Телевидение между двумя сезонами. Ощущают ли зрители кризис? (конференция со слушателями) - Телехранитель - 2009-07-26
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Середина года – такое классическое межсезонье на телевидении, когда часть программ в отпуск только что ушла, а часть из отпуска не вышла. Слушатели… это уже я по привычке радийной говорю «слушатели» - зрители, конечно – уехали в отпуска, на дачные участки, проводят вечера где-нибудь на свежем воздухе. И, соответственно, вместе с этими и другими видами досуга увозят свое т.н. телесмотрение. Если даже они смотрят то же самое телевидение на даче, где у них не стоят пиплметры, или смотрят всемирную сеть и международные версии разных каналов за границей, то они для подсчета компанией TNS Galop Media или она уже просто TNS называется, в общем, для подсчета рейтингов они потеряны. Соответственно, кажется, что зрители смотреть перестали, количество телезрителей падает – соответственно, падает количество рекламных денег. Денег меньше, поэтому и телевидение становится более сухим, скучным, и рачительные телевизионные хозяева переходят на повторы. Прошлые сезоны, когда реклама росла галопирующими темпами, сезоны были, как сами некоторые начальники говорили, «жирными», может быть, это летнее межсезонье было не так заметно. Не так заметно, потому что даже в это время выходили какие-то программы, менеджеры пробовали обкатывать новые форматы, в которых они были не очень уверены и не рисковали ставить их в сезон, где большие деньги, повторяли лучшее, что было в сезон, потому что сезоны становились такими нон-стоп без повторов одними премьерами, и не было заметно, что лето – это время повторов.
Сейчас первое кризисное лето, потому что кризис к телевидению, как, в общем-то, и ко всем остальным сферам деятельности, пришел прошлой осенью, и я хотела поговорить с вами, уважаемые слушатели, сегодня о том, заметен ли кризис на телевидении вам. Не только летом, когда случаются повторы, но и вообще в течение года, потому что, начиная с осени, все, кто приходил в эту студию на «Эхо Москвы» в программу «Телехранитель», которые телевидение делают, то есть находятся по ту сторону телевидения, они, естественно, так или иначе жаловались на кризис, на то, что стало меньше денег, меньше возможностей. Производители жаловались, что каналы сократили оплату за произведенный продукт. Каналы, естественно, жаловались, что денег стало меньше – невозможно качественный продукт закупать, а производители до этого сильно взвинтили цены. И так далее и тому подобное. Но все это кулуарные истории тех, кто телевидение делает. В принципе, вы, слушатели, и вы, зрители, не должны знать, как это делается. Вы должны получать ощущение от того, что видите в эфире. Видите ли вы кризис в телевизионном эфире? Давайте поговорим сегодня с вами об этом и вообще о том, как выглядит наше телевидение в 2009 году, когда один сезон закончился, а телевизионщики, как школьники – у них летом сезон заканчивается, а второй еще не начался. Наши средства с вами все те же. Наш смс-номер - +7 985 970 4545 . Это смс-номер. Номер телефона московский – 495 363 36 59. Вот уже я вижу, звонков очень много. Давайте будем с вами разговаривать на эти темы. Также я готова отвечать на все ваши вопросы, которые у вас есть. Единственное – прежде чем буду принимать ваши звонки, чуть-чуть поправлю своего любимого начальника, Алексея Алексеевича Венедиктова. Вчера в машине ехала, слышала его разговор с Ирой Петровской. Вопрос он прочел о новом сезоне «Lost» - когда покажут, и сказал: покупайте на дисках. Уважаемый, любимый, дорогой Алексей Алексеевич, на лицензионных дисках выходят только те серии, которые вышли в эфир 1-го канала. Соответственно, сейчас выйдет 4-й сезон. 5-й сезон, который уже вышел в Америке, будет показан скоро. А вот 6-й, заключительный, который в Америке выйдет зимой, в конце января, весьма возможно, пойдет у нас в России неделя в неделю вместе с Америкой. То есть будет у них, потом буквально несколько дней на адаптацию и перевод на русский язык, и вы сможете смотреть это не обязательно в сети с плохим звуком, а вот с привычными для вас голосами любимых актеров, которые озвучивают любимых героев, на 1-м. Возможна такая вещь. Такая же вещь возможна с сериалом, который сейчас идет в рамках проекта «Городские пижоны», это сериал, который называется в Америке «Lie to me», в сети его многие люди знали как «Теорию лжи», а на 1-м он идет с названием «Обмани меня». Вот этот первый сезон, который уже был в Америке, идет сейчас на 1-м, второй сезон у них осенью, и совершенно не исключено что так же 1-й канал будет его показывать неделя в неделю. Это я просто хотела чуть-чуть уточнить информацию. А сейчас давайте с вами разговаривать. 363 36 59. Вот попробуем принять ваши звонки, любой на выбор, даже не успеваю смотреть, какую нажать кнопочку. Добрый вечер. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Меня Владимир зовут, я из Москвы звоню.
Е.АФАНАСЬЕВА: Прекрасно, Владимир. Я слушаю ваш вопрос или вашу реплику или ваш комментарий.
