Сериалы для тех, кто не смотрит сериалы? - Екатерина Мцитуридзе, Роман Волобуев, Борис Хлебников - Телехранитель - 2014-10-19
ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня мы тему нашей программы назвали «Сериалы для тех, кто не смотрит сериалы» и поставили знак вопроса. В принципе что-то похожее у нас было несколько лет назад. Говорили мы тогда о зарубежных сериалах, только в тот момент входивших в моду массового российского зрителя, о сериалах НВО и ВВС, и других. Сегодня вот пришел, наконец, черед поговорить и о российских сериалах, которые появляются для тех людей, которые всегда гордо пропагандировали и заявляли, на щит поднимали свой девиз, что я сериалы российские не смотрю. В рамках Санкт-Петербургского международного медиа-форума, который прошел неделю назад, была отдельная программа, которая называлась «Пилот». И вот участники этой программы, организаторы этого фестиваля Екатерина Мцитуридзе в студии. Здравствуйте, Катя!
ЕКАТЕРИНА МЦИТУРИДЗЕ: Добрый вечер!
Е. АФАНАСЬЕВА: И участники этой программы. Здесь Борис Хлебников, кинорежиссер его всегда представляют, который вот оказался на этом проекте как режиссер сериала, что уже интересно, и об этом мы сейчас поговорим. Здравствуйте, Боря!
БОРИС ХЛЕБНИКОВ: Здравствуйте!
Е. АФАНАСЬЕВА: А еще более интересно, что здесь Роман Волобуев, который более известен, наверное, массовой аудитории как все-таки кинокритик, а теперь он выступает как создатель сериала. Стал играть на другой стороне.
РОМАН ВОЛОБУЕВ: Здравствуйте!
Е. АФАНАСЬЕВА: Да? Как Вам на другой стороне, Роман?
Р. ВОЛОБУЕВ: Хорошо и страшно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Хорошо и страшно. Мне сразу напоминает… Я в детстве когда-то смотрела «Что? Где? Когда», и когда-то кто-то из самых активных знатоков, который больше всего задавал вопросов телезрителей, наскакивал на такого, вдруг оказался в команде. Его спрашивают: «Как же Вы сюда попали? Вы же всегда были против». Как же Вы сюда попали, Роман?
Р. ВОЛОБУЕВ: Ну, как? Ведь… Ну, как? Всю жизнь мечтал, вот попал.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Потом против, по-моему, Вы не были.
Р. ВОЛОБУЕВ: Да нет, я специально никогда им не был. Я всегда с огромной нежностью… Вот присутствующий здесь режиссер Борис Хлебников не даст соврать, всегда с огромной любовью и нежностью исключительно.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Для Бориса Хлебникова это…
Р. ВОЛОБУЕВ: Да.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Еще несколько избранных.
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, так вот о чем мы сегодня будем говорить. Говорить будем об этих новых русских сериалах, пилоты которых были представлены на медиа-форуме. Катя нам сейчас немного расскажет, почему в рамках международного форума медийного Вы придумали такой проект, такую программу, которая называется «Пилот». Зачем и для кого?
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Собственно говоря, телевизионная часть медиа-форума, она одна из главных, одна из 3-х главных как кино, интернет и новые медиа, и собственно телевидение. Три равных части. То, что было профессиональной секцией, были презентации, шоу кейсы, соответственно шла торговля между телевизионными, рыночными людьми – байерами, селлерами, а параллельно в городе у нас шли премьеры. Да? Собственно для того, чтобы в городе было ощущение праздника.
Е. АФАНАСЬЕВА: Для зрителей?
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Для зрителей. Зрительские программы, условно так назовем. Поэтому я решила, что раз у нас форум состоит из 3-х частей, пора телевидение возводить на такой же пьедестал как и кино, поскольку это уже по факту, это постфактум. Мы не придумали ничего нового. Мы просто обозначили этот тренд уже на уровне публики. Мы сделали телевизионные премьеры как кинопремьеры с красной дорожкой. Но это была не пафосная красная дорожка. Это было просто стильно, красиво, в хороших местах. Показы шли в кинотеатре «Великан» и на новой сцене Александринки. И они были очень уютные и очень полные абсолютно залы. И нам пришло много предложений и даже, скажем, претензия, почему не все могли попасть, наверное, как бы потому, что мы в 1-й раз сделали, не рассчитывали собирать тысячные залы. В следующем году будем расширяться. Оба присутствующие здесь собрали по 300-400 человек в залах, рассчитанных на 250. В общем, было довольно тесновато и страшновато из-за этого.
Е. АФАНАСЬЕВА: Я напомню наш смс-номер, уважаемые слушатели, плюс 7 985 970 45 45. Вы можете задавать свои вопросы Екатерине Мцитуридзе, Борису Хлебникову, Роману Волобуеву. А сейчас мы все-таки поговорим о том, что за новый тип сериалов, который вдруг позволил выделить себя из общего сериального потока, который существует, в общем-то, всегда, существовал и существует на всех каналах, и составляет львиную долю программирования телевизионного.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Ну, наверное, Борис об этом скажет более подробно. Я хочу договорить мысль, на предыдущий вопрос отвечая, что мы в итоге с Константином Шаловским, который был куратором этой программы, сначала хотели показать сериалы, у которых нет будущего, которые были сняты с эфира на уровне пилота. Вот канал дал денег, тот или иной канал там от «Дождя» до «ТНТ», а потом по той или иной причине… и «1-й канал» в том числе. Там разные у нас были. Был список из 10 сериалов, которые на сегодняшний момент отсняты, уже вызвали определенный резонанс в обществе, потому что все знают, что они сняты, и вокруг был миллион людей, которые были вовлечены в этот проект, но они по какой-то причине не выходят в эфир этих каналов. Дальше мы столкнулись с адским сопротивлением этих каналов. Константин звонил. Я звонила. Упрашивали генеральных продюсеров, генеральных директоров. Но, в общем, нам сказали, что пока, значит, эти сериалы мы не можем трогать, кроме Натальи Синдеевой, которая радостно нам отдала сериал «Завтра», присутствующего здесь режиссера Романа Волобуева.
Е. АФАНАСЬЕВА: Об этом мы сейчас…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Но поскольку мы одним сериалом не могли как бы ограничиться, мы решили расширить в таком случае раз с 1-го раза нам не дали все сериалы с полок. И мы уже взяли качественные сериалы другого формата, которые не те, на которые собственно рассчитывают каналы сделать свои мега рейтинги, а те, которые будут формировать вкус новой аудитории и выделять эти каналы среди прочих. Поэтому и в нашей соответственно программе с Константином Шаловским появился Борис Хлебников, появился сериал «Рашкин» канала «СТС»…
Е. АФАНАСЬЕВА: Надо просто уточнить, что Борис делает для канала «ТНТ» сериал «Озабоченные».
