Какое золото у нации? - Александр Пушной, Юлия Сумачева, Василий Ключарев - Телехранитель - 2017-04-09
Е. Афанасьева
―
Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.Название программы «Какое золото у нации?». Естественно, это игра слов, потому что на канале Россия 1 вышел проект, который называется «Золото нации», и люди, которые этот проект делают, сегодня в гостях. Это Юлия Сумачева, генеральный продюсер компании WeiT Media и продюсер проекта. Здравствуйте, Юля.
Ю. Сумачева
―
Добрый вечер.
Е. Афанасьева
―
Ведущий проекта Александр Пушной. Здравствуйте, Саша.
А. Пушной
―
Здравствуйте.
Е. Афанасьева
―
И эксперт проекта Василий Ключарев. Здравствуйте, Василий.
В. Ключарев
―
Добрый вечер.
Е. Афанасьева
―
В общем, золото у нации, как понятно в последние где-то полтора сезона, все-таки наконец, слава богу, дети. Потому что такой потрясающий интерес к тому, чего раньше не видели, это не детский формат, это не о детях, но это там, где дети оказались настолько интереснее взрослых, это и «МастерШеф дети», который Юлия и ее компания делает для другого канала, канала СТС, это и детский «Голос», это и «Лучше всех», это и «Ты супер!» проект на канале НТВ, который тоже делает ваша компания.
Ю. Сумачева
―
Да-да.
Е. Афанасьева
―
Так что Юля сегодня готова об этом говорить. Откуда такой взрыв интереса к детям, как вам кажется, Юля?
Ю. Сумачева
―
На самом деле это не только в России как бы сейчас взрыв, вообще во многих странах мира есть такая тенденция, это детские проекты. И, к счастью, наша страна не стала исключением, потому что наша страна богата замечательными людьми, их детьми, поэтому, конечно же, все с удовольствием решили показать нашей аудитории, потому что все-таки, если вернуться к названию «Золото нации», то как бы, естественно, когда мы думали о названии, хотелось прежде всего показать, что действительно есть люди, за кем будущее, это наши дети, в принципе. Поэтому, конечно же, хочется показать их максимально, их таланты, их возможности. То есть, наши детки – они гении. Поэтому, конечно же, максимально хочется их показать и рассказать о них.
Е. Афанасьева
―
Да. Вопрос: «Все дети такие талантливые. Почему такие взрослые потом вырастают?» Но хочется надеяться, что раз мы начинаем с таких детей, то и взрослыми они будут гораздо интереснее некоторых тех, которых мы видим на наших телеканалах.Я напомню наш смс-номер - +7-985-970-45-45, пожалуйста, ваши вопросы создателям проекта «Золото нации», здесь Александр Пушной, Юлия Сумачева и Василий Ключарев.
Василий, вы были в гостях некоторое время назад вместе с Юлей, когда вы делали проект «Удивительные люди». Является ли это логичным продолжением? Там были все люди любого возраста, а здесь как-то отсекли по возрасту, и смотрим, насколько же удивительные дети.
В. Ключарев
―
Я на этом проекте такой партизан-ученый, который наблюдает за всем со стороны и дает какие-то свои оценки. Поэтому я могу сказать свое мнение. Мне кажется, что это действительно спин-офф такой проект, дети на самом деле очень сильно поразили в прошлом проекте и меня, поскольку я столкнулся с невероятной популярностью проекта на улицах городов России, то множество людей просто спрашивало про ярких героев прошлых программ. Они у нас появились.
Е. Афанасьева
―
Дети вызывали даже больше интереса, чем взрослые герои. Или нет?
В. Ключарев
―
Юля больше профессионал в статистике и в происходящем. Я столкнулся, конечно, с потрясающими героями-взрослыми, но дети соревновались на равных. Это произвело неизгладимое впечатление.
Е. Афанасьева
―
Там все обсуждали девочку, которая много языков знает.
Ю. Сумачева
―
Безусловно, конечно же, как бы были свои герои, но были герои и среди детей, и среди взрослых, потому что, конечно же, удивительные люди на то и удивительные, что они были без ограничений по возрасту. В принципе, «Золото нации», оно отличается, это больше как бы игровой формат, потому что все-таки детям сложно устраивать чистое соревнование, конечно же, им сложно. Даже вот сейчас у нас есть в программе команда, которая переходит, то есть, выигрывает.
Е. Афанасьева
―
Давайте вы немножко, Юля, подробнее расскажите, только вышел в эфир, возможно, какая-то часть, скажем честно, большая часть слушателей еще не успела его посмотреть. Как выстроен проект «Золото нации», какие это дети, и как, в каком виде и за что они соревнуются, борются?
Ю. Сумачева
―
В каждой программе соревнуются 10 человек, которые разделены на две команды. Соответственно, у каждой команды есть цвет, за который они выступают условно, они, естественно, поделены по определенным знаниям. Каждый ребенок представляет какую-то науку. То есть, он хорош в какой-то области своей, очень как бы точной. Но в основном это, конечно же, науки школьной программы, где-то у нас есть 5-6-летние дети, которые знают уже астрономию, допустим, настолько хорошо или историю, то есть, это конкретно науки. И они демонстрируют свои навыки, показывая и прося подсказку у Василия, так скажем. То есть, Василий должен оценить, действительно ли удалось выступление, действительно ли участник показал достойно свои знания и достоин ли он получить подсказку.В конце, после каждого выступления, каждая из команд открывает подсказки, и, соответственно, они должны, это как бы второй раунд, они должны решить определенный квест, определенную логическую задачу, очень сложную. Если честно, я даже не могу их решать. То есть я смотрю каждый раз и удивляюсь, как они это решают. Но они с достоинством справляются. И, соответственно, победившая команда переходит в следующий этап.
