Купить мерч «Эха»:

Документальное кино интереснее художественного? - Екатерина Яковлева, Александр Панов - Телехранитель - 2016-07-10

10.07.2016
Документальное кино интереснее художественного? - Екатерина Яковлева, Александр Панов - Телехранитель - 2016-07-10 Скачать

Е. Афанасьева

Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

Тема нашей сегодня программы: «Документальное кино интереснее художественного?». Мои сегодняшние гости уверены в этом, люди, которые делают канал. Документальный канал «Russia Today» - РТД, каналу этому ни много ни мало 5 лет, кажется, только недавно открывался. Это Екатерина Яковлева, руководитель телеканала «Russia Today Documentary» и режиссер-документалист Александр…

Здравствуйте! Я уже заговариваюсь, извините. Александр Панов, здравствуйте, Александр! Уважаемые наши слушатели, мы как всегда готовы принимать ваши сообщения по номеру +79859704545, пожалуйста, ваши точки зрения высказывайте. Интереснее ли вам смотреть документальное кино, чем художественное игровое, как его сейчас чаще называют? Екатерина, 5 лет как быстро сравнительно прошли, а почему в какой-то момент было решено, что этот канал нужен отдельный, не в рамках общего канала «Russia Today»?

Е.Яковлева

Потому что накопилось определенное количество фильмов, на тот момент их было около 300, и мы решили выделить все эти фильмы в отдельный канал. Они уже тогда были довольно интересными, но со временем вот за эти 5 лет мы выпустили в эфир еще более 500 фильмов, и поэтому у нас довольно большая база на любой вкус.

Е. Афанасьева

То есть канал стал чисто документальных фильмов?

Е.Яковлева

Да, да, у нас канал полностью документальных фильмов. Есть он в английском варианте, есть в русском варианте. И также мы снабжаем нашими фильмами всю линейку семейства Arte – это арабский канал, испанский канал, английский канал, русский канал, естественно, потому что русским тоже будет интересно смотреть наше кино.

Е. Афанасьева

Пожалуйста, я еще несколько вопросов задам, таких организационных вопросов, потом перейдем к творческим. Когда этот канал создавался, какие задачи ставились? Были какие-то задачи, которые отличны от задачи семейства Arte?

Е.Яковлева

Ну, смотрите, изначально мы себя позиционировали, как канал документальных фильмов о России, все-таки больше. Постепенно изучив интересы наших зрителей, а зритель наш международный, мы поняли, что интересы распространились до пределов всего земного шара. Собственно, сейчас мы …

Е. Афанасьева

То есть канал документальных фильмов только о России ваших зрителей вряд ли заинтересует? Вот если разделить, сказать: вот граница, это Россия, это мы снимаем, а это мы не снимаем.

Е.Яковлева

Есть у нас фильмы о России, тоже процент довольно таки большой, но постепенно мы перешли к тому, что очень много интересных тем в мире, которых мы не хотим упускать, о которых мы хотим рассказать. Естественно, нашему зрителю, который это в основном мужчина, как показывают замеры интернет-ресурсов, мужчина на Западе, в Америке, приходящий на работу, включающий компьютер…

Е. Афанасьева

А, в рабочее время смотрят?

Е.Яковлева

Смотрят в рабочее время, да. Мы воруем немножко рабочее время.

Е. Афанасьева

Американцев.

Е.Яковлева

Да.

А.Панов

Безусловно, дополню немножко. Дело в том, что всех интересует альтернативная точка зрения на многие события, происходящие…

Е. Афанасьева

У нас есть еще альтернативная государственная точка зрения, а у них еще альтернативная их официальная точка зрения. В этом канал «Russia Today Documentary» помогает в том числе.

Е.Яковлева

Да, помогает.

Е. Афанасьева

Я хочу… Вот тут мне уже Рупрехт пишет: «Пропагандисты в студии?»

А.Панов

Нет!

Е. Афанасьева

Ха-ха-ха. Александр сразу отмахиваться стал. Не похож на пропагандиста. Вы пропагандист, Александр?

А.Панов

Нет. А что это такое?

Е.Афанасьева

Ну, сейчас мы начнем большой и длительный спор, что такое пропаганда.

А.Панов

Нет. Мы говорим и рассказываем.

Е.Афанасьева

Ну, наверное, в данном случае подразумевается, ваши фильмы они выступают с позиции государственной, то есть официальной точки зрения позиции российского руководства или нет?

Е.Яковлева

Наши фильмы в первую очередь выступают с позиции наших зрителей, потому что мы все-таки работаем для зрителей, и стараемся соблюдать их интересы.

Е. Афанасьева

Но финансируют же вас, наверное, из бюджета Российской Федерации? Наверное, вряд ли ваша точка зрения будет противоречить официальной позиции?

Е.Яковлева

Ну, это логично.

Е. Афанасьева

Это логично. Александр, расскажите, пожалуйста. Александр Панов, вы режиссер?

А.Панов

Да.

