Психология современного ТВ - Андрей Курпатов - Телехранитель - 2010-10-17
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И сегодня у нас в гостях человек, которого вы явно все помните по его эфирному воплощению, потому что за то время, пока я здесь веду программу, регулярно появляются вопросы, куда делся доктор Курпатов, куда пропал доктор Курпатов. Вот доктор Курпатов сегодня в нашей студии. Андрей, здравствуйте.
А.КУРПАТОВ: Здравствуйте, добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но пришел он к нам не как доктор, и диагноз современному телевидению вряд ли сейчас будет ставить, хотя все может быть.
А.КУРПАТОВ: Не буду.
Е.АФАНАСЬЕВА: А пришел он к нам как генеральный директор одного из крупнейших производителей, компании «Красный квадрат». Но в том числе, наверное, мы поговорим с вами и о вашем прошлом как телеведущего, если будут такие вопросы.
А.КУРПАТОВ: Если будут такие вопросы, ответим и на них тоже.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, раз они возникают. Все равно начнем с этого. Почему человек, который вел программу успешную на одном канале, потом на другом, имя стало ваше популярным, я думаю, это прибавило славы и узнавания на улице, и прочее и прочее. Почему вдруг вы оказались резко так по другую сторону баррикад, вот этой камеры телевизионной, среди тех, кто не в кадре, а за кадром? Что случилось?
А.КУРПАТОВ: Для меня, на самом деле, это все естественный процесс, естественное мое собственное развитие как человека, как специалиста. И я всегда раньше, когда вел программы, говорил: «Доктор думает так-то», и меня журналисты все время спрашивали: «а почему вы про себя в третьем лице?» Я просто немножко сложнее, чем доктор Курпатов. Доктор Курпатов – это такое нарицательное имя. Для меня это был очень важный этап моей жизни, мне было внутренне необходимо сделать все возможное, что от меня зависит, для того чтобы психотерапия – та профессия, которой я обучался, которую я создавала здесь в России тоже, потому что она очень молодая, чтобы люди не испытывали стыда, обращаясь к специалисту такой профессии, чтобы они были готовы работать с собой, над собой, изменять собственную жизнь. Мне это казалось очень важным. Я понимал, что только телевизионный эфир способен переломить это. Потому что, когда по Первому каналу показывают психотерапевтическую консультацию, после этого уже не страшно, не стыдно. В общем, это уже становится нормальным. И для меня это было важным, я это сделал, и, собственно говоря, много сил на это потратил. Не испытывал никакого удовольствия от этой работы, просто чувствовал себя обязанным, ответственным. Это такой мой собственный долг. Я его выполнил. И когда все темы, которые я хотел осветить, а это ограниченный круг по любой специальности, я не хотел повторяться, поэтому я программу закрыл. И, собственно говоря, уже я был в этот момент на телевидении. Я ее и продюсировал изначально и на «Домашнем», я ее делал своими руками, собирал команду людей, у нее была длительная история, потому что никто не верил, что она возможна, и так далее. Я прошел все университеты телевизионные, я не был приглашенным ведущим никогда и не знаю, что это такое. Поэтому я естественным образом оказался на телевидении. Сама по себе телевизионная среда необычайно увлекательная для человека, который небезразличен к проявлениям человеческого. В этом смысле телевидение, с одной стороны, это люди, которые…
Е.АФАНАСЬЕВА: Наркотик. Хлебнул однажды – отказаться тяжело.
А.КУРПАТОВ: Я бы тогда, наверное, не вылезал из эфира. Была же возможность производить бесконечно такой мыльный продукт. У меня не стояло такой задачи. Но телевидение – это, с одной стороны, люди, которые его делают, это таланты, и это особая психология таланта, которая для меня чрезвычайно увлекательна и важна – как работать, как потенцировать, как создавать условия, как помогать. А с другой стороны, это аудитория, которая воспринимает то, что ты делаешь, и откликается на это с запаздыванием – мы цифры узнаем через полтора-два часа после того, как телевизионный продукт вышел в эфир, мы уже знаем, что собрало в этот момент, и это дает такой срез психологии общества, в котором мы живем. И это совершенно уникальные знания в этом смысле.
Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей, а можно ли сказать, что вы поменяли профессию кардинально, то есть оставили свое занятие психологией и работу как психоаналитика и перешли в чисто телевизионное продюсирование? Или телевидение для вас один из срезов подхода к обществу с точки зрения психолога?
А.КУРПАТОВ: Ну, всегда есть две вещи. Это то, чем я занят, то, что я делаю, и то, о чем я думаю. Эти вещи у меня всегда складываются одна к другой, но при этом это два разных процесса. Я по образованию не психолог, я врач-психиатр. И, собственно говоря, моя работа была работой организатора здравоохранения, то есть я достаточно быстро оказался человеком, который отвечает за организацию психотерапевтической помощи в Санкт-Петербурге. И на восьмой месяц моей работы в этой должности мне выдали грамоту от Комитета по здравоохранению за многолетний труд в деле развития медицинской службы в городе.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть у вас всегда год за два-три?