СЛУШАТЕЛЬ: Я просто хотел небольшим комментарием поделиться. На мой взгляд, кризиса на ряде каналов и передач совершенно не наблюдается. Ну например. Я с удовольствием смотрю такие каналы, как «Совершенно секретно». Не так давно по многим районам Москвы стали подключать кабельное телевидение, и вот у нас где-то год в СВАО – «Совершенно секретно», «Animal Planet». И с таким удовольствием многие передачи этих каналов смотрятся. Не только кризис не наблюдается. Наоборот – стабильно и хорошо. А касаемо других каналов – ну, что еще я смотрю… ну вот канал ТНТ – то же самое, никаких особо кризисов там не наблюдаю. Вот это мое впечатление такое.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, замечательно, когда есть каналы, где кризиса вам не видно. Значит, их руководители умеют так грамотно реструктурировать свою работу, чтобы было незаметно, что денег стало меньше. В общем-то, хорошее телевидение не всегда зависит только от денег. Спасибо вам за вашу реплику.
СЛУШАТЕЛЬ: Пожалуйста. До свидания.
Е.АФАНАСЬЕВА: До свидания. 363 36 59. Кто у нас еще будет с нами сейчас разговаривать? Попробуем звонок принять. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Елена. Это Александр Горбунов из Нижнего Тагила.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это наш постоянный слушатель. Здравствуйте, Александр.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, во-первых, с днем рождения вас прошедшим. Здоровья, удачи, всего самого наилучшего.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Александра, мне приятно.
СЛУШАТЕЛЬ: Касательно кризиса я что хотел сказать. Он был у нас такой многогранный. Но больше всего мне запомнилось закрытие «К барьеру» Соловьева, закрытие «Историй в деталях» Майорова на канале СТС, и мне было очень грустно, что сократили сериал «Братья Карамазовы» на 1-м канале до 8 серий. Мне абсолютно не понятно, для чего это сделано было. Я понимаю, какой-то сериал, где 100 серий, а когда всего 12, сократить до 8… вот в этом, мне кажется, кризис и проявляется, с моей точки зрения. Но очень много было хороших…
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, может, в этом и проявляется, потому что за каждую серию каналы платят деньги, они должны получать ответ рейтинговый. Несмотря на то, что сериал очень хороший, Достоевский такой автор, сложный, и судя по тем рейтингам, конечно, не поражали воображение цифры. Может быть, поэтому. Я не знаю конкретно, по каким причинам.
СЛУШАТЕЛЬ: В частности, моя любимая передача «Кто хочет стать миллионером» на 1-м канале – с декабря, как только ее стал вести Дибров, я стал усиленно звонить туда, чтобы записаться на игру. В любое время звоню – утром, вечером, днем – никто не берет трубку.
Е.АФАНАСЬЕВА: Какой ужас! Надо срочно позвать производителей в эфир.
СЛУШАТЕЛЬ: Участвует только Москва.
Е.АФАНАСЬЕВА: Наверное, тяжело платить за ваш билет из Нижнего Тагила, и они поэтому, я думаю, не берут.
СЛУШАТЕЛЬ: Так я бы сам приехал.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, мы передадим. Спасибо, Александр, за ваш комментарий. А что касается «К барьеру» и «Истории в деталях», мне кажется, что все-таки не кризис виной в том, что их закрыли, и не столько финансовые причины. Мы здесь вот разговаривали с Сергеем Майоровым. Владимир Соловьев как-то на «Эхо» традиционно не ходит, поэтому я не знаю его комментарий на этот счет, но мне кажется, там были иные причины. И, в общем, не столько кризис сказался на том, что проекты закрылись. Так, что у нас тут еще… «Правда ли, что у канала «2Х2» рейтинг выше, чем у 1-го? Павел из Петербурга». Да нет, Павел. Конечно, неправда. Если брать суммарный рейтинг по общей аудитории, реклама вообще продается по аудитории 6-54 чаще всего или 18+, то есть старше 18 лет. Вот большие каналы продаются старше 18, а 6-54 – это более лакомая, где нет пенсионеров и детей, это продают такие каналы, как ТНТ, у которых больше молодежной аудитории. Возможно, в каком-то сегменте какой-то аудитории именно молодой в определенном тайм-слоте у «2Х2» мог быть выше рейтинг, чем у 1-го, у НТВ, у 2-го, но в целом, по дням, по неделям это невозможно. Потому что очень многие каналы, получая какие-то радующие себя цифры в каком-то определенном времени дня, в каком-то проекте, в какой-то определенной интересующей аудитории, они всегда радостно рассылают критикам и во все издания пресс-релизы – мы выиграли в аудитории такой-то вот в таком-то сегменте. Ну, конечно, это нишевые все равно каналы. «2Х2» - это скорее взрослые дети, не выросшие, не желающие расставаться с детством, продвинутая и более городская аудитория. Такой аудитории априори не может быть больше, чем аудитории у больших федеральных каналов. Так, еще меня с днем рождения поздравляют. Спасибо, Елена из Петербурга, мне очень приятно. «Кризис заметен лет 20», пишет Алсна. Ну, это, наверное, философский вопрос, что считать кризисом. В общем, если вы, Алсна, посмотрите каналы типа «Ностальгии» или «Ретро-ТВ», я думаю, там у вас будет ощущение очень странное. С одной стороны, там будут попадаться программы, которые теперь вообще невозможно придумать, потрясающие собеседники, какие-то удивительно проникновенные лица, разговоры. С другой стороны, конечно, могут попадаться программы, и в большинстве своем, на таком странном уровне для нынешнего телевидения снятые, на таком, в общем, сейчас даже уже кажется, не всегда профессиональном, я уже не говорю, что бедные программы, потому что одна-две камеры – это максимум, и какие-то другие проблемы. Ну вот даже на каком-то очень-очень низком уровне. Даже программа «Время», главная программа страны в то время, если вы включите в девять вечера канал «Ностальгия», посмотрите – такой задничек-выгородочка, все очень бедненько, скромненько. Так, что еще… «СТС – молодцы», - пишет Андрей. – «Кремлевские курсанты» - классный сериал». Валерий из Саратова: «ТВ в глубоком кризисе, смотреть нечего, скукота и оболванивание». Валерий, я вот всегда прошу уважаемых наших слушателей – приводите примеры. Потому что сказать, что все вокруг ужасно, можно про любую сферу нашей жизни. Давайте конкретные примеры. Потому что просто сказать, что все скукота… Ну, наверное, вся жизнь – скукота, если не уметь жить нескучно. 363 36 59. Давайте еще звонок примем. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Мигель. Я слушатель «Эха Москвы», часто вашу передачу слушаю.
Е.АФАНАСЬЕВА: А имя у вас такое испанское. Мы испанец?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, у меня папа был испанец. Но это, как говорят, no importa, это неважно. Я про наше телевидение хочу сказать. Какой может быть кризис, когда практически все острые публицистические программы выведены из эфира еще до кризиса, а все эти сериалы, как вы говорите – 2-3 камеры, может, это для вас важно, а для нас, мне кажется… ну, будут 2-3 сериала показывать или повторять…
Е.АФАНАСЬЕВА: А вы что смотрите, Мигель? Что-нибудь смотрите?
СЛУШАТЕЛЬ: Я что смотрю? Честно сказать, я сейчас смотрю только НТВ+, футбол, хоккей, спорт. Потому что по таким программам смотреть… для меня ничего интересного нет. Ну, «Народ хочет знать» было по 3-й программе, но сейчас каникулы. «К барьеру» закрыли. Такие вот публицистические… Ну а если сериалы – мне это неинтересно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам. Хорошо, что есть те спортивные каналы, которые вам интересны.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, конечно. Мне кажется, вообще нужно вводить так: 1-й и 2-й канал пусть будут оболванивать народ, а остальные нужно делать только платные.
Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас, при переходе на цифровой пакет, у вас будет 15 каналов во всей стране бесплатных, а за остальные будете платить.
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, мне кажется, надо больше делать платных.
Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Ну тогда – комиссия по цифровому телевидению уже иное решение приняла. Она утвердила этот пакет, который смогут смотреть через цифровое телевидение все.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну конечно, от меня это никак не зависит, я понимаю.
Е.АФАНАСЬЕВА: Всего доброго, спасибо.
СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вашу реплику. Дима из Екатеринбурга: «В декабре 2008 года подключил кабельное ТВ – 40 канал. Теперь оскуднение программы незаметно, а повторы бывают интересными». Дима, в общем, это абсолютная тенденция всего мирового телевидения. Это называется нишевизация. Чем больше у человека каналов, тем больше у него возможностей выбора. Вот Мигель, который только что говорил, смотрит футбол. Кто-то, как предыдущий слушатель, находит для себя «Discovery», например, или «Совершенно секретно» - маленькие каналы, которые сами по себе каждый никогда не станут супергигантом и не смогут биться с НТВ, с 1-м и со 2-м, но в массе своей они у этих больших каналов аудиторию потихонечку отгрызают и отгрызают. Если 10 лет назад доля аудитории, то есть сколько процентов от тех, кто включил телевизор, на данном канале в этот момент находится, у больших каналов – у тогдашнего РТР, тогдашнего НТВ и тогдашнего ОРТ – были в районе 40, года два назад 25 было хорошей долей, то сейчас до 20 дойти – это большой-большой прогресс. Среднесуточные доли каналов – около 18-19 у 10го канала, судя по данным Galop, чуть ниже у «России», НТВ иногда «Россию» опережает, бывает у НТВ и у «России» по 12, 16 и так далее. То есть каждый год большое количество доступных каналов по чуть-чуть отгрызают аудиторию у супергигантов. В общем, это мировая тенденция, потому что если посмотреть рейтинги у американских каналов, то у наших каналов жизнь просто роскошная, потому что у них среднесуточная доля – 3-4, это хорошо. И случаются какие-то взрывы только на финалах американского футбола и на их варианте «Фабрики звезд», который идет уже седьмой или восьмой сезон и просто рвет аудиторию, что называется. Все остальные гораздо более скромные. Уважаемые слушатели, я еще раз напомню вам наши средства связи. +7 985 970 4545 – это наш смс-номер. 