.
М.Зыгарь
―
Они будут в чате переписываться…
Е.Афанасьева
―
Да, у них же нет нашего, мировых всех сетей.
К.Шаинян
―
Да, там все по-другому.
Е.Афанасьева
―
Я…
М.Зыгарь
―
Но кроме этого я еще хотел сказать, что в Японии на самом деле такие же студенческие протесы, как и во Франции…
Е.Афанасьева: В 68
―
ом?
М.Зыгарь
―
В Германии, конечно, абсолютно, и, ну, один из важных героев – это Мисима, который именно с 68-го года начинает создание своей армии, которая должна по его замыслу…
Е.Афанасьева
―
Да.
М.Зыгарь
―
Совершить переворот.
К.Шаинян
―
А заканчивая тему про деньги, вы спрашивали.
Е.Афанасьева
―
Да, все-таки закончим важную тему.
К.Шаинян
―
«Альфа-банк», наш генеральный спонсор в России дал нам возможность запуститься, и мы сейчас продолжаем, поскольку этот формат, он располагает очень к разному продакт-плейсменту, нативной рекламе, мы надеемся, что мы сможем это удачным образом сделать.
Е.Афанасьева
―
«Макдональдс» не привлекли в качестве все-таки…
К.Шаинян
―
А вы будете смеяться, мы с ними тоже ведем потихоньку…
М.Зыгарь
―
Мы надеемся.
К.Шаинян
―
Этот разговор, да.
Т.Бекмамбетов
―
Во всяком случае, сегодня на премьере нашего проекта в кинотеатре «Фитиль» фуршет будет исключительно состоять из «Биг-Маков».
Е.Афанасьева
―
«Биг-Маков». Я вспомнила сегодня, что Тимур был в программе «Телехранитель» ровно 10 лет назад, мы в Новый год с ним разговаривали о счастье, потому что выходил проект «Ирония судьбы. Продолжение», вот в этой студии, 10 лет. Тимур, вот как раз хочется спросить, за 10 лет произошла абсолютно революция в наших с вами умах, когда мы говорили об «Иронии судьбы. Продолжение», еще не было соцсетей, еще не было по сути, то есть айфон уже вышел, но он еще не стал, у вас еще в «Иронии судьбы» телефоны хоть и действуют как главный практически, действующие лица, но…
Т.Бекмамбетов
―
Видите, какое предвидение.
Е.Афанасьева
―
Как поменялось ощущение вот это мира за 10 лет по вашему ощущению?
Т.Бекмамбетов
―
Ну, этот наш замечательный проект, он как раз яркая декларация этих изменений, потому что если этот наш фильм, сериал, показать людям 10 лет назад, то они ничего, даже просто не поняли бы ничего из этого. То есть мы, мне кажется, что мы, правда, уходим постепенно из физического мира в мир, в мир digital, в мир экранов. Экраны будут меняться, думаю, экраны будут там другие, «Viar», 360 градусов, в голове, это неважно, тем не менее, я очень верю в то, что этот стиль, тот язык, на котором рассказана история 1968-го года, это не фишка, ну, в смысле не просто такой, прикольная такая вещь, это суть этого проекта, потому что он…о времени, кстати, у меня в голове другой линк возник, еще 10 лет раньше, с роликами банка «Империал»…
Е.Афанасьева
―
«Империал».
Т.Бекмамбетов
―
Потому что тогда на самом деле, вообще я историю очень любил в школе, тогда в то время просто история была рассказана в формате рекламы, потому что тогда реклама…
Е.Афанасьева
―
Тогда реклама только и существовала, да.
Т.Бекмамбетов
―
Была тем самым форматом, который люди понимали, интересно узнавать что-то про банки, про что-то еще…
Е.Афанасьева
―
До первой звезды нельзя и все прочее.
Т.Бекмамбетов
―
Да, и просто перепаковали историю в формат рекламных роликов, и был тогда не «Альфа-банк», «Альфа-банк» был, я с ними...
Е.Афанасьева
―
Это был «Инком», да?
Т.Бекмамбетов
―
Это был, нет…
М.Зыгарь
―
Банк «Империал»,
Е.Афанасьева
―
А.
Т.Бекмамбетов
―
«Империал», да.
Е.Афанасьева
―
«Всемирная история. Банк Империал»,
Т.Бекмамбетов
―
Да. Это была та форма…
Е.Афанасьева
―
Сторителлинга.
Т.Бекмамбетов
―
Сторителлинга, в смысле хистори.
