Игорь Угольников, Мария Аронова - Телехранитель - 2015-02-22
Е.Афанасьева
―
Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами персонах, программами, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Достаточно редко говорим о кинопроектах – в том случае, когда они буквально соединены с проектами телевизионными, когда одновременно с прокатным фильмом делается большая телевизионная развернутая, иногда, часто сильно отличающаяся от кино, версия. И вот сегодня такой проект. Это фильм «Батальон», который вышел в прокат в четверг, если я не ошибаюсь, и первую неделю он в наших кинотеатрах. В гостях Игорь Угольников, продюсер этого фильма, кино- и телепродюсер, известный ведущий. Здравствуйте, Игорь!
И.Угольников
―
Здравствуйте, добрый вечер!
Е.Афанасьева
―
По телефону, мы надеемся у нас будет на связи исполнительница главных ролей – это Мария Аронова, и Мария Кожевникова. Будем надеяться, что мы сможем им дозвониться. Пожалуйста, ваши sms по телефону:+7 (985) 970 45 45. Ваши реплики, комментарии - в первую очередь, конечно, те, кто фильм посмотрел. Игорь, еще раз здравствуйте. Существуют те даты, к которым вольно-невольно, что называется с советских времен учили - оперативный повод. Под 23 февраля здесь обычно бывали люди, связанные с военным телевидением, сериалами о войне и о настоящих мужчинах. И вот первый раз, когда я пригласила человека в проекте о настоящих женщинах, но фильм «Батальон», военный. К Дню защитника Отечества, наверное, релиз не случайно выбран?
И.Угольников
―
Не случайно. Тем более, что мы сделали картину о женском батальоне, о защитницах Отечества, хотя праздник защитника Отечества подразумевает, прежде всего, как праздник мужчин. В данном случае прокат картины начался с 20 числа и, надеюсь, продлится до 8 марта, тем самым объединив оба праздника.
Е.Афанасьева
―
Оба праздника, то есть и про женщин и про защитников Отечества, защитниц. Так получилось, что в своем продюсировании две очень крупные работы последнего времени, они о войне. Это «Брестская крепость» у вас и сейчас «Батальон». Почему именно эта тема? У нас до сих пор те вопросы, которые на сайт вам прислали, они на 90% про ваше юмористическое прошлое. А продюсерские ваши работы вдруг военные. Почему?
И.Угольников
―
Да, да. Где-то в конце прошлого тысячелетия я занимался несерьезным жанром. Время было такой, интересное, эпическое можно сказать. Старое телевидение уходило в историю. Начиналось новое телевидение. Мы тогда, помнится, мечтали и с Владом Листьевым, и с моими друзьями о новом, принципиально ином телевидении и даже попытались - сделали робкую попытку создать это новое телевидение. Что случилось дальше, мы с вами знаем. Влада убили, эпические времена закончились…
Е.Афанасьева
―
Вот уже будет 1 марта 20 лет – страшная дата.
И.Угольников
―
20 лет, да. Эпическое время закончилось, и настало время денег, рейтингов и юмора, над которым, в общем, смеются люди не от большого ума. И я почувствовал, что стал неформатным. И даже не это главное. Главное, что во мне всегда жила надежда и мечта снять фильм о защитниках Брестской крепости – я говорил об этом неоднократно. Мне больше всего запала в сердце ситуация, при которой люди принимают решение остаться до конца, даже когда уже это бессмысленно, когда тебя бросили, когда фронт ушел далеко, когда у тебя нет патронов, воды и в подвале погибают твои родственники. Однако же люди… кто-то сдавался в плен; кто-то для того, чтобы прекратить свои страдания, вставал в полный рост и принимал пулю в грудь и оставался до конца и тем самым поступком не только менял свою судьбу, но и судьбу своей страны и всего мира, потому что, как мне кажется, именно майор Гаврилов, комиссар Фомин и другие защитники Брестской крепости приблизили 9 мая 45-го года.
Е.Афанасьева
―
Почему тогда женский батальон, почему Первая мировая война, почему эта история? Вот Дмитрий Мезенцев как раз спрашивает, почему именно Бочкарева?
И.Угольников
―
Первая мировая война. Мы с вами о ней ничего не знаем. Это не наша вина. Война была забытой намеренно. Она считалась империалистической, а значит, и изучать ее не стоит. И только сейчас постепенно мы возвращаем память своих поколений о той войне. И, когда мы занялись изучением этой войны, для нас стал очевидным факт, что Вторая мировая война – это незаконченная первая. И все, что происходило тогда, сто с лишним лет назад очень созвучно времени.
Е.Афанасьева
―
Как бы страшно это не звучало.
И.Угольников
―
Как бы страшно это не звучало. И изучая Первую мировую войну – я как бы не историк по образованию, очень прикладно изучаю на предмет создания художественных произведений – так вот, изучая Первую мировую мы обнаружили для меня, - так же, как и для многих людей, - малоизвестный факт создания этого женского батальона. И я понял, что это то, что нужно, и в этом есть и большой смысл и очень большая фабула интересная, и сюжет из этого можно построить удивительный и очень современный, когда женщины идут поднимать боевой дух, утерянный солдатами, поднимать боевой дух мужчин, которые не хотят воевать, хотя немец стоит на их земле.
