Современные исторические сериалы: тоска о прошлом или погружение в историю - Александр Домогаров, Юрий Осипов, Андрей Тартаков, Егор Баринов - Телехранитель - 2013-01-20
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.
Сегодня тему мы назвали так «Современные сериалы – это тоска о прошлом или погружение в историю?», что превалирует в тех сериалах, которые рассказывают о днях минувших. И будем говорить с создателями сериала, который прошел на этой неделе на канале «Россия 1», сериал называется «Марьина роща», собрал он достаточно большое количество зрителей, хорошие рейтинги у него были, то есть проявила большой интерес зрительская аудитория к сериалу. Будем говорить с его создателями. У нас в гостях сегодня 2 продюсера этого сериала. Юрий Осипов. Добрый день, Юрий.
Ю.ОСИПОВ: Добрый.
Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей Тартаков. Здравствуйте, Андрей.
А.ТАРТАКОВ: Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА: Исполнитель одной из ролей Егор Баринов. Здравствуйте, Егор.
Е.БАРИНОВ: Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА: И вот через некоторое время постараемся дозвониться исполнителю главной роли в этом сериале Александру Домогарову. Он, к сожалению, за границей, не смог прийти в студию, но надеемся, что сейчас мы ему дозвонимся и зададим вопросы. Единственное, о чем предупреждаю вас сразу, уважаемые слушатели, если у вас есть вопросы к Александру Домогарову, задать вы их можете только по SMS, потому что когда мы говорим с ним по телефону, вывести в эфир второй телефонный звонок от слушателей нельзя. Поэтому +7 985 970-45-45 – наш SMS-номер. Вы можете уже сейчас прислать свои реплики, комментарии. Видели если вы этот сериал, пожалуйста, ваши отклики, короткие рецензии, ваши вопросы создателям. И если вы хотите задать вопрос Александру Домогарову, задавайте поскорей, потому что он у нас на связи, все-таки, будет не так долго.
Уважаемые продюсеры, Юрий, Андрей, откуда взялась идея сериала про милицию, послевоенное время? Что это, такая попытка, как все говорят вокруг, сразу что канал еще поставил «Ликвидацию», разогревая вам, что называется, тайм-слот. Это попытка какая-то вернуться во время «Место встречи изменить нельзя», прокатиться на шлейфе «Ликвидации»? Что это? В чем была первая идея? Андрей?
А.ТАРТАКОВ: Все проще.
Е.АФАНАСЬЕВА: Проще.
Ю.ОСИПОВ: Да. У нас на студии есть натур-площадка, где для другого сериала была застройка.
Е.АФАНАСЬЕВА: Как все просто. (все смеются)
А.ТАРТАКОВ: Все просто. И генеральный продюсер группы компаний «Телеост» Валентин Опалев...
Е.АФАНАСЬЕВА: Чего зря добру пропадать.
А.ТАРТАКОВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Есть Москва послевоенная.
А.ТАРТАКОВ: Совершенно верно. Компания Мостелефильм входит составляющей частью в группу компаний «Телеост», и, вот, он все мучился, как бы использовать эту натурную...
Е.АФАНАСЬЕВА: Интересно. Даже начала вспоминать, где же была еще эта площадка.
А.ТАРТАКОВ: Эта площадка использовалась для сериала... Это не мы снимали, это снимали наши партнеры, компания Стармедиа, проект назывался «Однажды в Одессе». Сережа Гинзбург.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но там же не совсем...
А.ТАРТАКОВ: Нет, там был построен маленький...
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть Одесса и Марьина Роща – примерно одно и то же?
А.ТАРТАКОВ: Да. Ну, мы подумали, что можно сейчас как-то это перестроить, перекрасить. Были идеи сделать потом хитровку. А потом как-то органично все это перешло в Марьину Рощу, Опалев придумал и героя этого (Трошина). А дальше стали фантазировать-фантазировать-фантазировать, и так как криминальный район, так как интересно, так как может быть и любовь, может быть криминал, может быть все, что угодно, написали заявку. Каналу это понравилось и дальше уже пригласили автора Валентина Емельянова, который это стал разрабатывать.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы сейчас...
А.ТАРТАКОВ: Разрушил иллюзию, наверное.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, это будет очень интересно как раз из какого сора растут сериалы.
Ю.ОСИПОВ: Да, но должен сказать, что эта площадка использовалась только фактически один раз. То есть думали, как использовать, но мы ее не использовали. Только один раз в сцене «Рынок».
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть все родилось из той площадки, ради которой сделано, а вы ее сняли всю.
Ю.ОСИПОВ: Да. Но она не была использована практически.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Вы сказали, что вот такой герой перед тем, как мы в студию зашли и рассказывали, как родилась идея этого героя, вот такой хромой с палочкой. И я сразу подумала, что если сказать «Марьина роща, мент хромой с палочкой», то вряд ли сразу воображение нарисует красавца-героя Александра Домогарова. Откуда взялся Домогаров? Расскажите. Почему именно он стал главным героем?
