Премьера сериала "Троцкий" - Александр Цекало, Евгений Стычкин, Константин Хабенский - Телехранитель - 2017-11-05
Е.Афанасьева
―
Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.И сегодня, накануне столетнего юбилея революции мы поговорим о проекте, который завтра выйдет в эфир «Первого канала», сериал «Троцкий». Он уже был презентован в Каннах в большой аудитории, в которой проходят показы Каннского кинофестиваля, вызвал огромный интерес мировой и телевизионной общественности. И в студии у нас Александр Цекало, продюсер этого телесериала. Здравствуйте, Александр!
А.Цекало
―
Здрасте!
Е.Афанасьева
―
Сейчас на связи по телефону исполнитель главной роли, роли Троцкого, Константин Хабенский. Добрый день, Константин!
К.Хабенский
―
Добрый день!
Е.Афанасьева
―
Здравствуйте! Скажите ваши первые ощущения, когда вам Александр или кто это был, предложили сыграть Троцкого?
К.Хабенский
―
Ну, шокирующее предложение, конечно.
Е.Афанасьева
―
Шокирующее. Что на тот момент вы, человек с таким все-таки советским детством и бэкграундом знали про человека, которого вы потом сыграли? Вот на момент предложения Троцкий для вас был кем?
К.Хабенский
―
Ну, скорее, наверное, скорее, наверное, личностью из анекдотов.
Е.Афанасьева
―
Из анекдотов? То есть даже, то есть политическая проститутка и все прочее?
К.Хабенский
―
Типо того.
Е.Афанасьева
―
Типо того. Да, а что главное для вас вы узнали про этого человека за то время, пока работали? Что совершенно, может, перевернуло отношение к нему в лучшую или в худшую сторону?
К.Хабенский
―
Саш, можно я, да?
А.Цекало
―
Да, конечно. А что…
Е.Афанасьева
―
Правду и только правду.
А.Цекало
―
Тебе все можно, Кость.
К.Хабенский
―
Да, ну, нет, просто, наверное, я, вы знаете, не испытываю особых человеческих симпатий, не испытывал, не испытываю, более того НРЗБ.
Е.Афанасьева
―
Что кушать не могу. Нам, к сожалению, немножко плохо слышно, Константин в аэропорту, как я понимаю, да?
К.Хабенский
―
Да, я в колыбели революции.
Е.Афанасьева
―
А, вы в колыбели революции встречаете этот праздник.
К.Хабенский
―
Нет, я в колыбели колыбели.
Е.Афанасьева
―
А, колыбели….
А.Цекало
―
Ну, то есть в Берлине.
Е.Афанасьева
―
А, в Берлине, понятно. То есть теперь вы уже знаете все про колыбель колыбели. И все-таки, насколько я понимаю, предложение было достаточно стихийным, в очень короткие сроки это все сняли, я понимаю, что вопрос, наверное, наивный, но что, что помогло вам этого человека так убедительно, как говорят те, кто этот, отдельные первые серии сериала видел, сыграли? Что вы в нем нашли такого, что помогло сыграть человека, который вам глубоко неприятен?
К.Хабенский
―
Наивный. Я вообще также наивно отвечу на ваш наивный вопрос.
Е.Афанасьева
―
Давайте.
К.Хабенский
―
Наверное, очень хочется показать моим друзьям, товарищам, зрителям, наивным зрителям, показать, откуда растут ноги у терроризма.
Е.Афанасьева
―
Вот как.
К.Хабенский
―
Вот из каких высших побуждений вырастают ноги потом у того обыкновенного, безумного терроризма.
Е.Афанасьева
―
То есть Троцкий, как пролог всего того, что происходит сейчас?
А.Цекало
―
Ну, он предвестник войны, терроризма.
К.Хабенский
―
То, что происходит сейчас, по телевизору то, что показывают, то, с чем сталкиваются в разных странах люди, это уже НРЗБ, все это озвучено было Львом Давидовичем, все это сейчас озвучивается другими такими же Львами Давидовичами более мелкого НРЗБ.
Е.Афанасьева
―
То есть он был первым, да, Саша? Я к Александру Цекало обращаюсь.
А.Цекало
―
Ну, он был один из родоначальников терроризма, экстремизма. Собственно, сегодняшний троцкисты – это по-прежнему очень сильная партия, и экстремисты, террористы, и даже антиглобалисты, они в разных степенях, но последователи Троцкого.
Е.Афанасьева
―
Константин, а вы что-нибудь, то есть вы получили сценарий, либо вы еще прочли все, что можно про этого человека, как вот ваше личное погружение прошло?
К.Хабенский
―
Вы знаете, не так много можно прочесть о Троцком, так как очень сильно все зализывалось в нашей стране, НРЗБ информация. Я в момент, когда подхожу к подобным историческим персонажам, я пытаюсь по ним НРЗБ в их биографии, скорее поинтересоваться и прочесть в воспоминаниях современников. Это очень важно для меня. Очень важно, как понимали одну и ту же ситуацию разные люди, которые находились в этот момент рядом с ним.
Е.Афанасьева
―
А чьи воспоминания вам помогли в этом случае?
К.Хабенский
―
К сожалению, их почти не сохранилось, поэтому я стал обращаться к аудио записям, которые сохранились, к небольшим видеозаписям, дальше мы стали уже фантазировать и придумывать своего человека, который НРЗБ.