Е. Афанасьева
―
И команд всего?
Ю. Сумачева
―
Команд всего 8.
Е. Афанасьева
―
Я напоминаю, это Юлия Сумачева, продюсер проекта «Золото нации». Александр Пушной. Саша?
А. Пушной
―
Да.
Е. Афанасьева
―
Вы оказались в центре всех этих событий в качестве ведущего. Расскажите, для вас это что? Как вы себя ощущаете, кем? В «Галилео» вы были таким мудрым старшим братом, наверное, который может и взрыв устроить контролируемый на кухне…
А. Пушной
―
Я там был человеком-вопросом, я здесь человеком-вопросом остался. Просто там у меня не было ощущения шока, а здесь оно есть.
Е. Афанасьева
―
От чего?
А. Пушной
―
Потому что человек в два раза меньше меня и в восемь раз младше меня разговаривает со мной на уровне, и я себя ловлю на мысли, что мне интересно с ними общаться, вот именно интересно общаться на ту тему, на которую мы с ними общаемся. Например, на тему возникновения Вселенной.
Е. Афанасьева
―
Ничего себе! Сколько лет вашему собеседнику?
А. Пушной
―
7 лет. Сидит парень напротив меня семилетний, и мы с ним абсолютно всерьез обсуждаем эти темы. Мы обсуждаем, как рождаются звезды, что такое белый карлик он мне рассказывает…
Е. Афанасьева
―
То есть, вы себя чувствуете…
А. Пушной
―
… когда закончится жизнь на Земле – он мне говорит об этом, что нам осталось всего 4 миллиарда лет, это как раз пока наша программа закончится – думаю, мы дождемся. И я считаю, что, конечно, если говорить, можно, наверное, задать такой вопрос: ну, сколько можно делать детские передачи? Наверняка благодарные слушатели «Эха Москвы» так сейчас хотят спросить. Я им хочу сказать, что, мне кажется, все-таки телевидение, как это ни печально для других средств массовой информации, все-таки сегодня показывает некую модель поведения. И не только модель поведения, но и модель успеха. И мы сегодня знаем, и вы знаете эти имена, вы знаете эти программы, как можно с помощью скандала стать популярным в молодежной среде и вообще популярным, соответственно, как популярность потом конвертируется в деньги, мы тоже все знаем. Поэтому молодежь, глядя в современный телевизор, она для себя что видит? Что можно с помощью скандала стать популярным, и дальше твоя жизнь обеспечена, да?Мы, как мне кажется, вот этот проект, и спасибо огромное Юле за то, что позвали, и спасибо за то, что они это делают, потому что здесь 90% - работа компании, и здесь, конечно же, мы хотим показать, что вот так и вот таким образом можно тоже стать популярным. Вот эти дети, которые участвуют в проекте, они не родились с этими знаниями. Они талантливые, конечно, у них были какие-то, видимо, к этому способности, но они этих знаний достигли, и этот ребенок семилетний, он не родился с этими знаниями.
Е. Афанасьева
―
Наконец становится быть модно умным.
А. Пушной
―
Нет, оно не становится, к сожалению…(смех)
А. Пушной
―
Но мы пытаемся показать, что есть другой путь, как мне кажется. Вот смотрит ребенок телевизор и говорит: ой, какой парень молодец – столько знает. Родители скажут: видишь, вот он учит, он молодец, вот его в телевизор позвали, а ты ничего не делаешь… И хотя бы так, может быть, этому ребенку сформулируют другую модель успеха.
Е. Афанасьева
―
Василий, вот затронул тему Александр, что дети не родились такими, они это выучили. Говорят, что все дети талантливы, мы своим воспитанием либо помогаем им развиться, либо гробим. Вот в этих детях какой процент врожденного, вот этих врожденных уникальных способностей, какой процент заслуг родителей, которые дали им возможность в столь юном возрасте овладеть знаниями, и какой процент собственного трудолюбия, настойчивости?
В. Ключарев
―
Я всегда аккуратен в таких вот оценках, потому что для того, чтобы понять, что действительно произошло, с ребенком надо поговорить довольно долго и в лабораторных условиях. Кстати, некоторые из героев «Удивительных людей» к нам приходят в лабораторию. Здесь надо будет долго разговаривать. У меня такое ощущение навскидку, процентов 20 ребят действительно с неординарными способностями, остальные ребята с невероятным таким КПД и мотивацией по освоению определенных математических способностей, или астрономии, или химии, или истории. И в этом смысле это огромная заслуга родителей. Еще часто меня спрашивают: а что у нас врожденное, а что у нас приобретенное? И на самом деле генетика показывает удивительные факты, она показывает, что с возрастом влияние генов на наши способности увеличивается. Это парадоксальный эффект.
Е. Афанасьева
―
То есть, у нас сейчас с вами больше шансов? А почему, интересно?
