Яна Чурикова - Телехранитель - 2016-08-14
Е. Афанасьева
―
Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.В гостях Яна Чурикова. Добрый день, Яна.
Я. Чурикова
―
Привет.
Е. Афанасьева
―
Говорить мы будем о ее должности, которую, может быть, не все из вас видят, но она для нее не менее важна, чем ее собственно телевизионная звездная ипостась в качестве ведущей. Яна – руководитель музыкальных молодежных каналов, или как правильно это формулируется?
Я. Чурикова
―
Ой, это скорее по-английски, чем по-русски.
Е. Афанасьева
―
Назови красиво. По-английски можешь.
Я. Чурикова
―
По-английски это звучит head of youth of music – руководитель молодежного музыкального вещания, Viacom International Media Networks тут в России.
Е. Афанасьева
―
А по-русски это будет MTV forever.
Я. Чурикова
―
Да, forever. При этом там кроме MTV есть еще всякие наши музыкальные каналы тематические и (неразб.) для тех, кому за 25. Музыка для нас.
Е. Афанасьева
―
Мы слегка за 25…
Я. Чурикова
―
Да.
Е. Афанасьева
―
Итак, мы сегодня и поговорим о поколении. Вот, смотри, так необычно, я заметила недавно в Фейсбуке у девочек, девушек, которые когда-то, когда я была такая старая, мне было лет 30, они у меня начинали 18-19-летние работать в «Новой газете», и я у них заметила в Фейсбуке ссылки на тесты в «Медузе», и все это по поводу эмтивишной жизни. Это поколение, которое выросло на MTV и на тебе, на твоем ведении и твоих друзей, и вот они неожиданно стали уже большими, мамами и папами, и уже ностальгируют и вспоминают это как свое детство.
Я. Чурикова
―
Да, это действительно так. Главное, что ничего в этом такого нет – да, действительно, поколение все и повзрослело, и у нас на эту тему есть внутреннее виакомовское исследование, как Generation X, повзрослев, поменяла – ну, не то чтобы поменяла, а кем она стала сегодня, это действительно и родители, и люди, которые ходят на работу и создают ценности, и…
Е. Афанасьева
―
В принципе, это сейчас основное поколение, которое двигает все вперед, потому что они еще молоды, но уже много чего смогли, достигли, это ребята вокруг 30-ти, да?
Я. Чурикова
―
30+, да.
Е. Афанасьева
―
Да, 30-40, основной тот костяк, который, собственно, рос под пик популярности MTV в России. Не будем брать сейчас мир, у них немножко другие пики популярности, наверное, мне кажется.
Я. Чурикова
―
Да, пожалуй. Просто у нас в 98-м году появился MTV, и это был эфирный канал, и это было действительно событие, когда мы заменили все вообще, что было. Вернее, не заменили, нет, мы просто были всем, что нужно молодежи на тот момент. От общения – мы там часами…
Е. Афанасьева
―
Еще не было соцсетей, чатов…
Я. Чурикова
―
Конечно. Страшно сказать – там был пейджер.
Е. Афанасьева
―
О, да!
Я. Чурикова
―
Был пейджер, и первые прямые эфиры мы читали с пейджера эти тексты.
Е. Афанасьева
―
Вы были самые продвинутые.
Я. Чурикова
―
Мы были весьма, а для того чтобы оставить нам сообщение, зритель должен был позвонить пейджинговому оператору… Боже мой!
Е. Афанасьева
―
Да-да.
Я. Чурикова
―
И как этот бизнес быстро убился.
Е. Афанасьева
―
Моментально умер.
Я. Чурикова
―
Смс-сообщения.
Е. Афанасьева
―
Да. Вот интересно, те, для кого вещают ваши music каналы сейчас, они слово «пейджер» знают?
Я. Чурикова
―
Уверена, что нет. Так и не надо им это знать, потому что в данном случае, представьте себе, в этом году у MTV юбилей, действительно каналу исполнилось 35 лет.
Е. Афанасьева
―
Это каналу вообще, каналу не российскому?
Я. Чурикова
―
Вообще, как явлению. В 1981 году 1 августа начал вещание канал MTV, Music Television.
Е. Афанасьева: 35
―
й август.
Я. Чурикова
―
Да, получается.
Е. Афанасьева
―
То есть, те, кто родился под это – им уже 35, а кто начал смотреть лет в 5, им и есть 30 с чем-то, из поколения этого там, на Западе.
Я. Чурикова
―
По крайней мере, действительно, MTV каждый раз – мы стали заложниками нашего же собственного новаторского мышления. Каждый раз мы что-то придумываем, потом это становится…
Е. Афанасьева
―
… общим местом, потому что все повторяют.
Я. Чурикова
―
Да. Вот видеоклипы придумали первыми ставить в телевизионный эфир канал MTV.
Е. Афанасьева
―
А до этого клипы были? Вот, извини, совсем не в теме.
Я. Чурикова
―
Были, но нигде их особо не показывали.
Е. Афанасьева
―
А зачем тогда были нужны клипы?
Я. Чурикова
―
Считается, что первый музыкальный видеклип – это «Богемская рапсодия» группы Queen образца 1975 года. Но и потом, и до того просто были традиции снимать некие музыкальные фильмы. Например, у Pink Floyd есть такие широкие полотна, скажем, основанные на их музыке.
Е. Афанасьева
―
Это такие, монументальные полотна.
Я. Чурикова
―
И, как вы понимаете, это все так длинно, долго, хорошо и обстоятельно снято. А музыкальный клип – это слегка другой видеожанр. Музыка, конечно, диктует и ритм монтажа, и все-все.
Е. Афанасьева
―
Мышление другое у поколения – есть же «клиповое мышление» термин, это вот собственно поколение MTV.