А.Цекало
―
Кроме того, мы с Олегом Маловичко, автором сценария, прочитали огромное количество материалов, и совершенно необязательно было изнурять этим еще кого-то. Мы просто добыли большой массив, а дальше из него совместно и с одним Константином, и с другим Константином, выбирали то, что нам важно для того, чтобы донести одну из мыслей, в том числе и ту, которую озвучил Константин, откуда рождаются.
Е.Афанасьева
―
Константин, по вашему ощущению вот зрители, которые посмотрят этот сериал, их отношение к миру, к истории, к юбилею вот этой даты столетней, как должно измениться?
К.Хабенский
―
Ну, тут мы диктовать ничего не будем и не собирались, просто мне в шутку, так вот если страшную шутку сказать, мне хотелось бы, чтобы после просмотра нашего фильма на каждой площади было чуть побольше свободного места.
Е.Афанасьева
―
Вот насколько точно сформулировал свое желание Константин, несмотря на то, что человек, чье тело на площади у вас все-таки не главный герой и достаточно не второстепенный, но не главный, да.
А.Цекало
―
Я думаю, что это еще была и метафора, которую сейчас озвучил Костя, не имея в виду конкретно там захоронение, а вообще как, просто знаете…
Е.Афанасьева
―
В сознании людей места стало бы больше.
А.Цекало
―
Говорят: «Ветер свободой врываясь на площадь сначала поднимает пыль, но вот в России чего-то она никак не уляжется». Вот в этом смысле я так понял Костин, Костино послание, конечно.
Е.Афанасьева
―
Спасибо, спасибо, Константин. У нас на связи Константин Хабенский, исполнитель роли Троцкого. Желаем вам хорошей премьеры и того, чтобы вот ваши ожидания совпали с реальностью и с ощущением зрителя.
А.Цекало
―
Спасибо! Хорошего перелета тебе, Кость.
К.Хабенский
―
Спасибо. Хорошего вечера.
Е.Афанасьева
―
У нас в студии Александр Цекало, мы продолжаем разговор о премьере сериала «Троцкий», и она начнется завтра на «Первом канале» в 21:30, да, Александр?У меня вопрос такой. Как сделать невозможное, потому что люди, которые…
А.Цекало
―
Мне сказал Константин Львович, что 21:20.
Е.Афанасьева: 21
―
20, хорошо.
А.Цекало
―
Чтобы вы, уточните это…
Е.Афанасьева
―
Я имею в виду, пожалуйста, 21:20, вполне возможно, так как это выходной день, то программа «Время» короче.Вот о чем вопрос, Александр. Может быть, он достаточно профессиональный, но для людей, которые слушают всю программу и может быть не слишком разбираются в телевизионном, сериальном производстве, это вопрос про то, как сделать невозможное. Потому что, когда весной этого года показали развернутый такой трейлер сериала и сказали, что полгода назад не было ничего, только появилась идея и Константин Эрнст предложил вам, а не сделать ли нам к столетию революции, Саша, сериал про Троцкого, я не поверила. Снять 8 серий, если за полгода до этого не было даже сценария, не были, что называется сбукированы актеры, а у вас актеры первого уровня, мы уже поговорили с Константином Хабенским и все остальные. Как? Причем съемки по всему миру. Как вы это сделали? Это просто нереально!
А.Цекало
―
Я всегда брался за какие-то… То есть я не боялся никогда никаких неверучек и, конечно, от таких предложений не отказываются, но у нас ничего не было, просто был задан вопрос, возьмешься или нет. Ну, я не раздумывая сказал, что возьмусь. И благо со мной работает вся команда компании «Среда» и мы не просто такое название в свое время выбрали. Мы создали определенную среду, в которой появляются, в которой работают безумцы и вот мы создаем вот такие, то «Гоголь» в кинотеатре или это «Троцкий», это всегда что-то необычное, ну, мы пытаемся, по крайней мере. Да, писали быстро, снимали…
Е.Афанасьева
―
То есть вы вышли из кабинета Эрнста и что вы первое сделали? Полезли в википедию читать, кто такой Троцкий? Я не думаю, что вы знали больше Константина до момента этого предложения.
А.Цекало
―
Нет, я знал достаточно…
Е.Афанасьева
―
Достаточно.
А.Цекало
―
Про Троцкого.
Е.Афанасьева
―
Интересовались?
А.Цекало
―
Ну, не то, чтобы интересовался. Я думаю, что вообще у аудитории определенная апатия к революции и…
Е.Афанасьева
―
Я бы даже сказала каким-то более резким словом, но не буду его употреблять.
А.Цекало
―
Ну, пофигизм, да. И еще можем себе представить другие слова, наверное, с этим же окончанием. Как минимум потому что несколько раз уже изменялись, аудит все время проводился, сначала вот так к нему относились, потом эдак, а потом вообще никак.
Е.Афанасьева
―
Ну, Жванецкий же говорил всегда, что мы страна с непредсказуемым прошлым. Но вот и отношение к революции за время нашей с вами жизни от того как мы были внучатые Ильича, октябрята и все…
А.Цекало
―
Да.
Е.Афанасьева
―
До современной, менялась несколько раз.
А.Цекало
―
Мы тоже принимали в октябрята.
Е.Афанасьева
―
Со звездочкой?
А.Цекало
―
Да, звездочка с кудрявым Ильичом. Вот. Я, некоторых вещей я не знал, которые мы выяснили, тем интереснее было. Очень много интересного…
Е.Афанасьева
―
Ну, например? Вот то, что вас поразило, того, что вы не знали, перевернуло как-то…
А.Цекало
―
Я не знаю. Это будет спойлер первой серии, нужно ли это говорить.