Е. Афанасьева

Вы не организация, то есть вы не менеджер, как это называется – не управленец, не продюсер? Вы каким образом работаете? Вам Екатерина говорит – есть интересная тема, Саша. Или наоборот, приходите вы и ваши коллеги, говорите – смотри, смотри, может быть, мы туда рванем и снимем крутое кино?! Как это обычно происходит?

А.Панов

Обычно это происходит следующим образом. У нас очень много тем, и каждый день приходят коллеги, и я, и все мы вместе смотрим всемирную паутину, то что происходит в мире, и соответственно какая-то тема нас интересует больше, какая-то меньше. Ну, лично меня какие-то темы тоже интересуют, я предлагаю – давайте.

Е. Афанасьева

Например?

А.Панин

Например…

Е.Яковлев

Например, недавно Саша снял и уже смонтировал, и уже выпустил в эфир фильм про паркурщиков в Секторе Газа.

Е. Афанасьева

В Секторе Газа паркурщики?

А.Панин

Да, вы знаете, эта интересная история.

Е. Афанасьева

Что-то нереальное совершенно.

А.Панин

Да, эти ребята вот таким образом выражают свое мнение в этом вопросе.

Е. Афанасьева

Что там страшнее – упасть и разбиться, или их там могут подстрелить?

А.Панин

Там все страшно, понимаете. Это же многие говорят о Секторе Газа, как о самой большой тюрьме в мире. И не многие знают о том, что это самая густонаселенная точка на планете. Так вот, эти ребята, их совсем немного, их там, может быть, 4-5 групп со всех районов, и вот они, таким образом, выражают…

Е.Яковлева

Пытаются привлечь внимание к проблемам Сектора Газа.

Е. Афанасьева

Протест за свободу? Да?

Е.Яковлева

И проблема в том, что выпрыгнуть оттуда они не могут. Границы же закрыты и со стороны Египта, и со стороны Израиля.

Е. Афанасьева

Максимум свободы, на которые они способны.

Е.Яковлева

Максимум, что они могут, это соревноваться между собой. То есть, выйти на какой-то международный уровень они уже не могут, и в этом собственно драма.

А.Панин

Меня больше всех…Я сейчас дополню. Меня больше всех поразило в этот момент, что любой ребенок и с теми, с которыми мы общались, и не только, уже по звуку может определить, какой снаряд или мина летит.

Е.Яковлева

На звук. Ребенок.

А.Панин

Ребенок.

Е. Афанасьева

Конечно, об этом надо рассказывать всеми возможными средствами.

Е.Яковлева

Вот.

А.Панин

Мы и рассказываем.

Е. Афанасьева

Я напоминаю, мы говорим сегодня о канале «Russia Today Documentary», ему 5 лет исполняется. В гостях Екатерина Яковлева, руководитель этого канала; Александр Панов, режиссер-документалист. Максим пишет…Да я еще раз напомню +7-985-970-45-45 для ваших вопросов, реплик и комментарий, наш номер. Максим пишет: «Иногда смотрю 24DOC, там есть интересные фильмы, а ARTD у меня нет, и даже не слышал о канале прежде».

Как канала распространяется, Екатерина? Кто его может видеть и где?

Е.Яковлева

Канал распространяется в сетях, то есть в НТВ+, Триколор, там его можно совершенно спокойно…

Е. Афанасьева

У нас он выходит на русском языке?

Е.Яковлева

Да, у нас он выходит на русском языке, и более того, в русском варианте он дополнен еще другими программами, то есть на английском исключительно документальные фильмы, а в русском варианте он дополнен лучшими программами АРТ и новостями раз в неделю, аналитический выпуск. Спокойно можно найти.

Е. Афанасьева

Максим, если вас заинтересовал, соответственно это спутниковые операторы, вопросы к ним, как добавить этот канал себе.

А.Панин

Можно еще раз зайти в интернет и посмотреть все наши выпуски.

Е. Афанасьева

Сейчас все очень легко смотреть.

Е.Яковлева

Абсолютно.

А.Панин

Doc.rtdv.ru

Е. Афанасьева

Авилов Виталий спрашивает: «Документальное кино может приукрашивать или очернять реальность?» Вопрос такой. И второй вопрос: «Чем занимается RTD-Doc?»

Е.Яковлева

Чем занимаемся? Снимаем фильмы. Это просто. Может ли что-то делать с реальностью? Ну, смотрите, мы стараемся в своих фильмах даже отходить от закадрового текста. Мы показываем то, что происходит. Люди сами рассказывают, СМИ говорят…

Е. Афанасьева

Мы же прекрасно знаем, Екатерина, что монтаж документалистики решает куда больше, чем режиссер. Режиссер улыбается, потому что… Монтаж говорит порой больше, чем закадровый текст.

Е.Яковлева

Монтаж он может для чего, он для того, чтобы сделать кино интересным, то есть с помощью монтажа мы добавляем драматургию в фильм, чтобы зрителю было интересно смотреть. А говорить о том, что как-то меняем реальность, нет, я так не думаю. Просто есть разные ракурсы, с каких можно эту реальность посмотреть.