Е.Афанасьева
―
Писали ли вы свой сериал уже предполагая… то есть фильм, сериал - вероятно это разные сценарии, как я понимаю, с точки зрения технологии. Или вы снимали все отдельно, просто есть расширенная версия?
И.Угольников
―
Писался изначально сценарий для полнометражной версии. В результате он написался очень серьезным и большим. Я понимаю и понимал изначально, что этот сценарий надо писать с запасом. И фильм снят – эпизоды его некоторые – с запасом для телеверсии. К тому же мы серьезно работает с кинохроникой Первой мировой войны. Ее осталось не так много, как хотелось бы, но она есть. И сейчас мы вместе с компьютерщиками, художниками, редакторами и режиссерами продумываем уже телевизионную серию, которая вчерне уже смонтирована, но требует очень серьезной и кропотливой работы уже дальше с хроникой. Вообще, для меня весть постпродакшн, все, что касается момента, когда начинается сборка картины, всегда самый увлекательный для меня и кропотливый процесс.
Е.Афанасьева
―
Я напоминаю, это Игорь Угольников, продюсер фильма «Батальон», известный теле- и кинопродюсер и ведущий. Как вы остановились на выборе главной героини, почему Аронова?
И.Угольников
―
Тут абсолютно не было никаких сомнений, и, вообще, мне хотелось для нее создать роль поворотную в ее судьбе, потому что Маша пришла ко мне как раз в программу «Оба-на!» в 93 году, будучи еще студенткой Щукинского училища 3-го курса. И обладает потрясающим чувством юмора, а самое главное – огромной человеческой силой, женской силой. И, конечно, для меня был очевидным тот факт, что Маша должна играть Бочкареву. И, естественно, эта актриса была назначена на роль без всяческих проб, и сыграв эту роль, мне кажется, совершила свой гражданский и профессиональный подвиг.
Е.Афанасьева
―
Мы дозвонились сейчас до Марии Ароновой. Она у нас на связи по телефону. Добрый день, Мария!
М.Аронова
―
Здравствуйте!
Е.Афанасьева
―
Поздравляем вас с премьерой.
М.Аронова
―
Спасибо!
Е.Афанасьева
―
Вот Игорь рассказывает, что у него не было ни малейших сомнений в том, кто должен играть эту роль. А у вас были сомнения, когда вам предложили сыграть такую необычную для вашей…
М.Аронова
―
Мы не имеем права в данном случае говорить: «мне предложили», потому что это была идея Игоря, и я тебя, мой милый друг, благодарить буду до конца своей жизни за тот подарок, который ты для меня сделал, потому что Игорь, зная меня, мои человеческие качества не усомнился. Это была абсолютно идея Игоря. Он мне позвонил и сказал: «Мать моя, Жабочка, - как мы друг друга зовем, - у тебя такой роли не было и никогда…» В силу того, что мы с Игорем с 93-го года, я верю ему бесконечно. Он высокого уровня профессионал. И то, что режиссером стал Дмитрий Дмитриевич Месхиев – я не буду уставать говорить о том, что это Владимир Владимирович Иванов – это мой педагог в театре – вот для меня Месхиев такой же человек в кино. И это идея Угольникова – пригласить Месхиева в качестве режиссера. Поэтому все, что со мной произошло – это Игорь Угольников. Я буду тебе это говорить, Игоречек, бесконечно.
И.Угольников
―
Спасибо, Маша!
Е.Афанасьева
―
Мария, скажите, эта история про эту женщину, этих девочек сто лет спустя – как вам кажется, мы сейчас на нее смотрим другими глазами? Мы оцениваем и этих девочек и эту женщину иначе, чем они оценивали себя? Что поменялось в отношению людей к войне, теме женщин на войне, к чувству долга, доблести?
М.Аронова
―
Мне кажется, что сейчас в какой-то степени потеряно вообще ощущение чести, понимание чести, понимание честного слова. Сейчас очень правильно вышел этот фильм. И я держу кулаки, чтобы этот фильм смотрело молодое поколение, которое сейчас формируется. Сейчас очень внимательно надо смотреть за учебниками истории. Нашему поколению было легче: у нас была пионерия и комсомолия. А в данном случае, формирование наших детей на наше совести полностью, на совести театра, кино, родителей, которые растят сейчас своих детей. Надо понимать, что такое честь. Многие спрашивают, что за сцена, когда погоны срывают. Это надо 48 раз объяснить, что это такое для офицера того времени сорвать с себя погоны.
И.Угольников
―
Да, я еще прибавлю, Маша, что все-таки понятие чести и достоинства не совсем утеряно. Существует в нашей нации и многих людей. Но ты права в том, что - и мы говорили об этом неоднократно, - что, действительно, нашим детям надо рассказывать и показывать. Они никогда назидательный тон не воспримут. Им нужно честно и правильно рассказать и показать.
Е.Афанасьева
―
Через историю, через характеры.
И.Угольников
―
И, если увидев нашу картину, наши дети и внуки будут задавать нам вопросы, почему так случилось, зачем Россия пошла в Первую мировую войну, почему она не выиграла в этой войне, хотя должна была; как закончилась эта война, почему случилась февральская революция; почему дальше был Октябрьский переворот и Гражданская война – как такое могло с нами произойти, с великой нацией? Как такое могло произойти.