А.КУРПАТОВ: За несколько, да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Что в психоанализе, что в телевидении.
А.КУРПАТОВ: И, собственно говоря, тогда и телевидение возникло, исключительно потому что надо было развивать и менять отношение людей просто к этому явлению. И поэтому я и оказался на телевидении.
Е.АФАНАСЬЕВА: А тогда сразу вопрос, хотя немножко не по логике развития нашего разговора. Вы как человек, который психоаналитик, человек, который делал программу о психологии, но при этом ваша программа закрылась и, в принципе, место пустое. Почему не вызывает психология в телевидении такой интерес в нашем обществе, как в других? Вы посмотрите – нет практически американского фильма или сериала, где бы герой не ходил к психоаналитику. Это можно перечислять – редкие исключения будут. Есть форматы популярные. У нас, как ни попытка, что-то вот программы с психологией не слишком активно работают. Почему? Не хочет аудитория смотреть или неграмотно сделано?
А.КУРПАТОВ: Мой любимый Владимир Владимирович Познер так определяет задачи телевидения: просветительская, информационная и развлекательная. Вот все, что касается просветительства, и это, конечно, специфика нашей отечественной ментальности, у нас идет с чрезвычайным трудом, и это касается не только телевидения – просто можно посмотреть тиражи книжек и понять, что у нас нон-фикшн собирает существенно меньше в последние годы, нежели фикшн.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вообще, грустно сказать, но тиражи книжек у нас меньше, чем в странах, где население гораздо меньше.
А.КУРПАТОВ: Не, ну это понятно. Но просто само соотношение. То есть даже те, кто читает, они читают художку, они не читают пособия по жизни, они не хотят слышать советов.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да и форматы типа бибисишных собирают у нас гораздо худшие цифры, да.
А.КУРПАТОВ: Да, они собирают очень мало. Это особенность наша, нашего молодого и задорного этноса, которому 20 лет всего, и он сейчас учиться не хочет, молодежь учиться не хочет. Надо прожить какой-то период времени, чтобы хотеть учиться. И, собственно говоря, я не думаю, что есть необходимость делать вот такие программы по психологии. Вообще это очень сложно. И прививать эту культуру надо, говорить об этом надо. Перестать стыдиться надо. Но я не думаю, что прямо нужно психологическую программу. Мы сейчас делаем, например, программу «Детектор лжи», которая вызывает огромное количество самых разных откликов. Но программа, собственно говоря, о психологии человека.
Е.АФАНАСЬЕВА: О семейных отношениях, вообще об отношениях.
А.КУРПАТОВ: Потому что мой любимый жанр – это реалити. И все западное телевидение проникнуто этим жанром. В России реалити или постановочное, это «Последний герой» с конкурсами или «Дом-2» с инспирированными какими-то историями внутри. Мы не можем себе представить «Большого Брата» в эфире, в том виде, в каком он идет во всем мире, потому что нужно наблюдать здесь за внутренней рефлексией, за тем, что люди переживают, что они чувствуют, как они ощущают ту социальную среду, в которой они функционируют, как они себя в этой среде позиционируют. Нам не любопытно за этим наблюдать. В этом смысле формат «Детектор лжи» значительно более лапидарный, то есть он дает это ощущение напрямую всех перипетий внутренней жизни человека. То есть не нужно сидеть и додумывать, что же там этот герой пошел в сторону в «Большом Брате» и задумался о чем-то. Здесь это все заострено. Такие средства, может быть, которые заставят людей с большим вниманием относиться к тому, кто они есть. Потому что ответить на вопрос, как Михаил Сергеевич сформулировал – «мы узнаем, кто есть who», вот вопрос «кто есть мы» - это вопрос, на который мы пока еще не научились отвечать себе. И эту культуру нам еще предстоит проводить в жизнь самыми разными инструментами.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это Андрей Курпатов, психолог, в прошлом телеведущий, и генеральный директор компании "Красный квадрат". Я не напомнила наши средства связи по слушателями. Смс-номер - +7 985 970 4545. Пожалуйста, ваши вопросы Андрею Курпатову и ваши реплики, а также во второй части программы вы сможете позвонить и по телефону, нам задать вопросы. Вот много вопросов, которые заранее пришли на сайт в интернете: каким образом вы из телепсихолога стали генеральным директором компании «Красный квадрат»? Я его немножко переформулирую. Наверное, это будет смешно – как, когда Тину Канделаки показывали в «Большой разнице», и она так же вопрос берет слушателя, а задает свой совсем другой. Но надеюсь, не совсем. Телевидение не любит чужаков, считается. Я когда-то давно-давно, еще будучи телекритиком, брала интервью у Константина Львовича Эрнста, который сказал, что телевидение – это старое индийское кладбище: чужаков не пускает. Как вас это старое индийское кладбище приняло? Как отнеслись к чужакам?
А.КУРПАТОВ: Я так не думаю. Более того, все время говорят о профессиональном образовании…
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну образования профессионального у нас нет у подавляющего большинства. Ну что ж теперь делать?
А.КУРПАТОВ: Условно говоря, у нас врачи-психиатры – от Тимура Вайнштейна и до Гарика Мартиросяна, невропатолога. И Юлий Гусман психиатр. Это мои непосредственные коллеги.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ваших тут много, да, понятно.
А.КУРПАТОВ: Поэтому я не думаю, что оно закрыто. Вообще, телевидение чрезвычайно нуждается.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но существует такое мнение, я его сейчас чужое приведу, я сама так тоже не думаю. Народ считает, что на телевидение не пробиться. Это только либо огромные деньги, либо большие связи. И вообще, сюда попасть нельзя, в этот мир.
А.КУРПАТОВ: Это несусветная глупость, на мой взгляд. Вот вы сами оговорились, что вы так не думаете.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но я тоже туда совершенно случайно попала.
А.КУРПАТОВ: Мы сами случайно попали… ну, случайно в кавычках, конечно, потому что мы хотели что-то делать – я хотел делать вот такой проект, я хотел об этом рассказать. Если бы хотел быть телевизионным ведущим, я бы никогда не попал на телевидение. У меня нет таланта телевизионного ведущего, я не обладаю соответствующими ингредиентами психическими, чтобы это делать, но мне хотелось делать программу про мое любимое дело.
Е.АФАНАСЬЕВА: Про это.
А.КУРПАТОВ: Да, про это. И я это сделал с огромным удовольствием. И это был результат, который мы увидели. Если люди просто хотят попасть в телевизор… Телевизора же не существует, это какая-то жуткая абстракция. Есть люди, которые что-то делают, они ассоциированы в компаниях-продакшн. Я, собственно, являюсь генеральным директором такой компании. Есть вещатель, который просто транслирует.
Е.АФАНАСЬЕВА: Канал. Он определяет, что за аудитория его смотрит, и соответствующим образом подбирает контент, который составляет его эфирную сетку. И дальше есть зритель, который это смотрит. Собственно говоря, сущности телевидения нет. Это как текст: есть автор, есть читатель, есть набор краски, чернил, на бумаге. То же самое – телевидение.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но у вас, Андрей, огромная компания, насколько я понимаю по количеству проектов… наверное, у нас не всегда ассоциируют зрители и наши слушатели название телепрограмм и компанию-производителя. Каналы еще иногда, и то путают, на каком что выходит.
А.КУРПАТОВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Просто можно назвать. Вот, например, инкассатор из Петербурга пишет: «Спасибо за «Прожектор Пэрисхилтон», они лучше психологов помогают отвлечься от повсеместного однообразия новостей и расслабиться в будний вечер». Это вот программа «Красного квадрата».
А.КУРПАТОВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы уже сказали – «Детектор лжи». Сериал «Школа». Сериал «Побег», насколько я понимаю.
А.КУРПАТОВ: Да. У нас больше порядка тридцати.
Е.АФАНАСЬЕВА: Назовите, как это принято говорить, брендовые программы, чтобы слушатели понимали, о чем мы с вами говорим.
А.КУРПАТОВ: Наши программы репутационные. «Красный квадрат» больше воспринимается как компания, которая производит развлекательный контент, энтертейнмент. Это «Минута славы», «Большие гонки», «Жестокие игры». То есть это такие крупные, большие шоу-программы, которые, собственно говоря, в воскресные дни развлекают нашу аудиторию. Это ток-шоу – «Модный приговор», «Давай поженимся», сейчас будет новая программа в эфире Первого канала. При этом «Красный квадрат» производит не только для Первого канала, но и для канала СТС, для всего этого холдинга. Мы производим для ТВ-Центра, для «Звезды», у нас в работе сейчас есть еще несколько проектов с другими каналами.
Е.АФАНАСЬЕВА: А не возникает конфликта интересов, когда вы для одного канала делаете развлекательную программу, для другого и вдруг они еще и в сетке стоят одновременно, и вы сами с собой героически боретесь?
А.КУРПАТОВ: Да, у нас вот, я сейчас боюсь соврать, но, по-моему, это в прошлом году было, у меня сейчас просто уже стерлось из памяти, у нас было три Новых года.
Е.АФАНАСЬЕВА: Три Новых года! И сами у себя цифры отнимали.
А.КУРПАТОВ: Да. Мы делали Новый год на СТС, на ТВ-Центре и на Первом канале. В эфире параллельно билось три продукта. Но мы для каждого канала делаем тот продукт, которого этот канал ждет. Всегда в самом непосредственном живом общении решается, что это должно быть, как это должно выглядеть и так далее. Я, на самом деле, испытываю чувство гордости невероятное, когда такая ситуация может быть. Потому что вообще делать Новый год – для компании…
Е.АФАНАСЬЕВА: Мы еще об этом поговорим. Потом вы нам расскажете секреты Нового года. Мы уже говорили о том, что вот психолог был, был человек, который делает телепрограмму и в кадре ее работает, но все-таки вы генеральный директор, это не чистое продюсирование, это не только придумывание идеи и ее воплощение и ответственность за себя и свою команду. Это огромное количество команд – соответственно, это просто профессиональное управление. Это отдельная профессия. Вам ее пришлось осваивать уже здесь, на телевидении, или вы владели ей со времен того, когда поднимали психоанализ в Петербурге?
А.КУРПАТОВ: Я десять лет носил погоны, служил в вооруженных силах. С 14 лет, собственно говоря…
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот чего не хватает телевидению. Надо построить обязательно всех.
А.КУРПАТОВ: И я с детства хотел быть, как мой дедушка. А дедушка у меня – организатор здравоохранения, начальник медицинской службы Северного флота в свое время.
Е.АФАНАСЬЕВА: А процесс организации здравоохранения отличается от процесса организации телепрограмм и телекомпаний?
А.КУРПАТОВ: Здесь просто нужно делить, я думаю, потому что наши зрители слушают и немножко падают в обморок – военные пришли… Не только психиатр, но еще и военный – что-то там в телевидении… Есть вопрос бизнес-организации, потому что продакшн-компания – это полноценная бизнес-компания, которая занимается производством определенного продукта, этот продукт телевизионный. Это телевизионные программы, сериалы, кино, есть и другие у нас бизнесы в рамках группы компаний – это и реклама, и управление правами, и так далее. А есть, собственно говоря, творчество – это там, где речь идет о продюсировании.
Е.АФАНАСЬЕВА: Придется нам о творческой части поговорить после выпуска новостей. Андрей Курпатов в «Телехранителе». Пожалуйста, не переключайтесь.
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева. В гостях у меня сегодня Андрей Курпатов, которого большинство зрителей помнят как «доктора Курпатова» из одноименной программы, а сейчас он генеральный директор крупной производящей компании "Красный квадрат". Мы говорим, естественно, о телевидении, и вы можете задавать свои вопросы Андрею по смс-номеру +7 985 9704545, а также дозваниваться в прямой эфир. Телефон прямого эфира – 363 36 59, код 495. Марина из Самары пигет: «Передайте доктору мою признательность и поклон». Евгений настаивает, что «в сериале «Саша+Маша» вы были за кадром, но его не первый раз повторяют – может, и ваши передачи стоит повторить?»
А.КУРПАТОВ: Действительно, я работал еще на ТНТ, это был 2004 год, там мы делали первый пилот программы, и там я проходил азы телевизионной работы, и Роману Петренко я чрезвычайно благодарен за то, что он тогда в меня поверил и дал возможность, и тогда я погрузился в эту работу, и сериальное производство, будете смеяться, на сериале «Саша и Маша», и там же ради хохмы я несколько слов сказал в кадре, за кадром.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот откуда истоки «Школы» и «Побега», теперь понятно. Вот вам вопросы или реплики, которые друг другу взаимно противоречат. Я зачитаю обе. Юра пишет: «Как психиатр скажите, что толкает людей полоскать белье публично на «Детекторе лжи»?» А Петр Сергеевич пишет: «Детектор лжи» - это здорово, спасибо вам». В общем, достаточно интересная программа с точки зрения реакции общества. Вы не скрываете, что это лицензия, что это американская программа “Moments of truth”, и я просто очень хорошо знаю, что в Америке реакция бурная, разная, до разводов у героев доходит и все прочее, но нет такого, что – уберите эту чернуху из эфира. У нас часто есть реплики такого типа: «Зачем это показывать?» Как вы думаете, это потому что люди себя в зеркале узнают? Или почему?
А.КУРПАТОВ: На самом деле, это очень сложный, большой вопрос. Потому что эта программа вскрывает очень много в нас самих и в нашем понимании того, что такое хорошо и что такое плохо. Мы долгие годы жили в стране, где хорошо и плохо цензурировалось руководящей ролью коммунистической партии и идеологией и чем угодно. После этого мы оказались без попечительства нравственного, и у нас нету понимания того, как правильно существовать в этом мире, у нас нету этих стандартов. Я лично считаю, что человек является высшей ценностью, и то, что с ним происходит, это самое важное. И он неизбежно будет страдать, потому что жизнь не предполагает бесконечного счастья. Но главное, чтобы он все эти тяготы жизненные переносил без чувства стыда и с умением себя сохранять как личность, как целостность, что бы ни происходило. В этом смысле герои программы «Детектор лжи» - это личности. Они разные, они вот такие. Иногда дыхание захватывает, когда ты сидишь на съемках и понимаешь – это…
Е.АФАНАСЬЕВА: А это выбор между чем и чем, когда человек сомневается? Между долгом и честью, между деньгами и боязнью? Между чем человек чаще всего выбирает?
А.КУРПАТОВ: Здесь нужно понимать, как производится эта программа. Это очень сложный технологически процесс, в который вовлечены и психологи, и специалисты по полиграфу, и так далее. Мы собирали лучших специалистов, врачи моей клиники работали на начальном этапе, пока мы формировали это все. Человек проходит тестирование на полиграфе до программы, он отвечает на вопросы. Полиграф – это же машина, которая с помощью специальных алгоритмов вычисляет зоны неблагополучия и о них сообщает. Человек может даже и не специально обманывать полиграф. Он пытается сам себе объяснить, например, ситуацию каким-то образом, хотя в действительности там другое объяснение. И в этом смысле, когда он сидит и ему задается вопрос, он решает очень много для себя вопросов – отвечать ему на это правильно или не отвечать, потому что всегда же можно ответить так, как тебе удобно, и уйти с программы. С другой стороны, он пытается понять, как его интерпретировала машина, когда он отвечал на этот вопрос на предварительном этапе подготовки программы. В этом смысле у него очень много проблем, которые он решает, задач.
Е.АФАНАСЬЕВА: А что, по вашему, толкает героев на участие? Все-таки деньги? Или есть какой-то другой мотив?
А.КУРПАТОВ: Ну, я вам должен сказать – может, я как-то странно прозвучу, но, во-первых, это та программа, когда мы впервые стали ощущать, что финансовый фактор важен для участников программы, которые на нее приходят. Вот мы делаем эту программу «Кто хочет стать миллионером?», и не всегда там участники демонстрируют желание бороться за финансовый приз. Они просто участвуют в программе.
Е.АФАНАСЬЕВА: Просто засветиться в ящике, или что?
А.КУРПАТОВ: Ну, миллион есть причин, почему люди хотят оказаться в телевизоре. Здесь действительно финансовый фактор очень важный. Я отношусь к этому позитивно, потому что, мне кажется, в принципе настало время, когда мы должны изменить свое отношение к деньгам как таковым. Это особенности нашей психологии, нашего сознания национального, когда мы к ним относимся пренебрежительно, не понимая, что это неправильно, так нельзя к ним относиться.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но программа же все-таки не столько про деньги. Вот я когда смотрю, мне кажется, это программа про то, как отношения в обществе и в семьях меняются, а люди до сих пор не понимают, что они меняются, и не осознают модель. И они не понимают, что они живут часто с нелюбимыми людьми. Только когда они боятся, что полиграф считает ответ, они только тогда говорят, что не любят мужа или жену. Они не любят дело, которое делают, и почему-то его делают.
А.КУРПАТОВ: Ну, себе всегда сложно признаться вообще в каких-то вещах, которые с тобой связаны, и мы считаем, что одним из мотивирующих факторов, особенно после того, как первые пул программ был показано уже в эфире и мы стали снимать второй уже пул, было большое количество участников, которые пришли на программу именно потому, что они хотели под угрозой детектора лжи сообщить своим близким о себе, о своем отношении…
Е.АФАНАСЬЕВА: То, что они боялись сказать в частной жизни?
А.КУРПАТОВ: Ну, они могли не бояться. Но понимаете, когда я внутри своей семьи говорю что-нибудь своей маме, жене, ребенку, родителям и так далее, это же воспринимается – а, ну мало ли, что он говорит!
Е.АФАНАСЬЕВА: А тут наконец-то меня услышат.
А.КУРПАТОВ: А тут это детектор лжи, который заставляет… это момент истины, так называется программа в оригинале американская.
Е.АФАНАСЬЕВА: А у нас название занято программой Караулова.
А.КУРПАТОВ: Да, к сожалению. Но это в каком-то смысле момент истины, правда.
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте и звонки будем принимать. 363 3659, код Москвы – 495. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Ирина Владимировна. Я хотела бы спросить уважаемого Андрея, как можно прояснить проблему исчезновения программы «На ночь глядя» время от времени и ее нерегулярность и очень позднее время? Будьте любезны.
А.КУРПАТОВ: Спасибо за вопрос. Здесь мы возвращаемся к логике того, как организовано телевидение. Есть каналы-вещатели, которые определяют свою эфирную сетку. Это канал решает, когда он показывает ту или иную программу. Я являюсь генеральным директором компании-производителя. Это компания, которая производит, в том числе и программу «На ночь глядя». Ну, поэтому это немножко вопрос не ко мне. Хотя понятно, что если канал в это время ставит, у этой программы именно в этом тайм-слоте больше шансов собрать максимальную аудиторию для себя. Кроме того, программа «На ночь глядя», когда мы ее создаем, мы очень хотим, чтобы там были люди на высшей ноге, то есть максимально интересные герои, яркие, актуальные, что невозможно производить как ежедневный эфир – таких просто личностей нету.
Е.АФАНАСЬЕВА: К сожалению, не хватает на каждый день.
А.КУРПАТОВ: Да, ну это естественно. Поэтому, чтобы, может быть, не мельчить. Это же тоже важная вещь.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 3659. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Добрый вечер. Меня зовут Сергей, я из Москвы. Я очень признателен Андрею Курпатову, я только в 58 благодаря его книжкам и собственному внуку узнал, как устроен человек.
А.КУРПАТОВ: Спасибо большое.
СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос-то вот какой. Нету ли каких-то планов по поводу образовательных передач для школьников? Потому что я обнаружил сам для себя с удивлением, что абсолютный ноль в этих вещах, хотя два высших, два языка и всякое такое. И мне кажется, что учить, что такое дважды два, это, конечно, важно, но объяснять людям, что они есть сами по себе, это не менее, а может, и более значимые вещи. И понятно, что это много денег, наверное, не даст. Не знаю, с какого боку к этому можно приступить, но если бы вы это как-то организовали книжками, передачами на «Культуре», не знаю, это было бы очень славно. Удачи и успехов. Спасибо.
А.КУРПАТОВ: Спасибо большое. То, что мы уже говорили про просветительское телевидение. Это большая проблема нашей аудитории, которая способна с интересом это смотреть, но мы здесь должны понимать – когда мы перейдем полностью в цифру и у каждого будет доступ к 30-40 каналам, то понятно, что может быть канал, который не должен собирать ту долю, на которую рассчитаны его мощности, может производить подобный контент, и я очень жду эпохи цифрового телевидения, потому что для меня, опять же, как для компании-производителя «Красного квадрата»… в этой эпохе производитель будет ключевым фактором, потому что мы создаем контент, и он может быть разный, для самых разных каналов, и когда доступ к контенту у телезрителя будет максимально прямой, не через некое сито каналов, которые держат свою долю, готовят свою программную политику, то это будет другое время, и в этом времени огромное количество вещей можно будет сделать, которые сейчас пока экономически и по структуре организации телевизионной индустрии невозможны.
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звоночек. 363 3659, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я из Казани. Как старый психиатр считаю крайне необходимой вашу работу на радио и по телевидению. Но только вот почему вы называете себя не психологом? Ведь психологией пронизана вся наша жизнь. Еще раз спасибо вам.
А.КУРПАТОВ: Спасибо за вопрос. Ну, я здесь вношу такое, профессиональное брюзжание. Просто поскольку я имею медицинское образование и я все-таки натуралист, а не гуманитарий…
Е.АФАНАСЬЕВА: Это точность определения профессии. Давайте еще звонок. 363 3659, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Александр, Санкт-Петербург. У меня вопрос такой. Уважаемый доктор Курпатов, мы с супругой прочитали много ваших книг, и хочется спросить – у вас кроме телевидения и другой загруженности остается ли время еще на книги?
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот я тоже спрашивала Андрея перед эфиром об этом. Говорю – Андрей, вы писать успеваете?
А.КУРПАТОВ: Ну, к сожалению, конечно, на это времени сейчас нету. Но я готовлю большой телевизионный проект, который будет посвящен сознанию людей и тому, как оно изменилось за последние 20-25 лет. И в связи с этим будет…
Е.АФАНАСЬЕВА: Раз сказали «А», рассказывайте дальше – что за проект?
А.КУРПАТОВ: Все это пока тайна.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот! Ну как же так можно интриговать и не рассказывать дальше, Андрей?
А.КУРПАТОВ: Я же делаю телевидение только потому, что я лично испытываю в этом какую-то потребность. И мне кажется, чрезвычайно важно, чтобы мы сейчас осмыслили – прошло 25 лет с начала «перестройки», 20 лет российскому государству будет в 11-м году, и это период, за который выросло целое поколение людей, они выросли совсем в другой стране, и мы все переехали из одной страны в другую. В медицине есть такое понятие – социальное стрессовое расстройство, которое, собственно говоря, вошло в обиход именно в связи с этим глобальным переездом из СССР в Россию, изменилась наша система ценностей, представлений о самих себе, о жизни. И вот, мне кажется важным, чтобы мы сейчас как-то это осмыслили и поняли, что мы совершили очень большой человеческий подвиг за эти годы, потому что вынести такую перестройку собственного сознания – это тяжелейший труд, который мы осуществили. Проект будет называться «Герой нашего времени».
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы сами будете его вести?
А.КУРПАТОВ: Я буду его вести. И это будет о каждом из нас.
Е.АФАНАСЬЕВА: Как интересно. Это будет шоу или ток-шоу?
А.КУРПАТОВ: Это документальный фильм.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так, уже одну тайну нам Андрей раскрыл. Может быть, удастся сейчас из него еще что-то интересное вытащить. Гена-молдаван, как он подписался, спрашивает: «Вас идеи интересуют?»
А.КУРПАТОВ: Идеи проектов телевизионных?
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, так как это смска, я не могу за Гену ответить. Если интересуют, что Гене делать.
А.КУРПАТОВ: У «Красного квадрата» есть сайт в интернете. Просто можно набрать в Яндексе «красный квадрат», и он вывалится вам сразу. И вы можете написать – там есть все контактные телефоны. Мы просматриваем всю информацию. Я смотрю в неделю по два десятка разных проектов, идей, предложений и так далее. Что-то из этого нам удается пустить в работу, что-то, к сожалению, нет, но это такой естественный процесс. Но мы, конечно, заинтересованы в идеях. Потому что это самая большая ценность, которая есть в телевидении. Это новые идеи, новые взгляды, новые подходы.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот наш слушатель, который подписался «Неназываемый», как раз интересуется: «Какой процент оригинальных проектов на вашем ТВ? Мне кажется, большинство – зарубежные копии».
А.КУРПАТОВ: Ну, здесь, на самом деле, очень непростой вопрос. Потому что у нас действительно есть много форматов лицензионных. Это нормальная абсолютно мировая практика. Нет задачи строить суверенное телевидение. Это была бы, мне кажется, какая-то запредельная уже авантюра. Мы находимся в рамках общих тенденций. И, собственно говоря, мы благополучно преуспеваем в этом. Что касается форматов, которые мы делаем по лицензии, они зачастую таким образом преображаются, что узнать оригинал в этом невозможно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Лицензианты потом сами просят ваши адаптации. Как с «Последним героем».
А.КУРПАТОВ: Да, конечно. И таких ситуаций очень много. И здесь надо просто понимать, что американский «Got talent», это наша «Минута славы», если вы посмотрите, как она выглядит в Америке, кроме того, что там три человека в жюри, больше ничего не напоминает эта программа. И наша задача как раз – адаптировать формат таким образом, чтобы его именно наша аудитория смотрела с интересом.
Е.АФАНАСЬЕВА: Максим интересуется, будет ли сериал «Побег» на DVD. Вот, кстати, еще один лицензионный проект, который, вероятно, сильно переработан для нашей аудитории. Ну, что касается сериалов, когда они производятся, там, конечно, переработка является существенной, но все-таки это скрипт, и он не может быть кардинально переработан.
Е.АФАНАСЬЕВА: Скрипт – это сценарий.
А.КУРПАТОВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ради которого и покупается проект.
А.КУРПАТОВ: Он, конечно, адаптирован, но все-таки он есть. Что касается DVD, я думаю, что это будет издание на DVD. Тут вопрос прав. Я просто сейчас не готов однозначно сказать, какие права приобретены.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, давайте еще звонок попробуем. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня Елена зовут, и я слушаю то, что Курпатов говорит – это просто пустота вообще.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, может, вы тоже придете к нам, поговорите.
СЛУШАТЕЛЬ: Да вы знаете, это попросту пустышка вообще.
Е.АФАНАСЬЕВА: Знаете, это ваша точка зрения. Когда человек звонит и говорит, что все неправильно и плохо, и ничего в ответ не говорит, ну… Ваша точка зрения. Придите, попробуйте сами – места хватит. 363 36 59. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Это Валентина Михайловна, город Железнодорожный. Я хотела спросить у Андрея: может ли быть человек по природе своей психологом и ему не надо обращаться к психотерапевту?
А.КУРПАТОВ: Понятно, что мы имеем тропность к каким-то профессиям, к каким-то не имеем, и что-то у нас будет получаться лучше, что-то хуже. В этом смысле нужно иметь какие-то способности для того, чтобы профессионально справляться с работой психолога. Но что касается общемировой практики, психологи друг к другу сами ходят на консультации и сами друг друга консультируют. Это не отменяет.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну понятно. Вот поэтому я как раз хотела вам сказать – может быть, как раз черта наша, россиян, всей страны, как раз в том, что они не обращаются, они сами изначально являются психологами. Поэтому они стараются обращаться в меньшей степени, как вы в начале передачи говорили.
А.КУРПАТОВ: Ну, тогда мы бы не были на первом месте по числу суицидов на душу населения. Поэтому тут, знаете, цифры статистики, к сожалению, свидетельствуют о том, что с психологическим образованием у нас не достаточно хорошо, и с культурой тоже нам еще идти и идти.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос. Вот Александр пишет по смс вопрос: «Скажите, пожалуйста, хулиганы, которые звонят в эфир, какой диагноз с точки зрения психологии можно им поставить?» Вам еще не достались хулиганы, а здесь бывают люди, которые любят позвонить и матом послать в ту первую секунду, пока их не выключат, или обозвать.
А.КУРПАТОВ: По-своему это, наверное, очень увлекательно – позвонить в эфир, что-нибудь сказать. В этом есть какое-то ощущение момента и адреналина.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, с точки зрения психологов, это как выглядит?
А.КУРПАТОВ: С точки зрения врача-психиатра, которым я являюсь, это не является психическим заболеванием.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так.
А.КУРПАТОВ: Будем расценивать как разновидность нормы.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ничего себе норма. «Благодарю Андрея за его книги. Много читала. Я репетитор по иностранным языкам и придумала свою программу, концепцию, подобрала музыку. Говорят, у меня шикарный голос. Подскажите, как реально в эфир свою программу поставить? Говорят, неформат. Поможете? Лана». Но она на радиостанции, правда, пыталась, а не на телеканалы.
А.КУРПАТОВ: Значит, нужно тоже обращаться в компании-продакшн и предлагать им этот формат. И можно к нам обратиться – тоже посмотрим, что можно сделать.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так что, Лана, попробуйте сайт «Красного квадрата», который Андрей вам называл. У нас не так много времени осталось. Так как вы уже рассказали про три Новых года в прошлом году, еще какие-то проекты, что сейчас готовит ваша компания такое, что должно взбудоражить телевизионную аудиторию в ближайшее время? Рассказывайте.
А.КУРПАТОВ: Ну, в самое ближайшее время мы увидим в эфире программу «ЖКХ». Это проект, который мы делали с очень большой эмоциональной увлеченностью, очень острый, очень напряженный, очень, мне кажется…
Е.АФАНАСЬЕВА: ЖКХ – это жилищно-коммунальное хозяйство, не самая веселая тема.
А.КУРПАТОВ: Мы не расшифровываем аббревиатуру, потому что здесь самые разные истории, когда человек сталкивается с холодностью и равнодушием людей, которые на своем рабочем месте должны ему содействовать. Это и чиновники ЖЭКа, и врачи поликлиники, и представители туристической фирмы, и так далее. У нас, к сожалению, к человеку относятся как к представителю третьего мира.
Е.АФАНАСЬЕВА: А как же вы этому человеку помогаете?
А.КУРПАТОВ: И формат программы предполагает, что мы с человеком, оказавшемся в такой сложной жизненной ситуации, связанной с каким-то судебным решением или его отсутствием, с проблемами с жильем, с коммунальными проблемами, с некачественно оказанными услугами, мы с ним проходим все этапы восстановления справедливости. Мы все это снимаем. Зачастую об этом не подозревают те, кто оказывается в кадре.
Е.АФАНАСЬЕВА: Скрытой камерой снимаете.
А.КУРПАТОВ: Да. И тем, собственно говоря, острее и честнее эта программа.
Е.АФАНАСЬЕВА: Берегитесь, чиновники и недобросовестные оказыватели услуг! Программа «ЖКХ» вас может в любой момент схватить.
А.КУРПАТОВ: Уже, вполне возможно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Что еще, кроме «ЖКХ»? Это Елена Проклова ведет, насколько я знаю.
А.КУРПАТОВ: Да. Ну вот это самый ближайший момент. Ну, есть какие-то вещи, которые находятся в подготовительной стадии обсуждения. Все-таки мы готовим уже следующий сезон, то есть весну.
Е.АФАНАСЬЕВА: А что-то такое по степени резонанса, как сериал «Школа», готовите? Все-таки «Школа» был проект, который взбудоражил общество, как телевидение давно не будоражило.
А.КУРПАТОВ: Я не думаю, что у этого проекта была задача взять и кого-то взбудоражить. Просто все люди, которые работали над этим проектом, хотели сказать… быть максимально искренними в этом высказывании о том, что такое жизнь молодых людей, которые очень скоро будут работать у нас в компаниях, будут…
Е.АФАНАСЬЕВА: Лечить, учить и строить.
А.КУРПАТОВ: Да, а через какое-то время будут платить нам пенсии.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, спасибо. Это Андрей Курпатов. Эфир быстро подошел к концу. Мы говорили с ним как с человеком, который был психологом, психиатром, телеведущим, а сейчас он генеральный директор компании «Красный квадрат», которая производит много проектов на разных каналах. Спасибо, Андрей, приходите рассказывать дальше про ваши премьеры.
А.КУРПАТОВ: Спасибо большое. Всего доброго.
Е.АФАНАСЬЕВА: Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.