Е. Афанасьева

Насколько как бы есть какие-то позиции канала? Тему эту берем, а эту тему не берем, да например? Это наш герой, а это не наш герой.

Е.Яковлева

Главный критерий – это интересность, чтобы было интересно максимальному количеству зрителей. Как я уже говорила, у нас зритель распространен по всему земному шару, поэтому это разные национальности, разные совершенно люди, и темы мы стараемся брать глобальные. И второй критерий – это человеческая история. То есть мы не беремся за фильм, если там нет драматичной человеческой истории. Потому что людям всегда интересно слушать истории про людей.

Е. Афанасьева

Анна, как раз в продолжение нашего разговора спрашивает: «Какому именно зрителю интересны паркурщики из Сектора Газа?» Александр, как вы думаете?

А.Панин

По-моему, любому зрителю. Дело в том, что в нашем фильме получилось так, что у нас там и трагедия, у нас там… Трюки ребята которые делают уникальные, поскольку, ну, представьте себе, в разрушенных кварталах, домах, вот в этом всем бетоне они невероятные вещи делают. И у нас был открытый показ совсем недавно в парке на Красной Пресне, приходили паркурщики, смотрели наши отечественные паркурщики, и, конечно, были очень удивлены, потому что это уникально.

Е. Афанасьева

Понятно. Как вы отслеживаете, кто ваш зритель? То есть каким образом вы понимаете вот этот совокупный портрет аудитории, и кто вас смотрит, и где?

Е.Яковлева

Ну, как я уже говорила, у нас проводились замеры в интернете, на интернет-ресурсах, и зритель, как показывают эти замеры, в основном мужчины. Поэтому, я думаю, как раз таки мужчине…

Е. Афанасьева

В основном англоязычные, да?

Е.Яковлева

Да, в основном англоязычные, пока так. Пока такая ситуация. Я думаю, как раз таки этому мужчине, нашему, скажем так, среднестатистическому зрителю будут интересны и паркурщики, и другие темы, которые будут. Очень много мы делаем еще тем на актуальные проблемы современные, то есть про ИГИЛ у нас очень много фильмов, и с этим связанные соответственно. Совершенное есть разные. Есть, допустим, фильм про сонную долину…

Е. Афанасьева

Да, я прочла в пресс-релизе и очень заинтересовалась, что ваш фильм про казахское село, жители которого попадали в аномальный сон. Что это такое? Это не вы снимали?

Е.Яковлева

Нет, это снимала Алена Симикина. Наш автор. Есть такой поселок Калачи, в Казахстане, он уникален тем, что люди, живущие там, периодически впадают в сон, совершенно внезапно, они могут уснуть на три часа, или на три дня, или на неделю.

Е. Афанасьева

Всем селом?

Е.Яковлева

Нет, не всем селом, слава Богу, по очереди, никто из ученых и врачей не могут объяснить это.

Е. Афанасьева

Я думала, что это просто «Спящая красавица», пришла Фея, девушка дождалась, кто ее разбудит.

Е.Яковлева

Ну, это было бы решением проблемы. Но, к сожалению, решение на данный момент найти не могут.

Е. Афанасьева

То есть вы рассказали только о проблеме?

Е.Яковлева

Рассказали о проблеме и попытались ее исследовать. Мы приглашали людей, которые измеряли уровень радиации в этом селе.

Е. Афанасьева

И ведь только в этом селе? В соседних такого нет?

Е.Яковлева

Нет, в соседних все в порядке. Более того, мы очень переживали за всю съемочную группу, потому что отправляли их туда, периодически им звонили, и спрашивали.

Е. Афанасьева

Где съемочная группа?

Е.Яковлева

Да. Все ли в порядке?

А.Панин

А я, например, очень люблю видовое кино, потому что иногда хочется, устаешь от всех этих проблем, которые у нас каждый день сваливаются.

Е. Афанасьева

И показать красоты нашего мира? А вероятно та же самая Анна продолжает: «Сейчас для документалистов поле не паханое, а у вас паркурщики». Анна, ну вам, в общем-то, сказали, что паркурщики…

Е.Яковлева

Это не простые паркурщики, это в Секторе Газа. Это люди, которые живут все время под угрозой, на минном поле.

А.Панин

Представляете, в войне люди живут все время.

Е. Афанасьева

Дмитрий Мезинцев пишет: « А чем вы отличаетесь от советских агиток 70-80-х годов от 9-й студии Международной панорамы?» По-моему, все-таки к Международной панораме 9-й студии документальных фильмов как таковых не было. Там были то, что у нас это называется спецрепы – репортажи. Но я все-таки узнаю у наших гостей ответ на этот вопрос, а не сама буду отвечать. Екатерина или Александр. Александр, вы как ответите? Ваши проекты, чем отличаются?

