Купить мерч «Эха»:

Кто будет делать телевидение завтра? Итоги конкурса «Студенческий ТЭФИ 2016» - Юрий Кобаладзе, Юрий Литовчин, Сергей Митрофанов - Телехранитель - 2016-04-10

10.04.2016
Кто будет делать телевидение завтра? Итоги конкурса «Студенческий ТЭФИ 2016» - Юрий Кобаладзе, Юрий Литовчин, Сергей Митрофанов - Телехранитель - 2016-04-10 Скачать

Е. Афанасьева

Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

Наконец моя мечта сбылась – Кобаладзе пришел ко мне в эфир. Наконец-то я нашла тему.

Ю. Кобаладзе

В жизни никогда не приглашали. Я бы ходил каждый раз.

Е. Афанасьева

Мы говорить сегодня будем о том, кто в ближайшем будущем будет делать наше с вами телевидение. Говорить на примере конкурса «Студенческий ТЭФИ», второй год этот конкурс проходит в городе Ростове-на-Дону, организует его Академия российского телевидения при активной поддержке Донского государственного технического университета, мэрии Ростова, компании «Южный регион».

И в гостях люди, которые с этим конкурсом непосредственным образом связаны. Это член попечительского совета конкурса, ректор Института телевидения и радио Юрий Литовчин. Здравствуйте, Юрий.

Ю. Литовчин

Здравствуйте.

Е. Афанасьева

И два человека, которые в этом году были членами жюри. Это Сергей Митрофанов.

С. Митрофанов

Здравствуйте.

Е. Афанасьева

Здравствуйте. Он заместитель генерального директора телеканала «РБК». И Юрий Кобаладзе, заместитель декана факультета Международной журналистики МГИМО.

Ю. Кобаладзе

И ветеран «Эха Москвы».

Е. Афанасьева

И ветеран «Эха Москвы».

Ю. Кобаладзе

Я у себя дома.

Е. Афанасьева

И член жюри конкурса «Студенческий ТЭФИ».

У меня первый вопрос к Юрию Литовчину, к одному из членов попечительского совета. Президентом конкурса является ректор ВГИКа Владимир Малышев, и членами попечительского совета являются люди, которые занимаются именно медийным образованием. Вот вы и ваши коллеги, это Елена Вартанова, МГУ, факультет журналистики, Быстрицкий Андрей, сейчас он декан факультета коммуникаций медиа и дизайна Высшей школы экономики и другие ваши коллеги.

Скажите, Юрий, почему и когда вот эта идея возникла, и почему захотели сделать наравне с «ТЭФИ регион» и большим «ТЭФИ» студенческий?

Ю. Литовчин

Вы знаете, это только что прошел второй «Студенческий ТЭФИ». Первый был в прошлом году. И это было, наверное, для нас, кто занимается медийным образованием, это огромное событие. Вы называли тех, кто занимается медийным образованием. Я хотел бы еще отметить и господина Месхи, ректора Донского государственного технического университета, потому что без его энергии, конечно, ничего бы не произошло. Конкурс потрясающий, потрясающе важный для нас, тех, кто учит, и самое главное, для тех, кто учится. Удивительный конкурс.

Е. Афанасьева

Он происходит практически по тем же правилам, что взрослый конкурс, только чуть меньше номинаций, так я понимаю.

Ю. Литовчин

Да, меньше номинаций, но, вы знаете, тут история такая. С номинациями достаточно интересно. Вот я только в этом году для себя открыл смысл этих номинаций, потому что мы спорили, сколько должно быть, сколько ребят поощрять, как делить художественные, игровые фильмы, документальные.

А в этом году я понял: эти номинации позволяют нам на самом деле увидеть, открыть какой-то талант. Ведь задача этого конкурса не поощрить уже известных профессионалов и поставить их в один ряд на доске славы, а найти таланты. И вот, собственно говоря, если мы видим в номинации яркую интересную работу, то она вызывает наше внимание, и мы видим талант, и, наверное, этот талант сможет дальше себя проявить уже при помощи тех замечательных профессионалов, которые участвуют в этом конкурсе, работодателей.

Е. Афанасьева

Я напомню слушателям наши средства связи. +7-985-970-45-45. Если у вас есть вопросы к сегодняшним гостям - Юрий Литовчин, ректор института ГИТР; Сергей Митрофанов, заместитель генерального директора телеканала «РБК»; Юрий Кобаладзе, заместитель декана факультета Международной журналистики МГИМО. Если у вас есть вопросы, реплики, комментарии, или вы хотите что-то сказать о медийном, журналистском образовании в ваших регионах, мы будем рады получить от вас смс и послания.

Вопрос Юрию Кобаладзе. Вы как заместитель декана МГИМО, каким вам кажется именно медийное образование на современном этапе? Оно соответствует требованиям индустрии – отстает, опережает?

Ю. Кобаладзе

Ох, если бы я знал ответ на этот вопрос! Во-первых, у меня нет такого опыта, я не очень знаком, что происходит в других вузах, но мы стараемся делать все, чтобы выпускать в свет людей грамотных, образованных. И практика показывает, что наши студенты востребованы. Конечно, не все становятся известными журналистами, не все попадают на телевидение, не все становятся «ох-ты, ах-ты», но стремятся все. Тем более, что сейчас такой стимул, такие появляются звезды новые, старых звезд уже подзабывают, но зато новые все стремятся. Вот ко мне пришла недавно студентка, говорит: хочу быть Машей Захаровой.

Е. Афанасьева

Вот как! Вот кто новая…

Ю. Кобаладзе

Да. Я теперь знаю, что мне надо готовить новых Маш.

