Купить мерч «Эха»:

Сериалы, не похожие на другие - Алёна Званцова - Телехранитель - 2018-04-15

15.04.2018
Сериалы, не похожие на другие - Алёна Званцова - Телехранитель - 2018-04-15 Скачать

Е.Афанасьева

Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

Сегодня мы назвали наш выпуск: «Сериалы, не похожие на другие». В гостях Алёна Званцова. Алёна – автор сценария таких любимых сериалов, ну, в частности «Оттепель», о которой очень много говорили и писали, и сериала, уже теперь и режиссер, автор сценария и режиссер сериала, который прошел на этой неделе на «Первом канале», «Частица Вселенной», также другие сериалы и фильмы есть в её профессиональном багаже. Здравствуйте, Алёна!

А.Званцова

Здравствуйте!

Е.Афанасьева

С премьерой, во-первых, вас долгожданной, насколько я понимаю, снимали достаточно давно, ждали долго, и с премьерой! И хотелось поговорить вот об этом виде сериалов, потому что почему мы назвали его «не похожие на другие», потому что и «Оттепель», и ваш сериал, который я вот посмотрела в «Амедиатеке», называется «Прощай, любимая», по-моему, на каналах он не был или я что-то путаю…

А.Званцова

Нет, не был.

Е.Афанасьева

Не был, то есть его тоже давно сняли, долго ждали, прекрасный сериал с Константином Лавроненко, Александрой Урсуляк, да. Это вот такое русское «HBO», как мне кажется, которое когда показывается на больших каналах, может быть, не собирает огромных цифр, доли аудитории, ну, вот, к сожалению, «Частица Вселенной» так показала, что где-то около 10-15% смотрящих готовы воспринимать вот этот вдумчивый, драматический, драматургический, такое проникновение в суть людей, а не те модели, к которым привыкла массовая аудитория, хороший, плохой, стерва, там милая девушка, принцесса и рыцарь на белом коне. У вас, вы пришли, насколько я понимаю, в индустрию откуда, вы писали книжки, откуда?

А.Званцова

Я увязалась за мужем, мой муж заканчивал заочное отделение Литературного института, и вот когда-то, когда мы переехали в Москву, нам элементарно надо было как-то жить…

Е.Афанасьева

Муж – Дмитрий Константинов, соавтор тоже сценариев, был у нас когда-то в гостях, когда говорили о сериале «Оттепель» в программе нашей.

А.Званцова

Да, у него были какие-то, ну, такие очень хрупкие связи с издательствами, у его друзей точнее, и когда-то увязавшись вслед за ним, я начала писать очень позорные, очень коммерческие книжки из разряда «Счастливый случай», «Как женщина может выйти замуж за олигарха» или «Женский детектив»…

Е.Афанасьева

Как прекрасно.

А.Званцова

Как женщина может расследовать кровавое убийство, оставаясь при этом прекрасной леди…

Е.Афанасьева

Вы писали под своей фамилией или…

А.Званцова

Нет.

Е.Афанасьева

Таким литературным негром были?

А.Званцова

Нет, я писала под придуманными псевдонимами, псевдонимы мне давали издательства, поэтому я не знаю, может быть, под этими именами и фамилиями вышли еще 50 романов, я это не отслеживала, вот. И я писал такую литературу в то время, как мой муж шел, в общем-то, всегда впереди меня и он начал работать сценаристом на каких-то первых наших сериалах там «Клубничка» и так далее. Ну, и опять же, так как я имела какое-то отношение, ну, хотя бы к прозе, если это можно назвать так, меня тоже заметили, уволили, в общем, позвали меня помочь ему сначала на сериал «Простые истины», вот…

Е.Афанасьева

Первый такой подростковый сериал.

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Постсоветский, российский.

А.Званцова

Да, да, вот постсоветский, российский, очень быстро снимавшийся, очень так сделанный прямо вот с энергией, но за очень небольшие деньги, вот, и там я попробовала писать сценарий, там что-то набрала какой-то элементарный опыт. Ну, а дальше уже был счастливый случай, нас вместе с мужем и в составе большой команды позвали в компанию Валерия Тодоровского попробовать написать сериал «Семейный тайны», это снимала Лена Цыплакова, это, мне кажется, очень достойный сериал получился.

Е.Афанасьева

Многосерийный?

А.Званцова

Многосерийный, да.

Е.Афанасьева

Как раз в то время, когда у нас очень хорошо шли длинные теленовеллы, да.

А.Званцова

Он не особенно длинный, по-моему, я не помню, в нем то ли 12, то ли 24 серии было, но тогда было время расцвета на самом деле, тогда делались какие-то серьезные вещи, которые интересно было смотреть, вот. Ну, и все, дальше надо было уцепиться за свой счастливый случай, постараться, чтобы не прогнали, что, собственно, я и сделала.

Е.Афанасьева

Я еще раз напоминаю, Алёна Званцова, сценарист и режиссер в гостях.

+7-985-970-45-45 – наш смс-номер. Плюс у нас работает чат, и идет трансляция на канале «Эхо Москвы» в «Youtube».

Много уже пишут нам. Вот. «"Частица Вселенной" поздравляю с творческой удачей» - пишет Снежана из Тамбова.

«Не смотрела, но уже не раз читала об этом сериале, послушаю» - пишет Аня. Аня, советуем посмотреть.

Другая Аня пишет: «Добрый вечер, Леночка, мое любимое "Эхо"». Добрый вечер, Аня!

И вот в «Youtube» в чатике уже пошло горячее обсуждение.

«Мои любимые сериалы…», пишет Федоров Анатолий, «…"Теория большого взрыва" и "Как я…», не искал вашу маму, а встретил вашу маму.

Анатолий Суслов пишет: «У Званцовой отличные сериалы, «Прощай, любимая», «Небесный суд», «Охотник», что «Игрок». Еще из наших сериалов люблю сериалы Александра Муратова»

Ольга спрашивает: «"Небесный суд" – это не Алены?» Алены.