А.Панин

Отличаются, ну, …

Е.Яковлева

А я не понимаю, зачем сравнивать, если честно? У нас совершенно разное поле деятельности, и если мы и делаем, фильмы-то по всему миру. То есть мы не делаем про себя, про то, какие мы хорошие. Хотя и такие у нас тоже фильмы есть. И про то, как у нас все не просто, у нас тоже проблемы есть.

Е. Афанасьева

А про то, какие мы плохие, мы не делаем?

Е.Яковлева

Я же говорю, что то, что у нас все не просто у нас тоже фильмы есть.

Е. Афанасьева

Интересно.

Е.Яковлева

Главная наша задача – найти интересную историю.

Е. Афанасьева

Вы считаете, что «Russia Today» когда-то была создана для создания позитивного образа России в мире. А вы говорите, что вы показываете и, мягко говоря, сложности.

Е.Яковлева

Разные показываем.

Е. Афанасьева

Ну, например, можете привести пример? Тех тем России, российских сложностей, которые стали темой ваших фильмов.

Е.Яковлева

Ну, вот были у нас фильмы и о российских бездомных, была история, да. Про приют, человека, я уж не помню, если честно, в каком городе, потому что довольно давно это было. Про то, как человек спасает этих людей, пытается их привести в порядок, и как-то наладить их жизнь. Здесь опять-таки человеческая история. То есть здесь мы брали, исходили не из того, что мы – ой, давайте мы покажем про то, как у нас плохо и есть у нас бездомные, да, но они везде есть. А здесь человеческая история.

Е. Афанасьева

Ваш средний статистический зритель – это американец, который мужчина пришел на работу и включил…

Е.Яковлева

Поэтому мы постепенно, постепенно не то, чтобы отказались от этих тем, мы имеем в виду…

Е. Афанасьева

А какие? Хочу спросить, какие темы его больше всего интересуют? Когда вы ему показываете у него в стране или у нас?

А.Панин

Что далеко ходить. Мы снимали…

Е. Афанасьева

Мы сейчас вынуждены прерваться. Про стандарт мы скажем сразу после новостей на «Эхо Москвы».

НОВОСТИ

Е. Афанасьева

Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о документалистике, о канале «Russia Today Documentary». В гостях Екатерина Яковлева, руководитель этого телеканала и Александр Панов, режиссер-документалист. И мы прервались на животрепещущей теме, не успел нам Александр дорассказать.

А.Панин

Если возвращаясь к нашему разговору о том, что говорили мы каких-то вопросах российских и так далее, затрагиваем какие-то темы. И одна из них это: мы снимали замечательную, на мой взгляд, тему – это реплики Петровской эпохи, штандарт 1703 года, это реплика. И вот когда-то после 90-х годов Владимир Мартусь построил этот корабль, это капитан, и ушел в поход. И с тех пор он вернуться в Россию не может, поскольку реестр, таким образом, изменился, и они не могут ходить в российских водах, а на зарубежных могут.

Е. Афанасьева

Прекрасная история. И что он так и плавает?

А.Панин

Да мы сняли, нам повезло так, мы поучаствовали в походе от Канарских островов до берегов Франции.

Е.Яковлева

Попали в дикий шторм, 9-ти бальный.

А.Панин

Да, попали в большой шторм. Так получилось, вы знаете, хотели как-то маневрировать в океане.

Е.Яковлев

Скажем так, капитан хотел. Когда остальные суда приняли решение оставаться и все-таки не ходить. Русский капитан сказал - нет, я проскочу между двух штормов. И через несколько дней о них написали все французские газеты.

Е. Афанасьева

Сумасшедшие русские.

Е.Яковлева

Да, сумасшедшие. Выжили.

А.Панин

Потому что там уводили сухогрузы, и самолеты меняли курс, а русские напролом.

Е. Афанасьева

Хочется сразу спросить, как в советское время была рубрика «Газета выступила – что сделано?». После того, как канал показал этот фильм, хоть как-то можно изменить ситуацию, чтобы корабль вошел в наши воды или нет?

А.Панин

Ну, видимо ничего не изменилось, так он и бороздит европейские сейчас воды, вот он ходит. Но в Россию он нет.

Е. Афанасьева

То есть ничего сделать, к сожалению не смогли? Еще раз напомним +79859704545 – это наш смс-номер. Пожалуйста, ваши реплики, вопросы к гостям, комментарии. Я знаю, что у вас достаточно много международных призов за ваши фильмы.

Е.Яковлева

Да.

Е. Афанасьева

И Нью-Йоркский фестиваль и другие. Какие в основном работы, я понимаю, что в первую очередь, конечно, это творческий уровень. Но вероятные темы, мы прекрасно понимаем, что то, чему посвящен фильм на фестивалях доккино, это имеет не меньшее значение. Какие темы привлекают международное жюри, они отмечают работы?

