Купить мерч «Эха»:

Историческая правда или восточная сказка: что выбирают зрители? - Эльмира Калимуллина, Елена Денисевич, Тимур Алпатов - Телехранитель - 2018-03-18

18.03.2018
Историческая правда или восточная сказка: что выбирают зрители? - Эльмира Калимуллина, Елена Денисевич, Тимур Алпатов - Телехранитель - 2018-03-18 Скачать

Е.Афанасьева

Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

И сегодня тема далекая от выборов, о сериале, посвященном времени, когда никакого выбора не было уж точно. Мы будем говорить сегодня о сериале «Золотая Орда», который неделю первую прошел на «Первом канале» с большим успехом, люди, которые этот сериал сделали, сегодня у меня в гостях. Елена Денисевич – продюсер сериала. Здравствуйте, Елена! Тимур Альпатов – режиссер. Здравствуйте, Тимур!

Т.Алпатов

Здравствуйте!

Е.Афанасьева

И Эльмира Калимуллина, вы её помните, как финалистку первого сезона проекта «Голос». Когда-то она вместе со своими друзьями и коллегами по финалу была у нас в эфире сразу после первого сезона. А сегодня она как актриса сериала «Золотая Орда». Еще раз добрый день!

Наш смс-номер +7-985-970-45-45. Пожалуйста, вы можете свои вопросы, реплики, комментарии по поводу сериала «Золотая Орда», исторических сериалов высказывать.

Назвали тему мы сегодня: «Историческая правда или восточная сказка: что же выбирают наши зрители? О чем любят смотреть и не любят смотреть?» Вот об исторических сериалах, о соотношении правды и вымысла мы и поговорим сегодня.

Первый вопрос, откуда взялась вообще сама идея сделать сериал про то время, такое далекое от нас? Елена, может, вы начнете? Только чуть поближе к микрофону, пожалуйста. Елена Денисевич, продюсер сериала, да.

Е.Денисевич

Здравствуйте, радиослушатели! Здравствуйте, зрители нашего проекта «Золотая Орда»! Здравствуйте, зрители, которые смотрят эту передачу в прямом эфире! Вопрос – откуда взялась идея? Ну, она взялась, взялась уже не только у нас, фильмов, посвященных этому периоду за последнее время много…

Е.Афанасьева

Ну, да, и «Викинг» знаменитый.

Е.Денисевич

Конечно.

Е.Афанасьева

Да и…

Е.Денисевич

И «Викинг», и не «Викинг», и до этого «Орда», и фильм «Монгол», ну, и «Андрей Рублев», известное всем произведение…

Е.Афанасьева

Ну, это уже совсем классика. Это уже совсем классика, мы говорим о более новом все-таки времени.

Е.Денисевич

Интересует все время, интересует часто кинематографистов, как любое время историческое, оно действительно интересно, во-первых, потому что это повод для красивой визуализации, как, пользуясь анекдотом, во-первых, это просто красиво, на экране…

Е.Афанасьева

Посмотреть на что-то, отличающееся от вида стандартных наших панельных домов или хрущевок, офисных центров, да, и наших однотипных улиц.

Е.Денисевич

Именно, именно так, потому что это красивые костюмы, это красивый грим, красивые лица, красивые декорации…

Е.Афанасьева

Но, например, вы сразу говорите про красивое, значит все-таки вы делали сказку?

Е.Денисевич

Вне всякого сомнения…

Е.Афанасьева

Вне всякого сомнения.

Е.Денисевич

Мы позиционируем именно как приключенческую мелодраму, вот в атмосфере прошлого, скажем так.

Е.Афанасьева

То есть, проекция скорее не на тот же «Викинг», например, а на «Великолепный век», да? Где, может быть, поближе к нам по времени, но при этом вся женская аудитория с замиранием сердца множество серий смотрит этот сериал, про жизнь в турецком гареме и так далее.

Т.Алпатов

Нам была важна…

Е.Афанасьева

Да, Тимур Алпатов, режиссер.

Т.Алпатов

Происходящего. Нам кажется то, что в любое время, в наше, в прошлое, в современное всегда интересны страсти человеческие, всегда были интересны взаимоотношения между мужчинами и женщинами, и это легло в одну из основных драматургических линий фильма.

Е.Афанасьева

Понятно. Я хотела, значит, начать вот с чего. Вы изначально сделали сказку, сказку, то есть, нет тех героев, не было в русской истории или они были? Или вы их придумали, что якобы были такие князья, такие княгини? Елена?

Е.Денисевич

Да, это придуманные персонажи…

Е.Афанасьева

То есть персонажи…

Е.Денисевич

Полностью придуманные.

Е.Афанасьева

То есть не стоит искать и ругать детей в 5-ом, 6-ом классе, что они не знают такого Ярослава, такого…

Е.Денисевич

Вне всякого сомнения, многие журналисты вот сейчас задают мне вопросы и один из них звучит именно так: скажите, пожалуйста, а вот как вы относитесь к тому, что дети будут смотреть ваш фильм, во-первых, это 16+, начнем с этого, а второе, если дети будут смотреть, получат ли они правильное представление об исторических событиях? Неправильно это…

Е.Афанасьева

То есть совсем неправильно?

Е.Денисевич

Это я говорю, как мать двоих детей, это вообще неправильно, ни по одному литературному произведению нельзя изучать историю.

Е.Афанасьева

Ну, вот, например, сейчас достаточно много в мире сериалов, Великобритания очень любит про своих королей снимать, прекрасно, и про Тюдоров, и раньше Тюдоров, но там все-таки реальные люди, и у нас есть и про Софью Палеолог, в прошлом году с большим успехом прошел сериал, и про времена еще до Ивана Грозного было, почему вы решили именно придумать сказку, а не допридумывать жизнь какого-либо из близких к тому времени княжеских родов?