Ю.ОСИПОВ: Ну, вы знаете, мы долго искали главного героя. Мы много перепробовали артистов. И, все-таки, пришли к Саше. Я считаю (это мое мнение субъективное – с ним можно соглашаться, не соглашаться), Саша – блестящий артист. И поэтому мы посчитали, что для раскрытия... Там достаточно сложный образ. Он же не однозначный герой (Саша), его герой очень неоднозначен. С одной стороны, это милиция, он – опер. С другой стороны, любовь вот эта со скупщицей краденого. Это сложный персонаж. Ну, он, прежде всего, человек. И нам показалось, что Саша с этим справится. И на мой взгляд, он справился с этой задачей.
Е.АФАНАСЬЕВА: Раз мы дозвонились сейчас Александру, Александр, добрый вечер, вы нас слышите?
А.ДОМОГАРОВ: Добрый вечер. Я слышу голоса любимых продюсеров.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, здесь Юрий Осипов, Андрей Тартаков и здесь ваш главный враг по сериалу Егор Баринов. Расскажите, что для вас эта работа? Это один из сериалов или это какая-то значимая веха для вас? Как вы оцениваете?
А.ДОМОГАРОВ: Ну, я уже говорил... Конечно, по телефону это глупо говорить, что мне не то, что понравился материал, а мне очень понравился материал, потому что у меня папа воевал и папа хромал после Ржева и был демобилизован в 1943 году. Поэтому мне это... Я все это... То есть понаслышке, но не понаслышке. Слишком много я слышал про всякие военные дела, и этот персонаж, если можно так сказать, хотя он уже для меня не персонаж, что-то такое родное стало для меня. Даже не знаю, что больше и сказать. Он – родной, в общем-то.
Е.АФАНАСЬЕВА: Александр. Я напоминаю слушателям, Александр Домогаров у нас по телефону на связи. Вы, все-таки, наверное, из того поколения, которое в детстве смотрело «Место встречи изменить нельзя» да засматривало до последнего кадра, наизусть помнят. Для вас это есть какой-то отсвет старого любимого сериала в этом?
А.ДОМОГАРОВ: Я, во-первых, не считаю, что это сериал, я считаю, что это телевизионное кино – давайте мы так вот...
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Ну, тогда «Место встречи» - тоже телевизионное кино, а не сериал.
А.ДОМОГАРОВ: Да. «Место встречи изменить нельзя»... Я понимаю, я уже много слышал, что сравнивают с «Ликвидацией» и с «Местом встречи». Объединяет, может быть, одно – сам жанр.
Е.АФАНАСЬЕВА: И время.
А.ДОМОГАРОВ: Ну, время, жанр, да, военный типа, как угодно называйте. Другое дело, что нельзя сравнивать эти картины, просто категорически нельзя. Потому что «Место встречи» создавалось в определенное время, наше время, когда эта картина была просто, ну, как зеркало, да? «Ликвидация» - это гораздо позже, но все силы канала были брошены на «Ликвидацию». Понимаете? Мы в гораздо более скупом положении находились, наверное, я так думаю (да простят меня продюсеры). И то, что мы могли, мы сделали. То, что мы... Я думаю, что мы нарисовали несколько другую картинку, поскольку дело не в стрелялках и пулялках, а дело в отношениях между людьми. Не знаю, насколько это удалось – я, к сожалению, не видел на выходе все это. Но мы очень... Вот, по крайней мере, внутри площадки мы очень большое внимание уделяли тем людям, которые находятся вне пулялок и стрелялок.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но «Место встречи» в свое время стало еще не просто любимым фильмом, но очень большим нравственным вопросом для целого поколения, на что имеет, на что не имеет права милиционер, сыщик, которого герой Высоцкого играет, имеет ли он право ради высшего блага идти на какие-то подлоги, подставы. В вашем сериале у вашего героя с какими выборами он сталкивается? И как вы для себя?..
А.ДОМОГАРОВ: Я еще раз повторяю, что когда «Место встречи» снималось, была другая социальная обстановка. И сейчас мы, наверное, больше знаем про милицию нашу и про то, как это все делается. И такие люди как Трошин, наверное, они... В общем, у меня тут лежит, я специально тут готовился, тут пришло мне письмо от человека, видимо, который... «Я года рождения 1938-го. Отца посадили в 1937-м, и не Сталин, а соседи. Кстати, беспартийные. А коммунисты, хорошо помню, участковый 31-го отделения милиции города Москвы как могли помогали отцу. Посмотрев фильм, Москва была, да, в определенных бандитских группировках, Соколиной горы, Черкизово. Я помню бандитские разборки с кинотеатром «Родина», метро Семеновская. Но главное не в этом. Трошин напомнил мне, повторяю, участкового 31-го отделения милиции, участника Отечественной войны капитана Подгорного. Да, такие люди были. Спасибо за фильм, за историю. За мое поколение мне не стыдно. Желаю всем сверстникам здоровья и добра».
Вот, значит, мы чего-то добились.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но в вашей актерской биографии были разные сыщики, милиционеры и прочие. Этот для вас чем отличается от других героев?
А.ДОМОГАРОВ: Ну, вы сейчас мне втыкаете «Бандитский Петербург» и «Турецкого», что ли? (все смеются)
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, я просто говорю, что играли вы...
А.ДОМОГАРОВ: Совершенно другая манера разговора. (все смеются) Понимаете?
Е.АФАНАСЬЕВА: Это хорошо.