В. Ключарев
―
Потому что мы с вами в возрасте получаем возможность выбрать профессию по склонностям генетическим, у детей такой возможности обычно нет, их родители запихивают куда-нибудь, и они вынуждены играть на пианино, никогда в жизни не желая играть на пианино. Мы с вами можем раскрыть свои таланты. Поэтому мне кажется, еще одна задача такого шоу – показать, что есть много разных талантов и направлений, скажем более корректно, где ребята могут себя проявить, и надо с детства попробовать подобрать что-то интересное по их склонностям, и тогда они взорвутся таким фонтаном.
Е. Афанасьева
―
Мне кажется, что сейчас все-таки шире этот диапазон, не то что в нашем с вами детстве – всех в музыкальную школу, либо в тех городах, где было фигурное катание, всех на коньки, и английский язык – все, по-моему. А дальше очень редкие отклонения индивидуальные. Сейчас шире этот диапазон, куда все-таки родители засовывают, как вы говорите, детей.
А. Пушной
―
Мне кажется, засунуть можно до определенной глубины.
Е. Афанасьева
―
Да.
А. Пушной
―
Если ребенок не хочет играть на пианино, родители могут применить силу, как, например, с моем случае это было…
Е. Афанасьева
―
Но помогло?
А. Пушной
―
В моем – помогло, да. Но я все равно перелез на гитару, и в итоге я занимаюсь музыкой только потому, что потом пересеклись мои пути с мировой рок-культурой. Но я хочу сказать о том, что родитель может, конечно, заставить ребенка что-то делать, но если ребенок этого не хочет и упирается, то этот ребенок не появится в этом шоу. В этом шоу появляются дети, которых, да, родители толкнули, но они сами еще хотят, и это складывается, вот эти два вектора, в одном направлении, и, например, когда мы разговариваем с парнем, Игорь его зовут, который знает все про динозавров, я не думаю, что родители с утра до вечера ему других книжек не дают, он просто другие сам не читает. Ему настолько это интересно, он даже, по-моему, не особенно старался запомнить все эти названия, потому что он с ними живет, он реально с ними живет, он находится где-то там далеко в прошлом и живет с этими динозаврами.
В. Ключарев
―
Он даже в песочнице умудрился найти окаменелость, настоящий герой нашего времени.
А. Пушной
―
Он сделал открытие уже.
Е. Афанасьева
―
Юля, расскажите, как вы кастинг организовывали? Потому что, во-первых, сложно найти детей, сложно понять, кого брать, кого не брать, как объединить в команды.
Ю. Сумачева
―
Здесь на самом деле сложность достаточно большая, потому что нужно найти не просто ребенка с какими-то там – ну, мы видим в некоторых проектах, успешных очень, то есть, кто-то гибкий, кто-то может прыгнуть… Здесь достаточно узкий был кастинг, потому что нужно найти гениев, причем, в определенном предмете фактически. Поэтому кастинг шел более шести месяцев, очень точечно, то есть, мы проводили тесты с детьми, записывали с ними интервью, смотрели, насколько глубоки их знания. Потому что на самом деле – Александр говорит, что он удивлен, но он копает, задает каверзные вопросы, да?
А. Пушной
―
Я понимаю, что у детей есть два основных направления знаний. Первое – это накопление некой базы данных, то есть, они просто выучили огромный массив, загрузили его в свою молодую голову и там держат. Второе – это умение работать с неким методом. Например, вычисления. Они выучили ментальную арифметику и очень хорошо ею пользуются.А мне интересно, конечно, задать ему тот вопрос, на который он не знает ответа сейчас, но благодаря этой накопленной базе знаний и овладевая какими-то способами вычисления, например, он может до этого догадаться. И я, на свое счастье, получаю правильные ответы. Ну, грубо говоря, у нас есть ребенок, который фантастически знает строение всех кораблей, и он, конечно, в том числе рассказывает про атомоходы. Я спросил: а зачем атомный двигатель стоит на атомоходах? Можно же поставить более безопасный дизельный. Он не знал ответ на этот вопрос, но он, рассуждая при мне, сам нашел ответ.
Е. Афанасьева
―
Какой?
А. Пушной
―
То, что если мы поедем, грубо говоря, далеко туда, где нет заправок, нам придется просто весь танкер залить дизельным топливом.
Е. Афанасьева
―
То есть, он дошел в момент…
Ю. Сумачева
―
Я бы не дошла, честно говоря, если бы мне Александр задал этот вопрос.
А. Пушной
―
Это и есть то самое понятие – Василий не даст соврать – это и есть понятие интеллекта, то есть…
Ю. Сумачева
―
Спасибо.(смех)
А. Пушной
―
Да не правда, Юлия, все вы знали. Грубо говоря, знание таблицы умножения наизусть не означает, что человек умеет умножать.
Е. Афанасьева
―
У Ломоносова, по-моему, есть, что ум – это способность к сопряжению далековатых вещей. Вот, наверное, и здесь так.
А. Пушной
―
Может быть, да. Не будем же мы спорить с Ломоносовым.
Е. Афанасьева
―
Да. Юля, а чем отличается кастинг в этом проекте и другие детские, которые вы делали, вот «МастерШеф дети» и «Ты супер!» - ну, там понятно, что дети из детских домов. Какой из этих кастингов сложнее и в чем различия?