Е.Афанасьева
―
Ну, тогда как-нибудь завуалировано.
А.Цекало
―
Ну, происхождение его псевдонима «Троцкий».
Е.Афанасьева
―
А, ну, уже, к сожалению, Константин Львович рассказал это в нашем эфире после Канн.
А.Цекало
―
Да?
Е.Афанасьева
―
Поэтому можете сказать.
А.Цекало
―
Ну, Николай Троцкий – это старший надзиратель одесской тюрьмы, в которой сидел Троцкий.
Е.Афанасьева
―
Лев Бронштейн?
А.Цекало
―
В которой сидел Лев Бронштейн, да, конечно, и в которой он организовывал бунты, и в которой его истязали во всяких там камерах под названием «Светелка», «Светлица», откуда он бежал впоследствии. И когда он делал себе документы для того, чтобы поехать в Берлин, Париж и Вену, где сидели в кафе большевики и обсуждали судьбу российского народа за круассанами, вот, он выбирал себе фамилию-псевдоним. И выбрал фамилию своего…
Е.Афанасьева
―
Мучителя?
А.Цекало
―
Мучителя, да.
Е.Афанасьева
―
Это как раз фантастический пример того, что люди отражают друг друга и вот эти противостояния притягиваются. Человек, которого истязает один, берет его, как пример и его имя себе присваивает.
А.Цекало
―
Вы знаете, у каннибалов, это было у всяких племен, надо было съесть мозг врага…
Е.Афанасьева
―
То есть, а…
А.Цекало
―
Выпить кровь врага, там разные…
Е.Афанасьева
―
Образно он это и делает?
А.Цекало
―
Да, да.
Е.Афанасьева
―
У вас играет Сергей Гармаш этого человека?
А.Цекало
―
Да, прекрасно играет.
Е.Афанасьева
―
Вот раз мы начали с внучат Ильича и все прочее, вот дедушка Ленин у нас в подсознании детском был с тех пор, пока мы не начали задумываться о чем-то в сознательном возрасте. Но Троцкого то не было, он был из официальной истории советской, я имею в виду в наше с вами детство, выморон, изредка где это можно было…
А.Цекало
―
Сталиным?
Е.Афанасьева
―
Да, да, да. Я все-таки беру поколение наше, которое росло уже после культа личности и все. То есть отношение к нему менялось тоже многократно в обществе, и потом было затерто. Как вам кажется, почему сейчас, вы абсолютно правильно сказали, что к революции уже такая глубокая, безразличие, не интерес, неприятии не, вернее активное неприятие прошло, сейчас именно безразличие скорее. Почему сейчас именно этого человека Константин Эрнст предложил вам в качестве главного фильма к столетию вот этого события, перевернувшего и жизнь нашей страны, и жизнь мира и всего. Все-таки нельзя к столетию относиться как к проходной дате.
А.Цекало
―
Ну, смотрите, я думаю, что ни я, ни Константин Львович, ни «Первый канал», ни граждане России не празднуют столетие революции.
Е.Афанасьева
―
Да нет, это вообще рабочий день.
А.Цекало
―
Ну, отмечаем как бы…
Е.Афанасьева
―
Не можем пройти мимо.
А.Цекало
―
Да. Дальше, наверное, это очень такое российское – смотреть назад больше чем вперед.
Е.Афанасьева
―
Вот так.
А.Цекало
―
И я бы даже не побоялся слова «ковыряться в прошлом». Вместо того, чтобы примириться, не знаю, у стены скорби или у стены плача, кто где, и идти дальше вперед к какому-нибудь будущему, может светлому, несветлому, но все же Россия, как территория эксперимента, который проводится над людьми, видимо без этого просто невозможно. И вот эту лабораторную работу по изучению как эти люди стали такими людьми. А нам это интересно, а не сам факт, сколько людей было уничтожено. То, что революция – это кровь и смерть, и это страшно, это вообще нечего обсуждать, любая революция. И НРЗБ такой же кровавый тиран, как и Троцкий и все, кто затевал революции, это все в итоге заканчивалось в общем кровью, реками крови на улице, демократии, которая потом превращалась в то, что сейчас мы можем наблюдать в Европе. Ну, сейчас без всякого какого-то лжепатриотизма говорю, но эта толерантность с мигрантами, она уже переходит все границы, вот. Поэтому нам же интересно проследить, как из, все же ребенками рождаются маленькими, писают там, газики, ау, мама, никто…
Е.Афанасьева
―
Все хорошие.
А.Цекало
―
Никто не рождается кровавым тираном. И здесь я понимаю, будут разговоры, а что это мы, прямо у нас так это вот все время там вспоминаем еврейство, тему еврейства, значит, большевиков, ну, да, ну и что? Ну, не все же люди еврейской национальности стали кровавыми тиранами, придумали…
Е.Афанасьева
―
Как не все люди российской национальности розовые и пушистые.
А.Цекало
―
Конечно. Ну, Ленин был вполне себе российский гражданин, Сталин тоже, в общем, никакой не еврей. Дзержинский с польскими корнями. Да, было много, да, они свои фамилии меняли, да, наверное, стыдились. Стыдились своего еврейства, ну, и что?
Е.Афанасьева
―
В тот момент это было стыдно в царской России?
А.Цекало
―
Ну, я думаю, что здесь была такая немножечко игра. Революционеры и подпольщики – это же, они такие вот, знаете, как, ну, а давай у меня будет, сколько у Ленина было 64…
Е.Афанасьева
―
Псевдонима.
А.Цекало
―
Всего там, по-моему, псевдонима
Е.Афанасьева
―
И один прижился.