А.Званцова

Алены.

Е.Афанасьева

Алены.

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Так что очень много реплик, пожалуйста, пишите дальше, как раз, и задавайте вопросы, ваши реплики, комментарии, думаю, Алене тоже интересно будет послушать. Как раз всю эту неделю я наблюдала, что в «Facebook», ну, все-таки там у каждого своя лента, потому что состоит из наших друзей, из круга нашего общения, из наших знакомых, и вот как раз в ленте, которая из моих знакомых состоит, очень активно, горячо обсуждали, и все очень ждали серии. Неслучайно даже сегодня к вам подошла наша замечательная звукорежиссер и сказала: «Спасибо». То есть этот тот сериал, который именно для аудитории близкой к «Эху» по ощущениям слушателям к нашим. У вас стоят какие-то ограничения? Вот вы пишите, потому что даже «Оттепель» поражала тем, что она нарушает какие-то принятые модели, да, вот ныне сериальные, которым учатся, которые приняты в современном сериальном производстве, там нет какой-то такой вот расстановки героев, как принято, нет такой вот выстроенности драматургической, ну, там, условно, трехактности и так дальше. Вас как-то встраивают в рамки, либо вам можно делать все, что вы сейчас считаете нужным, Алёна?

А.Званцова

Относительно, на самом деле в смысле рамок таких вот жестких, о которых рассказывают коллеги, страшных, действительно, положительная героиня, герой обязательно чуть постарше, он опытный, она пассивная и так далее, нет…

Е.Афанасьева

Практически этот вот все каналы, сериалы канала «Россия», «ТВЦ» вы уже пересказали.

А.Званцова

Да, на самом деле. И я где-то, опять же в «Facebook» видела там скан вот этих чудовищных рамок а-ля советов, в рамках которых должны работать драматурги. Нет, в этом смысле я свободна, но, конечно, есть ограничения, понятно, что всех ограничивает Уголовный кодекс, но помимо этого курение, алкоголь, табуированная лексика, секс и все прочие вещи, которые «HBO» и «Netflix» может себе позволить, эфирное телевидение нет. Вот такого плана ограничения, в остальном прямо мне отчаянно повезло благодаря Валерию Петровичу Тодоровскому, благодаря Рубену Левоновичу Дишдишян, с которым я тоже много работаю, и там как бы никогда, в общем-то, я не испытывала редакторского гнета, редакторов канала я имею в виду, в этом случае я, в общем, счастливый человек.

Е.Афанасьева

Да, Ольга дальше пишет в нашем чате в «Youtube»: «Не смотрела другие, но пара Хабенский, Пореченков…», это имеется в виду «Небесный суд»…

А.Званцова

«Небесный суд».

Е.Афанасьева

Дальше идет много, как это теперь называется…

А.Званцова

Смайлики.

Е.Афанасьева

Рожиц, даже это не смайлики, вот эти вот наши рожицы, то есть выражает, это вам не сериальчик, то есть не сериальчик в таком бытовом, наверное, смысле, а то, что это те сериалы, к которым мы уже хотим привыкать. Почему я говорю о том, что эта аудитория, которая смотрит, наверное, и «Частицу Вселенной», и «Оттепель», и «Прощай, любимая», это те, кто уже привык к хорошим западным сериалам, кто привык смотреть «HBO», «Netflix», там скандинавские сериалы, но мы очень часто забываем, что эти сериалы идут на каналах платных или по подписке, как «Netflix», еще что-то, в принципе есть и люди, у кого, что там такие прекрасные сериалы, а у нас всё ужасно, если посмотреть на эфир, но, в общем, на больших каналах, которые «ABC», «CBS» сейчас тоже уже, в общем-то, нельзя сказать, что хорошо бы прошли, наверное, сериалы «Netflix» или «HBO». Как вам кажется, вот эта массовость аудитории и некоторая избранность смотрящих хороший продукт присутствует в мире или нет?

А.Званцова

Ну, мне кажется, да, я не могу с уверенностью судить, но многие мои друзья, которые живут заграницей, смотрят телевидением там, они говорят, что да, конечно, пропорция ровно такая же, как у нас. Ну, и с другой стороны, мы сами с мужем очень много стараемся смотреть, да, любых выходящих новинок западных, и то, что зацепляет, то, что хочется смотреть дальше, это, наверное, ну, один, два процента из 100, то есть на самом деле все остальное то самое, что смотреть никогда не станешь, может быть, оно технически, бюджетно исполнено лучше, там насыщеннее, ярче по картинке, чем наши какие-то сериалы, которые идут в эфирных каналах, и то, далеко не всегда, но, тем не менее, процент тех сериалов, которые любишь, маленький.

Е.Афанасьева

Потому что, конечно, вы уже сказали, что вам везет с Валерием Петровичем Тодоровским, и с Дишдишяном, с тем, что проекты выходят, вот «Первый канал» и «Оттепель» поставил, тогда очень сильно вкладывался в раскрутку и всё…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Сейчас и «Частица Вселенной», потому что просто обидно, что, обидно не то слово, не позволяет экономическая ситуация современного медиапроизводства просто делать сериалы очень хорошие, качественные, если они не вернут деньги от рекламы, а платить за телевидение, как за «HBO» тот же и «Netflix» у нас массовый народ не привык. На те деньги, которые, например, собирает та же, ну, платные сервисы, пока еще снять невозможно сериал, как вам кажется?

А.Званцова

Я не очень пока понимаю, как они функционируют, там «Амедиатека» и какие-то иные платные сервисы, но я отчаянно на них надеюсь на самом деле…

Е.Афанасьева

Да.

А.Званцова

Потому что все…

Е.Афанасьева

Ну, по крайней мере, к счастью, можно посмотреть…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

«Прощай, любимая».