Т.Алпатов

Нам показалось…

Е.Афанасьева

Да, Тимур.

Т.Алпатов

Это интересной темой, вот. Эта тема, она может быть широкой, она дала возможность дл полета фантазии, приключенческая мелодрама – хороший, интересный жанр, и наша задача – развлечь зрителя, показать, что это интересно, красиво, чтобы он ушел от обыденности, посидел вечером перед телевизором.

Е.Денисевич

Вот, Тимур употребил как раз тот глагол, который, ну, и стал нашей основной мотивацией, развлечь, увлечь, отвлечь.

Е.Афанасьева

Понятно. Еще раз напоминаю, уважаемые слушатели, говорим мы сегодня с создателями сериала «Золотая Орда», он неделю уже идет на «Первом канале», еще, как я понимаю, неделю, да, будет еще?

Е.Денисевич

Да.

Е.Афанасьева

Еще 8 серий, показывают по 2 серии в день. В гостях люди, которые сериал сделали, Елена Денисевич - продюсер, Тимур Алпатов – режиссер, и Эльмира Калимуллина – исполнительница одной из ролей в сериале.

Вот есть вопрос от Анны из Петербурга: «Эльмира очень красивая и талантливая…»

Э.Калимуллина

Спасибо.

Е.Афанасьева

«…не смотрю телевизор, но хорошо помню по голосу её, рада, что её судьба складывается успешно».

Эльмира, тоже чуть ближе к микрофону, если можно, у вас с тех пор, как вы были в нашей студии «Эха», прошло уже 6 лет, наверное, да, 6 лет назад «Голос» был?

Э.Калимуллина

Да, это было и так давно, и так недавно. Жизнь, конечно, меняется, я не могу сказать, что она изменилась совершенно кардинально как-то, что я, допустим, училась на экономиста и вдруг стала петь, но мне очень нравится вообще вся эта динамика, мне безумно приятно, что жизнь преподносит такие подарки судьбы, когда можно реализовать и свои мечты, и способности, и что касается именно сериала «Золотая Орда»», это, конечно, это правда большой подарок для меня…

Е.Афанасьева

Как вы попали в этот сериал? Почему вы оказались вдруг в этой «Золотой Орде» одной из, как назывались эти НРЗБ в Орде, я даже не знаю…

Е.Денисевич

Прислужницы.

Е.Афанасьева

Я даже не про это имя, но имеется в виду, я не подберу слово, как русичи, понятно, а как назывались жители Орды?

Т.Алпатов

Ордынцы.

Е.Афанасьева

Ордынцы, да, ордынка. Как это случилось?

Э.Калимуллина

Ну, я думаю, что, наверное, это случилось и неслучайно, и случайно, позвонили моему директору, это было 2 года назад, и пригласили на кастинг, честно говоря, осознанности не было вообще, потому что у меня возникло миллион вопросов, откуда, почему именно я, меня нет ни в одной картотеке, я нигде не состою, как актриса, я не обучалась этому ремеслу, у меня только за плечами консерватория, но упускать этот шанс было просто невозможным, и мы получили на почту сценарий, чтобы я могла подготовиться к пробам, и вот так всё понеслось, поэтому…

Е.Афанасьева

Ну, наверное, Тимур, как режиссер, который отбирал видно всех…

Т.Алпатов

Да, Эльмира прожила очень интересную жизнь, очень сложную жизнь на этом проекте, потому что изначально ей было тяжело, но мы всячески всей группой всей командой и партнерами стали ей помогать…

Э.Калимуллина

Это правда.

Т.Алпатов

Вот. И она прожила очень интересный период времени, временной событий и она стала настоящей ордынкой, прочувствовала свою героиню, она жила с ней, искала её, находила и в итоге мне кажется, получилось очень интересно.

Е.Афанасьева

Как вообще вы искали актеров для вот такой сказки исторической?

Т.Алпатов

Вы знаете, задача была действительно очень нелегкая, кастинг длился около 5 месяцев и потом еще в первый период съемочный тоже какие-то роли там добирались и смотрели. Мы смотрели всех, сначала мы провели огромный кастинг в Москве, после того, как я убедился, что здесь нету всех людей, который бы подошли, мы устроили кастинг в Татарстане, вот.

Е.Афанасьева

Ближе к Орде.

Т.Алпатов

Да, ближе к Орде.

Е.Афанасьева

По корням генетическим, да.

Т.Алпатов

В Татарстане масса талантливых, очень интересных людей, но у каждого сценария есть свои задачи определенные и даже вот есть много знакомых актеров, которые у меня не попали в этот фильм, но я говорю: «Ребят, новый сценарий, новые задачи, новые образы». После этого кастинг переместился в Казахстан, вот, там нашли тоже интересных, молодых актеров, которые у нас заняты, самой главной целью этого кастинга, Орда она не состояла из одних только монголов и одних только татар, это была интернациональная огромная группа, община людей, это нам развязало руки, мы не хотели всех делать определенного типажа, поэтому мы стали смотреть в разных странах, даже дошли до Японии.

Е.Афанасьева

Даже Япония? И какое отношение к Орде Япония имеет?

Т.Алпатов

Искали…

Е.Денисевич

Хана искали.

Т.Алпатов

Хана.

Е.Афанасьева

Хана? Нашли в Японии?

Е.Денисевич

Нет, мы нашли его…

Е.Афанасьева

Ближе?

Е.Денисевич

Ближе, гораздо ближе.

Е.Афанасьева

Ближе? Где же нашли хана?

Е.Денисевич

Рамиль Сабитов, актер, он тоже татарин, кстати…

Е.Афанасьева

Татарин.

Э.Калимуллина

Сам родом из Набережных Челнов, по-моему.

Е.Денисевич

Да, да.

Е.Афанасьева

Все есть на нашей родине.