Е. Афанасьева

Как раз пришла смс, Илья из Ярославской области спросил: «Кого студенты, на ваш взгляд, считают примером в журналистике?»

Ю. Кобаладзе

Меня.

Е. Афанасьева

Вот – Кобаладзе и Захарова. Кобаладзе, а почему же ваши студенты не представляли работ? Я не видела в тройках. Может быть были, когда вы отсматривали?

Ю. Кобаладзе

По ходу работы были, в самую последнюю минуту одна даже была отмечена специальным дипломом. Но это и моя вина, я как-то вот не сообразил, что надо было проводить в течение года такую рекламную кампанию.

Е. Афанасьева

И готовить эти работы.

Ю. Кобаладзе

Да, стимулировать их. Потому что как только я об этом заговорил, и нашли кандидата, на следующий день ко мне бегали десяток: Юрий Георгиевич, а как же мы? А уже было поздно.

Е. Афанасьева

Уже опоздали.

Ю. Кобаладзе

Поэтому в будущем году, я думаю, мы сто работ…

С. Митрофанов

Давайте просто назовем.

Е. Афанасьева

Да, Сергей Митрофанов.

С. Митрофанов

Наталья Кононова, «Зима на русском севере», вот эта работа.

Ю. Кобаладзе

Я везу ее диплом и в торжественной обстановке…

Е. Афанасьева

Да, если Наталья нас слышит, то она знает, что ее диплом у Кобаладзе.

Ю. Кобаладзе

Да.

Е. Афанасьева

Тогда, пользуясь эфиром на «Эхо Москвы», можно сказать тем студентам факультетов журналистики, телевидения, радиовещания, игровых вузов, связанных с игровым кино, что есть такой конкурс – коллеги, может, вы скажете, что планируется. Юрий Литовчин?

Ю. Литовчин

Вообще, я так понимаю, что этот конкурс будет если не всегда, то долго. Потому что интерес к нему все больше и больше, и самое главное, что, ну, по крайней мере, мы для себя в нашем институте поняли, что к этому конкурсу нужно готовиться. Не выбирать то, что есть.

Е. Афанасьева

Вы как ректор в данном случае говорите? Или как…

Ю. Литовчин

Да, я сказал: в нашем институте, значит, я говорю как ректор. И я призываю всех руководителей учебных заведений, где обучаются медийным профессиям, готовиться к этому конкурсу, отсматривать сценарные заявки, отсматривать предзащиты у ребят и, возможно, как-то помогать им, корректировать, чтобы они попадали в формат этого конкурса.

Е. Афанасьева

Я понимаю правильно, что любая учебная работа или работа, выполненная – даже, насколько я видела, были в финалистах работы, вышедшие в эфир на каналах местных. Любая работа, выполненная студентом, магистром или как учебная, или как профессиональная, может быть подана, если она попадает в номинацию. Сергей Митрофанов?

С. Митрофанов

… какого-то учебного заведения обязательно.

Е. Афанасьева

Подают учебные заведения, да?

Ю. Литовчин

Там есть ограничения, что это должны быть учебные заведения с государственной лицензией, с государственной аккредитацией, которые занимаются высшим образованием, соответственно, к сожалению, наверное, курсы, киношколы какие-то…

Е. Афанасьева

Которые без лицензии?

Ю. Литовчин

Нет, у них есть лицензия, но они не занимаются полноценным высшим образованием. Они, к сожалению, не смогут попасть на этот конкурс, по крайней мере, сейчас. Вы знаете, сейчас, наверное, факультетов журналистики так много, каждый вуз имеет факультет журналистики, так что география нашего конкурса будет велика.

Е. Афанасьева

Я, как человек, учившийся в том самом Ростове, где проходит уже дважды конкурс, я заканчивала в тот момент РГУ, Ростовский государственный университет, а сейчас огромный медиа факультет в том самом Донском государственном техническом университете, который вы уже упоминали.

Ю. Кобаладзе

Очень впечатляет.

Е. Афанасьева

Впечатляющий совершенно. И в других вузах города есть. Так что, это очень востребовано. Да, Сергей.

С. Митрофанов

Я хотел добавить по поводу будущего этого конкурса. Прежде всего, я думаю, что это действительно второй год этот конкурс проводится, и ему был придан особый статус. Было внимание и губернатора, и мэра города, и, соответственно, это поднимает статус конкурса. Потому что, вспоминая то, как проводился, например, последний конкурс «ТЭФИ-Регион» в Нижнем Новгороде, где вообще даже власть не обратила внимания на то, что у них в регионе проводится такой конкурс.

Е. Афанасьева

Конкурс региональных журналистов.

С. Митрофанов

То здесь было все совершенно наоборот. И важность этого конкурса была подчеркнута прежде всего властями. Но и для самих студентов это очень большая мотивация. Потому что первое, с чем я столкнулся, общаясь с ними, это их непонимание перспективности профессии, прежде всего. Они мне говорили: вы знаете, мы сейчас ощущаем, что журналист – это самая бесполезная профессия. Первое – народ не верит, власть не реагирует. Кому мы нужны?

Е. Афанасьева

Это отличается от того времени, когда мы входили в профессию.

С. Митрофанов

Но это говорят люди, которые, мы вспомним, поступали в 2011-2012 годах, и верили, что они идут в журналистику, они будут бороться с несправедливостью, они будут чего-то добиваться, и будет их работа видна, и от этого будет что-то меняться. Сейчас у них в это нет веры. Так вот, вот такой конкурс, мне кажется, немного этой веры дает.

