Москва - город грозный? - Павел Бардин, Марина Орел - Телехранитель - 2016-07-31
Е. Афанасьева
―
Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.Сегодня в гостях замечательный режиссер Павел Бардин.
П. Бардин
―
Здравствуйте.
Е. Афанасьева
―
Мой коллега. Несмотря на то, что я не режиссер, потому что когда-то, уже больше десяти лет назад, мы с Пашей вместе были в Клубе телепрессы, сейчас наши коллеги там и остаются. А мы вот занялись кто чем. Павел тогда возглавлял Известия-Медиа, да, Паша?
П. Бардин
―
Да, было такое ежемесячное, четыре странички – ну, были серьезные телекритики, вы…
Е. Афанасьева
―
Ну, ладно…
П. Бардин
―
И я со своими Известия-Медиа.
Е. Афанасьева
―
Да, и Известия тогда были другие.
П. Бардин
―
Известия были совсем другие.
Е. Афанасьева
―
И Известия-Медиа было замечательное приложение. Есть что вспомнить.
П. Бардин
―
Есть что вспомнить. И хорошая компания, кстати, очень была.
Е. Афанасьева
―
Да.
П. Бардин
―
И Ирина Петровская с Ксенией Лариной, и Анна Качкаева, вообще много собиралось приятных людей.
Е. Афанасьева
―
Да. Так как Паша, несмотря на то, что уже достаточно много чего делает, гостем у меня не был, самое время спросить: а каким же образом произошел этот переход из пишущей прессы – ты закончил МГУ, да, журфак…
П. Бардин
―
Писать не учили, я на телеотделении учился, это случайно получилось.
Е. Афанасьева
―
Ну, все-таки из-за журналистики в режиссуру, все равно не смежные профессии, разные.
П. Бардин
―
Разные, наверное, именно поэтому переход и случился, потому что факты я, конечно, уважаю, но фантазировать мне интереснее. Сначала хотелось документальное кино снимать, но не было, закрылось отделение документального кино на высших курсах, вынужденно поступил на игровое, и там и остался.
Е. Афанасьева
―
Оказалось это еще интереснее. Назвали мы тему нашей сегодняшней программы «Москва – город грозный?» с вопросом. Именно это было одним из названий сериала, который сейчас выходит с названием «Салам, Масква!», и это действительно эксперимент. Мы впервые по сути – да нет, не впервые, но один из редких разов, когда мы говорим о проекте, который вы можете смотреть в интернете на сайте Первого канала.
П. Бардин
―
И только в интернете пока.
Е. Афанасьева
―
Сериал, который снял Павел, снял достаточно давно, насколько я понимаю.
П. Бардин
―
В ноябре 12-го года, по-моему, мы сдали работу.
Е. Афанасьева
―
4 года прошло. Несмотря на то, что мы еще, например, только-только поздоровались, а когда вошли в студию, открыли наши смс-сообщения, чат – я напомню, уважаемые слушатели - +7-985-970-45-45, ваши вопросы Павлу Бардину, ваши реплики, комментарии. Грозный ли город Москва, и смотрели, смотрите ли вы «Салам, Масква!», видели ли вы хотя бы одну серию. Мы особенно ждем сегодня сообщений тех, кто этот сериал смотрит, а не просто «не смотрел, но осуждаю».Вот от Сергея из Москвы уже пришло сообщение: «Сериал «Салам, Масква!», зачем показывать такую чернуху, ее и так хватает в нашей жизни. Лучше про что-нибудь позитивное. Сергей, раз вы уже два сообщения послали, а мы еще не начали, скажите, вы посмотрели хоть одну серию? Мы ждем от вас ответа.
П. Бардин
―
Даже если Сергей не смотрел, я предлагаю ему все-таки поглядеть одним глазком, дотянуть хотя бы до 12-й, и там один из двух главных героев практически говорит вот этот монолог, может быть, Сергею будет приятно.
Е. Афанасьева
―
Вот так вот.
П. Бардин
―
Да. Про чернуху, хорошее кино.
Е. Афанасьева
―
Так что, Сергей если даже не видели, но…Если вы смотрите этот сериал, мы ждем от вас особенно ваших сообщений. Для тех, кто еще не видел, все-таки охват аудитории в интернете, как бы мы ни говорили о светлом будущем, в сети пока намного меньше, чем у эфирного телевидения.
Расскажи, пожалуйста, как найти сериал тем, кто еще пока не в курсе, что он идет, вот таким образом транслируется в интернете.
П. Бардин
―
Я попробую сейчас по памяти продиктовать название сайта. По-моему, kino.1tv.ru.
Е. Афанасьева
―
То есть, там можно заплатить…
П. Бардин
―
299 рублей. Я заплатил.
Е. Афанасьева
―
Сам за себя?
П. Бардин
―
Сам за себя, мы с женой заплатили. Я так давно этого не видел, что первый раз смотрю, в общем, с интересом то, что сам же сделал.
Е. Афанасьева
―
Естественно, невольный вопрос – ситуация меняется сильно, а сериал про сиюминутное достаточно, потому что…
П. Бардин
―
Мы так надеялись, что про вечное.
Е. Афанасьева
―
Все равно есть какие-то приметы времени.