Е. МЦИТУРИДЗЕ: «Озабоченные». Да.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Рашкин» - это известный писатель Идов написал проект для канала «СТС».
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, сценарий Михаила Идова. «СТС». «Рашкин». И 4-й сериал «Лондонград», который тоже для «СТС», там достаточно интересная тема – русские в Лондоне, она хорошо перекликалась в принципе со всей программой. Она сформировалась вокруг некой субкультуры, отображенной в этих собственно фильмах с разных сторон…
Е. АФАНАСЬЕВА: И еще проект, который…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … сериалах.
Е. АФАНАСЬЕВА: … считать пограничным – это Алексея Аграновича…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Проект Аграновича, мы его добавили. Он в принципе не кино и не телевидение. Это нечто какое-то среднее, новый жанр. Это скорее, наверное, такая онлайн-программа, рассчитанная на интернет и обратную связь со зрителем. Но она тоже очень интересна и тоже собрала огромную публику, поскольку в ней… И Борис, кстати, тоже в ней был вовлечен как…
Е. АФАНАСЬЕВА: Как режиссер.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … режиссер. То есть в роли себя, но в реальной постановке он там осуществлял…
Е. АФАНАСЬЕВА: Кастинг.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … кастинг. Даже снимал некую сцену из своей любимой книги, по своей любимой книге. Поэтому это все было очень интересно. И как раз к теме новых медиа и трансмедиа это все относилось вполне…
Е. АФАНАСЬЕВА: Я еще раз напомню: Екатерина Мцитуридзе. В данном случае она у нас сегодня… предстает в роли главного, генерального продюсера Санкт-Петербургского международного медиа-форума и рассказывает о программе «Пилот», программе о новых сериалах, представленных на этом форуме. Борис Хлебников в студии, кинорежиссер и режиссер сериала для «ТНТ», который снимается сейчас, «Озабоченные». Роман Волобуев, который в этой программе представил сериал, снятый… пилот сериала, снятого для канала «Дождь», называется «Завтра». Вот тогда спрошу, раз уж мы задали Роману вопрос. Как Вы думаете, Рома, что я сделала 1-е, когда я досмотрела Ваш пилот?
Р. ВОЛОБУЕВ: Не знаю. Расскажите.
Е. АФАНАСЬЕВА: Я полезла смотреть, сколько лет Вам было в 1991 году. В «Википедии» нашла. Ну, а дальше элементарными математическими…
Р. ВОЛОБУЕВ: А почему?
Е. АФАНАСЬЕВА: А почему? Потому, что смотрела я, и смотрел мой сын, которому сегодня исполняется 17 лет. Вероятно именно на эту аудиторию сериал и рассчитан, потому что он воспринимал абсолютно живо. Если кто не знает, наверное, многие наши слушатели не знают, история про то… Снималась после 1-х болотных, я права?
Р. ВОЛОБУЕВ: Это снималось…
Е. АФАНАСЬЕВА: Давайте в 2-х словах расскажите.
Р. ВОЛОБУЕВ: Это писалось полтора года назад в Новый год, а снималось прошлой весной. Это история про такую с одной стороны параллельную реальность, с другой стороны – про какое-то параллельное будущее, когда по непонятным абсолютно причинам партия власти проиграла выборы, и пришли какие-то странные… То есть все говорят, все, кто смотрят, говорят, что пришло либеральное правительство. Это ниоткуда не следует. Там пришла…
Е. АФАНАСЬЕВА: Какое?
Р. ВОЛОБУЕВ: Там пришла левоцентристская коалиция, которую мы на самом деле не видим, но мы видим только новую президентскую администрацию, которая входит в пустое здание на… после выборов в пустое здание на Старой площади и начинает пытаться там что-то делать. Вот. При этом это комедия, потому что естественно у них половина того, что они делают, валится из рук. Вот… Да, действие происходит в 2018 году, которое впрочем на нас уже надвигается, скоро это будет не фантастика.
Е. АФАНАСЬЕВА: Так вот почему я стала смотреть? Потому, что я это смотрела не как фантастику, не как комедию. Я это смотрела как историю про 91-й год, когда точно также люди вошли на ту же самую Старую площадь, и было все точно также. Девочки в коротких юбочках писали… Я сейчас… мы сейчас перед началом эфира это обсудили с Алексеем Алексеевичем Венедиктовым, что просто те, кто сейчас новое поколение медиа, и в том числе и кинематографистов, они просто не знают, что все это было гораздо более смешнее, парадоксальнее, и можно позвать тех, кто это помнит. Они вам расскажут…
Р. ВОЛОБУЕВ: Вы знаете, у нас была такая история, потому что мы на прошлой неделе зачем-то… Вот Наташа Синдеева устроила такой закрытый показ на «Дожде», как раз когда мы вернулись с фестиваля, куда в частности… там сидела Ирина Хакамада, и сидела Маша Гайдар…
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, Маши Гайдар в их команде на тот момент еще не было.
Р. ВОЛОБУЕВ: И они нас абсолютно съели с… Нельзя говорить в эфире с чем. Вот. Потому, что они сказали, что мы глубоко застряли с нашими представлениями о политике в 90-х…
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, нет…
Р. ВОЛОБУЕВ: … что мы находимся…
Е. АФАНАСЬЕВА: Ирина Хакамада стала депутатом в 94-м году уже. Маша еще позже пришла. А эта история даже до Машиного папы еще.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Но хотя получается то, что Вы говорите, и то, что они Вам предъявили как претензию застревание, мне кажется, это самый большой комплимент фильму, потому что получается, что он собственно на вечные темы. А это и главное…
Р. ВОЛОБУЕВ: И вообще прототипы должны обижаться. Но на самом деле вся история про… Я естественно понятия не имею, как было в 91-м году. Но история действительно не то, что вечная, но модули очень похожие, потому что нашим любимым с Леной Ваниной, с которой мы писали, эту историю, любимому сериалу, на который мы немножечко равнялись, был такой сериал 80-х годов английский, который назывался «Военный переворот по-британски». Ну, вот. А мы телефоны выключили.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Извините меня.
Р. ВОЛОБУЕВ: Профессионалы.
Е. АФАНАСЬЕВА: … выражение, когда звукорежиссер смотрит…
Р. ВОЛОБУЕВ: Обычно это наша работа...
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, с ужасом. И правильно делает.
Р. ВОЛОБУЕВ: Где как раз история про то, как неожиданно вместо Тэтчер выиграли практически коммунисты выборы в Англии, и что из этого получается. Это чудесный 8-серийный сериал, где, кстати, тоже как и у нас мы оттуда украли один момент. Там в какой-то момент в Лондоне гаснет свет.
