Женщина глазами телевидения, телевидение глазами женщины - Елизавета Листова, Юлия Бордовских, Юлия Панкратова - Телехранитель - 2007-03-04
Е. АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах и программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И накануне такого гендерного праздника, когда раз в год вспоминают о женщинах, мы решили поговорить сегодня о том, как выглядит женщина глазами телевидения, как выглядит телевидение глазами женщины, и насколько эта профессия женская, неженская, можно ли об этом поговорить. Поговорить решили не с мужчинами, а с тремя прекрасными дамами. В гостях у меня сегодня Юля Панкратова – ведущая новостей «Первого канала». Добрый день, Юля.
Ю. ПАНКРАТОВА – Добрый вечер.
Е. АФАНАСЬЕВА – Лиза Листова – ведущая проекта «Советская империя на канале «Россия». Добрый день. Лиза.
Е. ЛИСТОВА – Добрый вечер.
Е. АФАНАСЬЕВА – И Юля Бордовских – ведущая «Утро на НТВ». Добрый день, вечер… Доброе время суток. Когда мы сейчас сидели перед началом программы в редакционной комнате, девушки пошутили, что надо было звать мужчин поговорить о женщинах. А я в ответ пошутила, где же найдешь трех известных харизматичных мужчин, с которыми интересно было в эфире разговаривать о женщинах, а не о них любимых. Женщины на телевидении – равнозначная сила, или все-таки есть какое-то ущемление гендерное, девушки? Кто начнет? Юля, в новостях вы сейчас работаете. (Юля Панкратова, две Юли у нас будут).
Ю. ПАНКРАТОВА – Нет, я ущемления не чувствовала никогда. И в новостях, пожалуй, совершенно равнозначное, а порой, мне кажется, даже если судить по составу бригад и даже иногда по составу ведущих на канале, то порой даже мы превосходим, по крайней мере, числом.
Е. ЛИСТОВА – Шеф-редакторы обычно в большинстве своем женщины.
Ю. ПАНКРАТОВА – Да, в большинстве своем дамы, причем, решительные, и с ними порой работать (я работала и с мужчинами, и с женщинами), мне проще работать с шеф-редактором женщиной. Например, те же спецвыпуски, которые случаются, всегда легче делать женщине.
Е. АФАНАСЬЕВА – Женщины более ответственные? Или почему?
Ю. БОРДОВСКИХ – Меньше суеты, да, Юля?
Ю. ПАНКРАТОВА – Нет, суеты не меньше, но у женщин есть драйв такой.
Е. АФАНАСЬЕВА – Мужики ленивы.
Ю. ПАНКРАТОВА – Ленивы… а потом, женщины такие заполошенные, а для новостей что надо – вот я вам сейчас все это расскажу, и вы первые все услышите – женщинам это обязательно нужно сказать, и у них есть эта энергетика, на мой взгляд.
Е. АФАНАСЬЕВА – Я напомню только средства связи слушателям и продолжим разговор. + 7 985 970-45-45 – номер нашего SMS, вы можете присылать свои вопросы прекрасным моим гостям сегодняшним, а ваши высказывания о том, насколько это женская профессия, неженская, кого из прекрасных дам вам нравится наблюдать в эфире, а также какой выглядит современная женщина глазами современного телевидения. Во второй части программы как обычно вы сможете сделать это же по телефону. Вы все трое, насколько я понимаю, когда-то работали корреспондентами, так или иначе, да?
Ю. БОРДОВСКИХ – Причем на одном канале.
Е. АФАНАСЬЕВА – Как вы уже пошутили, все вышли из шинели старого НТВ. Корреспондентская профессия насколько тяжела для женщины, в отличие от мужчин? Лиза Листова?
Е. ЛИСТОВА – Мне кажется, для того чтобы сравнить, нужно побыть немножко мужчиной.
Е. АФАНАСЬЕВА – А это мы не пробовали.
Е. ЛИСТОВА – Да, это мы не пробовали. Но мне кажется, что для женщины это может приносить несколько больше хлопот, потому что нужно все равно подумать о том, как ты выглядишь, и это занимает какое-то время.
Е. АФАНАСЬЕВА – Непричесанность мужчине простят, а женщине нет?
Е. ЛИСТОВА – Ну да, хотя мне кажется, что это, пожалуй что и все. Все остальное… мы знаем примеры работы и в горячих точках, и на балах. И мне кажется, что нет особой разницы здесь.
Е. АФАНАСЬЕВА – Но когда ищут корреспондентов начальники телевизионные, ко мне часто обращаются с просьбой посоветовать кого-нибудь из тех ребят, которых я видела на телевизионных конкурсах. Мальчиков… пожалуйста, найдите нам мальчиков. Долго приходится убеждать, смотрите, какая замечательная девочка. Я имею в виду, девочка, мальчик – просто половой признак. Смотрите, женщина как хорошо работает. И ощущение, что женщина должна быть на голову выше, потому что мужчин берут, даже если они на среднем уровне, а женщину, если только она показывает какие-то удивительные профессиональные результаты.
Е. ЛИСТОВА – Знаете, мне кажется почему с мальчиками проще. Они не рожают (мальчики).
Е. АФАНАСЬЕВА – То есть вас в декрет отпускать надо?
Ю. БОРДОВСКИХ – Понимаете, надо отпускать в декрет, нужно терпеть слезы, нужно как-то помягче где-то. А с мальчиками жестко везде. Я вообще считаю, что если возвращаться к нашей теме сегодняшней программы, то мне кажется, что женщина, которая еще не имеет детей, ей намного проще работать на телевидении. Я помню, что я выбирала между олимпиадами и чемпионатами мира в Риме, когда бы родить ребенка. И вот у меня получилось между олимпиадой и чемпионатом мира родить свою Марусю. Когда я ее родила, я просто немножко сбавила темп. Но я осталась на телевидении, я нашла нечто другое для себя. Поэтому мужчинам – ну вот, они вне семьи или с семьей – одно и то же, в принципе, для них. Им же не надо с утра до вечера думать о том, где их дети и т.д. Это делает женщина.