Е. Афанасьева

Тогда, наверное, стоит уточнить. Если я вас правильно поняла, вы сказали о большом внимании властей, но это не конкурс, который власть, что называется, инспирировала. Потому что может возникнуть… вопрос в том, что у кого-то может возникнуть такое ощущение: а, власть организовала конкурс, раздала призы тем, кто ее лучше всех хвалит. В данном случае, ростовская власть.

Ю. Кобаладзе

Но мы готовы власть ростовскую хвалить, потому что нас действительно потрясающе принимали,

Ю. Литовчин

Потрясающе принимали.

Ю. Кобаладзе

Она проявила, я согласен с Юрой, что проявила колоссальный интерес, внимание, заботу. И, конечно, это очень важно.

Ю. Литовчин

Послушайте, 3 дня мэр города потратил своих на то, чтобы помогать этому конкурсу. Это потрясающе.

Е. Афанасьева

Да, Сергей Горбань.

У меня вопрос к Сергею Митрофанову. Вы, как работодатель, вы смотрите, вероятно, часто работы журналистов, в том числе молодых, которые к вам хотят устроиться. Уровень работ студенческих достаточен для того, чтобы претендовать лучшим из них на работу, например, на вашем канале РБК? Или все-таки это пока чисто учебные работы?

С. Митрофанов

Тут надо разделять все-таки работу телевизионную, но не только информационную, я представляю все-таки информационный канал, поэтому, конечно, мое внимание было на тех, кто был в номинации «информационный сюжет», «репортер». Признаюсь, очень слабые работы.

Е. Афанасьева

То есть, до уровня профессионального пока недотягивают?

С. Митрофанов

Даже очень сильно недотягивают. И это меня, честно говоря, расстроило. Но я не удивился, потому что уровень и региональной журналистики такой был своеобразный.

Е. Афанасьева

Вы имеете в виду на ТЭФИ взрослом, но региональном?

С. Митрофанов

Да. Поэтому здесь, конечно, надо обращать внимание, работать. Но в отличие от «ТЭФИ регион» в «Студенческом ТЭФИ» у участников есть огромнейшее желание, вот этот потенциал быть лучше, расти, стремиться, его надо отмечать, и ему надо способствовать.

Ю. Кобаладзе

Половина лауреатов, получивших призы, рыдали на сцене от счастья, умиления, восторга.

С. Митрофанов

Одна чуть в обморок не упала.

Ю. Кобаладзе

Падали в обморок. То есть, конечно, это такая состязательность, такой стимул, и это очень хорошо.

Е. Афанасьева

Но другие были номинации кроме информационных сюжетов, где уровень выше, чем просто ученический?

С. Митрофанов

Безусловно, были. И надо отметить прежде всего «документальный фильм». Истории, которые были там изложены...

Е. Афанасьева

В «документальном фильме» совершенно потрясающего героя нашел, это как раз ваш ученик, да, Юрий?

Ю. Литовчин

Да, это дипломник вот 2015 года.

Е. Афанасьева

Он нашел ополченца, парня, которого когда-то бросила жена, он не смог найти свое место в жизни и стал ополченцем. Вот герой действительно уникальный и очень интересный.

Ю. Литовчин

Там достаточно интересная история самого фильма на самом деле. У него есть версия.

Е. Афанасьева

Да, давайте его назовем.

Ю. Литовчин

«Монолог ополченца» он называется. У него есть версия, которая 60 минут, но у нас жесткие правила – диплом должен быть 13-минутный, поэтому пришлось ему взять только одну линию. Там было очень много интересных перипетий в этой работе, и я надеюсь, что она дальше пойдет по фестивалям, по каким-то, я так понимаю, и работодателям тоже.

Е. Афанасьева

То есть, это вот уровень уже документального кино?

Ю. Кобаладзе

Да, и не только документального. Я смотрю, сам себе напоминаю, анимационные фильмы очень интересные. Ю. ЛИТОВЧИН: Потрясающие.

С. Митрофанов

Это вообще взрослые работы.

Е. Афанасьева

Анимационные потрясающие, я видела все эти работы.

Ю. Кобаладзе

Да, и потом репортер, мне очень понравилось «Хлеб: как это делается?»

Е. Афанасьева

У нас пришла смс такая: «Уральский федеральный университет поздравляет свою студентку Анастасию Эйнгорн с ТЭФИ. Так держать! Уверены, что это не последняя ее статуэтка. Спасибо Академии российского телевидения».

С. Митрофанов

Это за «Хлеб».

Е. Афанасьева

Скажите, пожалуйста, кто вот для каждого из вас – Юрий, наверное, видел работы тоже, хоть и не член жюри, а вы оба были членами жюри – стал ли кто-то открытием, неожиданностью? Или как тема, либо как новая форма, либо как?..

С. Митрофанов

Для меня – да.

Е. Афанасьева

Кто?

С. Митрофанов

Телевизионный проект, интернет-проект, это, мне кажется, новое направление, и из многих работ, которые были представлены, не все отвечали этому критерию.

Е. Афанасьева

Не все были интернет-проекты.

С. Митрофанов

Да, это были телевизионные программы в интернете. А большая разница между телевизионным интернет-проектом и собственно телевизионным продуктом, транслируемым в интернете. Кстати, это была одна из главных тем обсуждения со студентами во время самого конкурса. Но мне понравилась работа ребят из Хабаровска. Удивительно, что они сами организовали свое телевидение FREE-TV, вот 8 человек выпускников организовали в интернете свое телевидение, и делали вот этот интернет-проект.

Е. Афанасьева

Это Хабаровский университет, да?

Ю. Литовчин

Они закончили уже институт, или они еще продолжают учиться?

С. Митрофанов

Там часть учится, а часть уже закончили.