Е. АФАНАСЬЕВА: Это Роман Волобуев, который…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Это самый смешной момент, кстати, в Вашей…
Е. АФАНАСЬЕВА: … после…
Р. ВОЛОБУЕВ: Очень дорого было снимать.
Е. АФАНАСЬЕВА: После многих лет работы в качестве кинокритика, сейчас занимается сериалами. Рома, это пилот только?
Р. ВОЛОБУЕВ: Да.
Е. АФАНАСЬЕВА: Расскажите, судьбы этого сериала дальше нет? То есть Вам канал «Дождь» заказал пилот, Вы его сняли…
Р. ВОЛОБУЕВ: Нам канал «Дождь» заказал пилот.
Е. АФАНАСЬЕВА: … далеко не на Старой площади, потому что на Старой площади все до сих пор выглядит так, как было. Я там была два раза.
Р. ВОЛОБУЕВ: Да, мы снимали его…
Е. АФАНАСЬЕВА: … году и недавно. Она также и выглядит.
Р. ВОЛОБУЕВ: Мы снимали его в офисе у нашего продюсера.
Е. АФАНАСЬЕВА: … покивал головой, там тоже был.
Р. ВОЛОБУЕВ: Разгромление… на Старой площади, но у нас были фотографии Сурковского кабинета, который мы, разломав офис нашего продюсера Александра Бондарева… Я не знаю, как он потом там работал. Ему, может, свинтили все обратно. Мы ему сделали такой make-up Сурковского кабинета. Мы все снимали это собственно в офисе, где работает наша продакшн-компания. И один раз мы с наскока два раза подъехали к Спасской башне и сделали вид, что наш герой туда входит. На 2-м дубле, по-моему, появилось ФСО, но мы этого уже не узнали, потому что мы уехали.
Е. АФАНАСЬЕВА: Очень быстро.
Р. ВОЛОБУЕВ: И там 2-я машина с ним, по-моему, разбиралась.
Е. АФАНАСЬЕВА: Чтоб не поймали.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: И там главное, что там все равно есть атмосфера. Абсолютно неважно как кабинет, потому что единицы знают, как выглядит или выглядел кабинет Суркова. Атмосфера, что это очень настоящее, это считали все, кто был на премьере.
Р. ВОЛОБУЕВ: Спасибо, Катя.
Е. АФАНАСЬЕВА: Так что дальше? Дальше…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Особенно прекрасна Алиса Хазанова в роли…
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, Хазанова просто великолепна.
Р. ВОЛОБУЕВ: Алиса Геннадьевна тут надо сказать играет…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … вышак…
Р. ВОЛОБУЕВ: Она играет такого Суркова в юбке. Она играет…
Е. АФАНАСЬЕВА: Органично до бесконечности.
Р. ВОЛОБУЕВ: … такого будущего самого страшного человека в стране, но который только-только прилетел на самолете откуда-то из-за границы и вот только принимает власть.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Она замечательна.
Р. ВОЛОБУЕВ: Алиса божественна.
Е. АФАНАСЬЕВА: Мы не договорили о том… о судьбе сериала. И Вы… Его нет. Судьбы.
Р. ВОЛОБУЕВ: Нет, ну, мы не знаем, судьба всегда у чего-то есть. Мы придумали 24 серии. Они не написаны, но они существуют в виде так называемой арки. Это 20 страниц текста, где рассказывается, что будет происходить. Это охватывает год жизни этой новой администрации. Заканчивается это все, не буду говорить, чем.
Е. АФАНАСЬЕВА: Не рассказывайте, чем, а то вдруг все-таки…
Р. ВОЛОБУЕВ: Ну, там они занимаются реформами. Ничего не получается. Все, там войны нет, потому что писалось все в прошлом году. И мы написали полностью и сняли только одну серию. А потом, ну, у «Дождя» начали случаться какие-то там всякие проблемы, в том числе и финансовые. А сериальное производство – это дорогая штука. И поэтому… В тот момент, когда мы запускались, у них было… по идее, ну, сейчас закончатся болотные волнения всякие, там как-то перестанут люди бесконечно смотреть трансляции с митингов. И чего мы поставим в эфир? У нее была идея, а вот мы сделаем свое маленькое симпатичное НВО, которое будет производить сериалец, который мы будем показывать там раз в неделю. Но вот, как оказалось, это были фантазии, и поэтому мы встали. Ну, ждем. Может быть, что-то изменится.
Е. АФАНАСЬЕВА: Это Роман Волобуев, который, как мы уже сказали, перешел со стороны критикующих в сторону делающих. А Борис Хлебников попал в тот разряд кинематографистов, которые не сочли зазорным работать на современных сериалах. Раньше было в Америке сначала жесткое разграничение режиссеры сериала, актеры сериала и режиссеры большого кино и актеры большого кино. У нас тоже какое-то время сохранялось вот это деление. Когда стало нестыдно режиссеру работать на сериале, Боря?
Б. ХЛЕБНИКОВ: Вы знаете, мне никогда, честно говоря, не было стыдно. И в данном случае вот у нас действительно с Ромой очень разные сериалы, потому что мне очень нравится, очень-очень прям нравится Ромин сериал, и это он двигает как бы, условно говоря, телевидение вперед своим… Ну, как бы это история движения, ну, какого-то нового языка телевизионного. А у меня, в общем, история в этом смысле намного тупее, потому что мне всегда хотелось снять комедию, и никогда этого не получалось сделать…
Е. АФАНАСЬЕВА: А всегда приходилось арт-хаус делать.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Ну, да…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … арт-хаус. Не правда, они у тебя смешные. У кого есть чувство юмора…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Мне хотелось всегда просто сделать.
Е. АФАНАСЬЕВА: Просто комедию.
Б. ХЛЕБНИКОВ: И в результате я просто вот нашел компанию людей в лице Семена Слепакова, Иры…
Е. АФАНАСЬЕВА: Сейчас для самого смешного канала «ТНТ»…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Да.
Е. АФАНАСЬЕВА: … делаете комедию.
Б. ХЛЕБНИКОВ: И я получаю просто огромное удовольствие…
Е. АФАНАСЬЕВА: Давайте расскажем. Я тоже с удовольствием посмотрела 1-ю… Это пилот или это 1-я серия? Все-таки…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Это 9-я серия будет.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: А! Просто это была выборка такая.
Е. АФАНАСЬЕВА: То, что Вы показали, это даже не 1-я?