П. Бардин
―
Да, это исторический документ.
Е. Афанасьева
―
Если он снимался в 11-м году, в 12-м был сдан, 4-5 лет, вот сейчас ты смотришь свежим взглядом. Сильно поменялась жизнь и то, про что ты снимал?
П. Бардин
―
Больше скажу, я был недавно на том рынке, где мы снимали, там есть те же самые торговцы, которые сказали: о, здравствуйте, я помню, за 500 рублей сидел в нарды играл, вы подходите! Один человек просто сказал: салам алейкум, ко мне всегда, если что-то надо. Они запомнили нашу группу, стоят на тех же местах, торгуют тем же самым. Я думаю, у них проблематика жизни…
Е. Афанасьева
―
Все то же самое?
П. Бардин
―
Не особенно изменилась. С другой стороны, поменялось многое, может быть, в том числе причина, почему сериал не вышел в эфире сразу – потому что тогда мы, конечно, снимали его под эфир.
Е. Афанасьева
―
Не вышел в эфир сразу – это настолько болевые точки общества, что сложно представить реакцию, если он сразу выйдет? Или как?
П. Бардин
―
Я не уверен, мне кажется, проблема не столько в этом, сколько в законах, которые были приняты уже после того, как мы сделали фильм, это касается и мата, и насилия, и секса, хотя у нас не особенно все это есть, и мат запикан, но, насколько я помню тексты этих законодательных актов, они так неоднозначно и невнятно написаны, что трактовать можно, как многие у нас законы, как угодно. И поставить такой продукт в эфир – это риск. К сожалению, у нас и линейки многие, которые были на телеканалах, в которых можно было видеть подобное кино, они исчезли. Это сейчас точечно, видимо, все-таки существует в эфире.
Е. Афанасьева
―
Я еще раз напомню, что сегодня мы говорим о сериале «Салам, Масква!», Павел Бардин – режиссер этого сериала здесь, в студии программы «Телехранитель». Если вы видели – смотреть его можно только в интернете на сайте Первого канала – если вы смотрели, мы особенно ждем ваших смс-сообщений, ваших реплик, вопросов, комментариев. Наш номер +7-985-970-45-45.Тот Сергей, который сразу спрашивал, зачем чернуху показывать, написал: «Я заплатил 299 рублей, посмотрел 4 серии – не понравилось».
П. Бардин
―
Бывает. Деньги вернуть не могу, не мои, простите, Сергей. Досмотрите, мне кажется, все-таки Ребров – ваш герой. Он прямо вот вашими словами говорит.
Е. Афанасьева
―
«Не смотрел, но не осуждаю – по отзывам хороший сериал, посмотрю» - пишет Евгений из Пензы.«Журналист и режиссер – родственные профессии, создают реальность» - пишет Алекс из республики Татарстан.
Создают ли режиссеры и журналисты реальность, Павел?
П. Бардин
―
Скорее рефлексируют, мне кажется. Режиссеры, может быть, в большей степени создают, хотя, если уж быть точными, создают, наверное, сценаристы и, в принципе, весь коллектив, да, создают реальность кино. А журналисты, мне кажется, они скорее больше рефлексируют, чем создают. Если журналист начинает создавать реальность, это не журналистика, а пропаганда.
Е. Афанасьева
―
Если, ты сказал, сценарист, тогда, наверное, надо рассказать о том, откуда эта история началась, кто ее написал, кто придумал. Выступал ли ты только как режиссер, или ты был и соавтором?
П. Бардин
―
Я был одним из двух главных авторов, у кого точно родилась идея, сказать не берусь. Ко мне попал пилот в виде одной серии под названием «Москва – город грозный», у которого были свои достоинства и свои недостатки. Мне понравилось то, что там есть герой из Дагестана (каким-то, правда, он был условным дагестанцем). Я в этом увидел потенциал более-менее, как мне показалось, стандартной полицейской истории, отчасти кальки с американских фильмов 70-х годов, сделать более актуальную современную штуку.И, к счастью, и Мария Сапрыкина, которая вторым главным автором была, и другие сценаристы, большая очень команда была, от Алисы Ганиевой до Саши Молчанова.
Е. Афанасьева
―
Все очень известные сценаристы.
П. Бардин
―
Да, и все сыграли по одним правилам игры, что-то пришлось, конечно, сверху переписать – кто-то стеснялся, может быть, какие-то слова перекладывать на бумагу буквально, какие-то коллизии я лично подсматривал и собирал фактуру, поэтому внедрял это все. И вот главная горизонталь, она была другая, то есть, это была история больше про дружбу, а здесь история все-таки про конфликт двух главных героев.