Е.Денисевич

Но тут интересно, что с него кастинг начинался, он был одним из первых, кого мы пробовали на хана, показалось, что не очень попали, потом очень долгое время искали, еще несколько десятков актеров посмотрели, и в конечном итоге вернулись к нему же.

Е.Афанасьева

Да, я напоминаю, что мы сегодня говорим с моими гостями о сериале «Золотая Орда», о том времени, когда никаких выборов не было и о том, что это некая историческая, сказка в исторических декорациях, сказка о вечных ценностях, о любви и верности.

Т.Алпатов

Любовь – это наш самый главный лейтмотив.

Е.Афанасьева

Да, но так как вы все-таки вы назвали «Золотой Ордой» и князи, и всё, где это соотношение выдумки и какой-то историчности? Вот вы говорите, искали лица и всё. Какую задачу вы себе ставили? Где соответствовать чему-то, тому, что было в нашей истории, а где можно отпустить свою фантазию в полет?

Т.Алпатов

Ну, первое, то, что я могу сказать, где мы давали себе задачу соответствовать, это костюмы.

Е.Афанасьева

Какой век у вас, раз вы придумывали своих князей и ханов?

Т.Алпатов

У нас нету определенного века, но мы ориентировались на –12-ый и 13-ый.

Е.Афанасьева

Ага.

Е.Денисевич:13

ый.

Т.Алпатов

Ну, да.

Е.Денисевич: 13

ый век.

Е.Афанасьева: 13

ый.

Е.Денисевич

И закончилось, да, это конец 13-го, начало…

Т.Алпатов

Мы изучали быт, мы, значит, ориентировались на какие-то пожелания консультантов, то есть изучали вместе с ними быт, костюмы, то, как ели, что ели, что пили, как одевались и все остальное.

Е.Афанасьева

Наши слушатели так, в общем, разделились в оценках.

По смс, я еще раз напомню +7-985-970-45-45.

Вот по смс пишут, правда, без подписи, из Москвы: «Декорации, костюмы, стиль выдержан прекрасно, но почему ваши герои говорят абсолютно по сегодняшнему? Спасибо, сериал интересный».

А вот обсуждение, которое идет в «Youtube» во время нашей трансляции, человек с ником «Air p» пишет: «Посмотрел ровно 1 минуту, там в декорациях строения из цилиндрованных бревен и доспехи 16-го века». Критикуют.

Т.Алпатов

Понятно, а как же без критики?

Э.Калимуллина

Это приятно, что людям небезразлично, что они участны, и что каждый из них свою частичку времени, свою частичку жизни отдают именно этому, это очень важно.

Е.Афанасьева

Эльмира, как вот вы, ваши коллеги, которые играли людей в «Орде», как вот вы перенастраивались, что, какая одежда, была ли она совершенно какой-то непонятной, незнакомой для вас? Что самое такое необычное, удивительное и сложное было вот в декорациях «Орды»?

Э.Калимуллина

Ну, я могу сказать свои первые ощущения, когда пришла в костюмерную «Мосфильма» и попала в эту сказку, правда, Тимур как раз был вместе с Александром Устюговым, они примеряли грим, я примеряла костюмы, и когда я начала задавать вопросы костюмерам, а почему вот именно этот халат, почему тот, всё настолько досконально было продумано, исходя из опыта и всех исторических сложившихся ситуаций, поэтому для меня погружение вообще во всю эту атмосферу «Орды» было настолько безболезненным, и мы стали такой большой семьей, я не чувствовала себя ни разу чужой, так как правда, у меня нету за плечами актерского образования, я очень сильно волновалась, да, я готовилась, но волнение было просто запредельное, но в первую же секунду, когда я попала в самолет и познакомилась с ребятами, с актерами, меня приняли в семью, мне все помогали и это необычайно ценно, поэтому то, что происходит там, это любовь, это семья с самых первых минут создания проекта.

Т.Алпатов

Мне хотелось бы добавить, потому что вся атмосфера, она была заряжена энергией людей, которые были неравнодушны к тому, что происходило, и действительно иногда, когда все люди собирались на съемочной площадке, я находился за монитором, мы выставляли кадр, было полное погружение вот в какую-то свою историю, в какое-то иное пространство, в котором находились и актеры, и члены группы, которые были за кадром, это всё работа очень равнодушных людей, которые решились сделать этот фильм и подарить его зрителю.

Е.Афанасьева

Продолжают наши слушатели. Подписывайтесь только, пожалуйста, уважаемые слушатели, потому что не очень удобно читать ваши сообщения без подписи.

«Опять патриотическое фэнтези» - написали нам.

«Ислам в Орду в 13-ом веке еще не пришел».

Е.Денисевич: Любое время историческое, оно интересно, во-первых, потому что это повод для красивой визуализации

А я как раз читала другую реплику, оказывается, что у вас в «Орде» не ислам, а наоборот такое язычество и как раз таки ислама у вас там нет.

Е.Денисевич

Вот это как раз таки достаточно достоверно, это не совсем так. Что значит не было ислама? Ислама не было, как общепринятой религии, но хан у нас, далеко не все там исламисты, там есть и язычники, у нас шаман, который предваряет каждую сцену в «Золотой Орде», поэтому совсем нет, мы как раз не утверждаем…

Е.Афанасьева

А по поводу того, что они говорят современным языком, ну, наверное, если бы они говорили на том языке, на котором говорила Орда тогда или даже русичи, мы бы ничего не поняли.

Т.Алпатов

Тогда, наверное, не нужны были переводчики…

Е.Афанасьева

Как раз у вас такое сказочное допущение, что все друг друга понимают, никаких толмачей, переводчиков нет.

Е.Денисевич

Да, да, да. Они все говорят, в общем, на языке людей, нам вообще всем общедоступно.