Ю. Сумачева
―
Каждый кастинг – это огромный как бы выбор и огромное напряжение, которое, особенно, когда ты отбираешь деток, конечно же, это всегда большая сложность, потому что мне хочется всегда взять всех. Я когда смотрю, всегда мне все нравятся, всегда я понимаю, что каждый талантлив по-своему. Но, безусловно, нельзя сравнивать проекты, конечно, «Ты супер!» - вне какого-то… потому что там такие истории, которые, к сожалению, не придумаешь.
Е. Афанасьева
―
Дети с трагической судьбой, попавшие в детский дом.
Ю. Сумачева
―
Не сможешь придумать, поэтому я их всех люблю, хочу, чтобы у них все сложилось в жизни. Здесь, конечно, была другая сложность, конкретно в «Золото нации» - это действительно найти тот уникальный случай, который как бы заинтересует, соответственно, телезрителя, ребенка, который сможет показать свою уникальность и на самом деле удивит аудиторию.Что касается «МастерШеф дети» - там, понятно, другие навыки, там харизма, характер, умение, любовь к приготовлению блюд, конечно же…
Е. Афанасьева
―
Не менее поражает воображение.
А. Пушной
―
Мне вообще не поражает воображение все, что касается еды. Я к этому подхожу чисто рационально.
Е. Афанасьева
―
А когда это готовит совершенно крошечный человек?
А. Пушной
―
Ну…
Е. Афанасьева
―
Это вы просто не ведете «МастерШеф дети». Если бы вы вели, сейчас вы защищаете проект, который ведете.Мы сейчас прервемся на выпуск новостей на радио «Эхо Москвы» и продолжим разговор о новом проекте «Золото нации», который выходит на канале Россия 1. Люди, которые этот проект делают, здесь сегодня в студии – Юлия Сумачева, продюсер проекта и генеральный продюсер компании WeiT Media; Александр Пушной, ведущий проекта и Василий Ключарев, эксперт программы.
НОВОСТИ
Е. Афанасьева
―
Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о проекте, который выходит на канале Россия 1, только что стартовал, называется «Золото нации», посвящен уникальным талантливым детям. Здесь Юлия Сумачева, продюсер этого проекта, Александр Пушной, ведущий проекта и эксперт проекта Василий Ключарев.Мы как раз, пока реклама шла, стали обсуждать, говорили о родителях. Динара из Тюмени пишет: «Как ваша команда находит общий язык с родителями? Ведь каждый родитель считает свое чадо супер-пупер уникальным». Василий, сложно ли находить? Вероятно, подходят родители, спрашивают, давят, требуют объяснений?
В. Ключарев
―
Родители очень волнуются. Есть какие-то самые разные примеры. Родители, от которых очень многое зависит в детях, на самом деле огромное уважение вызывают, потому что зачастую они выбрали, помогли, нашли это направление для ребенка. Некоторые родители, конечно, переживают гораздо больше, чем дети, и мне кажется, даже заражают детей.Но самое сложное для меня – это финал конкурса, когда ребята по-настоящему переживают. И мне кажется, в десять раз больше переживают родители. Мне кажется, Александр выполняет какую-то колоссальную работу, чтобы в конце ребята не расплакались.
Е. Афанасьева
―
Расскажите, Саша, какие у вас секреты.
А. Пушной
―
У нас на первом полуфинале случился фотофиниш, и это, наверное, великое счастье, что действительно мы могли его записать. То есть, там камера одна… я объясню суть. Ребята угадывают ребус, как только они догадались, что это, например, загаданное слово из какого-то количества букв является ответом, они должны подбежать и ввести это слово – там стоит такой маленький планшет на двери сейфа. Как только они ввели это слово, соответственно тут же переключается картинка у этого экрана, формально считается, что в этот момент сейф открыт, но дальше это техническая история, как бы элемент шоу, там надо нажать кнопку, чтобы открылся сейф и так далее, если команда одна это делает, а вторая в это время думает еще, то вопросов не возникает – конечно, команда подбежала, набрала, и это правильный ответ, открывается сейф, одни прыгают, другие переживают. Кстати, мне всегда казалось, что детям в команде легче проигрывать, все-таки на самом деле есть в этом…
Е. Афанасьева
―
Когда индивидуально – то хуже.
А. Пушной
―
Хуже намного. Потому что так они все-таки объединяются, они друг друга поддерживают и так далее. Произошло следующее. Раздали всем подсказки, мы сказали: на старт, внимание, марш! И через буквально минуту максимум обе команды практически одновременно побежали вводить каждый свое слово, потому что разные задания. И одна команда ввела, по-моему, реально на секунду раньше слово, чем вторая. А вторая ввела тоже правильно. И получилось, что раз – и оба сейфа открыты.
Е. Афанасьева
―
И что вы сделали?
А. Пушной
―
Я не стал на себя брать такую ответственность громадную, потому что я понимаю, что у меня тоже дети еще есть, мне надо как-то семью кормить после этого. Я говорю: давайте обратимся к высшему разуму, спросил я, какая команда победила – победила синяя команда. После этого мощная делегация противоположной команды из родителей пришла – она не пришла, она ворвалась просто в аппаратную и потребовала объяснений. На наше счастье просто оказалось, что одна камера снимала общий план, и на этом общем плане – это единственное было место, где было очевидно, что у этой команды на секунду раньше поменялась картинка на планшете, а это означает, что было введено слово правильно здесь в первую очередь. И мы по кадрам – вы не поверите, но стояла делегация родителей – и мы по кадрам вот этот общий план мотали с комментариями.