Б. ХЛЕБНИКОВ: Мы думали, когда начинали снимать, что это будет 1-я серия. Потом…
Е. АФАНАСЬЕВА: Это вообще загадочно…
Р. ВОЛОБУЕВ: … была огромная новость. Я думал, это пилот, а оказалось, что еще перед ней будет.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да. Расскажите, что за история нашим слушателям, Вашим будущим зрителям.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Там нет ничего абсолютно парадоксального. Просто история 3-х девушек, которые… 3-х подружек, которые разными способами приезжают в Москву и совершенно разными способами пытаются как жить, выжить, найти себя, что-то…
Е. АФАНАСЬЕВА: Надо сказать, что некоторое время назад была очень популярная история… книга Ирины Денежкиной, екатеринбургской писательницы. Я помню даже Леонид Парфенов в «Намедни» о ней рассказывал, о 20-летней девочке. А это она соавтор книги, да? Сценария.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Да, да.
Р. ВОЛОБУЕВ: Я так понимаю, что главная героиня – это немножечко она.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Это немножечко она.
Е. АФАНАСЬЕВА: Которую играет Маша Шалаева.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Да. И 2-х героинь, в общем-то… это ее две подруги екатеринбургские, которых так и зовут…
Е. АФАНАСЬЕВА: Как зовут в жизни.
Б. ХЛЕБНИКОВ: … как зовут в жизни. Да.
Е. АФАНАСЬЕВА: Есть вопрос, который я хочу задать, но у нас неумолимо истекают секунды до «Новостей». Я его задам, а ответ получим потом. Чем же вся эта история, ну, более типичной истории сериальной, чем девушки приезжают, 3 подружки, из провинции или как-то 3 подружки, или одна подружка еще там какие-то эти… пытаются найти новую жизнь в столице, придумать трудно. Почему «ТНТ», которое работает сейчас на тренд новых сериалов, необычных, взялось за эту историю? Или чем это отличается от «Краткого курса счастливой жизни» с одной стороны и типичного сериала канала «Россия» с другой? Но на этот вопрос Борису Хлебникову придется ответить после выпуска «Новостей»…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Или не ответить.
Е. АФАНАСЬЕВА: Или не ответить на «Эхо Москвы».
****
Е. АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о новых сериалах, о тренде новых сериалов, пилоты которых были представлены в программе, которая так и называется «Пилот», в рамках Санкт-Петербургского международного медиа-форума, который на прошлой неделе прошел соответственно в Петербурге. В гостях Екатерина Мцитуридзе, генеральный продюсер этого форума; Борис Хлебников, режиссер, и Роман Волобуев, которого тоже теперь надо представлять режиссером.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Хедлайнеры нашего форума.
Е. АФАНАСЬЕВА: Хедлайнеры. Да. Мы…
Р. ВОЛОБУЕВ: Я до сих пор вздрагиваю, когда говорят «режиссер».
Е. АФАНАСЬЕВА: «Мцитуридзе очень красивая», - пишут.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Это весь комментарий на наши…
Р. ВОЛОБУЕВ: Тут приходят смски, которые Вас называют космической женщиной.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вас сейчас, Роман, выгонят отсюда… Да, сейчас вот выругают Вас. Нельзя читать гостям. Владимир спрашивает…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: А у меня частная переписка, в которой говорят, какие замечательные все. Ну, это мои знакомые. Не буду их анонсировать.
Е. АФАНАСЬЕВА: Не смотря на то, что Владимир из Москвы спрашивает: «Елена, в чем смысл обсуждать сериал, который еще даже не снят. Никто из зрителей его не видел. Такое неуважение к слушателям». Нет, Владимир. Во-первых, снят пилот, и Борис снимает уже 24 серии сразу. Так?
Б. ХЛЕБНИКОВ: 20.
Е. АФАНАСЬЕВА: 20.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: 24 – это «Завтра», которое…
Е. АФАНАСЬЕВА: А, во-вторых, мы говорим о трендах. И те проекты, которые были представлены в программе «Пилот», они либо в съемках, а если они где-то лежат на… Как это называется? Новая полка – это процитировала даже Лариса Малюкова в «Новой газете». Да, что создались новые полки. То есть на это причины и есть проблемы, почему об этом стоит поговорить. Так. Мы остановились на вопросе Борису Хлебникову. Он снимает для «ТНТ», причем совсем эфирный пилот. Надеюсь, полка ему не грозит. Чем же вот этот сериал должен отличаться от традиционного сериала в обычном его понимании? 3 девушки из провинции штурмуют столицу.
Б. ХЛЕБНИКОВ: А я, честно говоря, не знаю. У меня, правда, никакого отличия нет в том, что я снимаю кино или сериал. Но вот честно, абсолютно искренне говорю. Я в данном случае технически пришел как режиссер, чтобы рассказать эту историю. История, которая мне самому нравится. В результате мы снимаем абсолютно, ну, как бы с той же подробностью, с которой я снимаю кино. Мы придумали для себя некие правила игры. Мы придумали, что это будут ручные камеры. Мы придумали, что у нас комедия, но актеров просим… Собственно говоря, один из актеров – это Роман Волобуев, у которого там большая линия есть.
Е. АФАНАСЬЕВА: Чего, Вы теперь уже и актер, Рома?
Б. ХЛЕБНИКОВ: Да.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Надо сказать, это не дебют. Он скромно сейчас сидит.
Р. ВОЛОБУЕВ: … надо как-то…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Он все-таки дебютировал в фильме Валерии Гай Германики. Поэтому надо сказать, что был эффектный выход.
Р. ВОЛОБУЕВ: Боря из меня пытается сделать настоящего артиста.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: А Вы кого в этот раз играете? Не маньяка, надеюсь, снова?
Р. ВОЛОБУЕВ: Нет, нет. У меня романтическая, трогательная роль человека, безнадежно влюбленного в Шалаеву, а она меня не любит.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Ну, вот. И собственно говоря, а что? Для меня каких-то вот этих отличий нет, и я стараюсь снимать просто так, чтобы было смешно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Катя, чем эти сериалы, которые Вы отбирали для программы Санкт-Петербургского форума и соответственно другие такие, которые Вам не дали каналы, но они попали на полки или что-то в этом роде, чем они отличаются от тех сериалов, которые составляют поток сериальный?
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Ну, они отличаются качеством собственно, то, что сказал Борис, они снимаются как кино. И те же самые американские сериалы, которые мы тоже показывали. У нас была мировая премьера «Любовников», нового американского сериала, и была новая серия…
Е. АФАНАСЬЕВА: 4-го сезона «Homeland».