А.Званцова

Можно, это правда, да, на «Амедиатеке» она лежит, и говорят ее там даже неплохо смотрят. Нет, на самом деле я думаю, что интернет-платформа на самом деле наш единственный шанс, я не хочу ни про кого говорить плохо, ни про массового зрителя и так далее, кто-то любит арбуз, кто-то свиной хрящик.

Е.Афанасьева

Абсолютно.

А.Званцова

То есть как бы и те сериалы, которые собирают огромные цифры, они обладают, несомненно, массой каких-то достоинств, другое дело, что все люди разные. Я, мой муж, мои близкие друзья, компания Валерия Петровича Тодоровского старается делать сериалы, которые все мы, кто их делает, посмотрели бы как зрители, примерно такой сериал, такой уровень разговора и так далее. То есть поэтому, ну, я не знаю, мне кажется, что мир населен моими друзьями и им всем это интересно, но также я объективно понимаю, что даже какие-то там люди, которые живут со мной на одной лестничной клетке, может быть, какие-то дальние родственники и прочее, испытали бы больше радости и счастья от совсем какого-то иного сериала. Другое дело, что мои друзья – все люди, зарабатывающие какие-то деньги и, наверное, они бы могли позволить себе платить за какую-то подписку, и, наверное, если бы начали функционировать интернет-платформы, для всех было бы лучше и честнее действительно делать сериалы, которые посмотрят эти люди, может быть, заранее быть ограниченны в бюджете, но это просто надо понимать, что будет у вас одна комната, и сериал «Лечение», да.

Е.Афанасьева

«Интритмент».

А.Званцова

Да, то есть рамки в какой-то мере, может быть, дадут толчок на самом деле этому развитию интернет-платформ, я отчаянно на них надеюсь.

Е.Афанасьева

Ну, по крайней мере, сейчас уже можно легально и платно смотреть, и, в общем-то, то время, когда только пиратски можно было посмотреть то, что не показывали большие каналы, оно, к счастью, проходит. И чем быстрее зрители начнут платить за контент, ну, за то, что они смотрят, а не устраивать себе чемпионат по поиску бесплатного пиратского видео, тем больше шансов, что эти платформы смогут заказывать сериалы интересные этим зрителям.

Напоминаю, Алёна Званцова, сценарист и режиссер у нас в гостях, сценарист «Оттепели», режиссер сериала, который только что прошел по «Первому каналу», «Частица Вселенной», а также других проектов.

Пожалуйста, +7-985-970-45-45, наш смс-номер, пишите. Есть также трансляция в «Youtube», и там есть чатик, вы можете участвовать.

«Freak travel» пишет: «Хороших сериалов российских не может быть по умолчанию». Ну, знаете, также можно сказать, что не может быть хороших российских книг, хороших людей российских, что такое российский, почему не может? Я вот к таким странным репликам отношусь с большим удивлением, вы, наверное, их просто не смотрели, уважаемые пользователи «Youtube».

Я вернусь к «Частице Вселенной», который вызывает большие рассуждения, он достаточно, действительно не похож на тот продукт, который, ну, например, шел параллельно на других каналах, скажем так. Если вы еще не видели, не выдавая все тайны, скажу, что ситуация происходит половина перед полетом в космос людей, экипажа, половина уже в космосе, да, и в общем, история о любви, а не космосе, правда?

А.Званцова

Да, без сомнения, история о любви, о выборе непростом, который, в общем, каждый раз приходиться делать думающему человеку, ну, и понятно, что космос, конечно, это, не знаю, правильно ли так сказать, отягчающее обстоятельство, потому что градус всего помножается, на 20, на 30, на 40, ставки помножаются на 20, на 30, на 40…

Е.Афанасьева

И нельзя просто хлопнуть дверью и выйти.

А.Званцова

Вот, выйти довольно сложно с МКС, это правда, да.

Е.Афанасьева

В чем и есть, если кто-то не видел, не хочу спойлерить и рассказывать какие-то вещи, но там приходиться делать выбор, где-то жертвовать даже, может быть, своей мужской честью героям, чтобы сохранить и космическую станцию, и все прочее.

Так, Михаил из Ивантеевки пишет: «В "Оттепели" были реальные прототипы, а в "Частице Вселенной"?» Ну, реальные прототипы «Оттепели», они были собирательными больше героями, рассказывал ваш муж, Дмитрий Константинов, когда к нам приходил, как с «Частицей»?

А.Званцова

С «Частицей» все на самом деле ровно также, как с «Оттепелью», с одним отличием, сначала начала писаться «Частица Вселенной», и потом в процессе написания, когда какие-то первые эскизы, наметки были сделаны, я начала ездить в Звездный городок, встречаться с какими-то людьми, разговаривать, и поняла, что в принципе интуитивно где-то очень угадала с типажами людей, и потом видела, о, боже мой, и даже с какой-то неловкостью и стыдом ощущала, сейчас скажет, что я написал про него, о, боже мой, сейчас скажет, что я написала про него. То есть я с удивлением и радостью обнаружила примерно двух людей известных, как бы прекрасных, замечательных, ничем в биографии, конечно, не похожих на героев «Частицы Вселенной», но похожих типажно, по характеру, в общем, оказалась такая удача.

Е.Афанасьева

Я как раз обратила внимание, что День космонавтики, ну, по сути какой-то, может быть, третий праздник после Нового года, Восьмого марта, который вдруг в социальных сетях начинает массово появляться какие-то связанные с космосом, с покорением Вселенной, фотографии, видео, опять знаменитая улыбка Гагарина, еще что-то, значит, несмотря на то, что это поколение сейчас уже, в общем, тех, кто не помнит первые старты, как таковое, все родились после, ну, в том числе и вы, и я…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Но, наверное, космос все равно что-то значит чуть больше чем, там, я не знаю даже, ну, какая-нибудь тяжелая, ну, не буду обижать ни одну профессию, но чуть больше.