Я. Чурикова
―
Мы плавно подвели аудиторию к тому, что сейчас клиповое мышление – это нормально, то есть, монтаж должен быть динамичным, да и желательно, видео должно быть коротким, потому что иначе просто пользователь – а теперь мы все пользователи чего бы то ни было – он просто не в состоянии воспринять, следить за этим даже долго не в состоянии. Но началось все, действительно, маленькая революция началась с MTV. Просто не было у артиста такого в привычку заложено – снимать видеоклип на песню, которую ты выпустил. Надо было как: выпустить сингл, сразу на радио – это и есть та самая популярность. А клип – это была такая игрушка. И вот когда все те, кто снимал видеоклипы, они все-таки наснимали клипов на вещание…
Е. Афанасьева
―
На то, чтобы можно было уже вещать.
Я. Чурикова
―
И получилось так, что с этого момента стало обязательно для артиста снимать еще и видеоклипы.
Е. Афанасьева
―
Какой год примерно?
Я. Чурикова
―
Вот, 81-й год мы стартовали – в смысле, MTV.
Е. Афанасьева
―
Они еще, еще без тебя.
Я. Чурикова
―
Да. Я в это время где-то на просторах Советского Союза ходила в детский сад.
Е. Афанасьева
―
Я напоминаю: Яна Чурикова сегодня не как звезда, сама по себе звезда эфира больших каналов, ведущая популярнейших проектов, а как большой начальник, начальник молодежных и музыкальных каналов. И, собственно говоря, MTV, которому вот сейчас в этом августе, 35, большому MTV международному.В принципе, если подумать, то мало в мире каналов, которые так поменяли поколенческое мышление.
Я. Чурикова
―
Да пожалуй, их и нет – давайте по-честному.
Е. Афанасьева
―
Ну, в общем, да. Потому что если поколения обозначаются какими-то…. Ну, там, поколение некст, поколение пепси, то, собственно, поколение MTV – это нормальное обозначение целого большого-большого такого сегмента людей, родившихся от и до.
Я. Чурикова
―
Пожалуй. И, действительно, мы уникальное медиа в этом вопросе, потому что бренд настолько сам по себе силен, что у нас даже есть целое направление, это так называемый consumer products…
Е. Афанасьева
―
А по-русски?
Я. Чурикова
―
Это когда лицензия продается каким-то компаниям, которые выпускают, например, майки с изображением MTV.
Е. Афанасьева
―
Еще одно красивое слово – merchandising.
Я. Чурикова
―
Не совсем, но… даже лучше сейчас в это не вникать. Я к тому, что сила бренда такова, что майки с логотипом MTV, причем, старым логотипом, где еще написано Music Television, это просто какая-то прямо великая сила…
Е. Афанасьева
―
Это уже раритет такой? Винтаж?
Я. Чурикова
―
Это не раритет. Сейчас, да, это немножечко такая винтажная модная история, и они расходятся как горячие пирожки, и очень много где в мире выпускаются.
Е. Афанасьева
―
Ты сейчас рассказываешь вообще о мире, или в России это настолько же популярно?
Я. Чурикова
―
Я сейчас говорю про весь мир.
Е. Афанасьева
―
Куда мы входим сейчас, в отличие от того времени, когда MTV стартовало 35 лет назад.
Я. Чурикова
―
Да, и тогда нам потихонечку в конце 80-х – начале 90-х начали доходить только вэхаэски, то есть, кассеты.
Е. Афанасьева
―
Ну, да, вэхаэски – это уже отечественный сленг. Скажи, пожалуйста, в других странах, насколько по-разному MTV развивался? Вот, в Россию он пришел позже в силу определенных обстоятельств. Какие пиковые страны были интереса, а где вот MTV не пошел, не приняли? Есть такие страны?
Я. Чурикова
―
Сейчас около 170-ти стран имеют свои какие-то версии MTV, вернее, вещает MTV в 170-ти. Это приблизительная цифра, потому что надо пересмотреть данные – может, нас опять стало больше. Но так получилось, что, появившись в США, MTV перекочевал за океан уже к концу 80-х – началу 90-х, потом появилась церемония Europe Music Awards, то есть, не только, скажем, американские артисты, которые были в топе по миру, могли выступать, и эта церемония была посвящена исключительно видепроизведениям, то есть, родив жанр клипа, как некую обязательную программу для артиста, на тот момент, когда все артисты стали снимать клипы, появилась целая премия в виде Music Awards, она проходит в этом году 28 августа, мы ее в русском дубляже показываем 1 сентября, когда выбирается лучший видеоклип именно с точки зрения профессии и индустрии, потому что видеоклипов снимать стали великое множество, и сейчас у нас номинанты такие – Адель, Бейонс, и при этом, конечно же, это приз не для артиста, а для клипмейкера, для режиссера этой короткой формы. И если вы помните, в 90-е годы в России тоже был бум клипмейкерства, очень большое количество режиссеров сегодня…
Е. Афанасьева
―
Крутейшие режиссеры начинали…
Я. Чурикова
―
… начинали с клипов или с рекламных роликов.
Е. Афанасьева
―
Да, тогда сериалов не было…
Я. Чурикова
―
А что делать-то? Клипы снимать, и вот Федор Бондарчук, Тигран Кеосаян, Михаил Хлебородов, который, насколько я знаю, уехал сейчас из России, где-то там вообще далеко нашел себя в чем-то другом. Они тогда были весьма-весьма крутыми пацанами.
Е. Афанасьева
―
Клипы тогда смотрелись просто как откровение, когда их показывали.