А.Цекало
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Я вот о чем хотела. Я напоминаю, что Александр Цекало, продюсер телесериала «Троцкий», сегодня в студии. Мы начали разговор с Константином Хабенским, исполнителем этой роли, роли Троцкого. Премьера завтра на «Первом канале».Мне вот еще интересно, смотрите, одновременно выходят 2 сериала. На втором канале выходит проект «Демон революции», он уже сегодня, в воскресение его премьера. И там главный герой Парвус, которого вы тоже, у вас он тоже есть, эта фигура в сериале.
А.Цекало
―
Да.
Е.Афанасьева
―
На втором канале его играет Бондарчук, у вас его играет…
А.Цекало
―
Пореченков.
Е.Афанасьева
―
Да, Михаил Пореченков. Фигура, которая тоже для массовой аудитории, в общем-то, совершенно еще менее известная, чем Троцкий. Почему 2 больших канала, 2 проекта к столетию посветили фигурам, которые, в общем-то, в общественном сознании якобы не главные, именно потому что мы не знали про них?
А.Цекало
―
Это они оба являются темными лошадками. Парвус безусловно интересный персонаж, иначе он бы не присутствовал как минимум не присутствовал бы в нашем сериале. Ну, канал «Россия» решил, что он заслуживает отдельной истории. Это, конечно, уникальный персонаж, зовут его Израиль Гельфанд, который взялся…
Е.Афанасьева
―
На этом интересном имени мы вынуждены прерваться на новости.
А.Цекало
―
Да.
Е.Афанасьева
―
И ровно с Израиля Гельфанда мы начнем через несколько минут.НОВОСТИ
Е.Афанасьева
―
Мы продолжаем программу «Телехранитель», говорим мы сегодня о премьере сериала «Троцкий», он завтра начнется, показ его начнется на «Первом канале». Прервались мы в разговоре с Александром Цекало, продюсером этого проекта, на настоящей фамилии Парвуса, который и один из героев вашего сериала, и отдельный сериал идет, сегодня стартует на канале «Россия».
А.Цекало
―
Израиль Гельфанд, взявший себе псевдоним Александр Парвус, предприниматель, человек, который делал деньги на всем, совершенно уникальных способностей человек. Он был по сути импресарио Горького, он финансировал гастроли и инсталляцию пьесы «На дне», там, в европейские театры. Он сначала финансировал Ленина, потом он финансировал…
Е.Афанасьева
―
Продюсер революции?
А.Цекало
―
Ну…
Е.Афанасьева
―
Нет?
А.Цекало
―
Да. Если исполнительным продюсером Октябрьского переворота Константин Львович назвал Льва Троцкого, то…
Е.Афанасьева
―
Это было креативно.
А.Цекало
―
Да. То Парвуса можно было назвать финансовым директором или серым кардиналом, но он недолго продержался, после 1906 года по сути он был изгнан из России, потому что он и вашим, и нашим, он со всеми договаривался, на всем зарабатывал. Я из того материала, который я на него нарыл, он там заканчивал где-то в конце своей жизни уже в Турции финансовым консультантом…
Е.Афанасьева
―
То есть все, разорился?
А.Цекало
―
Руководство там.
Е.Афанасьева
―
Так вопрос именно в том, что хотели сейчас показать ту закулисную сторону революции, которую до этого не показывали, поэтому у вас Троцкий, ну, Троцкий вряд ли закулисный, в революции то он был открыт…
А.Цекало
―
Троцкий…
Е.Афанасьева
―
Просто потом вытерпел.
А.Цекало
―
Головная обложка.
Е.Афанасьева
―
Да. Константин Эрнст назвал его «рок-звездой революции», вам это определение близко?
А.Цекало
―
Да, мы использовали эту терминологию с самого начала, потому что мы знали, что в жизни Троцкого, это тоже следовало из материалов, которые мы изучали, одежда имела значение, речь имела, как он говорит, имело значение. Начиная с первой его жены, Александры Соколовской, которая его переодела, потому что он одевался…
Е.Афанасьева
―
Имидж-мейкер как теперь…
А.Цекало
―
Ну, да. Дальше, дальше он столкнулся с Парвусом, который ему объяснил, что вы социал-демократы вообще как-то одеваетесь безвкусно, это неприлично. Дальше Седова на него…
Е.Афанасьева
―
Вторая жена.
А.Цекало
―
Повлияла. Да, гражданская жена, которая…
Е.Афанасьева
―
Кто у вас играет этих прекрасных женщин?
А.Цекало
―
Наталью Седову играет Ольга Сутулова. И вот она тоже приезжала с Константином…
Е.Афанасьева
―
С Хабенским в Канны.
А.Цекало
―
С Хабенским в Канны. Вот, она тоже повлияла. Потом знакомство с Юнгом, Фрейдом, он использовал тоже для умения повелевать массами. Он очень серьезно относился к своему образу. Собственно, поезд предреввоенсовета, как он официально назывался или бронепоезд Троцкого – это бронепоезд называют предвестником Гестапо. То, как он был организован, этот бронепоезд, это был такой, это была вотчина Троцкого, это был город…
Е.Афанасьева
―
Это все можно будет у вас увидеть, для тех, кто это еще не знал?
А.Цекало
―
Конечно, конечно.
Е.Афанасьева
―
Мы будем сегодня еще пытаться дозвониться Евгению Стычкину. Стычкин у вас играет роль вождя, Ленина?
А.Цекало
―
Стычкин прекрасен.