А.Званцова

Ну, я думаю, что на самом деле, наверное, да, я думаю, что в том числе помогли и фильмы последнего времени, да, начиная от «Интерстеллара», «Гравитации» и наших «Времени первых», и «Салюта-7», в принципе какая-то популяризация этого дела произошла, потому что действительно был период, когда вообще никто не вспоминал о том, что там кто-то летает и что-то делает.

Е.Афанасьева

В отличие от детства, когда мы знали именно о космонавтах…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Сколько суток они там на орбите.

А.Званцова

Абсолютно.

Е.Афанасьева

Мы сейчас прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы», продолжим разговор с Алёной Званцовой, режиссером и автором сценария сериала «Частица Вселенной».

Пока можете задавать вопросы. +7-985-970-45-45.

НОВОСТИ

Е.Афанасьева

Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня Алёна Званцова, режиссер и сценарист сериал «Частица Вселенной, который только что прошел и других сериалов, в том числе сценарист «Оттепели».

Наш номер +7-985-970-45-45. Вы можете вопросы присылать, реплики, комментарии, я сейчас тоже буду их читать. Есть также чат в «Youtube» на канале «Эхо Москвы», пожалуйста, можно и там писать, реплик много, ощущений много.

Зоя пишет: «Огромное спасибо за прекрасный фильм, смотрела от первой до последней серии, отложив все дела, прекрасные актерские работы. Очень рада за Алексея Макарова, наконец-то у него настоящая замечательная роль большое спасибо».

Есть и другие мнения, вот у нас постоянный слушатель есть, «Владимир в бане», это его забанили когда-то, пишет: «Вчера Петровская, Ларина пиарили сериал «Частица Вселенной», посмотрел, сразу все на пиратском сайте…» Зря вы, Владимир, на пиратском смотрели, можно смотреть на официальном сайте, по-моему, «Первого канала» выложено. И дальше он разбирает то, что ему не нравится, что у него шаблонным кажется, а пишет что: «…вот невесомость прикольно снята, веревочек, скамеечек невидно, вода плавает, актеры опять же местами круто играют». Так что, сколько людей, столько и мнений.

И еще пишет Аня: «Если говорить о космосе, я вижу, что друзья сына в восторге от Илона Маска, от ракетных ступеней, которые возвращаются обратно на землю». Вообще, вы правы, наверное, Алёна, перед новостями сказали о том, что как-то вспомнили сейчас про космос.

А.Званцова

Да, конечно, и, слава богу, на самом деле, потому что это интересно, это неизведанно, это просто какая-то бесконечность…

Е.Афанасьева

И действительно пошла как-то мода, и «Время первых», и «Салют-7», и ситком такой космический «Команда "Б"» на «СТС» прошел, то есть новое поколение действительно, которое не знало той мифологической ауры, которая существовала у наших родителей с вами, когда полетел Гагарин, когда был первый отряд, но все равно хочет что-то вот об этих тайнах знать.

Вы когда снимали вот все эти ритуалы, предкосмические подготовки, отправки, вплоть до того, что нельзя, одна из героинь кричит: «Возвращайся скорее, это нельзя, потому что это сулит беду», вы этого все узнавали у жителей Звездного, у людей, которые работали, либо что-то немного сами сочиняли?

А.Званцова

Нет, в основном я старалась узнавать на самом деле, потому что это окружено действительно тучей ритуалов, каких-то традиций, суеверий, которые нельзя нарушать, и на самом деле, это завораживает, это реальные обстоятельства, в которых живут эти люди, в которые верят эти люди, и совершенно им не мешает по 2-3 блистательных высших образования верить в какую-то мистику происходящую…

Е.Афанасьева

Надо сделать вот это, это и это.

А.Званцова

Да, надо сделать вот это, вот это, вот это, вот обязательно улетит муж, начнут падать вещи, это тоже как бы не вопрос драматургии, это вопросы приметы, что в доме как полтергейст начнет что-то падать, потому что уехал хозяин, вот, и это какие-то прекрасные совершенно вещи, которые я не хотела упускать.

Е.Афанасьева

Да, и у вас такая, как хранительница традиций, Анна Михалкова, жена космонавта, который много раз летал, и она именно как хранит очаг этот большой космический.

Ваши прекрасные актеры, вот упомянули уже Алексея Макарова, действительно, по моему ощущению, это его пока главная роль в том, что он сделал, действительно очень достойная, и совершенно потрясающий Алексей Агранович…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Это тоже его явно лучшая роль, очень, просто у других актеров можно говорить, что были и другие хорошие роли, но вот у этих двух замечательных актеров, по-моему, вершина их в данном случае актерского успеха, карьеры и мастерства.

А.Званцова

Ну, смотрите, что касается обоих Алексеев, Алексей Макаров на самом деле обладает очень большой актерской техникой и очень хорошим актерским нутром, просто видимо действительно в связи с тем, что он так прекрасно выглядит, он подтянутый, высокий, мускулистый, его использовали всегда не в том ключе, вот. И я знаю, могу предполагать, каких-то, да, сотрудников ФСБ, ФСО, людей, которые искусно дерутся или прекрасно шутят, наверное, потому что он же обаятельный такой очень человек, вот. И мне кажется, и, по-моему, мы даже говорили об этом с Лешей Макаровым, что он бы хотел, конечно, играть другие роли, и для этого у него есть потенциал желание, тонкая душевная организация. И я отчаянно надеюсь, что после «Частицы Вселенной» ему начнут предлагать роли, которых он на самом деле заслуживает, вот.

Е.Афанасьева

Также как когда-то «Оттепель», по сути, открыла Вику Исакову заново…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Все знали, что она хорошая актриса, но вот после «Оттепели» у нее такой второй расцвет…

А.Званцова

Да. У Вики был театр, где всегда всем было видно, что она хороша, у Вики были массы работ как бы в каких-то фильмах, полнометражных сериалах, где она всегда была великолепна, но действительно «Оттепель» ее открыла буквально для всех, вот. А Алексей Агранович, которого я отчаянно люблю, и который, мне кажется, прекрасен во всех отношениях, один из лучших вообще в этой возрастной категории, ему просто кроме кино есть чем заняться…

Е.Афанасьева

Он замечательный режиссер…

А.Званцова

Да, конечно.