М.Аронова
―
Почему расстреляли царскую семью, которая теперь, понимаешь, на иконах висит? Это очень мало людей знает. Я вам могу сказать, что сейчас поколение даже моего сына – 22-24 года – задайте им вопрос: Когда шла Великая Отечественная война? – которая ближе к нам, - вам не каждый ответит.
Е.Афанасьева
―
Маша, скажите, вы играли женщину более взрослую, чем основные девочки, исполнительницы главных ролей. Вы сейчас можете сказать, как женщина, как мама, подвиг этих девочек, эта трагедия – он был бессмысленным или не был?
М.Аронова
―
В нашей истории не был. Я надеюсь, что и по-настоящему не был. Хотя очень много воспоминаний. Вот Игорь и его команда приносили… помнишь, Игорь, какое количество материалов вы мне дали перед съемками – там очень много статей – вот Игорь не даст мне соврать, - когда говорилось, что смерти девочек из этого батальона была, в общем-то, бессмысленной.
И.Угольников
―
Но там это говорилось и подавалось в более поздних документах. На самом деле надо говорить еще о том, в какое время эти люди жили, в какое эпическое время. Они чувствовали себя настоящими революционерами. Ведь случилась Февральская революция. Она была действительно революция в душах людей. Царь отрекся от престола… Надо много говорить, почему он это сделал, конечно, говорить о заговоре 16-го года и так далее, но надо понимать, что думали женщины, кем они себя считали.
Е.Афанасьева
―
После того, как вы всю эту историю – я не хочу говорить слово «сняли», - а прожили с этими героинями, как вы сейчас для себя – и Игорь, и Мария – отвечаете на вопрос: женщине место на войне или нет?
И.Угольников
―
Конечно, нет.
М.Аронова
―
Конечно, нет. Вместе ответили.
И.Угольников
―
Да, Маша, женщина и война – это вещи несовместимые. Но для меня тоже понятно, когда я смотрю на монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане, я понимаю, почему стоит именно женщина, почему Родина-мать с мечом. Она стоит на костях мужиков, которых уже нет, которые уже не могут бороться. И это важно.
Е.Афанасьева
―
То есть женщины встают, когда уже мужчины не справляются.
И.Угольников
―
Да.
Е.Афанасьева
―
Мария, еще вопрос к вам. Я знаю, что девочки-актрисы совершили такой актерский подвиг – их действительно брили налысо, да, Игорь, я правильно знаю?
И.Угольников
―
Да, да.
Е.Афанасьева
―
То есть многие актрисы потом долго снимались в париках в других ролях и на сцену выходили.
И.Угольников
―
Да. Большинству актрис мы сделали из их волос парики, в которых они потом ходили. Но для меня было так же удивительно – ну, хорошо, актрисы согласились бриться наголо, потому что это было обязательное условие – там одна только согласилась, не буду называть фамилию, потом посмотрела фильм – пожалела об этом, - но удивительно, что брились налысо и девочки из массовки. И, вообще, в результате – вы правильно говорите - батальон сложился. Это уже не важно было актрисы это или массовка или девочки-каскадерши. Это был целый батальон. Главный герой наш – это батальон.
Е.Афанасьева
―
Маша, вы чувствовали себя руководительницей этого батальона?
М.Аронова
―
В какой-то степени да. Мне надо было повести за собой, и я понимала, что мне не следует отделяться от девчонок, то есть мы были все в равных условиях. Я могу сказать, что я очень благодарна Игорю, благодарна Дмитрию Дмитриевичу Месхиеву, группе, что меня все-таки как-то берегли. Но с другой стороны, я абсолютно четко понимаю, что если бы у меня не было московских спектаклей и мне не нужно было уезжать, я была бы в такой же экспедиции, как основная масса людей, которые там снимались, - то я обязательно участвовала бы в общих сценах. Мне кажется, что это было бы честно по отношению к девчонкам. То есть то, что меня там не было, это исключительно из-за того, что репертуарный театра – не могли меня отпустить. И то Игорь, в общем-то… Помнишь, как ты просил, как числа мы просили у театра, и все нам шли навстречу. И еще, простите меня, не очень правильно прозвучала - Игорь, наверное, сразу услышал это – неправильно прозвучала моя фраза о том, что утеряно… Я другое, Игорь, имела в виду. Я хочу сказать, пока я в эфире, что я горжусь тем, что я русский человек, и бесконечно люблю свою родину. Я очень горжусь своим нардом. Я считаю, что мы великая нация.
Е.Афанасьева
―
Маша, тогда - просто уже скоро перерыв на новости на "Эхе" – еще раз напоминаю, что это Мария Аронова, исполнительница главной роли в фильме «Батальон» с нами на связи по телефону, - в этом фильме для вас, что главное, вы для себя о чем играли, о чем сыграли? Какой главный посыл должен считать зритель современный?