Е.Афанасьева

Да, мы говорим сегодня о сериале «Золотая Орда», который идет на «Первом канале», сделали его несколько сразу компаний, Елена, назовите, кто был сопродакшен, это?

Е.Денисевич

Компании занимались этим проектом, это «Марс Медиа Энтертейнмент», у которой большой опыт создания исторических проектов, кстати, в очень разных жанрах, и кинокомпания «Амедиа», у которой не меньше опыт создания исторических проектов, да и «Первый канал», с которым мы плотно работали…

Е.Афанасьева

Да, компании, которые вместе произвели этот сериал. В гостях сегодня Елена Денисевич - продюсер сериала, Эльмира Калимуллина – исполнительница одной из роль в сериале, и Тимур Алпатов – режиссер сериала «Золотая Орда». После выпуска новостей мы продолжим наш разговор.

Вы пока можете присылать свои вопросы, реплики и комментарии. +7-985-970-45-45. А также в нашем канале в «Youtube», где идет трансляция и обсуждение.

НОВОСТИ

Е.Афанасьева

Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева. Сегодня говорим о сериале, про времена, когда никаких выборов не было, было единовластие хана в Золотой Орде, князей каждый над своим княжеством на Древней Руси и историческая сказка «Золотая Орда» идет по «Первому каналу» в эти дни. Люди, которые этот сериал делали, Елена Денисевич, продюсер, Тимур Алпатов – режиссер, Эльмира Калимуллина – актриса, певица, исполнительница одной из ролей в сериале, сегодня у меня в студии.

Еще раз напомню. +7-985-970-45-45 наш смс-номер. Вы также можете принять участие в обсуждении во время просмотра на «Youtube», там есть чат.

Достаточно бурно обсуждают наши слушатели, ваши зрители.

«Большое спасибо за сериал» - пишут.

«Речевая форма очень важна…» - считает «А.Н.» из Петербурга. «Вот в фильме «Россия молодая» режиссер удачно принял некоторые особенности говора, картина смотрелась довольно органично, а у вас, как на современной улице»

«Спасибо за сериал еще раз. Большое спасибо актерам…» - «Энерджи 3195» в «Youtube» пишет, «…все актеры большие молодцы. Спасибо всем участникам!»

Есть достаточно неожиданное для меня и для вас сообщение, сейчас я его найду, вот где же оно у меня, потеряло, сейчас, вот. «Всем привет из Казахстана от Санжара Мади…»

Т.Алпатов

Спасибо большое! Привет тебе!

Е.Афанасьева

Один из исполнителей главных ролей сейчас нас слушает и…

Е.Денисевич

Очень рады, его сообщение.

Э.Калимуллина

Привет!

Е.Денисевич

Тоже член семьи.

Е.Афанасьева

Да. Расскажите все-таки, как вы подбирали актеров, вот эти лица, так как у вас есть и известные актеры, как Юлия Пересильд, а есть совсем новые лица, вот Эльмира первый раз, дебютировала в кино, и многие…

Т.Алпатов

Сейчас расскажу.

Е.Афанасьева

Расскажите.

Т.Алпатов

Вы знаете, как бы кастинг, он проходит в несколько этапов, вот. Изначально кастинг начинается вот в офисе, вместе с Еленой мы делаем так называемые «дрим касты» и просто представляем себе, смотрим лица, кто ююбы подходил, кто бы нет. То есть у нас есть какие-то свои любимцы, есть какие-то люди неизвестные, которых бы мы хотели посмотреть. Сначала это всё происходит достаточно визуально, после того, когда мы отбираем ряд людей, начинается наша опять-таки совместная работа, и с самого начала я пробую очень просто, ко мне приходит человек, мы садимся в комнате, репетируем текст, проходим сцену на смыслы, которые мы раньше успели проговорить и обсудить вместе с Еленой, и тут самое главное понимание, чувствует ли он, понимает задачи, которые мы ставим, вот, и как вообще относится к своему персонажу и как он его видит. После этого первого отбора мы уже устраиваем парные пробы в костюмах и гриме, потому что мы смотрели там на каждого персонажа, там по несколько актеров, но были актеры, которым мы сразу говорили, это вот он и все, допустим, это Сергей Соцердотский, Николка, и там Юлия Пересильд, у нас не вызывали никаких сомнений, нам нужно было посмотреть грим и костюмы. После того, как мы делаем парные пробы в костюмах и гриме, возникает очень интересное решение, иногда мы берем актеров, которые пробовались на одну роль, в процессе меняем на другую и…

Е.Афанасьева

Например? Кого вы смотрели на другие роли?

Т.Алпатов

Вот у нас, допустим, Карина Андоленко пробовалась на НРЗБ, которую играла Юлия Пересильд, в итоге потом при всем остальном кастинге мы поняли, что из неё будет интересная Настя.

Е.Афанасьева

Это женщина, которая поехала…

Т.Алпатов

Да.

Е.Афанасьева

Переодевшись воином, в Орду, чтобы найти своего угнанного мужа, да?

Т.Алпатов

Да. Допустим, на счет Аружан Джазильбековой у меня никаких не было сомнений с самого начала…

Е.Афанасьева

Еще раз объясните слушателям, кого она играет?

Т.Алпатов

Наргиз…

Е.Афанасьева

Не все запомнили сложные новые имена звезд.

Т.Алпатов

У меня не было никаких сомнений, но когда мы её посмотрели и посмотрели вместе еще Дину Тасбулатову, которая играла Айжан, мы решили посмотреть, как они будут смотреться в ролях наоборот, это тоже интересный опыт.

Е.Афанасьева

То есть одна из них жена хана, вторая, которую привезли в подарок князю.

Т.Алпатов

Князю, вот. И когда мы попробовали их наоборот, мы опять-таки убедились в том, что первый выбор был правильный.