М.Зыгарь
―
Хисторителлинга.
Е.Афанасьева
―
Хисторителлинга.
Т.Бекмамбетов
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Мы сейчас…
Т.Бекмамбетов
―
Так что каждое новое время находит свой уникальный язык для рассказа исторических анекдотов.
Е.Афанасьева
―
Мы сейчас прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы», и продолжим разговор о проекте «1968. Digital», первый сериал для мобильных устройств. Михаил Зыгарь, Карен Шаинян и Тимур Бекмамбетов, авторы и продюсеры проекта.НОВОСТИ
Е.Афанасьева
―
Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, вот Михаил Зыгарь никак не может наговориться с Тимуром Бекмамбетовым, тут еще Карен Шаинян, они продюсеры нового проекта, который называется «1968. Digital». Несмотря на то, что вроде бы проект digital, мы говорим в программе «Телехранитель», и все чаще мы говорим о том стыке телевидения с цифровой реальностью, когда проекты создаются в нескольких реальностях одновременно, я считаю, что это правильное направление рассказа о программе, потому что телевидение – это не ящик в углу комнаты, он только для бабушек наших остался с вот этой кнопкой на телевизоре. То, что мы смотрим на мобильных устройствах и фильмы Тимура, и проекты ваши, и какие-то сериалы, «HBO», еще чего-то, это все равно в нашем понимании такое широкое телевидение. Мы остановились на рассказе Тимура про историю сторителлинга, которая начиналась с «Всемирной истории. Банк Империал», 90-ые соответствовали рекламе, 2000-ые соответственно это было кино, и ярче все выразилось, наверное, в истории, в «Иронии судьбы. Продолжении», потому что это продолжение тоже «Иронии», сторителлинг советский…
Т.Бекмамбетов
―
Постмодернизм.
Е.Афанасьева
―
Присутствует. Так вы начали говорить о том, почему вы поверили в этих ребят, что это ваше основное направление, «Screen Life», да.
Т.Бекмамбетов
―
Да, поверил я, мне очень интересно было найти применение для нашего языка, но на самом деле поверил я по одной простой причине, что вообще во всем очень важен профессионализм и, ну, убежденность в том, что ты делаешь, и то, что я увидел, это, самое главное, что это очень качественный материал, то есть было понятно, что наша форма подходит для этого материала, но самое главное, что он очень качественный, глубокий, и что я думаю, что это не последний, не последний год, про который рассказывается этой командой и в таком формате, и…
Е.Афанасьева
―
Новые «Намедни» начнутся, год за годом, год за годом будете рассказывать в новом жанре, потому что молодое поколение намедни для них уже устаревший язык, я имею в виду парфеновские, я уже не говорю про то, как в советское время делали к юбилею революции «Наша биография», тоже год за годом…
Т.Бекмамбетов
―
Знаете, что еще интересно, я могу, наверное, проанонсировать, что с середины мая, дату точно не могу сказать, у этого проекта появиться еще одна инновационная составляющая, он будет еще и кликабельный, то есть зритель, посмотрев серию, может, поскольку он смотрит на своем мобильном телефоне, он может в него, начать в нем рыться и находить информацию, которая…
Е.Афанасьева
―
Углубляться.
Т.Бекмамбетов
―
Не, да, не в виде нарратива, а которая есть там глубже, но это чуть позже.
Е.Афанасьева
―
Тимур, вы много лет уже живете в Америке, вот там реакция, как вам кажется, реакция зрителей на этот проект в Америке, в Росси будет примерно одинаковая или разная?
Т.Бекмамбетов
―
Вы знаете, я не могу сказать, какая там будет реакция, скорее Карен знает.
Е.Афанасьева
―
Карен?
Т.Бекмамбетов
―
Миша знает.
Е.Афанасьева
―
Миша?
Т.Бекмамбетов
―
Потому что я только слышал, что…интерес и удивление, как сказать, не негодование, реакция, бурная реакция как раз проявляется именно в Америке…
Е.Афанасьева
―
Да, что вы? Рассказывайте.
Т.Бекмамбетов
―
Потому что в первых сериях рассказывается…
Е.Афанасьева
―
Ну, первая серия, это в России, в общем, малоизвестная певица…
К.Шаинян
―
На самом деле получилось так, что, да, самая первая Эрта Китт.
Е.Афанасьева
―
Эрта Китт.