Я. Чурикова
―
Потому что… самый дорогой клип, насколько я помню, в истории, это клип Паффа Дэдди, у него там что-то за полтора миллиона долларов бюджет зашкалил, боюсь ошибаться в цифрах. Один только видеоклип. Там просто стало в один момент очень модно, чтобы показать собственную крутость, в частности, наши друзья рэперы, и режиссер Хай Уильямс, который много снимал для таких вот дорогих рэперов. Там все – и машины, и тачки – это вот та эстетика, которая потом перекочевала в клипы Тимати, и сейчас она слегка переосмыслена с учетом российских реалий.Но появилось и движение альтернативное, когда люди стали брать камеру простую и снимать просто, как что-то происходит вокруг, такую документалку на любительскую камеру, предвосхитив тем самым ту самую эпоху, когда мы сегодня можем снимать видео на смартфон и монтировать здесь же в смартфоне, и выкладывать быстро.
Поэтому мы воспитали поколение людей, которые сами творцы. Они сегодня сами могут быть себе и клипмейкерами, они могут писать музыку, на том же смартфоне можно запросто записать себе вполне приличный трек. О’кей, не на смартфоне, а на домашнем компьютере.
Е. Афанасьева
―
Воспитали. И что с этим поколением теперь вам делать в качестве зрителей? Потому что поколение, воспитанное MTV и чуть более молодое, оно все вот там в смартфонах и живет, а вы, хоть и перестали в России быть, MTV перестало быть эфирным каналом, но остается все-таки каналом. Как вы работаете с этой аудиторией, как вы за шкирку их тащите к ящику, либо иные есть формы у вас?
Я. Чурикова
―
Понятно, что за шкирку притащить к ящику людей, которые не привыкли смотреть ящик и называют его «зомбоящиком», задача такая, непростая. И поэтому нам нужно сегодня быть более гибкими и диверсифицированными в том плане, что наша аудитория – это несколько, скажем, слоев населения, как возрастных групп, так и социодемографических. Я сейчас начну, как обычно, выражаться наукообразно, но тем не менее, если мы говорим о бренде MTV, о молодежной продвинутой и все такое, конечно же, мы очень активно в цифровой среде, соцсети и прочее, придумали формат – это называется, бежать надо всегда впереди паровоза чуть-чуть – придумали формат новостей MTV Selfie News, когда у нас ведущий, он же и монтажер, он ходит с селфи-палкой, кубик MTV микрофон, здесь же все пишется на маленькую такую гоупрошку, закамерный свет, и потом человек просто обозревает весь материал… Он гибок, его не воспринимают как съемочную группу, поэтому пускают в такие места, куда съемочную группу не пускают. И с Selfie News форматом на 3 минуточки потом монтирует новостные сюжетики нам, как для эфира, так и для соцсетей. Поэтому вот это взаимное проникновение цифровой культуры и телевизионной по нам очень четко ощущается.У нас, например, сейчас будет визуальный ребрендинг канала, когда телевизор визуально начинает просто восприниматься как монитор. У нас компьютерная вот эта восьмибиточка, очень так смешно. Поэтому ты даже не понимаешь, что ты смотришь телевизор, или ты просто залез в какой-то…
Е. Афанасьева
―
И перекинул изображение на большой экран, как сейчас люди и смотрят, используя плазму как просто экран для какого-то носителя цифрового.Еще раз напомню, Яна Чурикова, сегодня говорим о MTV, которому, большому MTV в этом августе 35 лет.
У вас зрители основные вашего неэфирного канала, но канала телевизионного – это уже молодые люди, то есть, настолько же молодые по возрасту, как и были раньше, либо это ностальгирующие вот те, кто смотрел старое НТВ… извини, MTV, конечно.
Я. Чурикова
―
Да, оговорочка прикольная. Конечно же, мы не можем не считаться с интересами тех, кто помнит про старое MTV.
Е. Афанасьева
―
Как это все было.
Я. Чурикова
―
Да. Потому что так получается, что в течение дня наша аудитория меняется, и мы ориентируемся в программировании сетки на разные аудиторные группы. Ну, например, там, 12-24 – мы с ними коммуницируем активно. Это старшие школьники и студенты.
Е. Афанасьева
―
Люди от 12-ти до 24-х лет.
Я. Чурикова
―
Это наша самая активная аудитория. Она очень легкая на подъем, с ней отлично играть в игры, она у нас в основном коммуницирует в Твиттер-чате, который у нас выводится в эфир, там целый софт под это дело написан. Студенты. Ну, и, конечно же, огромной пласт – людей 25-34 с небольшим плюсом – те, кто помнит старое MTV, ностальгирует по таким программам, как «Тачка на прокачку», мультсериалу «Дарья» и прочему-прочему. Вот тому контенту старого MTV.Не весь контент доступен у нас по правам на территории Российской Федерации, но это видно, что есть спрос на это ностальгическое MTV, и мы не можем, будучи представителем MTV здесь, будучи MTV здесь, не показать это тоже но это просто идет немножко другой таймслот.
Е. Афанасьева
―
Когда возвращаются с работы…
Я. Чурикова
―
Да, когда возвращаются с работы те, кому за 25 – вот им сразу привет.
Е. Афанасьева
―
Вы к юбилею что-то придумывали специально, какие-то активити здесь в России? Или просто вместе с планетой всей отметили?
Я. Чурикова
―
У нас так принято в компании, что круглые даты – это такая корпоративна культура – не являются сверх круглыми и большим праздником для всех. Потому что действительно мы как-то все боле нацелены на то, чтобы быть впереди. Поэтому, наверное, 35-летие MTV было отмечено запуском канала MTV Classic, это не в России произошло.
Е. Афанасьева
―
MTV Classic – это уже интересно. Раньше казалось, что MTV и слово «классика» - это просто антонимы. И вдруг появляется канал MTV Classic. И что на нем? Классические?..
Я. Чурикова
―
Да, как слышится, так и пишется. Там программа классического MTV, причем, там проще делать сетку, потому что для США больше программ доступны по правам, в основном произведены там. Мы и так отчасти MTV Classic, потому что и так показываем какой-то контент из золотой истории MTV, поэтому, да. Просто мне казалось, что ностальгия для американцев не свойственна – оказалось, они тоже любят…
Е. Афанасьева
―
У них тоже поколение это активно ностальгирует по молодости.
