Над чем смеемся: скетчкомы на телевидении - Алексей Троцюк, Евгения Крегжде - Телехранитель - 2010-01-10
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Тема нашей сегодняшней программы: «Над чем смеемся?» Мы поговорим о таком жанре, достаточно любопытном и достаточно новом на отечественном телевидении, как скетчкомы и другие комедийные шоу. Поговорим с человеком, который делает, продюсирует эти шоу на каналах СТС и «Домашний», Алексеем Троцюк. Добрый день.
А.ТРОЦЮК: Здравствуйте. С прошедшими праздниками.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. И с актрисой комедийных шоу «Даешь молодежь» и «Женская лига» Евгенией Крегжде. Здравствуйте, Женя.
Е.КРЕГЖДЕ: Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА: Уважаемые наши слушатели, наш смс-номер, как всегда, +7 985 970 4545. Вы можете задавать свои вопросы и высказывать свои точки зрения, как вам комедийные шоу, скетчкомы - нравятся, не нравятся, на каких каналах смотрите, что удивляет, что хотели бы предложить и так далее и тому подобное. Тут вот из тех вопросов, которые заранее пришли на сайте, уже спрашивают, как вам послать сценарий. Интересуется Леонид. Видно, уже творит в жанре скетчкома. Что скажете, Алексей? Нужны ли вам сценарии?
А.ТРОЦЮК: Сценарии нам всегда нужны. Это то, чего действительно не хватает, это хорошие сценарии. И нашему телевидению, и нашему кино. Чем больше их будет, тем лучше. А послать - на сайте СТС есть контактные имейлы. И мне обязательно его передадут.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так что, Леонид, пожалуйста, посылайте через сайт СТС, и получит Алексей ваш сценарий. Давайте начнем с того, что же такое скетчком. Потому что есть термины, которыми телевизионщики оперируют довольно легко, а зрители не всегда понимают. Вот если объяснить для зрителя, не для профессионала. Вот когда объясняют, что такое ситком, говорят, что это там, где смеются за кадром. Как охарактеризовать скетчком? Это что? Чтобы зритель понял, о чем мы сегодня с вами говорим, Алексей.
А.ТРОЦЮК: Ну, наверное, чтобы объяснить, что такое формат скетчком, наверное, нужно его с чем-то сравнивать. Ситком - это все-таки не там, где смеются за кадром, а это все-таки ситуационная комедия.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я объясняла основную характеристику зрителей, как они это определяют. В Советском Союзе за кадром не смеялись, а вот когда стали смеяться за кадром, якобы вот пошли ситкомы.
А.ТРОЦЮК: В принципе, это тоже такая хорошая маркировка, чтобы понимать, что смотришь. Скетчком - это, по сути, ситком, только…
Е.АФАНАСЬЕВА: Тоже комедия ситуаций?
А.ТРОЦЮК: Да, это тоже комедия ситуаций, просто у нее какой-то сквозной линии, большой истории. Это, условно говоря, три маленьких ситкома в одной программе, три в одном.
Е.АФАНАСЬЕВА: Оптом и в розницу. Нарезали мелко, перемешали…
А.ТРОЦЮК: Вот если брать «Даешь молодежь», есть персонажи, которые живут в жанре скетчома, гопники или метросексуалы. Всегда к ним возвращаешься, приходишь к ним на одну минуту - с ними что-то произошло, и ты пошел дальше, к другим героям.
Е.АФАНАСЬЕВА: Женя, а вам как актрисе - вероятно, вас учили по системе Станиславского, как всех русских актеров, и вдруг вы попадаете - три минуты, вернулись, ушли. Вам это интересно играть? Есть там что играть?
Е.КРЕГЖДЕ: Да, конечно. И я даже убеждена, что это не каждый может делать. Потому что как раз я хотела добавить, что, на мой взгляд, скетчи - это маленькие истории, доведенные до абсурда, то есть в них надо существовать в достаточно острой форме, которая предполагает и наличие в том числе понимания, что это есть, и в лучшем случае - когда еще есть образование, на которое можно опереться.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей, я смотрела - вы начинали в КВНе, как я поняла, в составе команды БГУ, потом работали автором сценариев на «Студентах», «Туристах» и так далее, а потом занялись вот уже креативом и продюсированием. Вот разные виды юмора - юмор КВНовский, юмор сериальный, длинный такой, и юмор скетчей - чем различаются?
А.ТРОЦЮК: Вы знаете, мне всегда очень интересен вопрос - сорта юмора, виды, подвиды. Мне кажется, что юмор - это либо смешно, либо несмешно. Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, ну например, шутить так, как шутят в КВНе, в скетчкоме засмеются над такими шутками или нет? Или наоборот, то, что вы делаете в скетчкоме, на сцене КВНа выстрелит?