495 – код Москвы, 363 36 59 – наш номер телефона. Мы сегодня разговариваем с вами. Говорим о том, как кризис заметен зрителям, заметен ли он вам, мешает ли он вам, хуже ли вам стало жить, когда телевидение вошло в пору кризиса, или нет. Что еще… «На ТНТ идут одни повторы еще до лета». «На «Совершенно секретно» повторы по нескольку раз в день. Елена из Петербурга». Елена, ну вот у таких каналов, как «Совершенно секретно», и не может быть постоянно премьерного продукта, потому что у них просто нет таких финансовых средств. Такие каналы именно очень часто закольцовывают свой продукт и повторяют по много раз. ТНТ как раз, с точки зрения маркетинга, удивительно точный канал. И в том же мировом опыте – если ситкомы и сериалы работают меньше 25 раз, они у них неуспешны. То есть ситком должен показывать в разных вариантах – утром, днем, вечером, оптом, в навеску, столько раз, чтобы быть прибыльным. У нас, к сожалению, такие опыты редки. Уважаемые слушатели, мы сейчас прервемся на несколько минут, будет выпуск новостей на канале… Ну вот видите, телевидение и радио все время путаются… на радио «Эхо Москвы». А потом мы продолжим наш разговор. Пожалуйста, еще раз – 363 36 59 – звоните, только через пять минут, а смски можете присылать уже сейчас - +7 985 970 4545. И мы после выпуска новостей продолжим с вами обсуждать, как виден кризис зрителям, а также поговорим о том, что же ждет наше телевидение в новом телевизионном сезоне, какие предполагаются интересные проекты и идеи.
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы с вами сегодня, уважаемые слушатели, сегодня вы мои гости, а нет гостя в студии традиционного, потому что я решила спросить у вас, чувствуется ли кризис, заметен ли кризис зрителям, который, естественно, влияет на телевидение, когда упали очень резко доходы от рекламы, а соответственно, возможность вкладывать деньги в новые проекты, заметно это зрителю или, в общем, это не так заметно, как телевизионным людям, которые с этим кризисом каждый день живут и придумывают, как сделать так, чтобы вам это было менее заметно. Ну, тут надо, наверное, еще сказать, что большинство фильмов и длинных проектов, которые снимаются заранее, которые вы сейчас видите в эфире, они были все-таки заказаны каналами еще до кризиса по тем докризисным расценкам. То есть то, что снимали уже этой зимой, весной, то есть уже по новым деньгам, это еще до эфира в большинстве своем не дошло, и как скажется кризис на качестве продукта именно сериального, киношного, мы сможем посмотреть уже в новом сезоне, а может, даже уже и еще через сезон, если это такие большие качественные сериалы, на создание которых уходит пара лет. Давайте еще раз напомню наш смс-номер - +7 985 970 4545. Пожалуйста, ваши реплики и вопросы. Наш телефон – 363 36 59. Давайте мы сейчас звонок примем, потом я успею быстренько еще пройтись по смскам. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Маргарита, я звоню из Петербурга. Я хотела сказать о петербургских каналах – о 5-м и о 100-м. На удивление, несмотря на кризис, очень хорошо работают, очень мужественно. Я не знаю, Москва и Россия получают 100-й канал или нет.
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет. Сотку нет. 5-й канал еще доходит, и то не до всех, а сотка нет.
СЛУШАТЕЛЬ: 100-й канал – удивительный. Недавно прошел фильм – то, о чем говорят зрители, то, чего не хватает – умный, искрений, интеллектуальный, гражданский фильм, который делает нас людьми. Автор этого фильма – Сакуров. Это из серии небольших фильмов по 40 минут, беседы – с Сергеем Авериным, с Якуниным, с композитором Слонимским, с адвокатом Юрием Шмидтом. Огромная благодарность этому каналу. Они постоянно стараются сказать правду, позвать умных и достойных людей и работают, несмотря ни на что, провинциальный петербургский канал.
Е.АФАНАСЬЕВА: Все-таки Петербург – не провинциальный город.
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, конечно, культурная столица, я понимаю. Как в те годы, когда было «Пятое колесо» и москвичи покупали пристройки, настройки, чтобы ловить «Пятое колесо»…
Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда транслировали ленинградское телевидение на Москву, тогда была кнопка на каждом приемнике, и можно было видеть и «Пятое колесо», и «600 секунд».
СЛУШАТЕЛЬ: Могу пожелать слушателям «Эха Москвы» поставить себе какие-то кнопки или пристройки, чтобы слушать правду, чтобы иметь надежду, чтобы слушать интересных людей в ночных и вечерних эфирах и в дневных – фильмы Сакурова шли днем. Это просто чудо. Это глоток жизни и надежды.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну замечательно, Маргарита, я так рада за вас. И вообще приятно, что звонят люди и говорят, что им есть что смотреть на телевидении.
