Удивительные люди - Ольга Шелест, Юлия Сумачева, Василий Ключарев - Телехранитель - 2016-10-09
Е. Афанасьева
―
Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.Сегодня наша тема – «Удивительные люди», говорить будем о новом проекте, который выходит на канале Россия 1, его делает компания Whitemedia, и люди, которые этот проект делают, сегодня у нас в гостях. Это Юлия Сумачева, генеральный продюсер компании Whitemedia и продюсер этого проекта. Здравствуйте, Юля.
Ю. Сумачева
―
Добрый вечер.
Е. Афанасьева
―
Также Ольга Шелест, известная телеведущая.
О. Шелест
―
Здравствуйте.
Е. Афанасьева
―
Здесь она выступает как звездный гость – не знаю, что за статус.
О. Шелест
―
Сама не знаю.
Е. Афанасьева
―
И эксперт проекта Василий Ключарев, добрый вечер.
В. Ключарев
―
Здравствуйте.
Е. Афанасьева
―
Человек из академической, не телевизионной среды, он кандидат биологических наук, да, правильно?
В. Ключарев
―
Да.
Е. Афанасьева
―
И ведущий сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, профессор департамента психологии Высшей школы экономики. В общем, вот как много всего. И даже доцент, как я поняла, факультета психологии университета в Базеле.Что, Василий, вас привело на телевидение с таким послужным списком?
Ю. Сумачева
―
Я.
Е. Афанасьева
―
Юля? Молодец какая. Расскажите, Василий, как вам удивительные люди на телевидении-то? Они удивительные или нет?
В. Ключарев
―
Это такая действительно провокация Юли, я совершенно не телевизионный человек, для меня это был большой шок, все происходящее очень интересное, такой вызов. На самом деле это не очень просто, потому что вы должны в очень коротком формате прокомментировать с научной точки зрения все, что происходит…
Е. Афанасьева
―
Удивительно это или нет.
В. Ключарев
―
Что за этим стоит, как работает мозг. На самом деле это был какой-то мой внутренний конкурс, такой вызов, и большего стресса я не испытывал в последние годы.(смех)
Е. Афанасьева
―
Юля, откуда взялась сама идея? Я знаю, это известный формат, но не все форматы ложатся на отечественную почву. Откуда взялась идея сделать «Удивительных людей» в России, и как она реализовывалась?
Ю. Сумачева
―
На самом деле, конечно же, формат известный, но по сути я очень долго на него смотрела, где-то, наверное, 3-4 года, я понимала, что здесь все зависит от людей.
Е. Афанасьева
―
Да уж.
Ю. Сумачева
―
Будут люди – будет проект. На самом деле, конечно, я понимала, что страна наша богата талантами, и, конечно, хотелось их найти. Я думаю, что на самом деле нашли, и удалось.
Е. Афанасьева
―
Я напоминаю, мы говорим о проекте «Удивительные люди». Здесь в гостях удивительные люди, которые его делают – Юлия Сумачева, продюсер этого проекта, генеральный продюсер компании Whitemedia; Василий Ключарев, эксперт проекта, профессор – как правильно лучше сказать, если в одном слове?
В. Ключарев
―
Профессор Высшей школы экономики – этого достаточно.
Е. Афанасьева
―
Хорошо. И Ольга Шелест, в данном случае звездный гость проекта.А что такое звездный гость, Оля?
О. Шелест
―
Если честно, не знаю, что такое звездный гость.
Е. Афанасьева
―
Ваша роль в нем?
О. Шелест
―
Роль моя такова, что мы в принципе оцениваем, потому что понятно, что люди видят номер – телезрители, зрители в студии. Не номер даже, а человек показывает свои способности.
Е. Афанасьева
―
Явление.
О. Шелест
―
Да. Явление, вполне возможно. Способности своего мозга, и должен кто-то, кто оценит это, то есть, не ведущий…
Е. Афанасьева
―
Василий отвечает за научную оценку, а вы – за эмоциональную?
О. Шелест
―
Абсолютно верно. Впечатлило или не впечатлило. И сделать такой посыл для телезрителей и для зрителей, насколько это действительно удивительно. Потому что люди, сидящие – ну, звездные гости, жюри, скажем так, это люди, которые в силу своей профессии, может быть, видели действительно очень много, да, и знакомы действительно с удивительными разными людьми, и погружались вглубь разных таких моментов, на что способен человек, поэтому нам есть в этом смысле что сказать, и совсем мало остается пространства, для того чтобы нас удивить действительно, поместиться в эту нишу.
Е. Афанасьева
―
Я напомню сейчас наш смс-номер для связи – пожалуйста, вы можете задавать вопросы нашим гостям, а также комментировать, насколько вас «Удивительные люди» удивили - +7-985-970-45-45. Мы ждем ваших вопросов, реплик и комментариев. Я насколько понимаю, мы отрываем вас от эфира, сейчас проект в эфире, да, Юля?
Ю. Сумачева
―
Да, именно сейчас как раз с 6-ти часов вечера.
Е. Афанасьева
―
У вас есть возможность, включив телевизор…
Ю. Сумачева
―
Одним глазом смотреть, и одним ухом слушать.
Е. Афанасьева
―
И задавать вопросы.