Е. Афанасьева
―
Настоящий фотофиниш, когда уже как в большом спорте, тысячные доли секунды.
А. Пушной
―
Были родители, которые говорили, уже меня отводя в сторону: вы понимаете, что это была игра не на знания, а на скорость? Я говорю: да, потому что игра состоит из части, которая называется на знание, и вторая часть называется на скорость. Да, у нас обе команды оказались умными, но быстрее оказалась команда синих.
Е. Афанасьева
―
Я напоминаю наш смс-номер +7-985-970-45-45, ваши вопросы авторам программы «Золото нации» Александру Пушному, Юлии Сумачевой и Василию Ключареву.Вот здесь вопрос из Москвы: «Механическая память у детей очень хорошая, ради мамы дети готовы заниматься чем угодно, здесь многое зависит от родителей». Василий, как вы прокомментируете эту реплику?
В. Ключарев
―
Александр уже упомянул, что до каких-то пределов развить те или иные способности, скажем, можно, вопрос все-таки в чрезвычайно каких-то ярких способностях, которые мы видим в этом шоу. Здесь, конечно, уже работа самого ребенка, его мотивация, его интерес. Поэтому родители могут многого добиться. Я на самом деле пытаюсь иногда в своих комментариях подсказать, что родители так или иначе могут помочь ребенку. Даже когда вы готовите, это относится к программе с маленькими поварами, можете учить математике, просто объясняя, как вы делите те или иные продукты, сколько чего нужно взять, какие чашки, да? На самом деле родители очень многое могут сделать, но для того чтобы достигнуть таких высот сверхлюдей, так скажем, которые интересны будут всей стране, тут уже нужны, конечно, способности.
Е. Афанасьева
―
Мы заговорили, как раз Саша сказал - дети, Юля пришла сегодня со своей дочкой, она нас слушает в редакционной комнате. Вот в вас родители в этот момент просыпаются, когда вы делаете это шоу, Саша?
А. Пушной
―
Юля пусть ответит сначала.
Е. Афанасьева
―
Вот так, все на женщин сразу, да?
Ю. Сумачева
―
На самом деле моя дочь занимается очень разносторонними видами спорта, изучает китайский, английский, русский. Я могу сказать, что, конечно же, на самом деле у меня нет задачи сделать из нее сверхчеловека. Я вижу этих уникальных деток, на самом деле я горжусь ими и я рада, что они есть в нашей стране, в каждом из проектов, я понимаю, что у меня гордость, счастье, что есть такие люди, есть такие родители, есть такие способные дети. Но у меня идет от обратного, то есть, моя дочь приходит и говорит: мама, я вчера посмотрела проект – так, я хочу еще изучать испанский и французский, вставь мне это, пожалуйста, в график.
Е. Афанасьева
―
Вот так вот! Значит, на вашу семью влияет ваша работа.
Ю. Сумачева
―
Да-да.
Е. Афанасьева
―
Саша, у вас как?
А. Пушной
―
Мои нет. Мои как раз говорят: вот это, это вычеркни, все. Видно, что уже не добьемся. А по поводу своего отношения. Ну, я так понимаю, что этот формат придумывался же на ходу, то есть, ничего такого нет нигде?
Ю. Сумачева
―
Нет, не на ходу он придумывался.
А. Пушной
―
Надо отдать должное и Юле, и всей компании WeiT Media, они придумали, как мне кажется, практически нереальный, как сейчас молодежь говорит, челлендж. Заключается он в следующем: все участники этой игры, все 10 ребят в процессе игры сидят в студии. Более того, сидят на кубиках сзади. Вы бы видели, что они там только не делают на этих кубиках!
Е. Афанасьева
―
Что?
А. Пушной
―
Все, на что способны дети. Они эти кубики разламывают, они сидят вверх ногами…
Е. Афанасьева
―
Нормальные дети.
А. Пушной
―
Но это все-таки съемочный процесс. И, по-моему, вершиной было, когда один из наших маленьких участников, его, по-моему, Дима зовут, просто в процессе беседы с одним из участников, мы сидели разговаривали, и он просто по переднему плану прошел со словами: «я в туалет» проследовал дальше.(смех)
Е. Афанасьева
―
Но это же потрясающая свобода этого поколения.
Ю. Сумачева
―
Абсолютно.
Е. Афанасьева
―
Это в нашем возрасте надо было тянуть руку в классе, сидеть, вот так сложив руки одну на другую…
А. Пушной
―
Да. Они все ощущают, наверное, свою какую-то особенность, да, поэтому они себя ведут более чем раскрепощенно. И вот попытаться - я не знаю, надо памятники ставить нашим воспитателям, которые с ними работают, попытаться этих 10 детей вот просто чтобы они хотя бы приблизительно в пределах квадратного метра оставались на месте, это, конечно, просто…
Е. Афанасьева
―
Хорошо. Василий, скажите, вот сказала Юля о ходе программы, как она строится, что вы можете дать подсказки. В каких случаях вы их даете или не даете, как вы это для себя решаете?