А.ДОМОГАРОВ: И совершенно другие ценности у людей были в 1946 году, они по-другому разговаривали. Если они говорили «Ты – сволочь и тебя ждет расстрел», а здесь по-другому это говорится. Потому что они свято верили в то, что они живут ради чего-то. И мы хотели это показать, что коммуналка – это коммуналка, в коммуналке не дерутся и не ходят в рваной одежде. Мне бабушка сшивала платья маме, я не знаю, из чего, из занавесок каких-то и мама всегда ходила... А мама – дитя войны, 1928 года рождения.
Е.АФАНАСЬЕВА: Мы сейчас говорили о том, вернее, мы в разговоре в студии к этому вернемся. А до того, как войти, я спрашивала у продюсеров, что финал у вашего сериала получается открытый. То есть возможно продолжение. Вы хотели бы, чтобы история вашего героя продолжалась?
А.ДОМОГАРОВ: Провокационный вопрос. Конечно, хотелось бы.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что? Вот продюсеры говорят...
А.ДОМОГАРОВ: Другое дело, что для вас она открыта, а для очень многих он показался им именно таким, каким и должен быть.
Е.АФАНАСЬЕВА: Что в то время иного финала быть не могло?
А.ДОМОГАРОВ: Другого финала в этой ситуации быть не могло. Когда участковый и авторитет делят Рощу на двух смотрящих, один по одну сторону закона, другой по другую сторону закона, но оба хотят одного – спокойствия и равноправия. И спокойствия для жителей.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что, спасибо, Александр.
А.ДОМОГАРОВ: Пожалуйста.
Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас мы будем пытать продюсеров, будет ли продолжение или нет. Это Александр Домогаров был с нами на связи по телефону, он – исполнитель главной роли в сериале «Марьина Роща», о котором мы сегодня говорим в программе «Телехранитель». Говорим мы с Юрием Осиповым и Андреем Тартаковым, продюсерами сериала. Вот Егор Баринов пока еще не успел нам сказать ни слова, потому что говорили по телефону.
Егор, вы – главный отрицательный герой. Вам каково было в роли этого бандита в «Марьиной Рощи» и главным воплощением зла? Как вам это?
Е.БАРИНОВ: Вы знаете, мне было очень интересно работать с этим персонажем, потому что, могу сказать, он неоднозначен. Он, действительно, любит Нину, героиню.
Е.АФАНАСЬЕВА: Которую играет Евгения Крюкова.
Е.БАРИНОВ: Да-да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Он ее пытается поделить с героем Домогарова.
Е.БАРИНОВ: Пытается поделить безуспешно. Но он движим страстью, движим любовью. И для меня это было главное. Потом сам образ – он очень такой, живой, многоликий, разносторонний, очень артистичный. У меня была возможность как-то показать какие-то свои грани, что называется, своего умения актерского, которые раньше не удавалось показать.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я вот вспоминала, что видела ваши замечательные роли почти про то время, чуть раньше это была доку-драма про трагедию Мологи, там вы играете совершенно положительную роль. Насколько трудно играть людей из прошлого, когда время вот так делило на хороших и плохих, по сути, может быть, ваш герой там, окажись в сложной ситуации, мог бы стать бандитом и наоборот. Насколько трудно оправдывать или не оправдывать героев?
Е.БАРИНОВ: Вы знаете, как ни странно, это гораздо интереснее в том плане, что у тебя есть больше свободы, так как зритель тебе позволяет больше. У зрителя открыта фантазия по поводу тех людей, он готов фантазировать, он готов доверить. И если ты играешь хорошо, он верит тебе, что люди были такие или был такой человек. Это гораздо делать сложнее с современными героями, потому что они говорят «Не, ну, мы знаем, бандиты сейчас не такие» или «Мы знаем, сейчас милиционеры такие». А какие они были тогда, уже не так много людей осталось...
Е.АФАНАСЬЕВА: Легче играть человека, а не функцию.
Е.БАРИНОВ: А не функцию, да. Гораздо проще играть человека и показывать, что, вот, был такой человек.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но кого легче играть, все-таки, гада или положительного героя? (все смеются)
Е.БАРИНОВ: Интереснее...
А.ТАРТАКОВ: Интереснее, легче. Не передергивай.
Е.БАРИНОВ: Я передергиваю.
А.ТАРТАКОВ: Надо легче-легче.
Ю.ОСИПОВ: Ну, скажи, что гада интереснее. Не то, что легче, интереснее.
Е.БАРИНОВ: Ну, интереснее. Конечно, интереснее. Потому что он...
Ю.ОСИПОВ: Разгуляться больше где есть.
Е.БАРИНОВ: Да. Они более артистичны (гады), они более игривы. (все смеются)
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что? Мы вернемся к нашей программе через несколько минут. Перерыв на выпуск новостей, а потом продолжим разговор о сериале «Марьина Роща» в программе «Телехранитель».
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии – Елена Афанасьева, говорим мы сегодня о сериале «Марьина Роща», который на этой неделе прошел на телеканале «Россия 1». В студии продюсеры этого сериала Юрий Осипов, Андрей Тартаков, Егор Баринов, исполнитель одной из главных, хоть и отрицательных ролей в сериале. Говорили мы по телефону в первой части программы с исполнителем главной роли Александром Домогаровым. Если у вас есть вопросы, пожалуйста, SMS-номер +7 985 970-45-45. Из тех вопросов и реплик, которые приходят по SMS и пришли заранее на сайт, видно, что сколько людей, столько и мнений – они часто прямо противоположны.