Е. АФАНАСЬЕВА – А скажите, пожалуйста, кому-нибудь из вас (сейчас современное телевидение работает по контрактам, заключает с вами, как я понимаю), у кого-то в контрактах прописано, что вы не имеете права на срок контракта рожать детей?
Е. ЛИСТОВА – Нет, конечно.
Ю. БОРДОВСКИХ – Нет.
Ю. ПАНКРАТОВА – Нет.
Е. ЛИСТОВА – Я думаю, что нельзя в контракте писать все, что бог на душу положит, это же будет юридически…
Е. АФАНАСЬЕВА – Нет, почему? Работодатель берет сотрудника на работу на определенный срок.
Ю. БОРДОВСКИХ – Это есть в шоу-бизнесе, я знаю.
Е. АФАНАСЬЕВА – Год, например. Год работаешь, через год тебе его продлевают или не продлевают в зависимости от результатов работы. И работодатель, нанимая на этот срок, должен быть уверен, что он имеет сотрудника, а не будущую маму.
Ю. БОРДОВСКИХ – Это прописано в шоу-бизнесе. Когда группы составляют контракт, там есть особый пункт, что вы не рожаете, не выходите замуж. Если вы это сделали – до свидания.
Ю. ПАНКРАТОВА – Это прямо русским по белому написано?!
Ю. БОРДОВСКИХ – Абсолютно.
Ю. ПАНКРАТОВА – У нас очень гуманные работодатели.
Е. АФАНАСЬЕВА – Видите, в новостях можно сидеть до последнего, как ваша коллега Ольга Белова, практически до последнего сидела в эфире новостей на НТВ, прежде чем не так давно стала мамой. Кто-то, как, по-моему, Юля Меньшова буквально делала спокойно шоу с большим животом, и это было какой-то составной частью шоу. Так что это не всегда.
Е. ЛИСТОВА – Я еще помню Тину Канделаки, которая, забеременев второй раз, придумала программу детскую и вела ее совершенно спокойно с животом, наоборот ей это очень, видимо, помогало.
Е. АФАНАСЬЕВА – Так что можно найти всегда какие-то вещи, сопоставимые с профессией. Хорошо. Все-таки Артур из Уфы нам написал, не женское это дело, надо дома надо сидеть. Артур, ну, вы если хотите, сажайте свою жену дома, девушки, которые ко мне сегодня пришли, дома ни в каких золотых клетках не усидят, иначе бы они не были в этой профессии. Скажите, пожалуйста, вы когда себе жизнь под кого-то в профессии строили, еще будучи молодыми журналистками, вашими кумирами были больше мужчины или больше женщины? Все задумались.
Ю. БОРДОВСКИХ – Я могу ответить. Вы знаете, когда я еще училась на факультете журналистики, я попала в программу к Анне Владимировне Дмитриевой, к женщине, которую не нужно представлять, ее знают все. И сидела у нее на телефонах. И когда я закончила факультет журналистики, я приняла решение пойти именно к ней, потому что именно у нее я научилась половине того, что я умею, и половине того, что у меня получилось, это все сделала для меня она. И до сих пор, когда что-то меня волнует, что-то я не могу решить именно профессионально, я иду к ней до сих пор. Мне кажется, что для меня это как крестная мама была именно Анна Владимировна Дмитриева.
Е. АФАНАСЬЕВА – Несмотря на то, что в ее времена профессия спортивного комментатора практически была мужской. Была исключением только она. Юля, Лиза, вы как?
Е. ЛИСТОВА – Я честно скажу, что впервые задумалась о половой принадлежности своих кумиров только сейчас. То есть в тот момент, когда я смотрела, моя профессиональная юность пришлась на «золотой век» телевидения, и там поровну было и тех, и других. И в последнюю очередь меня волновал вопрос пола, а в первую очередь – вопрос профессии, которой эти люди владели по-разному, но в равной степени виртуозно. И мне совершенно все равно, мужчина это был или женщина. Потому что у Татьяны Ростиславовны Митковой свои какие-то достижения, которые вряд ли кому-то удастся преодолеть, перебить эту планку, у Киселева – свои достижения, у Парфенова – свои достижения. И делить их…
Е. АФАНАСЬЕВА – С Парфеновым все трое работали (у Парфенова). Юля Панкратова?
Ю. ПАНКРАТОВА – У меня, пожалуй, в самом раннем детстве, я смотрела международную панораму, мечтала быть Бовиным. Я серьезно так и говорила маме, что я буду Бовиным, а потом, повзрослев, наверное тоже исчез какой-то половой… я перестала различать, просто хотелось быть журналистом, и все.
Е. АФАНАСЬЕВА – А начальники? С какими начальниками легче работать: с женщинами или с мужчинами? Были ли у вас начальники женщины или только мужчины?
Ю. БОРДОВСКИХ – Я бы тоже не делала здесь никакой дифференсации, потому что дело-то в людях, дело в индивидуальности. Я могу сказать, что все 14 лет, что я работаю на телевидении (13), у меня не было плохих начальников. Видно, я везучий человек. Так же как у меня не было плохих коллективов, в которых я работала, будь то спортивная редакция, будь то редакция «Страны и мира», в которой я начинала, будь то сейчас программа «Утро», будь то Алексей Бурков или Анна Дмитриева или Парфенов, или Миткова – не важно, главное, что это были люди личности и тут по половому признаку, я думаю, очень сложно их разделить. Просто к каждому свой подход. Понимаете, к мужчинам же по-другому женщина может подойти. Вы же понимаете.
Е. АФАНАСЬЕВА – А как?
Ю. БОРДОВСКИХ – Ну как, можно надавить на жалость, можно красиво одеться, выглядеть румяной, и тогда на мужчин это влияет больше. К женщине нужно идти наоборот по-другому, как вы понимаете.
Е. АФАНАСЬЕВА – Поскромнее.
Ю. БОРДОВСКИХ – Всегда со слезами на глазах, что все очень плохо и т.д.
Е. АФАНАСЬЕВА – Это советы от Юлии Бордовских. Согласны ли, Лиза и Юля Панкратова?