В. Ключарев
―
Я попал в тяжелую ситуацию на самом деле. Первые пару серий я улыбался. Глядя на ребят, я просто расплылся в улыбке. И когда я взглянул на себя со стороны, нашел – я понял, что я постоянно улыбаюсь, это реакция на этих детей. И я, конечно, в жуткой ситуации, потому что на самом деле в первых сериях нашего шоу были шероховатости у ребят, но я не нашел в себе силы не выдать им подсказки. На самом деле я тешу себя надеждой, что в последних двух этапах я буду строже.
Е. Афанасьева
―
Вы взяли себя в руки.
В. Ключарев
―
Да. Но я вам честно скажу, первые съемки я просто сидел улыбался – такое состояние эйфории.
А. Пушной
―
Надо сказать, что у Василия есть очень такой ключ к очень нервному отделу нашей программы, потому что когда дети все выполнили, как им кажется, на отлично и просто ждут формального объявления Василия, что он говорит: ну давай забирай подсказку, и вдруг неожиданно Василий говорит: ты знаешь, у тебя там не все было в порядке, дай-ка я тебе задам дополнительный вопрос. Вот здесь – я же рядом стою с ребенком, я чувствую, от него исходит сразу огромное количество разрядов электрических, из его мозга, потому что это тот момент, когда действительно ребенок начинает волноваться и переживать. Это очень важно. И, как правило, эти вопросы, которые задает Василий, они, может быть, по содержанию не ставят в тупик, но по эмоциональной составляющей они для них очень опасны, для ребенка, и это хорошо.
Ю. Сумачева
―
На синхронах мы видим реакцию.
А. Пушной
―
Им как раз нужно понимать, что вот что они получают, это не просто так.
Е. Афанасьева
―
Александр, вы участвовали в качестве guest star (приглашенной звезды) в другом проекте - «Лучше всех», где тоже дети талантливые, много знают. Как вам показалось, эти проекты в чем похожи, в чем разные?
А. Пушной
―
Уже говорила Юля, что здесь основное направление – это интеллектуальные способности детей, то есть, насколько я понимаю, в «Лучше всех», вот я недавно смотрел, был выпуск, где просто девочку сложили в коробку, она поместилась в коробку.
Е. Афанасьева
―
То есть, там и физические.
А. Пушной
―
Да, спортивные достижения, еще какие-то, то есть разные. Здесь интеллектуальные, и мы детей, собственно, и проверяем именно в той области, в которой они сильны, и мы пытаемся из этой зоны комфорта вытащить, конечно, и попытаться сделать так, чтобы они ошиблись хотя бы раз… Вот в этом разница.
Е. Афанасьева
―
Юля, насколько сложно той команде авторов, которая придумывает вот эти квесты, задания? Потому что раз такие талантливые дети, то большая опасность, что все, что придумывают взрослые, будет разгадано моментально и не даст эту драматургическую канву программе.
Ю. Сумачева
―
Да, безусловно, это был один из сложнейших пунктов именно производства, потому что, к сожалению, да, мы все не настолько разносторонне развиты, чтобы по каждой теме придумывать какие-то уникальные задания. Более того, как бы задавать вопросы, знать на них на все ответы, поэтому есть специальная группа…
Е. Афанасьева
―
Очень умных.
Ю. Сумачева
―
Мы постоянно консультируемся, мы привлекаем специалистов в каждой конкретной науке, потому что иначе это невозможно сделать.
Е. Афанасьева
―
Есть же наверное сомнения, что аудитория все-таки телевизионная, она не такая умная, как эти дети, что вдруг то, что они стремительно отгадывают, это не так понятно аудитории? Как вы доносите до зрителя, разжевываете, расшифровываете?
Ю. Сумачева
―
Есть же беседа изначально непринужденная.
Е. Афанасьева
―
Саша как раз выступает переводчиком на взрослый, да?
А. Пушной
―
Я считаю, что если человек не верит, то его ничто не убедит. Мы можем ему на дом прийти с этим ребенком, он может сам с ним поговорить и скажет: это все подстроено.
Е. Афанасьева
―
А есть такие разговоры?
А. Пушной
―
Конечно, есть. У нас, я помню, была давным-давно на канале СТС передача, где было два Киркорова, то есть, было склеено два Филиппа, там он вел, «Утро с Киркоровым» называлась программа, причем, склеено было достаточно так, даже для того времени, наверное, достаточно примитивно было склеено. И я видел людей, которые говорили: Киркоровых же двое. Я говорю: ты же понимаешь, это примитивный монтаж. Он говорит: я же видел! Как можно с этим человеком спорить?
Е. Афанасьева
―
Но это противоположно, эти люди – что ни покажи, не поверят, скажут, что все подстроено.
А. Пушной
―
Поэтому мне кажется, что нет смысла особо разжевывать или как-то специально пучить глаза, говорить: ой-ой, какой кошмар, посмотрите, это же невероятно! Вот мне достаточно того, что ребенок просто спокойно может сформулировать предложение, из которого, я думаю, среднестатистическому зрителю будет понятно два слова: «или» и «вот». А все остальное он просто будет не знать, что значит. И вот этого достаточно.
Е. Афанасьева
―
А когда вы не знаете, что он вам говорит?
А. Пушной
―
Я переспрашиваю. Я дошел до той стадии, когда я могу…
Е. Афанасьева
―
Объясни, дорогой.
А. Пушной
―
Да, да. Нет, я считаю, что как раз задача взрослых в данной ситуации – это не комплексовать по этому поводу, а спросить: слушай, объясни, пожалуйста, значение этого слова. И он объясняет.