Е. Афанасьева
―
Давай расскажем, потому что, к сожалению, процент смотревших и смотрящих по сравнению с тем, когда сериал идет по телевизору, все же меньше и пересечение, наверное, слушателей «Эха Москвы», тем более, которые слушают нас сейчас с теми, кто посмотрел, не такое огромное, давай расскажем все-таки, в чем история. Два полицейских…
П. Бардин
―
Если вкратце, то это криминальная полицейская драма про мигрантов, если описывать ключевые слова. Но снимали мы кино про людей, там есть какие-то, как мне кажется, человеческие линии, которые могут быть интересны не только любителям криминальных историй, но и женщинам, я не знаю, и работникам умственного труда. Детям нельзя – 18+.Коллизия буквально в том, что есть два опера, два напарника, один из которых наполовину аварец, наполовину даргинец, а другой – русский ксенофоб. Им надо работать вместе, друг друга они любят не очень, и еще сюжетная коллизия заставляет их друг друга подозревать и сталкивает их лбами. Вокруг есть еще много персонажей, интересных мне, хотелось сделать полифоническую историю. И там я старался достаточно большое внимание уделять горизонтали, вместе с Марией Сапрыкиной мы ее выписывали.
Е. Афанасьева
―
Горизонталь – это когда развивается действие…
П. Бардин
―
От начала до финала.
Е. Афанасьева
―
А не одно дело…
П. Бардин
―
Там есть вертикальные истории, которые не односерийные, они двухсерийные блоки, но это не значит, что мы оставляем героев главных такими, какие они есть, от начала до финала. Нет, с ними, как мне кажется, много чего происходит, они меняются, конфликты развиваются.
Е. Афанасьева
―
Сколько сейчас уже серий выложено на сайте, и сколько еще остается предвкушать тем, кто смотрит?
П. Бардин
―
По-моему, 10 выложено и осталось 6.
Е. Афанасьева
―
Вот Сергея, который начал с нами уже общаться, и зачем такое показывать, и что он 4 серии посмотрел: «Волнует, где актриса Марина Орел?»
П. Бардин
―
Как где?
Е. Афанасьева
―
Анонсировали. Нет, сегодня анонсировали ее, а ты ее не привел.
П. Бардин
―
К сожалению, она…
Е. Афанасьева
―
По совместительству Марина Орел еще жена Павла Бардина.
П. Бардин
―
Нет, это я по совместительству муж гения. Жена сидит с плодом нашей любви – Любовь, так и зовут Любовью. Вообще в этом плане «Салам» был плодовитым фильмом, несколько членов съемочной группы были осчастливлены потом.
Е. Афанасьева
―
То есть, это у вас ваша Любовь плод любви и фильма.
П. Бардин
―
Плод фильма, да. Любовь наша с женой родилась раньше, а несколько детей, не только наша пара – это плод любви сериала.
Е. Афанасьева
―
Сколько сейчас Любови?
П. Бардин
―
Три.
Е. Афанасьева
―
Олег из Москвы пишет: «Тема мусульман – самая болезненная на ТВ. Не все мусульмане – бандиты и террористы, но все террористы и бандиты – мусульмане. Тема так и не раскрыта». Олег, это вы цитируете то, как это показывает телевидение, или это ваша точка зрения такова?
П. Бардин
―
Или человек вдруг посмотрел наш сериал? Если посмотрел только первые серии, мне интересно мнение – ладно, бог с ним, не буду никого уговаривать, не хочу рекламировать то, что сделал своими руками, это как-то неловко. Но я горжусь сотрудничеством со многими членами команды, и с актерами, с кем-то удалось поработать впервые. И вот относительно как раз мусульман, которые представлены бандитами и преступниками, по-моему, 4-я и 5-я серии – это история вражды, Ромео и Джульетта, мужчина-аварец и женщина-азербайджанка, и на рынке там случилось столкновение, история об изнасиловании, еще тоже такая важная и больная тема, и очень замечательные актеры, Наргис Абдулаева и Нияз Гаджиев, играют не бандитов, играют, по-моему, тонких глубоких настоящих людей. То, как Нияз Гаджиев сделал стихотворение, которое он сам же предложил, Махмуда из Кахаб-Росо, я вот после этого всерьез загордился, что у нас есть такой актер в сериале. Это для меня очень важная сцена, и вот кто хочет увидеть не бандитов, я тоже рекомендую посмотреть. Конечно, они существуют вкраплениями, эти не бандиты, потому что история достаточно криминальная, и на квадратный сантиметр экрана бандитов обычно больше, но есть другие люди, у которых искренние человеческие эмоции добрые, которые любят друг друга.
Е. Афанасьева
―
Денис тоже пишет: «Посмотрел 4 серии – ощущение, что авторы вдохновлялись сериалами НТВ. Качество, конечно, у вас выше, однако, бандиты и менты надоели».
П. Бардин
―
Ну, если надоели – я рекомендую не смотреть действительно. Но есть какие-то вещи, которые не только про бандитов и ментов, я не говорю, что это вот мы поднялись до уровня, но есть сериалы, которые я очень люблю и уважаю, хотя мне энтэвэшные истории про бандитов и ментов совершенно не интересны. Я не знаю, «Гладь озера» («Top of the Lake») – это история про бандитов и ментов или это история о чем-то большем?
Е. Афанасьева
―
Так вот, я об этом и хотела сказать. Смотри, сериалы, которые многие из нас смотрят – HBO, IMC, Netflix и все эти, и BBC. Там полицейские сериалы и все эти, они совершенно нормально смотрятся, они становятся культовыми, а у нас если вот так пробуешь снимать – сразу про бандитов и ментов. У нас другое отношение к теме? Или почему так, как тебе кажется?