Е.Афанасьева

Продюсер.

А.Званцова

Он не так много снимался, то есть у него есть блистательные театральные работы…

Е.Афанасьева

Спектакли, да.

А.Званцова

«Маленькие трагедии», в спектакле «Квартета И» тоже, он замечательный, просто он как бы не так много времени уделяет съемкам, я думаю, что для него это не самая важная часть жизни. Но я думаю, что сейчас его тоже начнут везде приглашать, и он начнет отказываться, и достаточно сложно будет к нему потом подобраться.

Е.Афанасьева

Мы еще не упомянули, наверное, Елену Прудникову…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Потрясающая, трагическая, я бы сказала, работа, мать и жена одного космонавта, мать другого, ну, по-моему, с «Двух капитанов», фильма нашего детства, где она играла Катю, по-моему, такой роли у нее и не было.

А.Званцова

Ну, наверное, да, но я знаю, что Елена Иосифовна себя много посвящала театру, и много посвящает себя и семье, и поддержке своего гениального мужа Андрея Сергеевича Смирнова, режиссера «Белорусского вокзала» и как бы она прекрасна во всем, и, наверное, тоже, может быть, ей не предлагалось ролей, которые бы ее заинтересовали. На самом деле мы просили Елену Иосифовну принять участие во всем этом, она очень серьезно подходит к выбору роли, но при этом она замечательный, интеллигентный, теплый человек, и было понятно, что у нас жесткие условия, жесткие сроки, и в общем, много отягчающих обстоятельств, но тем не менее, она согласилась и очень ответственно подошла ко всему, начиная с выбора костюма, образа, я могу быть такая, я могу быть такая, комфортнейшая, прекрасная, глубокая актриса.

Е.Афанасьева

«Поздравляю с блестящей премьерой! Только что подключилась, где можно посмотреть «Прощай, любимая»?» Мы уже сказали, в «Амедиатеке» официально выложен сериал, может, еще где-то?

А.Званцова

На сайте «Первого канала», 1вот tv, тоже, по-моему, он в платном показе лежит, мне кажется.

Е.Афанасьева

«Да, да, да, Агранович великолепный, я его видела в спектаклях «Гоголь-центра», здесь просто прекрасен»

Самые разные отклики на «Youtube», но у низ там есть чатик на «Youtube», где они уже между собой общаются. Кто-то пишет, Анна…так, извините, если я ваши ники не так читаю. В общем, Анна пишет: «Алёна Званцова – отличный сценарист и режиссер, и как видим, очень красивая женщина, в Америке была бы уже миллионером, не сходила с обложек глянцевых журналов»

Мурат Сауфутдин пишет: «"Частица Вселенной" – нелепая история с признанием измены перед стартом, что за восторг ведущей? Однозначно шняга! Послушайте, что говорит Лукашенко о сериалах РФ». Мурат, какой Лукашенко и что он говорит о сериалах, РФ сериалах? Я не в курсе.

«Не люблю сериалы, особенно на исторические темы из недавнего прошлого, рассчитаны на тех, кто ничего не читал» Ну, мы в данном случае говорим с вами о сериале, о современности.

«Почему не говорите про Пускепалиса? Роль его была очень убедительная, на мой взгляд, даже больше Макарова» - без подписи.

Ну, Пускепалис всегда Пускепалис.

А.Званцова

Пускепалис на самом деле прекрасен, прекрасен. Во-первых, помимо того, что это ровно такой Яшин, о котором я мечтала, то есть я просто не знаю, кто кроме Сергея мог бы сыграть этого Яшина. Во-первых, он прекрасен, во-вторых, он не такой, как всегда, я совершенно с этим не согласна, вот, мне кажется, что открылись в Яшине какие-то новые поразительные краски. И потом я хочу сказать о Сергее, что это удивительный человек, который сам умница, режиссер, собственно, я была окружена тут кругом режиссерами на этом проекте…

Е.Афанасьева

Да, сложно вам работать было.

А.Званцова

Да, и вот он один из тех. Кто максимально деликатно себя ведет, и только предлагает, но никогда не будет ни на чем настаивать, не будет отчаянно спорить, и просто другого Яшина нет и не может быть.

Е.Афанасьева

Ну, я слышала на этой неделе реплику достаточно молодой женщины, которая сказала, что она совершенно не понимает, как женщина, у которой муж Макаров, условно говоря, может уйти к Пускепалису, что вот сколько женщин, столько…

А.Званцова

Столько и мнений, конечно, какие-то женщины отчаянно любят красоту Володи Яглыча, кто-то любит притягательность и теплоту Сергея Пускепалиса, а кто-то вот взгляд Алексея Макарова.

Е.Афанасьева

«Спасибо за сериал, не отрываясь смотрела все 8 серий подряд, смотрите инстаграм летчика-космонавта Сергея Рязанского, дополнения к фильму» - пишет Наталья. Спасибо, Наталья, посмотрим.

«У Елены Прудниковой очень сложна роль, очень жизненный образ, мы знаем таких женщин, понимаем таких свекровей, браво» Ну, не все понимают таких свекровей, но то, что знаем, это правда.

«Спасибо огромное за сериал, получила огромное удовольствие, боялась оторваться от экрана, чтобы не пропустить что-нибудь важное, прекрасная литературная основа, великолепный актерский состав» - пишет Нонна.

«Елена, вы не дочитали до конца, это вопрос к вашей гостье» - Аркадий. Вероятно, оборвалось сообщение, Аркадий, повторите его полностью, пожалуйста.