Е. ЛИСТОВА – Начальники были в основном хорошие, а если и были плохие, то независимо от пола, я не смогу разделить. Но я, правда, единственное, что я ко всем хожу одинаково.
Ю. БОРДОВСКИХ – Одинаково хорошо или одинаково скромно, можно узнать?
Е. ЛИСТОВА – Как сегодня получилось, так и пошла. Видимо, надо задуматься и по-другому себя вести.
Е. АФАНАСЬЕВА – У нас как-то таких страшненьких убогеньких особо в эфире не видно. И все три мои сегодняшние гостьи – все ведущие разных программ, вели новости, всегда все равно есть стереотип, что новости ведет красивая женщина, эффектная женщина. Понятие красоты у всех разное. И телевидение не рискует сажать в кадр некрасивые лица, нестереотипные лица. Я имею в виду стереотипные – может быть, резко выбивающиеся из общих понятий красоты. Почему телевидение настолько подвержено общим канонам? Почему не рискуют посадить в кадр, например, полную женщину? Или с какими-то не совсем правильными чертами лица? Почему телевидение этого боится, как вам кажется?
Е. ЛИСТОВА – Не знаю, пардон, мне кажется, что всякое бывало. Мы не будем сейчас переходить на личности. Но мне кажется, это в равной степени может касаться и мужчин, и женщин, которые, может быть, по первому впечатлению производят какое-то такое не вполне приятное впечатление, но потом, когда включается их обаяние… Обаяние – в любом случае – это первое, что должно присутствовать у человека, который работает в кадре. Обаяние как-то скрадывает какие-то физиологические особенности, коли у нас о том речь пошла. Я могу привести примеры, я просто не хочу.
Е. АФАНАСЬЕВА – Но все равно в сравнении с такими каналами, как CNN или BBC, где в кадре сидят люди постарше.
Ю. БОРДОВСКИХ – Там возрастное немножко другое…
Е. АФАНАСЬЕВА – И не всегда далеко красивые. И нас телевидение все-таки более красивое, если брать лица, особенно лица новостей.
Ю. БОРДОВСКИХ – Мы вообще хотим быть все время красивыми. Посмотрите, русских девушек везде видно сразу, потому что они очень красиво одеты всегда, очень ярко (я имею в виду за границей). Ну а я думаю, что все-таки телевидение – это прежде всего эстетика, поэтому все стремятся прежде всего к какой-то эстетике, создать некое лицо канала. Но я с Лизой согласна, что существует ряд экспериментов, за которыми не надо далеко ходить на НТВ. Это были эксперименты разные, когда в кадр попадали люди, абсолютно поначалу непривлекательные, потом они находили свой стиль, и они становились другими. Я, например, не могу смотреть свои первые эфиры, думаю, как меня туда посадили вообще. Как они могли вообще это сделать.
Ю. ПАНКРАТОВА – Мы, наверное, все знаем, все видели свои тракты. Некоторые даже хранят зачем-то.
Е. АФАНАСЬЕВА – Чтобы смотреть, как далеко ушли.
Ю. ПАНКРАТОВА – Но это конечно поразительно.
Е. ЛИСТОВА – Я так и не решилась посмотреть, если честно.
Ю. БОРДОВСКИХ – Мне просто кажется, что действительно, как ни странно, такая сила, телевидение, мы все про нее знаем. Девушка попадает в кадр, и сначала она может быть и симпатичная, но ничего в ней особенного нет; и через год это совершенно другой человек. Видимо, это сила телевидения. И ты понимаешь, может быть действительно, как себя преподать, как повернуться, как посмотреть, стоит ли улыбаться вот так, чтобы у тебя возникали здесь морщинки, а может быть и не стоит. Очень быстро это получается. Вот две своих кассеты посмотришь – честное слово…
Е. АФАНАСЬЕВА – А у кого не получается, те уходят из кадра. Скажите, я спросила вас, есть ли в ваших контрактах пункт о беременности, оказалось, нет, а пункт о внешности. Ведь все-таки когда человек становится лицом канала – а вы все были и есть лица своего канала, звезды такого уровня – вроде бы он уже не совсем принадлежит сам себе. Юля Бордовских – это блондинка, Юля Панкратова – это девушка с определенной стрижкой, большими глазами, Лиза Листову знают. Можете ли вы менять свою внешность по своему желанию, или у вас в контракте написано, что вы не можете перекраситься, не можете постричься без согласования со стилистами и руководством? Юля Панкратова машет головой, что?
Ю. ПАНКРАТОВА – У меня есть пункт в контракте, что я не имею право менять внешность кардинально.
Е. АФАНАСЬЕВА – А кто определяет степень кардинальности?
Ю. ПАНКРАТОВА – Вот я не знаю!
Е. АФАНАСЬЕВА – Давайте попробуем методом проб и ошибок.
Ю. ПАНКРАТОВА – Но я знаю, что пункт есть.
Е. АФАНАСЬЕВА – Юля Бордовских.
Ю. БОРДОВСКИХ – Нет, у меня никакого пункта нет. Я недавно немножко изменила свою внешность, совсем чуть-чуть. Все заметили, но никто мне конечно ничего не сказал. Единственное я помню, когда на НТВ подстриглась коротко (была с длинными волосами, а потом я подстриглась коротко), и в коридоре меня встретил Алексей Циварев, он кричал, махал руками, говорил: «Кто позволил?!» Но у меня нет никакого пункта в контракте абсолютно.
Е. ЛИСТОВА – У меня тоже. И не было. И более того. У меня была дивная история, когда я еще вела новости, вдруг в какой-то момент ввалилась ко мне команда стилистов, как они себя назвали, и сказали, так, сейчас мы будем делать из вас блондинку. Кроме того, они мне еще принесли, я помню, пиджак для работы в кадре, такой какой-то зелененький пиджак, все нормально, но у него нет спины. То есть вообще. А вместо спины дыра. Я не знаю, как называется – декольте сзади. Такой фасон. Пришли стилисты, сказали, что сделают из меня блондинку, и принесли мне пиджак без спины, и все, на этом дело закончилось.