СЛУШАТЕЛЬ: Все-таки это большая редкость. Конечно, общий уровень, что уж говорить о сериалах… Но есть люди, которые очень стараются и донести правду, и культуру.
Е.АФАНАСЬЕВА: Чудесно. Спасибо вам за звонок.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо. Всего доброго. Михаил из Ивантеевки пишет: «События телелета – «Подстрочник» и вчерашний фильм «Четыре месяца, три недели и два дня». Да, ну про «Подстрочник» много уже говорили – и Ира Петровская и Ксения Ларина, и когда у меня была Лиза Листова, мы упоминали. А «Четыре месяца, три недели и два дня» - ну, это действительно чудесный фильм румынский, который в свое время получил главный фильм Каннского фестиваля, трудный, в общем-то, не легкий, не развлекательный для субботнего вечера. Я не знаю, как вы, сама вчера смотрела до глубокой ночи с большим интересом. «Спасибо кризису – намного меньше Заворотнюк», - пишет Светлана из Лобни. «Понравился проект на ТВ-3 «Затерянные миры». Молодцы!» - пишет Макс. Роман: «Смотрю канал Discovery, History и вам желаю». Смотрим тоже, Роман. «Как считают рейтинги? Кто знает, кто что включил»? – спрашивает Ирина. Ирина, я столько раз об этом рассказывала. Повторю еще раз очень кратко. В идеале – компания, которая измеряет телеаудиторию… во-первых, у них в арсенале есть такие приборы, которые называются пиплметры. Это такая коробочка, как приставка к телевизору – если вы ее устанавливаете, то вы можете включить телевизор только через эту коробочку и через ее пульт, и она каждое переключение с канала на канал и каждое включение считает. Главный вопрос в том, кому ставятся эти коробочки. Приборы очень дороги, и их на всю страну всего, по-моему, не скажу точно, сколько сейчас, но не так давно было чуть более 2000, около 300 на Москву, например, и, как вы понимаете, 300 приборов на такой огромный многомиллионный город – это, конечно, капля в море. Поставить всем невозможно. Но обычно телевизионные социологи говорят, что для того, чтобы сделать анализ крови, не обязательно у человека всю кровь выкачать. Значит, соответственно, надо уметь анализ делать. И в идеале они должны провести такое установочное исследование, то есть так определить этих людей, кому поставить пиплметры, чтобы они абсолютно точно отражали аудиторию страну. Ну, условно говоря, если у нас такое соотношение мужчин и женщин, грубо говоря, 55 на 45, то столько должно быть мужчин и женщин среди тех, кому установлены эти приборы. Точно так же должно строго соответствовать – уровень образования, доходов, вплоть до того, какой у вас телевизор – с пультом или бывают еще некоторые старые без пульта. И так далее. Дальше – если вы и вся ваша семья, так как это исследование по домохозяйствам, а не по отдельным людям, соглашаетесь на то, что вы принимаете участие, на каждый телевизор, имеющийся в доме, установят эту коробочку, каждому из вас присвоят свой номер, то есть вы должны не просто войти в комнату, а вы должны нажать на приборе кнопочку – у мамы, например, номер один, у папы два, у ребенка три, у бабушки четыре, и так далее, - что вот вы зашли. Это все в идеале. Конечно, в общем, бывают сомнения, что каждый человек, который зашел, зарегистрировался. А так же, в общем-то, наверное, не каждый человек захочет у себя эту коробочку ставить и чувствовать себя подопытным кроликом. Ну, в общем, большинство вопросов сейчас именно, как вот эти панели создаются, кто определяет то, что нам с вами смотреть, на основе чьих предпочтений делится реклама, а соответственно, рейтинги. Далеко не все каналы верят в это. Вот тот 1-й канал, на котором я работаю, давно уже не подписывается на данные TNS Galop Media. У него есть две собственные системы измерения – телефонник московский, когда вам звонят и спрашивают, что вы смотрите… конечно, может, даже не столь корректное исследование, потому что я могу смотреть один канал, а сказать другой – смотрю я «Дом-2», а хочется выглядеть получше – скажу, что канал «Культура», ну и т.д. и т.п., но по совокупности каких-то сведений из разных источников легче понять, куда же ветер дует телевизионных предпочтений. Потому что если бы несколько лет назад мы делали то телевидение, которое, как показывали данные рейтингов, только и смотрел наш зритель, мы бы все смотрели только «Кривое зеркало», потому что у него были самые большие рейтинги. Ну, в общем, надо пробовать и по-другому считать и по-другому смотреть. Вот Дмитрий из Петербурга – тоже нравится ему канал 100: «Нет рекламы, поднимаются насущные проблемы города и транслируются все матчи «Зенита». Ну вот без рекламы, как-то я с трудом верю, Дмитрий, что это действительно возможно. Елена пишет: «Может, на этих каналах – ТНТ и СТС, начиненных повторами, дать возможность безгонорарных показов молодых авторов?» Елена, боюсь, что не согласятся с вами менеджеры и, главное, владельцы