Мы вот упомянули реплику Владимира, которому понравилось, как снята невесомость, как же вы все-таки это все сделали? Бюджеты сериала это отнюдь не бюджеты фильмов наших, не то, что «Интерстеллара», ну, даже не «Салюта-7», ни «Времени первых», как вы это все снимали?

А.Званцова

Ну, на самом деле тут мы спаслись благодаря высоко профессиональнейшей команде каскадеров Александра Стеценко. Они уже работали над созданием невесомости, по-моему, для «Времени первых» как раз, и у них были какие-то кучи технических приспособлений, которые работали на самом деле как часы. И это непросто какие-то банальные тросики, на которых подвешивается артист и куда-то болтается. Тросики тоже присутствовали, но это целые механизмы, это целые годзиллы, с которыми они управлялись в мгновенье ока, что очень ценно для производства сериала, где надо успевать только дышать и чихать. То есть мы не успевали ни дышать, ни чихать, а уже все стояло, уже были готовы все их чудесные краны, и оставалось только как бы прийти с артистами, повиснуть в нужной позе и начать репетировать сцену, вот. И конечно, оператор Шандор Беркеши, который эту невесомость снимал, который подхватывал эти движения, дышащая камера, которую он просто не снимал там с плеча в этой маленькой коробке нашего павильона, который изображал космическую станцию, и вот так, в общем…

Е.Афанасьева

Да, я как раз хотела сказать, станцию вы делали в павильоне…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Насколько вы ее детально воспроизводили или это просто ваше представление о том, какая должна быть станция, либо вам разрешили пользоваться какими-то реальными макетами, воспроизводить их?

А.Званцова

Нет, смотрите, мы на самом деле старались воспроизводить, конечно, насколько позволял наш бюджет, у нас есть сцена в этом сериале, где мы снимаем в тренажере МКС, который находится…

Е.Афанасьева

Реально?

А.Званцова

Да, когда вот герой Сергея Пускепалиса тренирует немецкого космонавта, в первой серии, то есть это реальный тренажер, и в принципе он выглядит практически также, как станция, которую наши художники, Сергей Австриевских, наш художник-постановщик был на картине, строил в павильоне, хотя когда я впервые вошла в павильон, и художники там уже работали, и я только показалась в дверях, увидела что вдалеке стоит маленький посылочный ящик, я подумала, это моя декорация, но оказалось, что внутри уже все…

Е.Афанасьева

А они в таком месяцами летают…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

В маленьком ящике.

А.Званцова

Да, то есть это реально маленький тренажер. Когда мы лазили там из отсека в отсек, мы реально боялись застрять, как Винни-Пух, который погостил у кролика.

Е.Афанасьева

Да, у нас продолжаю писать наши слушатели, ваши зрители, опять-таки мнений очень много разных.

+7-985-970-45-45, либо чат в «Youtube».

«Спасибо, это фильм не о космосе, а о людях в экстремальных обстоятельствах» - без подписи, либо оборвалось.

Мне тут Аня рассказывает по поводу Лукашенко, что, оказывается, была информация, что он обрушился, президент Белоруссии на российские сериалы и сказал, что нужно снимать свои. Ну, хорошо, будем считать, что он дал команду своим кинематографистам и сотрудникам, но вряд ли это для нас с вами какое-то мерило, уважаемый Мурат, который писал о нем.

«Сериал не понравился…» - пишет НРЗБ. «Пошлость, особенно когда 3 космонавта писают перед полетом в кадре и акцентирует на этом вниманием оператор, кошмар». А, по-моему, очень милый кадр.

А.Званцова

Ну, единственное, что на самом деле они писают на колесо автобуса, но кадр был бы некрасивый, поэтому здесь мы пожертвовали правдой.

Е.Афанасьева

Там не видно как раз, что они делают, это человек может догадаться.

А.Званцова

Ну, вот догадался, значит воображение заработало, значит в принципе сериал выполнил свою задачу в каком-то смысле.

Е.Афанасьева

Аркадий Ресин пишет: «Как не включишь, сразу поп орошает мокрым веником то технику, то самих будущих покорителей, не слишком ли много попов тусуется вокруг ракеты?» Ну, кстати, можно упомянуть Евгения Гришковца…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Который у вас сыграл…

А.Званцова

Да, да.

Е.Афанасьева

Священника.

А.Званцова

Прекрасный Евгений Гришковец, который сыграл священника, тоже действительно правда, я, когда готовилась к съемкам, когда писала сценарий, я узнала поразительные вещи, которыми хотела поделиться, и это действительно правда, и действительно есть байконурский священник, который освещает эти старты…

Е.Афанасьева

А с каких пор он есть, Алён, когда уже, в общем-то, перестало быть…

А.Званцова

Перестал быть Советский Союз.

Е.Афанасьева

То есть в Советском Союзе все-таки не освещали.

А.Званцова

Не могу быть уверена, но мне кажется, в Советском Союзе нет, а вот когда новая история Росси, да, начали освещать старты.

Е.Афанасьева

Ольга пишет, а нет, извините, это «Джигай Джигай» пишет: «Проплаченный эфир, хватит уже народу втюхивать фигню». Джигай, проплаченный к чему, сериал прошел в эфире, мы говорим о том, что зрители посмотрели, нагнать вас, чтобы вы принесли рейтинги, я не могу, поэтому каждый судит по себе.

Мы забыли упомянуть еще Яну Сексте, по-моему, совершенно прекрасная роль…

А.Званцова

Вообще наших прекрасных девочек, да.

Е.Афанасьева

Да.