К.Шаинян
―
Такая чернокожая звезда, которая…
Е.Афанасьева
―
То есть у нас это не широко, то есть Мартин Лютер Кинг мы знаем, из первых трех ваших серий, Гагарина, разумеется, знаем.
К.Шаинян
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Эрта была для нас самая малая…
К.Шаинян
―
Очень, конечно, волнующий момент, публиковать что-то в Америке про историю…
Е.Афанасьева
―
Америки.
К.Шаинян
―
Черного движения.
Е.Афанасьева
―
А, черного. До сих пор это болезненно?
К.Шаинян
―
Ну, конечно, это важная вещь. Ну, вот Миша давал посмотреть эту серию…
М.Зыгарь
―
Я, да…
К.Шаинян
―
Точнее наш, у нас есть в Америке продюсер, Оля НРЗБ, которая там занимается как раз партнерами, маркетингом, и она показывала черновик серии про Кинга своим подругам чернокожим и которые показывали своим тоже друзьям…
М.Зыгарь
―
Я же еще ездил на «TED» в Ванкувере.
Е.Афанасьева
―
Да, «TED».
М.Зыгарь
―
И я там тоже показывал разным своим…
Е.Афанасьева
―
Фокусная группа, да…
М.Зыгарь
―
Случайным прохожим и новым знакомым.
К.Шаинян
―
Большим облегчением было, что даже чернокожие, местное население, увлеченное…
Е.Афанасьева
―
Афроамериканцы.
К.Шаинян
―
Темой защиты прав, все были довольны.
Е.Афанасьева
―
А в чем вот это…бурная реакция в чем?
М.Зыгарь
―
Был, довольно интересно, например, есть, было несколько отзывов, которые мне ужасно понравились, например, одна девушка показала своему маленькому ребенку серию про Мартина Лютера Кинга и шестилетний подросток, шестилетний мальчик сказал: «Наконец-то я что-то узнал интересное про историю чернокожих в Америке»
Е.Афанасьева
―
А кстати, первые две серии получилось, три из трех, две, чернокожие у вас герои.
К.Шаинян
―
Да.
М.Зыгарь
―
Так вышло. А потом еще я, тоже была любопытная реакция, который сказал: «Черт, я так, как же я не догадался? Конечно, ФБР убили Мартина Лютера Кинга, а я даже не подозревал что это так, а вы все объяснили, все вы сделали»
Е.Афанасьева
―
Ура, наконец. Какой у меня вопрос еще возник. Смотрите, когда я следила за проектом «1917», мне это было страшно любопытно, ну, какие-то герои более, какие-то менее, в силу всех наших, того, что мы когда –то это читали, знали, нам в советское время отношение к каким-то этим людям внушали или мы их сами опровергали, когда я смотрела ваш проект «Виртуальный музей демократии», у меня была, разумеется, совершенно иная реакция, потому что это перестройка, и Съезды депутатов и вот это все, в момент этот я уже жила, более того, там работа на Съездах, как парламентский корреспондент, Миша неслучайно даже присылал посмотреть заранее эту серию. Реакция людей, которые молодые, понятно, для них это терра инкогнита, вот этот мир, эта история, а реакция людей, которые в ней жили, вы на нее рассчитываете как-то? Они, для них это, в общем, среда уже не очень привычная, люди, которые помнят 68-ой год хорошо…
Т.Бекмамбетов
―
Среда, имеете в виду мобильный телефон?
Е.Афанасьева
―
Да.
Т.Бекмамбетов
―
Да вы что, как это.
Е.Афанасьева
―
Это вы самый продвинутый, Тимур.
Т.Бекмамбетов
―
Нет, я думаю, что…
М.Зыгарь
―
Я не знаю, у меня есть одна, один не очень…
Е.Афанасьева
―
Референтный персонаж.
М.Зыгарь
―
Приятный фидбэк. Я должен встретиться, думаю, с этим человеком и ему показать, потому что Владимир Владимирович Познер…
Е.Афанасьева
―
Хорошо, что Познер.
М.Зыгарь
―
Да.
Е.Афанасьева
―
А не другой.
М.Зыгарь
―
Он, видимо, еще не видел серию, но…
Е.Афанасьева
―
И что уже сказал, что не нравится?
М.Зыгарь
―
Он услышав характеристику, что это первый сериал для мобильных телефонов, вот эта формулировка …
Е.Афанасьева
―
Сразу…
М.Зыгарь
―
Ему не очень понравилась, и он так довольно горько написал мне, что с огорчением слышит о том, что вот такой жанр…
Е.Афанасьева
―
Я думаю, что надо срочно встретиться.