Е. Афанасьева

Это, кстати, к слову о том, что, к сожалению, далеко не все знают об этом конкурсе еще, потому что я посмотрела все работы финалистов, и когда увидела именно этот проект «Разборка», я очень расстроилась, что ребята из Высшей школы экономики не прислали свою «Битву бизнесов». У них точно такой же проект, сделанный на очень высоком профессиональном уровне. Так что, может быть, на следующий год они будут знать.

Мы сейчас прервемся на новости и продолжим разговор о конкурсе «Студенческий ТЭФИ» с Юрием Кобаладзе, Сергеем Митрофановым и Юрием Литовчиным.

НОВОСТИ

Е. Афанасьева

Мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева, говорим мы сегодня о том, какими будут будущие создатели телевидения, медиа, потому что телевидение уже не узконаправленное, становится все более конвергентным и присутствует в интернете и во всех средах.

И говорим мы на примере конкурса «Студенческий ТЭФИ», который на этой неделе завершился в Ростове-на-Дону. Люди, которые этот конкурс придумали, делают, и члены жюри сегодня в студии. Юрий Литовчин, член попечительского совета конкурса и ректор ГИТР. И два члена жюри, это заместитель генерального директора телеканала «РБК» Сергей Митрофанов и наш любимый Юрий Кобаладзе, который пересел на свое привычное место, присутствует здесь тоже как член жюри конкурса и как заместитель декана факультета Международной журналистики МГИМО.

У меня вопрос. Смотрите, два человека здесь, которые готовят кадры – Кобаладзе и Литовчин. И два человека, которые потребляют кадры, потому что Сергею на РБК нужны, а я как человек, занимающийся в том числе подбором людей на Первый канал, тоже ищу. И вот есть ли у нас с вами – люди, сидящие друг напротив друга крест-накрест – противоречия?

Ю. Кобаладзе

У нас большие к вам претензии.

Е. Афанасьева

Да. Готовите ли вы тех, кто нам нужен, и берем ли мы тех замечательных, прекрасных и талантливых, которых вы воспитали? Сережа, хватает ли вам уровня подготовки нынешних выпускников?

С. Митрофанов

Первое наверное – не очень хватает, я уже говорил об этом. Пишут штампами, смотрят на жизнь штампами, и реальность многих пугает. Вот первое, что говорят, когда приходят к нам на практику: ой, а нас этому не учили. А что, это действительно так? Особенно когда впервые выезжают на съемки, особенно если это репортаж, особенно если что-то произошло. Но самое проблемное, когда ничего не происходит, а надо сделать какое-нибудь расследование, надо придумать, надо какие-то применить уже творческие силы, и вот тут начинаются проблемы, потому что люди не знают, а как это делать на практике. Наверное, знания-то есть – практики мало.

Е. Афанасьева

Вот абсолютно поддержу как человек, представляющий канал в данном случае, что ребята приходят, может быть, и умные, и талантливые, и замечательные, умеющие делать что-то такое в жанре более арт-хаусном, интересном для избранных, но вот практические навыки надо учить практически с нуля.

Ю. Кобаладзе

… к вам, вы давайте практикуйте.

Е. Афанасьева

Почему к нам? А чему же вы тогда учите, Кобаладзе?

Ю. Кобаладзе

Практики-то у них мало. Вот я исхожу из того: они к вам пришли, вы же не сразу их в пекло бросаете, вы должны…

С. Митрофанов

А как вы думаете?

Е. Афанасьева

Простите, вот мы летели с вами туда и обратно на самолете, а кто-то даст практиковаться в небе человеку, который вообще не умеет?

Ю. Кобаладзе

Не сравнивайте…

Е. Афанасьева

Телеканал – такая вещь, где попрактиковаться не умеющему человеку невозможно, потому что просто эфир сорвется. Вот видите, два представителя каналов машут головой.

Ю. Кобаладзе

Всегда у любого института даже самого талантливого, у нас есть потрясающие ребята, которые пишут так, как мне в жизни не написать, но все равно надо какое-то время прийти в себя. А если вы на второй день его пошлете, то он от страха умрет.

С. Митрофанов

Еще вы знаете, какая проблема? Долго пишут. Вот в чем дело.

Е. Афанасьева

Не умеют работать. Хочет Юрий Литовчин что-то сказать.

Ю. Литовчин

Хочу. С господином Кобаладзе мы представляем на самом деле академическое образование. Это не курсы. То есть, мы можем, конечно, открыть какой-то курс короткий, взять научить конкретным вещам.

Е. Афанасьева

Ремеслу.

Ю. Литовчин

Да. Совершенно верно. Но наша задача немножко другая. В основном ребята приходят после школы. Последний год в школе они тратят на ЕГЭ, вы знаете. А, соответственно, наша задача – дать им очень хорошее гуманитарное образование и дать навыки профессии. Дальше каждый канал, каждая продакшн-студия имеет свои особенности и, по идее, всегда будет так: они сами в себе будут оттачивать вот эти таланты. Я понимаю вас, что вам хочется всегда получить готовое и сразу.

Е. Афанасьева

Но одно дело – научить стилю РБК, приходит человек, который умеет делать как корреспондент, он знает, как делается сюжет, как это снять, как сделать. Ну, Сергей будет его учить стилю РБК, а у нас на Первом канале стилю Первого канала, а другое дело, когда человек просто не умеет делать сюжеты. Я условно говорю. Я не беру сейчас выпускников ваших прекрасных вузов.

Ю. Литовчин

Безусловно, есть такая проблема, но на самом деле, мне кажется, что если человек мотивирован, если ему хочется этим заниматься, если он посещал все эти самые замечательные лекции, допустим, того же господина Кобаладзе…

Ю. Кобаладзе

Да. Вы не дотягиваете до нашего уровня.

