Война 08.08.08 - год спустя в кино и в реальности - Антон Степаненко, Ирина Гедрович, Алексей Кублицкий - Телехранитель - 2009-08-09
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как обычно по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И, разумеется, главное событие на минувшей неделе – это то, как отечественное телевидение осветило первую годовщину войны, той войны, которую назвали «08.08.08». Как эта война год спустя выглядит в кино и в документальных репортажах, мы хотели об этом поговорить сегодня. Но так получилось, что те, кто отвечают за документальную часть, корреспонденты – все, что называется, в поле, они в большинстве своем там в Осетии. А Антон Степаненко обещал с нами хотя бы по телефону на связь выйти, но не отвечает пока – наверное, занят, работает. И несколько других замечательных корров и канала RenTV, и других каналов. Вот, работают ребята, поэтому позовем их отдельно, поговорим о том, как это выглядит документально. А сегодня поговорим о кино, о том, как год спустя уже в жанре кино, доку-драмы выглядит эта война. Поговорим с создателями двух проектов. Сегодня в студии Ирина Гедрович, она режиссер-постановщик фильма «Цхинвал. Больше никто не умрет» - этот фильм вы вчера могли видеть по каналу «Россия». Добрый день, Ирина.
И.ГЕДРОВИЧ: Добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, и здесь Алексей Кублицкий, он – продюсер, и соавтором сценария был, и автором идеи, и так далее, фильма «Олимпиус Инферно». Этот фильм был показан в марте в первый раз, а вчера по Первому каналу был показан еще раз. Добрый день, Алексей.
А.КУБЛИЦКИЙ: Добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вам, уважаемые слушатели, средства связи. +7 985 970 45 45 – это наш SMS-номер, вы уже можете присылать свои вопросы Ирине и Алексею и свои реплики о том, как, по-вашему, война и события прошлого августа, выглядели в телеэфире вчера, как они выглядели в репортажах и в документальных проектах. Вы могли видеть в пятницу проект Вадима Фефилова на канале НТВ, Вадим был здесь в студии «Эха» чуть раньше. Вы могли видеть фильм, и, по-моему, был фильм и Алексея Златкова, и Антона Степаненко, и фильм был о том, как эта война велась пропагандистскими методами – аж 2 раза он вчера был утром и вечером показан по Первому каналу. Ну, естественно, были репортажи в выпусках новостей. Если у вас есть свои какие-то ощущения о том, как это выглядело, пожалуйста, вы можете присылать свои реплики, комментарии. Во 2-й части программы мы поговорим с вами и по телефону. У меня вопрос к вам, уважаемые создатели кино про это. Почему так быстро нужно было или важно было, или захотелось снять кино? Наверное, вопрос в первую очередь к Алексею, потому что в марте уже была ваша премьера, что по меркам кино срок просто предельно краткий.
А.КУБЛИЦКИЙ: Ну, моя профессия – я делаю кино. И делаю то кино, которое актуально. В данном случае мы исходили из того, что такой фильм сейчас очень актуален и, собственно говоря, его и сделали. А основная тема...
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, чем скорее он вышел к зрителю, тем больше у него было шансов привлечь внимание. Или как?
А.КУБЛИЦКИЙ: Да, вы знаете, на самом деле основная идея фильма – достаточно простая и она, скажем, вечная, что нет ничего более бесценного, святого, чем человеческая жизнь. И все остальное – это вопрос геополитики, каких-то других нюансов, и, честно говоря, меня это не сильно волнует – это просто не моя тема. И сделав этот фильм, мы, прежде всего, хотели, ну, это, конечно, немножко наивно, достучаться до тех, кто принимает решения о том, что начинается война.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но вряд ли ваш фильм.. Хотя, может быть. Видели в Грузии или нет, как вы думаете? Были у вас реплики из Грузии?
А.КУБЛИЦКИЙ: Вы знаете, все на самом деле, очень просто. Просто мне хотелось бы, чтобы те люди, которые причастны к войне прошлой и к будущим, понимали, что их ребенок может оказаться в такой же ситуации, в которой оказались наши герои. Я понимаю, что это немножко наивно, но это для меня был основной камертон этого фильма.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это Алексей Кублицкий, продюсер фильма «Олимпиус Инферно». У меня вопрос к Ирине Гедрович, она – режиссер-постановщик фильма «Цхинвал. Больше никто не умрет». Ирина, а почему вы решили, что важно сделать фильм именно в жанре доку-драмы? Не документальный, не игровой, а вот этот, такой, пограничный жанр?
И.ГЕДРОВИЧ: Вы знаете, цели и задачи были абсолютно схожи с фильмом, о котором только что говорили. Почему? Потому что у меня была одна идея – сказать о том, что война – это очень плохо. Это чудовищно и не важно кто ее начал, когда, кто и зачем – это очень, очень плохо. Доку-драма – потому что, ну, для меня этот жанр близок, мне он понятен, я могу работать в этом жанре, мне очень интересно работать в этом жанре. Потому что это соединение игровых каких-то моментов, которые я могу сделать с актерами, воссоздать те сцены, которых нет в хронике, скажем так. И часть сцен, которая есть, и часть хроники, которая присутствует, уже снята одними, вторыми или третьими сторонами, их можно соединить и получить, ну, скажем так, достоверный какой-то вариант этой истории.