Е.Афанасьева
―
Я уже наслышана, хочу посмотреть.
А.Цекало
―
И я очень рад, что Женя сыграет эту роль, и мне кажется, что она может даже, ну, как-то его судьбу….
Е.Афанасьева
―
Перевернуть от
А.Цекало
―
Поменять, подтолкнуть…
Е.Афанасьева
―
От того…
А.Цекало
―
Потому что Женя очень глубокий.
Е.Афанасьева
―
Амплуа, которое у него есть?
А.Цекало
―
Да, очень глубокий актер, очень небезразличный. Он сейчас снимается в нашем сериале «Алиби» для «Первого канала». Ну, вот это один из немногих актеров, который может звонить ночью и говорить: «Я не могу там, мне надо текст поменять, потому что там есть нестыковочка, давай обсудим это». Вот он очень небезразличный. И конечно, и Оля Сутулова тоже сейчас снимается, и вот эта семейная пара прекрасная…
Е.Афанасьева
―
Ну, он сейчас на съемках, не отвечает, но будем надеяться, что за время эфира он сможет…
А.Цекало
―
Женя прекрасный.
Е.Афанасьева
―
Опять-таки к противостоянию неожиданному на сериале «Демон революции» канал «Россия» играет Евгений Миронов, то есть настолько, я думаю, сейчас у наших зрителей такой, даже тех, кому не интересна тема конкретно революционных событий столетней давности, но сама возможность посмотреть двух таких актеров в роли Ленина совершенно не шаблонного, это не Юрий Каюров, который играл там в 70-ые годы, это не Щукин и прочие, кто играл классического Ленина там с картавинкой и прищуром глаз. И им было, надеюсь мы сможем Евгению задать вопрос, вам как кажется, им было тяжело стирать? Потому что Троцкого то мы не видели, каким он был, нам не показывали вот закостенелый, не стояли памятники в каждом городе. Жене вот тяжело было забыть все то, что он знал о навязанном образе?
А.Цекало
―
Я думаю, что вопрос этот нужно задавать Жене. Мы, конечно, писали сериал о Троцком, но Ленин там все время есть. И он есть почти в каждой серии, потому что, ну, ка ни странно тоже многие этого не знают, в общем, до 1917-го года, ну, они практически не общались, они были в конфликте. То есть они, конфликт возник в 1902-ом году, вот, за границей, и они не общались. По сути революция 1905-го года, которая была, она тоже была сделана Троцким, он ее сделал, и он же ее остановил, вот, а потом вот пришлось ждать еще…
Е.Афанасьева
―
12.
А.Цекало
―
12 лет, где они сошлись. Но и то, мало кто знает, что Октябрьский переворот сделал не Ленин, а Троцкий. Ленин отсиживался на конспиративной квартире. Троцкий в день своего рождения сделал Октябрьский переворот.
Е.Афанасьева
―
Вот это я, кстати, даже не обращала внимания. Это день его рождения.
А.Цекало
―
И не было никаких…
Е.Афанасьева
―
26 октября. 25-26.
А.Цекало
―
Да. И не было никаких людей, которые лезли на ворота.
Е.Афанасьева
―
А, ну, это знаменитая, кадр из фильма…
А.Цекало
―
Там погибло 20 человек всего. Это был абсолютно бескровный прекрасно организованный переворот с захватом всех ключевых зданий, Временное правительство. Единственное, что сделал не Троцкий, а Антонов-Овсеенко, он зашел там и арестовал Временное правительство. Вот. Но потом Троцкий отдал все лавры Ленину.
Е.Афанасьева
―
Почему?
А.Цекало
―
А вот это вы посмотрите в…
Е.Афанасьева
―
У вас есть ответ?
А.Цекало
―
Конечно. Потому что это вопрос, который все задают.
Е.Афанасьева
―
Главный?
А.Цекало
―
Ну, это важно. Он не главный, нет, он тоже, он в тех же корнях.
Е.Афанасьева
―
Мне все-таки очень интересно, вы обо всем говорите «мы писали», у вас этот короткий период, вы когда съемки начали? Это когда было? Съемочный процесс уже?
А.Цекало
―
Съемки были, мы начали осенью прошлой.
Е.Афанасьева
―
То есть вы написали вообще в какие-то супер краткие сроки?
А.Цекало
―
Да. Осенью, зимой.
Е.Афанасьева
―
Вы…
А.Цекало
―
В конце года мы начали.
Е.Афанасьева
―
Вы сидели вместе со сценаристом…
А.Цекало
―
Вот сейчас, извините…
Е.Афанасьева
―
Да, да, да.
А.Цекало
―
Вот я вспомнил. У нас первые съемки были в Мексике в январе, вот.
Е.Афанасьева
―
В январе.
А.Цекало
―
В январе этого года.
Е.Афанасьева
―
Считай за три месяца вы узнали все, что могли, выстроили это в какую-то единую концепцию в голове, еще из этого сделали драму сериальную, потому что одно дело – знать, в этом даже разбираться долго, а…
А.Цекало
―
Структура очень быстро в голове возникла, потому что НРЗБ там мне лично неинтересно снимать.
Е.Афанасьева
―
В чем структура?
А.Цекало
―
Структура в, на разговор Троцкого и канадского журналиста Френка Джексона…
Е.Афанасьева
―
Которого играет Матвеев?
А.Цекало
―
Матвеев, да, которого мы пока знаем, как Френка Джексона.
Е.Афанасьева
―
Да, не будем…
А.Цекало
―
Вот на длинный через все 8 серий их конфликтный диалог, диалог как бы прокурора и адвоката, обвиняемого обвинителя и защищающегося человека нанизываются самые яркие события в жизни Троцкого вне хронологий.