Я. Чурикова
―
Как все было. У нас все было, конечно, по-разному, и я очень люблю все-таки говорить, что мы – глобальный канал, который не знает границ. Вот для меня это важно. Поколение MTV – это не специфический феномен какой-то страны, а это поколение людей, которые в разных странах объединены какими-то общими идеями, и так получилось, что это все спровоцировал один канал мощный. Это удивительно, конечно. Действительно, ты права, мало какое медиа может этим похвастаться.Медиа, скажем, в последнее время сильнее зависит от технологий. Сила брендов в медиа сегодня не так велика, это очевидно. И, наверное, способы доставки контента, они просто сегодня изменились, мне проще посмотреть то, что я хочу, в любой среде. Я знаю, где я это достану. Поэтому я меньше привязана в данном случае к прямому телевизионному сигналу. Поэтому, конечно, MTV – уникальный бренд и уникальный медиа-бренд. Другое дело, что приходится действительно придумывать какие-то моменты, как быть актуальными сегодня. Но учитывая, то тематических каналов 360 – ты пойди еще выделись в этой большой палитре.
Е. Афанасьева
―
А музыкальных из них сколько?
Я. Чурикова
―
А мы не совсем же музыкальный канал, мы же не позиционируем MTV как музыкальный канал. У нас где-то приблизительно 30 на 70 в зависимости от того, сколько у нас контентов, или 60 на 40.
Е. Афанасьева: 30
―
музыки?..
Я. Чурикова
―
Да-да. Чуть больше развлекательного контента, нежели музыкального.
Е. Афанасьева
―
Молодежно-развлекательного?
Я. Чурикова
―
Да. Поэтому, ну, собственно, музыки и так много, она существует отдельно на тематических каналах, там, танцевальная на MTV Dance, рок – на MTV Rocks, поэтому, вот так.
Е. Афанасьева
―
Мы прервемся сейчас на выпуск новостей на «Эхо Москвы», и продолжим разговор с Яной Чуриковой, руководителем молодежных и музыкальных каналов MTV в России.НОВОСТИ
Е. Афанасьева
―
Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, говорим мы сегодня с Яной Чуриковой, и говорим не о ее звездной ипостаси, а о руководящей. Яна, кроме того, что ведущая множества популярных проектов, она уже несколько лет руководитель молодежных и музыкальных каналов MTV в России. И так как этому удивительному явлению, которое называется MTV, 35 лет в этом августе, вот это и стало поводом для нашей встречи и разговора и о поколении MTV, и о явлении MTV, о том, как чувствует себя сейчас MTV здесь у нас на нашей истерической и прочей родине.Мы остановились перед новостями на том, что обсуждали, как наш канал MTV Россия существует сейчас, когда он уже перестал быть эфирным, стал цифровым. Как вы доставляетесь – это спутниковое вещание, кабельное?..
Я. Чурикова
―
У нас есть операторы, как спутниковые, так и кабельные. Собственно, и цифра. У нас сигнал есть как аналоговый, так и цифровой. Да, мы – тематический канал. Это, с одной стороны, не простая реальность, но, с другой стороны, скажу честно, не займись я 3 года назад всем этим вплотную, то, наверное, я бы не так хорошо представляла, как выглядит медиаиндустрия сегодня в России, что это такое…
Е. Афанасьева
―
И что ты узнала за эти 3 года для своего канала?
Я. Чурикова
―
За эти 3 года выяснилось, что если раньше, стоя в кадре – тебе же, в общем, все равно, каким образом тебя показывают, как ты сюда попала, и что должно произойти, чтобы случилась программа. Понятное дело, что ты, как ведущая, понимаешь, что вот есть продюсеры, режиссеры, вот этот телевизионный процесс. В продакшн я была достаточно глубоко погружена.Но когда речь идет о канале, то здесь пришлось глубоко прокачаться как в программировании эфиров, сетки, в работе с данными исследований, да, поэтому как-то, если раньше: ой, у вашей программы были хорошие цифры – это было просто комплиментом мне и коллегам, то сейчас я понимаю, что это действительно серьезная история – хорошо знать свою аудиторию, понимать, что ей нужно, и как-то взаимодействовать с ней.
Е. Афанасьева
―
А как вы отслеживаете свою аудиторию? Потому что таких измерений, как у больших эфиров, у вас, наверное, нет? TNS, наверное, отдельно меряет?
Я. Чурикова
―
Есть система Индекс, это как раз большое телевидение. А есть Индекс+ – это мы. Привет, малыши – называется. Но тем не менее…
Е. Афанасьева
―
«Другие каналы», как пишут в большом Индексе.
Я. Чурикова
―
Знаете что? Другие-другие – но нас много, и в конце концов у нас тоже есть свой зритель.
Е. Афанасьева
―
И вот эти многие оттяпывают аудиторию у больших каналов.
Я. Чурикова
―
Я не думаю, что этот дискурс актуален, потому что тут даже уже не каналы друг у друга оттяпывают аудиторию. Возвращаемся к первому пункту нашей дискуссии.
Е. Афанасьева
―
А интернет и цифровая среда.
Я. Чурикова
―
Все стало общемедийной средой. Другое дело, каким именно медиа руководишь ты, и с чем именно ты имеешь дело. Вот тут-то надо понимать, каким образом ты действительно можешь доставить свой контент до конечного потребителя наилучшим образом. И создать контент, который интересен твоему потребителю. Вот да, наверное, вся работа как раз об этом.Поэтому я не думаю, что сегодня кто-то у кого-то оттяпывает аудиторию. Борьба происходит постоянно. У нас сегодня самые большие звезды – это видеоблогеры. Вот у них какое количество, миллионов подписчиков на Ютьюбе, и при этом они уже в принципе ведут себя как большие медиа.
Е. Афанасьева
―
А вы их привлекаете, интегрируете в классический вид телевидения?
Я. Чурикова
―
Безусловно. У нас начинается кампания, при которой видеоблогеры будут вести нашу двадцатку, в большом телевизионном деле.
Е. Афанасьева
―
Это блогеры, которые свои блоги посвящают музыке современной?
Я. Чурикова
―
Это блогеры, которые вообще сегодня популярны, за которыми следует молодежь, у которых есть подписчики наши целевые.
Е. Афанасьева: Я
―
уже не молодежь. Может, расскажешь чуть-чуть, что это за люди, они в Ютьюбе ведут?..
Я. Чурикова
―
Да, это просто на самом деле вообще обо всем. Молодежная такая история.
Е. Афанасьева
―
Вот я проснулся, вот я встал пошел…
Я. Чурикова
―
Это, кстати, уходящая натура.
Е. Афанасьева
―
Уже такого нет?
Я. Чурикова
―
Это есть, но народ начал обращать внимание на правильную форму, поэтому сегодня хорошие видеоблогеры, типа, там, Кати Клэп, они вполне себе с телевизионной точки зрения неплохо монтируют.
Е. Афанасьева
―
Человек сам себя снимает, сам монтирует?
Я. Чурикова
―
Там есть уже съемочная группа, заточенная на создание этого видеоблога, и поэтому это серьезное медиа, которое совершенно никаким образом не зависит ни от канала, ни от кого.
Е. Афанасьева
―
В нашей с тобой молодости, когда мы только поступали, на журфаке, представляешь, бы сказали: будешь сам себе СМИ.
Я. Чурикова
―
Да, и это была проблема, потому что приходилось пробиваться в какие-то СМИ.
Е. Афанасьева
―
Не надо пробиваться – работай.
Я. Чурикова
―
Об этом я говорю студентам, я говорю: ребята…
Е. Афанасьева
―
Раньше была отмазка: нельзя пробиться, везде нужен блат – говорили те, кто не пробился, а сейчас попробуй – вот тебе смартфон, есть практически у всех – вперед.
Я. Чурикова
―
Правильно.
Е. Афанасьева
―
Отмазки нет.
Я. Чурикова
―
Никакой. Выбирает аудитория, которая перекормленная, ей не интересно смотреть то, что ей навязывают. Это называется, сами себе воспитали поколение.
Е. Афанасьева
―
MTV.
Я. Чурикова
―
Да. Вот оно сегодня, поколение такое, пост-MTV, оно действительно очень избирательное. Оно не будет смотреть всякую скукоту, и действительно, уж если людям нравится, то нравится. И сегодня это выражается в количества лайков и репостов.
Е. Афанасьева
―
И сколько у таких блогеров, лайков, репостов и подписчиков? Какие категории - сколько тысяч, сот тысяч, миллионов?..
Я. Чурикова
―
В зависимости от блогера. У кого-то и миллионы. Но при этом при всем…
Е. Афанасьева
―
СМИ, сравнимое с каналом, пусть не эфирным…
Я. Чурикова
―
… без регистрации, без лицензии, без уплаты налогов и без всего – сказка.
Е. Афанасьева
―
Не то слово. – Сказал руководитель крупного канала, который сталкивается со всеми этими проблемами в ежедневной работе. Завистливо.
Я. Чурикова
―
Слегка. Я понимаю, почему сейчас у нас идет направление, скажем, приведения в порядок цифрового пространства, потому что действительно люди там зарабатывают, и как-то это все происходит немножко не структурированно, стихийно.
Е. Афанасьева
―
Надо немедленно все структурировать, взять с них налоги…
Я. Чурикова
―
Это как стихийный рынок образовался – давайте мы лучше их посадим в какие-то цивилизованные павильончики…
Е. Афанасьева
―
А реально их построить?
Я. Чурикова
―
Ух, вот этого я не знаю. Мне бы не хотелось заниматься этой проблемой самостоятельно, потому что действительно огромный сегмент.
Е. Афанасьева
―
Пусть занимаются другие.
Я. Чурикова
―
Да пусть уже цветут все цветы.
Е. Афанасьева
―
Мы только за. Я напоминаю, говорим с Яной Чуриковой о поколении MTV, уже стали говорить, о поколении пост-MTV. Расскажи немножко о том, что теперь называется контент, не буду говорить о канале, потому что любой канал – это то, что он производит, а распространяется ли это сейчас через кабель, спутник или вот на мобильные устройства, это, мы уже сказали, не имеет значения.Вот сегодняшний MTV, которым ты руководишь в России – это что? Какие есть такие брендовые знаковые вещи у вас?
Я. Чурикова
―
Мы решили придумывать собственные бренды, потому что – а что еще остается делать? Действительно, если посмотреть на то, как позиционируют себя каналы, любой канал – это набор успешных идей из контента. Там, предположим, ТНТ – это «Универ», там, не знаю, какие-то крутые сериалы, у СТС тоже есть набор сериалов, которые работают, у Пятницы свои бренды, которые они активно эксплуатируют.Что касается нас, то мы решили, что раз уж мы такие все из себя нишевые получаемся, то у нас есть свобода для экспериментов, как и во времена вот этой золотой поры MTV, когда сказали: а вот, ребята, теперь это один большой эксперимент. Тогда это было эфирно, это все видели, хотя у нас действительно было ощущение, что мы вещаем как бы сами по себе, и когда вдруг потом начали дежурить толпы фанатов у крыльца, мы даже удивились: откуда вы? Сейчас другая история, сейчас мы можем просто придумывать, например, контент сами, придумывать какие-то альтернативные большому телевидению формы телевизионного бытия, например, реалити-шоу о том, как делается музыка. Мы придумали историю, которая называется Casa Musica, это такая получается…
Е. Афанасьева
―
Casa – по-испански?
Я. Чурикова
―
Получается Дом Музыки. 16 молодых людей, которых мы отобрали в Санкт-Петербурге и в Москве, авторы и исполнители. А сегодня, между прочим, музыку делают очень многие.
Е. Афанасьева
―
Тоже стало легче делать, как и снимать.
Я. Чурикова
―
Действительно. А что уж тут? Ты сидишь весь день рабочий в офисе, к примеру, или, например, у тебя работа на удаленке, ты графический дизайнер, тебе проще, или ты на аутсорсе где-то что-то там пишешь, поэтому у тебя есть время, для того чтобы посвящать его музыке. И вот таких людей довольно много, как выяснилось, потому что когда мы запустили сайт проекта, это было в конце мая, за месяц мы собрали полторы тысячи заявок уже с треками, то есть, люди прямо треки присылали.
Е. Афанасьева
―
Загрузили свою музыку.
Я. Чурикова
―
Загрузили музло – это у нас профессиональное арго. Наш глава музыкального департамента Рустам Киреев своими ушами это все отслушал, для того чтобы не всех из них, а кого-то пригласить на кастинги в Москву и Питер. И мы увидели – и обалдели – там действительно девушка говорит: здравствуйте, а я в HR тружусь в крупной компании…
Е. Афанасьева: Hr
―
отдел подбора персонала.
Я. Чурикова
―
Да. Отдел кадров иными словами. Я говорю: сейчас вот мы на 2 месяца вас выбьем из колеи, если вы в итоге пройдете в проект.
Е. Афанасьева
―
… потеряете работу.
Я. Чурикова
―
Нет, я, - говорит, - разберусь, нормально все.
Е. Афанасьева
―
То есть, жажда музыки, страсть писать музыку – она сильнее карьерных устремлений.
Я. Чурикова
―
Вот это то самое поколение, которое уже вот эти все фильмы а-ля «Духless» о нулевых – это точно не про это поколение.
Е. Афанасьева
―
Про это еще не успели рассказать.
Я. Чурикова
―
Точно, мы еще не успели осмыслить то, как это поколение чувствует реальность. А мне кажется, они уже от амбиций от каких-то далеки. Очень, кстати, сложно их на что-то мотивировать, они, такое ощущение, что даже не хотят соревноваться, если там…
Е. Афанасьева
―
Зачем, если можно работать удаленно и писать музыку? Зачем же соревноваться?
Я. Чурикова
―
Да. И поэтому сейчас у нас – я, как телевизионщик старой школы, испытываю затруднения драматургически, чтобы как-то мотивировать, потому что мне это уже надо. Они уже в проекте, и вот они должны в принципе хотеть перегрызть друг другу глотки ради победы…
Е. Афанасьева
―
Из чего же выстраивать…
Я. Чурикова
―
А они не хотят.
Е. Афанасьева
―
Что за музыку они пишут, эти молодые?
Я. Чурикова
―
Очень разная музыка – классная, современная, свежая музыка. Удивительно, насколько народ – между прочим, тоже благодаря MTV – прокачался в плане того, что… а с другой стороны, MTV только начал этот процесс, а потом, когда музыка стала доступна, люди сами начали смотреть, что им нужно, и сами выбирать себе свой плейлист. Сегодня же это так и происходит. Я вот iTunes свой загружу – зачем мне…
Е. Афанасьева
―
Чтобы узнать человека, надо посмотреть, что у него в плейлисте в телефон закачано.
Я. Чурикова
―
Вот именно, будь то Google Play или iTunes – что угодно, главное, что музыка сегодня определяет человека. А музыки стало такое количество, что, чтобы в этом во всем разбираться, нужно быть, наверное, нашим Рустамом. Короче говоря, народ делает действительно разную музыку. У нас такие артисты молодые подобрались разных типажей, такие хрупкие девушки, играющие на гитаре что-то такое очень нежное. Есть девушка такая в духе Ланы Дель Рей, такая на клавишах что-то исполняет, такая вот милая. Есть такие электронщики матерые.
Е. Афанасьева
―
Это только музыка, или они еще исполняют ее не как только авторы, но и голос?..
Я. Чурикова
―
Кто-то лучше поет, а кто-то лучше сочиняет. У нас и то, и то, вот мы их так набрали…
Е. Афанасьева
―
Но обязательно собственного сочинения?
Я. Чурикова
―
Да, конечно. Новый контент. Потому что, как правило, все наши телевизионные форматы грешат тем, что на выходе получаются люди…
Е. Афанасьева
―
Которым нечего петь, конечно. Потому что в «Голосе» они повторяют в одних тех же конкурсах.
Я. Чурикова
―
Одни и те же…
Е. Афанасьева
―
Уже на 5-й сезон их слушать невозможно.
Я. Чурикова
―
Это просто получается, нужно же понять коллег-телевизионщиков – это же очистить надо по правам, чтобы исполнять.
Е. Афанасьева
―
Конечно.
Я. Чурикова
―
Это огромная работа, и совершенно утяжеляет стоимость программ.
Е. Афанасьева
―
Да, все поют одно и то же.
Я. Чурикова
―
А что делать? А наши придумывают сами – нам ничего чистить не надо.
Е. Афанасьева
―
Очень удобно!
Я. Чурикова
―
Отлично.
Е. Афанасьева
―
И как выглядит эта ваша Casa Musica?
Я. Чурикова
―
Они у нас целыми днями сочиняют.
Е. Афанасьева
―
Это реалити, вы их куда-то заселили или как?
Я. Чурикова
―
Да. Те, кто иногородние, мы поселили здесь.
Е. Афанасьева
―
Вы снимаете их в жизни?