А.Званцова

Яну Сексте, которая готовилась, очень готовилась к тому, чтобы летать на этих тросиках, которые нам подготовил Александр Стеценко и, в общем, ни для кого ни секрет, но я еще раз повторю эту короткую историю, Александр Стеценко заранее задолго до съемок познакомился, сказал: «Кто будет летать? Покажите мне». Вот Сергей Пускепалис замечательно летит, Владимир Яглыч никаких вопросов, Алексей Макаров прекрасно полетит, Казимир Лиске поджарый, жилистый, хорошо полетит. Приходит Яна Сексте, лицо Александра Стеценко вытягивается, он говорит: «Ну, что ж, ну, можно какие-то, наверное, мизансцены, где он будет как бы у стеночки», и дальше Яна начинает ходить и тренироваться каждый день с каким-то знакомым чуть ли не из Цирка дю Солей, каждый день выкладывает в «Youtube» все эти истории. Дальше, когда она пришла на площадку, она была лучше всех, она была маленькая, легкая, верткая, сильная, она появлялась, и можно делать любые трюки.

Е.Афанасьева

Прекрасно. Еще немножко вернемся к актерам, по-моему, эти актеры, которые сыграли именно драму и то, отчего, зрители пишут, нельзя было оторваться, потому что история о выборе, о предательстве, о какой-то усталости в семенной жизни, она, в общем, очень часто догоняет практически всех людей.

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

И каждый стоит перед выбором, просто вот ситуация, которую вы придумали, когда, ну, даже если кто-то не видел, это, в общем, завязка, думаю, ничего не раскрою лишнего, когда женщина решается сказать мужу, что полюбила другого, а муж говорит, что, ровно в этот день говорит ей, что ему лететь в космос, и потерпи пока все это пройдет, она просто обостряет все очень сильно, а так это о любви действительно. Какие-то вещи, вам звонили потом, писали космонавты или люди, знающие про космос, что вот это не так или…

А.Званцова

Ну, на самом деле, к счастью, нет, потому что я боюсь, я буду стыдиться ответов на такие вопросы. Конечно, где-то что-то не так, где-то есть допуски, но у нас, к счастью, был замечательный консультант и вообще несколько консультантов, Александр Хохлов был нашим консультантом и в Звездном городке, оказывается, там один за карман, другой за рукав отвечает, кто-то за станцию, кто-то за корабль. И там, где были хорошие, практически везде были хорошие, замечательные молодые ребята, и мы им говорили, вот так, вот так, вот такая история, но нужен определенный допуск, они говорил: «Мы понимаем, это же кино, для кино это может быть вот так, вот так, вот так», поэтому я думаю, что они готовы к каким-то таким маленьким поблажкам.

Е.Афанасьева

Понятно. Просят спросить, над чем вы сейчас работаете?

А.Званцова

Сейчас я снимаю, у меня сейчас легкий перерыв в съемках, сериал, который называется «Дети», восьмисерийный, в той же компании Валерия Петровича Тодоровского, и это тоже будет про всех про нас, но только на земле, вот ровно про нас с вами, история людей сорока, сорокапятилетних в нынешней современной Москве, которые с сорок, сорок пять лет остаются детьми, им кажется, что у них впереди целая жизнь. И также об отношениях с детьми, с родителями. В общем, про нас про всех в чистом виде.

Е.Афанасьева

Кто из ваших любимых актеров будет в сериале, уже есть…

А.Званцова

Конечно, Виктория Исакова…

Е.Афанасьева

Понятно.

А.Званцова

Естественно, моя звезда, Яна Сексте, естественно, моя звезда, вот. Появятся новые артисты, вот. Елена Иосифовна Прудникова опять окажется в этом сериале, да, к счастью.

Е.Афанасьева

Что у вас по срокам, когда мы его примерно можем ждать?

А.Званцова

Я думаю, что вы увидите его, если канал поставит в эфир, либо в конце этого календарного года, либо в начале следующего.

Е.Афанасьева

То есть съемки уже…

А.Званцова

Съемки, часть съемок уже прошла, и вот сейчас вот продолжится.

Е.Афанасьева

Продолжится.

«Дочь Пускепалиса прекрасно сыграна роль…» Ну, конечно, это Саша Бортич…

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Которая уже очень известная актриса. «…и сын Макарова, монологи супер» - пишет Наталья из Москвы.

А.Званцова

Сережа Походаев, да, прекрасный артист.

Е.Афанасьева

Да.

«По-моему, освещение ракет просто шизофрения, Королев уже в гробу не раз перевернулся» - пишет Нелли. Нелли, давайте оставим это космонавтам, им летать, если им…

А.Званцова

Легче от этого…

Е.Афанасьева

Легче…

А.Званцова

Значит…

Е.Афанасьева

Да. Я бы хотела немножко вернуться к «Оттепели», потому что, ну, это, во-первых, был первый, по-моему, нестандартный сериал, во-вторых, я знаю точно, что когда бы где бы не появился Валерий Петрович Тодоровский, ему всегда задают вопрос про второй сезон «Оттепели», так как вы с мужем сценаристы, ну, что, будет, не будет?

А.Званцова

Сложно сказать на самом деле, второй сезон придуман, история второго сезона придумана…

Е.Афанасьева

Тоже…

А.Званцова

Она нравится и интересна, ну, как бы нам всем, кто это придумывал, а воплотиться это или нет, зависит вообще от многих обстоятельств, от финансирования, будут ли на это деньги, от занятости Валерия Петровича Тодоровского, от занятости артистов, то есть должен сойтись множество факторов, и вообще, я не знаю, есть ли у него прежнее желание это снимать, когда-то оно было, теоретически второй сезон может быть, но многое…

Е.Афанасьева

А то он говорил мне, больше никогда в жизни, чтобы такой марафон

А.Званцова

Может и такое быть, конечно же, но он, сезон придуман.

Е.Афанасьева

Это очень радует, потому что это фраза надежда для тех, кто очень любит, кто очень любит «Оттепель».

Алён, мы уже ушли на обсуждение конкретных вещей, но вот вы писали в сценарии, вы, насколько я знаю, закончили Высшие курсы…

А.Званцова

Высшие режиссерские курсы.

Е.Афанасьева

У Аллы Суриковой?

А.Званцова

Да.

Е.Афанасьева

Где был вот этот вот, я не знаю, предел, где вы сказали: «Все, буду сама снимать», почему это получилось?