А.ТРОЦЮК: Нет, вы знаете, на самом деле, существуют скетчи, которые работали и на сцене КВНа, и в рамках передачи. Потому что из «6 кадров» много перешло на КВН. Пересечения или совпадения. Это работало и там, и там. Сам по себе скетч - это, по сути, какая-то короткая шутка, 30 секунд.
Е.КРЕГЖДЕ: Анекдот.
А.ТРОЦЮК: Да, анекдот, который работает и на сцене тоже.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть скетчком - это такой разыгранный анекдот или все-таки не совсем?
А.ТРОЦЮК: Не совсем анекдот. Анекдот - это все-таки скорее большая история. Скетч - это скорее такое широкое понятие. Невозможно сказать, что это так и так. Скетч - это что такое? Когда ты не знаешь, чем это все кончится. То есть на протяжении 30 секунд…
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть если зритель угадает, чем кончится, то ваша работа сделана плохо?
А.ТРОЦЮК: Да, ему неинтересно будет. Если мы его не обманем либо не удивим, не рассмешим. Это игра не по правилам. Что отличает скетчком от ситкома? Самая большая разница…
Е.АФАНАСЬЕВА: Для зрителей ситком - это типа «Моей прекрасной няни», а скетчком - это типа «6 кадров». Чтобы люди разбирались в наших терминах.
А.ТРОЦЮК: Да, есть такой американский сериал «Друзья». Приезжал Адам Чейз, он рассказывал, читал лекцию. Было очень интересно, я с удовольствием его послушал. И он сказал правильную штуку - чем отличается скетчком от ситкома? Ситком - это все-таки игра по правилам. То есть это живые люди, которые попадают в различные ситуации. А скетчком - это ситуация не по правилам. То есть если там идет по правилам, значит, это неинтересно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Жень, вы играете несколько ролей или у вас какая-то одна героиня в вашем скетчкоме?
Е.КРЕГЖДЕ: Несколько.
Е.АФАНАСЬЕВА: И какие это барышни?
Е.КРЕГЖДЕ: Провинциалка. Там есть линия - провинциалка и москвичка, и вот я играю провинциалку из Воронежа. Правда, не знаю, какой это говор. Не совсем уверена, что воронежский.
Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас если кто-то слушает нас из Воронежа, мы попросим позвонить и протестировать вас, как Женя говорит - с воронежским говором или нет.
Е.КРЕГЖДЕ: А так - гопницу играю, возлюбленную одного из героев. Ну много.
А.ТРОЦЮК: Если брать «Даешь молодежь», то там существуют не только образы, но и просто скетчи. Женя играет просто какие-то ситуации, где нужно по сценарию.
Е.АФАНАСЬЕВА: Жень, ну вот вы когда смотрите по сценарию, любопытно, вы смеетесь над тем, что написали авторы? Или все-таки когда это на бумаге и не разыграно, это не так смешно и, может, вы уже профессионально смотрите?
Е.КРЕГЖДЕ: В большей степени профессионально. Но иногда бывает, что смеюсь.
Е.АФАНАСЬЕВА: Умеют вас удивить авторы.
Е.КРЕГЖДЕ: Да, удивляют, конечно же. Иначе бы я здесь не участвовала. Мне кажется, авторы здесь замечательно работают.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей, насколько я понимаю, в советское время, я так вспоминаю, скетчкомов у нас как таковых на советском телевидении…
Е.КРЕГЖДЕ: «Клубничка».
Е.АФАНАСЬЕВА: Это уже постсоветское, это уже 90-е годы. Чистых таких скетчкомов-то и не было. Были такие классические стендап-комедии - Карцев-Ильченко, Райкин, конечно. Это другое. А скетчкомов я что-то не помню. Вот в 90-е - это, естественно, «Городок». Наверное, это все-таки этот жанр. «Джентльмен-шоу», по-моему, тоже было.
А.ТРОЦЮК: Тоже, в принципе, такое. Если брать «Джентльмен-шоу», это по сути одесские анекдоты.
Е.АФАНАСЬЕВА: Тоже КВНщики.
А.ТРОЦЮК: Да, решили идти дальше, выбрали такое направление.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так вот, было не так много программ. «Городок» до сих пор практически жив еще в эфире в каких-то своих уже вариациях. А потом вдруг, года три, наверное, назад, вы точнее скажете, такой взрыв практически - на многих каналах пошли скетчкомы таким цвести буйным цветом. Что случилось, почему жанр сейчас стал так востребован?
А.ТРОЦЮК: Вы знаете, на самом деле, жанр сам себя пробивал. Я объясню, каким образом. Если брать, наверное, один из самых популярных скетчкомов в нашей стране, это программа «6 кадров», потому что она стала таким…
Е.АФАНАСЬЕВА: Это канал СТСЛУШАТЕЛЬ:
Е.КРЕГЖДЕ: Первооткрывателем.