М.Зыгарь
―
Изобретен, потому что это значит, что никакого качества больше быть не может, никакой качественный работы со звуком, со светом…
Е.Афанасьева
―
Понятно.
М.Зыгарь
―
И в общем, проститься можно со всем…
Е.Афанасьева
―
Профессионализмом.
М.Зыгарь
―
Да.
Е.Афанасьева
―
О котором говорил Тимур. Я думаю…
М.Зыгарь
―
У меня теперь цель просто показать ему это все своими руками.
Е.Афанасьева
―
Я думаю, что когда ты покажешь Познеру, он наоборот вам начнет говорить какие-то замечания, потому что он уже тогда активно жил, причем это человек, который с тремя этими странами абсолютно плотно связан, с Америкой, с Советским Союзом и с Францией.Тимур, вы, как я поняла, из продюсеров единственный, кто хоть как-то можете помнить 68-ой год, хотя были совсем ребенком…
Т.Бекмамбетов
―
Да.
Е.Афанасьева
―
А у вас какие…
М.Зыгарь
―
Что ты помнишь в 68-ом году?
Е.Афанасьева
―
Да, что-то вы помните об ощущении мира того времени?
Т.Бекмамбетов
―
Я помню…
Е.Афанасьева
―
Вы в школу, наверное, пошли, да?
Т.Бекмамбетов
―
До этого был 67-ой, вот если честно, если бы меня спросили, я не помню 68-ой, но я его помню, потому что он был после 67-го, а в 67-ом писали, все писали «67», потому что было 50 лет революции…
Е.Афанасьева
―
А.
Т.Бекмамбетов
―
И весь 68-ой год был посвящен в моим сознании остался в качестве оставшихся полуистлевших плакатов на улицах, 67-ой год, и орденов на груди там у родителей и там за какие-то там заслуги перед Советским государством, были ордена и знаки почетные 67-го года. А 68-ой год, он остался у меня, ну, как год, когда я пошел в школу, например. И я помню его скорее по фотографиям своим, я то не помню, я помню…
Е.Афанасьева
―
Сами фотографии.
Т.Бекмамбетов
―
Сами фотографии, ну, не знаю…
Е.Афанасьева
―
В советское время оставалось 1, 2 фотографии.
М.Зыгарь
―
Насколько проще будет сегодняшним школьникам, которые пошли в этом году.
Е.Афанасьева
―
Ну, кстати, я не знаю, как вот вы, мои дети, даже думаю, Мишина дочка тем более, они уже не могут понять, что они помнят сами, а что они видят, потому что такое количество сохранено фотографий, видео с их самого момента рождения, что сделать вот эту грань, мы сейчас точно можем сказать, мы помним себя с таких то примерно лет, ну, потому максимум 2 фотографии, 3, младенца, потом школьника или в детском саду с каким-нибудь автоматом или с куклой, в советское время, да, Тимур.
К.Шаинян
―
Я вас хочу расстроить, согласно последним исследования нейробиологов мы тоже с вами…
Е.Афанасьева
―
Не помним.
К.Шаинян
―
Да, одинаково придумываем и помним. И то, что мы считаем своими воспоминаниями, примерно на половину состоит из наших воображаемых…
Е.Афанасьева
―
Вероятно…
М.Зыгарь
―
Или…
К.Шаинян
―
Фантазий.
М.Зыгарь
―
Из рассказов взрослых.
К.Шаинян
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Ваш проект поможет как-то…
К.Шаинян
―
Вы помните историю про коробку с ксероксом? Из под ксерокса которые выносили деньги?
Е.Афанасьева
―
Ну, я работа в то время, поэтому помню.
К.Шаинян
―
Вот ее не было, не было этой коробки.
Т.Бекмамбетов
―
Один из этих ксероксов…
Е.Афанасьева
―
Все говорят про то, что если несколько человек…
М.Зыгарь
―
НРЗБ.
Е.Афанасьева
―
Которые участвовали в одной, да, тогда очень шутили много про это.
М.Зыгарь
―
У меня еще любимая история про то, что если спрашиваешь человека: «Что вы делали 19 августа 1991-го года?», многие говорят, что вот просыпаюсь я, включаю телевизор, а там «Лебединое озеро»…
Е.Афанасьева
―
А оно не сразу…
М.Зыгарь
―
И подумал: «Что-то не ладно». Ну, а по программе в 5 часов вечера показывали «Лебединое озеро».