Я. Чурикова
―
Снимаем немножко. Но быт – это не главное, то есть, это не вариант, когда мы следим за тем, как люди чистят зубы, и как на «Фабрике», как мы там готовим еду, обсуждаем все – нет, мы фокусируемся на процессе творчества.Каждую неделю приходят артисты, причем, артисты, которые являются для зрителей, для сегодняшних потребителей музыки, скажем, какими-то действительно… кстати, авторитетов нет.
Е. Афанасьева
―
Вот я об этом – ты говоришь фразу, а я думаю: сейчас спрошу – а кто же для зрителей сейчас авторитет?
Я. Чурикова
―
Это очень сложно.
Е. Афанасьева
―
А судьи кто? Как найти для этого поколения авторитетное жюри?
Я. Чурикова
―
Мы решили этот вопрос. Авторитетное жюри – это сложно действительно, потому что авторитетов нет. Но по крайней мере есть жюри, к мнению которого прислушиваются. И вот у нас есть такая группа, вернее, она сначала распалась, потом опять воссоединилась, группа «5'Nizza». Вот для поколения моего и чуть помоложе – это культовый коллектив. И часть группы «5'Nizza», 50%, «SunSay», Андрей Запорожец, вот он у нас сидит в жюри. И, действительно, наши все участники: о, «SunSay» круто, «SunSay» клево!Есть группа «Guru Groove Foundation», вокалистка ее и основательница Татьяна Шаманина у нас в жюри, такая яркая рыжая, очень за музыку, вот кто-кто, а Таня, она все время очень зациклена на качестве звука, и если что-то не так, она может звукорежиссера со сцены своего собственного обложить, что, мол, э… Вот это люди, фанатично преданные качеству музыкальному в том числе, это очень круто. Ну, и у нас каждый раз меняется третий член жюри, например, такой артист, как Муджус, который на пикнике Афиши все там порвал.
Е. Афанасьева
―
Порвал в хорошем смысле.
Я. Чурикова
―
В хорошем.
Е. Афанасьева
―
Для аудитории «Эха Москвы»: порвать – это значит, просто завести толпу со страшной силой.
Я. Чурикова
―
Толпа неистовствовала. Как оказалось, он действительно очень тонкий автор, который зациклен на качестве музыкального текста. Я имею в виду тексты для песен.
Е. Афанасьева
―
Что для русского потребителя очень часто важнее, чем даже музыка, потому что мы воспитаны были на советских песнях, где текст должен был значить, что-то.
Я. Чурикова
―
Вот у нас как раз каждую неделю приглашенный член жюри дает задание ребятам, и, в частности, Муджус, Рома Литвинов, он дал им задание по поводу текста, должны экспериментировать с разными формами стихотворными. Это здорово, настолько классно, ты погружаешься в эту лабораторию того, как рождается песня, и при этом это не обязательно суперхит, потому что у нас так получилось, что на программе есть ребята, например, там, Родион Толочкин из Питера, хитмейкер страшный…
Е. Афанасьева
―
Это комплимент.
Я. Чурикова
―
Он все время выбирает к себе в пару – он как исполнитель больше выступает – авторов, которые имеют это чувство хита. Хит – он во все времена хит, просто когда много музыки, сделать хит довольно сложно, чтобы он действительно остался в человеческой памяти. Но вот, например, наш музыкальный департамент сказал, что, да ладно, он уже какую-то попсу гонит. – А у нас там три эпизода всего снято. – Давайте мы лучше будем акцентироваться на молодых исполнителях, которые сочиняют музыку, которые за музыку.Но, опять же, это здорово, потому что в рамках Casa Musica мы имеем такой срез того, что происходит сегодня с музыкой вообще. Как выглядит сегодня музыкальное творчество, как это поколение MTV, что оно породило, какое поколение творцов. Мы были Х, они У, получается.
Е. Афанасьева
―
Да, уже Z подрастают.Я напоминаю, мы говорим с Яной Чуриковой, MTV, 35-летней уже истории большого MTV, и о тех премьерах, которые российское MTV подготовило.
А что на выходе этого проекта Casa Musica? Вот они у вас собрались, вот они, сколько недель это все сочиняют?..
Я. Чурикова
―
У них 6 отчетных концертов.
Е. Афанасьева
―
«Фабрика звезд» оставила в тебе свой след…
Я. Чурикова
―
Я просто использую этот термин, хотя бью себя по рукам и по губам каждый раз, потому что никакой аналогии с «Фабрикой» нет. У них нет продюсера, который заставляет что-то делать.
Е. Афанасьева
―
И дает материал.
Я. Чурикова
―
Да, они сами творцы. Это такая получается анти-фабрика по большому счету.
Е. Афанасьева
―
Чем хорошо было «фабричным» выпускникам – они попадали к продюсерам в руки, которые их вели и ведут до сих пор многих, и дают материал. А вот выпускникам других музыкальных проектов такого не досталось, и где же те выпускники очень часто?
Я. Чурикова
―
Да, пожалуй. Поэтому сейчас мы аккумулируем вокруг себя творцов. Что получит на выходе победитель? Он получит клип, мы снимем клип ему, конечно же, поставим в ротацию MTV, поможем записать альбомчик. Скажу – абсолютно музыкантский приз.Но надо сказать, что наблюдая вот за ними, я понимаю, что это действительно немножко иное поколение, у них другие ценности, и при этом нельзя сказать, что они безответственные. Они очень ответственно относятся к звуку.
Е. Афанасьева
―
Я уже поняла. Сколько раз ты рассказала про качество звука.
Я. Чурикова
―
Я чуть с ума не сошла. Я думала – я одна такая помешанная, когда дело идет о работе, я очень четко – мне надо понимать, о чем та программа, которую я веду, мне нужна психология героев, мне нужно все. Но я смотрю – передалось это что ли им как-то, они тоже действительно очень ответственно относятся к работе.
Е. Афанасьева
―
Но это именно то поколение, которое уже насмотрено и наслышано на хорошем качестве музыки, звука, изображения, в том, что они потребляли, поэтому они уже не прощают это. Это же не поколение наше с тобой, которое начинало что-то слушать с чудовищных переписанных много раз пленок, где качества такого было не достать. Поэтому вот в этом разница. Может быть, мы не заметим какой-то… ну, какой-то ляп, скажем деликатно. Долго придумывала синоним для того, что хотела произнести.Ну, что, у нас не так много времени, к сожалению, осталось. Мы говорим сегодня с Яной Чуриковой о поколении MTV и пост-MTV, надеемся, нашим слушателям «Эха Москвы» тоже это интересно и любопытно.
Как дальше будет, по-твоему, развиваться вся эта история эмтивишная – только за счет контента, или у тебя есть какие-то истории, как вы еще можете расширяться в средах?
Я. Чурикова
―
Мы как раз этим и занимаемся – расширяемся в средах, у меня все мои любимые летучки и планерки на тему будущего развития, они как раз в том числе и этому посвящены, потому что сегодня, ну, если ты не супербольшое эфирное медиа, тебе точно нужно думать о том…
Е. Афанасьева
―
А ты думаешь, большим эфирным не надо ни о чем думать?
Я. Чурикова
―
Ну, все-таки модель, скажем, монетизации…
Е. Афанасьева
―
Ну, да, там пока еще классически – реклама эфирная…
Я. Чурикова
―
Да, у нас ее нет.
Е. Афанасьева
―
Вы должны монетизироваться иначе.
Я. Чурикова
―
Мы должны как-то по-другому лавировать, лавировать и вылавировать желательно.
Е. Афанасьева
―
Вот что значит, ведущая – выговаривает все скороговорки.
Я. Чурикова
―
Это, так скажем, старые заначки. Здорово, конечно. Кстати, у нас еще одна есть развеселая передача, не о конфликте поколений, а о проблеме отцов и детей. Нашей ведущей 20, мы снимаем передачу, которая называется «Просто Тата» - Тата ее зовут. Студентка журфака, на третьем, что ли, уже курсе. Так вот, Тата общается с артистами, у которых нет ротации на MTV.
Е. Афанасьева
―
С более возрастными?
Я. Чурикова
―
Да-да. Но это наши так называемые (неразб.), большие российские знаменитости, просто в силу, скажем, определенных обстоятельств это не аудитория канала MTV. Например, там, мощные артисты вроде Елены Ваенги.
Е. Афанасьева
―
И приходит к ним Тата.
Я. Чурикова
―
И приходит к ним Тата.
Е. Афанасьева
―
С непосредственностью этого поколения.
Я. Чурикова
―
И очень забавный получился диалог. Итак, очень интересный формат получился такой документальный о том, что…
Е. Афанасьева
―
Неожиданные вопросы задает.
Я. Чурикова
―
Неожиданные вопросы и получает неожиданные ответы, потому что по большому счету люди-то все одинаковые в каких-то своих базовых вещах – ценности, порядочность, как пробиться молодому начинающему.
Е. Афанасьева
―
О, да.
Я. Чурикова
―
Как решать свои вопросы с бойфрендом.
Е. Афанасьева
―
Вечные темы, интересуют они всегда. Любое поколение, хоть MTV, хоть пост-MTV, хоть до-MTV.
Я. Чурикова
―
Это факт.
Е. Афанасьева
―
Яна Чурикова, мы говорим об MTV, заканчиваем, к сожалению, разговор. Скажи как все-таки найти тем, кто вдруг сегодня послушал нас и заинтересовался – вот что сделать, чтобы найти MTV в эфире или в других возможностях?
Я. Чурикова
―
Я думаю, что самый простой способ сегодня – это просто понять, кто ваш оператор спутниковый, или кабельный, или просто цифровой, и мы в большинстве крупных операторов присутствуем. К примеру, там, Ростелеком, МТС, Билайн – в общем, все такие мейджеры, они с нами, вернее, мы с ними, за что им огромное спасибо. Потому что если рассуждать о процессе с точки зрения оператора, им же тоже нужно предоставлять своем абоненту максимально интересный контент. Вот хорошо, что операторы нас ценят как, скажем, ответственных за ту часть аудитории, которую сложно привлечь к телевизору.
Е. Афанасьева
―
Либо, вероятно, на вашем сайте, те, кто не подключен к операторам, могут смотреть.
Я. Чурикова
―
Нет, из-за того, что у нас есть соглашение с операторами, мы не выкладываем на сайт.
Е. Афанасьева
―
Например, Casa Musica или ваша Тата – на сайте мы не увидим?
Я. Чурикова
―
Casa Musica увидим, но позже, после премьеры.
Е. Афанасьева
―
Понятно. То есть, кто не найдет в эфире, может потерпеть и посмотреть.
Я. Чурикова
―
Потом посмотреть, конечно. Кроме того, мы создаем отдельный контент. К вопросу о том, как мы должны развиваться в разных средах.
Е. Афанасьева
―
Да.
Я. Чурикова
―
Для сайта и для соцсетей мы создаем еще и дополнительные модифицированные образцы возможностей, потому что маленькие в Инстаграме видео и видео на Фейсбуке.
Е. Афанасьева
―
Ну, что, поздравляем поколение MTV!
Я. Чурикова
―
Ура, у нас юбилей почти!
Е. Афанасьева
―
Юбилей. И Яну, которая начинала как вообще, вышла из MTV российского, стартовала, получила шанс, а теперь возглавила этот канал в России. Яна Чурикова была в программе «Телехранитель». Елена Афанасьева, прощаюсь с вами, всего доброго, до свидания!
Я. Чурикова
―
Пока!