этих каналов – у ТНТ это «Газпром Медиа», у СТС большая корпорация «СТС-Медиа», у которой есть и иностранные инвесторы, тем более они вышли на IPO, у них открытая компания, акции продаются и, соответственно, все владельцы акций имеют право смотреть и оценивать. Вот боюсь, что насчет просто безгонорарных показов молодых авторов они, может, и не рискнут. Ну, это мне так кажется. Возможно, мы пригласим сюда руководителей этих каналов, и вы зададите этот вопрос им. Так, что еще? Рустем из Казани пишет: «Культура» - класс, «Декалог» Кислевский – на одном дыхании». «Елена, полное беспарфенье!» - пишет Андрей. Ну да, конечно, не хватает Леонида. Вот «Птица Гоголь» была весной, как огромное событие. За кулисами Леонид поучаствовал в том, что проект «Подстрочник» все-таки попал на экран. Об этом рассказывали Ира Петровская и Ксения Ларина. Ну и вот, готовит он сейчас вместе с Алексеем Ивановым фильм, по-моему, четырехсерийник, «Хребет России» - про Урал. Дмитрий пишет: «Канал «Звезда» - браво! А то каждый вечер женщины с пистолетом. Дима». Дима, а на «Звезде» женщин с пистолетом нет, как я вас поняла, правильно? Давайте, наверное, еще звонки. 363 36 59. А потом я еще попробую блиц, потому что вопросов ваших много. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Я из Уфы звоню. Максим. Я хочу такую реплику сказать. Я повторы заметил, но их очень мало. Я очень благодарен каналу СТС, который сейчас крутит «Я лечу», сериал очень хороший. Ну, все переходят на кабельное, сказали, и отбирают хлеб у этого телевидения, у основных каналов.
Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Спасибо за звонок. 363 3659. Давайте еще один звоночек примем. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня звать Нина. Мне хотелось бы больше передач об исторических деятелях, об искусстве – то, что развивает людей.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну канал «Культура».
СЛУШАТЕЛЬ: Но у нас постоянные сериалы.
Е.АФАНАСЬЕВА: Канал «Культура» целиком об этом.
СЛУШАТЕЛЬ: А еще вопрос такой. «Городское путешествие» Любимцева будет продолжаться или нет? Это любимая передача моя.
Е.АФАНАСЬЕВА: Надо задать вопрос на канале «Домашний». Насколько я знаю, когда здесь был Михаил Ширвиндт, его компания сначала производила этот проект, и там не предполагалось продолжения. Но это надо спросить у Натальи Билан, которая генеральный директор канала «Домашний». Так. «Что такое ситком?» - интересуется Ольга. Ольга, чисто формально – это когда вы слышите смех за кадром. Но это слишком формальное определение. Потому что по сути это такой сериал с короткими сериями 30-минутными, где есть сквозные герои общие, но при этом каждая серия закончена. Он юмористический. Но если правильно сделан ситком, это не просто «гы-гы» и смех за кадром, а это такое очень точное попадание в то, где юмор рождается не из каких-то фраз, а из каких-то положений. Условно говоря, успех той же «Прекрасной няни» был, может, не столько в шутках или еще в чем-то, а в том, что эта ситуация, когда девушка такая, с украинским говором, простая, со своим пониманием жизни, попадает в тот мир, который позиционирует себя новым богатым миром в лице продюсера современного Максима Шатарина, которого играл Жигунов. То есть столкновение миров, разных пониманий – вот на этом обычно строится успех ситкома. Когда юмор добрый и дается возможность обществу проговаривать какие-то ситуации, в которых общество пока еще не знает, как ориентироваться. И смехом им иногда легче входить в какие-то новые отношения, тем более когда так резко поменялась жизнь, как она поменялась в последние два десятка лет в нашей стране буквально несколько раз, такой добрый смех помогает понять, что же действительно происходит. Вот «Папины дочки» - это тоже ситком, такая модель для девочек-подростков развивающегося мира. У меня вот у моей дочки 13-летней, по-моему, на каждый случай жизни есть рассказ про то, кто что сказал в «Папиных дочках». Вот модель мира для них, например. Так. «С чем связано уменьшение документальной линейки на 5-м канале? Бронислав». Не знаю, Бронислав, труднее мне приглашать сюда 5-й канал, потому что они в Питере. Но, может, мы как-то или по телефону проведем с ними передачу, или еще что-то. Тем более, я думаю, что там сейчас тоже могут быть перемены. На прошлой неделе прошла информация. 