Е.Афанасьева
―
То есть у вас нет этой последовательности?
А.Цекало
―
Нет, нет.
Е.Афанасьева
―
Скачут временные…
А.Цекало
―
Нет, нет, нет. Они скачут, и они скачут в определенной логике, это зависит от того, какая тема там в этом конфликтном разговоре в Мексике в 1940-ом году возникает. Про что разговор, про то, что и детей не жалко было, все, важнее мировая революция, людей не жалко, зачем смертную казнь вернули, а это правда, что вы там создали красную армию, введя царских офицеров и именно эта армия выиграла войну у фашистов, между прочим. Это Троцкий предложил вернуть, пустить в красную армию царских офицеров для того, чтобы они дисциплину наладили, она же была…
Е.Афанасьева
―
Профессионализм?
А.Цекало
―
Конечно. Ну, вообще все привнести в то, что они знали, как науку. Вот у нас же людей брали рабочих, давали винтовки и вперед, это так происходило.
Е.Афанасьева
―
То есть праздник, который до сих пор празднуется, 23 февраля, это по сути день Троцкого? Он создал армию?
А.Цекало
―
Ну, он создал ту армию, которая, да, действительно стала армией с порядком. И эта армия так или иначе дотянула до Великой отечественной войны и сражалась по законам царской армии, по правилам, по дисциплине.
Е.Афанасьева
―
Я напоминаю, мы говорим с Александром Цекало, продюсером сериала Троцкий и об этой премьере, которая будет на этой неделе. Вот как раз Евгений Стычкин звонит Александру, сейчас он попросит его взять трубку.
А.Цекало
―
Жень, Жень!
Е.Афанасьева
―
Евгений Стычкин, как только он… Он на связи? Нет, не отвечает пока. В том кратком подготовительном периоде вы успели прочесть все, да, наверное, что доступно?
А.Цекало
―
И некоторые книги Троцкого и много его воспоминаний, воспоминания о нем…
Е.Афанасьева
―
Как было не утонуть в этом?
А.Цекало
―
Ну, я тонул в крови и грязи. Я тонул. И Маловичко думаю вообще захлебывался.
Е.Афанасьева
―
С ума сошел?
А.Цекало
―
Ну, да. Это было очень сложно. При чем там же как, ну, «Школа сталинских фальсификаций», книга Троцкого о том, как Сталин переделал всю историю большевизма, революции, какую он важную якобы роль играл в самой революции и так далее.
Е.Афанасьева
―
Которую он вообще не играл?
А.Цекало
―
Вообще. Книга «Жизнь…
Е.Афанасьева
―
Вот у нас на связи Евгений Стычкин.
А.Цекало
―
О!
Е.Афанасьева
―
Исполнитель роли Ленина. Здравствуйте, Евгений!
Е.Стычкин
―
Плохо.
Е.Афанасьева
―
А, слышно нас, Евгений?
Е.Стычкин
―
А теперь восхитительно.
Е.Афанасьева
―
Да, прекрасно. Здравствуйте!
А.Цекало
―
Евгений, привет.
Е.Стычкин
―
Привет!
Е.Афанасьева
―
Извините, что отрываем вас от съемок, но не можем не поговорить в преддверии завтрашней премьеры, в понедельник выходит сериал «Троцкий», вы в роли Ленина. Мы уже вспомнили с Александром что в детстве носили вот эти звездочки с Ильичом и наше воспитание, нашего поколения начиналось с дедушки Ленина и дальше. Насколько вам было сложно стереть все то, что у нас напластовалось в сознании детском, юношеском, подростковом и дальше, и найти другого Ленина.
Е.Стычкин
―
Вы знаете, у меня видимо так сложилось в семье, что для меня Лениным не было особенно пушистым и белокурым, очаровательным мальчиком в октябрятской звездочке, поэтому не приходилось.
Е.Афанасьева
―
А вы то были октябренком?
Е.Стычкин
―
Да, да, естественно я был и октябренком, и пионером.
Е.Афанасьева
―
Официально?
Е.Стычкин
―
Официально.
Е.Афанасьева
―
Понятно.
Е.Стычкин
―
Официально был, а внутренне я старался этого избежать. Нет, мне в общем, кажется, что, конечно, Ленин совершенно черств и это было главной трудностью и поэтому, когда Александр изначально мне предложил и… Ну, вообще, любой проект «Среды» мне кажется прекрасным, поэтому я всегда серьезно отношусь к тому, что они предлагают, но при этом я хотел изначально отказываться, потому что я совершенно не понимал, как до этого дотянуться, а потом мы нашли какие-то инструменты, с которыми попытаться сделать так, чтобы внутри была чернота, пустота.
Е.Афанасьева
―
То есть это для вас главное? Чернота и пустота внутри?
Е.Стычкин
―
Да, мне кажется так, мне кажется, что многие в многих других диктаторах есть огромное количество там агрессии, злости, а если смотреть внимательно на фотографии, ну, и съемки Ленина, то там даже агрессии особой нету, нет даже мести, которую ему всегда приписывают типо там за брата, за то, за сё. Мне кажется, это не самое главное. Мне кажется, что главное – это абсолютная пренебрежение к человеческой жизни, к вообще ценностям общепринятым, и это главное, и в этом есть что-то совершенно страшное и дьявольское.