Е.Афанасьева
―
Да, «Лебединое озеро» показывали уже очень нескоро.
М.Зыгарь
―
То есть довольно поздно нужно было проснуться.
Е.Афанасьева
―
Говорят, что если люди, участвующие в одном событии, напишут мемуары, это будут совершенно разные мемуары.
К.Шаинян
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Я все-таки еще раз напомню тем, кто, может быть, чуть позже включил радио, что мы говорим о проекте «1968. Digital», он существует как сериал для мобильных устройств, а также вы можете смотреть на любых других устройствах на сайте, «В контакте», «Facebook», сам сайт «1968…»
М.Зыгарь
―
Точка digital.
Е.Афанасьева
―
Точка digital.
К.Шаинян
―
«Амедиатека».
Е.Афанасьева
―
И в «Амедиатеке», да, это все легально, подчеркиваю.
К.Шаинян
―
Абсолютно.
М.Зыгарь
―
И на сайте «BuzzFeed» по-английски можно…
Е.Афанасьева
―
Английская, да, можно смотреть.
К.Шаинян
―
На сайте «Liberation» можно по-французски тоже/
Е.Афанасьева
―
Да, так что тренируйте языки. Карен Шаинян, Михаил Зыгарь, Тимур Бекмамбетов, продюсеры этого проекта.Я вот еще какой продюсерский вопрос хочу задать, из первых трех серий видно, что у вас огромное количество того, что называют контент, там фрагменты песен известных, фотографий, Тимур, это же страшно дорого стоит использование всего этого, что вы с этим делали, как вы решили вопрос?
Т.Бекмамбетов
―
У нас же проект образовательный…
Е.Афанасьева
―
А…
К.Шаинян
―
На самом деле, к сожалению, нам приходиться это покупать.
Е.Афанасьева
―
Вот, я об этом.
М.Зыгарь
―
Но не все.
К.Шаинян
―
Но для нас делают специальные цены.
Т.Бекмамбетов
―
То есть цены не как для Тимура в кино, а как…
К.Шаинян
―
Да, мы не продаем билеты, с нас нечего взять .
Е.Афанасьева
―
Ну, потому что…
Т.Бекмамбетов
―
Это же бесплатный просмотр.
Е.Афанасьева
―
Поэтому можно, понятно.
Т.Бекмамбетов
―
Нет, мы платим за все права, просто цена меньше из-за того, что проект…
Е.Афанасьева
―
Тимур, у вас уже какой по счету проект из вашего «screen life», значит были «Удалить из друзей», о блоггерах…
Т.Бекмамбетов
―
Да это он и есть. Потом был, у него есть, сейчас уже выходит продолжение…
Е.Афанасьева
―
Про блоггеров или удалить?
Т.Бекмамбетов
―
Нет, нет, «Блоггеры» - это не вышедший проект…
Е.Афанасьева
―
А, не вышедший.
Т.Бекмамбетов
―
Который нашел, один из блоггеров нашел в сети где-то…
Е.Афанасьева
―
А потом долго критиковал «Bad Comedian», да?
Т.Бекмамбетов
―
Да, за что мы благодарны. Это снято 7 фильмов.
Е.Афанасьева
―
7, какие?
Т.Бекмамбетов
―
Сейчас я вам перечислю.
Е.Афанасьева
―
Давайте, кто вдруг не видел.
Т.Бекмамбетов
―
Первый «Unfriended»«Удалить из друзей», сиквел снят, продолжение «Unfriended», он выходит вот сейчас осенью. Снят фильм «Search», назывался он «Поиск», у нас, детектив. Снят фильм «Профиль», который я снял, вот вчера мы показывали его здесь.
М.Зыгарь
―
Да, это наш любимый.
Т.Бекмамбетов
―
Да, это вот, наверное, тем я покорил сердца журналистов.
К.Шаинян
―
Да, это очень крутое кино.
Т.Бекмамбетов
―
Это фильм про журналистов.
Е.Афанасьева
―
А, очень хочу посмотреть.
Т.Бекмамбетов
―
И снят фильм «Днюха», здесь Роман Каримов снял в России фильм.
Е.Афанасьева
―
«Днюха»?
Т.Бекмамбетов
―
Да, называется «Днюха». Снят фильм, называется он НРЗБ, в общем, очень много фильмов. А, мы еще сняли очень интересную вещь, в декабре мы сняли реалити-шоу для «В контакте», это был, музыкальная премия «В контакте», которую смотрели в прямом эфире тоже люди с мобильного телефона Павла Воли. В общем, мы пытаемся найти интересных…интересных авторов, которые возьмут эти, возьмут эту идею и будут из нее делать, то, что, самовыражаться.