Ну, например, человек, подписавшийся СБерлокин, пишет: «Жалко смотреть на двух хороших актеров, Домогарова и Крюкову. Снимаясь в подобных шедеврах, они кого больше не уважают, нас или себя?» А человек с подписью Лера79 пишет: «Господа-продюсеры, народ на всех форумах требует продолжения, так как концовка открытая. Уж больно пара Крюкова-Домогаров эффектная. Фильм супер, очень правильный и интересный». Ну, тогда давайте оставим в стороне мнение частное и ответим на вопрос, будет ли продолжение, так как концовка открытая? Правда, Александр считает, что, в общем, в то время только так и могло закончиться. Но у вас есть задумки? Кто ответит? Андрей, Юрий?
А.ТАРТАКОВ: Есть задумки.
Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей.
Ю.ОСИПОВ: У Андрея есть задумка. (смеется)
А.ТАРТАКОВ: Не, задумки есть. Есть надежда. Определяющим здесь будет являться мнение канала. Конечно, мы будем разговаривать, но...
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, есть что еще, о чем говорить про этих героев. Не все сказано за 16 серий.
А.ТАРТАКОВ: Да, конечно. Ну, впереди у них длинная сложная жизнь, да? И в жизни нашей страны и наших героев, и людей была масса событий и в 50-х годах, было замечательное время 1953 года после смерти Иосифа Виссарионовича, была Бериевская амнистия. То есть тут много чего можно придумать.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот что касается времени, Федор из Петербурга тут уже не знаю какую по счету смску посылает. Я не буду читать оскорбительные слова, Федор. Так, все-таки, несмотря на то, что у вас кипит возмущение, надо выбирать слова. Но смысл в том, не стыдно ли воспевать кровавых чекистов и карательную машину советских органов?
Ю.ОСИПОВ: Ну, должен сказать, что мы тут не воспевали. А где здесь воспевание кровавых чекистов и карательной машины? В этом фильме вообще чекисты практически отсутствуют, Есть только один генерал НКГБ, да? А, в основном, это органы милиции, это не чекисты.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алла пишет «Мы, жители Марьиной Рощи хотели бы больше нашего колорита. Не было Рижского рынка. Был Крестовский, Минаевский и так далее. Ведь, жизненные детали – это недорого, и сразу придаст ту степень достоверности. Не надо экономить – это все портит». Что скажете жителям нынешней Марьиной Рощи? И еще она, извините, в другой смске упоминает: «В серии про железную дорогу надо было упомянуть улицу Веткина, царскую ветку, церковь Нечаянная радость». В общем, практически консультант на второй сезон по Марьиной Роще у вас есть.
Ю.ОСИПОВ: Спасибо, мы это обязательно учтем, что больше названий в Марьиной Роще. Но в самом деле, ведь, Марьина Роща, вот та Марьина Роща, которая была в то время, она изменилась, ну, практически до неузнаваемости. Та Марьина Роща была сплошная деревянная застройка барачного типа, это был промышленный район, где жили рабочие, да? Изначально, сначала, буквально с конца XIX века. И потом там уже в начале XX века расцвела криминальная среда, то есть появились там уголовники. И теперь этого всего просто нет. И, конечно, передать полностью дух Рощи – это очень сложно, как бы. Найти такой экстерьер, который бы соответствовал, это...
Е.АФАНАСЬЕВА: В общем, декорация, с которой все началось, не справилась.
Ю.ОСИПОВ: Ну, она была...
А.ТАРТАКОВ: Она была декорация.
Ю.ОСИПОВ: Это была совсем декорация не Марьиной Рощи, если так серьезно говорить.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот как раз о воссоздании деталей и всего прочего. Люди, которые смотрят, они цепляются к тому, что и одежда у вас сильно новенькая, такие люди победней ходили, и люди сильно сытенькие. Вот тут есть смска, очень активно прицепились к этому вашему немцу, который выглядит совсем не так, как могли выглядеть пленные немцы, и говорит не так, и всё. Насколько трудно воссоздать время, детали? Это что, дорого или это требует большого количества кропотливой работы, а сериал – вещь быстрая? Что?
Ю.ОСИПОВ: Ну, нет, дело не в этом, не то, что быстрая. Мы, я должен сказать, тщательно к этому вопросу подходили. Очень тщательно. Но что касается новой одежды, она была только на Домогарове, потому что ему сшили. Ну, он получил новую одежду участкового, новую форму, когда он... И вполне он имел право вернуться с войны тоже в хорошей гимнастерке, да? А остальные герои одеты, в общем...
Е.АФАНАСЬЕВА: В чем ваш герой ходит, Егор? В чем вор в то время ходил? Это что-то дорогое и хорошее по тем временам? Как одежда вашего героя определяла? Егор Баринов.
Е.БАРИНОВ: У меня там были разные жизненные ситуации на протяжении сериала. Была история, когда я возвращаюсь, и я, действительно, ходил в старой одежде, по-моему, откуда-то из Мосфильма подбор был. Были ситуации, когда я был на коне, что-то там украл.
Ю.ОСИПОВ: Потом рассказывай, что и где ты украл.