Е.Афанасьева
―
Мы говорили о том, что один из продюсеров сериала, автор идеи Константин Эрнст назвал Троцкого «рок-звездой революции», вот если эту аналогию продолжать, а Ленин кто тогда был?
Е.Стычкин
―
Это сложно. Я не знаю, я думаю, что…
Е.Афанасьева
―
Александр, может у вас есть идея? Саша Цекало?
Е.Стычкин
―
Да, Александр.
А.Цекало
―
Ну, поскольку Константин Львович назвал Троцкого исполнительным продюсером Октябрьского переворота, то, наверное, изначально Ленина можно было назвать автором сценария или креативным продюсером.
Е.Афанасьева
―
Рок-звездой он не был?
А.Цекало
―
Нет, он не был рок-звездой. Это Троцкий одевался в специально пошитый ему костюмы, Ленин прислушивался, кстати, к Троцкому и как говорят, документально этого нет, именно Троцки предложил Ленину перестать ходить в котелке, а начать носить кепку, чтобы…
Е.Афанасьева
―
Тоже образ?
А.Цекало
―
Да. Поближе к рабочим, поскольку рабочие носили кепки. Женя очень правильно сказал, что он черт, он лукавый такой черт. И это, мне кажется, очень правильный образ, пустота и чернота, а у Троцкого внутри, наверное, клокотал гнев и кровь.
Е.Стычкин
―
Угу.
А.Цекало
―
Какой-то его еврейский НРЗБ класса стучался ему в сердце и в вески, и просто не давал ему покоя и все это выхлопывалось, выплескивалось этими историями с кровавым террором или восстановление смертной казни, расстрел царской семьи и так далее.
Е.Афанасьева
―
Евгений, вот мы в первой части программы сейчас говорили с Константином Хабенским по телефону, он сказал, что для него бы лучшим итогом показа этого сериала было бы то, что на Красной площади стало посвободнее. Он это сказал достаточно образно, но у вас не было какого-то ощущения того, что после вашей работы должно измениться сознание людей в отношении к Ленину, но и…
А.Цекало
―
Что измениться, как ты думаешь? Твои ожидания?
Е.Афанасьева
―
Спасибо, Александр. Соведущий программы – Александр Цекало.
Е.Стычкин
―
Мне кажется, что, к сожалению, кинематограф сегодня не имеет такой безусловной силы, которую имел еще там 30-40 лет назад, чтобы так одним ударом сформировать сознание, его как-то переделать. К сожалению, потому что, конечно, это было бы очень здорово, но мне кажется крайне важно, чтобы мы вообще, как нация, как страна в какой-то момент все-таки смогли разобраться с тем, что произошло в 17-ом году, что происходило потом, что является террором, кошмаром и так далее, назвать все своими именами. И поэтому очень важно, чтобы мы снимали кино, чтобы мы писали книги, делали передачи, радио, теле, неважно. Чтобы мы понемножку пришли к единому мнению, у нас его нет пока, к сожалению. Мы кокетничаем с этим временем, мы играем в это, нам кажется, что в нем есть какое-то там очарование и так далее.
А.Цекало
―
Некоторые заигрываются.
Е.Стычкин
―
Заигрываются активно, да. Вот хотелось бы, чтобы мы внесли какой-то вклад в этот путь к пониманию себя и пониманию того, что у нас в стране произошло. И мне кажется, что нам это удалось.
Е.Афанасьева
―
Может ли измениться то общественное сознание, которое позволит все-таки захоронить тело, лежащее…
Е.Стычкин
―
Да. Обязано. Оно обязано, слушайте, ну, это же смешно. В 21-ом веке играем в какие-то демократические ценности, а у нас мумия посередине страны лежит на главной площади. Ну, это же бред.
Е.Афанасьева
―
А вам эту мумию играть приходиться. Ну, это шутка, конечно.
Е.Стычкин
―
Мумию играть неплохо. НРЗБ.
Е.Афанасьева
―
Знали ли вы, что в проекте второго, другого канала, канала «Россия» роль Ленина играет Евгений Миронов одновременно?
Е.Стычкин
―
Да, да. Вы знаете, сейчас выходит несколько фильмов по революцию, естественно, учитывая то, что…
А.Цекало
―
И ты всех Ленинов знаешь?
Е.Стычкин
―
Я так или иначе знаю всех Ленинов, я уверен, что да.
Е.Афанасьева
―
Евгений, кто еще кроме Евгения Миронова есть?
Е.Стычкин
―
Ой, я так не вспомню. Нас, по-моему, пятеро или шестеро.
Е.Афанасьева
―
Ооо, вас просто, можно выходит на Красную площадь и подрабатывать.
Е.Стычкин
―
Да. Но единственное, что обидно, что сыграй мы это 30-40 лет назад, получили мы Сталинскую премию, Ленинскую премию, государственную премию.
Е.Афанасьева
―
Да.
Е.Стычкин
―
Дачу и персонального водителя, и место на каком-нибудь хорошем кладбище.
Е.Афанасьева
―
Да.
Е.Стычкин
―
А сейчас можно только по голове получить.
Е.Афанасьева
―
Будете…
А.Цекало
―
Все будет, Женя, все будет, подожди.
Е.Афанасьева
―
Вам хорошей премьеры, я думаю, что зрители с большим интересом будут смотреть вашего Ленина…
Е.Стычкин
―
А я побегу дальше…
Е.Афанасьева
―
Удачи!
Е.Стычкин
―
Сниматься в следующем проекте.
А.Цекало
―
Да, прости, что мы дернули, извините там группа…
Е.Стычкин
―
Это очень приятно. Я сейчас перед всеми извинюсь, они поймут.