Ю. Сумачева
―
Можно все проекты подвести именно к такому, верят или не верят, готовят ли дети на самом деле, или за них кто-то готовит.
Е. Афанасьева
―
В готовке хотя бы есть на что, эти маленькие детские ручки так быстро режут.
Ю. Сумачева
―
А 7 языков, как Белла выучила Девяткина. Она что, выучила китайский, арабский три фразы?..
А. Пушной
―
Девяткина выучила еще один язык.
Ю. Сумачева
―
На самом деле, понимаете, мы проходили этот этап недоверия, мне кажется, в «Лучше всех», я уверена, люди говорят: да это подстроено… Каждый проект, он задает на самом деле тенденцию. Зритель должен либо восхититься, либо есть, безусловно, скептики, которые скажут, что все подстроено. Многие новостям не верят, знаете.
Е. Афанасьева
―
Новостям – да уж. «А чему вы учитесь у этих детей?» - спрашивает Дмитрий Мезенцев. Василий, вы чему учитесь?
В. Ключарев
―
Для меня на самом деле, конечно, как ученому это все любопытно. Это такой вызов, попытаться быстро для себя, по крайней мере, объяснить, что происходит. Иногда на самом деле ребята ставят в тупик. Здорово, когда Александр их выводит на объяснение. Вот мальчишка, который по числу букв в словах вспоминал стихотворения, он на самом деле…
Е. Афанасьева
―
По числу букв в словах?
А. Пушной
―
Для радиослушателей объясним: на экране показывается текст, в котором не видно ни одной буквы, а только видно количество букв и слов.
Е. Афанасьева
―
И он угадывает стихотворение?
А. Пушной
―
Да.
Е. Афанасьева
―
Это уже какая-то высшая математика.
В. Ключарев
―
На самом деле он логично и здорово объясняет технологию.
Е. Афанасьева
―
И как он объяснил?
В. Ключарев
―
На самом деле он, грубо говоря, переводит это в цифровой код и выучивает просто начало стихотворения. Он может быстро перебрать стихотворения в памяти по первым строкам.
А. Пушной
―
Условно, если «мой дядя самых честных правил», то «мой» - это 3, «дядя» - это 4, «самых» - это 5, и вот этот код, он достаточно уникальный у каждого стихотворения, он его запоминает, делает прямую ассоциацию с этим кодом и стихотворением, а дальше он видит закрытые вот эти части букв, тут же этот код восстанавливает и по коду идет и восстанавливает стихотворение.
Е. Афанасьева
―
Людям лень наизусть три строчки выучить, а тут коды сразу – обалдеть. Извините, мы вас перебили.
В. Ключарев
―
Это ребят на самом деле заставляет думать очень сильно, размышлять, что они демонстрируют. Иногда на самом деле я очень благодарен организаторам, потому что некоторые тесты отлично выверенно тестируют их способности определенные. Там, пространственные способности – переворачивание фигур, это все очень сложные тесты, которые используются настоящими психологами. Это очень интересно смотреть, как это в раннем возрасте происходит.
А. Пушной
―
Я вам больше скажу, я не знаю, останется это в эфире или нет, но я бы, конечно, это оставлял. В процессе, например, конкурса по шахматам – ну, мы все люди, мы все человеки, я имею в виду взрослых людей, которые работают на проекте, они не обязаны в шахматах разбираться так досконально, и на этих досках неправильно была поставлена изначально партия. Дети увидели эту ошибку. И вторую ошибку они увидели на графике, когда выводились уже ответы.
Ю. Сумачева
―
Не так мы идеальны.
В. Ключарев
―
Это нормально для любого человека, который делает эту графику, тем более в сроки, в которые снимается, бывает. Но дети, это говорит о том, что они, а) фантастически разбираются в этом вопросе, а б) насколько им не все равно, чем они занимаются, и как их эта игра цепляет. То есть, они начали кричать: у вас там!.. Все причем, кто знает шахматы. Мы говорим: да ладно, ладно… А это действительно так. Ну, понятно, что можно потом на графике это подвинуть, исправить. Я вам больше скажу, 99% зрителей, которые бы это смотрели, никогда бы не заметили эту ошибку. Никогда.
Е. Афанасьева
―
Взрослые – да. А вы чему учитесь у детей, Юля?
Ю. Сумачева
―
Ой, я каждый день каждую минуту вообще учусь не только у детей, но и у взрослых. Потому что я понимаю, что каждый человек, который нам по жизни встречается, он дан для того, чтобы мы что-то ему отдали частичку и что-то приобрели, безусловно, от него. От детей, по крайней мере, как в этом проекте, я учусь искренности, потому что мы теряем с возрастом возможность всему удивляться, радоваться. Я стараюсь, как бы вместе с ними бегаю, прыгаю, смотрю, как они веселятся, то есть, ношусь по площадке.
Е. Афанасьева
―
Саша, а вы?