Е. АФАНАСЬЕВА – Но вы поддались, стали блондинкой?
Е. ЛИСТОВА – Нет, конечно. Я не знаю, кем они были подосланы, потому что ни один начальник потом не сознался в том, что он хотел сделать из меня блондинку.
Е. АФАНАСЬЕВА – Вот об особенностях телевизионного сотворения звезд, в том числе с помощью стилистов и без их помощи, мы продолжим наш разговор с Юлией Панкратовой, Юлией Бордовских и Лизой Листовой в программе «Телехранитель» после новостей.
НОВОСТИ
Е. АФАНАСЬЕВА – Мы продолжаем программу «Телехранитель». Говорим мы сегодня о том, как выглядят женщины глазами телевидения, как выглядит телевидение глазами женщин, женщин, которые на телевидении работают. Это Лиза Листова – ведущая цикла «Российская империя» на канале «Россия», Юлия Бордовских – ведущая «Утро на НТВ» и Юлия Панкратова – ведущая новостей «Первого канала». Кто-то из наших добрых слушателей неподписавшихся уже прислал… люблю я таких, знаете, не подпишутся: вот скажем мы вам гадость. «Леночка Афанасьева, для некрасивых, хромых и кривых ведущих существует радиостанция «Эхо Москвы», а телевидение – для таких красавиц, которые у вас сейчас в гостях». Телевидение конечно для красавиц, но он не видел Аню Казакову, которая только что вышла из студии – роскошная рыжеволосую. Позавидовали бы, товарищ! Вот что я хотела еще спросить прежде, чем буду подключать слушателей к нашему разговору. Сразу напомню телефоны. 783-90-25, 783-90-26. Мы остановились на животрепещущей теме имиджа. И большинство зрителей уверены, что вы, телевизионные красотки, вам ничего не приходится делать сами. Группа стилистов работает над вашим имиджем, колдует, создает вам прекрасные прически, макияж, одежда вам подносится, все гениально. Насколько этот миф соответствует действительности? Или пускай он будет мифом, не будем его развенчивать? Юля Бордовских улыбается.
Ю. БОРДОВСКИХ – Я могу сказать, что группы стилистов в количестве 100 человек конечно нет. Есть люди, которые помогают нам. Но это с недавнего времени подбирают одежду, люди, которые занимаются нашим мейк-апом. И я просто сразу хочу назвать человека, который помогает и мне, и Юля знает этого человека. Есть такая Таня Хоресова – для телевидения просто волшебные руки. Наташа Сатанеич. Это девушки, которые действительно помогают выходить нам такими, какими мы выходим перед зрителями. Я имею в виду мейк-ап, я имею в виду одежду, которую мы вместе подбираем. Но я хочу сказать, что в основном одежда, в которой я выхожу, она на 60 % моя, потому что это та одежда, которую в данный момент мне хочется надеть. Если бы не было такой поддержки от телевидения, которая у нас есть сейчас выбрать одежду, то я бы выходила в основном в своей одежде. Это тот стиль, который для меня сейчас удобен, сегодня утром.
Е. АФАНАСЬЕВА – У Лизы такой знаменитый комбинезончик, который явно был просто частью образа, поэтому задавать вопрос, своя, не своя одежда, не стоит. А когда новости вели, насколько важно было: не та помощь стилистов, которые перекрасить хотели, а профессиональная помощь?
Е. ЛИСТОВА – Ну конечно важно, потому что ты появляешься в эфире гораздо больше раз, чем у тебя гардероб. Другое дело, что это тоже такой сложный момент, потому что новости бывают разные. И висит у тебя на завтра заготовленный субботний костюмчик, а там, бах…
Е. АФАНАСЬЕВА – Что-нибудь случилось.
Е. ЛИСТОВА – И костюмчик улетает. Улетает в момент.
Е. АФАНАСЬЕВА – А скажите, еще такая тонкость. Обычно это у мужчин. У вашего общего коллеги по НТВ Михаила Осокина всегда были пиджаки, джинсы и кроссовки. Об этом все телевизионные коллеги знали. У женщин это тоже так случается, что есть роскошный верх, блузочки, подобранные пиджачки, а внизу абы что, или вы так себе не позволяете?
Ю. ПАНКРАТОВА – Роскошные джинсы!
Е. АФАНАСЬЕВА – И удобные кроссовки, чтобы бегать с этажа на этаж, если это нужно.
Ю. БОРДОВСКИХ – По-разному. Но в основном да.
Ю. ПАНКРАТОВА – У меня видно все.
Е. ЛИСТОВА – У нас теперь есть на «Первом канале» в программе «Время» есть же проходы у ведущего, там конечно…
Е. АФАНАСЬЕВА – Приходится Кате Андреевой надевать костюм.
Е. ЛИСТОВА – Но в новостях очень замечательно – джинсы.
Ю. БОРДОВСКИХ – Удобно.
Е. АФАНАСЬЕВА – Но количество пиджаков превалирует в гардеробе?
Е. ЛИСТОВА – Я хотела сказать, что своего не так много в эфире, потому что мне столько пиджаков в жизни не потребовалось бы никогда.
Е. АФАНАСЬЕВА – А вы знаете, даже Ира Петровская, моя коллега, рассказывала, что в то время, когда она вела «Пресс клуб», она пришла как-то в химчистку, сдавал кто-то из ее родственников, и забирала она – на что приемщица сказала, а, теперь я поняла, зачем одному человеку столько пиджаков.
Ю. ПАНКРАТОВА – Вообще пиджаки для женщин – это тема, которая меня ужасно волновала, когда я вела новости, потому что я думала, ну, можно придумать что-то кроме пиджака для женщины-ведущей.
Ю. БОРДОВСКИХ – Есть еще блузки.
Ю. ПАНКРАТОВА – А микрофон, пардон, вы будете куда вешать, Юлия?
Ю. БОРДОВСКИХ – А там накладывать такую штучку специальную, чтобы держалась.
Ю. ПАНКРАТОВА – Она шелестеть начинает, эта блузка, деформироваться.
Ю. БОРДОВСКИХ – Не всегда она шелестит.