Е. Афанасьева

Да, даже и не пытаемся.

Ю. Литовчин

… то он обязательно прорвется и к вам на канал, и к вам на канал. На самом деле этот спор – он вечный. Никому не нравятся те, кто выпускается из вузов. И те, кто приходит на канал, им не нравится, они говорят: что мы какой-то ерундой будем заниматься? Я хочу делать огромную шикарную потрясающую работу, от которой изменится мир. А вы его посылаете…

Ю. Кобаладзе

И с нами то же самое было. Я вспоминаю, когда я пришел в ТАСС на стажировку сначала, меня посадили дежурным в ночную смену. Вот я один, я должен… да я потел от страха всю ночь.

Е. Афанасьева

И что выдали на ленту?

Ю. Кобаладзе

В общем, я не ошибся, но мог и ошибиться, потому что, мне сказал тогда Гелий Алексеевич Шахов, такой у нас прекрасный…

Е. Афанасьева

Отец Маши Шаховой.

Ю. Кобаладзе

Да. И он говорит: знаешь, некогда тут раскачиваться, мы тебя включаем в смену. Я говорю: не надо! – Надо! И…

Е. Афанасьева

Ну, то есть, только можно бросать – кто выплывет, тот выплывет?

Ю. Кобаладзе

Да, да. Наверное, кто-то бы и не выплыл в такой ситуации. Я выплыл. Ну, вот так и проверяется умение.

Ю. Литовчин

Есть еще одна история. На самом деле я понимаю, что все каналы, производственные студии, они очень заняты своей работой, но, ребята, вы обязаны брать на практику.

Е. Афанасьева

А кто обязал?

(неразб.)

Е. Афанасьева

А, ну, если Кобаладзе обязал…

Ю. Кобаладзе

… мы вам звоним: возьмите, пожалуйста, такой-то… - Нет, не нужно нам…

Е. Афанасьева

Потому что практика, извините – получается, что приходит студент, и человек, который и так работает вообще в ритме сверх-цейтнотном, на любом телеканале, особенно если это информационные программы, или связанные с прямым эфиром, они еще должны в этом супер-цейтноте тратить время, чтобы кого-то научить, или хотя бы бить по рукам…

Ю. Кобаладзе

То есть, не справляетесь…

Е. Афанасьева

Ах, вот, с Кобаладзе вообще… Мы для этого школу Первого канала сделали…

Ю. Кобаладзе

Ого! Значит, берите наших в школу.

Е. Афанасьева

Берем. Пускай приходят. Кстати, ваш выпускник нашего первого набора продюсеров ток-шоу прекрасно сейчас работает, супер-востребован в программе «Время покажет». К нему все бегают, как к выпускнику МГИМО, да, к Сереже все бегают и спрашивают, как правильно и с точки зрения политической, и экономической… Но он у нас поучился, чтобы прийти в ток-шоу, просто из МГИМО он прийти не смог.

Ю. Кобаладзе

Ну, конечно, надо поучиться…

Ю. Литовчин

Ну, учиться можно вообще всю жизнь, на самом деле.

Ю. Кобаладзе

… наш выпускник самый талантливый прямо заработает…

Е. Афанасьева

Но при этом все равно есть вузы сейчас – не знаю, как Сергей по выпускникам видит, а мне кажется, что есть вузы с более классическим образованием, но немножко трансформировавшиеся старые журфаки, чуть-чуть. А есть, вот как тот ДГТУ, который мы сейчас, там направление медийное создалось с нуля. Когда я жила в городе Ростов-на-Дону, это был РИСХМ – Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения, ни о каком медиа…

С. Митрофанов

… построен большущий медиа-парк.

Е. Афанасьева

Которому позавидуют любые московские вузы.

С. Митрофанов

Да, с такой огромнейшей студией, что…

Е. Афанасьева

И как там, как, например, на факультете медийном в Высшей школе экономики, вот более свежее, более современное и более практико-ориентированное образование.

Ю. Литовчин

Вы знаете, все зависит от людей. Конечно, когда в ДГТУ этим занимается потрясающий…

Е. Афанасьева

Потрясший нас всех Бесарион.

Ю. Литовчин

Это не только Бесарион. И Георгий Кудинов. Я хочу сказать про него, потому что это, конечно, фантастический человек, и он своей энергией – в прошлом году там ничего не было. Этого медиа-парка потрясающего, этих студий – ничего не было. За год он это сделал. И оборудовал уже практически полностью. Он меня водил, показывал готовое оборудование.

Е. Афанасьева

И вы смотрели с белой завистью, да?

Ю. Литовчин

У нас такое есть.

Ю. Кобаладзе

У вас потребовало пятьдесят лет это…

Е. Афанасьева

Не пятьдесят – это новый институт.

Ю. Литовчин

Нам всего 22 года.

Е. Афанасьева

Это новый институт. Я напомню тем, кто подключился к нашему эфиру чуть позже. Мы говорим о том, какими будущие телевизионщики должны и могут быть, и говорим на примере конкурса «Студенческий ТЭФИ». Юрий Литовчин, член попечительского совета конкурса и ректор ГИТР. И два члена жюри, заместитель генерального директора телеканала «РБК» Сергей Митрофанов и Юрий Кобаладзе, заместитель декана факультета Международной журналистики МГИМО.

Вот есть несколько вопросов, такие, более-менее, наверное… Пишет Наталья из Калужской области: «Так хочется, чтобы молодые журналисты были честны и не превращались в соловьевых и в киселевых». А Дмитрий Мезенцев пишет: «А нужны ли нынешнему телевидению журналисты, если сейчас тренд целиком на телевидении – это пропагандист, умеющий работать в обстановке информационных войн?»