Ю. Сумачева
―
Я бы хотела сказать именно по поводу роли наших звездных гостей, потому что на самом деле, с одной стороны, мы видим много проектов, где есть жюри, и жюри оценивает, жюрит… Здесь именно идея того, что люди в студии – а в студии находятся 350 человек – именно они как бы решают судьбу того или иного участника, который проходит в финал. А глазами действительно и помощь, люди, которые комментируют, которые сидят непосредственно рядом с происходящим…
Е. Афанасьева
―
И гарантируют нам, что это не подстава, да?
О. Шелест
―
Да. Мы очень много проверяем.
Ю. Сумачева
―
Потому что на самом деле, как донести до зрителя то, что действительно это происходит здесь и сейчас, это не выдуманные и не отрепетированные какие-то номера – конечно же, этим и занимаются наши гости, которые стараются донести до зрителя то, что происходит здесь и сейчас, действительно справедливо.
О. Шелест
―
И, поверьте, мы очень предвзяты.
Ю. Сумачева
―
Особенно Ольга.
Е. Афанасьева
―
Расскажите, как это все происходит. У вас был предварительный отбор, кастинги, вы допустили какое-то количество удививших вас, продюсеров и создателей проекта уже до эфира, или как это организовано?
Ю. Сумачева
―
Конечно, был длительный долгий кастинг по всей стране. На самом деле был тщательный отбор, потому что невозможно сказать, я не знаю, можешь ли кулаком забивать гвозди, и ты вот у нас. На самом деле здесь был долгий кастинг в силу того, что это люди, которые способны удивить с точки зрения мозга, поэтому и Василий здесь, потому что это именно не просто какой-то удивительный навык, который…
Е. Афанасьева
―
А какие градации, вот формат, или вы определяли, что ваше, а что не ваше?
Ю. Сумачева
―
Здесь мы консультировались с Василием, с учеными, что именно, как можно разделить это. Как можно оценить.
Е. Афанасьева
―
Василий, как это делится по вашему пониманию? Где это удивление с точки зрения удивительных возможностей человеческого мозга, а где только тела или, я не знаю, что еще.
В. Ключарев
―
На самом деле это не очень просто разделить, и на самом деле в нашем жюри шла большая дискуссия, действительно это удивительная способность, или это плод тренировки. Плохо ли это, что плод тренировки, который выглядит удивительно, или это что-то врожденное. На самом деле такая тонкая грань.Мне кажется, организаторам удалось подобрать людей, которые действительно удивляют. Но мы каждый раз спорили. И на самом деле это очень тоже хороший результат этого проекта – обнаружить, что многие удивительные вещи, которые вы видите в этом проекте, их можно в себе тренировать.
Е. Афанасьева
―
Приведите пример.
В. Ключарев
―
Меня каждый раз просто травмировало – у меня довольно плохая память – люди могут запоминать десятки тысяч цифр. И удивительно…
Е. Афанасьева
―
То есть, в студии одномоментно.
Ю. Сумачева
―
Да.
В. Ключарев
―
И человек может запомнить какую-то невероятную последовательность цифр. И когда ты разговариваешь с этим человеком, он всерьез утверждает, что у него обычная память.
Ю. Сумачева
―
То есть они сами себя не считают удивительными.
О. Шелест
―
Есть методики, можно всему этому научиться.
Ю. Сумачева
―
Была забавная ситуация, когда один из таких удивительных людей, когда там происходил номер, все были удивлены, и когда кто-то из ребят задал вопрос, там, как вы это делаете? Человек абсолютно серьезно начал рассказывать: ну, я захожу в комнату, там, иду по квартире. Здесь я запоминаю эти цифры, здесь эти… Ну, и все сидят – так, ну, классно, а дальше – как ты запоминаешь? Ну, вот так и запоминаю. Хожу по комнатам…
В. Ключарев
―
Просто не верилось, что это так просто на самом деле. Это действительно так.
Е. Афанасьева
―
То есть, такого формата, который в России знают, как «Минута славы» а на Западе везде идет как «Britain's Got Talent», «America's Got Talent», это отличается тем, что это не физические какие-то навыки, а именно умственные?
Ю. Сумачева
―
Ну, это анти-«Got Talent».
О. Шелест
―
Хотя там физические навыки, наверное, тоже присутствуют, потому что они взаимосвязаны с работой мозга.
Е. Афанасьева
―
Вот как разделить?
О. Шелест
―
Например, у нас было несколько номеров на так называемую память физических действий, это у актеров так называется, когда человек, например, запоминал путь на скалодроме, на такой стене, на которой, да, были навешаны некие маршруты, им нужно было запомнить синий маршрут, красный маршрут и желтый маршрут. Он это представлял, перекидывал руки, у него была минута на то, чтобы запомнить.
Е. Афанасьева
―
Память тела.
О. Шелест
―
А потом просто выбирал куб, какой ему достался – ему нужно было вспоминать красный путь, не перепутать с желтым, синим. Ему закрывали глаза, и он карабкался на стену. То есть, вот такие вещи вроде бы как бы да, это связано с телом…
Е. Афанасьева
―
Музыканты знают, что есть память пальцев, а спортсмены знают, что есть память тела, когда ты можешь даже отключаться, а тело делает то, что… но это тренировки.