А.ТРОЦЮК: Да. В чем был парадокс? Когда-то мы сделали 32 программы. И чем больше мы их повторяли, тем больше людей их смотрело. То есть вокруг этого жанра все собиралась аудитория, она к нему привыкала…
Е.АФАНАСЬЕВА: Но при этом меня сейчас удивляет - это жанр, благодатный для телевизионных начальников, его можно повторять многократно, крутить в нарезку и оптом, по-разному перекомпановывая серии. Соответственно, это не то что линейный сериал - его раз показал, ясно, чем закончилось, и уже неинтересно. Но при этом - я недавно гоняю каналы и смотрю: попадаешь на СТС на «6 кадров», потом на Рен-ТВ какой-то сериал - я не помню, как называется, но абсолютно вся та же команда, только явно чуть-чуть моложе, играет там же, а на ДТВ, по-моему, или где-то повторяют еще тоже «6 кадров». Ощущение просто такое - троится в глазах, на трех каналах одно и то же.
А.ТРОЦЮК: «Дорогая передача» - это мы же и делали ее, когда работали на Рен-ТВ.
Е.АФАНАСЬЕВА: Прообраз «6 кадров».
А.ТРОЦЮК: Да. «6 кадров», только под названием «Дорогая передача». То есть мы ее делали, потом ушли на канал СТС. Нам все это очень нравилось, мы были вдохновлены английскими скетчкомами, этому жанру уже очень много лет, он уже сформировался. И мы хотели сделать на нашей территории что-то такое, оригинальное. Самый главный принцип для нас был - чтобы это было оригинально, чтобы не мы, подсмотревши, увидевши что-то у кого-то, а мы хотели, самая главная задача была - самим это все придумать.
Е.АФАНАСЬЕВА: А сколько человек работает над одним скетчкомом? Сколько человек должно придумать вот эти все шутки? Сколько человек должны потом это все организовать, разыграть? То есть какие человекозатраты?
А.ТРОЦЮК: На самом деле, представьте себе, в программе «6 кадров» около 80 эпизодов. В каждом эпизоде - 30 скетчей.
Е.АФАНАСЬЕВА: 80 эпизодов за один выпуск?
А.ТРОЦЮК: Нет, 80 серий. И в каждой по 30 скетчей.
Е.АФАНАСЬЕВА: И на каждый надо найти декорацию, интерьер какой-то.
А.ТРОЦЮК: Там есть своя технология съемки. Мы заходим в аптеку, снимаем всю аптеку, придумываем. Но это просто уже такие цифры. 80 умножить на 30 - получается 2400 скетчей оригинальных. И если поначалу…
Е.АФАНАСЬЕВА: Так сколько человек их придумывает, эти 2400 скетчей?
А.ТРОЦЮК: Я думаю, сейчас этим занимаются все, кто…
Е.АФАНАСЬЕВА: Все, кто умеют шутить.
А.ТРОЦЮК: Да, все, кто умеет шутить, к этому пришли. Мы их формировали, учили. Первые передачи придумывали мы втроем, и это очень тяжелый труд - когда тебе нужно сесть и придумать за день 10. Все-таки это телевидение, это производство, то есть есть какие-то временные рамки. Ну, это хороший тренинг, хорошая школа. Потом людей стало больше, подключились. Сейчас человек 50 придумывает это все по всей стране.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это Алексей Троцюк, продюсер комедийных шоу на телеканалах СТС и "Домашний". В студии у нас также Евгения Крегжде, актриса, которая играет в скетчкомах «Даешь молодежь» и «Женская лига». Женя, насколько я понимаю, вы играете еще в театре, да?
Е.КРЕГЖДЕ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: В Театре Вахтангова, то есть уважаемый театр, классический репертуар. А театральные актеры и режиссеры как относятся к тому, что актриса играет в скетчкомах? То есть - отношение ваших коллег и наставников.
Е.КРЕГЖДЕ: Достаточно спокойно. Мне кажется, все понимают мою цель пребывания…
Е.АФАНАСЬЕВА: А как они понимают цель? Они считают, что вы идете туда зарабатывать деньги или сделать свое имя известным или попробовать разное?
Е.КРЕГЖДЕ: Каждый добивается своего. И каждый идет за своей целью. И мне кажется, что осуждать кого-то за достижение цели заработать деньги, в наше время… например, все театральные артисты с пониманием к этому относятся, потому что в театре достаточно небольшая, мягко говоря, зарплата.
А.ТРОЦЮК: Мне кажется, здесь еще такой важный момент. Если смотреть на Женю со стороны телевидения, можно говорить, что Женя снимается в скетчшоу и еще где-то работает в театре. Если говорить со стороны театра, Женя играет в театре и еще где-то снимается. И здесь, если нет конфликта интересов, если она успевает отрабатывать репетиции, совмещать, то есть не в ущерб производству…
Е.КРЕГЖДЕ: Но для меня, конечно, приоритетен театр. В свободное время, когда нет репетиций, когда нет спектаклей, я снимаюсь в «Даешь молодежь».