Е.Афанасьева

Правильный, да. А с кем пробовали, Эльмира, вас пробовали в парных каких-то пробах, вы…

Э.Калимуллина

С Николкой.

Е.Афанасьева

С Николкой.

Э.Калимуллина

Да.

Е.Афанасьева

Да.

Э.Калимуллина

С Николкой мы были в парных пробах, и могу сказать, что он сразу меня обаял своей лучезарной улыбкой, и какой-то контакт сразу произошел, и правильное направление Тимура дало вот эту какую-то связь, которая и передалась в кадре, это чувствуется, и мы по сей день общаемся, дружим.

Е.Афанасьева

То есть вот эта пресловутая химия в общении между актерами, она присутствует?

Э.Калимуллина

Безусловно.

Е.Афанасьева

Она либо есть, либо её нет.

Э.Калимуллина

Безусловно, это чувствуется…

Е.Афанасьева

Лена, как вы её ищете на стадии проб?

Е.Денисевич

Мы иногда останавливаемся на одних актерах, и один, и другой в одинаковой степени годятся для этой роли, мы пробуем их в паре и понимаем, что между ними не происходит химии, и один блестящий, и второй блестящий, пара не получается, тем более, что формат «Золотой Орды» предполагал чувственную доминанту в любом случае, вы спрашивали, где мы достоверны, вот там, где у нас отношения между героями, там, где конфликты и как они разрешаются друг с другом, вот там должна была быть достоверность, поэтому мы очень рады смскам зрителей, которые говорят о том, что актеры играют, вот этому и была посвящена наша работа основная вот с тем, чтобы отношениями между нашими персонажами и там, и там были действительно достоверны.

Е.Афанасьева

Вот еще одно сообщение от «Energy 3195»: «Эльмире нужно дать главную роль в следующем фильме. С уважением, Сергей»

Е.Денисевич

Да, вот она теперь научилась…

Э.Калимуллина

Спасибо большое!

Е.Афанасьева

Да, да. Расскажите, пожалуйста, все-таки об этом уникальном, уникальной работе художников по костюмам, потому что где, где вы строили Орду? Где вы строили наше…у вас Владимир, да?

Е.Денисевич

У нас Владимирское…

Е.Афанасьева

Княжество, да.

Е.Денисевич

И Владимир.

Е.Афанасьева

Где это всё было сделано? Как вы снимали?

Е.Денисевич: Это вообще неправильно, ни по одному литературному произведению нельзя изучать историю

Т.Алпатов

Я расскажу.

Е.Афанасьева

Давай.

Т.Алпатов

Процесс на самом деле большой и долгой логистики, потому что картина большая, и она имеет 3 визуальных части, это русской блок, ордынский блок и уже потом интерьеры. Значит, сначала мы думали, что у нас будет какая-то большая экспедиция, но когда мы поняли, что мы нигде не найдем чего-то, куда мы смогли бы пристроиться, какого-нибудь старого городка с монастырем, и нас просто не пустят…

Е.Денисевич

Пристроиться, имеется в виду другое…

Е.Афанасьева

Да, достроить то, что вам нужно.

Е.Денисевич

Да.

Т.Алпатов

Было решено это делать еще здесь, что оказалось логистически, а в кинологистике это очень важная вещь, правильным, вот…

Е.Афанасьева

Здесь прямо на территории «Мосфильма»?

Е.Денисевич

Лосиный остров.

Е.Афанасьева

На Лосином острове всё?

Е.Денисевич

Мы жили прям чуть ли не на заболоченной территории, до нас там, в общем, ничего и не было.

Е.Афанасьева

А куда это всё делось? Из этого нельзя сделать аттракцион? Или дальше снимают?

Е.Денисевич

Ну, сейчас уже нельзя, но после нас…

Е.Афанасьева

Еще несколько исторических сериалов?

Е.Денисевич

Вот «Кровавая барыня», например…

Е.Афанасьева

Ааа.

Е.Денисевич

Очень хорошо снятый…

Е.Афанасьева

«Кровавая барыня» у вас снималась?

Е.Денисевич

Да, но…

Е.Афанасьева

Ваши декорации.

Е.Денисевич

Они полностью как бы часть свою, усадьбу Салтычихи, вот они разместили в нашей декорации и даже вышли в эфир раньше, чем мы.

Е.Афанасьева

Вот видите, как используют экономически выгодно декорации построенные. А Орда там же была или нет?

Т.Алпатов

Нет…

Е.Афанасьева

Да.

Т.Алпатов

Значит, декорация русская была построена в Москве, потому что это было принципиальным моментом, должны были артисты приезжать, добираться до площадки, артистов много, иногда они снимаются в других проектах…

Е.Афанасьева

В общем, все заняты, понятно.

Т.Алпатов

Важно расписание. Значит, поэтому она была продумана логистически очень правильно, во-первых, она была в черте города, во-вторых, кроме нас про неё никто не знал, она просто на территории Лосиного острова была…

Э.Калимуллина

В изолированной территории.

Е.Денисевич

Туда просто так не попадешь.

Т.Алпатов

В изолированной территории и…

Е.Афанасьева

Зеваки не попадали…

Т.Алпатов

Не попадали.

Е.Афанасьева

В современной одежде со звонящими мобильными.

Е.Денисевич

Попадали они, каким-то образом просачивались.

Т.Алпатов: Мы изучали быт, мы, значит, ориентировались на какие-то пожелания консультантов

Т.Алпатов

По поводу ордынского блока поехали искать в Крым, так как Крым очень кинематографичный, и много коллег там работали, стали предлагать всякие разнообразные места, где можно было бы сделать, но у меня вместе с оператором-постановщиком Морадом Абдель-Фаттахом была задача – найти что-то новое, и в итоге это стремление нас привело в Караларский заповедник под Керчью, это скифские места, наполненные очень интересной энергией, вот, и мы там увидели вот нашу ордынскую ставку, там ее придумали и в итоге снимали там.