Что скажете, коллеги? Кого вы готовите?

Ю. Литовчин

Я попробую ответить на этот вопрос. Смотрите, у нас был круглый стол в рамках той образовательной программы, которая проходила во время конкурса. А там как раз наоборот выступали молодые девушки, которые говорили: послушайте, у нас самая лучшая журналистика, мы должны ее пропагандировать…

Е. Афанасьева

Девушки из участниц или кто? Участницы конкурса?

Ю. Литовчин

Студенты, это не специально приглашенные люди. Студенты, которые говорили, что им очень все нравится, они хотят быть как Соловьев и Киселев. Всякое бывает.

Е. Афанасьева

Боже мой.

С. Митрофанов

И такие есть.

Ю. Литовчин

И такие тоже.

Е. Афанасьева

Но то, что и такие есть, это, конечно, понятно. А были ли другие, которые не хотят?

Ю. Кобаладзе

И другие есть.

Ю. Литовчин

Были и другие, разные.

Е. Афанасьева

Вы меня немного уже напугали. Я не была на этом круглом столе.

Ю. Кобаладзе

А у вас кто был на вашем мастер-классе?

Е. Афанасьева

Нет, у меня на мастер-классе были и студенты ростовские…

Ю. Литовчин

Я был.

Е. Афанасьева

Ой, Литовчин был, и даже сказал, чтобы я провела такую же для его выпускников.

Ю. Литовчин

Не сказал, а попросил.

Е. Афанасьева

Кстати, присоединяется к поздравлениям Насте Эйнгорн и 41-й канал Екатеринбурга. Это как раз поздравил ее журфак, а это на канале вышла эта работа про хлеб, которую вы вспоминали. «Наша звездочка, браво! - пишут - Позвольте вопрос: какие нововведения ждут конкурс в следующем году? Нет ли в планах ввести номинацию «ведущий программы»?»

Что, вы обсуждали?

Ю. Кобаладзе

Подумаем.

Ю. Литовчин

Подумаем. На самом деле вот эта номинация «репортер», она предполагает, в общем, мы хотели увидеть в кадре людей каких-то, потому что это не репортаж – репортер. Но вы знаете, в разговорах со студентами, которые приехали, очень интересная тенденция: они все очень хотели, чтобы их работы обсуждали. И, наверное, может быть, если модифицировать как-то конкурс, то нам какой-то один день отвести вот на обсуждение работы, им очень важно мнение профессионалов. И я когда на вашем, кстати, мастер-классе находился, рядом со мной сидел мальчик из Санкт-Петербурга, я не помню, второй или третий курс. Вы все время рассказывали, начало было про журналистику. А он – режиссер. Он: господи, а про режиссеров-то что-то скажет?

Е. Афанасьева

Да, там были звукорежиссеры, операторы, аниматоры, и одновременно разобрать… Им, конечно, очень важно.

Ю. Литовчин

Я думаю, что потрясающему человеку Этери Левиевой, просто благодаря ее энергии вообще все это происходит, вот мы ее будем просить, чтобы были какие-то секции по интересам, и разбирать там работы.

Ю. Кобаладзе

Чтобы мы уже приезжали не на 3 дня, а на месяц.

Е. Афанасьева

Ну, конечно, там все цветет, +20 градусов.

Ю. Кобаладзе

Точно. Мы знаем теперь, куда ходить.

Е. Афанасьева

А как раз тут спрашивают: «Вопрос Юрию Георгиевичу: вы шпионским штучкам учите своих студентов?»

Ю. Кобаладзе

И шпионским тоже.

Е. Афанасьева

Вот оно, оказывается, как. И студентов на ТЭФИ научите.

Ю. Кобаладзе

И на ТЭФИ научу. Попросят…

Е. Афанасьева

Мне как раз показалось, что номинация «режиссер» могла бы разделиться на режиссеров телевизионных программ и кино, потому что здесь присутствуют, во-первых, очень много, так как ВГИК стал одним из инициаторов конкурса, и очень много вгиковских работ, но даже учебные работы режиссера игрового кино и режиссера телепрограммы – это большая разница, как мне показалось.

С. Митрофанов

У нас как раз был очень большой спор, и было две работы, они были абсолютно одинаковые. Но одна была вот именно та, которая победила.

Е. Афанасьева

Яна Скопина «Ты что-то прячешь в кулаке» - это ВГИК.

С. Митрофанов

Да, это полноценный фильм, постановочный, действительно прекрасная режиссерская работа. Но было еще две работы «документальный фильм», и мы не могли понять, как оценивать.

Е. Афанасьева

Как сравнить можно игровое кино и…

С. Митрофанов

Да. И практически…

Е. Афанасьева

Как раз в этой номинации был Сергей Ковалев из Петербургского университета кино и телевидения, работа «Лесопилка», и вот тут уже я взяла на себя смелость, и ему, и вашему выпускнику…

Ю. Литовчин

Артему.

Е. Афанасьева

Артему, да, который сделал «Монолог ополченца» просто…

Ю. Литовчин

А, нет, «Монолог ополченца» сделал Максим Кобзев.

С. Митрофанов

… не помню, там был посвящен фильм городу…

Е. Афанасьева

Артем Дмитриев «Темная Вершина».

Ю. Литовчин

Да, там потрясающе, я помню, как девочка маленькая говорит: у женщин в колготках дырочки, цинк попадает…

Е. Афанасьева

Кошмар.

С. Митрофанов

Как-то буднично она об этом говорит, с улыбочкой. Жутко.

Е. Афанасьева

Я сказала как раз о том, что я двум ребятам с прекрасными режиссерскими работами, воспользовалась тем, что начинается в школе Первого канала мастерская телережиссуры, куратором которой будет Андрей Болтенко…

Ю. Кобаладзе

Сколько вы берете?