Е.АФАНАСЬЕВА: Тут очень много смсок. Давайте, что до перерыва успеем, сейчас ответим, а остальное после новостей. Маша интересуется: «Почему в скетчкомах такой примитивный, убогий юмор? Уровень всегда - только генитальная тематика и полумат бомжар». Вот так Маша сформулировала свой вопрос-мнение.
А.ТРОЦЮК: Я думаю, может, Маша смотрит скетч-шоу не на канале СТСЛУШАТЕЛЬ: Возможен такой вариант.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей отмазался. Но мы стараемся делать - мы опять подходим к сортам юмора - программу, которую можно смотреть с детьми. У меня недавно родился сын - я хочу, чтобы я с ним через два года мог сесть и вместе смотреть передачу, которую я делаю. Будет странная ситуация, если сын меня спросит: «Папа, а где ты работаешь?», а я говорю: «Не скажу». Поэтому мы стараемся, чтобы… Тем более, у канала СТС огромная детская аудитория, очень большая, его смотрит очень много детей. Поэтому мы стараемся, чтобы все было легко и весело.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть ниже плинтуса не шутите?
А.ТРОЦЮК: Знаете, я слышал хорошую фразу, что пошло все, что не смешно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Почему? «Камеди клаб» бывает смешно, но вряд ли вы с вашим сыном, когда он подрастет, это все посмотрите. Мы сейчас прервемся на новости. Вот Алексей пишет: «Даешь молодежь» - супер!» Ну вот хорошо, что супер. Давайте продолжим разговаривать с моими гостями после выпуска новостей в программе «Телехранитель» через несколько минут.
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». Сегодня мы говорим о скетчкомах, таком жанре на телевидении, говорим с тем, кто скетчкомы делает. В гостях у меня сегодня Алексей Троцюк, он продюсер комедийных шоу на телеканалах СТС и "Домашний", и актриса скетчкомов «Даешь молодежь» и «Женская лига» Евгения Крегжде. Наш смс-номер - +7 985 970 4545. Вы можете задавать свои вопросы. Также можете дозваниваться к нам в прямой эфир по телефону 363 36 59, номер телефона московский, код 495. Мы будем ваши звонки принимать, мои гости будут отвечать на ваши вопросы и слушать ваши реплики. Вот, например, достаточно много смсок, которые приходили в первой части программы, все равно звучат так: «Практически весь юмор на ТВ построен вокруг, извините, мочеполовой системы. Это от бедности, наверное? Свежие идеи видны только в «Большой разнице», «Городке» и в «6 кадрах», - пишет Антон. Ну, «6 кадров» - это комплимент вам, Алексей. И все же, что у нас?
А.ТРОЦЮК: Я не понял вопроса - от бедности чего у нас все вокруг этого построено.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, может, фантазии, сознания, я не знаю.
А.ТРОЦЮК: Ну, я не согласен, что все построено вокруг этого.
Е.АФАНАСЬЕВА: А где та планка? Вот где можно шутить вокруг отношения полов так, чтобы это не становилось, как выразился Антон, мочеполовой системой?
А.ТРОЦЮК: Вы знаете, я уже говорил, что пошлостью становится, если это не смешно. Если там нет шутки, то это смешно. И когда это не смешно, ты видишь все, что находится ниже пояса. Когда ты не видишь сути, которая тебя веселит, ты начинаешь смотреть, где ты сейчас находишься - в туалете, ты бомж или еще кто-то. Думаешь - почему я должен это смотреть? А если тебе смешно, то ты над этим не задумываешься. Ты думаешь о том, над чем смеешься, что высмеивают или как тебя сейчас обманули, развели неожиданным образом. Ты думал, что ты находишься в одной ситуации, а на самом деле ты находишься в другой ситуации.
Е.АФАНАСЬЕВА: Гоша вот вам говорит комплимент: «Хорошо, что вы есть, хотя пытаются создать много ваших клонов. За этим наблюдать забавно». Так, и ругаются у нас некоторые. Вот Сергей из Саратова считает, что самое неудачное скетч-шоу «Даешь молодежь», а лучшее - «Городок». Коля спрашивает, куда «Наша Раша» ушла. Я думаю, никуда не ушла. Это другой канал, ТНТ, но по-моему, все в порядке с «Нашей Рашей». Они даже фильм сняли, который скоро выходит. А Анатолий считает, что «Даешь молодежь» офигителен. Скажите, шутить для более взрослых и шутить для молодежи - это разные шутки? Жень, как вам кажется? Вот вы играете в женском скетч-шоу, «Женская лига». У меня были как-то в гостях создатели этого шоу в прошлом году перед 8 марта и рассказывали, что когда снимают режиссеры-мужчины, они даже не всегда понимают, над чем шутки. Шутки бывают чисто женские. И молодежные. Есть разница?
Е.КРЕГЖДЕ: Есть, конечно. К молодежи надо подходить более ответственно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так.
Е.КРЕГЖДЕ: Ну конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА: А если им не смешно будет от этой ответственности, тогда как?