Е.АФАНАСЬЕВА: Когда мы разговаривали, перед тем, как зашли в студию здесь, вы рассказывали, что у вас до этого был опыт работы в доку-драме в фильме о Светлане Аллилуевой. Совсем другой жанр. Насколько разнится съемка такого более биографического, байопика доку-драмы, и военной доку-драмы. В чем разница для вас?
И.ГЕДРОВИЧ: Ну, для меня разница той истории и этой заключается только в том, что эта история слишком свежа. Она произошла вот-вот. И боль людей, которые были в Осетии, с которыми я встречалась, которых я видела, с которыми я разговаривала, она настолько велика, она настолько передается, скажем, передавалась даже мне, что это большая ответственность перед людьми, которые... Ну, я не могу сказать, что там не было, там была тоже большая ответственность. Но здесь, когда люди смотрят и доверяют тебе свои истории, свои какие-то переживания и верят тебе, что ты сделаешь так, что они могут сказать тебе «Спасибо» за это, что ты сделал правдивый фильм, это очень важно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Год назад, чуть меньше, в этой студии были репортеры, которые работали, собственно, на войне – Антон Степаненко, еще несколько ребят. И я их спрашивала, задала вопрос: для вас, вот, символ этой войны визуальный – что больше всего запомнилось и что будет, в первую очередь, всплывать в памяти, когда будет произноситься «Это война». После того как вы пытались показать ее уже средствами кино, для вас образ войны чем стал? Ирина, Алексей? Кто начнет? Ирина.
И.ГЕДРОВИЧ: Образ войны...
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну хорошо, тогда чуть-чуть по-другому сформулирую. Вот вы же – женщина, и, наверное, несмотря на профессиональное, есть какие-то абстрагирование от контекста и от ситуации, вот, в какой момент у вас стоял комок в горле и слезы текли, несмотря на то, что надо было работать?
И.ГЕДРОВИЧ: Я могу сказать, что когда один из героев моего фильма, человек, который прошел 5 войн и был на войне последний, он осетин, он стоял и рассказывал историю о своем сыне, который почти не погиб – он остался жив, слава Богу, но был тяжело ранен в этой войне, и у него из глаз лились слезы. Это мужчина, это военный. У меня стоял комок в горле и я понимала, что та тяжесть и боль, которая у людей существует очень велика. Ну, мне было не то, что страшно, мне было очень больно за этих людей, я им очень сопереживала.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей, для вас образ этой войны чем стал после работы над «Олимпиус Инферно»?
А.КУБЛИЦКИЙ: Вы знаете, так как мы снимали этот фильм в Абхазии, и для всех, кто живет в Абхазии – они с войной знакомы, мягко говоря, не понаслышке. Поэтому больше всего, что у меня осталось как эмоциональное впечатление, это дети, которые уже не боятся ни взрывов, ни выстрелов, ни грохота. То есть это дети, которые привыкли к тому, что война – это обыденность. И в этом смысле это, на самом деле, для меня достаточно жесткий образ, потому что я бы хотел, чтобы ни для кого из детей война не стала обыденностью.
Е.АФАНАСЬЕВА: В тех вопросах, которые были заранее присланы на сайт «Эха Москвы», и вот сейчас приходят по SMS. Вообще, я думаю, что вы, наверное, примерно догадываетесь, что половина - те комментарии, реплики и вопросы, которые хвалят, разбирают ваши фильмы или, по крайней мере, как-то реагируют. А есть те, которые сразу закрываются и говорят «Все, пропаганда». Вот, приходит, например, сейчас смска, Иван: «В «Олимпиус Инферно» воспроизведены все советские клише – ничего нового, обычная пропаганда». Где еще… Вот, Дмитрий то же самое пишет, что заказная кремлевская пропаганда. Я не буду сейчас читать все хорошие отклики – я их чуть-чуть приберегу. Я думаю, что и Ирина, и Алексей – вы сталкивались с тем, что вам сразу сказали «Вот, снимаете заказуху».
И.ГЕДРОВИЧ: Хотите, я отвечу?
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, конечно, хочу. Поэтому вопрос задаю.
И.ГЕДРОВИЧ: Значит, вчера был эфир. Со вчерашнего дня до сегодняшнего дня, еще суток не прошло, мне позвонили русские, грузины и осетины с комком в горле, со слезами на глазах и сказали «Спасибо большое за кино». Поэтому я считаю, что... я могу сказать, что это пропаганда только в одном случае, что я пропагандирую мир и отсутствие войны.
А.КУБЛИЦКИЙ: Ну, всеми руками «за». Потому что если кто-то считает, что пропагандировать, что война – это плохо, это плохо, то это его личные проблемы.
Е.АФАНАСЬЕВА: Леш, ваш фильм первый раз был в эфире в марте, и я тогда заметила, что по реакции даже такой, не телевизионной, интернет-аудитории, он был на первом месте в обсуждении в блогах Яндекса. И вот меня тогда удивили реплики – не знаю как вас, создателя фильма – там были такие реплики: «Да, пропаганда. Но вот такой и должна быть пропаганда». Вы с этим согласны?
А.КУБЛИЦКИЙ: Знаете, опять же… Для меня немножко важно другое – насколько был фальшак или не было фальшака. Мы, вот, когда снимали, для нас был основной термин – и для режиссера, и для актеров, и для оператора, и для всей съемочной группы: «Фальшак мы делаем или не фальшак?» Вот это для меня куда более принципиальная вещь. И когда я читал отзывы о том, что люди, которые прошли эту войну, они недоумевали как мы, которые на этой войне не были, – я не был на этой войне – как мы смогли очень точно передать, как себя чувствует мирный человек, попавший на войну. Для меня их мнение намного важнее.
И еще бы хотел с точки зрения, там, пропаганда – не пропаганда, рассказать одну историю. Один очень известный новостной канал американский брал интервью у нашего режиссера, у Игоря Волошина. И, в принципе, мы достаточно настороженно всегда относились к западным журналистам, потому что они в своих вопросах, всегда были настроены очень против, да? Все, там, Кремль, пропаганда, то-сё. И Игорь мне рассказывал, что он был очень удивлен, насколько корректны и точны были эти вопросы, потому что мы ожидали достаточно жесткого неприятия. И когда интервью закончилось, этот журналист, он уже вне камеры сказал: «Я должен сказать очень большое спасибо за ваш фильм», Я сказал: «А почему?» Он говорит: «Дело в том. что вы рассказали ту историю, которая случилась со мной». И вот это для меня куда важнее, что мы, как нам кажется, мы сделали то, что искренне и что не фальшиво.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот любопытно: у вас главную роль американца играл израильский актер российского происхождения. Вот вы рассказывали, что он там секс-символ в Израиле и очень популярный человек. Но все равно он оторван от российской действительности, живет там. Как он реагировал на то, в чем ему пришлось участвовать и что ему пришлось играть?
И.ГЕДРОВИЧ: Вы знаете, дело в том, что те, кто живут в Израиле, они с войной тоже знакомы не понаслышке, и для него это было все давно... То есть он это воспринимал как свою личную боль. Ну, вообще, никаких проблем не было. Потому что он играл по сценарию американца, и мы специально взяли актера-иностранца с русскими корнями, потому что по пластике, по эмоции, по этому.
Е.АФАНАСЬЕВА: Они совсем другие.
И.ГЕДРОВИЧ: Да, они совсем другие. Они даже ходят иначе, они разговаривают иначе и никакой русский актер бы не сделал это так.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот читаю сейчас все вопросы, которые приходят, и поражаюсь именно диаметральности их. То есть вот настолько резко разделились наши слушатели. Кто-то именно в уточнение того, что это... настаивает, что это агитки и пропаганда, кто-то, наоборот, пишет: «Андрей, Ирочка, как вы выдержали? Вы мужественные». «Для объективного освещения надо было побывать с двух сторон. Оба создателя фильма, вы этого не сделали или это не нужно?» - спрашивает Александр. «Главная стратегия сделать инфоповод», - пишет Андрей. Ну и так далее, и тому подобное. Почему так разделилась аудитория? Вот настолько диаметрально, как вам кажется, Ирина?
И.ГЕДРОВИЧ: Ну, не знаю. Мне кажется, это хорошо. Это хорошо, что нет однозначного отношения к фильму. И я думаю, что к этой войне нет однозначного отношения.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть фильмы вторичны? Все-таки нет отношения к войне, поэтому такое отношение к фильму?
И.ГЕДРОВИЧ: Конечно, безусловно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Я зачитаю несколько реплик, которые приходили заранее на сайт. Вот, например, Владимир пишет: «В фильме «Олимпиус Инферно» грузинской техники было больше, чем во всей Грузии». Да, а например, безработный из Саратова знает: «Это снималось по Сурковскому заказу или киношники проявили личную сознательность?» Зато человек, подписавшийся «Прохожий из Самары», пишет: «Спасибо за «Олимпиус». Качественный фильм, особенно на фоне голливудских подделок фильма про Косово». Анна Войтенко, пенсионер из России: «Я помню катакомбы Одессы во время Второй мировой. Фильм «Цхинвал. Больше никто не умрет» очень правдиво передал состояние людей в оккупированном городе. Они еще долго будут с этим жить – я живу до сих пор». И Анна же спрашивает: «Было ли на вас давление при изготовлении ваших фильмов?» Ирина?
И.ГЕДРОВИЧ: Ну, на меня абсолютно не было никакого давления. Я могу гордо сказать, что я сделала тот фильм, который я хотела, по всем параметрам. Единственное – ну, груз ответственности был перед людьми, осетинами. Потому что я там была, я видела эту боль, страдания. И для меня было очень важно, чтобы правдивость истории как я ее поняла – я не была в те дни с ними вместе – но я смогла бы как художник передать достоверно максимально.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это Ирина Гедрович, она режиссер фильма «Цхинвал. Больше никто не умрет», вчера он был показан по каналу «Россия». В студии Алексей Кублицкий, продюсер фильма «Олимпиус Инферно». Мы вернемся в программу «Телехранитель» через несколько минут после выпуска новостей.
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», говорим мы сегодня о том, как война «08.08.08» выглядит уже глазами кино, а не только документальных репортажей. Говорим с людьми, которые делали фильмы, - это Ирина Гедрович, режиссер-постановщик фильма «Цхинвал. Больше никто не умрет», который был показан вчера на канале «Россия». И Алексей Кублицкий, продюсер фильма «Олимпиус Инферно» - он был показан первый раз в марте, второй раз вчера на Первом канале. Много достаточно вопросов. Еще раз напоминаю SMS-номер: +7 985 970-45-45. Вот я еще даже не повторила номера телефонов, а слушатели уже, наверное, ждали обещания, что мы поговорим с ними во второй части нашей программы. 363-36-59, московский код 495, вы можете дозваниваться, будем и с вами разговаривать. Иван спрашивает: «Где снимались сцены перестрелок? Выглядело эффектно». Наверное, вопрос к создателям и одной, и второй картины. Ирина?
И.ГЕДРОВИЧ: Ну, наш фильм снимался в Цхинвале. наш фильм в силу того, что это доку-драма, снимался конкретно в тех местах, где происходили реальные события. База миротворцев, если имеется в виду перестрелка, это была реальная база миротворцев, другие перестрелки были в центре города Цхинвал. И все, что снималось, это снималось в Цхинвале.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей?
А.КУБЛИЦКИЙ: Ну, мы наш фильм снимали в Абхазии.
Е.АФАНАСЬЕВА: А почему в тот момент была выбрана Абхазия? Там просто обстановка была менее напряженная, чем зимой? В Осетии? Или там теплее и больше похоже на лето? Почему?
А.КУБЛИЦКИЙ: Не, ну, просто в Осетии был снег, уже было холодно, а в Абхазии – там только 1 день у нас выпал снег, который быстро растаял. С точки зрения производства, там более приспособленные условия, это с одной стороны. С другой стороны, все, что связано с перестрелками в городе, то хоть со времен войны в Абхазии прошло уже больше 15 лет, но республика маленькая, не такая богатая, не все восстановили.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот вы сейчас рассказывали про массовку. Расскажите эту историю здесь.
А.КУБЛИЦКИЙ: Ну, и как бы, что еще было достаточно для нас с точки зрения производства хорошо, что практически в каждой абхазской семье есть оружие. И у нас не было проблем с тем, чтобы массовка приходила со своими автоматами. В этом смысле, опять же, с точки зрения производства, это очень правильное место для того, чтобы снимать подобные фильмы. Плюс к тому, для абхазского народа боль осетинского народа, практически это их боль, они более чем понимают многие обстоятельства.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть они были ваши соавторы именно потому, что понимали, сочувствовали и пережили похожее.
А.КУБЛИЦКИЙ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Ирина.
И.ГЕДРОВИЧ: Могу вас заверить, что в осетинской семье, тоже практически в каждой...
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть у вас тоже не было проблем массовки с оружием, к сожалению... К счастью для создателей фильма, которым это облегчало ситуацию. Но вы сказали, что были проблемы с холостыми патронами.
И.ГЕДРОВИЧ: Ну, это, может быть, вызывает улыбку на лице, с одной стороны.
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, это грустно и горько, конечно.
И.ГЕДРОВИЧ: Но с другой стороны, это достаточно грустно, потому что реально с боевыми патронами нет проблем никаких, а с холостыми есть, потому что холостыми никто не пользуется, они не нужны. Потому что, в основном, там пользуются боевыми.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59, давайте примем звонок. Добрый вечер, вы в эфире. Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?
СЛУШАТЕЛЬ: Николай Павлович из Подмосковья.
Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, Николай Павлович.
СЛУШАТЕЛЬ: Значит, я хочу сказать, что очень однобоко освещение идет. Такое впечатление, что пропускают только то, что нужно нашему правительству – больше ничего. Односторонне, очень односторонне. Не показывают, как там те же мародеры грабили грузинские селения и так далее, и так далее. Насиловали, ну, абсолютно не показывают. Такое впечатление, что чисто однобоко. Никто не хочет говорить – только так, как хочет правительство и как господин Путин, видимо, как хочет. И все. Вранье.
Е.АФАНАСЬЕВА: Не отключайтесь, дайте возможность ответить создателям фильма или задать вам вопрос. Пожалуйста, Алексей. Однобоко?
А.КУБЛИЦКИЙ: Ну, вы знаете, мы показывали ту историю, которая достаточно для нас понятна и достоверна. Понимаете, дело в том, что, создавая фильм, мы не претендовали на истину в последней инстанции. Мы показали свой взгляд на то, что война – это плохо. Если у вас другое мнение, то, ну что? У нас демократическое государство, свободный человек в свободной стране.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ирин?
И.ГЕДРОВИЧ: Ну, вы знаете что?
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот просто любопытно. У нашего слушателя уважаемого информация, что там мародеры были, насиловали. У вас такая информация была, когда вы работали там, прямо на месте?
И.ГЕДРОВИЧ: У меня нет.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот вы в Цхинвале были.
И.ГЕДРОВИЧ: Да, я была в Цхинвале, я разговаривала с людьми. Могу сказать честно: вот все. что по этому поводу у меня в фильме сказано, это абсолютно то, что я могу сказать, было на самом деле, то, о чем я знаю. А вот таких случаев, о которых вы рассказываете, я, к сожалению, не знаю, или к счастью, может быть. Поэтому я о них, видимо, и не рассказывала.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алло, вы нас слышите?
СЛУШАТЕЛЬ: Да-да, я слышу-слышу.
Е.АФАНАСЬЕВА: Просто любопытно, как бы, каждый раз, когда люди звонят. Вот у вас же, наверное, эта информация тоже откуда-то? Она кем-то интерпретирована? То есть у вас информация – наверное, вы тоже не сами были на месте события?
СЛУШАТЕЛЬ: Естественно, я не сам был. Но люди, которые приехали оттуда, мне рассказывали, как, что и как было на самом деле.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот любопытно. Сейчас здесь у нас были корреспонденты. Они снимали, на месте работали всю войну. Вот почему-то ни один корреспондент мне не рассказывал то, что рассказываете сейчас вы.
СЛУШАТЕЛЬ: Да потому что только снимали с одной стороны, а с другой никто не показал.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вряд ли, уж извините, мародеры были в Грузии – я не очень в эту верю. Хорошо, спасибо за ваш вопрос. 363-36-59 – пожалуйста, дозванивайтесь, сейчас мы еще несколько звонков примем. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, это Сергей, Екатеринбург.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Сергей, говорите. Приемник выключите, очень фонит.
СЛУШАТЕЛЬ: Вопросик к творческому коллективу этих фильмов. Они так оперативно откликнулись на события военные, кровавые, которые, в общем-то, продолжались буквально несколько часов, грубо говоря, по военным меркам. 165 погибших в Осетии. И к ним вопросик вот такой: почему же они так оперативно откликаются на эти события и совершенно не видят многолетнюю войну в Чечне, которая по сей день? Там убивают людей, жгут дома и страдают от шантажа много лет. И они этого не замечают.
Е.АФАНАСЬЕВА: Кто из гостей ответит на этот вопрос?
А.КУБЛИЦКИЙ: Ну, по-моему, вопрос немножко странный, потому что про войну в Чечне очень много снято фильмов и документальных, и художественных.
И.ГЕДРОВИЧ: С момента этой войны прошел год, и я вам могу сказать, что оперативно или не оперативно – вот вчера, например, и сегодня очень много прошло фильмов, практически каждый канал показал даже не по одному, а по 2, по 3 фильма на эту тему. И, ну, для меня, которая тоже сделала фильм по поводу этих событий, в какой-то момент произошло некое пресыщение информацией и, в общем, эмоции уже зашкаливали. Но сегодня утром я поняла одну простую вещь – что сколько фильмов сделали, столько и сделали. Сделают больше, и слава Богу, что сделают больше. Потому что тем людям, которые пережили эти события и которые, в основном, скажем так, участники документальных фильмов, которые могут высказать свою боль, рассказать свою пусть небольшую, но историю и свои переживания донести до зрителей, которые находятся в других городах, которые не были в те дни там, которые, может быть, узнают какую-то частичку правды их жизни. Для этих людей это очень важно, поэтому делают фильмы и, слава Богу, что их делают. А могу сказать, что в нашем фильме в «Цхинвал. Больше никто не умрет» есть герой из вашего фильма, это солдат-срочник Сергей Мыльников. И вот вашим…
Е.АФАНАСЬЕВА: Из вашего города, вы хотите сказать?
И.ГЕДРОВИЧ: Да, из вашего города, я прошу прощения, из города Екатеринбурга, этот мальчик из города Екатеринбурга. Он проходил срочную службу и совершил подвиг, за который получил героя России – это самый молодой герой России. Вот о нем у нас целый эпизод в фильме есть, поэтому, вот, мы вам рассказали о вашем соотечественнике.
Е.АФАНАСЬЕВА: Майя из Москвы пишет, причем пишет имя свое обычным шрифтом, а все остальное крупным: «Пожалуйста, снимите аналогию, только с грузинской стороны – крестьян, детей, стариков», и объяснять ничего не придется. Вот докажите тем самым, что это не заказная пропаганда. Ирина?
И.ГЕДРОВИЧ: Вы знаете, мне кажется, что в моем фильме грузинские старики показаны очень развернуто. И та боль, которая у меня есть относительно грузинских стариков, она, мне кажется, видна всем зрителям. Потому что те люди, которые… Это очень тяжелый такой момент. В Южной Осетии и грузины, и осетины жили всегда рядом. Да, у них были смешанные браки, это большое количество смешанных браков у этих людей. И то, что пришлось после вот этих событий, которые были 8 и 9 августа прошлого года, этих стариков 90-летних вывозить в Гори, пришлось увозить, чтобы сохранить их жизнь – забирать их из их дома и везти в Гори. Они там живут в доме престарелых, они там живут в школах каких-то, вынуждены доживать 1 год, 2 года – я не знаю, сколько им осталось жить. Ну, для меня это чудовищно, скажем так, да? И что послужило причиной этому? В общем, нам всем известно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спрашивает Андрей: «Будут ли ваши фильмы на DVD? Очень нужны». По-моему, «Инферно» уже есть, да?
А.КУБЛИЦКИЙ: Да, продаются на DVD.
Е.АФАНАСЬЕВА: Продается «Олимпиус Инферно». Ваш фильм, Ирин?
И.ГЕДРОВИЧ: Я не знаю. Это вопрос к продюсерам.
Е.АФАНАСЬЕВА: Продюсеру Ефиму Любинскому надо задать вопрос, будет ли на DVD. Вот любопытно, что после таких противоположных мнений, которые на сайте высказаны, люди начинают сами с собой спорить на сайте «Эха Москвы», защищать... Вот у нас есть постоянный слушатель, филолог из Нижнего Тагила Александр Горбунов, он просто встал на защиту фильма «Олимпиус Инферно» и пишет: «Очень жаль, что большинство комментаторов увидели в фильме «Олимпиус Инферно» только политический контекст. Это не документальный фильм, снятый к дате, а полноценный художественный фильм. Все напрочь отбрасывают находки режиссера, талантливую игру актеров и работу оператора. И никто не обратил внимания на название фильма, а именно в нем заключена главная идея. В заглавие вынесено название бабочки, а бабочка, чаще всего, воспринимается как символ души, способности к трансформации». Говорит вам огромное спасибо и хочет поставить DVD у себя в домашнюю коллекцию.
А.КУБЛИЦКИЙ: Спасибо.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы бабочку случайно взяли? Или это уже, вот, тот смысл, который зритель видит помимо того, что вкладывает создатель?
А.КУБЛИЦКИЙ: Вы знаете, там было много причин, почему эта бабочка. Я надеюсь, что те образы, которые зашифрованы в бабочке, каждый как-то для себя считывает. Помните, у Брэдбери был рассказа очень известный о том, как в будущем уничтожили бабочку и как все поменялось? Ну, как какой-то...
Е.АФАНАСЬЕВА: Взмах крыла бабочки как символ, да?
А.КУБЛИЦКИЙ: Скажем так, бабочка не случайно – не кузнечик.
Е.АФАНАСЬЕВА: Анна из Екатеринбурга снова спрашивает про DVD – уже ответили – спрашивает: «Будут ли фильмы участвовать в кинофестивалях?» Что у вас по поводу фестиваля? Или не для этого делали?
А.КУБЛИЦКИЙ: Вы знаете, все фильмы, в которых я принимал участие и производил, никогда в жизни не делал фильмов для фестиваля. Мне кажется, что арт-хаус и фестивали – ну, это просто другие люди, другая профессия, я к этому не имею никакого отношения.
И.ГЕДРОВИЧ: А мои фильмы все участвуют в фестивалях, и многие фильмы получают призы на фестивалях. И предыдущий фильм о войне, который был сделан в 2004-м году, это о Великой отечественной войне. Он был на берлинском фестивале – не только на нем он получил большое количество гран-при. И, в общем, если этот фильм будет участвовать в фестивале, я надеюсь, что у него будет хорошая репутация, скажем так, его посмотрят зрители.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59, давайте еще звоночек. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Юрий, Москва.
Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, Юрий. Вы знаете, меня очень взволновало высказывание радиослушателя из Подмосковья по поводу того, что наши войска творили там всякого рода беззакония, насилия и всякого рода такие действия в Грузии. Ну я, вообще-то, хотел в порядке, что ли, опровержения этого заявления, хочу сказать, что если всем уже известно. что вся информационная война была в значительной степени, с грузинской стороны, ну, в общем, поставлена на лжи, как и начало военных действий, и даже бомбежки Цхинвала выдавались и западными СМИ, как будто бы это российские войска обстреливали Грузию. Я думаю, что первое, что бы сделала грузинская пропаганда и не только она, чтобы показать такие факты или бы инсценировать их. Поэтому я не согласен с этими утверждениями или заявлениями. Хочу одновременно сказать то, что сейчас последние дни очень широко обсуждается вот эта дата, вот эти события ужасные. И Олег Панфилов, это называется Экстремальная журналистика – он тоже делал такие ужасающие фактически ни на чем неоснованные предположения, и начало войны о том. что Россия...
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, мы сейчас, в общем, говорим не о войне и даже не о ее информационном освещении, и не о пропаганде. Мы говорим о 2-х фильмах, которые уже с позиции художественного кино, отстраненности, которая дает возможность художественного фильма или доку-драмы, которая наполовину художественная, взглянуть на эти события. В общем, не о мародерстве сейчас речь – об этом на «Эхе Москвы» очень много говорили и в прошлом году, и за последнюю неделю эти события обсуждались. Хотелось бы поговорит о том, как глазами кино пытаются люди увидеть то, что было год назад. Вы один хоть из этих фильмов видели – «Олимпиус Инферно» или «Цхинвал. Больше никто не умрет»?
СЛУШАТЕЛЬ: Я видел частично «Олимпиус Инферно».
Е.АФАНАСЬЕВА: Может быть, у вас есть какие-то вопросы или какие-то комментарии?
СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я скажу честно, что я досконально обсуждать детали фильмов не готов. Я хочу сказать, что не совсем согласен с вами, что мы говорим не о войне, мы говорим именно о ней. Другое дело, что мы говорим каждый по-своему.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам.
СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, всего доброго. Роман пишет: «А нам говорили, что срочники там не служили». Это, наверное, реплика по поводу вашего рассказа о срочнике.
И.ГЕДРОВИЧ: О срочнике, да. Срочники не служили, срочники входили в числе 58-й армии.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так. «Будут ли транслироваться ваши фильмы на западных каналах? Это важно», - спрашивает Иван.
И.ГЕДРОВИЧ: Я не знаю.
А.КУБЛИЦКИЙ: Ну, я насколько знаю, сейчас идет, фильмом заинтересовались некоторые западные телекомпании и собираются купить права. Но их заинтересованность, прежде всего, как я надеюсь, связана с тем, что это качественный продукт и его хотят показывать, потому что... Понимаете, вот мы говорили там «фестиваль-фестиваль». Для меня важно, чтобы зритель смотрел фильм, чтобы покупал на DVD, чтобы сидел у телеэкранов. Потому что мы, по крайней мере я, все время делаем фильмы только для зрителей. Ни для чего другого – вот это, в принципе, мне непонятно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок примем. Посмотрим, что слушатели скажут и спросят. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Алексей Пионерский, Екатеринбург.
Е.АФАНАСЬЕВА: Опять Екатеринбург у нас сегодня. Да, слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ: В бабочке мне показалось немножко грузины жестковато выглядели, мне так показалось. Может быть, я ошибаюсь.
Е.АФАНАСЬЕВА: В «Олимпиус Инферно» вы имеете в виду?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, да. Во второй части – вчера у Латыниной получилось, что сначала мы грузин бомбили, а потом мы уже... Если это так, тогда она плюсов очень много набрала. А если это не так, тогда она, получается, врет до этих ястребов как Пархоменко и так далее, и так далее?
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте мы не будем сейчас обсуждать, там, Латынина, Пархоменко – я не готова отвечать за них. Поэтому давайте поговорим о кино, которое представляют сегодня их авторы. Вот с ними вы можете говорить – они в студии – вы можете вопрос задавать, реплики высказывать.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, мне очень понравился фильм за единственным исключением, что грузины показались немножко жестковаты.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это вы про «Олимпиус Инферно», да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Потому что мне кажется, сколько у меня их друзей, они все мягкие достаточно люди, народ сам мягкий.
СЛУШАТЕЛЬ: Алексей, мягкие люди?
А.КУБЛИЦКИЙ: Ну, вы знаете. на самом деле, у меня тоже очень много и друзей, и приятелей из Грузии и грузин. Дело в том, что в фильме «Олимпиус Инферно» - это вояки.
И.ГЕДРОВИЧ: Это армия.
Е.АФАНАСЬЕВА: Как-то не воспринимаются эти люди, не связываются в сознании с теми грузинами, которых мы никогда не считали чужими, да?
И.ГЕДРОВИЧ: Конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59, давайте еще звонок. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Адам, Москва.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да.
СЛУШАТЕЛЬ: По поводу фильма, честно говоря, я хотел бы...
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте только так. 2 разных фильма.
СЛУШАТЕЛЬ: А, художественный фильм.
Е.АФАНАСЬЕВА: «Олимпиус Инферно» и второй фильм – «Цхинвал. Больше никто не умрет». Вот создатели двух разных фильмов.
СЛУШАТЕЛЬ: Не, вот первый фильм.
Е.АФАНАСЬЕВА: Про «Олимпиус Инферно», пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ: Да. По первому фильму мое впечатление было вчера, что это, как бы, был заказ сверху.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы, наверное, не слушали начало нашей программы. Создатели двух картин уже отвечали на этот вопрос.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, как бы, знаете, я свидетель событий 1992 года и у меня есть наглядный пример, как вели себя представители осетинской стороны на стороне Северной Осетии. Поэтому, знаете, у меня такое впечатление складывается, что понимаете, как мы можем обвинять грузин, когда люди с такой богатой кухней, с таким богатым искусством, прошлым, и все, понимаете?..
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, но подождите. Давайте зададим вот такой вопрос. Простите, я никого не обвиняю, не защищаю, просто кухня-то причем в том случае, если речь идет о бомбежках? У немцев тоже богатые традиции и пивоварения, и всего, но это же не мешало Гитлеру, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, правильно. Вы поймите одно: какая была цель у немцев и какая была цель у грузин, это большие 2 разницы. Если вспомнить тоже Великую Отечественную войну, то в начале войны у немцев не было такого агрессивного. Только после того как русский народ, советский народ повел себя...
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам за комментарий, спасибо, Адам. 363-36-59, дозванивайтесь, пожалуйста. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, как вас зовут, вы откуда?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Роман.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы сказать о фильме «Хроники грузинского августа».
Е.АФАНАСЬЕВА: Это где был показан фильм?
СЛУШАТЕЛЬ: Телекомпания «Алания». У нас, конечно, он не показывался.
И.ГЕДРОВИЧ: Я видела этот фильм.
СЛУШАТЕЛЬ: Я скачал из сети и вот хочу сказать, что этот фильм, на мой взгляд, наиболее адекватно отражает события, которые происходили год назад, и я всем его советую.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ирина, что вы скажете?
И.ГЕДРОВИЧ: А я могу сказать следующее. Что перед тем как поехать в Цхинвал, я этот фильм очень внимательно посмотрела, проанализировала и, действительно, он на меня произвел очень сильное впечатление, потому что там все события, которые происходили в августе 2008 года преподнесены ровно с противоположной стороны. Что, действительно, Россия напала, что, действительно...
Е.АФАНАСЬЕВА: А кто авторы фильма, Ирина?
И.ГЕДРОВИЧ: Не смогу сейчас дословно сказать. Это грузинская сторона сделала этот фильм. Весь фильм показан ровно после того, как российская армия уже появилась в Южной Осетии. То есть это спустя 3 дня. Первые дня не учитываются вообще никак. Но на меня он произвел очень сильное впечатление. После того как я побывала в Южной Осетии, в Цхинвале, после того как я переговорила и взяла интервью у более чем 40 людей, после того как я увидела все места и все события, которые были, приехав в Москву и пересмотрев этот фильм – мы можем сесть вместе и я могу вам показать ровно те кадры, которые фальсифицированы. Ровно те, как бы, события, которые не являются никакой, даже близкой правдой. Поэтому, в общем, я не считаю этот фильм истиной, скажем так. Наверное, там есть какие-то вещи правдивые, но очень много лжи.
Е.АФАНАСЬЕВА: Знаете, эфир стремительно подходит к концу. Звонков огромное количество, вопросов по SMS тоже, и, вот, по-прежнему они диаметрально противоположные. Я хотела вот такой вопрос вам задать. Вот вы – кинематографисты, вы не политики, вы говорите о том, что вы снимаете, чтобы какие-то эмоции у людей, все-таки, всколыхнуть своими фильмами. Не подумали ли вы после такой реакции, когда половина аудитории говорит «Пропаганда, заказуха! Где тут Суркова торчат» и так далее. Не подумали ли вы: «А зачем я это делаю? Вот, ну, снимал бы я про что-то другое, спокойней и не подставлялся бы, не испытывал какого-то дискомфорта, когда обвиняют в пропаганде?» Если можно, буквально по 15 секунд, потому что эфир заканчивается. Ирина Гедрович.
И.ГЕДРОВИЧ: Я могу сказать честно, что этот фильм отнял у меня очень большой кусок эмоций, жизни, я не знаю чего. Очень тяжел в производстве этот фильм. И я искренне сказала людям в Южной Осетии, что следующий фильм я бы хотела снять о любви, а не о войне. Поэтому я с удовольствием буду снимать фильмы о любви.
Е.АФАНАСЬЕВА: Если не будет войны.
И.ГЕДРОВИЧ: Если не будет войны, да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей?
А.КУБЛИЦКИЙ: У меня очень простая позиция. Я бы не хотел снимать фильмы, которые бы были неинтересны зрителю и оставляли их равнодушными.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот ваши точно не оставили, судя о откликам. Есть горячие сторонники, столь же горячие противники, но равнодушных сегодня не нашлось. Ирина Гедрович, режиссер фильма «Цхинвал. Больше никто не умрет». Алексей Кублицкий, продюсер фильма «Олимпиус Инферно» в программе «Телехранитель». Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья. До свидания.
А.КУБЛИЦКИЙ: До свидания.
И.ГЕДРОВИЧ: Всего доброго.