П. Бардин
―
Мне кажется, проблема в том, что у нас очень стандартизирован это продукт, вот как обычно называют кино. Нет разнообразия. Там можно найти разное. Есть «Top of the Lake» для одной аудитории, и, может быть, для другой или пересекающейся «True Detective». Есть «Прослушка», а есть какой-нибудь (неразб.). И это все разные фильмы для разных людей, может быть, для одинаковых – может, один человек любит это все. Но это разное зрелище в разных жанрах с разной эстетикой.Я не большой поклонник «Прослушки» и «True Detective», но я признаю, что это сделано качественно. Вот у нас просто не хватает, мне кажется, очень качественного кино и взрослого кино, где нет однозначно хороших и однозначно плохих, где можно в длинную следить за интригой, и она не вянет, потому что конфликт настоящий, не высосанный из пальца, и это не просто детективная интрига, это человеческие взаимоотношения.
Е. Афанасьева
―
Спрашивает здесь Авилов Виталий: «Первый не хотел купить фильм?» Нет, Первый канал заказал этот фильм.
П. Бардин
―
Собственно, он его и сделал с помощью нас.
Е. Афанасьева
―
Да, и даже продюсеры, насколько я понимаю, там Константин Эрнст и Денис Евстигнеев. В просто закон, как объяснил вам Павел Бардин, вышел, когда уже сериал снят был, заканчивался, и не смогли, канал не может поставить это в эфир.
П. Бардин
―
Это мое личное объяснение, я ни с кем не консультировался на эту тему.
Е. Афанасьева
―
Александр из Петербурга пишет: «За 299 рублей все 16 серий – спасибо!».На этой ноте мы прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы». Продолжим разговор с Павлом Бардиным, режиссером сериала «Салам, Масква!» через несколько минут.
НОВОСТИ
Е. Афанасьева
―
Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня Павел Бардин. Говорим мы о сериале, который называется «Салам, Масква!» и выходит он в интернете на сайте Первого канала, вы уже могли посмотреть, заплатив 299 рублей, посмотреть уже 10 серий. Впереди еще 6, как сказал Павел.И мы особенно просим писать нам сегодня тех, кто смотрит сериал, а не просто «не видел, но осуждаю».
+7-985-970-45-45. Вот Сергей из Екатеринбурга даже злится: «Хватит спойлерить, не надо конкретных фактов о конкретных местах в конкретных сериях. Лучше о сериале в целом говорить».
П. Бардин
―
Нет, я все-таки один спойлер еще выдам последний.
Е. Афанасьева
―
Закройте уши, Сергей.
П. Бардин
―
В связи с грустными новостями, в связи со смертью Фазиля Искандера, конечно, хочется принести соболезнования всем близким и читателям, и так же как когда-то все вышли из гоголевской «Шинели», мы все ходили в башмаках «Сандро из Чегема» и сопереживали кроликам в их странном сожительстве с удавами, и любили, и читали, и будем любить и читать.Но вот эта национальная литература, которая нормальная национальная литература, не сделанная переводчиками анонимными, а действительно живая, она есть, существует сейчас. И вот яркий представитель – это Алиса Ганиева, я, опять-же, не пытаюсь поставить в ряд, но здорово, что это все равно самопроизвольно появляется, растет и я, когда прочитал книгу «Салам тебе, Далгат!», я был очень впечатлен тем, что это очень живое, и я для себя какую-то провел какую-то параллель, конечно, это герои из другого времени и пространства, но вот это мог бы быть тот же самый «Сандро из Чегема» - в Дагестане, в других обстоятельствах, с другой предысторией. И я ощутил какое-то родство Алисы с 60-ми, и поэтому у нас каких-то много вообще перекличек с 60-ми, не потому, что Алиса, но как-то все почему-то на это еще настроились, это какой-то там внутренний, может быть, юмор еще отчасти. И Вася Обломов тоже в этом ключе работал.
Е. Афанасьева
―
Да, Вася Обломов написал, был композитором.
П. Бардин
―
Написал саундтрек, да, и я тоже очень рад тому, что получилось его в этот проект заманить, он не написал одну песню, он действительно сделал полноценный саундтрек с несколькими темами, с аранжировками, и я с большим удовольствием с ним работал.Но, возвращаясь к спойлеру, Алиса в принципе посмотрела все наши аварско-даргинские дела, но есть одна серия, написанная целиком. Там, конечно, внедрена еще наша общая интрига, это серия именно Алисы, она снимала в Дагестане, в дагестанском селе, и, конечно, я и волнуюсь, потому что она немножко другая, может быть, она чуть медленнее, чем другие серии, там кому-то правда и сейчас темп, я не думаю, что кажется быстрым. Но она для меня особая, и отношение к Дагестану после съемок особое, и, конечно, хочется, чтобы именно эту серию посмотрели и увидели как раз, как люди живут. Не свое представление о них, сформированное стереотипами, ни каким-то одним трамвайным хамом, а те корни, из которых все это питается, это совершенно потрясающие места, люди, и тексты Алисы Ганиевой.
Е. Афанасьева
―
Еще раз напоминаю +7-985-970-45-45. Ваши вопросы к Павлу Бардину, ваши реплики, комментарии, особенно мы просим делать это тех, кто сериал все-таки посмотрел.А вот Дмитрий из Петербурга пишет: «В следующий раз за 299 рублей посмотрю хороший фильм в кинотеатре, а не мрачный грубый сериал. Выдержал только 3 серии».