А. Пушной
―
Самообладанию, конечно. Если бы меня, вот неважно в каком, не в 5, не в 12 лет, если бы меня в любом возрасте, и в 5 или в 12 лет взяли бы и поставили в эту студию просто на сцену – все, со мной бы случился сразу тройной инфаркт, или не знаю что. Я бы не сказал не то что слово по теме, я бы вообще ни слова не сказал. И я просто поражаюсь их самообладанию, как они могут выйти, так спокойно общаться. Да, они, конечно, волнуются, да, переживают.И второе, что мне очень интересно наблюдать, это как они справляются со своим реальным волнением от проигрыша. То есть, конечно, когда они выигрывают, то они дети – они прыгают, веселятся, обнимаются. Когда они проиграли, видно, как они стараются в себе вот этого взрослого, который у них уже в каждом есть, вывести на передний план. Они с трудом пожимают руки соперникам, у них вот эти глаза немножко так намокают, они прямо сдерживают себя. И в этот момент они такие взрослые, и сам рыдаешь прямо…
Е. Афанасьева
―
Я так понимаю по вашим рассказам, что вы уже или все, или большую часть сняли, да?
Ю. Сумачева
―
Мы в процессе еще.
Е. Афанасьева
―
Тогда что, вот вы посмотрели огромное количество талантливых детей и на кастинге, и команды, которые играли, кто вот каждого из вас, какой ребенок, или какая история поразила больше всего? Юля?
Ю. Сумачева
―
Ох, сложно выделить кого-то одного, потому что настолько разнообразные знания, что каждый раз смотря то, что они могут, на самом деле интересно посмотреть то, что на кастингах у меня были одни фавориты, то есть, я думала, что вот, точно Миша будет победителем, самый интересный победитель. У него уже есть научные труды, он выступает с лекциями в университете.
Е. Афанасьева
―
Серьезно, выступает ребенок? Сколько лет?
Ю. Сумачева
―
Да-да, ему 11 лет, он читает лекции.
Е. Афанасьева
―
С ума сойти!
Ю. Сумачева
―
И в итоге на самом деле во время съемок оказывается совсем иначе, поражают абсолютно другие дети. Либо ты уже был готов к тому, что тебя этот поразит, а вот от другого ты не ожидал, поэтому каждый раз, конечно, наш товарищ, который действительно коды разгадывал, именно стихотворения, или меня поразил, например, парень, который искал ошибки в информационных кодах, программист юный. Он меня поразил, потому что у него было задание, стояли за ним три робота, и на экране показывались программы этих роботов, ему было нужно найти, во-первых, сказать, что эти роботы делают, по этой программе он читал, и есть ли там ошибки. И он абсолютно точно определил, что первый робот должен станцевать, второй робот делает фотографии. То есть, для меня вообще это просто китайская грамота...
Е. Афанасьева
―
Темный лес. Понятно.
Ю. Сумачева
―
Ни один символ мне не знаком.
Е. Афанасьева
―
Да, в нашем детстве нас этому не учили. Василий, вас что больше всего поразило?
В. Ключарев
―
У меня тоже главное впечатление, когда ребята меняли мое мнение. Например, мальчик рассказывал о своем увлечении камнями, и в первый момент, честно говоря, меня удивило, что может быть интересного в камнях, когда он рассказал, по-моему, о пяти тысячах камней, их свойствах, и может с помощью реагентов определить, какой камень настоящий, какой ненастоящий, я понял, какой объем информации у ребенка в голове, насколько это здорово, прикольно и интересно.
Е. Афанасьева
―
Александр?
А. Пушной
―
У меня есть любимый собеседник, его зовут Александр, он химик. При этом, когда мы говорим «Александр» и говорим «химик», то мы себе представляем Александра-химика, на самом деле этот ребенок, он в два раза меня меньше ровно, и для меня это всегда поразительно, когда бегает ребенок, он абсолютный ребенок. То есть, он там: дайте попить!.. я хочу в туалет!.. – ну, вот ребенок-ребенок. Вот он садится перед тобой на кубик, и ты его спрашиваешь: а скажи, вот первый столбец, например, в таблице Менделеева чем отличается от последнего? Он говорит: ну как, ну в первом же у нас активные металлы, а в последнем инертные газы. И я вдруг понимаю, что я этого не знал. Я говорю: а что, натрий – прямо активный металл? Он говорит: да, натрий – очень активный металл, если бросить его в воду, начнется реакция… и прямо рассказывает, рассказывает, что получается при этом. И вот это только что бегал ребенок, только что – абсолютный ребенок, вот он сел на кубик, начал с тобой разговаривать – он превратился в интересного собеседника по теме химии. Потом через секунду, когда мы говорим: «стоп мотор», он опять так же превращается мгновенно в ребенка и убегает.
Е. Афанасьева
―
Сколько всего эпизодов, когда зрителям ждать, когда смотреть, в какой момент в эфире, и когда ждать финал?
Ю. Сумачева
―
Суббота 16:20 на телеканале Россия 1, 8 эпизодов всего будет в эфире.
Е. Афанасьева
―
То есть, догоняйте.
А. Пушной
―
Было два четвертьфинала, еще два четвертьфинала, два полуфинала, финал, игра за третье место.
Е. Афанасьева
―
Все понятно.
А. Пушной
―
Все как в футболе, только интереснее.
Е. Афанасьева
―
Вот это замечательный девиз Александр Пушной сказал для проекта «Золото нации» - все как в футболе, только интереснее. Александр Пушной, Юлия Сумачева, Василий Ключарев, авторы проекта «Золото нации». Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья, всего доброго, до свидания.
Ю. Сумачева
―
До свидания, спасибо.