Е.Яковлева

Ну, смотрите, вот у нас совсем недавно, выиграла лента «Альбина Африка» – это Нью-Йоркский фестиваль, мы там взяли серебро за эту работу. «Альбина Африка» - это история о том, что в Африке рождаются детки – альбиносы, как и везде, но там они попадают в жуткую совершенно историю, за ними начинается охота, за ними объявляют охоту колдуны. Такая вот страшная средневековая…

Е. Афанасьева

Считаются чем-то мистическим, да, в Африке?

Е,Яковлева

Да, они считаются мистическим, но они охотятся не за целым человеком, они отрубают, прости Господи, руки, ноги этим детям, и там есть целый приют таких детей покалеченных. Мало того, что они альбиносы, и им как бы в Африке довольно тяжело со здоровьем, потому что такое солнце и вызывает массу заболеваний, в том числе раковых. Они и живут не так долго, так еще и жизнь у них вот в таком кошмаре происходит. Таки темы интересуют, то есть очень яркие, скажем так, западное жюри.

Е. Афанасьева

Откуда вы эти темы находите? Детей-альбиносов? Паркурщиков, ну и другие? Это у вас сидит отдел специальный, ресёрчит, продюсер.

А.Панин

Каждый день ребята, вся редакция мониторит все новости.

Е.Яковлева

У нас все ищут темы, у нас не специального отдела, у нас ищут и авторы, и режиссеры, и продюсер, и я ищу, если нахожу, то предлагаю как бы ребятам. По поводу Африки вот тоже недавно вернулась группа из Центральной Южной Республики, и одной из самых опасных мест на планете, и они там снимали фильм про детей-солдат. Когда две группировки в селе Селика и Анти-балака, с такие вот интересными названиями, между собой воюет гражданской войной уже много лет, и истребили фактически все мужское население. Они подключают к войне детей, они делают из них солдат, они заставляют их принимать какие-то наркотические вещества с обеих сторон, и дети идут воевать. И вот приехала наш автор Наташа Кадырова и рассказывает, как она берет интервью одного ребенка, вешает на петличку, микрофончик, чтобы он говорил, и ребенок ей на полном серьезе говорит: «Подождите, мне надо снять амулет, потому что ваша камера меня не увидит, я же невидимый». Они считают, им внушают, что они не видимы и невредимы для пуль, для мачете. Вот такие, представляете, истории.

Е. Афанасьева

Сколько лет этому ребенку? Какого возраста эти дети?

Е.Яковлева

Они – 8 лет есть, 12 лет. Это кто угодно может, какого угодно возраста.

Е. Афанасьева

Интересные люди, которые смотрят. Я все пытаюсь представить себе портрет вашего зрителя, среднего. Приходит достаточно успешный, нормально живущий американец на работу, в офис, скорее всего, да? У него параллельно идет фоном или не фоном ваш канал. Вот почему, пусть даже не американец, пусть человек, который хочет подключиться, но пока еще не поймал, а другой человек в другом городе смотрит по Триколору ваш канал, русский, например. Почему эти темы настолько людей, кажется, где Африка, а где мы, да. Или Сектор Газа, например, не знает этот американец, что там творится и уж тем более как выглядит паркур, ну и Бог с ним. Вопрос – почему это смотрим? Почему мы это так вызываем, чтобы понять? Что, это какая-то экзотика или понять что-то в себе?

Е.Яковлева

А вот мне кажется, чтобы понять что-то в себе, потому что чем проблемы ребенка африканского хуже проблемы ребенка американского или ребенка русского?

Е. Афанасьева

Солдаты, которых отправляют воевать в Ирак, в Иран, в Афганистан, в Сирию, они для мам такие же дети, а просто это такая, вы знаете, гиперболизированная в виде этих детей история. Ведь все равно чьих-то детей посылаешь воевать. А чем ты отличаешься от этих вождей племени, или кто там этих несчастных малышей отправляет? И пропаганда, которая кто объясняет, зачем нужен Ирак, кто объясняет, зачем нужна Сирия, или там не нужна, кто объясняет нужно что-то еще из военных действий, она чем отличается от этого вот затуманивания? Вот мне сейчас показалось.

Е.Яковлева

Вы зачем спрашиваете?

Е. Афанасьева

Я не спрашиваю. Я рассуждаю. Что, наверное, вот такие темы, а мир велик и многообразен, но, наверное, такие темы трогают зрителей, что каждый пытается через эти темы посмотреть на что-то в своей жизни привычное.

А.Панин

Конечно.

Е. Афанасьева

Александр?

А.Панин

В любом случае, смотришь ли фильмы, читаешь к нему какую-то аннотацию, ты в первую очередь хочешь разобраться в себе.

Е. Афанасьева

А вы как автор в первую очередь в себе разбираетесь? Или вы пытаетесь помочь это сделать зрителю?

Е.Яковлева

Мне кажется, что это обоюдный процесс.

А.Панин

Обоюдно. Обоюдный процесс. Если хочешь, чтобы честное кино у тебя получилось. Я все время фильмы называю детьми, своими детьми, такой ребенок. И если ты хочешь, то только честно.

Е. Афанасьева

Сколько фильмов вы, Александр, сделали для «Russia Today Documentary»?