Е.БАРИНОВ: Я был в хорошем костюме таком. Прям, мне очень нравился. Были ситуации, когда я был в бегах, и тогда я, действительно, был в каких-то старых сапогах, старых штанах, старое пальто. Костюм менялся в зависимости от того, какой он должен был быть в конкретной сцене.
Ю.ОСИПОВ: Вы знаете, с моей точки зрения, художник по костюмам Лариса Дурягина, которая была на этом фильме, подошла крайне ответственно к этому ко всему. Ну, вот, с моей точки зрения я не увидел таких вот, скажем, провалов именно по костюмам. Ну, я – человек, еще раз говорю, современный, я родился значительно позже, но я, тем не менее, много читал, смотрел и в интернете, и фильмы, и одежду того времени. Она подошла очень ответственно к этому вопросу.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, люди продолжают, ваши зрители, наши слушатели реагировать по SMS-номеру +7 985 970-45-45. Вот, без подписи последняя смска «Спасибо. Фильм великолепный». А человек с подписью Шварц пишет «У Жеглова вор сидит в тюрьме. Здесь оба борются за добро и делят территорию. Докатились».
Вот я хочу еще раз вернуться к философии времени, философскому вопросу. Если в одной какой-то фразе сформулировать. Вот, понятно, мы уже все давно сформулировали, о чем «Место встречи» и в чем главный конфликт. О чем ваш сериал? Что ваш герой решает для себя?
Ю.ОСИПОВ: Ну, я думаю, он решает для себя... Герой, прошедший войну. И для него, я думаю, что главным определяющим для него является человек. То есть герой – он справедливый. И когда того же вора несправедливо обвиняют, то, что делал, скажем, Владимир Семенович, его герой (Жеглов) – он подбрасывал там Кирпичу в карман какие-то вещи, ну, потому что вор должен сидеть в тюрьме. Здесь другая ситуация. Для Трошина есть справедливость, есть люди. Есть люди, за которых... Он борется за, можно сказать, за права человека, условно говоря, да?
Есть люди. Этот человек – вор, но он, может быть, и неплохой человек, да? Он – вор, как бы, это плохая профессия условно и Нинка, она – скупщица краденого, да? Это нехорошо.
Е.АФАНАСЬЕВА: А не должен правильный советский милиционер любить скупщицу краденого.
Ю.ОСИПОВ: А он не совсем правильный. Он – человек. Он – человек в первую очередь, как бы. Вот в этом-то, может быть, и есть основное, что он – неправильный милиционер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Мы уже поговорили о героях-мужчинах, положительном, отрицательном. Главную героиню как выбирали? Почему Евгения Крюкова? Андрей, может быть, скажет?
А.ТАРТАКОВ: За талант, за красоту и за харизму. Потому что есть еще в этой истории. Здесь очень много любви. Здесь очень много любви, здесь отношения Трошина со старой женой, с новой семьей старой жены, с женщиной, которую он встретил и которая обворожительна, и которая пленительна, и в которую он растворился. И поэтому... Когда есть любовь, то это интересно, это страстно, это любовные треугольники, четырехугольники. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И поэтому я думаю, что целому пласту зрителей была интересна именно эта составляющая.
Е.АФАНАСЬЕВА: Смотрели про любовь, а не про бандитов.
А.ТАРТАКОВ: Смотрели про любовь, а не про бандитов.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это Андрей Тартаков, напоминаю, один из продюсеров сериала «Марьина Роща». Вот, Екатерина Галичева на сайт заранее прислала достаточно большое послание. Пишет: «Современные исторические сериалы не могут быть тоской о прошлом, потому что, все-таки, это современный телевизионный продукт. Но в то же время на мой взгляд, этот конкретный сериал «Марьина Роща» сделан с хорошим запалом и с твердой уверенностью, пускай опосредованно историю очень непростого периода жизни большого города в послевоенное время. Вопросы Андрею Тартакову. Какая литературная основа легла в сценарий сериала? Или, все-таки, пришлось разрабатывать сюжет по документам и на основании каких-то личных воспоминаний?»
А.ТАРТАКОВ: Ну, личных нет, потому что я 1959 года рождения, Юра 1957 года рождения, немножко позже, хотя, мы – ребята взрослые. Это оригинальная история, у нас не было никакого первоисточника как там «Место встречи изменить нельзя», был гениальный роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», замечательный. Я, например, его прочитал лет за 5 до того, как вышел фильм, и понял, что замечательная основа. Здесь эта история целиком и полностью придумана Валентином Емельяновым с нашей помощью, но это такой, оригинальный формат.
Е.АФАНАСЬЕВА: И дальше Екатерина продолжает вопросы, опять пишет «Наверное, снова продюсерам сериала. Вас не испугало отсутствие в нашем сегодняшнем мире примет того времени. Ведь, достаточно трудно углядеть сквозь бетон, стекло и мрамор ушедшую эпоху. Вы, наверное, понимали, большое количество зрителей в первую очередь будет искать киноляпы». Юрий?
Ю.ОСИПОВ: Да, конечно. Да, конечно-конечно, понимали. Но мы к этому вопросу тщательно подходили. Мы, конечно, смотрели за этим очень внимательно, смотрели, чтобы не было пластиковых окон, кондиционеров и прочего-прочего-прочего.
Е.АФАНАСЬЕВА: И где сейчас можно искать Марьину Рощу 40-х годов?