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да. «Homeland» - «Родины». 1-й эпизод нового сезона. Но они все отличаются качеством. Те же самые АВС, те же самые NBC, они выпускают же сериалы разного формата. Но, собственно говоря, именно эти делают им такую какую-то всемирную ажиотацию, славу и успех на Эмми. Да? Те самые сериалы, которые любят во всем мире. Они отличаются качеством. Это лучше всех сформулировал Содерберг, который тоже пришел на телевидение, совсем недавно начал снимать «Больницу Никербокер». Это один из самых рейтинговых сегодня проектов, роскошный фильм о начале 20-го века…
Е. АФАНАСЬЕВА: Вчера закончился сезон.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да. И он сформулировал это так, что ему всегда хотелось снимать истории, которые долго рассказывать и которые невозможно втиснуть ни в 2 часа, ни в 3 часа экранного времени. И поэтому ему было интересно экспериментировать. И он, я думаю, как и Борис снимал не по эпизодно, как сериалы снимают, а снимал как кино. Он снимал просто вот по сценарию. Не как бы…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Нет, мы скорее…
Е. АФАНАСЬЕВА: По-разному.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: По-разному.
Р. ВОЛОБУЕВ: Кстати, Содерберг это абсолютно вот отвечает на вопрос, который Вы сейчас задали Боре, и он так застеснялся. Потому, что к Содербергу есть один вопрос…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: По «Никербокеру»?
Р. ВОЛУЕВ: Да. По «Никербокеру», который гениальный, абсолютно выдающийся. Ребят, ну, сколько мы видели сериалов про больницу? И более того, там практически ничего не происходит, абсолютная «Санта-Барбара». Но то, как это сделано, то, как поет камера в руках у режиссера и одновременно оператора…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, он тоже оператор.
Р. ВОЛОБУЕВ: Ну, вот та же история на самом деле с Бориными «Озабоченными». Понятно, что у меня как бы тоже конфликт интересов, я там снимаюсь. Но я когда посмотрел эту 1-ю, она же 9-я серия, – да? – ну, вот я… чтоб картинка так светилась нежно в телевизоре, не видел.
Е. АФАНАСЬЕВА: Эти сериалы можно показывать на большом экране.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Они называются качественными. Да.
Е. АФАНАСЬЕВА: Случайно когда «1-й канал» показал сначала просто презентацию «Оттепели» в кинотеатре «Пионер», Мэр Назари поддержала этот тренд, и в день эфира шли эти же серии на большом экране…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, да.
Е. АФАНАСЬЕВА: И было не попасть, потому что действительно качество картинки современного сериала позволяет. Борис, это Ваш какой по счету сериал? Сколько вообще в Вашей режиссерской биографии есть сериалов? 1-й, 2-й, 20-й? Ну, это я, конечно, утрирую, но какой по счету?
Б. ХЛЕБНИКОВ: Нет, ну, да нет, наверное, это 1-й с половиной, потому что наша с Вами была история с «Без свидетелей», но туда я…
Е. АФАНАСЬЕВА: Это адаптация «In treatment». Да. То есть вернее «Бетипула», сериала израильского.
Б. ХЛЕБНИКОВ: … я пришел на середине процесса собственно…
Е. АФАНАСЬЕВА: Вместе с Ильей Малкиным…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Скорее да.
Е. АФАНАСЬЕВА: … и с Наташей Мещаниновой 2-й сезон делали.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Скорее технический…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: А что случилось с этим сериалом? Как раз мы его и хотели тоже показать пилот.
Е. АФАНАСЬЕВА: Ничего не случилось. Его Константин Львович обещает показать. Там проблема… Когда написала Лариса Малюкова о полке, и это сформулировали вот Вы, Катя, сейчас…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Это мы сформулировали с Константином Шаловским, когда поняли, что мы не можем получить какие-то вещи. А как иначе, чем полка это назвать?
Е. АФАНАСЬЕВА: Вопрос в том, что полка в нашем понимании тех книг… Вот положили на полку фильм – да? – в советское время. Значит, это цензурный запрет. В телевидении есть часто непопадание в желание делать экспериментальное что-то…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Ну, да.
Е. АФАНАСЬЕВА: … и традиционных форматов телевизионных. Вот условно тот сериал, который Борис делал 2-й сезон, вместе с коллегами я была продюсером, «Без свидетелей». Это адаптация сериала «BeTipul» и он же «In treatment» в американской версии, это тоже адаптация. Он имеет 5 дней в неделю шаг, потому что это 5 дней в неделю, 4 из которых пациенты приходят к психоаналитику, а в пятницу он идет к своему пациенту. Катя, Вы лучше других знаете, что телевидение верстается 4 дня в неделю, потому что пятница перед выходными в телевизионном эфире верстается иначе.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я плохо знаю, я же по утрам…
Е. АФАНАСЬЕВА: По утрам. Поэтому точно также бывает у некоторых сериалов проблемы, когда они настолько экспериментальны, что трудно найти им место.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Надеемся, что это не безнадежно. Мы все-таки увидим вот этот проект…
Е. АФАНАСЬЕВА: Думаю, что да.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … так же, как еще проект нашего одного друга – режиссера Бардина, которому тоже…
Е. АФАНАСЬЕВА: Салям, Москва…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … знаете, к сожалению…
Р. ВОЛОБУЕВ: Слушайте, а сколько он лежит уже?
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Ну, сколько…
Е. АФАНАСЬЕВА: Не лежит. Ему надо найти грамотное место.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Ну, собственно мы тоже рассчитывали его показать, но вот ждем в эфире собственно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Роман, Вы кроме «Завтра» еще… как раз уже можно Вас представлять режиссером, автором или шоураннером, раз не только актером. Вы что-то еще делаете в сериальном мире сейчас?
Р. ВОЛОБУЕВ: Да. Мы много что делаем.
Е. АФАНАСЬЕВА: Расскажите, что.
Р. ВОЛОБУЕВ: Но прелесть и ужас работы над сериалами – то, что очень большой шаг. Вот. И поэтому я, к сожалению, не про что вот мы сейчас начинаем делать и довольно далеко уже в этом сидим, вот особенно не могу рассказывать. Ну, вот есть сериал «Квест», где больше у меня скорее техническая функция, вот который, надеюсь, весной выйдет на…
Е. АФАНАСЬЕВА: На каком канале?
Р. ВОЛОБУЕВ: На «СТС». Который мы делали с тем же Сашей Бондаревым, который продюсировал и благодаря которому появилось «Завтра». Вот. Но это его большой коммерческий сериал приключенческий, который вот все это лето снимался в Риге. Дорогой, красивый…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Рома, а кто финансирует это? Канал финансирует или Бондарев?
Р. ВОЛОБУЕВ: Нет, большой сериал естественно финансирует канал, потому что это огромные деньги. Это было 2 сезона по 8 серий, которые снимались в кинокачестве…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: По заказу в основном.