Е.Афанасьева
―
А как отличается ваша работа и как автора-режиссера, и как продюсера над классическим кинопроектом, который идет кинотеатральным релизом, и над этим?
Т.Бекмамбетов
―
Разницы никакой нет, потому что у нас сегодня будет наш «1968. Digital» будет показан в кинотеатре на экране и…
М.Зыгарь
―
Особым образом.
Т.Бекмамбетов
―
Особым образом, не будем говорить каким.
Е.Афанасьева
―
А у вас то есть нет разницы в продвижении или все-таки?
Т.Бекмамбетов
―
Конечно, есть. Я думаю, что digital в принципе изначально контент должен быть бесплатный. Ну, органически он был бесплатный или по подписке…
Е.Афанасьева
―
То есть вот эти все фильмы, которые вы назвали…
Т.Бекмамбетов
―
Не, не, не, сейчас. Все фильмы, которые мы сняли, 7 фильмов, они все традиционные фильмы, которые мы…
Е.Афанасьева
―
Для кинотеатра.
Т.Бекмамбетов
―
На экране «IMAX» люди полтора часа смотря на свой мобильный телефон или на свой компьютер, платят за это, не знаю, там 300 рублей, счастливы, хохочут, смеются, плачут также, как на любом традиционном обычном фильме. Но у них есть еще другая жизнь, жизнь цифровая, поскольку они сделаны проэкраны, они дистрибутируются через разные платформы, люди могут скачивать, их смотреть, это совершенно другой тип смотрения. Так что мы не знаем, вы меня спрашиваете, как будто я этим занимаюсь лет 15, а мы занимаемся этим всего 3 года.
Е.Афанасьева
―
Ну, понятно, мы же с вами поговорили, что 10 лет назад невозможно было представить.
Т.Бекмамбетов
―
Да, мы только осваиваем это пространство, и мы делаем первый фильм, который показали «screen life»фильм, который показали на экране. Сейчас мы первый сериал телевизионный образовательный, который люди посмотрят.
Е.Афанасьева
―
Расскажите еще подробнее, у вас 40 серий, да, сейчас?
К.Шаинян
―
40.
Е.Афанасьева
―
Кто основные…
М.Зыгарь
―
Будет 40.
Е.Афанасьева
―
Будет.
М.Зыгарь
―
Сейчас сделаны…
Е.Афанасьева
―
Раз в неделю дальше после трех, залп из первых трех серий на текущей неделе…
М.Зыгарь
―
Будет по одной серии…каждую неделю будет выходить одна серия…
Е.Афанасьева
―
Я плохо считаю. До конца года примерно, да?
М.Зыгарь
―
До конца года ровно.
Е.Афанасьева
―
Ровно.
М.Зыгарь
―
И в последнюю неделю выйдет снова 3 серии, это будет такой финальный рождественский пакет.
Е.Афанасьева
―
Можете открыть, кто герои серий, может, не всех, но как-то заинтриговать?
К.Шаинян
―
Сейчас французы начнутся.
М.Зыгарь
―
Там такие там, да, там сначала французы, ну, там, в общем, это такие супер звезды, которых мы все знаем, Джон Леннон, Мик Джаггер, Мухаммед Али, Роберт Кеннеди, Габриэль Гарсиа Маркес.
К.Шаинян
―
Ив Сен-Лоран.
М.Зыгарь
―
Высоцкий, Солженицын, Сахаров, Брежнев, Ив Сен-Лоран.
Е.Афанасьева
―
Все говорят, что я стар, я супер стар.
К.Шаинян
―
Да, да, да.
Е.Афанасьева
―
Тимур, вот еще вопрос по поводу формата, что называется, понятен формат, который есть у современного более сериала, да, понятен, как работает формат кино, формат вот этого, 8 минут у вас, да, плюс минус где-то, вот этот формат вам он кажется как, он, какие у него законы, вот вы именно как режиссер и драматург в отличие от ребят, которые, как я понимаю, все-таки не режиссеры и не драматурги?
Т.Бекмамбетов
―
Нет, я думаю, что…
М.Зыгарь
―
Теперь уже и они тоже.
Е.Афанасьева
―
Теперь уже вы.