О. Шелест
―
На эту тему тоже очень сильно спорили, потому что были моменты, когда ты действительно удивлен, ты понимаешь, что это некая профессиональная, да, привычка, скажем так. И это наработано годами, когда человек узнает, как играть мелодию по пальцам, когда не слышит эту мелодию. То есть, это какие-то профессиональные вещи, и трудно их принять, как нечто удивительное, потому что знаешь, что человек с этим работает каждый день. А были и вещи, которые действительно не поддавались просто никакой логике, и они, конечно, удивляли больше.
Е. Афанасьева
―
Так Егор из Оренбурга спрашивает: «Честно ли сравнивать несравнимые возможности?»
О. Шелест
―
Это невероятно сложно.
Ю. Сумачева
―
Сложно, конечно же, и поэтому…
О. Шелест
―
… были ночи проведенные в спорах, да, безусловно, потому что когда тебе представляют, например, эпизод, в котором все участники, они просто настолько сильны, ты не понимаешь, кого выбрать, и я для себя выбрала определенную тактику, я выбирала тройку сильнейших из сильнейших, но даже этого было мало, потому что каждую передачу, мы, по крайней мере, звездное жюри, я думаю, и зрители, и телезрители для себя тоже заканчивали с ощущением, что все эти люди обладают чем-то, чем тебе никогда этому не научиться, что они действительно удивительные. Поэтому выбирать было очень сложно. И действительно были такие моменты, когда было такое жесткое несогласие со зрителями: ну, почему, ну, нет, ну, не этот человек должен быть в финале! Но что поделать, таков выбор.
Е. Афанасьева
―
Я напоминаю, что мы говорим о проекте, который ровно в эти минуты идет на канале Россия 1, называется он «Удивительные люди», делает его компания Whitemedia, генпродюсер этой компании, продюсер проекта Юлия Сумачева здесь у нас в студии. Телеведущая, звездный гость проекта Ольга Шелест, а также эксперт проекта Василий Ключарев, профессор Высшей школы экономики.Юля, вот в других странах, где это выходит, что является наиболее удивительным там? Вы, наверное, смотрели аналоги, кто там побеждает, какие навыки наиболее удивляют жителей тех стран?
Ю. Сумачева
―
Вы знаете, все зависит от страны. Если взять китайскую версию, то там на первом месте все так называемые мнемотехники, люди, которые работают с большим количеством информации, которые запоминают, вот то, что говорит Василий, причем, абсолютно разную информацию. Но у нас было масса предложений, китайцы, узнав, что делают проект в России, сразу предложили битву этих удивительных людей…
Е. Афанасьева
―
То есть, возможно, что это будет?
Ю. Сумачева
―
Я думаю, что это не исключено, потому что у нас было очень много заявок из Германии, из Европы…
Е. Афанасьева
―
А русскоговорящих, нет?
Ю. Сумачева
―
Абсолютно не русскоговорящие, которые узнавали о том, что проект будет в России, которые желали показать свои способности.
Е. Афанасьева
―
А вы допускали до кастинга, или…
О. Шелест
―
Все хотят миллион заработать.
Ю. Сумачева
―
Конечно же, все проходили кастинги, но, в принципе, международная версия, она может иметь место быть в том числе.
Е. Афанасьева
―
Вот как? Василий, к вам вопрос. А вот с такими возможностями вы в профессиональной своей деятельности сталкиваетесь, или только это вот телевизионное исключение?
В. Ключарев
―
У меня, может быть, какой-то специфический опыт, я все-таки изучаю действительно как работает мозг, и обычно изучаю обычных людей. В этом смысле этот спектр возможностей для меня был такой уникальной возможностью увидеть воочию…
Е. Афанасьева
―
Непростых.
В. Ключарев
―
Да. С некоторыми из участников мы даже договорились, что они придут ко мне в лабораторию, потому что, скажем, два человека обладают действительно уникальными возможностями, такие возможности встречаются крайне редко, это интересный объект для исследований.
Е. Афанасьева
―
Это кто, какие возможности?
В. Ключарев
―
Ну, я не знаю, повлияю, может быть, на предпочтения зрителей. Ну, например, один участник меня просто потряс, он мог онлайн практически воспроизводить произведение музыкальное и говорить в обратной последовательности.
Е. Афанасьева
―
Я видела этот фрагмент. То есть, ему произносится фраза или…
Ю. Сумачева
―
Да что угодно – фраза, песня…
Е. Афанасьева
―
А как вы проверяете, правильно ли он произнес? То есть, вы записываете…
Ю. Сумачева
―
Это было сделано прямо в студии, все свидетели здесь, так скажем, то есть, человек произносит наоборот, по хлопку, а звукорежиссер записывает это, и, соответственно, сразу же воспроизводит.
Е. Афанасьева
―
Это напоминает конкурс, который был в проекте, который вели давно-давно на СТС Таня Лазарева и Шац.
Ю. Сумачева
―
«Хорошие шутки».
Е. Афанасьева
―
Да.
Ю. Сумачева
―
Но там-то было угадай….
Е. Афанасьева
―
Специально записывали, переворачивали песню…
О. Шелест
―
Да. И поэтому людям, наверное, кажется, что это достаточно легко, потому что я сегодня опубликовала небольшой анонс в Инстаграме сегодняшнего шоу, и как раз поставила видео Бориса Голика, который переворачивал фразу, мною произнесенную. И в комментариях у меня посыпались: я тоже так умею, да мы с института умеем, позвонили знакомые: а что тут удивительного, я тоже так умею. То есть, люди, мне кажется, переоценивают свои возможности, если даже профессор говорит, что это действительно уникально, и этот человек придет в лабораторию посмотреть, что у него там внутри, в этом мозге.