А.Званцова

Ну, смотрите, у Аллы Ильиничны Суриковой я на самом деле училась уже на режиссера, предел был…

Е.Афанасьева

Раньше.

А.Званцова

Конечно, когда выходит какой-то сериал по твоему сценарию или какой-то телевизионный фильм по твоему сценарию, и ты начинаешь в ужасе метаться, скрежетать зубами, понимать, спесиво понимать на самом деле, что даже я сняла бы лучше, потом оказывается, что это отдельная профессия, нужны навыки и прочее, но вот это. даже я сняла бы лучше, очень многих сценаристов толкает в режиссеры.

Е.Афанасьева

Насколько сложно сценаристу писать для себя режиссеру, потому что сильно ли вы ограничиваете свою фантазию сценариста, понимая, что это не снять, на это уйдет много дублей, вот здесь лучше все сцены не разбросать по разным объектам, а свести куда-то в один, чтобы перестановок не делать.

А.Званцова

Я с собой живу отлично, я с собой прекрасно договариваюсь, у меня базовое образование техническое, поэтому я сразу, как машинка и робот…

Е.Афанасьева

Посчитала все.

А.Званцова

Пишу, конечно, да. И потом я сокращаю сама себя безбожно, в этом смысле мне очень хорошо живется.

Е.Афанасьева

Вы писали, как и «Оттепель», вместе с мужем, сейчас вы вместе работаете или совсем разошлись, он отдельно пишет, вы отдельно?

А.Званцова

Мы вообще всегда старались писать отдельно, «Оттепель» был единственный проект, к которому были очень высокие требования, и мы элементарно уставали, страдали, и говорили: «Друг, спаси меня», если не ты, то кто же?», вот. А так мы очень разные. Мы очень по-разному пишем, и вообще для спокойствия семенной жизни лучше, конечно…

Е.Афанасьева

Лучше вместе не работать…

А.Званцова

Не работать.

Е.Афанасьева

Это правда. Что делает сейчас Дмитрий? Какие у него проекты?

А.Званцова

Дмитрий сейчас пишет один сериал тоже для компании Валерия Петровича Тодоровского, я не знаю, могу ли я оглашать…

Е.Афанасьева

Хорошо.

А.Званцова

Поэтому этого я не буду делать. И готовиться к съемкам своего сериала в компании Рубена Дишдишяна, вот, если все состоится, если там будет опять же нормально с деньгами и со временем, у него тоже будет замечательная актерская команда, и ему будет, я надеюсь, хорошо, весело…

Е.Афанасьева

То есть у вас семья проделала один и тот же путь, то есть из сценаристов в режиссеры, и вместе?

А.Званцова

Да, правда, опять же, мой муж шагнул в режиссеры первым, и опять я увязалась и сказала: «А как же я?»

Е.Афанасьева

Я тоже хочу.

А.Званцова

Да, и пошла.

Е.Афанасьева

Помогаете ли вы в съемках друг другу или вы каждый свой проект ведете?

А.Званцова

Нет, каждый свой проект, а как можно прийти на чужую площадку и начать там что-то делать.

Е.Афанасьева

Ну, я не знаю, не дай бог, муж заболел, температура, съемки, Алёна, езжай, спаси, пожалуйста…

А.Званцова

Один раз была такая ситуация, но он был готов, конечно, ехать на площадку с температурой 42, там просто я настояла, сказав, что ты мне скажи ровно, что нужно снять, и я приеду это сделаю, вот единственный раз была такая история.

Е.Афанасьева

Вы уже упомянули, что у вас много режиссеров на площадке было, с режиссерами на площадке, я, как работается, я знаю, почему задается этот вопрос, когда в гости приходят люди, которые сами берут интервью, это самое сложное, потому что они сразу тянут одеяло на себя, совершенно невольно, у режиссеров как с этим, которые актеры?

А.Званцова

На самом деле, чем крупнее личность, чем крупнее актер и режиссер, тем проще с ним всегда работать, тем как бы деликатнее внутреннее человек, тем меньше ему надо что-то кому-то доказывать. Хуже всего работать с плохими актерами не состоявшимися, это ад, а чем более человек успешен, тем с ним легче и спокойнее.

Е.Афанасьева

Ну, что, мы почти заканчиваем сегодняшний разговор, можно долго читать ваши реплик, вы между собой уже спорите, кто из актеров хороший, кто плохой, у кого…

Алёна Немцова пишет: «У Прудниковой потрясающий голос». Да.

Кто где играл и так далее, я думаю, вам есть о чем после нашего разговора с Алёной Званцовой о чем еще поговорить.

Напоминаю, +7-985-970-45-45, это был для наших вопросов, они тоже остались.

После космоса, что, вы говорите «Дети», просто простая жизнь, либо у вас есть еще какие-то условия так осложнить жизнь героям, чтобы было не менее сложно, чем там, на МКС?

А.Званцова

Там не менее сложная драматическая коллизия, даже более сложная, и потом мне очень интересно было, и хочется до сих пор рассказать о том мире, в котором живу конкретно я и мои друзья, не абстрактные какие-то люди, а то, что вижу я, театры, в которые хожу я, проблемы, которые обсуждаю я, то, что волнует меня и моих друзей, вот то самое, для тех, кто смотрит…

Е.Афанасьева

Мы возвращаемся к тому, с чего начали, что это вот наш круг, которому интересно, это люди, которые смотрят сериалы, еще что-то, и это, к сожалению, может опять не собрать больше доли у массовой аудитории.

А.Званцова

Я надеюсь, соберет, там мелодрама…

Е.Афанасьева

Там мелодрама.

А.Званцова

Очень мощная, и я надеюсь, очень красивая, радостная, праздничная картинка, я надеюсь, что будет…

Е.Афанасьева

Ну, что ж, большое спасибо Алёне Званцовой, которая пришла к нам сегодня в гости, режиссер, сценарист. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья, до свидания!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025