Е. Афанасьева

Двоих. И они получили возможность бесплатно, вот со вторника ближайшего они могут учиться у лучших именно практиков. То, о чем мы говорили.

Ю. Кобаладзе

Но только два – это мало.

Е. Афанасьева

Но, простите… у Литовчина тоже самоокупаемый вуз, наверное.

Ю. Литовчин

Да, мы не имеем никакого бюджета, все держится за счет денег студентов, но я всех вас, кстати, приглашаю в гости, уважаемые коллеги, приходите, мы покажем, у нас есть и, как вы говорите, пилот, который, доверят ли ему самолет. Мы сделали тренажеры.

Е. Афанасьева

О!

Ю. Литовчин

Приходите, посмотрите.

Е. Афанасьева

Как они выглядят? Это очень интересно.

Ю. Литовчин

Тренажеры для обучения видеорежиссеров – это полноценная ПТС без колес.

Е. Афанасьева

Но с начинкой.

Ю. Литовчин

С начинкой. И там одновременно воспроизводится – вот сейчас, кстати, наши коллеги с Матч-ТВ нам помогли, и сейчас ребята записывают футбол, который идет, чтобы для учебных целей, там будет синхронно записано 8 камер, и полноценный пульт – это синхронно воспроизводится, все уходят, запирается комната…

Е. Афанасьева

Как будто он в эфир выдает.

Ю. Литовчин

Да. Точно такая же история со звукорежиссерами.

Е. Афанасьева

Это очень интересно.

Ю. Кобаладзе

А знаете, что в голову пришло, какая мысль? Что любопытно – может быть, вы разделите мою точку зрения. Я – каюсь – не все посмотрел.

Е. Афанасьева

Тут надо объяснить принцип, что есть члены жюри, несколько, которые отсматривают в своих номинациях все, и дальше определяют лучших, и потом уже этих лучших смотрят все члены жюри и выбирают тройку, чтобы не испугались бедные студенты, что их работа не была замечена.

Ю. Кобаладзе

Но то, что попало в шорт-лист – вот у меня ни одна работа не вызвала протеста: как же так, что это попало, глупость какая? Все-таки талантливые работы, все равно они как-то вылезают.

Ю. Литовчин

Талантливые члены жюри. Я не член жюри, поэтому могу.

Е. Афанасьева

Там было много замечательных ваших коллег – Арина Шарапова…

С. Митрофанов

Владимир Кот.

Е. Афанасьева

Замечательный режиссер, который вместе с братом ведет мастерскую во ВГИКе.

С. Митрофанов

Марина Нефедова.

Е. Афанасьева

Да, «Маша и Медведь», это знаменитая автор-мультипликатор.

Спрашивают, на какой конкурс – ну, наверное, немножко неточно сформулировал Илья, вероятно, в какую номинацию поступило больше всего работ, куда стремятся молодые журналисты. Что, куда больше работ было?

С. Митрофанов

«Документальный фильм», «информационный сюжет» и «репортер».

Ю. Кобаладзе

Тоже объяснимо.

Е. Афанасьева

Тут, наверное, не то чтобы, потому что стремятся, но репортаж сделать все-таки легче, чем фильм целый игровой чтобы представить, или анимационный проект, так это уже вообще штучная работа.

С. Митрофанов

Победительница «анимационного фильма» сказала, что она на работу потратила полтора года. Понятное дело, что репортаж можно снять…

Е. Афанасьева

Все-таки если уметь, то снять быстро.

Ю. Литовчин

Я хотел как раз сказать о том, что вот, помните, я сказал, что факультеты журналистики есть в каждом вузе, и в каждом техническом вузе тоже есть факультеты журналистики, соответственно, когда отдельно одни журналисты, они сами снимают, много делают много разных работ. А все-таки такие вузы, как ВГИК, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, где есть и звукорежиссеры, и операторы, и где ребята работают вместе, конечно, этих вузов намного меньше. Поэтому таких вот сложных работ, их меньше.

Е. Афанасьева

Смотрите, какую реплику прислал Игорь из Москвы: «Вы ищете и растите тех, кто будет соответствовать вашим критериям и представлениям. Уникума вы обязательно упустите, ведь именно вы его не поймете, а, вероятно, уникум и не придет к вам. Второе – широта тем для журналистики кастрирована».

Ю. Кобаладзе

Ну, я бы не согласился. Ну, что же, мы, наверное, в состоянии уникума найти.

Е. Афанасьева

… как раз авторы анимационных работ, все три девочки – совершенные уникумы.

С. Митрофанов

А мне кажется, что сейчас, если раньше мы могли бы искать и думать: упустили, не упустили, это большая ответственность. Но сейчас любому уникуму не составляет большого труда заявить о себе самому самостоятельно в интернете.

Е. Афанасьева

Вот я как раз хотела сказать, что когда Юрий рассказывал о тренажерах, ну, конечно ПТС нет, но сравните время, когда учились журналистике мы с вами, и даже если давалась какая-то возможность где-то делать сюжеты, это были какие-то ночные монтажи, это была страшно сложная техника, сидел какой-то монтажер.

С. Митрофанов

Вечно ругающийся.

Е. Афанасьева

Да еще и пьяный мог быть, конечно, ночью.

Ю. Кобаладзе

И пленку получить было сложно.

Е. Афанасьева

Поехать снять сюжет – это пленка, оператор… А сейчас человек идет со своим мобильным телефоном или с фотоаппаратом, снимает, тут же монтирует, у него готово все. То есть, тренажер у молодого человека практически есть у каждого с собой в кармане.