«Заинтриговали, - пишет Максим, - надеюсь, после «Фарго» ваш сериал пойдет хорошо». Как после «Фарго», Павел, по твоему ощущению?
П. Бардин
―
Ну, «Фарго» - это приличное количество черного юмора. Мы в своем ключе им тоже не брезговали. Посмотрите.
Е. Афанасьева
―
«Сериал очень не понравился, - пишет Андрей Алексеевич, - есть такое понятие – нравственная порнография. Вот это – именно это».
П. Бардин
―
Ура! Это хорошая рецензия. Мне кажется, мнение должно быть именно таким.
Е. Афанасьева
―
Денис пишет: «Актер, который сыграл полицейского-ксенофоба, по-моему, сильнее всех сыграл. Отлично вписался. Он любые роли так может?»
П. Бардин
―
Надо пробовать. Передаю большой привет Александру Голубкову. Роль на сопротивление, в жизни – милейший человек, хотя из пресловутого Бирюлева корнями, но социальная среда не настолько однородна, как это видится многим…
Е. Афанасьева
―
С Патриарших прудов.
П. Бардин
―
Да. Поэтому роль на сопротивление, работать мне с Александром было очень интересно. Надеюсь, ему тоже. Звал его сегодня в студию, но он востребованный артист, на съемках – к сожалению, не смог.
Е. Афанасьева
―
Из Свердловской области: «В сериале на фоне русских недочеловеков показаны мачо горные россияне и азиаты-гастарбайтеры». Вот какая рецензия, Павел.
П. Бардин
―
Не знаю, где там увидели недочеловеков, хотя герой Александра Голубкова ксенофоб, пьяница и разгильдяй, но в нем есть свои симпатичные черты. И я ему сопереживаю. Он не мой враг. Там вообще моих врагов нет, даже самому противному последнему персонажу я тоже чуть-чуть сопереживаю. И как-то старался через себя это все пропускать.Поэтому – нет никакого сознательного унижения русских. Я думаю, что кавказцам тоже видятся не в розовом цвете их образы. Думаю, что у них много претензий и к образу Рустама, напарника Сани, что он какой-то вялый, коррумпированный, и так далее и так далее. И горные орлы тоже не всегда высоко парят, иногда низко падают – смотрите дальше.
Е. Афанасьева
―
Павел из Ульяновска: «Уважаемый Павел, это мода сейчас такая – уродов и дегенератов героизировать? Я и так знаю, что все продажные и подонки».
П. Бардин
―
Какое кино хочет человек смотреть – не знаю.
Е. Афанасьева
―
Сказок, наверное, все хотят.
П. Бардин
―
Кто хочет сказок – смотрите сказки. Мне сказки, все время по крайней мере, смотреть скучно. Мне нравится взрослое кино.
Е. Афанасьева
―
Денис пишет: «Чувствуется, что это сериал. Увы, не хватает киношной серьезности, основательности, крупных планов, глубины. «Россия 88» точно лучше». Ну, кто не знает – «Россия 88» - это фильм Павла Бардина.
П. Бардин
―
Крупных планов там не больше. Конечно, это сериал, и мы его делали, получается, 13 месяцев 16 серий. Если посчитать, 8 полных метров. Надеюсь, качество не сильно пострадало, старались снимать именно кино, и если показывать в зале, нам, команде, будет не стыдно за качество. Качество позволяет. Просто не позволяет это качество вывесить его же в интернете.
Е. Афанасьева
―
То есть, в интернете…
П. Бардин
―
2 терабайта весит сериал целиком. И я не думаю, что кто-то сможет это скачать, посмотреть.
Е. Афанасьева
―
Понятно.
П. Бардин
―
Глубина есть. Крупные планы – по возможности. Кино как раз, оно не только из крупных – оно из общих состоит, насколько я знаю. Крупные планы – скорее прерогатива телевидения.
Е. Афанасьева
―
Марина из Екатеринбурга: «Ваш фильм есть свободно в интернете. Только что проверила.
П. Бардин
―
О ужас!
Е. Афанасьева
―
Какой смысл платить, если можно посмотреть бесплатно? А сколько уже просмотров на платном сайте? Это имеет для вас значение? Я еще не смотрела, но обязательно начну, но бесплатно».Марина, если все будут смотреть бесплатно, мы будем смотреть одно и то же, потому что не на что будет снимать новое.
П. Бардин
―
Есть такая логика, я с ней согласен. Осуждать пиратов не возьмусь, но мне кажется, хорошие цифры платных просмотров могут вдохновить продюсеров делать какое-то менее форматное кино, другое, не обязательно такое же. Может быть, с какой-то другой чернухой, немного другую нравственную порнографию. У нравственной порнографии есть очень много разных цветов и оттенков.
Е. Афанасьева
―
«Паша – гениальный сын гениального отца», - пишет Евгений из Пензы. А Михаил из Ивантеевки спрашивает: «Помогал ли вам отец Гарри Бардин?»