Е.Афанасьева

Эльмира, действительно там есть энергия какая-то в этом месте? Не зря искал?

Э.Калимуллина

Безусловно.

Е.Афанасьева

Расскажите.

Э.Калимуллина

Там, мне кажется, все искрится этой энергий, потому что даже когда, приехав туда, мы жили в поселке, который называется «Золотое», а случайности в нашей жизни не случайны, и там какая-то необычная энергетика и сила, которая, несмотря на очень тяжелые природные условия, там ветер просто такой силы, что и декорации могли быть подвержены именно стихийным обстоятельствам. Я помню, что был такой жуткий холод, что даже губы не смыкались для того, чтобы произнести вот слово.

Т.Алпатов

Хотя удивительно, что это октябрь месяц, Крым, должно быть тепло.

Е.Афанасьева

В Крыму еще да, обычно тепло.

Е.Денисевич

Да, на этот период выпали все катаклизмы.

Е.Афанасьева

Ну, это как всегда, когда начинаешь снимать лето, становится холодно, когда нужен снег, его загружают бедные продюсеры тоннами специального вещества, потому что он не идет вовремя, да, Эльмира.

Э.Калимуллина

И мне кажется, энергия совпала всех, и людей, которые изначально строили всю эту историю «Золотой Орды», как сериал, и людей, которые выставляли технику, всё это сложилось в одной единой большой любви к тому, что мы сейчас видим на экране.

Е.Афанасьева

Расскажите, кто делал, кто у вас художники, кто делал костюмы?

Т.Алпатов

У нас 2 замечательных художника. Изначально это Юрий Григорович, ему огромное спасибо, вместе с ним мы придумали эти миры, и потом Давид Дадунашвили…

Е.Денисевич

Да.

Т.Алпатов

Вот, то есть с Юрием мы придумали Русь и Орду, а с Давидом мы уже решали интерьеры Руси и Орды. Прекрасный художник по костюмам – Мария Юреско, тоже с опытом исторического кино, вот. Здесь, так как это была фантазия, её фантазии была возможность разойтись, но мы четко смотрели книги по ордынским образам, то есть у нас женщины все правильно одеты, у них правильные вот эти головные уборы, ну, и прекрасный художник по гриму - Елена Аршинова, вот, то есть вместе мы создавали.

Е.Афанасьева

Ну, что, как раз на этой неделе прошла церемония «Ассоциации продюсеров кино и телевидения», которая вручала награды за прошлый год, абсолютным рекордсменом стал сериал «Троцкий», да, из тринадцати девять, из 13 номинаций, в которых они были, 9 они получили как раз за грим получила, и костюмы, за костюмы получила, сериал «Хождение по мукам», но я желаю вам, чтобы на следующий год у вас эти номинации были, потому что, по-моему, достойная очень работа.

Т.Алпатов

Спасибо большое.

Е.Афанасьева

Да.

Е.Денисевич

Ну, на самом деле сейчас за год появилось такое количество проектов, и я подозреваю…

Е.Афанасьева

Ну, конкуренция большая, конечно, потому что год недавно начался, но, по крайней мере, шансы есть.

Вопрос продюсерский. Когда снимают, обычно хитрят, если надеяться на второй сезон, то подвешивают крючок, не расставляют все акценты.

Е.Денисевич

Конечно, тут хитрость очевидна.

Е.Афанасьева

Да, у нас же, к сожалению, не такая система, когда серия раз в неделю, и можно параллельно снимать, вы закончили историю или вы все-таки оставили шанс на второй сезон? Елена?

Е.Денисевич

Конечно, оставили, вот 16-ая серия закончится, я могу себе представить, сколько будет вопросов…

Е.Афанасьева

Возмущенных реплик: «Да почему же вы всё не рассказали?»

Е.Денисевич

Да, да, да. Нет, рассказано очень, многие линии, ну, вот половина линий рассказаны и закончены, половина линий…

Е.Афанасьева

Ага, значит у вас есть надежда, уже принято решение, либо когда может быть принято решение о втором сезоне?

Е.Денисевич

Решение по поводу второго сезона, который, вот окончательное решение будет он или нет, обычно принимается после окончания эфира, вот тогда, когда понятны цифры, тогда, когда понятны ощущения, впечатления, то есть…

Е.Афанасьева

Ну, по первой неделе цифры прекрасные и отклики, судя по…

Е.Денисевич

Постучим.

Е.Афанасьева

Да, постучим. То есть, я еще раз говорю, что есть шанс, что это будет такой «Великолепный век», только на русской земле. В «Великолепном веке», по-моему, какое-то огромное количество серий, и я знаю, что его все смотрели, там на канале «Домашний» когда его показывали, то доля раза в 3 превышала среднюю долю канала.

Е.Денисевич

Да, действительно так.

Е.Афанасьева

«Фильм красочный, актеры играют замечательно» - пишут нам из республики Татарстан.

Т.Алпатов

Спасибо!

Е.Афанасьева

Спасибо всем.

«Эталонный сериал…» - пишет тот же «Energy 3195», «…продолжайте в том же качестве»

Так что, видите, про продолжение тоже задумываются.

Продолжают рассуждать про религию, человек пишет: «По Гумилеву в Орде в 12-ом веке 60% христиан несторианского толка, остальные поклонялись богу неба Тенгри. Мусульманство начало приходить в 13-ом веке при хане Узбеке»

Ну, что ж, были ли у вас все-таки какие-то наметки про образы ваших основных героев? Ну, князя и всё, на кого-то вы равнялись? Ну, то есть ваш Ярослав похож на кого-то из реальных князей русских? Елена Денисевич.

Е.Денисевич

Персонажи вымышленные, они, но при этом они собирательные. Оля Ларионова, наш автор сценария, это ответственный и тщательный человек, которая изучала историю очень скрупулезно, у нас работали 11 консультантов, которые консультировали нас почему? Потому что изначально мы придумали себе эту фантазию, а также договорились, что любая фантазия будет убедительная тогда, когда она будет основываться…

Е.Афанасьева

Похожа на правду.

Е.Денисевич

Да. Знание, вот это знание для нас было важно. Да, конечно, был Александр Невский, у него были определенные черты, собирательные образы, они, как правило, в себя включают образы вот существующих в это время историческое персонажей, но вот замешенные так, как…

Е.Афанасьева

Вот что в вашем князе, в вашем Ярославе кого есть, как вы для себя брали?

Е.Денисевич

От русского князя.

Е.Афанасьева

Вообще в целом?

Е.Денисевич

От русского князя.

Т.Алпатов: Процесс большой и долгой логистики, потому что картина большая, и она имеет 3 визуальных части

Е.Афанасьева

Ну, они же разные?

Е.Денисевич

Конечно, разные, тем не мене, в общем, в основном все они любили землю свою, любили свой народ.

Е.Афанасьева

Да, Тимур Алпатов.

Т.Алпатов

Саша Устюгов очень…

Е.Афанасьева

Исполнитель роли, да.

Т.Алпатов

Когда мы его обсуждали, он сказал хорошую вещь, которая помогла потом, он сказал так: «Это князь от земли, от сохи, он ближе к земле»

Е.Денисевич

Ровно так, то, чем я хотела завершить.

Т.Алпатов

Да. И вот это мы поймали, вот эти 2 слова и выстраиваем.

Е.Денисевич

Тем не менее, это образ, как вы понимаете, то, о чем сейчас сказал Тимур, говорил Саша, это все-таки компоненты образа художественного, а не прообраза.

Е.Афанасьева

Эльмир, а вы искали для себя где-то вот какие-то ощущения, отношения? Может в сказках каких-то, восточных песнях…

Э.Калимуллина

О, это отдельная история!

Е.Афанасьева

Где вы для себя искали?

Э.Калимуллина

Ну, безусловно, каждая сцена, которая есть у Зейнеп, во-первых, она пропитана самым главным, это любовью, это человек, ну, для меня это образ именно любви, которая дорожит любовью, дружбой, естественно, к молодому человеку, вообще к земле, на которой она выросла, к жизни, она любит жизнь, и она стремится, чтобы эта любовь была рассеяна как можно больше, и делает она это очень честно, так как может на тот момент. И очень важно, что происходит метаморфоза с её первого появления, и какой она станет уже ближе к 16-ой серии…

Е.Афанасьева

Без спойлеров пока, не выдаем.

Е.Денисевич

Там было интересно, Эля пришла на площадку с определенным представлением о том, как должна играть актриса, что она должна делать, и это на самом деле был паноптикум в полном смысле этого слова, катастрофа, потому что выйдя на площадку, это вышла такая девчонка из художественной самодеятельности, которая представила себе, как ей надо играть, и пошли в ход руки, ноги, ресницы, играло совершенно всё, и в конечном итоге пришлось просто практически директивно сказать: «Иди ка сюда, дорогуша, хватит, дорогая, пожалуйста, не переживай чувств неких придуманных героинь, о которых ты читала, пожалуйста, если ты переживаешь чувства, переживай, пожалуйста, свои»

Э.Калимуллина

Да.

Е.Денисевич

Выуживай из своей пусть там не большой по времени сейчас биографии, выуживай только то, что тебе знакомо. О, она задумалась и дальше начало все получаться.

Т.Алпатов

Хотел еще один момент выделить, очень немаловажный, вот, в работе над тем фильмом, потому что пока мы на съемочной площадке снимаем, разводим мизансцены, ставим свет и все остальное, иногда нам очень нужен верный совет, и вот Елена, она прожила с первой строчки до последней…

Е.Денисевич

Так и должно быть.

Т.Алпатов

Так и должно быть.

Е.Денисевич

Мы просто, поскольку проект объемный, мы просто так разделили, оператор-постановщик делает это, режиссер-постановщик делает вот это и оно огромно, а какую-то часть вот работы с актерами…

Е.Афанасьева

Продюсер…

Е.Денисевич

Ну, как, креативный продюсер…

Т.Алпатов

Это очень важно, это большая творческая помощь, вот, и Елена нам очень во многом нам помогла.

Е.Денисевич

И у нас вместе, а они мне.

Е.Афанасьева

Вы как раз сказали по поводу оператора, здесь есть вопрос от Вартана Погасяна: «Тимур, скажите, кто оператор? Потрясающие кадры. И интересует персона сына Ярослава, потрясающий актер. Спасибо за качественное кино, желаю как можно чаще появляться на «Эхе», презентуя новые проекты» Не сказано, правда, какой из сыновей Ярослава, старший…

Е.Денисевич

Ну, наверное, кто драматическую роль сыграл…

Е.Афанасьева

Наверное, старший, да.

Е.Денисевич

Это Володя Верёвочкин, это наш актер, а про Морада…

Е.Афанасьева

Оператор.

Т.Алпатов

Да, с Морадом просто свела кинематографическая судьба, мы уже сделали одну картину, мелодраму для российского канала, вот, и когда начинали делать Орду, как-то даже сомнений не было, хотя были еще кандидатуры, мы просто вместе посмотрели с Еленой материал и пришли к выводу, что Морад сможет сделать эту историю…

Е.Денисевич

Не ошиблись ни на одну минуту.

Т.Алпатов

Потому что изначально она должна была быть поэтичной, красивой, мы взяли с Морадом для себя референсом живопись, там картина Рембрандта, это его любимый художник, ну, вот и как-то выстроили. Морад Абдель-Фаттах.