С. Митрофанов

Но проблема в другом – теперь каждый думает о том, что он оператор, теперь каждый думает о том, что он журналист.

Е. Афанасьева

Да.

Ю. Литовчин

Вы знаете, как человек, который имеет смелость опубликовать свою работу, он должен отдавать себе отчет в том, что эту работу будут смотреть, и должен иметь собственного цензора внутри, насколько его работа хороша, чтобы ее можно было показывать другим. Но это мое такое мнение. А когда говорить про уникума. К примеру, этот парень, о котором мы говорили, его фильм «Монолог ополченца», он сделал все сам. Это парень-заочник.

Е. Афанасьева

То есть, у него не было огромной съемочной группы, которая делает обычно кино, бюджета такого, как стоит документальный фильм?

Ю. Литовчин

Только цветокоррекцию ему помогали делать. Все остальное он сделал сам, и он достоин колоссального уважения.

С. Митрофанов

И даже, кажется, сам снимал.

Ю. Литовчин

Да, и сам снимал. Ну, потому что тема достаточно тонкая, он не мог с собой брать группу. Плюс то, что он работал и одновременно учился. Заочное обучение, оно все-таки другое. Хоть это и 6 лет, но это несколько раз в год встреча с преподавателями.

Е. Афанасьева

Антонина интересуется из Оренбургской области: «Где можно посмотреть работы «Студенческого ТЭФИ» в интернете?»

С. Митрофанов

На сайте ТЭФИ.

Е. Афанасьева

Антонина, tefi.ru. И вопрос от Ильи: «После конкурса работы студентов куда-то отправляются?

Ю. Кобаладзе

В смысле?

Е. Афанасьева

Имеется в виду, может быть, дальше, на международные конкурсы, я не знаю.

Ю. Литовчин

Вообще хорошие работы, если говорить про конкурс, они набирают эти фестивали друг за другом. Вот сейчас мы думаем о том, может быть, воспользуемся такой возможностью: три вуза в России имеют право отправлять на студенческий Оскар работы.

Е. Афанасьева

Студенческий Оскар – это где и что?

Ю. Литовчин

Вот тот же самый Оскар, Academy of Motion Picture, есть студенческий Оскар.

Е. Афанасьева

И не все об этом знают.

Ю. Литовчин

Да-да. И ситуация такая, что те вузы, которые входят в международную ассоциацию киношкол CILECT она называется, только эти вузы могут посылать работы.

Е. Афанасьева

У нас это ВГИК, наверное, да?

Ю. Литовчин

И Санкт-Петербург и ГИТР. И вот мы, конечно, ждем каждый год, мы боимся послать туда работу, там проходит точно так же: как лучший иностранный фильм. Там три номинации: короткий фильм, документальный и анимация. И вот мы каждый раз боимся, потому что хотим послать, чтобы что-то получить, не просто послать. Вот, может быть, найдем такую работу, которую сможем послать туда.

С. Митрофанов

«Студенческий ТЭФИ» может стать таким отборочным туром.

Е. Афанасьева

Да, действительно.

Ю. Литовчин

Вот поэтому мы сейчас будем собираться с автором, с Максимом, потому что есть номинация документальное кино, тема очень интересная, посмотрим, что мы сможем сделать, и вдруг эта работа…

Ю. Кобаладзе

Я готов войти в оскаровское жюри.

Е. Афанасьева

И стать прообразом очередного студенческого Оскара. Смотрите, похож на дядюшку Оскара, правда, Кобаладзе?

Ю. Литовчин

Да, одно лицо.

Е. Афанасьева

Кстати, надо сказать, что статуэтку сделал замечательный Сергей Шанович специально для этого конкурса, за что ему спасибо.

Алексей из Свердловской области написал: «Елена, добрый вечер. Поблагодарите, если можете, команду фонда Академии российского телевидения. Они столько вынесли на своих плечах». Спасибо, Алексей. Да, вы абсолютно правы. Я думаю, мы все тут присоединяемся к добрым словам в адрес всей команды.

Ю. Литовчин

Потрясающая организация, все было здорово, исключительно понравилось, и нам, и, я так понимаю, студентам тоже.

Е. Афанасьева

«В чем отличие от старшего брата «Студенческого ТЭФИ»?» По-моему, просто меньше номинаций, да? Пока.

С. Митрофанов

Меньше номинаций, но больше работ.

Е. Афанасьева

«Были ли подняты острые социальные темы?» - Дмитрий Мезенцев спрашивает.

Ю. Кобаладзе

Да, каждая вторая – острая социальная.

Е. Афанасьева

Ну, вот, «Монолог ополченца» - парень, который в Донбасс ездил. Мне понравился сюжет, когда девочка мошенничество с фильтрами проверяла. Или мошенничество, когда на больных детей собирают деньги по всей стране на одного ребенка – это прямо расследовательские работы.

С. Митрофанов

Так что, острые работы были.

Е. Афанасьева

Ну что, мы, к сожалению, может быть, не упомянули сегодня всех ребят, кто вошел в тройки, и финалисты, у вас были замечательные работы, и спасибо всем, кто прислал свои работы. И главное, если нас сейчас слышат и преподаватели, и студенты медийных вузов, то я надеюсь, что на следующий год студенческий ТЭФИ сохранится, и зимой обычно Академия на сайте ТЭФИ объявляет о том, что прием работ начат. А номинации примерно те же, вы уже можете посмотреть и готовиться.

Спасибо Юрию Кобаладзе, спасибо Сергею Митрофанову и Юрию Литовчину.

С. Митрофанов

Спасибо.

Ю. Кобаладзе

Спасибо.

Ю. Литовчин

Спасибо.

Е. Афанасьева

Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024