Р. ВОЛОБУЕВ: Да. Это было заказанная «СТС» история.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: А «Завтра», кто финансировал?
Р. ВОЛОБУЕВ: «Завтра»? Скинулся канал «Дождь».
Е. МЦИТУРИДЗЕ: А сколько стоил, если не секрет?
Р. ВОЛОБУЕВ: Не могу Вам сказать. Но очень мало.
Е. АФАНАСЬЕВА: Но было видно, что мало. В кадре…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Ну, на самом деле как раз наоборот. Я бы сказала, что там не видно, что мало. Там видно, что не потрачены большие деньги, но картинка безупречная.
Е. АФАНАСЬЕВА: Катя, когда в рамках Петербургского форума показывали 1-ю серию 4-го сезона «Homeland», а смотрели те люди, которые возглавляют крупнейшие продакшены, и там же на форуме у Вас показывали пилот, не пилот, а нарезку…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Нарезку, да.
Е. АФАНАСЬЕВА: … и было очень интересно смотреть, когда они вышли с показа, это Александр Акопов, «Амедиа», «Стар Медиа» - Влад Ряшин. По-моему, там был Александр Цекало. Да. И они сразу как продюсеры посчитали: ну, что? 2 декорации, 2 взрыва. Бюджета в кадре не видно. То есть продюсерский взгляд сразу все…
Р. ВОЛОБУЕВ: У нас был нижняя часть 4-значной суммы, скажем так.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. Я напоминаю, мы сегодня говорим о тех новых русских сериалах, которые, мы надеемся, вот появляются, вызревают в недрах массового сериального производства. Борис Хлебников, режиссер. Роман Волобуев, теперь тоже режиссер, бывший критик.
Р. ВОЛОБУЕВ: Ах, говорите, говорите.
Е. АФАНАСЬЕВА: Екатерина Мцитуридзе… Ром, я почитала тут выпуск журнала «Афиша», где Вы имели удовольствие раньше долго трудиться, как я понимаю…
Р. ВОЛОБУЕВ: Лет 10.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да. И в этом выпуске Вы с коллегами говорили тоже о сериалах новых, и мне, в общем, даже понравилась история про то, как Вы рассказываете, что когда Вы были критиком, Вы думали: «Ну, почему все так плохо? Ну, почему все так плохо?» И вот сейчас начинает прозревание собственно в работе, в производстве того, почему же плохо бывает. Не потому, что люди не умеют или не хотят.
Р. ВОЛОБУЕВ: Ну, там вот как раз в том круглом столе, который Вы цитируете, наш коллега Алексей Красовский гениально ответил, почему так плохо с сериалами. Его спрашивают: «Почему с сериалами так плохо?» Он говорит: «Слушайте, ну, со всем остальным тоже так себе. Почему сериалы должны быть исключением?» Вот, по-моему, это идеальный ответ.
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, не совсем идеальный. Ну, тогда можно сказать: конечно, не стоит изобретать или совершенствовать нашу «Ладу». Лучше все-таки купить за хорошую машину…
Р. ВОЛОБУЕВ: Ну, не совсем.
Е. АФАНАСЬЕВА: … западного производства. А вот сериалы наши…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: С «Ладой» у нас безнадежная ситуация, с кино все-таки и с сериалами у нас…
Е. АФАНАСЬЕВА: … нельзя сказать…
Р. ВОЛОБУЕВ: Потому, что это другая история.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: У нас другая предыстория.
Е. АФАНАСЬЕВА: Нельзя сказать так, потому что даже самые хорошие американские сериалы… Вот есть проект «Городские пижоны», где они идут ночью, собирают такую ночную аудиторию, но они не становятся востребованы широкой аудиторией.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Тут мы идем… вопрос пиратства, который мы тоже обсуждали на форуме.
Е. АФАНАСЬЕВА: Не только.
Р. ВОЛОБУЕВ: Но все, кто хотели…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … если считать по пиратству, это миллион будет…
Е. АФАНАСЬЕВА: Даже в тот момент, когда мы идеально поставили премьеру на «1-м канале» 3-го сезона «Шерлока» на 5 минут после ВВС, когда никакой пират еще успеть не может, все равно это не могло собрать запредельную аудиторию, потому что у этого качества продукта есть определенное количество потребителей.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: А в какое время Вы ставили?
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, ну, мы не могли ставить в другое, потому что нельзя было…
Р. ВОЛОБУЕВ: Вы сейчас ответили на собственный вопрос, почему мы не можем… почему мы можем купить «Мерседес», но не можем купить сериал. Потому, что люди хотят посмотреть сериал на русском языке. Поэтому его и нужно делать.
Е. АФАНАСЬЕВА: Люди хотят не только про русское, они хотят про свое.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: С одной стороны. А с другой стороны все-таки у России нет истории хороших «Мерседесов» в прошлом, а хорошего кино и телевидения у нас есть.
Р. ВОЛОБУЕВ: Да. Потому, что когда Вы говорили, что стало не стыдно работать телевизионным режиссером, но простите, имея в загашнике Татьяну Лиознову, сериал «Противостояние» Арановича и «ТАСС уполномочен заявит» - это не то, что не стыдно, это честь огромная.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Боря, как сейчас Ваши коллеги… Борис Хлебников, как сейчас Ваши коллеги-кинематографисты относятся к работе в сериалах?
Б. ХЛЕБНИКОВ: А это же очень разные люди.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Как? Завидуют Борису, наверное, что он так устроился.
Е. АФАНАСЬЕВА: Много коллег-режиссеров большого кино…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Да все хотят сейчас…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Все хотят, но не всех берут.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Просто мне кажется, это же большая разница. Ну, скажем на «СТС» я бы не пошел работать. Мне там не нравится.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … обидели, значит, по ходу дела сильно…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Потому, что это очень добрая, семейная… А это мне глубоко всегда неприятно.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Вы понимаете, что плевали сейчас на все семейные ценности, еще повлекли нас за собой…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Да, да. Абсолютно. Там с каждым сериалом…
Е. АФАНАСЬЕВА: Есть «НТВ». Противоположное.
Б. ХЛЕБНИКОВ: … про 2-ю мировую войну я тоже бы не стал сейчас делать, потому что это тоже какая-то…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Даже по книге Мединского, министра культуры?
Б. ХЛЕБНИКОВ: Ну, может быть, по книге Мединского можно было бы комедию сделать как-нибудь.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Ну, скучно же так просто сидеть.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Вот. А с «ТНТ» мне нравится работать.
Е. АФАНАСЬЕВА: Сейчас мы на минутку прервемся, потому что оказалось, что у «Эха Москвы» очень хорошо идут дела. У нас есть реклама в середине часа…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Поздравляем.
Е. АФАНАСЬЕВА: Чего раньше не было.