М.Аронова
―
Всегда моя любимая потрясающая тема, и я считаю, какие-бы у меня успехи не были в кино, театре – самые главные мои роли – это мой сын и моя дочь. То, что произошло, я надеюсь, это будет читаться с моей героини, когда все эти девочки лысые писали ей письмо. И, какая нелепость, когда они начинают гибнуть в бою ли, не в бою ли, но эта любовь, которая в них прорастает, которая, видимо, до этого им была неведома – вот для меня это основная тема. И, конечно, то, что они объединились, и то, что до такой степени они были верны; в кого они выросли – все эти разрозненные, разные девочки.
Е.Афанасьева
―
Спасибо вам большое! Маша, Мария Аронова на связи. Успеха вашему фильму, и потом – сериалу.
М.Аронова
―
Спасибо! Если у вас будет возможность поцелуйте от меня Игоря Угольникова.
Е.Афанасьева
―
Сейчас попробую в перерыве на новости. Спасибо, Маша, успехов вам, до свидания.
М.Аронова
―
Спасибо, до свидания!
Е.Афанасьева
―
Действительно, это, по-моему, грандиозная роль великой актрисы Марии Ароновой. Действительно, я считаю, вы правы, она до этого ничего подобного не сыграла. Но как вы собирали этот батальон, как собирали девочек? Там есть известные актрисы у вас, задействованные во многих ролях других, и они шли на эти лишения. Как вы их собрали?
И.Угольников
―
Надо говорить о том, что мы создавали все-таки исторически достоверное кино, поэтому даже лица подбирались таким образом, чтобы у нас было ощущение правды. Хотя это ощущение крайне затруднено. Мы с вами Великую Отечественную войну воспринимаем подкожно, она у нас в крови, а Первую – не знаем совсем. И по лицам, по крупицам собирались. Мало того, девочки были разного сословия – это тоже надо понимать.
Е.Афанасьева
―
Мы сейчас прервемся на новости и продолжим разговор с Игорем Угольниковым о фильме «Батальон».НОВОСТИ
Е.Афанасьева
―
Мы продолжаем программу "Телехранитель". В студии Елена Афанасьева. В гостях сегодня Игорь Угольников, известный кино- и телепродюсер, телеведущий. Мы говорим о фильме «Батальон», премьера которого идет на этой неделе в кинотеатрах; фильм о первой мировой войне, о женском батальоне. И остановились мы на вопросе, как же этот женский батальон… как подбирали этих девочек, которые современные, юные прекрасные и талантливые и востребованные, смогли отождествить себя со своими ровесницами столетней давности, понять, почему девочки жертвовали всем и пошли, в общем-то, на бессмысленную войну, отдали свои юные жизни. Как вы подбирали, как вы им объясняли?
И.Угольников
―
Я еще раз повторюсь: подбирали еще, конечно, по лицам. Надо было еще понимать, что в батальоне служили девочки из разного сословия, и благородные и нет. И конфликты в батальоне были очень серьезные. Но даже не это главное. Было важно подобрать единых дух для всей этой команды.
Е.Афанасьева
―
Я, извините, сразу вспомнила рассказы про то, как Никита Михалков снимал своего «Сибирского цирюльника» и прямо увозил в какое-то военную училище этих молодых ребят, которые играли, и она там месяц или что-то тренировались. Вы что-то такое же делали.
И.Угольников
―
Мы пошли по пути Никиты Сергеевича, и девочки тренировались в военном лагере под Псковом. Они прошли курс молодого бойца. Они научились маршировать, она научились стрелять из мосинской винтовки, правильно ползать по-пластунски. Но даже не это было главное. Главное – что они объединились. Это было единое целое. Они превратились в настоящий батальон. Для меня было важно еще, что в картине сыграла Маша Кожевникова. Так же, чтобы она повернула свое представление о ней широкой массы зрителей…
Е.Афанасьева
―
Мы сейчас попробуем дозвониться до Маши Кожевниковой по телефону. Здесь есть вопрос, я как раз его хотела прочесть: «Не пойду смотреть батальон из-за Марии Кожевниковой. Для меня такие лица не подходят». И, соответственно, вероятно, политическая деятельность Маши так же претит некоторой части зрителей. Как вы к этому относитесь?
И.Угольников
―
Сочувствую, с сочувствием отношусь. Ну, значит, не пойдете. Значит, пойдет кто-то другой. Вообще, приклеивание ярлыков как к продюсерам, режиссерам, актерам – вот я не буду смотреть, потому что он такой плохой… Меня корили когда-то, когда я снимал «Брестскую крепость», вообще, писали письма – они у меня есть – «как это вы доверили этому телевизионному клоуну снимать фильм о защитниках Брестской крепости?" Вот ярлыки не стоит приклеивать.
Е.Афанасьева
―
Ну а почему для вас была важна именно Маша Кожевникова в таком случае?
И.Угольников
―
Маша Кожевникова обладает очень серьезное харизмой – это первое. Второе: гражданской позицией, что очень немаловажно для этой роли, и мне хотелось, поскольку я очень дружу с этой семьей, хотелось, чтобы она также перешла в иное актерское качество, человеческое качество, именно поэтому я предложил ей играть одну из ролей.
Е.Афанасьева
―
Да, до этого у нее были достаточно гламурные персонажи.
И.Угольников
―
Именно в этом и вся суть. Такая же была история с Пашей Деревянко, который снимался в фильме «Гитлер капут!», а мы его пригласили на роль комиссара Фомина. На нас тоже смотрели с очень большим скепсисом.