А.Панин

Для «Russia Today Documentary» я снял 7 фильмов.

Е. Афанасьева

А чем еще кроме «Паркурщика»? Мы поговорили, и о корабле. Еще что?

А.Панин

У нас иногда бывают такие фильмы, некое такое расследование, например. И вот мы снимали фильм с журналистом Полой Стейер, которая рассказывала о своей семье, о трагедии в семье – у нее погибло 119 родственников в период Отечественной войны в Освенциме. И так случилось, что эта история была связана с Амстердамом, там обнаружили письма, ее семья берет начало именно оттуда. И вот мы проследовали вместе с ней, с этими письмами.

Е.Яковлева

Письма одного из родственников.

А.Панин

Письма родственника, да. Таким образом, наше расследование привело в Освенцим. Где она, собственно говоря, и узнала все подробности.

Е.Яковлева

Что не только этот один ее кузен или дальний родственник, скажем так, погиб в этом лагере, но еще 119 членов ее семьи. И фильм знаменателен еще тем, что ребята провели ночь в Освенциме, они договорились с администрацией. Да, они провели там ночь, снимали. И это было одно из самых…

А.Панин

Ну, тяжелый такой момент. И прежде всего для нее, как автора. И вообще у нас по съемкам было так очень плотно. Катя, может еще позже, расскажет, что у нас ограниченное такое количество времени, мы должны уложиться в определенные сроки и снять фильмы.

Е. Афанасьева

Ну, в общем-то, да, это все документалисты, не только у режиссеров, но как игровое кино тоже. Там то же самое.

А.Панин

У нас такой марафон, что в конце всех этих съемок все уже просто устали, и у нас последний эпизод был – мы снимали в больнице, в коридоре, когда уже все устали, на меня план эвакуации упал.

Е.Яковлева

И разбил голову.

А.Панин

ДА, разбил мне голову.

Е. Афанасьева

Какой кошмар, у вас вообще тяжелейшая работа – то в шторм бедного отправят. А сколько человек работает, или какая система работы? У вас все работают штатные?

Е.Яоквлева

Да, у нас штатные сотрудники. Нас человек 80 – это режиссеры, авторы, операторы, продюсеры, редакторы, административный состав, очень много у нас.

Е. Афанасьева

Сколько фильмов вы снимаете в год, например, или по месяцам, как вам удобнее?

Е.Яковлева

В год мы снимаем около 70 фильмов.

Е. Афанасьева

Какого хронометража?

Е.Яковлева: 26

52. У нас два формата – у нас есть 26 минут, есть 52 минуты. Ну, вот то, что рассказал Саша, я возвращаюсь к условиям работы, тяжелым. Скажем это так, неприятность, которая случилась – ребята попадают во многие ситуации, довольно опасные ситуации, и под обстрелы у нас попадали ребята. И вот в той же Африке, возвращаясь к фильму про детей-войны, там была опасная история тем, что ребята не могли снимать после полудня, потому что до полудня все население более или менее адекватное, я имею в виду взрослое население. А после полудня они уже под воздействием каких-то наркотических средств.

Е. Афанасьева

Все население под наркотиками?

Е.Яковлева

Фактически, да. И когда ты наводишь на них фотоаппарат или камеру, неизвестно за что они это могут принять, как бы этот фотоаппарат или камеру. И прятались они, вынуждены были прятаться в местной церкви, одной из безопасных мест в этой области. Разные бывают ситуации.

Е. Афанасьева

Где вы находите таких рискованных режиссеров, продюсеров, авторов, которые готовы, как Саша, между штормов попытаться проскочить…

А.Панин

А у нас все такие.

Е. Афанасьева

Так я и говорю, где вы их находите? Откуда у вас?

Е.Яковлева

Саша лукавит. Не все, но у нас есть золотой фонд, скажем это так, наше сокровища, которыми я очень горжусь, ребята сами, добровольно. У нас нет такого, чтобы видим горячая точка, решаем, что сейчас мы оттуда привезем фильм и отправляем директивно. Нет, у нас ребята едут сами. Зачастую сами находят темы в этих местах. Честь и хвала им.

Е. Афанасьева

Если говорить все-таки о фильмах, посвященных нашей стране, в последнее время какие из них больший отклик вызывали у ваших зрителей?

Е.Яковлева

Снимали мы фильм про Агафью Лыкову.

Е. Афанасьева

Для них это, наверное, экзотика.

Е.Яковлева

Да.

Е. Афанасьева

Это мы много видели все-таки, начиная с детства, Комсомольской правды и Владимира Пескова. А для них это, наверное, было удивительно.

Е.Яковлева

Да, мы снимали ее на этом этапе ее жизни, ей уже за 70, живет она по-прежнему в глухой тайге. Добирались мы туда очень долго, ребята вернулись, конечно, все искусанные комарами, сели у них там аккумуляторы, зарядить негде, в итоге они были вынуждены вымерять каждый кадр, чтобы снимать, чтобы хватило на эту историю до конца. Там драма была в том, что она жила тогда с соседом, сосед Ерофей рядышком с ней жил. Надо сказать, что все как у людей, несмотря на то, что ты отшельница, ты живешь далеко от цивилизации, но у тебя все равно есть сосед, и с ним все равно возникают какие-то конфликты. От этого никуда не деться.