Ю. ПАНКРАТОВА – Но как правило.
Ю. БОРДОВСКИХ – Я хожу в блузках в «Утре». Нет, самый хит телевидения, это пиджаки когда становятся велики, кто-то похудел, это когда вид сзади – это прищепка на пиджаке, булавочка или для волос эта штука.
Ю. ПАНКРАТОВА – Это даже не то что велики, а это для того чтобы он лучше сидел с того плана, с которого тебя видно.
Ю. БОРДОВСКИХ – Просто пиджак покупаешь, а он тебе вот здесь в талии широковат. Ты же не будешь ушивать, это целая история. Раз, прищепочкой, и все нормально.
Е. АФАНАСЬЕВА – В кадре просто идеально.
Е. ЛИСТОВА – Главное, когда вы смотрите новости и видите женщину ведущую, всегда помните, что у нее на спине прищепка!
Ю. ПАНКРАТОВА – А еще когда бывает удачная кофточка, и можно ее под два пиджака надевать, то очень удобно: сначала ты ее нормально надеваешь, а, например, через два дня просто наоборот – другой вырез.
(Смеются).
Е. АФАНАСЬЕВА – Как интересно!
Ю. ПАНКРАТОВА – Вот у меня такое было.
Е. АФАНАСЬЕВА – Юля, я боюсь, что завтра люди будут очень внимательно разглядывать вас. Сразу Влад поинтересовался из Тамбова, а замужем ли все девушки, которые сейчас в студии.
Ю. БОРДОВСКИХ – А это ему зачем?
Е. АФАНАСЬЕВА – Решил руку и сердце предлагать. И все решили промолчать. Значит, все сердца свободны.
Ю. ПАНКРАТОВА – К профессиональной деятельности это не имеет отношения.
Е. АФАНАСЬЕВА – Я, честно сказать, думала, что мы будем о глобальном, как женщина выглядит глазами телевидения, наша современница, что телевидение видит. Разговор пошел такой, чисто бабский. Ну, хорошо, давайте его и продолжим. А вот страшная вещь для любой женщины: поправиться или похудеть. Насколько телевидение выдает вот эти мелкие детали, потому что я замечала, что некоторые люди в кадре выглядят нормально, а в жизни просто крошечные, а в кадре человек большой и нормальный. Та же Юля Панкратова, она такая миниатюрная, что в жизни кажется, сейчас сломается. Были ли проблемы, особенно Лиза, Юля рожали, после родов восстанавливались, выдает ли камера или так же как в нормальной жизни?
Е. ЛИСТОВА – Меня бог миловал от новостных эфиров в этот период, поэтому не знаю, не могу сказать.
Ю. БОРДОВСКИХ – Я могу сказать, что на телевидении каждая прибавка в 500 грамм или в килограмм видна. У меня видно сразу по лицу, я чувствую это, и я сразу прошу отвернуть монитор, потому что этого видеть не хочется. Я восстановилась достаточно быстро, через три месяца уже работала благодаря спорту, тому, что я всегда занимаюсь спортом и жить без этого не могу. Но телевидение прибавляет, как минимум, килограммов пять. То есть мы сейчас все здесь сидим, кто нас знает по телеэфирам, мы намного меньше и миниатюрнее.
Е. АФАНАСЬЕВА – Давайте слушателей будем принимать звонки, потому что мигают хотят наверное вопросы задавать. Напоминаю, 783-90-25, 783-90-26. Ваши вопросы прекрасным дамам, они готовы отвечать на них. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте. Это Виталий из Подмосковья. Я хочу задать вопрос Юлии Панкратовой. Почему она ушла с НТВ? Спасибо.
Ю. ПАНКРАТОВА – Ммм..
Ю. БОРДОВСКИХ – Признавайся.
Ю. ПАНКРАТОВА – Да это уже такая, мне кажется, давняя история. И сейчас сказать почему – просто руководство сочло, что другая девушка на моем месте будет смотреться лучше, лучше вести новости. Ну а мне предложили остаться корреспондентом, но я отработала в эфире, по-моему, год и три месяца к тому моменту и мне просто жаль было бросать вот это. Ну, просто хотелось посидеть в кадре еще.
Е. АФАНАСЬЕВА – Мне кажется, Юля в одиночном ведении раскрылась даже лучше, чем в парном ведении на НТВ.
Ю. ПАНКРАТОВА – Тем более, когда я такое слышу!
Е. АФАНАСЬЕВА – И бывает, когда смена канала, вроде делает человек одно и те же программы в общем-то (сейчас похожи новостные везде), но человек раскрывается. Комплимент могу Юле сказать, что она в одиночном виде раскрылась.
Ю. ПАНКРАТОВА – Я очень довольна, что осталась в кадре, потому что мне кажется, тогда это было правильное решение, мне к тому моменту пришлось поменять канал, потому что остаться на НТВ в кадре, к сожалению, возможности не было. Ждать чего-то, когда вдруг кто-то уйдет рожать, не рожать, я сочла тоже как-то глупо. Тем более мне поступило предложение, меня оно тогда устраивало…
Е. АФАНАСЬЕВА – 783-90-26. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Скинхед, вперед!
Е. АФАНАСЬЕВА – А, ну это скинхед. У нас как раз Ашот Насибов предупреждал, что сегодня скопище скинхедов. Даже прекрасные дамы скинхедов не отвлекают от главного. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте. Меня зовут Роман. Я категорически против идеи брать пожилых людей на телевидение. Лицо пожилого человека – это маска смерти. На подсознании…
Е. АФАНАСЬЕВА – Боже мой! Кто вам сказал такой ужас?!
СЛУШАТЕЛЬ – На подсознании это вызывает тревогу.
Е. АФАНАСЬЕВА – Лет вам сколько?
СЛУШАТЕЛЬ – Это не имеет отношения. Наоборот, сколько бы мне ни было лет, понимаете, я хочу смотреть на молодые красивые лица, вызывающие оптимизм, радость, стремление к жизни. А пожилые люди – на них даже собаки служебные кидаются.
Е. АФАНАСЬЕВА – Боже мой, какой ужас! Собаки кидаются. У вас что, никогда не было бабушки, дедушки?
СЛУШАТЕЛЬ – Бабушка, дедушка на телевидении не выступают. Я вообще не понимаю, откуда вы это взяли. Вот я смотрел ITN, BBC – там нормальные молодые люди.
Е. АФАНАСЬЕВА – Посмотрите, я не говорю бабушки, пожилые. Просто в телевидении возраст ведущих новостей там намного старше, чем у нас в эфире. А почему такое резкое негативное отношение? Давайте только молодых, позитивных.
Ю. ПАНКРАТОВА – Да избаловали!
Е. АФАНАСЬЕВА – Правильно, такие красивые, как Юля Бордовских, избаловали. Еще звонок примем. 783-90-25. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
Е. АФАНАСЬЕВА – Одни мужчины звонят, заметьте, девушки.
СЛУШАТЕЛЬ – Скинхед, вперед.
Е. АФАНАСЬЕВА – А, это все-таки скинхед.
Ю. ПАНКРАТОВА – Не мужчина.
Е. АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте.
Е. АФАНАСЬЕВА – Вы не скинхед?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, отнюдь.
Е. АФАНАСЬЕВА – Вот как радует. Только приемник выключите, а то фонит.
СЛУШАТЕЛЬ – Да, я этим и занимаюсь. Меня Александр зовут. У меня такой идиотский слегка вопрос. У меня девушка очень хочет попасть на телевидение, при этом не имеет специального образования для этого, но имеет все необходимые данные. А как это возможно сделать. Может дадите какой-нибудь совет?
Ю. БОРДОВСКИХ – Учиться, учиться и еще раз учиться.
Ю. ПАНКРАТОВА – А как вы определили необходимые данные?
Е. АФАНАСЬЕВА – Я уже выключила звонок, извините. Посоветуйте что-нибудь. Все-таки профессиональное образование получить какое-нибудь наверное даже если не в университете, то сейчас очень много школ телевизионного мастерства. А вы знаете, откуда, как вам кажется, когда вы уже достаточно проработали в эфире, откуда эта уверенность у очень многих людей, что я все смогу? Я никогда не была не телевидении, но я могу. И я могу быть ведущей программы, я могу вести новости. Ведь огромное количество и девушек, больше чем мужчин, считают, что у них есть все для этого данные. Когда им начинаешь говорить, что у вас речь немножко не та, вам надо поработать с педагогом, и ведете вы себя в кадре не так, даже когда пробуют начинающую журналистку, особенно где-то в регионах дают диски смотреть. Почему люди всегда считают, что это так просто и легко?
Ю. ПАНКРАТОВА – Ну, потому что опыт не идет дальше той картинки, которую видна в эфире. И как это объяснить людям, что это 5 % телевидения вы видите в кадре, все остальное происходит за ним.
Ю. БОРДОВСКИХ – Мне кажется, что уровень сегодняшнего телевидения упал. И очень появилось много ведущих, которые случайно попали на телевидение. В наше время в НТВэшное в «золотой век», как сказала Лиза, это было невозможно. Сейчас очень много людей попадает на телевидение, просто попал случайно и он сразу выходит в кадр. Именно поэтому люди, которые смотрят на этих людей, думают, а чем я хуже, я тоже попаду. Приду и буду работать. А за работой на телевидении кроется ведь очень много. Чтобы сесть, как говорится, в кадр, нужно перед этим еще и очень много поработать корреспондентом, курьером, я не знаю, кем угодно.
Е. АФАНАСЬЕВА – А может быть еще и потому, что вы настолько органично и легко это делаете, лучшие представители профессии, что кажется, что это ничего и не стоит, эта легкость, с которой вы выходите в эфир? Девушки пожали плечами.
Е. ЛИСТОВА – Всегда знаешь, что это трудно.
Ю. БОРДОВСКИХ – Говоришь себе и все. Правда?
Ю. ПАНКРАТОВА – Тем более, когда люди узнают, что когда ты читаешь, у тебя есть суфлеры, текст не приходится запоминать. Это всегда я замечала: да вы еще читаете, а…
Е. АФАНАСЬЕВА – И вся страна думает, боже мой, не работа, а лафа просто. 783-90-25. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Галина из Москвы. Вы знаете, я тоже согласна с мужчиной, который говорил, что нужно более молодых, более респектабельных, более приятных сажать. А то такое впечатление, что диктор бегал-бегал где-то, и вдруг его посадили вести новости или еще что-нибудь. Какие-то нереспектабельные мужчины и нереспектабельные женщины, очень мало приятных лиц.
Е. АФАНАСЬЕВА – Но это не относится к моим сегодняшним гостьям?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет! Ни в коем случае. Юленька Панкратова такая душечка, просто изумительная! И все девочки. И Лизанька замечательная! А ну, Бордовских Юленька – просто вообще звезда у нас!
Е. АФАНАСЬЕВА – А вы знаете, меня вот удивило, что слушатели так на эту тему откликнулись. По SMS пришел от Ольги и Валерии ответ на этот вопрос, почему так. «А потому что телевидение должно внушать оптимизм как средство массовой культуры, особенно в тех странах, в которых этого оптимизма нет. Это как часть имиджа страны. Хотя девочки нам все очень нравятся, у них всегда блестят глаза, кажется, что они вечно влюблены». Это про вас. Вот так как-то слушатели решили, что оптимизм надо насильно через экран внушать, если его …
Ю. ПАНКРАТОВА – Я просто вспоминаю тетю Валю, которая вела «В гостях у сказки», какой она внушала всегда оптимизм, послушайте, ну.
Е. АФАНАСЬЕВА – 783-90-26. Сорвался звонок. 783-90-25 тогда попробуем. Да.
СЛУШАТЕЛЬ – Это «Эхо Москвы»?
Е. АФАНАСЬЕВА – Да-да, вы в эфире, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Наверняка у меня уже не будет возможности вас всех поздравить с наступающим 8-м марта. В вашем лице всех, всю вашу женскую поздравляю!
Е. АФАНАСЬЕВА – Спасибо. А зовут вас как?
СЛУШАТЕЛЬ – Сергей меня зовут. Я из Санкт-Петербурга звоню.
Е. АФАНАСЬЕВА – А вопрос у вас есть к моим гостьям?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, я просто слушал, поздравить…
Е. АФАНАСЬЕВА – Просто мужчина дозвонился поздравить. Приятно. А теперь рассказывайте, барышни, о поклонниках, насколько больше стало поклонников с тех пор, как вы стали появляться в эфире. Вообще увеличивает ли это шансы на блистательную личную жизнь, то, что вы телезвезды. Все замахали головой…
Ю. ПАНКРАТОВА – Личную жизнь уменьшает страшно.
Ю. БОРДОВСКИХ – «Ты вот такая великая, а я?» «Вот ты на телевидении работаешь, а я?»
Е. АФАНАСЬЕВА – То есть мужчины боятся звезд?
Ю. БОРДОВСКИХ – Абсолютно. Не бойтесь, мы нормальные абсолютно! Нормальные женщины со своими горестями, проблемами и т.д. Я думаю, да, девчонки?
Ю. ПАНКРАТОВА – Нет, почти та же история, единственное, появляются какие-то странные поклонники, такие маньяки личные. Такое тоже бывает.
Е. ЛИСТОВА – Да, такое как правило и бывает.
Ю. ПАНКРАТОВА – Лиза, ну что за пессимистичные настроения?
Ю. БОРДОВСКИХ – У меня было очень много приятных поклонников, честно скажу. Благодаря телевидению.
Е. АФАНАСЬЕВА – 783-90-26. Добрый вечер… Опять скинхед. Выключаю сразу же, по голосу узнала. 783-90-25. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло.
Е. АФАНАСЬЕВА – Приемник выключите и задавайте вопрос.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый вечер, девушки! С наступающим праздником вас! Я хотел бы знать, из НТВ куда исчезла Татьяна Миткова?
Е. АФАНАСЬЕВА – Она не исчезла, она начальником стала.
Ю. БОРДОВСКИХ – Она нормально идет по лестнице.
Е. АФАНАСЬЕВА – Она работает теперь начальником. В кадре не сидит, а руководит новостями на НТВ. Так что просто вы лишились возможности ее видеть.
Е. ЛИСТОВА – Но можете ее чувствовать.
Е. АФАНАСЬЕВА – 783-90-26. Добрый вечер. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый вечер. Здравствуйте. Меня зовут Юрий. Я из Москвы. Я бы хотел спросить такой вопрос, а куда делась очень красивая такая девушка была, Асет Вацуева с НТВ?
Е. АФАНАСЬЕВА – Юля, рассказывайте.
Ю. БОРДОВСКИХ – Асет уехала сейчас в другую страну, она там учит язык. Вот. Ей показалось, что это правильно сейчас в данный момент.
Е. АФАНАСЬЕВА – Но Асет кроме того, что она просто ведущая, она все-таки с особенностями чеченской женщины, с особенными традициями, вероятно, решила, что лучше семью создавать.
СЛУШАТЕЛЬ – Семью, да. Семью, образование.
Е. АФАНАСЬЕВА – Давайте еще звонок. Потом будем заканчивать. Добрый вечер. Вы в эфире. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста…
Е. АФАНАСЬЕВА – Алло. Сорвался звонок. Извините, пожалуйста, не смогли мы вас дослушать. Еще раз. Добрый вечер. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Скинхед, вперед!
Е. АФАНАСЬЕВА – Нет, все-таки скинхед. Потрясающе! Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ – Скинхед, вперед!
Е. АФАНАСЬЕВА – Слушайте, а как можно дозваниваться по двум линиям сразу?
Ю. ПАНКРАТОВА – А их много.
Е. АФАНАСЬЕВА – А может у них автоответчик?
Ю. ПАНКРАТОВА – У них секретарь набирает специально, видимо.
Е. АФАНАСЬЕВА – Добрый вечер. Вы в эфире. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Добрый вечер. Это Татьяна из Москвы. У меня такой вопрос к тем, кто в претензии к пожилым, которые появляются на экране. Но вот вы молодые, интересные, красивые, вы нарабатываете опыт какой-то, и на вас приятно смотреть, а что же вы думаете, та женщина, которая его поддержала, через пять-десять лет вам-то куда идти? Вы же сейчас милые красивые.
Е. АФАНАСЬЕВА – Это вопрос не адресу. Девушки как раз таки совершенно не протестовали против наличия людей в возрасте на экране. Это наши слушатели почему-то стали протестовать.
СЛУШАТЕЛЬ – Не знаю, почему они так.
Е. АФАНАСЬЕВА – Спасибо. А вот вопрос действительно, а как часто приходится задумываться над тем, что есть какой-то возраст, что вы сможете работать в кадре до какого-то момента? Задумываться приходится, несмотря на юные года? Девушки закивали головой, прежде чем сказать словами.
Е. ЛИСТОВА – Конечно, а как же – приходится.
Е. АФАНАСЬЕВА – И что телевидение предлагает человеку, который был звездой, был в кадре? Если варианты развития на телевидении или надо уходить и менять профессию?
Ю. ПАНКРАТОВА – Мне кажется, можно уйти, поменять профессию, в принципе, варианты тоже есть, на мой взгляд. Их может быть не так много, как хотелось бы, и они может быть не такие интересные, и мест так мало, что не все, кто ушел из кадра, всем хватит.
Ю. БОРДОВСКИХ – Можно, например, уйти детей воспитывать. Писать книжки. Вот моя мечта. Честно вам скажу, когда пойму, что я уже не хочу идти в кадр, потому что я себе не нравлюсь, я буду писать книжки и воспитывать детей, которых собираюсь еще порожать.
Ю. ПАНКРАТОВА – Мы тут говорили, люди начальниками становятся, и нормально, и работают.
Е. ЛИСТОВА – Это зависит от человека на самом деле, потому что очень много людей и на телевидении работают, для которых работа в кадре – это далеко не свет в окне, есть работа куда более интересная, сложная и какая-нибудь руководящая. Есть вещи, которые в какой-то момент работы в кадре становятся тебе даже интереснее, чем просто сесть и прочитать.
Е. АФАНАСЬЕВА – Если бы вас попросили сказать, в каких женских лицах олицетворяется телевидение двухтысячных, по одному, по два человека, кого бы вы назвали, девушки?
Ю. БОРДОВСКИХ – Юля Панкратова, Лиза Листова. Что говорить-то?!
Е. АФАНАСЬЕВА – Браво, Юля Бордовских! Не будете отвечать.
Ю. БОРДОВСКИХ – Я ответила.
Е. АФАНАСЬЕВА – Хорошо, все-таки я вернусь, последние минуты остались. А что недодает наше телевидение нашим женщинам-соотечественницам, есть какой-то долг, то, чего телевидение нашим женщинам должно?
Ю. БОРДОВСКИХ – Не знаю, может, детских программ побольше, женщинам чтобы воспитывать детей было легче. Посадил ребенка… образовательных детских программ. У меня проблема есть такая, что Маруся смотрит «Кадетство» и т.д. Ей хочется уже это смотреть. А что-то среднее между ее семью годами и 18-ю, в которые надо смотреть «Кадетство», ничего такого нет.
Е. АФАНАСЬЕВА – Лизина дочка наверное ничего не смотрит пока. Да, Лиза?
Е. ЛИСТОВА – Нет, мы ей не включаем телевизор. Это пока что исключительно связано с тем, что она еще маленькая, бережем ей глазки.
Е. АФАНАСЬЕВА – А насчет того, что телевидение должно?
Е. ЛИСТОВА – Думаю… не знаю. Мне кажется, надо просто…
Ю. ПАНКРАТОВА – Поменьше чернухи, может быть?
Е. ЛИСТОВА – Ну просто, мне кажется, надо достойно относиться к своим согражданам.
Е. ЛИСТОВА – И не только женщинам.
Ю. ПАНКРАТОВА – Вот и все. И не держать их за дураков.
Е. АФАНАСЬЕВА – Хорошо. Тогда буквально по полминуты каждой. Все-таки праздник гендерный. Для вас это праздник или нет?
Ю. БОРДОВСКИХ – На меня смотрите? Я отвечаю? Я люблю этот праздник. Мне кажется, женщины лукавят, когда говорят: 8-е марта – подумаешь. Я люблю 8-е марта, потому что 8-го марта звонят все мужчины, которых ты знаешь, близкие, которые не звонили весь год, может два, может три, они звонят и говорят, какая ты хорошая. И женщине нужно это слышать постоянно. И нужно слышать, что она нужна: нужна, чтобы на нее смотреть, нужна, чтобы поддерживать кого-то, нужна детям, мужьям, родителям. Женщине это необходимо. 8-го марта ты включаешь телефон и все это слушаешь. И весь год нормально живешь, подпитываешься этим.
Е. АФАНАСЬЕВА – Лиза?
Е. ЛИСТОВА – Не знаю, Юля, у меня как-то это растянуто на весь год. О том, что ты сейчас сказала, потому я как-то спокойна.
Ю. БОРДОВСКИХ – Каждый день звонят и говорят, как ты нужна.
Е. ЛИСТОВА – Ну, иногда даже не звонят, иногда так говорят.
Ю. БОРДОВСКИХ – Причем все звонят сразу.
Е. ЛИСТОВА – А все мне и не нужны, в общем-то, чтобы звонили.
Ю. БОРДОВСКИХ – Нет, безусловно есть те люди, которые тебе говорят это каждый день, но ты же существуешь в многогранном мире.
Е. АФАНАСЬЕВА – Одного мало, хочется много.
Ю. БОРДОВСКИХ – Хочется общения.
Е. АФАНАСЬЕВА – Юля, у вас как с 8-м марта отношения?
Ю. ПАНКРАТОВА – Я к нему спокойно отношусь. Для меня просто весна пришла – замечательно. Пусть мне все скажут это, что я красивая, что весна пришла. И цветы мне эти первые принесут. Мимоза конечно завянет через пару дней, все равно приятно. Это все весна.
Е. АФАНАСЬЕВА – Тогда еще по 20 секунд. Что вы хотите сказать в этот праздник зрительницам, слушательницам и вашим просто близким женщинам и мужчинам? Лиза?
Е. ЛИСТОВА – Я подумаю.
Е. АФАНАСЬЕВА – Давайте опять Юлию Бордовских.
Ю. БОРДОВСКИХ – Что сказать женщинам? Будьте счастливы в том состоянии, в котором вы находитесь и с теми людьми, которые рядом с вами, потому что наверное, поскольку я ведущая «Утра», я просто всем желаю вставать утром с таким позитивным настроением, что какое счастье, что день наступил, я счастлива, потому что у меня есть дети, муж, или у меня нет мужа, или я одна, я хозяйка своей жизни в конце концов. Просто будьте счастливы!
Е. АФАНАСЬЕВА – Юля Панкратова?
Ю. ПАНКРАТОВА – Я просто хочу, чтобы телевизор всем женщинам не заменял никакой реальности, никакую семью, никаких детей.
Е. АФАНАСЬЕВА – О, как правильно.
Ю. ПАНКРАТОВА – Поменьше его смотреть, побольше заниматься всем остальным. Гулять, рожать детей, замуж выходить, не один раз в конце концов!
Е. АФАНАСЬЕВА – Лиза, додумали?
Е. ЛИСТОВА – Нет.
Е. АФАНАСЬЕВА – Ну тогда просто с праздником вас, дорогие дамы! Я хочу пожелать, чтобы у вас так блестели глаза, как они и блестят всегда не только в эфире или с помощью каких-то подручных средств, которыми иногда, говорят, пользуются «визином» и прочим, а просто от счастья. Вам успехов личных…
Ю. БОРДОВСКИХ – И вам!
Е. АФАНАСЬЕВА – Спасибо, Юля. И профессиональных, потому что девушки все профессионально ориентированы и без работы нам как-то все равно тяжко. Всего доброго. Это была программа «Телехранитель». До следующего воскресенья!