Е.Афанасьева
―
Мы сейчас еще поговорим с вами о выборе других актеров. Мы дозвонились до Маши Кожевниковой. Здравствуйте, Мария!
М.Кожевникова
―
Здравствуйте!
Е.Афанасьева
―
Я не знаю, слышали вы или нет - за несколько минут до этого я прочла одну из эсэмэсок пришедших в эфир к нам во время беседы с Игорем. И вам пишет, что он не пойдет смотреть фильм именно из-за Маши Кожевниковой. Что вы ответите Ивану? – вот так.
М.Кожевникова
―
Мне кажется, что Ивану надо ответить, что в этом фильме играю не только я, а создавался фильм огромной командой, поэтому, если только из-за меня, то это не повод не пойти в это кино. Мне кажется, что его мнение обо мне, если он какие-то роли смотрел мои другие… все-таки для того, чтобы создать свое мнение и, вообще, комментировать что-то, нужно все-таки это посмотреть для начала. Мне кажется, для него будет, если он все-таки пойдет, большим удивлением то, что он увидит на экране.
Е.Афанасьева
―
Совсем женский вопрос: «Вы тоже побрились налысо, как и большинство актрис?
М.Кожевникова
―
Безусловно, конечно, я так же как и все актрисы, была точно в таких же условиях.
Е.Афанасьева
―
Но для молодой девушки красивой, востребованной, чем это было? У вас же масса другой работы, политическая деятельность, личная жизнь. Почему вы на это решились?
М.Кожевникова
―
Вы знаете, я даже… и мысли у меня не было или подумать, что, может быть, не срезать волосы, потому что я должна была пройти то, что моя героиня должна была пройти. И у меня работа очень часто начинается от внешнего к внутреннему. Мне это очень сильно помогало. Эти девушки, она тоже прошли данный путь. Поэтому, мне кажется, было очень честно, играя в этом кино, потому что это, конечно, огромная ответственность прикасаться к такому материалу, поэтому мне кажется, это было честно по отношению к тому, что мы делали – пройти то, что проходили наши героини, хотя бы прикоснуться к этому.
Е.Афанасьева
―
Вас брили прямо в кадре, снимали это?
М.Кожевникова
―
У меня был один дубль…
Е.Афанасьева
―
Я у Игоря спрашиваю, как это происходило. То есть, на каждую девочку один дубль – других уже не могло быть.
И.Угольников
―
С содроганием. Конечно, многие девчонки плакали, слез было не сдержать.
Е.Афанасьева
―
Они были настоящие.
И.Угольников
―
Да мы тоже. Я должен сказать о Маше то, что она участвовала в проекте еще в момент создания сценария, и участвовала в проекте изначально. Естественно, это уже никакой не секрет, мы не будем этого скрывать: кое-что в сценарии пришлось изменить, нам пришлось прервать съемки и подождать, пока Мария Александровна родит Ваню. Но через две недели она вернулась в строй.
Е.Афанасьева
―
Маша, для вас это, о чем фильм? Вот ваша героиня, женщина, жившая за сто лет до вас – вам хотелось, что о ней главное рассказать или через нее?
М.Кожевникова
―
Знаете, вот как Игорь уже сказал, что я не только свою героиню… разговаривали много с Игорем, огромное количество материала я перечитала, за что Игорю огромное спасибо. Он даже нашел хронику этого батальона марширующего, этих девушек. Для меня самый главный посыл в этой картине – это, конечно, что война – это самое ужасное, что может быть, потому что моя героиня – у нее уже не было смысла жить. Она понимала, куда она идет, потому что муж погиб, отец умирает. И она отдает свою жизнь за то, чтобы изменить что-то в стране. Это, безусловно, героизм, ее смелость, ее храбрость… И в связи с тем, что я была беременна в жизни, мне кажется, что сценарий наш от этого только выиграл, потому что, если раньше была только жертвенная смерть в этом фильме, то появилось еще рождение, и это действительно исторический факт, что девушки, которые, если они были беременны…
И.Угольников
―
Не выдавай всего, не выдавай всего для тех, кто еще не видел картину.
М.Кожевникова
―
Извините!
Е.Афанасьева
―
Здесь есть один из вопросов. Я хочу его переадресовать и Маше и Игорю: «Вы хотите превзойти фильм «А зори здесь тихие»? Напрашивается сравнение». Вот сравнение с фильмом о женщинах на той войне и на этой. Видите, у зрителей и наших слушателей невольно напрашивается. Игорь...
И.Угольников
―
Превзойти любую картину – это бессмысленная задача. Никто перед собой такую задачу не ставит. Нам важно сохранить все то, что было в советском кинематографе, великом советском кинематографе, в фильмах о войне, таких как: «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики» и так далее. Конечно, эти традиции должны жить и в нашем производстве, и я на них всегда опираюсь. Другое дело, что восприятие женщин на войне. Мы всегда с чем-то сравниваем. Кто-то сравнивает с «А зори здесь тихие», кто-то с «Солдат Джейн», и пожалуйста, сравнивайте. Мы этого делать не должны. Мы делаем свое кино.
М.Кожевникова
―
Можно я добавлю только. Мы все выросли на этом кино, но самое главное, снимая наше кино, главное, честный был у нас подход. У нас все было натуралистически, все по-настоящему, все драки были настоящими. Такой подход был выбран Дмитрием Дмитриевичем Месхиевым. И то, что вы видите, и, когда меня будут бить, избивать мои недруги – может быть, кстати, пригласить этого Ивана в это кино, потому что, может быть, он порадуется – меня там бьют по-настоящему. Иван, приходите, вы получите истинное тогда удовольствие. Я после этого две недели не выходила из дома, потому что у меня была щека очень раздутая, как флюс, поэтому, может быть, вы получите наслаждение в результате этого, поэтому приходите.
Е.Афанасьева
―
Маша, вы сказали, что вы прочли много о основных героинях – про всех девочек батальона в фильме рассказать нельзя – есть свои истории. Какая история, может быть, вас больше всего поразила?
М.Кожевникова
―
Знаете, мой персонаж, он такой… Конечно, я играю графиню, в результате сыграла графиню, потому что мы роль поменяли мою. Это, конечно, собирательный образ. Конечно графина Татищева, она не была в этом батальоне. Но в этом батальоне были девочки из разных сословий. У них была еще внутренняя борьба помимо того, что происходило. Это, кстати, такой важный момент, про который мы тоже рассказываем. Все истории девушек, которые там были, и то, что мне Игорь давал материалы – я, конечно, глубоко убеждена, что женщину, чтобы они приняла решение пойти на войну – это, знаете, состояние доведенной до отчаяния, когда уже нет выхода, когда уже единственное, что ты можешь отдать, чтобы изменить ситуацию, это свою жизнь. Когда ты хочешь что-то поменять. Поэтому у каждой девочки была своя история. Кто-то из-за любви шел, кто-то потерял своих близких людей, это было уже последнее, что ты можешь сделать. Они верили в то, что они могут изменить, они шли на это честно. Они шли на это очень искренне. И, мне кажется, что надо посмотреть, кино, потому что у каждой девушки своя, безусловно, история.
Е.Афанасьева
―
Вот слушатель из Москвы пишет: «Странная идея с героизацией войны. Агитацией занимаетесь в теперешних условиях, что ли? Подготовкой баб к сегодняшней войне?» Маша, Игорь…
М.Кожевникова
―
Знаете, хочу на это сразу ответить. Мы этот фильм задумывали еще три года назад, когда той ситуации, которая у нас сейчас происходит, вообще не было, и даже в мыслях не могли себе это даже представить и воображении своем. Поэтому мы этот фильм как раз задумывали для того, чтобы мы знали свою историю, историю своих прабабушек и прадедушек. Несмотря безусловно на территориальные и человеческие потери, о них мы не можем не то что не знать, мы имеем права о них забывать или не знать.А я могу честно сказать, я, наверное, как и многие другие, как и 90% нашего населения знала о Первом мировой войне что-то из школьной программы, что-то видела по телевизору иногда и изредка. Поэтому я для себя открыла целый мир, я действительно углубилась в историю Первой мировой войны. И вы знаете, просто именно по-человечески даже, не по-актерски просто переосмысливаешь очень многие ситуации. Поэтому мы задумали фильм именно для того, чтобы наше молодое поколение знало свою историю. Мы должны ее знать.
И.Угольников
―
И при этом, - извини, Маша, что перебиваю тебя, - надо еще говорить очень важную вещь о том, что фильм очень, к сожалению, получился современным, несмотря на то, что…
М.Кожевникова
―
Но мы этого не планировали.
И.Угольников
―
Мы этого не планировали, создавая картину. Но опять та же история. Опять кому-то нужно сделать так, чтобы армия разваливалась, кому-то нужно сделать так, чтобы люди не ощущали себя в едином обществе, единой нацией, кому-то опять нужно нас разваливать.
Е.Афанасьева
―
Здесь ест вопрос от Дмитрия из Екатеринбурга: «Игорь, сможете ли вы своим фильмом переубедить большевистское мнение о батальоне, как о «бочкаревских дурах»?»
И.Угольников
―
Ну вот и сходите на фильм, посмотрите. Этим мы как раз и занимаемся. Они совсем были не дуры, хотя были очень «бочкаревские».
Е.Афанасьева
―
Может быть, вы расскажете – Маша или Игорь – еще о тех девушках-актрисах, которые играли. Известных актеров вы уже назвали, которые у вас были в фильме, а о молодых девушках, Маша, о своих партнершах?
М.Кожевникова
―
Вы знаете, это питерские актрисы, замечательные совершенно. Я, если можно, расскажу о девочке, с которой мне пришлось очень много играть, с Аней Кузнецовой. Это на самом деле очень большой подарок, когда у тебя есть такие партнеры, которым ты смотришь в глаза, и тебе уже не надо накачивать или как-то настраивать на какую-то сцену. Когда ты смотришь в эти глаза, и у тебя все эмоции идут сами по себе. Поэтому мне очень повезло. Во-первых, действительно, надо еще сказать об актерах массовых сцен. Это впервые, вообще, в кино… знаете, обычно массовка снимается, совершенно не затрачивается, а тут мы действительно стали батальоном. Эти девочки, как и мы, побрились налысо, эти девушки так же, как и мы, по 12 часов каждый божий день бегали по песку – этот песок были везде. И физически были очень тяжелые съемки. Они с нами так же играли, и не было не секунды выключения. И действительно было состояние такого батальона. Все девочки – главная героиня, не главная…
И.Угольников
―
И все были в противогазах и бежали вместе – и главные героини и не главные: девочки каскадерши и массовка – все были вместе. Я бы еще называл Дусю… вернее, она играла Дусю - актриса Янина Малинчик. Мы искали по всей России. Нам нужна была большая, крепкая и очень светлая девушка, но обязательно очень большая и крепкая, потому что ей приходилось таскать пулеметы и стрелять из них. И мы нашли, где бы вы думали? В Бресте!
Е.Афанасьева
―
Видите, как у вас все связано с Брестом. Спасибо, Маша. Вас успехов в прокате фильма. Есть еще вопросы. Например, заранее на сайт "Эха" пришел вопрос от Станислава: «Почему отдали роль Керенского Башарову?» Правда, он пишет, что вы бы лучше подошли по темпераменту и по портретному сходству.
И.Угольников
―
Ну ладно!
Е.Афанасьева
―
Но я тут как-то не компрометируя Игоря, хотела бы напомнить, что все-таки сколько было лет Керенскому?
И.Угольников
―
Он был достаточно молодым человеком, да.
Е.Афанасьева
―
Мягко скажем, чуть моложе, чем принято представлять себе, он, по-моему, даже моложе Башарова был, да?
И.Угольников
―
Играть в собственной картине, которую продюсируешь, невозможно, просто хотя бы потому, что на двух стульях сидеть – седалища не хватит. А, что касается Марата, конечно, он внешне очень похож на Керенского. И при этом мне так же хотелось бы, чтобы Марат перешел в иное актерское качество и сыграл очень серьезную роль, которой от него не ждут. И я бы еще выделил своего друга Володю Зайцева, сыгравшего генерала Брусилова, уникального человека и близкого мне под духу, товарища моего. Он, мне кажется, тоже очень обделен интересными хорошими ролями, и мне очень хотелось, чтобы он сыграл у меня.
Е.Афанасьева
―
Еще есть вопрос от человек на сайте с ником Креол: «Уважаемый Игорь Станиславович, помню вашу программу «Доктор Угол», было хорошее шоу. Как вы думаете, сколько пройдет времени от выхода в прокат фильма до демонстрации на телевидении? Какой канал получит преимущественное право? Заранее благодарен».
И.Угольников
―
Партнером фильма является первый канал. Первый канал и Костя… Константин Львович Эрнст участвовал еще на уровне сценария в подготовке фильма, и ему решать, когда будет выходить картина полнометражная и когда будет выходить на экран первого канала 4-серийная версия.
Е.Афанасьева
―
Вы стали рассказывать о том, что вы сейчас как раз заканчиваете монтаж. Там будет больше хроники, там будут другие линии?
И.Угольников
―
Некоторые линии будут более развитые, будет больше хроники. Будет несколько эпизодов, которые пришлось… они не вошли в картину – так бывает. И будет еще более раздвинуты сцены присяги, и так далее.
Е.Афанасьева
―
Мы говорили с вами и Маша упоминала о том, что очень мало мы знаем о Первом мировой войне. Так сложилось. То есть, если у каждого человека выросшего с советское и даже постсоветское время, Великая Отечественная, которую мы реже называем Второй мировой – это что-то святое, и все знают о потерях в своих семьях, передают; и 9 мая пожалуй, один из двух дней, объединяющих нацию: Новый год и 9 мая, - то эту войну не знают, и как раз столетие начала в прошлом году, которое отмечалось широко во всем мире, у нас как-то такого отклика у людей не получает.
И.Угольников
―
В этом есть еще психологический наш барьер, потому что даже те люди, которые не знают ничего о войне, подспудно чувствуют, что мы проиграли проигравшей стороне. Это уникальный исторический факт, и очень обидный для нас. Победа была у нас в руках. И практически совершенно мы были бы иными, мир был бы другой, если бы мы тогда победили. Другое дело, зачем мы вступили в эту войну, как она шла – это тоже очень интересно, и об этом тоже нужно рассказывать. И теперь даже у нас нет могил, где мы могли бы поклониться праху защитников Отечества Первой мировой войны, хотя день уже у нас есть, государственный день – 1 августа – День защитников Отечества Первой мировой войны. Мы на премьере, как вы видели, на афишах использовали красные маки. Это международный символ Первой мировой войны. Хотя у нас есть объединяющий символ и Первой и Второй мировой войны – это георгиевская лента.
Е.Афанасьева
―
Сейчас очень много реплик именно о том, что георгиевская лента – она стала оценочная после всех событий, к сожалению, последнего года и всего, что она приобрела, кроме того, что она в свое время являлась исторической деталью, потом она стала деталью нарицательной, когда каждый год перед Днем Победы повязывали эти ленты. Сейчас вдруг появился негативный такой колорит…
И.Угольников
―
Не знаю, у кого он появился. Георгиевская лента всегда являет собой пример воинской доблести русского Отечества и более ничего.
Е.Афанасьева
―
То есть вы ее активно используете, что называется, в промо-кампании…
И.Угольников
―
В промо-кампании у нас - красный мак. А георгиевская лента и Георгиевский крест не нуждаются в промо.
Е.Афанасьева
―
Не могу не задать несколько вопросов, которые не касаются фильма, но адресованы вам. Здесь есть вопрос: «Правда ли вы снимаете сказку для взрослых?» - White sound Анатолий Белозеров
И.Угольников
―
Я мечтаю об этом.
Е.Афанасьева
―
Только мечтает Игорь Станиславович. «Помню ваши ТВ вечера, замечательные и добрые, пишет Светлана, - нет ли планов возродить или создать что-то похожее?»
И.Угольников
―
А я понял, кто скрывается за ником Whit. Это Анатолий Белозеров слушает наш эфир и прислал сообщение. Замечательный звукорежиссер, который сделал звук и к «Брестской крепости» и к «Батальону». Я понимаю, почему он задает вопрос. Потому что действительно хочется немножко отдохнуть от войны и сделать что-то светлое.
Е.Афанасьева
―
Ага, уже есть сценарий, вы можете приоткрыть, сделать какие-то…
И.Угольников
―
Мы думаем на эту тему.
Е.Афанасьева
―
Вот видите, вы оказывается и расшифровали ники. Много очень вопросов от вспоминающих ваш «Добрый вечер с Угольниковым». Не могу не спросить, с каким чувством вы сейчас смотрите «Вечернего Урганта»? В общем, программа жанра того, который вы пытались много-много лет назад начинать на телевидении.
И.Угольников
―
Я не пытался – я начал. В 97-м году программа выходила в прямом эфире, называлась «Добрый вечер с Игорем Угольниковым». И когда руководство Первого канала решило воссоздать этот формат через 15 лет после того, как он был закрыт, Ваня обратился ко мне, скажем там, по сыновьи за напутствиями. Я кое что ему сказал – за чем ему придется следить обязательно. Ваня очень талантливый человек, он яркий, он острый, он современный. И я думаю, что он очень любим нашей публикой. И программа у него, по-моему, очень хорошая.
Е.Афанасьева
―
А у вас не было ощущения в тот момент, что вы немного опередили время своим форматом. Потому что Latenightshow, которые очень популярны во всем мире, они у нас приживались с большим трудом. И вот я сейчас вспоминаю те ваши программы – мне казалось, что как-то недозрело тогдашнее телевидение.
И.Угольников
―
Может быть, может быть. Это был все-таки некий эксперимент, новый формат, новое отношение к вечернему шоу. Люди, мне кажется, воспринимали это хорошо. Я даже, помню, один старик ждал меня после каждого вечернего эфира, и однажды все-таки подошел и сказал мне: «Спасибо вам большое! Я стал лучше засыпать». Я думал, что надо обидеться тогда на это, а потом понял: значит, я выполняю задачу, люди стали спокойней засыпаться вечером.
Е.Афанасьева
―
Люди до сих пор пишут с восклицаниями, улыбками и смайликами «Похороны еды», «Оба-на!», «Спасибо за классную роль в «Рассказах». Вас надо было выдвигать на премию за раскрытие образа», - Дан-24 пишет.
И.Угольников
―
Спасибо!
Е.Афанасьева
―
Все-таки, может быть, расскажете, занимаетесь ли сейчас какими-нибудь телепроектами или кинопродюсирование теперь полностью ваше время забирает.
И.Угольников
―
Естественно, это был очень сложный проект, и два года плотных и до этого еще год подготовки. Параллельно заниматься чем бы то ни было серьезно, было невозможно. Я играю спектакли в своем любимом Театре Сатиры. Играю спектакль вместе Сергеем Каюмовичем Шакуровым, и ежедневно занимаюсь, собственно, телевидением, своим каналом ТРО. Я все-таки продолжаю оставаться председателем телерадиовещательной организацией союзного государства. И канал ТРО, который мы создали 8 лет назад нуждается в моей ежедневной заботе.
Е.Афанасьева
―
Последний, наверное, вопрос. Здесь Андрей просит сделать передачу о другой программе, а пишет: ««Батальон» смотреть не пойду. Надоел милитаризм». Последнюю минуту, что скажете Андрею и тем людям, которые, может, устали от последних новостей и всего прочего и скрываются от самой темы?
И.Угольников
―
Я могу сказать, что кино, если не хотите смотреть, не смотрите, безусловно – никто вас не заставляет. Но это кино совсем не милитаристское. Оно скорее антивоенное, и это кино – предостережение нам всем, прежде всего, нашим детям и внукам. Такая история не должна повториться. И, я думаю, что мы должны помнить: кто старое помянет, - как говорили раньше, - тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.
Е.Афанасьева
―
У нас эту пословицу – обычно произносят только первую часть, забывают вторую. Это Игорь Угольников, кино- телепродюсер, известный телеведущий, который выпустил в прокат фильм «Батальон». Первая неделя. Вы можете успеть еще посмотреть. Мы говорили сегодня по телефону с исполнительницами главных ролей, Марией Ароновой, и Марией Кожевниковой, которые, по мнению продюсера, сыграли совершенно необычные для себя роли. Тоже моно не упустить. Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья. До свидания!