Е. Афанасьева

Нет бы, радоваться, что есть живая душа.

Е.Яковлева

Они все равно ссорятся. И вот как бы один момент такой наши ребята засняли, пытались помирить

Е. Афанасьева

Не вышло?

Е.Яковлева

Не вышло. Уезжали, они так и остались в соре. Сейчас, к сожалению, Ерофей ушел из жизни, Агафья там одна, по-прежнему нуждается в помощнике. И мы после фильма, кстати, писали, она написала письмо через нас публике, чтобы посмотрели, и может кто-нибудь бы откликнулся и приехал к ней на помощь. Потому что помощь ей, конечно, нужна. Мы все это передавали потом в администрацию того района, где она живет. Скорее всего, да. Я уже если честно не отслеживаю.

Е. Афанасьева

Саша, а вы снимали какие-то фильмы здесь на наши темы на внутренние или вы больше снимаете за рубежом?

А.Панин

Ну, так получилось, что я работал и снимал фильм про Донецк, мы ездили. А в большей степени, наверное, с остальными фильмами – за рубежом.

Е. Афанасьева

Насколько вот, вы сказали про Донецк, насколько эта тема болезненна для Запада? На западного зрителя.

Е.Яковлева

Что вы имеете в виду?

Е. Афанасьева

Я имею в виду, что понятно гуманитарная – это очень болезненная тема. Насколько политически люди готовы смотреть тему с неоднозначной оценкой? То есть у России своя точка зрения, у Украины своя, у Донецка своя.

Е.Яковлева

Я понимаю ваш вопрос. Я вам здесь могу ответить мнением членов жюри конкурса – собственно, Нью-Йоркский кинофестиваль, довольно масштабный и крупный для телевизионщиков. Фильм про Донецк под названием «Травма» взял в этом году бронзу. «Травма» - это про…

Е. Афанасьева

То есть, несмотря на то, что позиция России и Америки расходятся в этом вопросе.

Е.Яковлева

Да, да, да.

Е. Афанасьева

А почему «Травма», о чем фильм?

Е.Яковлева

«Травма» - это фильм…

А.Панин

О работе «скорой помощи».

Е.Яковлева

О работе «скорой помощи». И о том, как ребята стараются, ну, это было снято 2 года назад, под бомбежками, спасать людей. Простая бригада скорой помощи, и они спасают всех.

Е. Афанасьева

Все развалилось, идут бомбежки, они работают.

Е.Яковлева

И местных жителей, и как бы с одной стороны военных, и с другой стороны, то есть всех.

Е. Афанасьева

Они не разбирали.

Е.Яковлева

Не разбирали, да.

А.Панин

Это же очень важно найти процесс, действие в документальном жанре. И когда ты попадаешь на какую-то ситуацию, просто ее фиксировать, документировать и все. Вот и документальный фильм получается.

Е. Афанасьева

Вот интересно, сейчас пока мы с вами разговаривали, новости шли, там рассказали про ситуацию в Берлине, где пострадали полицейские, выселяя сквот. Вот такие темы – это ваши темы?

Е.Яковлева

Да.

Е. Афанасьева

Или нет?

Е.Яковлева

Да. Мы недавно сняли, где же у нас фильм про башню Давида, так называемая, там как раз был сквот, и расселяли ребят, какая-то Латиноамериканская страна. Вот видите, у нас насколько большой объем работы, разброс, что даже …

Е. Афанасьева

Такие темы.

А.Панин

Мы же едем туда, где происходит действие. Вот недавно ребята съездили в Мексику.

Е.Яковлева

В Мексику, да. Вернулись у нас группа, тоже, кстати, пострадала. Снимали мы там историю про культуру, скажем так, воспевания наркобаронов. У них есть целая культура, когда организуется музыкальные фестивали, поют песни в честь наркобаронов, дети мечтают стать не космонавтами, а наркобаронами.

А.Панин

А вы знаете, что в церкви у них там висят иконы наркобаронов? Ребята снимали все это.

Е. Афанасьева

Ребята попали в переделку, потому что случайно засняли разборку двух кланов, как это сказать. И нашего оператора вытащили из машины, пытались отобрать камеру, он ее отстоял, насколько я понимаю, без поломок. Все обошлось.

Е. Афанасьева

Человек, видимо, прошел 90-е в России.

А.Панин

А вот было три дня раньше, мы не отстояли камеру в Греции. Тоже ребята там были.

Е. Афанасьева

У вас просто опасная работа.

А.Панин

Мы едем туда…

Е. Афанасьева

Если вы сняли не того…

Е.Яковлева

В Греции ребята снимали просто не в тех районах, вернее как – они снимали в одном довольно небезопасном районе несколько дней подряд, и в итоге их вычислили, за ними охотились, и отобрали камеру. Камера благо не дорогая.