Т.Бекмамбетов
―
Во-первых, они, во-вторых, на самом деле это больше журналистика, поэтому они лучше меня понимают информацию и…
Е.Афанасьева
―
То есть это все-таки документальный…
Т.Бекмамбетов
―
Нет, это история, но рассказанная языком журналистики.
К.Шаинян
―
Это сложный вопрос, конечно, его нельзя назвать документальным по-настоящему, потому что несмотря на абсолютно документальную историю, которая там рассказывается…
Е.Афанасьева
―
Смски они друг другу не писали в чатах.
К.Шаинян
―
И кучу документального контента фото и видео, это не документальное кино совсем, потому что это, конечно, арт и эта форма, она определяет во многом целый результат, это…
Т.Бекмамбетов
―
Да, это же, мы же находимся каждый раз на телефоне героя, мы видим телефон того человека, про которого рассказываем часто, а это означается, представляете, если вы видите чей-то телефон, вы стоите за спиной, видите чей-то телефон, вы оказываетесь как бы в душе, внутри этого…
Е.Афанасьева
―
Да уж, сейчас у нас вся душа в мобильном телефоне.
Т.Бекмамбетов
―
Видите, как человек пишет, стирает, как он меняет, как меняются, рождаются мысли, как он принимает решения, моральный выбор, это фантастический язык для рассказа истории о человеке сегодняшнем.
М.Зыгарь
―
И тут, конечно, очень важно, чтобы, о чем мы все время думаем, когда мы придумываем вот эти истории языком мобильных приложений, мы пытаемся передать те чувства, которые были у людей 50 лет назад. Вот, например, в первой серии как передать ощущение знаменитой голливудской актрисы, когда она вдруг попадает в черный список, ее перестают звать на телевидение, перестают пускать, запрещают ее концерты, мы это передаем тем, что у нее блокируют ее аккаунты в соцсетях, она вдруг обнаруживает то, что она заблокирована в «Facebook», в «Twitter», в «Instagram».
Е.Афанасьева
―
То есть современному человеку это понятнее?
К.Шаинян
―
Да, это, конечно, художественный образ.
Е.Афанасьева
―
Понятно.
К.Шаинян
―
К вопросу…
Е.Афанасьева
―
Историкам, которые занимаются этим временем, вы показывали проект, были ли у вас консультанты, либо вы сейчас только ожидаете их реакции?
К.Шаинян
―
Ну, у нас есть факт-чекинг.
Е.Афанасьева
―
Факт-чекинг.
М.Зыгарь
―
Ну, конечно, невозможно показать всем историкам, тем более, что мы будем иметь дело, я думаю, что не только с российскими историками, но и с американскими историками, а как раз во Франции и в Штатах 68-ой год это большое явление, то есть если для российской аудитории 68 ничего практически не говорит.
Е.Афанасьева
―
Для массовой аудитории.
М.Зыгарь
―
Ну, да. То там не знаю, американские историки написали сотни книг про 68-ой год в музыке, 68-ой год в политике…
Е.Афанасьева
―
То есть там можно ждать бурной реакции?
М.Зыгарь
―
Да, я думаю, что будет какая-то бурная реакция.
Е.Афанасьева
―
Я вспомнила сразу фразу, не помню, то ли это Михаила Задорнова, что мы страна с непредсказуемой историей. Так вот возможно не только мы страна с непредсказуемой историей.
Т.Бекмамбетов
―
С непредсказуемым прошлым.
Е.Афанасьева
―
Да, с непредсказуемым прошлым.
Т.Бекмамбетов
―
Как известно, кто контролирует прошлое, контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, контролирует прошлое.
Е.Афанасьева
―
Вот как, да. Не могу не спросить, Тимур, потому что вы редкий гость, продюсеры «Эхо Москвы» уже просто ждут, чтобы вас записать по каким-то другим темам. Я знаю, что у вас выходят не только «screen life» проекты, и скоро выходит большой фильм, 2 слова буквально про эту премьеру.
Т.Бекмамбетов
―
У нас много чего выходит…
Е.Афанасьева
―
Да.
Т.Бекмамбетов
―
У нас вышел вчера, была премьера фантастического фильма, «Знаешь, мама, где я был», написанный, рассказанный и нарисованный Резо Габриадзе. Такой реакции зрителей я не видел никогда, наверное, никогда, то есть я, это было в рамках фестиваля «Черешневый лес», и там собралась очень такая, ну, легендарная публика, Битов, там не знаю, Жванецкий.
Е.Афанасьева
―
Люди, которые хорошо его знали.
Т.Бекмамбетов
―
Да, Познер там, не знаю, Михалков, и той такой реакции, я никогда не видел людей, плачущих, которые не могут дать интервью, потому что у них, их чувства переполняют, и конечно, мне бы очень хотелось, чтобы наш проект «1968. Digital» вызывал такие же реакции.
Е.Афанасьева
―
Ну, сейчас покажем Познеру и проверим, да, Миша.Я не могу не спросить, я где-то прочла фразу, что Тимур Бекмамбетов считает себя казахским режиссером по-прежнему, а сейчас, когда вы работаете в Голливуде, у вас очень много проектов в России, все-таки есть какое-то понимание, кроме того, что вы…
Т.Бекмамбетов
―
Нет, советский, нет, это же нельзя изменить.
Е.Афанасьева
―
Все равно советский?
Т.Бекмамбетов
―
Это с 1968-го года, это нельзя поменять, это не твой выбор, и я родился в стране, и учился, сформировался в стране, которая была, в которой все народы жили вместе, поэтому мне себя отделять, кто я, ну, то, что не американский это точно, потому что я, по определению не может быть.
Е.Афанасьева
―
Ну, вы, пожалуй, если не единственный человек, сейчас существующий продюсер и режиссер, который успешно работает, адаптировался, настолько успешно?
Т.Бекмамбетов
―
Не знаю, мне трудно судить.
Е.Афанасьева
―
Ну, если сказали даже про дом диснея, то думаю, что успешно.
Т.Бекмамбетов
―
Я не знаю, я думаю, что я по-прежнему отношусь к своему, к своей жизни в Америке, как к командировке, ну, вот…
Е.Афанасьева
―
До сих пор?
Т.Бекмамбетов
―
Ну, да.
Е.Афанасьева
―
То есть вам казалось, что все вы уже там в Голливуде…
Т.Бекмамбетов
―
Нет, это командировка просто, я как кинематографист любой привык уезжать на год, полтора в какой-то город, где ты снимаешь кино, ну, там затянувшаяся командировка, предложила еще существовать.
Е.Афанасьева
―
Понятно. У нас остались последние минуты эфира, давайте используем их еще для того, чтобы заинтриговать тех, кто не успел подписаться, тем более аудитория «Эха» массовая немножко старше, чем диджитальная аудитория, как притянуть всех, у кого вроде бы есть интернет и мобильный телефон, но нету какой-то возможности.
Т.Бекмамбетов
―
Мы можем смски послать.
Е.Афанасьева
―
Как им подключиться, Карен, слушает нас сейчас человек, может у него не айфон.
К.Шаинян
―
В тех соцсетях, где вы привыкли получать всю свою пищу для ума каждый день, вы можете найти нас по цифре «1968», слово «digital» максимум, ну, я думаю, по «1968» уже найдется наша страница, на нее нужно просто подписаться и…
М.Зыгарь
―
Просто поставить лайк и все.
Е.Афанасьева
―
Дальше будет все серии…
К.Шаинян
―
Раз в неделю вы будете видеть.
Е.Афанасьева
―
Или «Амедиатека».
К.Шаинян
―
Мы вас не будем спамить, мы всего раз в неделю будем показывать вам один небольшой шедевр.
Е.Афанасьева
―
Ну, а какие-то у вас были прекрасные игры и все в прошлых проектах…
К.Шаинян
―
Да, может быть, это тоже будет появляться, и у нас много разных идей, но поскольку видео продакшн немножко отличается по объему от того, что мы делали раньше, сейчас надо как-то войти в ритм, а усмешнители всякие попозже.
Е.Афанасьева
―
Вы сейчас только ввязались…
М.Зыгарь
―
Далеко не весь сериал еще закончен…
Е.Афанасьева
―
Вот я об этом.
М.Зыгарь
―
Мы как раз в начале пути, мы…
Е.Афанасьева
―
Михаил Зыгарь, Карен Шаинян, Тимур Бекмамбетов, проект «1968. Digital» сегодня представили на «Эхо Москвы». Надеюсь, вы все станете активными, как это, теперь это уже не зрители, подписчики, пользователи, я даже не знаю.
К.Шаинян
―
Юзеры.
Е.Афанасьева
―
Юзеры. Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья, всего доброго, до свидания!
М.Зыгарь
―
Спасибо!
К.Шаинян
―
Спасибо!
Т.Бекмамбетов
―
Спасибо!