Е.Афанасьева

Но Рембрандта как-то совсем из другого мира, из другой эпохи…

Т.Алпатов

Сейчас я говорю это больше по цвету и по свету…

Е.Афанасьева

Колористика.

Е.Денисевич

Не сюжетная…

Е.Афанасьева

Да.

На «Youtube» «Сергио» пишет: «Так это сериал про любовь женщине или к родине?»

Е.Денисевич

О, а почему, там вот, почему к женщине или к родине…

Э.Калимуллина

В целом…

Е.Денисевич

Любовь, она во всех её проявлениях.

Е.Афанасьева

Вот что интересно, смотрите, там понятно, что это сказка, и сказка для современных зрителей, насколько вы позволяли себе допущение, вот отношения, которые понятны современным людям, мужчина и женщина, а не те, которые были в 13-ом веке, либо вы все-таки старались придерживаться отношений таких исторических?

Е.Денисевич

Вот я даже не знаю как, вот тут вот растерялась немножко, отношения, любовь вечная, она, проявления могут быть такими или такими, но они, конечно, в канве вот того времени, то есть, ну, это не современное кино…

Е.Афанасьева

Ну, понятно, ну, вот, например, ваша княгиня Устинья, которая попадает в Орду, она просто, иной раз смотришь, то можно показывать женщинам, как учебники, сейчас очень модно, все эти мотивационные курсы, когда женщина, как вести себя с мужчиной, с мужем, да, да, да. Просто можно её, ну, понятно, что это мудрая, русская княгиня, а на самом деле такие базовые психологические установки применяй и в твоей семьей будет тебе счастье.

Е.Денисевич

Ну, руководство к действию мы, конечно, не делали, но все равно очень радостно, что это можно так воспринимать, таким образом, да, непринято было женщинам на Руси вести себя так, но это же не значит, что не было женщин, которые не нарушали общепринятые нормы…

Е.Афанасьева

Может быть, они были, мы просто их не знаем.

Е.Денисевич

Да, да, да.

Е.Афанасьева

Они всегда были, знаете…

Е.Денисевич

Это совершенно точно, вот вы совершено правильно говорите, потому что женщина, она…

Е.Афанасьева

Да, что с музыкой в сериале, расскажите, тем более у нас сегодня в студии певица.

Т.Алпатов

Да, с музыкой интересная, значит, очень большая работа, вот, это композитор, она гречанка, зовут её Зиновия Арванитиди, я уже делал с ней…

Е.Афанасьева

То есть у вас совершенно мультинациональный проект?

Е.Денисевич

Да, вот прям мультинациональный.

Е.Афанасьева

До Японии дошли, но от Казахстана до Греции…

Т.Алпатов

Да. Ну, с Зиновией я уже работал и сделал 2 фильма, поэтому, когда мы принимали решение по поводу композитора, нам нужно было создать некое демо, условное демо, еще она не знала сценария, как она себе представляет этот мир, я объяснил ей задачу, она взяла паузу в месяц и через месяц она предоставила такое одиннадцати минутное демо, где были собраны образы, патриотическая музыка, любовь, монгольская музыка, романтика, степь монгольская, ну, и вместе приняли решение, что будем работать.

Е.Денисевич

Ну, потом это всё было переделано, справедливости ради…

Т.Алпатов

Да.

Е.Афанасьева

Эльмира, а вы слышали музыку, когда снимались, или вы уже потом позже услышали?

Э.Калимуллина

Ну, музыка, она уже…

Е.Афанасьева

Позже?

Э.Калимуллина

Позже, конечно, и под разные сцены и чтобы накал страстей был, подводка…

Е.Афанасьева

Ну, для вас, как для человека музыкального, совпала музыка с тем, что вы играли?

Э.Калимуллина

Во-первых, нет ни одного момента, где, это всё настолько сплетено вместе, настолько всё, ты чувствуешь, что одно перетекает в другое, это получилась действительно одна большая музыка вселенской любви, пропитана и какими-то событиями, там предательство, я не знаю, поступков и хороших, и плохих, грубо говоря, это всё воедино вылилось именно в такую красивую музыку.

Е.Афанасьева

Я как раз подумала, вот вы рассказали, что в ваших декорациях, там уже снимали, а если, вернее, будем говорить не если, а когда второй сезон, то есть вы их сможете восстановить или заново всё строить придется?

Т.Алпатов

Наверное, новый какой-то мир придумывать.

Е.Афанасьева

Новый мир?

Т.Алпатов

Новую декорацию.

Е.Афанасьева

Вот так, то есть у вас там дальше есть…

Е.Денисевич

А какая есть уверенность в том, что это будет в Владимирском княжестве?

Е.Афанасьева

Ах, вот так, у вас всё будет…

Е.Денисевич

А если это будет происходить в другом княжестве.

Е.Афанасьева

В Суздальском, но все равно вроде можно, наверное, как вы сказали «пристроиться»?

Е.Денисевич

Ну, это уже…

Е.Афанасьева

Ну, что, у нас эфир подошел стремительно к концу, мы сегодня говорили о том, что же наши зрители выбирают: историческую правду или исторические сказки? И сериал «Золотая Орда», люди, которые его сделали, Тимур Алпатов – режиссер, Елена Денисевич – продюсер, и исполнительница одной из ролей – Эльмира Калимуллина, актриса теперь уже и певица. Я желаю вам второго сезона, что же еще пожелать….

Е.Денисевич

Спасибо.

Т.Алпатов

Спасибо.

Э.Калимуллина

Спасибо.

Е.Афанасьева

Будет досматривать вместе со зрителями, слушателями. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья, всего доброго, до свидания!

Т.Алпатов

До свидания!

Э.Калимуллина

До свидания!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025