П. Бардин
―
Он постоянно мне помогает по жизни просто своим присутствием среди меня. Конкретно в работе над сериалом – нет, не помогал.
Е. Афанасьева
―
Я еще раз напоминаю тем, кто чуть позже включил свои приемники: мы говорим с Павлом Бардиным, говорим о его сериале, который называется «Салам, Масква!» Он выходит на сайте Первого канала, потому что к какой-то такой степени правды жизни не привыкли ни все зрители массовые, ни наши контролирующие органы – сформулируем это так.
П. Бардин
―
Хотя мне кажется, правда жизни там не в деталях буквальных, то есть, мы не показываем, как распиливают человека, мы только говорим об этом. То есть, это больше апелляция к фантазии, чем какая-то буквальная натуралистичность.
Е. Афанасьева
―
Марианна пишет: «Смотрю сериал с большим интересом, очень нравится игра актеров, рада, что впереди еще много серий».Человек с подписью Кокс, пишет: «Сериалы подобные этому никогда не будут пользоваться интересом или любовью русскоязычных россиян, потому что ненависть к гостям столицы уже зашкаливает у большинства».
П. Бардин
―
Ну, тут какая-то понятийная путаница, поскольку русскоязычные россияне – это в том числе те, кого вот этот человек с угольным именем не любит. То есть, он имеет в виду, видимо, определенную часть русских националистов. Не знаю, надо больше мнений собрать. Даже про «Россию 88» кто-то говорил, что нравится. Но мало. Что тоже приятно.
Е. Афанасьева
―
Я вернусь к тому, что время идет, общественная ситуация меняется, за эти несколько лет были разные болевые точки общества, связанные с межнациональными отношениями, и были истории с Бирюлево, были и с этими рынками – ну, я все сейчас даже не перечислю, бесполезно. Есть ли что-то, что с момента того, как вы снимали, ушло как болевая точка общества? Есть ли хоть что-то – сформулируем так.
П. Бардин
―
Мне проще сказать, что не ушло. То есть, конкретно ненависть, например, к дагестанцам, которые устраивают свадьбы на Тверской, наверное, схлынула.
Е. Афанасьева
―
Ну, в общем, и не стреляют дагестанцы сейчас.
П. Бардин
―
Осуждение лезгинки на Манежке тоже оно – я его не вижу в общественном поле, но, видимо, и не танцуют. Мне кажется, что это не такой, не долгосрочный, не жизнеспособный был ритуал – потанцевали и успокоились. А что не изменилось – мне кажется, градус ненависти, просто фокус переходит…
Е. Афанасьева
―
Куда он сейчас перешел?
П. Бардин
―
Какие-то внешние у нас враги или внутренние, все время появляется какой-то враг, и мы его…
Е. Афанасьева
―
То есть, если у нас нет внешнего врага, мы тогда…
П. Бардин
―
Переключаемся на внутренних.
Е. Афанасьева
―
Для того чтобы мы не мочили сами себя, нам нужен внешний.
П. Бардин
―
Ну, мне не нужен. Надеюсь, вам тоже. Мне кажется, вообще лучше отказаться от концепции поиска врага. То есть, лучше работать в концепции поиска друзей и коллаборации.
Е. Афанасьева
―
Разумеется.Еще раз напоминаю, говорим мы о сериале «Салам, Масква!» с Павлом Бардиным. Если вы видели, смотрите этот сериал, мы особенно ждем от вас сообщений.
Вот вопрос, как реагируют все-таки люди тех национальностей, о которых, мажет быть, даже впервые в нашем сериальном продукте вот ты показываешь?
П. Бардин
―
У меня очень ограниченная референтная группа. Те, кто участвовали в съемках сериала, люди из Дагестана, мне кажется, довольны. Я читал рецензии в Фейсбуке, благо, мы в друзьях. Им не стыдно за свое участие, смотрят и ждут дагестанской серии.
Е. Афанасьева
―
Принципиально было то, что ты обозначаешь национальности этих людей, не делаешь так, что это вот просто – ведь есть какие-то болевые точки, которые связаны с теми, кого мы называем кавказцами, да, или, там, азиатами, среднеазиатами. Это именно связано с людьми конкретных национальностей? Ну, там, например, с аварцами одно, может быть, с абхазами другое, с дагестанцами третье? Или это непринципиальное отношение?
П. Бардин
―
Смотря у кого. Например, я думаю, что человек, ник коего Кокс, который путается в понятиях «русский» и «русскоговорящий», для него абсолютно все равно – выходец из Средней Азии, это кавказец, если углубляться – дагестанец, аварец, даргинец – абсолютно наплевать. При том, что многие, когда говорят о мигрантах, не понимают, что есть внутренняя миграция, то есть, Кавказ – это, например, наши сограждане.
Е. Афанасьева
―
Да.
П. Бардин
―
Они никуда, собственно, не мигрируют. Они ездят внутри страны согласно своему конституционному праву. И опять же, по Конституции они абсолютно равны москвичам. Все эти истории с регистрациями-прописками, оставим их за скобкой. То есть, это наши. Так вы против кого – против наших или против тех? И тут начинается интересная история. А вот кавказцы – они как относятся к узбекам? А кавказцы друг к другу? Там вообще делятся как-то? Оказывается, что делятся тоже. А внутри Дагестана делятся? Тоже делятся.
Е. Афанасьева
―
Иерархия еще та.
П. Бардин
―
А внутри даргинцев делятся? Тоже делятся. А внутри одного тухума тоже есть какие-то отношения? Конечно, да. И когда мы доходим до конкретного человека, оказывается, что он похож на нас гораздо больше, чем мы могли бы себе это предположить, даже если он говорит на совершенно другом языке.
Е. Афанасьева
―
Расскажи еще немного об актерах. Все-таки там такие, скажем, не замыленные лица. У нас часто актеры и хорошие, скажем, и средние – не буду обижать никого – часто из сериала в сериал ходят. Очень много свежих лиц. Несмотря на то, что, в общем, проект и полежал подождал своего времени. Кто эти люди, где ты их искал?
П. Бардин
―
Кого-то я знаю, это артисты в основном из Театра на Малой Бронной, и не только, и с кем я раньше работал, замечательные артисты, в которых я был уверен, я хорошо представлял себе, как они могут украсить кино. Было очень много новых лиц, новых знакомств, в том числе благодаря Тине Туманишвили, кастинг-директору очень хорошему. Она рыла землю носом, это адский для нее был кастинг просто.Потому что у нас, к сожалению, индустрия не требует такого количества то, что называется, национальных типажей. Раньше у нас были национальные актерские студии, и эта история постепенно сходила и почти сошла, по-моему, на нет. Мало того, все выпускники или почти все уезжают обратно и занимаются национальными театрами.
Е. Афанасьева
―
А где же она искала, среди кого она эти лица искала?
П. Бардин
―
В Москве. И, к сожалению – опять же, не к сожалению – есть замечательные актеры, но где-то осетины играли аварцев, а где-то буряты играли вьетнамцев и так далее и так далее. То есть, не везде получалось людям играть себя, и кумыку приходилось учить аварский, потому что, к сожалению, и актеры-то есть – например, в Дагестане пять национальных театров, и есть своя школа актерская, и актеры есть хорошие. И это были отдельные знакомства, потому что мы там проводили кастинг, и я поразился, насколько большой выбор был, мы опасались, что не будет актеров.
Е. Афанасьева
―
Но Дагестан – исключение или нет?
П. Бардин
―
Я не думаю, что исключение, потому что и в Якутии есть театры, и кино свое есть, и в Чечне. Вот артист Али Алиев из Грозного к нам приехал. Кого-то все-таки приходилось вызывать, платить за билеты, но бюджеты не фантастические, поэтому нет возможности всех привезти. И, конечно, иногда мы вынуждены были ограничиваться теми артистами, которые проживают в Москве. Но в любом случае, очень много для меня новых фамилий, кого-то, может, люди знают, но, я думаю, с большей частью актеров познакомятся впервые.
Е. Афанасьева
―
Сергея интересует вопрос: «Как вы думаете, чему научит ваше кино?» По-моему, это тот же самый Сергей, который вначале сказал, что смотреть больше не будет. Но слушает нас.
П. Бардин
―
Я не считаю, что кино должно учить.
Е. Афанасьева
―
Но слушает нас – может, досмотрит?
П. Бардин
―
Я не считаю, что кино должно учить. Мне кажется, что кино обязано развлекать, иначе зритель совсем не будет смотреть. Вопрос, в какой форме зритель понимает развлечение. Развлечение – это не всегда чисто entertainment – ну, посмеяться, укол адреналина – это может быть нечто более сложное. И хорошо, если человек при этом еще, развлекаясь, задумывается. А развлечение – такое легкое слово, в принципе, кино скорее ну, не обязано, желательно, чтобы рождало сопереживание. Вот если сопереживание происходит – все, чему я вас мог научить, я вас научил, если вы хотели научиться.
Е. Афанасьева
―
Виталий Авилов спрашивает: «Национальные конфликты – это вечная тема?»
П. Бардин
―
Я не думаю, что вечная. Когда-нибудь мы все станем единым сгустком энергии, а пока…
Е. Афанасьева
―
Да ладно, у нас уже делали – мы советское единое общество, нас заставляли учить, что единая общность – советский народ.
П. Бардин
―
Вот этого не будет точно.
Е. Афанасьева
―
Я когда-то сдавала этот экзамен.
П. Бардин
―
Пройдут миллионы лет, и, наверное, будет какое-то объединение чисто техническое, но просто вопрос крови не будет актуален, геном будет настолько модифицирован, что мы его просто не узнаем. А пока, вот насколько нашей жизни хватит, я думаю, будет актуально очень.
Е. Афанасьева
―
Максима интересует: «Кстати, о новом – что дальше? Над чем Павел работает?» Ну, в принципе, я хотела спросить: а что между тем, как закончен сериал и вот сегодняшним днем? Что снято, чем занимаешься?
П. Бардин
―
Ну, вот такого, чтобы наподобие, вот в кавычках «HBO» – нет, такого нет. С тех пор, как законы изменились, продюсеры не рискуют – деньги любят тишину.
Е. Афанасьева
―
А денег, как у «HBO» у нас в платном эфире в сегменте не крутятся?
П. Бардин
―
Пока нет, но, может, закрутятся. Я свои 299 рублей перевел, может быть, Сергей еще.
Е. Афанасьева
―
Если наша слушательница будет – вот я потеряла ее смс – смотреть все бесплатно, никогда эти деньги не будут возвращаться на новый продукт, и качественные…
П. Бардин
―
Нет, есть другие способы: можно отрубить бесплатное телевидение, и все сразу захотят смотреть что-нибудь платное.
Е. Афанасьева
―
Не факт, не факт. Может, не захотят.
П. Бардин
―
Нет, не факт. Нет, ничего такого не было, работал, обеспечивал семью. Чтобы похвастаться – очень интересный для меня проект с Рубеном Дишдишяном, но он на ранней стадии, хотя уже достаточно долго на ней находится. Но в развитии. Называется «Пике», это от французского термина балетного «укол», это движение в танце. Про балет, соответственно, сериал.
Е. Афанасьева
―
Как интересно – после криминально-ментовской истории к балету.
П. Бардин
―
Не хочется наступать в собственный след. С другой стороны, это про закулисье, это не парадная картинка.
Е. Афанасьева
―
Анна спрашивает или утверждает: «Межнациональные отношения требуют деликатности и знаний. Есть это у вас?»
П. Бардин
―
Понятия не имею. Досмотрите до 16-й серии и скажите. Но, к счастью, ответственность – с одной стороны, если плохо – это, конечно, все режиссер сделал, а если хорошо – это команда.
Е. Афанасьева
―
Опять несколько вопросов: где будет этот сериал транслироваться? В интернете на сайте Первого канала.
П. Бардин
―
В Амедиатеке, мне кажется, он должен выйти еще.
Е. Афанасьева
―
И в Амедиатеке. То есть, не обязательно учить точно название, я думаю, что если в поисковике вбить, ссылки будут именно туда, где его можно посмотреть.А вообще, если во всем мире эти версии «HBO» - но там начиналось с платных каналов, кабельных, как мы знаем, с платного подписного телевидения, которое у них вообще было гораздо более развито, нежели у нас. И привело к этому потрясающему развитию сериалов, которые уже интереснее, чем кино. Кино становится аттракционом для подростков, а сериалы для и думающих зрителей, и думающих авторов.
П. Бардин
―
Можно длинные истории рассказывать более объемно.
Е. Афанасьева
―
Конечно, пришли уже практически большинство известных режиссеров, снимаются великие актеры.У нас в чем проблема? В том, что люди не хотя платить – вот как мы уже сегодня посмотрели – за то, что они смотрят, не привыкли платить, привыкли бесплатно? И это не дает возможности вкладывать деньги вот в такой продукт?
П. Бардин
―
Это скорее следствие, а есть более глобальные причины, наверное, в принципе, патриархальное общество, и, к сожалению, последние законодательные нововведения не рисуют картину светлого будущего, а наоборот куда-то нас заталкивают обратно в прошлое.
Е. Афанасьева
―
Но Америка сама по себе, в глубинке она не менее патриархальна, чем Россия.
П. Бардин
―
Да, но там никто не ограничивает свободу этих людей выключить тот канал, который им не нравится. А у нас несколько наоборот – у нас датируется все, что нравится тем, кто заказывает музыку. Вот это, мне кажется, позиция неправильная, она разрушительная для рынка, а никаких механизмов лучших, чем рынок, пока не придумано. Чтобы ни говорили про французскую систему датирования – во-первых, она не зависит от тех, кто заказывает музыку практически. Во-вторых, если сравнивать – она неконкурентная по сравнению с американо-британской кинематографией. То есть, конкурентная кинематография – это рыночная кинематография.
Е. Афанасьева
―
Но у нас бы и твой сериал не был снят и показан в интернете, если бы он не планировался сначала для эфира. Потому что такие деньги для сериала такого качества интернет не возвращает пока.
П. Бардин
―
Не возвращает, потому что нет рынка – это замкнутый круг, к сожалению. Есть те люди, которые, видимо, этот замкнутый круг пытаются разорвать, но я это вижу скорее как исключение, а не как правило. Конечно, было бы здорово, если бы поменялась глобально политика, и мы ориентировались бы на новое, а не на архаичное.
Е. Афанасьева
―
О, если бы да кабы – будем надеяться, опять-таки, курица или яйцо – посмотрят, потому что сделают, или не делают, потому что не смотрят? Я вынуждена уже попрощаться. Павел Бардин, мы с ним сегодня говорили о его сериале долгожданном, пусть это только интернет, но он наконец дожил до зрителя, с чем я Павла поздравляю.
П. Бардин
―
Спасибо. Для команды, я думаю, он тоже был долгожданным.
Е. Афанасьева
―
Вот тут пишут: «Спасибо за эфир. Посмотрим сериал». Я думаю, что те, кто не знал о том, что есть такая опция, как говорят современные молодые люди – посмотреть сериал в интернете, когда он еще не был показан на большом канале, смогут это сделать сегодня.У нас был в гостях в программе «Телехранитель» Павел Бардин. Паша, удачи!
П. Бардин
―
Спасибо огромное за приглашение. Надеюсь, действительно, кто-то кто, может быть, хотел, но не знал, теперь увидит.«Салам, Масква!»