Е.КРЕГЖДЕ: Вот в этом и состоит грань - избежать какой-то пошлости, и, на мой взгляд, в «Даешь молодежь» мы избегаем этого, но в то же время сделать так, чтобы это было смешно. И шутить на те темы, которые были бы актуальны для современной молодежи. Более ответственно, конечно. Тот юмор, который взрослым можно преподнести, он может допускать какие-то отступления в каких-то, может, даже нравственных аспектах. То есть можно шутить на большее, может, количество тем.
А.ТРОЦЮК: Я от себя, можно, добавлю? Шутить для взрослых и для детей - тут есть очень важная разница. Они отличаются лишь героями - кто эти герои, важные для молодых и важные для взрослых? Они близки, актуальны, они себя с ними отождествляют.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот вы делаете разные скетч-шоу. Вы определяете аудиторию? Например, чем отличается аудитория «Даешь молодежь», «6 кадров» или вот вы сейчас делаете, насколько я знаю, на «Домашнем» «Одна за всех» с Анной Ардовой?
А.ТРОЦЮК: Ну конечно. Мы ж понимаем, что мы будем высмеивать. Мы представляем своего зрителя.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну как вы представляете зрителя «Одна за всех»?
А.ТРОЦЮК: Вообще-то это женский мир. И мы ставим перед собой высокохудожественную задачу, как я считаю, что у нас одна главная героиня, которая играет абсолютно разных женщин, из разных слоев общества…
Е.АФАНАСЬЕВА: А при этом, знаете, что интересно? Вот у меня дети близкого к подростковому возраста - им 12-14 лет. Например, «Даешь молодежь» они совершенно не смотрят, при этом совершенно подсели и смотрели какое-то время «Одна за всех», причем буквально пародируя этих ваших рублевских девушек, изображая их, с большим удовольствием. Вот, казалось бы, совершенно на другую аудиторию вы рассчитывали шоу, а они должны были бы смотреть Женю и более молодых.
Е.КРЕГЖДЕ: Ну это же все равно…
А.ТРОЦЮК: Это же все равно победа.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вам - да, так как вы продюсер разных.
Е.КРЕГЖДЕ: Нельзя предусмотреть. Все-таки каждый ребенок развивается в своих условиях - и общественных, и семейных. То есть, конечно же, ваши дети, может быть, сформировались как-то чуть-чуть по-другому, и это совершенно нормально. У каждого свои предпочтения и вкусы.
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте будем принимать звонки. 363 36 59 - наш номер телефона. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Дмитрий, Москва. Алексею вопрос. Насколько я знаю, артисты из сериала «Даешь молодежь» - ребята из КВНа. Очень хотелось бы узнать, как происходит подбор артистов. Потому что в «6 кадрах» артисты профессиональные, а в «Даешь молодежь» не совсем. Это никак не сказывается на качестве продукта, но просто хотелось бы знать, как происходит подбор. Спасибо.
А.ТРОЦЮК: В «Даешь молодежь» тоже профессиональные артисты. Вот Евгения Крегжде - это мегапрофессиональная актриса. Я называю ее «последней советской актрисой». Подбор происходит очень просто. Прежде чем что-то задумать, мы понимаем, кто нам будет все это ретранслировать, есть ли у нас такой человек. И когда мы понимаем, что этот человек существует, вокруг него все остальное и строится - кто будет нести наши шутки, мысли, которые мы через него будем отправлять во вселенную.
Е.АФАНАСЬЕВА: Юрий пишет: «Малая дочь смотрит с удовольствием. Считаю, это элемент социальной адаптации». А вот еще интересная смска. Авгур из Томска пишет: «А где были все эти критики, когда у вас в гостях был Галустян? Их пошлятину они тоже считали высоким искусством?» Ну не знаю. «Очень нравится «6 кадров», - пишет Алсна. А Иван считает, что первые годы «6 кадров» было смешно, а сейчас с нового сезона - ерунда». Вот такие вот резкие комментарии. «А мне нравится «Женская лига» - имеете ли вы к этому отношение?» - спрашивает Наташа.
Е.КРЕГЖДЕ: Я имела к этому отношение в первый сезон «Женской лиги». После чего я оттуда ушла благополучно.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, давайте еще звоночек. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Игорь, город Москва. Скорее не вопрос. Просто мне кажется, что такие юмористические передачи - это все-таки способ зарабатывать деньги. Потому что считать, на какую аудиторию вы рассчитаны, на какую не рассчитаны… Простой пример. Допустим, рассказать анекдот - «Колобок повесился». А если молодежь не знает, кто такой Колобок, просто не помнит об этом, никогда не слышала? Значит, мы рассказываем что-то более примитивное.
Е.КРЕГЖДЕ: Печальная действительность о Колобке.