Е.Афанасьева
―
От нас принесите извинения. Евгений Стычкин, исполнитель роли Ленина в сериале «Троцкий», мы продолжаем разговор в студии с Александром Цекало, у нас не так много времени. Саша, наверное, есть что-то главное, что хочется перед премьерой договорить, успеть сказать, обратить внимание, потрясти зрителя каждого вот так за шкирку, сказать, вот посмотри, не пропусти!
А.Цекало
―
Люди, которые живут в России, непримиримые люди. Ну, нас видимо такими сделала вот эта вся наша спорная история и так важно все-таки смотреть вперед, а не назад. Может быть, мы своим сериалом закроем какой-то маленький НРЗБ для того, чтобы люди перестали оглядываться, сделали выводы, что-то закопали, что-то садили и двинулись дальше и вперед. Ну, нам очень бы вот этого хотелось бы, все остальное, что мы исследовали, как становятся кровавыми тиранами, да, мы это сделали, это уже художественная часть, она может понравится, не понравится зрителям.
Е.Афанасьева
―
Как вам кажется, смотрите, современные сериалы, которые идут в прайм-тайм на больших каналах таких как «Первый канал», «Россия 1», они ориентированы все-таки на более возрастную аудиторию, у которой свои стереотипы о революции очень живучи, на аудиторию женскую, которая больше воспринимает женщин в качестве лавных героинь, а здесь вот такой неоднозначный герой, ваши ощущения, какая это аудитория? Понятно, что в интернете, мне кажется, у вас будут просмотры более молодой, динамичной аудитории, да, а вот эта аудитория как отнесется?
А.Цекало
―
Вы видели серию или только трейлер?
Е.Афанасьева
―
Я видела, к сожалению, только трейлер. Я не была в Каннах.
А.Цекало
―
Вы посмотрите серию, и вы поймете, что мы делали тот стиль. В котором снята эта история и смонтирована, она сделана в том числе в расчете на то, чтобы привлечь аудиторию молодежную, не в смысле заиграть с ней, заигрывать с ней каким-то там клиповым монтажом, нет.
Е.Афанасьева
―
Я и говорю, что молодежь посмотрит. Я больше спрашиваю о ваших ожиданиях о традиционной аудитории женщин, в основном женская преимущественно…
А.Цекало
―
Традиционная аудитория женщин будет довольна…
Е.Афанасьева
―
Да? Почему?
А.Цекало
―
Потому что Сталин был очень активный мужчина.
Е.Афанасьева
―
Сексуально?
А.Цекало
―
Да. И для него повелевание людьми было важным. Он разговаривал с массами людей, как покрывал их, я образно сейчас говорю.
Е.Афанасьева
―
У вас вообще очень сексуальная революция.
А.Цекало
―
4 главных женщины в его жизни, они, ну, из таких важных Александра Соколовская, жена…
Е.Афанасьева
―
У Троцкого, не у Сталина?
А.Цекало
―
У Троцкого, у Троцкого. Я не про Сталина говорю. Лариса Рейснер.
Е.Афанасьева
―
А вы сказали «Сталин».
А.Цекало
―
Сталин? Нет, нет.
Е.Афанасьева
―
Троцкий, вы оговорились.
А.Цекало
―
Это оговорочки по Фрейду. Нам было сложно снимать сериал про героя, который является на самом деле антигероем. Да. А кто у антигероя может быть антигерой?
Е.Афанасьева
―
Антигерой антигероя.
А.Цекало
―
Еще больший демон, то есть Сталин на самом деле.
Е.Афанасьева
―
То есть у вас антигерой Сталин?
А.Цекало
―
Конечно, он там присутствует.
Е.Афанасьева
―
При том, что у нас в голосовании народном, он стоит в тройке главных людей века, лавных персонажей. Не боитесь ли вы вот этого отторжения массовой аудитории?
А.Цекало
―
А дело в том, что у нас нету каких-то конкретных обвинений или каких-то таких выводов, мы просто попытались проследить, вот как из Троцкого вырастает, как из Льва Бронштейна вырастает Троцкий, и как из… Там, конечно, это второго плана роль, но как из просто такого экстремиста, который грабил банки, вырос человек, который стал называть себя «отец народов»
Е.Афанасьева
―
То есть секс там есть? Рок-н-ролл…
А.Цекало
―
Кровь и рок-н-ролл.
Е.Афанасьева
―
А наркотики?
А.Цекало
―
И наркотики там есть.
Е.Афанасьева
―
И наркотики?
А.Цекало
―
Конечно. А нам же все можно на «Первом».
Е.Афанасьева
―
Ну, то есть, уважаемые зрители, вы увидите историю революции к столетию НРЗБ в совершенно неожиданном виде. Завтра начинается показ на «Первом канале». Сегодня на канале «Россия» «Демон революции», поэтому будет, что сравнить. Спасибо, Александр Цекало, вам хорошей премьеры и Константин Эрнст говорил…
А.Цекало
―
К черту, к черту, к черту…
Е.Афанасьева
―
Да. Что из-за этого проекта вы отложили съемки второго сезона «Метода», чем он нам подтвердил, что будет второй сезон.
А.Цекало
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Кода ждать «Метод»?
А.Цекало
―
Съемки весной, пишем.
Е.Афанасьева
―
Ну, что, удачи! Елена Афанасьева, я прощаюсь с вами.
А.Цекало
―
Спасибо!
Е.Афанасьева
―
До следующего воскресения, всего доброго, до свидания!
А.Цекало
―
Спасибо всем!