5-й канал, как и Рен-ТВ, входит в единый медийный холдинг большой, там и радио, и телевидение, и газеты. Вот телевизионную часть этого холдинга возглавил человек очень известный в телевизионном мире – Владимир Ханумян. Он работал до этого в СТС-Медиа вместе с Александром Роднянским. Там же сеть будет развивать Юрий Шкляр, который на СТС этим занимался. В общем, совершенно очевидно, что туда пришла бывшая команда СТС, команда Роднянского. Вот если мне удастся пригласить в эфир Роднянского или Ханумяна или кого-то из них, я думаю, мы им зададим вопрос, что будет меняться и как будут строиться отношения у руководителей непосредственных Рен-ТВ, Александра Орджоникидзе, и у 5-го канала, Владимира Троепольского, с новым руководством, и так далее. Так. Авгур из Томска: «На телевидении остались три острые программы – это «Неделя» на Рен-ТВ, «Постскриптум» на ТВ-Центре и «Судите сами» на 1-м канале». Удивительно, Авгур, что вы назвали такие полярные передачи – «Постскриптум» и «Неделя» и «Судите сами»… В общем, настолько разные точки зрения… Дай бог, чтобы были возможности слушать разные точки зрения. Чтобы не одна была. Дмитрий пишет про то, что с 2002 года, после разгрома старого НТВ, смотреть телевидение невозможно. Ну что ж делать? Мы об этом столько раз говорили. «Будут ли сниматься новые сезоны «Больших гонок» и «Последнего героя» на 1-м?» - спрашивает Игорь. «Большие гонки» уже сняли новый сезон. Он будет, как всегда, осенью. А «Последнего героя» - пока решение не принималось. То есть, если и будет, то не в ближайшее время. «Искренне благодарен каналу РТР за одну из лучших комедий сезона – фильм о «Византии». Наверное, «Византийский урок» имеет в виду Александр. «Кризис видится в том, что практически не стало публицистики и оппозиции на экране». Без подписи. Но мне кажется, публицистики и оппозиции не стало гораздо раньше, чем кризис начался. 363 36 59. Давайте еще ваше мнение послушаем. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, добрый вечер. Алтайский край, Барнаул, Джамбул зовут. Кризис телевидения не заметил. Для меня важна подача информации, которая идет у нас в России или вне России. Я согласен с предыдущим слушателем Мигелем, солидарен. Сегодня информация, которая оглашается у нас официально от первых лиц, а потом идет обсуждение через, как мне кажется, журналистов, которых я называю просто (неразб.) Вот это однобокая подача информации невыгодна, мне кажется, даже власти нашей. Одебиливание народа дает обратный эффект. Хотелось бы увидеть на телевидении Михаила Касьянова и других оппозиционеров. А оппозиционеры типа «Справедливой России» или коммунистов или какие-то другие – это смешно и глупо. Так что кризис есть, только кризис информационной подачи.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть в голове кризис, а не в деньгах. Я вас правильно поняла?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, в голове. В данный момент можно смотреть только Рен-ТВ, Марианну Максимовскую, 5-й канал, Питер…
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну видите, как хорошо, что у вас 5-й канал показывает.
СЛУШАТЕЛЬ: К счастью. НТВ у нас два года не показывалось. Потом добились. На НТВ Татьяна Толстая и «Школа злословия». И все, точка.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам за реплику. Спасибо большое. Вот видите, как хорошо, что в Барнауле показывают 5-й канал. Можете смотреть. Чудесно. Денис спрашивает: «Назовите самое праймтаймовое время на «Эхе». Денис, на «Эхе» другая ситуация. Это радио. Вот на телевидении четко – когда люди в большинстве своем пришли с работы домой, начиная с шести вечера (это препрайм), 7, 8, 9, 10 – это прайм, и выходные дни. А на радио другая ситуация. Радио слушают в машинах. Я не знаю, если с дачи люди едут и слушают, это прайм. А в другой день они не будут ехать с дачи, пойдут в городе куда-то, это не будет прайм. Тут немножко сложнее с этим. Я думаю, этот вопрос лучше все-таки задавать Венедиктову. Он собаку съел на прайме радийном – он вам все расскажет. «Елена, что с программами «Закрытый показ» и «Гордон Кихот» на 1-м? неужели их закрыли? Наталья». Нет, конечно, никто их не закрывал. Часть программ «Закрытый показ» уже была снята, но вы знаете, что там показывают фильмы, кроме обсуждения в студии, и на сами фильмы должны права открыться на телепремьеру. Поэтому иногда просто вынуждены ждать, чтобы открылись права. С «Гордон Кихотом» ситуация странная, потому что после того, как часть проекта вышла в эфир, очень многие люди стали бояться туда идти. Просто трусят. А одну программу записывать – опять-таки, кризис – нерентабельно. Собирать студию, монтировать оборудование, все на свете… Их обычно пишут пулами, несколько подряд программ. Соответственно, когда набирается какое-то количество героев, с ними надо поработать, то есть должен подготовиться и ведущий, и творческая группа. Вот тогда снимают. Но программа не закрыта, они обязательно будут. Очень хвалят Питер. Тут вот во всех видах советуют вам смотреть сайт канала – tv100.ru, есть форум, и так далее. В общем, очень много восторженных реплик этому каналу. 5-й канал тоже хвалит Владимир из Самары. Саша пишет: «Телевидение фактически проигнорировало смерть Саввы Ямщикова». Саш, я видела репортажи. В общем, не могу сказать, что проигнорировало. Сама видела. Так. «Будет ли RTVi на НТВ+?» Не мне вопрос, Дима. «Верните показ сериала «Обручальное кольцо» на 20:00. Катерина». Вряд ли, Катерина. Были плохие рейтинги у этого сериала. Службы измерения аудитории показывали, что, в общем-то, максимальная аудитория этого сериала дневная, не вечерняя. Есть проекты в сериальной линейке типа «Татьяниного дня», которые становятся семейными сериалами, а вот «Обручальное кольцо» как-то таким не стал. Поэтому не очень. «Судя по повторам неэтичного «Розыгрыша», кризис даже на 1-м канале. Зато повторы «Большой разницы» эгоистично радуют. Видела мало. На «Культуре» кризиса не чувствуется. Ольга из Тамбова». Ну, я не сказала бы, что «Розыгрыш» неэтичный. Там были, по-моему, очень любопытные розыгрыши, которые повторяли. По крайней мере, если там в старых «Розыгрышах» были ситуации, когда кто-то был против, я помню, Маша Арбатова в суд подавала, так их и не показали. «Как подключить RTVi?» Не знаю. Спрашивайте, пожалуйста, у тех, кто с RTVi связан. «Школа выживания» на Рен-ТВ – супер!» - пишет Дмитрий из Казани. «Куда делись передачи Шаца по СТС?» Идут, Елена. И «Слава богу, ты пришел» идет, и, я знаю, они сейчас работают над новым проектом. «Будет ли продолжение Букиных после кризиса?» Не знаю. Позову Романа Петренко или кого-то с ТНТ и спросим у них. «ТВ-100 действительно без рекламы, у них много хороших фильмов. Но, наверное, богатые у них владельцы. Потому что без рекламы – это просто сильно круто. Евгений из Петербурга». Вы знаете, хорошая тема. Попробую узнать. Не знаю, честно. «Почему называется «ТНТ Телесеть» канал?» Потому что у них сеть по России. Кроме ТНТ, которое выходит в Москве, есть сетевые партнеры – так же работает СТС, например, MTV, другие каналы. «Ситком – сокращение от «комедии ситуаций». Комедия положений, да, ситуационная комедия. Никто с этим не спорит. «Будет ли 5-й в Ухте?» Опять говорю – надо задать эти вопросы руководителям канала. Постараюсь как-либо вывести их на связь с нами. Вот Маша знает про «Городское путешествие». Спасибо, Маша. Она говорит, что 4 года делает МБ-Груп, и снова будет в эфире с 23 августа. Маша, спасибо. «Почему «Судите сами» не показывают на Сибирь?» Показывают, Владимир, что вы. Как раз первый раз выходит в эфире программа на орбиту на первую на Дальний Восток и потом в свое время повторяется, и в Москве она идет в записи той эфирной версии, в которой вышла в прямой эфир, то есть где-то в полпятого по Москве бывает этот ночной эфир на Сибирь. «Когда будет продолжение «Диверсанта»? Дима из Екатеринбурга». Работают. Насколько я знаю, пробуют писать. Там, если вы помните, в конце второй части они в Аргентину все подались. И сначала были большие проблемы со съемками в Аргентине, а сейчас, в общем, кризис, и, как ни странно, может быть, даже в Аргентине будет дешевле снимать. Может быть, все и получится. «Обмани меня» - не только сериал, а все наше новостное телевидение», - пишет Лена. Ну что ж, может быть. Давайте последний звонок на сегодня. 363 36 59. Только, если можно, кратко. У нас времени мало. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Вас беспокоит Александр Михайлович из города Ярославля. Вы знаете, у меня больше 50 каналов, а вот RTVi, к сожалению, нет. Там как-то надо через заграницу, через Польшу. Это что касается RTVi. А что касается современного телевидения, вы знаете, наверное, так человек устроен. На самом деле, канал «Ностальгия» смотрим – старые «Огоньки». Вы знаете, у меня 15 украинских каналов, и там Савик Шустер и все – ну думаю, дай сейчас нашему телевидению все вот это. Опять-таки они будут смотреть те де самые сериалы. Может быть, и людей наших надо поругать. Все на телевидение как-то не хочется валить. Все-таки, я думаю, что… Ну не знаю, почему так получается. Если нужно тебе речь Обамы, пожалуйста, телевидение покажет. Кому надо, те смотрят, «Эхо Москвы» слушают.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам большое. Думаю даже, сейчас будут подозревать, что звонок у меня заготовленный от вас. Прямо такие вы правильные слова говорите, что все идет все равно от зрителей. Вот что зрители смотрят, больше того и показывают телевизионщики. Они прагматичные – они делают то, что вы смотрите. Вот и все.
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Вот поэтому я и говорю – видимо, что-то случилось все-таки с нашим зрителем. Я не знаю, что, как это определить…
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. К сожалению, у нас эфир просто катастрофически закончился. Я поэтому вынуждена сказать спасибо. Спасибо, что вы были сегодня моими гостями, уважаемые зрители. И, в общем, меня этот разговор порадовал, потому что не все так уныло, как казалось бы, даже в кризисное время на ТВ. Елена Афанасьева. Прощаюсь до следующего воскресенья. До свидания.