А.ТРОЦЮК: Нет, на самом деле, вы угадали. На самом деле, большая часть всего, что мы делаем, направлена на то, чтобы заработать денег. В этом нет ничего предосудительного. Вопрос - каким способом. Деньги ж можно зарабатывать разными способами.
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, все правильно. Я не говорю, что это плохо или хорошо. Я просто хотел сказать свое мнение. А по поводу юмористических передач - если позволите, еще одну секунду. Я наконец выяснил, кто смеется за кадром в сериалах, когда раздается хохот, когда нам смеяться.
Е.АФАНАСЬЕВА: И кто?
СЛУШАТЕЛЬ: Бывает, идет сериал, и я должен с ними посмеяться. Правильно? Вот я узнал, кто эти такие. Это посетители «Камеди клаб», которые сидят в зале. Я думаю, что они работают на всех каналах.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, это у всех по-разному. Во-первых, в «Камеди» сидят настоящие зрители, которые платят очень большие деньги за присутствие на съемки. Есть сериалы и ситкомы, где смех действительно наложен сверху, просто записан хохот и наложен. А есть такие программы, как тот же «Прожекторпэрисхилтон», где во время записи повернуто несколько микрофонов в зал, где сидит небольшая аудитория, и хохот там совершенно настоящий.
СЛУШАТЕЛЬ: Я прошу прощения, кто-то смеется за деньги, которые ему платят, а кто-то смеется за деньги, которые он заплатил.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, значит, ему смешно. Если человек заплатил деньги, он вряд ли будет смеяться только потому, чтобы его смех записали.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, у меня мое мнение. Спасибо.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, спасибо вам за звонок. 363 3659. Давайте мы сейчас еще звоночек примем. Добрый вечер, алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Елена. Добрый вечер, уважаемые гости. Меня Александр зовут, я из Тульской области. Елена, вот вы обещали узнать насчет спортивного канала - как он называется и где он выходит или хотя бы будет выходить.
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, ну мы в прошлый раз разговаривали. Это канал «Россия-2», в котором часть спортивных трансляций канала «Спорт» сохраняется. Так что мы с вами поговорим о спорте, наверное, ближе к Олимпиаде. Давайте сейчас все-таки о скетчкомах. Кто хотел бы поговорить о скетчкомах, звоните - 363 36 59. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Илья Викторович, я из Москвы. Я с большим интересом смотрю эти передачи. Даже год назад была моя статья по этому поводу. И я хотел сказать следующее. Если говорить о «6 кадрах», то это все-таки не скетч, а очень хорошо и очень профессионально разыгранные анекдоты. Если говорить о Федоре Добронравове и об Андрее Конькове, там скетч. А если смотреть на Данилову и других, там уже просто идет мимика…
Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Спасибо. Понятна ваша точка зрения, что там есть анекдот. Но мы не можем очень долго. У нас, знаете, сколько звонков? Если можно, буквально в одном предложении сформулируйте вашу мысль или ваш вопрос.
СЛУШАТЕЛЬ: Мысль очень простая. Есть Ольга Ланд, и она единственная, кто на телевидении знает и специфику телевидения…
Е.АФАНАСЬЕВА: Как я понимаю, Ольга как раз снимает ваш сериал «Даешь молодежь» и «Одна за всех». Начинала она «Женскую лигу». Да, это создатели тех же проектов, которые у нас сейчас в гостях. Мне вот что интересно. Я потеряла эту смску о том, что это социальная адаптация. Действительно, вот смотрите, телевидение - это же не просто чисто поржать. Для взрослых, которые эти анекдоты давно слышали или смешные истории или типажи для них узнаваемые из жизни, они смотрят, сверяют - да, нет, смешно, не смешно. Для молодых людей, может быть, это какие-то модели жизни - семейные, профессиональные, бытовые, отношения молодых людей. Насколько в этом есть какая-то ответственность, что молодые люди воспринимают это как модели жизни? Пусть с юмором. Алексей.
А.ТРОЦЮК: Ну, вы знаете, я понял одну вещь. Анекдот - наверное, не самое точное понятие для скетча. Все-таки поэтому и появилось такое слово - скетч, раз нужно было этот жанр выделить во что-то. По сути, в какой-то мере, это и является социальной адаптацией, потому что все, что происходит, происходит в абсолютно разных местах - кинотеатр, аптека, еще что-то. И некоторые, особенно маленькие дети, в половине мест даже и не были. То есть для них это будет первооткрывание этого места.
Е.АФАНАСЬЕВА: Александр из Нижнего Тагила заранее прислал вопрос на сайт. Он вам говорит спасибо за 1-й и 2-й сезон «Студентов» на Рен-ТВ, но считает, что сейчас таких сериалов про студенческую жизнь нет. И спрашивает, возможно ли возвращение новых хороших студенческих сериалов на телевидение?
А.ТРОЦЮК: Я думаю, что все возможно.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, давайте еще звонок. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Аркадий Михайлович из Петербурга. Вы знаете, очень короткая реплика. Все-таки очень много зависит от подбора труппы, которая создает эти скетчи ваши. Вот «6 кадров» - очень талантливо. И поэтому смешно. Великолепно, хорошие актеры.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам за ваше мнение.