Е. Афанасьева

О чем фильм в Греции?

Е.Яковлева

В Греции фильм о том, как вся эта ситуация с Евросоюзом. Как люди переживают все это.

Е. Афанасьева

А что же там не понравилось, что камеру то отобрали?

Е.Яковлева

Я не знаю, вот сейчас ребята вернулись, я с ними еще не общалась.

А.Панин

Они позвонили нам.

Е. Афанасьева

Какие удивительные истории, баронами, в Греции, со всем миром. Есть ли у вас желание открывать какие-то новые точки? Вот там мы не были на земном шаре…

Е.Яковлева

У меня ощущение, что мы были везде. Где только не были. В Японии не были.

Е. Афанасьева

Что же такое? Не пошло? Вроде бы темы бывают.

А.Панин

Вы знаете, сейчас технологии такие, бегом бегут, и получается так, что темы мы снимаем в каких-то местах, и буквально проходит несколько лет и нужно опять туда ехать и снимать, потому что новые технологии. Сейчас берешь телефон и снимаешь кино.

Е. Афанасьева

Это, конечно, очень отличает. Вот тут как раз есть вопрос: «Ваши фильмы снимаются в формате HD?»

Е.Яковлева

HD. Да, у нас формат HD, у нас много современной техники. Ну, сейчас вообще с техникой стало на много проще, уже нет этих массивных камер, дроны летают.

Е. Афанасьева

Прав Александр, сказав, что качество телефона иногда подходящее для эфира. Это не то, что было тогда раньше.

Е.Яковлева

Мы просто стараемся сохранить, держать марку, сохранять качественную картинку, но если история и драма перевешивает, то мы здесь можем пожертвовать картинкой.

Е. Афанасьева

Какой сейчас процент фильма в России и в остальном мире у вас сейчас? Ну, примерно.

Е.Яковлева

Ровно такой же, как и про все остальные страны.

Е. Афанасьева

То есть половина Россия, половина другой мир?

Е.Яковлева

Нет, нет. Нет такого – половина России, половина другой мир. У нас… Зачем мы делим? Россия как часть мира, конечно.

Е. Афанасьева

А про Америку что снимаете? Раз там потребитель активно вас смотрит?

Е.Яковлева

Про Америку много что снимаем. Есть у нас там даже корпункт.

Е. Афанасьева

Корпункт даже вашего канала имеется?

Е.Яковлева

Да, да. Есть там корреспондент Алексей Бражников, присылает нам оттуда фильмы, и помогает всячески другим авторам добывать материал оттуда. Разное снимаем про Америку. Вот из последнего - про журналиста Мигель Френсис, он сам американец, который работает у нас. Он снимал расследование о городе Флинт и проблемах с водой, потому что у них там…

Е.Афанасьева

В Америке есть города, где есть проблемы с водой?

Е.Яковлева

Проблемы с качеством воды. Загрязненная была вода, он старался разобраться в этой истории.

Е.Афанасьева

Понятно, тогда можно какой-то анонс, что в ближайшее время, если все-таки наши зрители смотрят вас у спутниковых операторов, или готовы включить и посмотреть в интернете. Что не пропустить в ближайшее время, какие ваши премьеры?

Е.Яковлева

Вот один из, мне кажется, будет стильных фильмов, сейчас в монтаже, это собственно «Мексика», о котором мы недавно рассказали. Еще есть очень интересная история про Албанию. Там история заключается в том, что местная женщина зачастую, особенно старшее поколение, берут на себя мужчины и настолько отказываются от своей женской сути, что начинают носить мужскую одежду, выполняют мужские обязанности. Вот если в семье заканчиваются мужчины по разным причинам, либо из-за кровной мести, либо из-за несчастных случаев, старшая женщина берет на себя…

Е.Афанасьева

Я боюсь, что хоть и Россия мужскую одежду не носит , женщины не одевают, но это вот просто про нашу страну.

Е.Яковлева

Я когда смотрела этот фильм, эту тему, Господи, чем мы отличаемся? Да.

Е.Афанасьева

Пошла, взвалила на себя и потянула.

Е.Яковлева

Абсолютно. Есть еще интересная тема из Индии. Как раз таки про проблемы с водой, там вплоть до того, что жители одной деревни специально подыскивают себе жен в количестве 3-5…

Е.Афанасьева

Я так понимаю, что любая тема, вы рассказываете, как для зрителя, все равно проецируется на наши проблемы. Вот поэтому, наверное, канал «Russia Today Documentary» интересен и в России, и в мире. Я напомню, что мы говорили сегодня о канале «Russia Today Documentary». 5 лет уже этому каналу. Екатерина Яковлева – руководитель канала, Александр Панов – режиссер-документалист, были у меня в гостях. Я Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья.

Е.Яковлева

До свидания.

А.Панов

До свидания.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025