А.ТАРТАКОВ: В Калуге.
Е.АФАНАСЬЕВА: В Калуге?
Ю.ОСИПОВ: В Калуге, да.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть жизнь не изменилась.
Ю.ОСИПОВ: Часть снималась в Москве, небольшая часть. В основном, все снималось в Калуге.
Е.АФАНАСЬЕВА: Очень много вопросов по поводу системы показа. Вот, Галина из Волгограда пишет: «К сожалению, трудно высиживать по 3 серии». А человек с подписью Азерлиев на сайт прислал «Хотелось бы услышать, кто ответственен за такой безответственный показ? Ладно, москвичи еще могут ложиться спать в первом-втором часу ночи. Но другие регионы практически лишены просмотра сериала. Нельзя ли хотя бы по 2 серии показывать? Зачем больше?» Почему так спрессовано? По-моему, первые 2 дня по 4 шло, а потом по 3.
А.ТАРТАКОВ: В первый день 4. Ну, это вопрос, прежде всего, конечно, к программной дирекции канала «Россия». Сложно сказать. Может быть, так и есть на самом деле, там люди опытные и они как-то считают эти варианты.
Е.АФАНАСЬЕВА: И борются за долю аудитории.
А.ТАРТАКОВ: Да, да. Чтобы сложилось более цельное ощущение от материала. Потому что там есть горизонтальные линии достаточно внятные. И чтобы эта история катилась... Чтобы зритель вошел в историю и погрузился в нее, как бы, вот, достаточно серьезно.
Вы знаете, вот мы получаем раскладки рейтинговые, долевые. Что удивительно: к финалу, там, после 23-х часов доля достигала 40%.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но это всегда надо говорить, среди какой аудитории.
А.ТАРТАКОВ: По всем, по комплексу.
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, 18+ 40 не было. Не надо, не надо. Я слежу за долями. Это могло быть по какой-то отдельной...
Ю.ОСИПОВ: Ну, у нас общедолевые.
А.ТАРТАКОВ: У нас общедолевые.
Ю.ОСИПОВ: Мы получаем общедолевые.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это сколько? 18+ не было 40%. Там была доля 22-24 у сериала.
А.ТАРТАКОВ: Нет, это не 18+, это, по-моему, 54+, да? Как называется?
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, я не знаю. Это, может быть, канал «Россия» по какой-то более узкой аудитории.
А.ТАРТАКОВ: Нет-нет, это Гэллап.
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, бывает Гэллап, выборка по 18+, все население старше 18-ти. Там у вашего сериала была, в среднем, доля 22-24.
А.ТАРТАКОВ: Да. Я говорю поминутно, которое выходит.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так, хорошо.
А.ТАРТАКОВ: То есть я к тому, что к вечеру...
Е.АФАНАСЬЕВА: Накапливание аудитории. Понятно.
А.ТАРТАКОВ: Вот.
Е.АФАНАСЬЕВА: Мне интересно, Егор, вот, вы когда играете одного из героев, вы снимаетесь в какие-то отдельные съемочные дни и видите свою линию. Вот, когда готовый сериал смотришь в эфире... Вам удалось вообще посмотреть-то или нет?
Е.БАРИНОВ: Мне частями. Что-то я смотрел по интернету, если не успевал посмотреть.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я сейчас спрошу в целом, не только к этому сериалу. Как меняется, когда актер садится смотреть то, в чем он снимался, но видел только с одной стороны своего героя. Вот, как смотрится готовый продукт? Вы его смотрите, все-таки, как свою работу, как зритель?
Е.БАРИНОВ: Я смотрю прежде всего, конечно, как зритель. Потому что свою работу я знаю, я видел ее на озвучании. И поэтому мне было интересно, как мой персонаж, моя линия выстраивалась относительно всего сюжета. И здесь я был уже как зритель, который следил за сюжетом. Честно говоря, мне было интересно и мне понравилось сочетание. Я сейчас приведу мнение моей мамы – она у меня сейчас самый главный зритель, потому что она смотрит все и мы с ней созваниваемся, она мне рассказывает. Она у меня очень строгий критик. Посмотрев первые 4 серии, она сказала, что это очень непростая история, что ей было интересно за этим следить и она очень рада, что я принял участие в этом сериале и говорит «Да, буду смотреть».
И она сказала: «Ты знаешь, совершенно замечательно у вас с Александром Домогаровым, вы с ним практически не пересекаетесь, у вас 2 параллельные линии. И твой персонаж – он, конечно, необходим здесь». Ну, она, естественно, поздравила меня с замечательной работой.
Я немножко сейчас, конечно, растекаюсь. Но что касается сериала целиком, мне было смотреть за этим интересно по нескольким причинам. Мне понравилась, как ни странно, картинка, мне она понравилась.
Е.АФАНАСЬЕВА: А кто оператор сериала?
А.ТАРТАКОВ: Николай Трухин.
Е.БАРИНОВ: Николай Трухин совершенно замечательно сработал, потому что я видел на экране другое время. И для меня это важно. Потому что я вижу, картинка не плоская. Это такой, очень хороший художественный был продукт. И игра актеров замечательная. То есть, в принципе, мне было в этом себя видеть очень приятно, я скажу так.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алла, которая явно будет вашим консультантом во втором сезоне, продолжает рассказы про Марьину Рощу: «Мама говорит, что второй милиционер – грубоватый. Очень похож своей манерой поведения на реального участкового послевоенной Марьиной Рощи Кузьму Ивановича». Вот.
А здесь есть вопрос от Дмитрия Мезенцева: «Приступая к съемкам сериала, вы консультировались с историками?»
Ю.ОСИПОВ: У нас был консультант из милиции, замечательный полковник милиции в отставке, на пенсии. Она – единственный, если я чего-то не путаю, опер на Петровке Наташа Малинкина. То есть были посещения музеев МВД, то есть было перечитано автором сценариев много материалов, мы ходили смотрели вот эти музеи, все как было. И Наташа все, в общем, с точки зрения правовой милицейской очень помогала.
Е.АФАНАСЬЕВА: Мария пишет: «Потрясающе воссоздана обстановка послевоенного времени, одежда и жилища. Я это помню хорошо».
Ну, я посмотрела вашу фильмографию, уважаемые продюсеры, и заметила, что вы практически в очень многих работах появляетесь в кадре. Что это? Хобби или это первая профессия? Что это?
Ю.ОСИПОВ: Нет, тому есть объяснение, потому что мы с Андреем в 1980 году... Это сколько лет назад?
А.ТАРТАКОВ: 33.
Ю.ОСИПОВ: 33 года закончили училище имени Щукина.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы – актеры по первому образованию?
Ю.ОСИПОВ: Мы по образованию актеры, да. Потом мы служили в разных театрах, и потом так получилось, что мы пришли в эту компанию Мостелефильм.
А.ТАРТАКОВ: Мы дружим с 1976 года.
Ю.ОСИПОВ: Да, мы вместе очень давно, еще с первого курса училища.
А.ТАРТАКОВ: Мы закончили курс у Аллы Александровны Казанской, замечательной актрисы, замечательного педагога, замечательного человека.
Е.АФАНАСЬЕВА: В этом сериале вы появляетесь, если вдруг я что-то не усмотрела?
А.ТАРТАКОВ: Юра – нет, я – появился.
Ю.ОСИПОВ: Андрей появился, да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Кем вы там были?
А.ТАРТАКОВ: Я был антикваром, противным антикваром.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ах да, вот теперь я узнала.
А.ТАРТАКОВ: Да, это я.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот теперь я узнала. (смеется)
Ю.ОСИПОВ: Теперь опознали. (смеется)
А.ТАРТАКОВ: Реклама нашла героя.
Е.АФАНАСЬЕВА: Реклама нашла героя. А это что, желание тряхнуть стариной или продюсерская такая хорошая скопидомность не платить лишнему актеру за смену?
А.ТАРТАКОВ: Нет-нет-нет, тут не в скопидомности дело.
Ю.ОСИПОВ: Нет, Андрею мы платили полноценно. Он бесплатно не снимался. (все смеются)
А.ТАРТАКОВ: Ну, это нравится. Когда ты понимаешь, что ты это можешь... И, знаете, появилась внутренняя свобода. Когда раньше тебя отбирали...
Е.АФАНАСЬЕВА: Актера возьмут, не возьмут. А тут сам себя взял.
А.ТАРТАКОВ: Да. Есть больше ответственность, но... Это вкусно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Егор, у вас конкуренты. Продюсеры – ваши конкуренты.
Ю.ОСИПОВ: Я должен сказать, Андрей очень хорошо с этой ролью справился. Я смотрел. Я – строгий судья, как бы, да?
Е.АФАНАСЬЕВА: Раз я не узнала его сразу, значит, он хорошо перевоплотился.
Ю.ОСИПОВ: А для себя просто я смотрел... Я для себя роли не нашел.
Е.АФАНАСЬЕВА: А что ж вы так сериал-то писали? Продюсер для себя роли не написал.
Ю.ОСИПОВ: Нет, а я к себе достаточно объективно отношусь. Я понял, что артисты, которые там мною выбраны, типажно они лучше это сделают, чем я. Ну, просто даже по типажу хотя бы.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы много сериалов снимали про современность. Это ваш первый сериал про прошлое или нет?
Ю.ОСИПОВ: Да.
А.ТАРТАКОВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: И какова вот так? «Ух, больше никогда»? Или, все-таки, «Ой, как это увлекательно»?
А.ТАРТАКОВ: В какой-то момент было «Ух, больше никогда». И в течение, когда снимали, было «Ух, больше никогда».
Е.АФАНАСЬЕВА: А от чего именно? От сложности создания обстановки?
А.ТАРТАКОВ: Конечно, конечно. От всего.
Ю.ОСИПОВ: Да, сложно.
А.ТАРТАКОВ: От деталей. Машины, кондиционеры, всё.
Ю.ОСИПОВ: Интерьеры. Всё это приходилось делать, строить.
Е.АФАНАСЬЕВА: И пластиковые окна отодвигать из кадра.
Ю.ОСИПОВ: Убирать, да.
А.ТАРТАКОВ: Огромное спасибо Феликсу Ростоцкому, замечательному художнику-постановщику. Он старше нас и он, наверное, этот дух-то... Да? Он из клана Ростоцких, он оттуда. Это замечательный человек. И ему как раз, наверное, было проще, потому что он все это помнил. И, наверное, ему лет 70, да?
Ю.ОСИПОВ: Ну, Феликсу, по-моему, лет 60 с лишним. Сейчас не помню, сколько.
А.ТАРТАКОВ: И он такой, настоящий мосфильмовский художник. Поэтому... Слава богу, у нас так получилось... Для нас это было тяжело с финансовой точки зрения, а так получилось, что у нас немножко затянулся подготовительный период по объективным причинам и было немножко больше времени подготовиться.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот Алена пишет «Почему противным антикваром? Мне ваш персонаж очень понравился».
А.ТАРТАКОВ: Телефончик.
Ю.ОСИПОВ: Телефончик Алены, пожалуйста. (все смеются)
Е.АФАНАСЬЕВА: Алена, присылайте телефончик. Понятно. И, Егор, для вас какая-то деталь осталась из исторического времени? Вот, что-то он для вас открыл, что в то время не носили вот так или носили по-другому? Какое-то удивление было?
Е.БАРИНОВ: Дело все в том, что у меня так получилось, что я довольно... Ну, у меня было несколько работ таких, именно связанных с тем временем. Это и «101-й километр» Леонида Марягина, и у Рубинчикова Валерия Давыдовича «Нанкинский пейзаж». Поэтому что здесь открылось? Здесь открылись сапоги. Вы знаете, у меня очень большой размер сапог, очень большой размер ноги, поэтому пришлось переделывать подметку под то время. Потому что художник... Еще от тщательности работы художника по костюмам. Потому что когда я привез сапоги, он мне сказал «Надо переделывать подошву». И мы сидели и переделывали.
Е.АФАНАСЬЕВА: А что в подошве? Почему она не такая, как нужно было для того времени?
Е.БАРИНОВ: А тогда были гладкие, а сейчас они немножко ребристые, кирзовые сапоги. И поэтому все делали...
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть даже подошву, которую в кадре не видно?
Е.БАРИНОВ: Да-да-да.
Ю.ОСИПОВ: Мало того. Я вам сейчас скажу. У нас есть персонаж генерал Зубов, который обвиняется в убийстве жены. И вдруг она (художник по костюмам) говорит «Надо заказывать генералу нижнюю рубашку». Я говорю «Ну, зачем?»
Е.АФАНАСЬЕВА: А продюсер, который деньги считает, говорит «Ты с ума сошла. Никто не увидит».
Ю.ОСИПОВ: Да. «Будем шить». Я говорю «Зачем? Там же есть обычная. Солдаты поддевали вот это». Она говорит: «Нет. У генералов были другие, у них были шелковые». Таки заказали и таки сшили. То есть генерал ходил в нижней генеральской шелковой рубашке.
Е.АФАНАСЬЕВА: А ее видно в кадре?
Ю.ОСИПОВ: Видно-видно, да. Он в расстегнутом кителе, конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть разницу можно заметить?
Ю.ОСИПОВ: Конечно, да. Он расстегивал китель, это было видно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что? Мы сегодня говорили о сериале «Марьина Роща», практически первой премьере, которая прошла на канале «Россия» в этом году, прошла с большим успехом. Говорили с создателями сериала, с продюсерами Юрием Осиповым и Андреем Тартаковым. Егор Баринов в студии с нами, актер. По телефону говорили с Александром Домогаровым, исполнителем главной роли. Надежда у всех есть, что возможен и второй сезон этого сериала. Я услышала, когда мы готовились к эфиру, что у Юрия день рождения завтра.
Ю.ОСИПОВ: Завтра. Это такой вот...
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что? Поздравляем вас с наступающим днем рождения – вы себе хороший подарок сделали. Также краем уха услышала, что за то время, пока прошло со съемок, у вас родился ребенок, Егор.
Е.БАРИНОВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Кто?
Е.БАРИНОВ: Вторая дочь у меня родилась.
Е.АФАНАСЬЕВА: Прекрасно. Как назвали?
Е.БАРИНОВ: Настя родилась. Моя супруга тоже снималась в этом сериале.
Е.АФАНАСЬЕВА: Что же вы на самый финал оставили?
Ю.ОСИПОВ: Что же вы не сказали?
Е.БАРИНОВ: На сладкое.
Е.АФАНАСЬЕВА: Кого же играла ваша жена?
Е.БАРИНОВ: Она играла... Господи...
Е.АФАНАСЬЕВА: Трудно назвать.
Ю.ОСИПОВ: Она играла женщину, у которой немой ребенок.
Е.БАРИНОВ: Да-да-да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что, это какой-то семейный сериал для вас.
Е.БАРИНОВ: Да, да-да-да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так сколько сейчас уже дочке-то младшей?
Е.БАРИНОВ: Сейчас уже... Ну, заканчивается третья неделя.
Е.АФАНАСЬЕВА: Боже мой, у вас самое интересное время. Поздравляем вас, желаем, чтобы на каждом следующем сезоне еще дети рождались.
Е.БАРИНОВ: Спасибо.
Е.АФАНАСЬЕВА: Удачи, новых сезонов, новой востребованности зрителей. Всего самого доброго. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья, до свидания.
А.ТАРТАКОВ: До свидания.
Ю.ОСИПОВ: До свидания.
Е.БАРИНОВ: Спасибо вам. Всего доброго.