А.ТРОЦЮК: Я полностью согласен с этим мнением. Но мне кажется, что важно все. Нельзя что-то выделить - вот это взял, сделал, и все будет хорошо.
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, ну хорошие артисты - это очевидно. Потому что такое количество ролей, которое они у вас успевают сыграть за один выпуск программы, наверное, в театре можно годами ждать. Да, Женя?
Е.КРЕГЖДЕ: Ну да.
А.ТРОЦЮК: Когда мне режиссеры говорят, что скетч - это просто. Все сложно. Попробуйте найти человека, который сможет перевоплощаться, здесь быть аптекарем, здесь пекарем, а здесь бандитом. Причем очень быть убедительным во всех своих ипостасях.
Е.КРЕГЖДЕ: Я с этим очень согласна. Потому что кажется, что это может делать каждый и любой, но на самом деле за съемочный день нам приходится 3-4 раза менять образ, а для этого надо работать в очень быстрых условиях. И, естественно, для этого надо иметь какую-то профессиональную основу.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 3659, еще звонок. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Валерий, я из Москвы. Вы знаете, слушая вашу передачу, я понимаю, что для разной аудитории все это дело делается. Кому-то нравится «Камеди клаб», кому-то «Даешь молодежь», мы с женой с удовольствием смотрим с Добронравовым передачи «6 кадров», раньше они немножко по-другому назывались. У меня жена - фанат просто. Мы покупаем диски, с удовольствием вечером смотрим, когда и смотреть-то нечего. Прекрасно за ужином можно провести вечер и быть довольным, что есть такая передача, можно просто посмеяться, отдохнуть.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за звонок ваш. Думаю, создателям всегда приятно слышать такие слова.
А.ТРОЦЮК: Не то слово.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, еще звонок. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. У меня вопрос такой. С большущим удовольствием смотрим «Воронины». Только непонятно, почему все время повторы идут?
Е.АФАНАСЬЕВА: «Воронины» - это не скетчком, это ситком.
СЛУШАТЕЛЬ: Ой , жалко.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я думаю, вероятно, просто не успевают снимать новые серии. Да, Алексей?
А.ТРОЦЮК: Конечно. Когда будут хорошие серии готовы, обязательно пойдут новые обязательно. Еще очень много хороших серий.
Е.АФАНАСЬЕВА: Очень любопытно, что в начале нашего разговора шли в основном смски ругательные. А сейчас люди либо поняли, о чем идет речь, о каком именно виде телевизионного продукта. Вот Александр пишет: «Подсел на «6 кадров», и все дома подсели. Хотел бы им передать благодарность за талантливую работу, которую они делают, по-моему, с удовольствием». Мила пишет: «Прихожу домой уставшая, посмотрю «6 кадров» - и настроение чудесное». Марат интересуется, «на какие заморские ситы и скетчкомы вы ориентируетесь? Следуете ли новым жанром и какие котируете лично?»
А.ТРОЦЮК: Ну, когда мы создавали еще «Дорогую передачу», мы ориентировались на английские скетч-шоу. Нас очень вдохновил этот жанр, этот темп, потому что скетч-шоу требует безумной плотности. То есть там нет этого воздуха - «Сейчас приготовьтесь, через какое-то время я вам как скажу что-нибудь смешное!» Тут такого нет. Здесь идет ситуация за ситуацией. И пускай какая-то не смешная - она должна быстренько пролететь. Просто меня всегда удивляло - с чего люди смеются над тем, что мне самому казалось абсолютно несмешным? Ко мне подходил бухгалтер на канале и говорил, что этот скетч про бухгалтеров - я чуть с дивана не упал. То есть то, что казалось таким простым.
Е.АФАНАСЬЕВА: А с точки зрения телевидения как бизнеса, скетчкомы - это выгодный жанр? Или все-таки выгоднее снять в двух декорациях с 10 или 5 актерами длинный сериал или ситком?
А.ТРОЦЮК: Знаете, телевидение - это такой бизнес, где выгодно все, что успешно. Все, что смотрят. Если его не смотрят, то неважно, в каком жанре.
Е.АФАНАСЬЕВА: Можно смотреть сериал, в который вложено, как в первый сезон «Лоста», больше 10 миллионой долларов, а можно делать гораздо более дешевый продукт и стараться, чтобы он конкурировал в отечественном телепространстве с американскими дорогими сериалами.
А.ТРОЦЮК: Мне всегда очень интересно, когда люди рассуждают о цифрах. Какие мы будем снимать сериалы - за миллион долларов или за 300 тысяч?
Е.АФАНАСЬЕВА: Да главное - чтобы не попилили. Если миллион виден в кадре и хорошо работает, дай бог.