Е. Афанасьева
―
То есть, вы его будете исследовать?
О. Шелест
―
Недостаточно переворачивать просто фразу, фразу, наверное, если подумать долго, то можно перевернуть, можно сделать это быстрее. А вот как он переворачивает стихи, песни, очень большие объемы текстов – это удивительно.
Е. Афанасьева
―
То есть, вы будет это изучать?
В. Ключарев
―
Да. Потому что мы изучаем, это особый пример невероятного объема рабочей памяти. Когда мы оперируем с информацией онлайн, у нас все-таки ограничена она, мы можем обычно, семью объектами считается, от 4 до 7 объектов в одну и ту же минуту оперировать.
Е. Афанасьева
―
То есть, средний человек, среднестатистический мозг может одновременно 7 объектов держать в памяти?
В. Ключарев
―
Меньше на самом деле – 4-7, он ограничен…
Е. Афанасьева
―
А у него не ограничена возможность.
В. Ключарев
―
Действительно уникальный, да. Я специально после этого копался в литературе – таких людей с такими способностями очень мало известно.
Е. Афанасьева
―
С ума сойти! Мы прервемся сейчас на новости на радио «Эхо Москвы» и продолжим наш разговор о проекте «Удивительные люди», который выходит на канале Россия 1, с создателями этого проекта, это Юлия Сумачева, Ольга Шелест и Василий Ключарев сегодня в программе «Телехранитель».НОВОСТИ
Е. Афанасьева
―
Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева, говорим сегодня о проекте канала Россия 1, который называется «Удивительные люди», создатели этого проекта у нас в гостях, это генеральный продюсер компании Whitemedia и продюсер проекта Юлия Сумачева, ведущая и звездный гость проекта Ольга Шелест, а также эксперт проекта профессор Высшей школы экономики Василий Ключарев.Проект сейчас как раз в эфире, вы можете одним глазом посматривать в эфир, другим слушать нас и задавать нам вопросы, смотреть нас в Сетевизоре.
Для того чтобы понять, удивительные или не удивительные люди, надо понимать, что такое понятие нормы. Василий, наверное, к вам вопрос. В данном случае, где вот эта грань: вот это нас удивляет, а это не удивляет? Это чисто эмоциональное и личностное? Вот позвали вы Ольгу в проект – она удивилась – значит удивительно? Либо есть какой-то…
О. Шелест
―
Это было сложно…
Е. Афанасьева
―
Или есть научное определение?
В. Ключарев
―
Есть разные представления о норме. На самом деле большинство из героев – это нормальные люди. Но они в себе многие развили, у кого-то это врожденное, действительно, экстраординарные способности. То есть в норме мы не можем запомнить 14 тысяч знаков и цифр. Ну, попроси любого на улице – не сможет. Это не значит, что у этого человека какие-то экстраординарные врожденные способности, связанные с памятью. Конечно, большинство из этих людей отличается от рядовых людей на улице. В этом смысле можно сказать, что это не норма.Но в то же время среди наших героев очень мало героев, которые как-то физиологически отличались от людей на улице. В этом смысле для меня это большой дополнительный бонус от этого шоу. Многие из тех, кто смотрел это шоу, должен был понять или поймет, я надеюсь, что он может это в себе развить. На самом деле это полезно, и не все знают, что мы с возрастом теряем способности к запоминанию.
Е. Афанасьева
―
Это, по-моему, как раз многие догадываются, начинают жаловаться, что память хуже.
В. Ключарев
―
Но исследования показывают, что такими методами можно вполне купировать эту проблему, преодолеть ее. Конечно, есть патологические ситуации, когда надо принимать какие-то препараты, но просто возрастные изменения можно превозмочь, тренируя свою память. Есть исследования…
Е. Афанасьева
―
В детстве заставляют стихи учить, другой язык, запоминать формулы…
В. Ключарев
―
Есть такое ощущение, что бесполезно с возрастом. Это не так. Так же как, например, некоторые мифы, которые мы развенчиваем, рано в возрасте не стоит учить второй язык. У нас замечательный есть герой, экстраординарная действительно девчонка, которая знает безумное количество языков.
Е. Афанасьева
―
Сколько?..
О. Шелест
―
7 языков в 4 года.
Ю. Сумачева
―
Мало того, она еще и читает.
В. Ключарев
―
Это грандиозно. Это тоже хороший правильный на самом деле посыл, мне кажется, понять, что некоторые мифы надо развенчивать. Можно учить второй язык, это вот тоже вполне можно делать в раннем возрасте.
Ю. Сумачева
―
А еще во время кастинга было полное ощущение, вот у меня по крайней мере, когда смотрела на всех людей, потому что когда начинаешь, все равно ты скептически немножко относишься, думаешь, ну вот, что тебя ждет, сложно найти того или иного человека. Ты не знаешь, что ты найдешь, и вот каждый день, когда я смотрела на разных людей, я понимала как гордость сразу…
Е. Афанасьева
―
За страну.
Ю. Сумачева
―
Да, какие люди, потому что, во-первых, они все успешны, да, начнем с того, что каждый занимается чем-то своим – кто в профессии, кто вне профессии, какие они умные, хорошие, талантливые, приветливые, разговорчивые. На самом деле действительно проект показал, что наша страна, она настолько талантлива, что можно продолжать и продолжать удивлять.
Е. Афанасьева
―
Все-таки раз Ольгу пригласили оценивать, удивляться, или наоборот быть строгим, вот из тех вы уже все сняли, или этот проект в процессе съемки, Юля? Все сняли? Вот может быть, я не знаю, можно забегать – были ли у вас прямо вот такие удивления, что вы не ожидали, что такое вообще возможно, Оля?
О. Шелест
―
Я, как мать двоих детей, причем, девочек, увидела девочку, которая на полтора года старше моей старшей дочери, которая действительно владеет семью языками, делает она это играючи, то есть, с ней разговаривают на арабском – она быстро переключается на арабский, с ней разговаривают на испанском – она тут же переключается на испанский.
Е. Афанасьева
―
Придя домой, вы сказали: так…
О. Шелест
―
Да, потому что моя дочь ходит в сад, где английский язык полностью, и она такая, уже растет билингва, и мы поняли, что третий французский язык будет не лишним, скажем прямо. Это правда очень впечатляет. И как раз вот этот Борис Голик, который переворачивает фразы, тоже удивительно, когда это делают прямо перед тобой вот здесь и сейчас. Вообще вы спросили про норму – мне кажется, все зрители, которые сейчас смотрят этот проект, они понимают, что они видят не нормальных людей. Правда, ну, потому что мы все как бы, да, если брать, допустим, мое окружение, я знаю, что есть люди, которые, там, для профессии действительно нужно много мозгов, там, применять большие объемы памяти, и прочее, я вижу, на что они способны, но даже они, как мне кажется, не могут принять участие в этом проекте «Удивительные люди», потому что им как раз немножечко не хватает. Это, конечно, можно, нужно развивать, но в целом, я думаю, что мы правда наблюдали удивительных людей, которым прежде всего не лень было развивать эти способности, потому что мы спросили, до эфира сейчас поговорили о том, что Василий книжечку прикупил по развитию памяти и прочее.
Е. Афанасьева
―
Это даже Василия подтолкнуло.
О. Шелест
―
Эту книжечку прочитать, преодолеть несколько скучных страниц, пока тебя затянет.
Е. Афанасьева
―
Заставить себя делать то, что в книжечке написано.
О. Шелест
―
Я знаю русский язык, говорю на английском языке, попробуйте заставить меня еще что-то выучить. Ну, конечно, я не смогу уже этого сделать, хотя это делать нужно, действительно. Поэтому эти люди, они восхищают уже тем, что они этим занимаются
Е. Афанасьева
―
Юля, у меня вопрос, смотрите, вы как продюсер, есть те возможности, но особенно раз мы говорим об удивительных возможностях мозга, а не тела, тело как-то более активно – человек показывает, как он там крутит, вертит, какие-то делает удивительные кульбиты – это можно показать, этот номер на сцене. Насколько сложно показывать возможности именно мозга, и приходилось ли вам отказывать на кастинге каким-то удивительным людям, только понимая, что их способности показать по телевидению невозможно?
Ю. Сумачева
―
Ну, конечно, это большой вызов, потому что чтобы показать, чтобы это было интересно зрителю, конечно, это нужно обличить в некую форму. И каждый участник, конечно, это отдельная единица отдельный номер, и, конечно, за этим стояла долгая кропотливая работа – подобрать каждому персонажу конкретно тот номер, который будет интересен как зрителям в студии, так и телезрителям и нашим уважаемым гостям. И чтобы максимально раскрыть и удивить.Конечно, были интересные способности, которые не совсем, сложно было действительно показать. Например, все, что связано с какой-то слуховой деятельностью, достаточно сложно было.
Е. Афанасьева
―
А какие примеры?
Ю. Сумачева
―
Например, был такой удивительный человек, которые по трели птиц мог определить, что это за птица, но визуализировать это достаточно сложно было. Поэтому, конечно, на следующий год в следующем сезоне – я год подумаю, придет какая-то гениальная мысль, как это визуализировать, но пока я понимаю, что этот навык удивителен, но в тот же момент визуализация его достаточно сложная, чтобы понять действительно. Потому что я, например, лично не разбираюсь в трелях птиц.
В. Ключарев
―
Я как ученый могу прокомментировать. На самом деле организаторам удалось вытянуть некоторые номера, мне кажется, грандиозно. Например, было здорово оформлено, как человек по движению смычка определяет музыкальную мелодию. На самом деле сделать это ярко и интересно непросто. И были даже применены технологии, которыми мы пользуемся в наших экспериментах.
Е. Афанасьева
―
А это интуитивно телевизионщики сделали, или вы поделились с ними?
В. Ключарев
―
Я был в восторге, потому что то, что я читаю в лекциях, рассказываю нашим студентам, было применено вот для того, чтобы сделать ярко и красиво.
Е. Афанасьева
―
Расскажите.
В. Ключарев
―
Было такое сделано открытие в свое время, что достаточно к человеку прикрепить некоторое количество фонариков и поместить его в темную комнату, что эти фонарики при движении, если человек просто двигается, воспринимается действительно как человек, очень ярко это. Казалось бы, хаотичное расположение фонариков вдруг при движении превращается в человека. Можете поискать в интернете. Мы так чувствительны к движению, что достаточно видеть несколько точек, которые вдруг превращаются в двигающегося бегуна. Эта же технология была применена к смычку. К нему были прикреплены некоторые светящиеся такие точки, и было здорово наблюдать, как смычок двигается.
Е. Афанасьева
―
Человек не слышит, но он видит.
Ю. Сумачева
―
Он видит на экране, соответственно. На самом деле, Василий, я горжусь собой.
Е. Афанасьева
―
Да, Юля.
Ю. Сумачева
―
Просто на самом деле я шла от другой как бы технологии, я шла от мультипликационной 3D технологии, потому что это тоже используется для движения определенных персонажей. Чтобы придать персонажу определенные человеческие движения, для этого прикрепляются датчики некие как бы, и поэтому я такое научное объяснение не слышала.
Е. Афанасьева
―
Оказывается, все рядом, талантливо угадали.Оля, у вас интересуются: «А скучаете ли вы по радиоэфирам, не планируете ли вернуться? Эдик».
О. Шелест
―
Когда-нибудь может быть. Спасибо большое.
Е. Афанасьева
―
А человек с ником Барабашка пишет: «А по-моему это просто подсадные, таких удивительных нет».Рассказывайте, подсадные или нет.
О. Шелест
―
Со мной рядом сидит Женя Папунаишвили, тоже звездный гость. Он очень эмоциональный, но он тоже немножко сомневается, он все время посматривает на меня, насколько я сомневаюсь. Поскольку я телевизионный человек, я знаю, как многие вещи делаются, как нас пытаются обмануть, да, где есть монтаж, и прочее, но даже если есть какие-то монтажные куски, то они сделаны просто для удобства, чтобы мы не сидели по 4 часа не наблюдали какую-то картину, а просто для ускорения процесса. И мы все время с ним переглядывались, и по моему каменному лицу он понимал, что какой-то подвох, и он внимательней приглядывался ко всей этой истории. И мы очень много и долго, наверное, это все вырезается потом, но мы пытаем наших участников, мы заставляем их заново складывать числа, какие-то проводить вычисления… потому что все равно есть какое-то легкое недоверие к тому, что отрепетировали, цифры выскакивают на экране нужные, нужно только запомнить.
Е. Афанасьева
―
А вы сложите мне – вы даете…
О. Шелест
―
Я по глупости своей попросила мальчика, которому там, 9 или 10 лет, который тоже производит какие-то невероятные математические вычисления, попросила сделать, от чего-то отнять что-то, он назвал цифру, и я растерялась, потому что мы не могли это проверить. Поэтому в этом смысле, конечно, мы очень были придирчивы, правда. И в какие-то моменты я откровенно говорила, что это либо какой-то трюк, либо действительно профессиональная какая-то принадлежность. Меня было сложно удивить, но многим это удалось.
В. Ключарев
―
Кстати, обратите внимание, что некоторые задания не удались. Это некоторая гарантия того, что все было по-честному.
Е. Афанасьева
―
А вы их показываете, даже если не удается?
Ю. Сумачева
―
Конечно.
Е. Афанасьева
―
То есть, человеку не удалось показать свою удивительность?
Ю. Сумачева
―
Он старался показать, то есть, условно у него есть несколько попыток сделать что-то, из этих трех-четырех попыток есть одна неудачная, две у кого-то.
Е. Афанасьева
―
Это не значит, что вы показываете только хороший дубль, а два плохих у вас…
О. Шелест
―
Нет, это видно, когда есть волнение действительно, и мы даже просили попробовать еще раз, дать шанс, потому что ты видишь, что человек очень старается, что у него скрипит мозг, он что-то делает такое. И волнение перекрывает всю эту историю
Ю. Сумачева
―
Вот сейчас буквально в ближайшие минуты будет идти…
Е. Афанасьева
―
Продюсер помнит по секундам свой эфир.
Ю. Сумачева
―
Да. Практически будет удивительный человек на самом деле, человек с эхолокацией. То есть, он с рождения слепой, не видит, и он может, издавая определенный звук, определить, что за предмет перед ним.
Е. Афанасьева
―
Это отражение? То есть, он свою звуковую волну посылает, она отражается, и он может определить?
Ю. Сумачева
―
Да.
Е. Афанасьева
―
Удивительно.
Ю. Сумачева
―
Ольга выбирала предметы, которые он…
Е. Афанасьева
―
И старалась подсунуть те, которые он не…
О. Шелест
―
Это были просто музыкальные инструменты, и, кстати, он допустил ошибку, это был первый инструмент. И ты думаешь: ну, здрасьте, приехали, как так вообще? А потом, да, он собрался и смог определить все остальные.
Е. Афанасьева
―
Действительно удивительно. Ольга пишет нам: «Со мной в институте учился парень из Туниса, который двумя руками писал под диктовку текст на русском и арабском одновременно».
О. Шелест
―
О, его надо к нам!
Е. Афанасьева
―
Если у вас остались контакты вашего соученика, присылайте.
О. Шелест
―
У нас были люди, которые писали разные цифры и разный текст на одном языке, а чтобы два языка – это, конечно, да.
Ю. Сумачева
―
Два разных действия, у нас были такие люди.
В. Ключарев
―
Да.
О. Шелест
―
Я думаю, что второй сезон будет вообще наикрутейший, если он состоится, потому что сейчас люди как раз видят, на что способны участники этой программы – да у меня сосед умеет производить вычисления. Я думаю, что наберется действительно еще больше удивительных людей.
Е. Афанасьева
―
Евгений из Пензы пишет: «Я тоже могу отличить трели птиц – ворону, курицу, воробья, галку и дятла».
Ю. Сумачева
―
Замечательно, вам к нам.(смех)
Е. Афанасьева
―
Юля, не могу не спросить, вы, получается, конкурируете сами с собой, вы делаете «Удивительные люди», он выходит на канале Россия. Вы делаете проект, который в это же время почти или одновременно идет на НТВ, называется «Киношоу», а теперь у вас еще и будет «Мастершеф дети» на СТС. То есть, в тот момент, когда каждый телевизионный человек с трепетом ждет рейтингов и долей, вы в одном месте радуетесь, а в двух других огорчаетесь, что сами у себя отняли цифры?
Ю. Сумачева
―
Да-да, на самом деле очень, мы как раз обсуждали до эфира, что я очень переживаю, потому что сегодня как раз премьера на телеканале СТС второго сезона проекта «Мастершеф. Дети». И, конечно, волнительно, потому что тоже такое большое детище.
Е. Афанасьева
―
Юля приходила к нам с наставниками первого сезона.
Ю. Сумачева
―
Я за каждый проект болею, потому что когда ты делаешь все от начала до конца, ручками…
Е. Афанасьева
―
А потом еще сам у себя цифры отнимаешь.
Ю. Сумачева
―
Да. Но я буду суммарную долю считать.
Е. Афанасьева
―
Да, действительно. Суммарная доля – это прекрасно.
О. Шелест
―
А что плохого в монополии опять же? Такой телевизионный монополист перед нами сидит.
Е. Афанасьева
―
Тогда не могу не спросить: второй сезон «Мастершеф. Дети» сложнее было делать, чем первый? Или наоборот пришли еще более талантливые дети?
Ю. Сумачева
―
Знаете, они другие. Невозможно… конечно, первый сезон – это первопроходцы. Второй сезон, могу точно сказать, что они уже знают, куда они придут.
Е. Афанасьева
―
Уже посмотрели.
Ю. Сумачева
―
Да, они уже точно понимают, что их ждет. Они точно понимают, что они соревнуются, то есть, в первом сезоне этого не было, они пришли вроде как бы играя, когда начали детки уходить, это был стресс огромный, потому что все сразу стали расстраиваться – как так, они думали, что это игра как бы некая. Сейчас уже все пришли со знанием дела. Удивляет, что в этом сезоне детки от 8-ми лет.
Е. Афанасьева
―
Еще моложе. То есть в 8 лет дети готовят на таком уровне?
Ю. Сумачева
―
Дети готовят на потрясающем уровне.
Е. Афанасьева
―
… вы смотрите, что надо готовить на «Мастершеф. Дети» на какой-то следующий сезон. Но это с ума сойти!
Ю. Сумачева
―
Здорово.
Е. Афанасьева
―
А все-таки их родители учат или откуда – в 8 лет ребенок уметет готовить близко к профессионалу.
Ю. Сумачева
―
Девочка Анжела 8 лет, поправляя волосы, она говорит: я уже готовлю достаточно давно.(смех)
Ю. Сумачева
―
И я в этот момент понимаю…
Е. Афанасьева
―
… что я так давно не готовлю. Понятно. А чем отличается, вот с телевизионной точки зрения умение как бы доходчиво для зрителя, понятно снять, как человек готовит – попробовать-то мы не можем. Или как человек в мозгу что-то делает, мы же тоже не видим, как вот эти шарики за ролики, раньше говорили в шутку, как работает мозг, что труднее показать, именно визуализировать?
Ю. Сумачева
―
Конечно, с мозгом было достаточно сложно, потому что это очень кропотливая работа, придумать каждый номер, потому что действительно много людей было с уникальными способностями такими, которые, ты думаешь: а как же их показать-то? Хорошо – где-то человек может нарисовать, а где-то, например, как у нас человек с уникальной памятью увлекается Айвазовским, то есть, он наизусть помнит все картины Айвазовского, допустим, и может по кусочкам по маленьким…
Е. Афанасьева
―
Картину можно показать.
Ю. Сумачева
―
Или, допустим, по губам человек разгадывает оперное пение, что очень сложно как бы, потому что…
Е. Афанасьева
―
На русском или на итальянском?
О. Шелест
―
На разном. На любом.
Е. Афанасьева
―
Василий, у вас столько теперь получилось материалов для научной работы, для опытов.
Ю. Сумачева
―
Конечно, с точки зрения готовки, то есть, ты особенно, понятно, что с детьми проще, и зритель понимает, что это ребенок, он не может обмануть, у него нет великих актерских данных, они либо приготовит здесь и сейчас при тебе, либо нет, вот и все что есть. Конечно, детки уникальны в том смысле, что они приходят, они собираются каким-то образом. Вот я понимаю, вот если бы встала под давлением, и за час мне надо было что-то приготовить, я бы, наверное, уже все раскидала, что-то, я не знаю, получилось бы месиво. А они четко приходят, оценивают, потому что во время съемки, помимо того, что они должны готовить, к ним еще подходят как бы, интервью берут.
О. Шелест
―
Отвлекают.
Ю. Сумачева
―
Еще подходят наши шефы разговаривают, смотрят, пробуют в процессе. То есть, эти люди маленькие, которые иногда не достают просто до стола, им нужны табуреточки, они готовят что-то потрясающе невероятное, а еще при этом разговаривают.
Е. Афанасьева
―
Когда вы снимаете «Мастершеф» взрослый и детский, конечно, к детям больше у зрителей такого вот, мимимишности, приятнее наблюдать, трогательные. Дети, в «Удивительных людях» у детей есть вот этот вот запас какой-то любви зрительской, которые за них проголосуют именно потому, что они маленькие, либо нет? Василий, вызывают больше?..
В. Ключарев
―
Я все-таки не голосовал, у меня была возможность только выбрать одного финалиста, мне казалось, что дети, конечно, воздействуют, это мой субъективный взгляд, что дети воздействуют и на жюри, и на гостей, и на людей в аудитории. Надо сказать, что дети были фантастические.
Е. Афанасьева
―
Кто вам кроме девочки с восемью языками?..
В. Ключарев
―
Был мальчик с математическими способностями. Был мальчишка невероятного обаяния, который знает всех динозавров.(смех)
В. Ключарев
―
Человек знает всех динозавров. Знает все их косточки, названия, когда они жили…
Ю. Сумачева
―
На латыни…
О. Шелест
―
А девочка, которая читала стихотворения Агнии Барто и при этом одновременно делала вычисления. Мы сбивались уже на третьей цифре, которую ей показывали, а она выдавала между строчками, там, «идет бычок качается» - 54, и смотрела дальше на экран, какие вылетали цифры.
Ю. Сумачева
―
То есть, там последовательность цифр, которые она должна была сложить, при этом читая стихотворение. Пять лет ребенку.
О. Шелест
―
Это все настолько естественно, грубо говоря, она такая немножко ковыряет в носу или теребит подол платья, и при этом говорит на семи языках или делает вычисления.
Ю. Сумачева
―
Как бы ты пытаешься их воспринять просто-напросто. А она так поворачивается – 44.
О. Шелест
―
Поэтому взрослым было сложно.
Ю. Сумачева
―
Ну, конечно, дети на самом деле придают проекту именно…
О. Шелест
―
Человечности.
Ю. Сумачева
―
И действительно, возвращаясь к вопросу нашего слушателя, именно, что подстава это или нет – вы попробуйте четырехлетнего ребенка заставить на семи языках разговаривать в совершенстве с носителями – это может быть подстава или нет. Поэтому я думаю, как бы здесь уровень подставы должен быть очень высоким. Поэтому проще найти таких людей, нежели сделать подставную историю.
Е. Афанасьева
―
Судя по тому, что вы приглашаете кого-то, второй сезон, скорее всего, будет.
Ю. Сумачева
―
Да, второй сезон будет, так что…
Е. Афанасьева
―
То есть, можно уже, так как у нас многие слушатели пишут, что есть уникальные их знакомые, куда присылать сразу вот заявки?..
В. Ключарев
―
Это очень важно, потому что даже мне уже начинают писать.
Е. Афанасьева
―
Куда присылать заявки, и видео, и в каком виде, вы их будете лично приглашать, либо вы видео ждете?
Ю. Сумачева
―
На сайте Whitemedia есть информация, поэтому можно зайти на сайт whitemedia.com, и там, соответственно есть вся информация по поводу проекта, присылайте заранее. Там будет очередь, это точно.
Е. Афанасьева
―
Во втором сезоне любого успешного проекта очередь всегда на кастинг больше, потому что если первые приходят, не зная, что это такое, то здесь уже посмотрели, всем уже хочется победить, славы, денег и всего прочего.Что мотивирует этих людей, как вам кажется, Василий? Все-таки люди упиваются и получают удовольствие от своего мозга, либо все-таки и деньги не менее важны?
В. Ключарев
―
Вы знаете, я думаю, что по-разному. На самом деле мне кажется, Ольга даже восхищалась иногда родителями, вот на самом деле даже в студии были родители, видно, какие это неравнодушные люди, и достижения многих, особенно детей, связаны именно с тем, что родителям не все равно. И явно родителям было не все равно. Они хотели показать своего ребенка и его достижения, и обучить ребенка многим языкам. С другой стороны, кому-то это просто очень нравится. Этот мальчик с динозаврами, видно, что он получает просто фантастическое удовольствие, весь зал заряжается его просто фантастическим интересом.
Ю. Сумачева
―
Это он на самом деле родителей привел…
Е. Афанасьева
―
Так как ваша программа еще продолжается в эфире, а мы вынуждены заканчивать – на радио она заканчивается. Мы уважаемых слушателей можем отпустить посмотреть ее на канале Россия. Мы говорили о программе «Удивительные люди» с теми, кто ее делает – Юлия Сумачева, Ольга Шелест, Василий Ключарев.Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.
Ю. Сумачева
―
До свидания.
В. Ключарев
―
До свидания
О. Шелест
―
До свидания.