Реклама
Е. АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем разговор в программе «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Екатерина Мцитуридзе здесь, Борис Хлебников, Роман Волобуев. Говорим мы о тех сериалах, которые, мы надеемся, появляются все активнее, о новых русских сериалах и о сериалах о тех, кто не смотрит сериалы, и должны быть востребованы аудиторией, потому что сколько бы мы все не зависали на проектах НВО, НМС, ВВС и так далее…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: «Showtime»…
Е. АФАНАСЬЕВА: «Showtime», «Netflix» и так далее, все равно есть что-то свое, про что люди все равно хотят смотреть.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: А свое там Амедиатека. Надо смотреть на Амедиатеке все это…
Е. АФАНАСЬЕВА: А на Амедиатеке есть 1-й русский сериал «Сладкая жизнь», который «ТНТ» сделало. И они очень довольны премьерой, которая прошла…
Р. ВОЛОБУЕВ: … Ребенок, да?
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, да. И он в 1-й раз непошлый. Очень хороший.
Е. АФАНАСЬЕВА: … которая прошла, в интернете прошла на Амедиатеке.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: …нецензурная…
Е. АФАНАСЬЕВА: Имеется в виду, что они сначала показали на Амедиатеке, а потом только была эфирная премьера на «ТНТ».
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, да. Но подрезанная уже.
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, да. С сокращениями. Я вчера случайно, кстати, наткнулась на канале «Рен» на фильм «Стиляги», где так была размыта вот эта сцена основная любовная, определенные части тела прекрасной Оксаны Акиньшиной были так размыты…
Р. ВОЛОБУЕВ: Хотя там же есть сцена, где она поет «8-классницу» абсолютно голая. Что с ней случилось?
Е. АФАНАСЬЕВА: Вот это оно все и размыто было.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … вызывало…
Е. АФАНАСЬЕВА: Да. Вызывало вообще очень странное ощущение. Вот о чем вопрос. Смотрите, всегда сериалы – это такая вещь, которая для массовой аудитории проговаривает какое-то время. Для молодых всегда во всем мире есть сериалы для подростков. Они дают модели отношений. Так? Есть время меняющееся, и мне почему-то кажется, что это уход не только там сказки, например, начало 90-х – лавина бразильского, мексиканского мыла, потому что людям так тяжело жить, что хочется какую-то сказку посмотреть. Да? Но есть сериалы, проговаривающие время. Вот люди не успели понять, что произошло с нашей страной, с ее эпохой… вот почему мне, по моим ощущениям, Роман, может быть, вспомнит сейчас профессию старую критика, опровергнет или поддержит. Почему так популярны, особенно на «1-м канале» сейчас сериалы про какие-то там 70-е, 80-е, 90-е… начало. Еще до 90-х мы не дошли. Потому, что мы подбираемся сейчас к анализу вот той эпохи и всего, что с нами случилось. Чем еще являются сейчас сериалы для аудитории? Почему так смотрит… Есть аудитория, которая смотрит сериалы канала «Россия», есть сериалы «НТВ», а есть те, кто «Showtime» и «Netflix». Да? Но все смотрят. Больше, чем читают сейчас. Больше, чем ходят в кино. Борис?
Б. ХЛЕБНИКОВ: Я должен отвечать?
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, я хочу задать вопрос для рассуждения всем? Как Вам кажется, что это за новый тип потребности в обществе?
Б. ХЛЕБНИКОВ: Я с Вами, Лена, не соглашусь.
Е. АФАНАСЬЕВА: Давайте.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Только то, что «1-й канал» занимается именно этим.
Е. АФАНАСЬЕВА: Не только. Я говорю, которые с популярностью…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Нет, нет. Я имею в виду, что мне кажется, «1-й канал» этим не занимается так же, как и 2-й канал. И другие каналы тоже в принципе этим не занимаются. Но осознанием нашей там, скажем, истории, мне все-таки кажется, они не занимаются. Они, мне кажется, все-таки занимаются, ну, скорее пропагандой советского, пропагандой подвига военного и только на этом как-то пытаются скрепить нацию, что мне кажется, ну, мне лично это не кажется хорошим…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: … имеет в виду "Оттепель".
Б. ХЛЕБНИКОВ: … полезным и интересным. А вот там, скажем, американцы, безусловно, конечно же, разговаривают со своей нацией. Когда они делают вот сериал «Родина», то после 11 сентября они, конечно, ведут максимально, ну, честный, открытый разговор про то, что с ними случилось. И вот это осознание себя как нации и своей истории очень честное. Да? То есть скорее наше телевидение все-таки пока выполняет функцию… Как это сказать? Что у нас все хорошо.
Е. АФАНАСЬЕВА: Но «Родина» - это не продукт большого эфирного канала, а при адаптации того же сериала, который сейчас делается для канала «Россия»…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: То есть почему? «Родина» - это наш все-таки большой эфирный канал.
Е. АФАНАСЬЕВА: Не наша родина, я имею в виду «Homeland».
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я про «Homeland» тоже говорю.
Р. ВОЛОБУЕВ: Ну, это не эфирный канал с огромной…
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, это не канал как «Россия-1» с охватом 99 процентов.
Р. ВОЛОБУЕВ: Но там есть проблемы, что почему он не мог выйти на эфирном канале, потому что там матерятся, потому что там промискуитет и так далее.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, но все…
Р. ВОЛОБУЕВ: Вопрос просто в стоимости. Кабель может позволять себе делать более дорогие истории.
Е. АФАНАСЬЕВА: Но при этом, когда это пойдет на канале «Россия», адаптация. Там, как мы уже говорили, действие перекинуто в прошлое для того, чтобы не подставлять… не делать проекции на нынешнюю власть…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Соответственно теряется вся актуальность.
Р. ВОЛОБУЕВ: В этом и…
Б. ХЛЕБНИКОВ: Вот в этом, мне кажется, огромная…
Р. ВОЛОБУЕВ: В этом и проблема, потому что я вот смотрю сейчас 4-й сериал «Homeland», 4-й сезон «Homeland» и реально у меня глаза на лоб лезут, потому что эта история уже даже не про прошлое, не про 11 сентября эта история, про войны, которые Америка ведет сейчас. И если говорить там языком, которым у нас принято говорить, это абсолютно 5-я колонна.
Е. АФАНАСЬЕВА: Смотрите, карточный домик. Да? Кто… Я не знаю, можно спойлеры делать или нет в эфире нам здесь, но сериал, который заканчивается тем, – 2-й сезон – что удивительный гад, просто которого показывают все два сезона все его подлости, становится президентом Америки.
Р. ВОЛОБУЕВ: Вы не знаете, что с ним было в 3-м.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да. Так вот в том дело. Но это делает канал «Netflix», который работал сначала по подписке. Да? Сейчас это вообще фактически крупнейший агригатор. То есть соответственно это деньги людей…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Ну, это…
Е. АФАНАСЬЕВА: ... которые платят за свой просмотр. Они в это вкладываются. Продюсеры вкладывают деньги зрителей. А не большие каналы, которые полностью государственные…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, при этом охват…
Р. ВОЛОБУЕВ: Охват их аудитории – это такие миллионы, что…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Не важно…
Е. АФАНАСЬЕВА: А модели финансирования сериального производства? У нас большинство все равно продакшенов могут запустить любой продукт только в тот момент, когда у него подписан… хотя бы договорные деньги дал большой канал.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: От канала.
Е. АФАНАСЬЕВА: А хотя бы подписан договор с большим каналом.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Разумеется.
Е. АФАНАСЬЕВА: А никто не может снять сериал такого качества на свои?
Р. ВОЛОБУЕВ: Ну, смотрите, эфирные каналы так и работают. Когда АВС снимало «Lost», у них была точно такая же схема. Они платили за остров.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да. Но поскольку эфирные каналы в Америке менее зависимы от общественности, скажем, и иже с ними, чем в России, поэтому там это происходит.
Б. ХЛЕБНИКОВ: … если бы у нас появился бы такой канал, его бы сразу точно также бы подавили, чтобы он стал бы зависим от государства.
Е. АФАНАСЬЕВА: Катя, у Вас в рамках форума показывали продюсерские компании свои шоу-кейсы…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Шоу-кейсы.
Е. АФАНАСЬЕВА: … где тоже были сериалы очень хорошего качества.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Очень хорошего качества.
Е. АФАНАСЬЕВА: Может, два слова скажите? Это Александр Цекало представлял…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, в принципе…
Е. АФАНАСЬЕВА: Влад Ряшин…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Влад Ряшин, «Стар медиа», Александр Цекало. Они считают, что все, что они показали, это все достойного уровня. Я заранее смотрела, отсматривала. Некоторые даже отсекала. У нас было 16 проектов. Было предложено около 32-х. И я оставила именно те, которые были высокого уровня и с потенциалом такого широкого зрителя. Я не видела вот этот 1-й фильм, вот это агентство… Или как называется? Лунный свет? Ну, вот Цекало…
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, нет. «Обратная сторона Луны».
Е. МЦИТУРИДЗЕ: «Обратная сторона Луны».
Е. АФАНАСЬЕВА: Это адаптация сериала "Жизнь на Марсе" BBC.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, «Обратная сторона Луны». Вот. А 2-я часть вот, которая была презентована, я просто название забыла, оно мне как раз очень понравилось.
Е. АФАНАСЬЕВА: Там удивительный…
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Качество хорошее.
Р. ВОЛОБУЕВ: А ужасно все хвалят ремейк «Misfits», который тоже Цекало сделал.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, да. Тоже вот то, что я посмотрела, мне нравится. То есть теперь важно посмотреть уже, как это будет в эфире и так далее.
Е. АФАНАСЬЕВА: Он делает 2-й сезон, которого, конечно, не могло быть в Англии или в Америке, потому что там герой просыпается в 14-м или 15-м году, но где не было перестройки, где до сих пор существует Советский Союз.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Лен, знаете, проблема вот в том, Боря сказал на самом деле, я хочу поддержать эту мысль. Проблема в том, что в Америке они могут позволить себе быть сколь угодно самокритичны к собственной власти, и никто от этого не страдает. Вот то, что сейчас происходит с тем же Обамой и в кино с его прототипами, и как они его только не поливают. Но это ничего не значит абсолютно. У нас портрет Путина на заднике у главного героя в кабинете, если он коррумпированный мэр, вызывает какой-то ажиотаж и возможность, невозможность показа этого фильма. Слава Богу, в итоге Министерство культуры поддержало «Левиафана», и он будет выходить большим количеством копий. Но это было под большим вопросом именно только поэтому. Хотя никакого урона обсуждения проблем там… Каких? Любых. Вот хоть любых. Оно не может нести по большому счету ни одной из властей ни в одной стране мира.
Р. ВОЛОБУЕВ: Да, и даже если к этому совсем цинично относиться, то не помешал сериал «Homeland» Америке продолжить воевать во всех тех местах, где она воюет.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Более того как и в 70-х годах все наши любимые фильмы с Робертом Рэтфордом во главе, где он играл одинокого, борющегося против системы ЦРУшника, который влюблял в себя всю зрительскую аудиторию во всем мире…
Р. ВОЛОБУЕВ: И насмотревшись которых, Сноуден украл то, что он украл. Потому, что это абсолютно же «День кондора» - то, что он сделал.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Абсолютно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Давайте… У нас, к сожалению, эфир подходит к концу. Я надеюсь пригласить Вас уже, чтоб вот тут Владимир из Москвы меня не стыдил, что я позвала говорить о сериалах, которых никто видел…
Р. ВОЛОБУЕВ: Когда мы станем звездами.
Е. АФАНАСЬЕВА: Я… Да. Позвать, когда Вы будете в эфире. Борис, когда примерно эфир «Озабоченных»? 15-й год?
Б. ХЛЕБНИКОВ: Не знаю. Мы не торопимся.
Е. АФАНАСЬЕВА: А! Вот так! Хорошо «ТНТ» может себе позволить не торопиться. Роман, ваши сериалы, которые не на полке, а в производстве, когда потенциально можно…
Р. ВОЛОБУЕВ: «Квест», может быть, мы надеемся, потому что мы тоже пока не стоим в эфирной сетке, но надеемся, что квест «СТС» покажет, может быть, весной. Вот. а все остальное, ну, 2015-й.
Е. АФАНАСЬЕВА: Катя, ну…
Р. ВОЛОБУЕВ: А «Завтра», видимо, никогда.
Е. АФАНАСЬЕВА: … будет еще форум петербургский, где будет продолжение программы о сериалах?
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я думаю, что мы будем телевизионную часть расширять даже.
Е. АФАНАСЬЕВА: Екатерина Мцитуридзе, генеральный продюсер Санкт-Петербургского медиа-форума и главный редактор журнала русского «Variety»; Борис Хлебников, кинорежиссер и режиссер сериала, который сейчас снимает для «ТНТ»; Роман Волобуев, бывший критик, перешедший наконец на сторону кинематографистов. Елена Афанасьева. Прощаюсь до следующего воскресенья.
Р. ВОЛОБУЕВ: Спасибо Вам.
Е. МЦИТУРИДЗЕ: Спасибо Вам.
Б. ХЛЕБНИКОВ: Спасибо.