А.ТРОЦЮК: Все равно ты решаешь художественные задачи. Если тебе чтобы задачу реализовать, нужен миллион долларов… Почему появился «Лост»? не потому же, что они решили - давайте потратим 10 миллионов долларов. А на что? А давайте снимем какой-нибудь сериал. Они ж не от этого шли. Они шли от того, куда бы забросить людей.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но при этом если у нас сейчас решат забросить людей, вряд ли наше сериальное производство потянет такие затраты.
А.ТРОЦЮК: Вряд ли их потом вернут оттуда.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 3659, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Виктор, я из Выборга. С огромным удовольствием слушаю вашу программу, поскольку все мы любим телевидение. И, конечно, скетчкомы тоже. Я сначала, правда, не слышал, и хотел бы спросить - о «Городке» вы говорили?
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, мы сказали, что на постсоветском пространстве это был, пожалуй, первый ситком, который до сих пор жив.
А.ТРОЦЮК: Безумно популярный был, я сам смотрел «Городок» и очень смеялся.
СЛУШАТЕЛЬ: Абсолютно. Потом мне показалось, что уже после «Городка» здесь в Питере была очень популярна программа «Осторожно, модерн!» с Ростом и Нагиевым.
А.ТРОЦЮК: Да, тоже замечательная передача, тоже очень смешная. Я тоже смотрел и очень смеялся.
Е.КРЕГЖДЕ: Леша вообще очень смешливый человек.
А.ТРОЦЮК: Я не понимаю людей, которые смотрят юмористическую передачу и говорят: «Да, это очень смешно» с таким серьезным выражением лица, что кажется, этот внутренний смех его разорвет на маленькие кусочки.
СЛУШАТЕЛЬ: Алексей, простите, а вы представляете как раз «6 кадров», да?
А.ТРОЦЮК: Я представляю «6 кадров», «Даешь молодежь»…
СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу сказать в отношении «6 кадров» - что покоряет. Покоряет людей актерская искренность. В этих маленьких миниатюрах ребята очень точно по оценкам, по позициям выкладываются так, как будто они играют маленький спектакль.
Е.АФАНАСЬЕВА: Тут смска пришла. Вера пишет: «Как можно всерьез обсуждать, особенно актерское мастерство?» То есть Вера отказывает…
А.ТРОЦЮК: Я вам скажу так: юмор - это всегда точность. Если это неточно, это уже несмешно.
СЛУШАТЕЛЬ: Абсолютно верно. Проблему, что вроде бы юмор, но неточная актерская работа, я наблюдал в скетчкоме, который идет по региональному телевидению. Я, к сожалению, н енпомню, как он называется.
А.ТРОЦЮК: Сейчас много идет скетчкомов.
СЛУШАТЕЛЬ: Я еще помню, что там сын Виторгана занят.
А.ТРОЦЮК: Я думаю, наверное, на Рен-ТВ был такой скетчком.
СЛУШАТЕЛЬ: Рен-ТВ, да. Это пример того, что как раз вроде бы тоже есть сюжеты, но нет этого правдивого воплощения исполнительского. Я хотел бы еще отметить «Женскую лигу».
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот Женя как раз, которая у нас в студии, начинала в этом ситкоме играть.
СЛУШАТЕЛЬ: Женечка, поразительные девушки. Потому что я человек достаточно привередливый, что касается актерского исполнения - я не вижу там ни одной зацепки, ни одного нарочитого наигрыша, ни одной шаблонной гримаски. Я хочу сказать вам спасибо. Это действительно умно, это задорно, это невероятно симпатично и очень профессионально.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам за звонок. Наш эфир стремительно приближается к концу, пошла последняя минута. Поэтому, к сожалению, мы не успеем ответить на все вопросы и принять все звонки. Юрий вам пишет: «Очень легко уйти в пошлость. Держите планку, ребята!» Как держать планку, Алексей? 30 секунд на ответ. И Женя тоже.
А.ТРОЦЮК: Есть такое понятие - культура труда. И если ее потерять, то на то, чтобы ее восстановить, нужны годы. Мы стараемся культуру труда не потерять. Мы любим то, что мы делаем. И, надеюсь, эта любовь передается через экран. Когда ты любишь своих героев, их начинает любить еще кто-то кроме тебя. Это всегда так происходит.
Е.КРЕГЖДЕ: Хочется сказать, что делаем это все с удовольствием. И приходим на съемочную площадку с радостными очень ощущениями, получаем удовольствие от работы. Поэтому, мне кажется, в этом нас никто не может укорить. И думаю, что это и делает это таким привлекательным.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, а зрители, вероятно, всегда считывают, когда сделано просто качественно, а когда еще и с удовольствием и с вдохновением и с той собственной энергией, которая вложена в телевизионный продукт сценаристами, продюсерами и актерами. Ну что ж, успехов вам. Мы сегодня разговаривали с Алексеем Троцюком и Евгенией Крегжде о скетчкомах на нашем телевидении. Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья.